Научная статья на тему 'Повышение эффективности адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников ОВД к участию в проведении контртеррористических операций'

Повышение эффективности адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников ОВД к участию в проведении контртеррористических операций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контртеррористическая операция / участие / подготовка / сотрудники органов внутренних дел / counter-terrorist operation / participation / training / law enforcement officers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Войлошников Олег Диомидович

Отмечается, что подготовка сотрудников органов внут ренних дел к участию в проведении контртеррористичес ких операций осуществляется в два этапа. Первый этап — обучение в образовательных организациях МВД России, второй этап — обучение в пункте временной дислокации. Показана необходимость в повышении адресной направленности первого этапа подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Войлошников Олег Диомидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancement of Target Focus of the First Stage of Training Law Enforcement Officers to Participate in Counter-Terrorist Operations

The researchers note that training of law enforcement officers to participate in counter-terrorist operations runs through two stages. The first stage is studying at Russian MIA higher educational organizations. The second one consists of training at the place of temporary location. It is necessary to increase the target focus of the first stage.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников ОВД к участию в проведении контртеррористических операций»

Астафьев Н. В., Войлошников О. Д. Повышение эффективности адресной направленности первого этапа...

Следовательно, модерация развивает способность к самостоятельному решению проблем, способность к ведению дискуссий и переговоров, принятию ответственности за воплощение принятых решений. Каждый участник не только вносит свои знания, опыт, умения в групповое содержание, но и вбирает в себя сам столько, сколько может. Большая запоминаемость материала достигается благодаря визуализации, активной деятельности самих участников и благоприятной психологической атмосфере.

Интересный опыт разработки и использования методов интерактивного обучения в образовательном процессе вузов МВД был предложен коллегами из Пермского филиала Нижегородской академии МВД России 8. Ими разработаны положения о психологопедагогических особенностях взаимодействия курсантов в интеллектуально-активной среде обучения на примере компьютерных программ и современных информационных технологий, что не только облегчает доступ к учебной и профессиональной информации, но и открывает возможности продуктивной учебной деятельности.

Таким образом, использование методов интерактивного обучения повышает уровень развития продук-

УДК 37.013.32

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДРЕСНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕРВОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К УЧАСТИЮ В ПРОВЕДЕНИИ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Н. В. Астафьев, О. Д. Войлошников

Отмечается, что подготовка сотрудников органов внутренних дел к участию в проведении контртеррористических операций осуществляется в два этапа. Первый этап — обучение в образовательных организациях МВД России, второй этап — обучение в пункте временной дислокации. Показана необходимость в повышении адресной направленности первого этапа подготовки.

Ключевые слова: контртеррористическая операция, участие, подготовка, сотрудники органов внутренних дел.

Проблема исследования. Подготовка сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, ведется в соответствии с Примерной программой, утвержденной приказом МВД России, и осуществляется в два этапа '. Первый этап продолжительностью 16 дней (128 часов) проводится на базе центров профессиональной подготовки МВД по республикам, главным управлениям (управлениям) МВД России субъектов Российской Федерации и в образовательных организациях МВД России. На втором этапе продолжительностью три дня (24 часа) осуществляется адресная подготовка в пунктах временной дислокации (далее — ПВД) на территории Северо-Кавказского региона в целях быстрой адап-

тивной деятельности на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, обмена информацией и действиями между ними, сотрудничеством, совместным принятием решений в атмосфере взаимопонимания и уважения.

1 Андреева Н. И. Социальная психология. URL: www.I-U.ru (дата обращения: 12.03.2014).

2 Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2003. С. 145.

3 Иванова А. А. Модель интерактивного обучения спе-циалиста-менеджера. М., 2008. С. 34.

4 Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учебно-методич. пособие. Саратов, 2009. С. 45.

5 Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006. С. 67.

6 Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 33.

7 Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Модерация как форма обучения взрослых // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. М., 2007. Вып. 5. С. 329.

8 Афанасьев С. Н., Беляков А. Ю., Цагельник В. И. Психолого-педагогические особенности организации взаимодействия курсантов с интерактивными обучающими программами // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2 (29). С. 68-70.

тации сотрудников, изучения оперативной обстановки, особенностей месторасположения ПВД и специфики выполняемых оперативно-служебных задач.

Второй этап подготовки в большинстве своем имеет недостаточную продолжительность в связи с тем, что на обустройство сводного отряда полиции (далее — СОП) и оперативной группы (далее — ОГ) уходит значительное время. Трех суток, как правило, недостаточно для того, чтобы подготовить сотрудников к выполнению стоящих перед ними оперативно-служебных задач. В связи с недостаточной продолжительность второго этапа подготовки необходимо обеспечить адресную направленность первого этапа подготовки. Проведенное исследование в части обучения сотрудников и подготовки к выполнению стоящих перед ними служебнобоевых задач на первом этапе является актуальным.

Цель исследования — обосновать способы обеспечения адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников органов внутренних дел к участию в проведении контртеррористической операции.

Результаты исследования. Для обеспечения адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников СОП или ОГ к участию в проведении контртеррористических операций необходимо до начала этапа обучения корректировать учебную программу. Для этого работнику образовательной организации МВД России, осуществляющей подготовку СОП или ОГ, требуется проанализировать условия выполнения оперативно-служебных задач СОП или ОГ. Изучение условий выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками СОП или ОГ обеспечивается посредством краткосрочного командирования педагогическо-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

83

Астафьев Н. В., Войлошников О. Д. Повышение эффективности адресной направленности первого этапа...

го работника образовательной организации МВД России в ПВД СОП или ОГ.

Для подготовки учебно-методического обеспечения первого этапа обучения сотрудников СОП или ОГ временной оперативной группировки (далее — ВОГ) МВД России командируемый в ПВД СОП или ОГ работник образовательной организации МВД России должен получить следующую информацию и документацию:

— приказы и распоряжения министра внутренних дел республики и начальника ВОГ МВД России (правила внутреннего распорядка подразделений временной оперативной группировки МВД России; порядок оформления распоряжения о задействовании личного состава подразделений ВОГ МВД России (включая образец распоряжения о выполнении служебных задач сотрудниками СОП или ОГ на последующие сутки); порядок выполнения сотрудниками ВОГ МВД России служебнобоевых задач, связанных с выездом на служебном автотранспорте (включая образец плана мероприятий СОП или ОГ на последующие сутки));

— информацию из книги учета сообщений и происшествий для анализа криминогенной ситуации в местах несения службы СОП или ОГ;

— документацию по организации несения службы сотрудниками СОП или ОГ;

— структуру, состав и характер деятельности экстремистского бандподполья, действующего на территории ПВД СОП или ОГ;

— фототаблицы диверсионно-террористических групп, действующих на территории ПВД СОП или ОГ;

— фотографии образцов служебных удостоверений правительственных, административных органов, иных организаций;

— форму отчета, используемую для ежедневного анализа результатов несения службы сотрудниками СОП или ОГ;

— видеосъемку расположения ПВД СОП, видеосъемку организации несения службы сотрудниками СОП на закрепленных объектах;

— практические рекомендации от командира СОП, касающиеся требований, предъявляемых к подготовленности сотрудников с учетом особенностей условий несения службы.

В ходе командировки педагогического состава образовательных организаций МВД России целесообразно произвести видеосъемку ПВД СОП или ОГ, несение службы сотрудниками СОП или ОГ на закрепленных объектах.

Командированный работник образовательной организации МВД России должен получить от командира СОП или ОГ практические рекомендации, касающиеся требований, предъявляемых к подготовленности сотрудников с учетом особенностей условий несения службы СОП или ОГ.

По результатам командировки работника образовательной организации МВД России адресно корректируется содержание тематического плана учебной программы с учетом специфики выполняемых оперативно-служебных задач СОП или ОГ 2. Подобно-

го рода опыт накоплен нами при подготовке сотрудников УМВД России по Тюменской области. Так, преподаватели института, совместно с сотрудниками УМВД России по Тюменской области, выезжают в командировки в ПВД СОП (ОГ), где получают необходимую служебную документацию для использования ее в учебном процессе, снимают учебный видеофильм, по полученным материалам готовят и тиражируют памятку для каждого сотрудника СОП.

На вводной лекции демонстрируется учебный видеофильм и лектор комментирует условия несения службы сотрудниками СОП или ОГ, а также условия проживания и быта сотрудников в ПВД. В ходе других лекционных занятий доводится криминогенная обстановка в местах несения службы СОП или ОГ (при подготовке лекции используется анализ данных из книги учета сообщений и происшествий).

На занятиях по тактико-специальной подготовке изучается документация по организации несения службы сотрудниками СОП или ОГ (охрана и оборона ПВД, контрольно-заградительного поста полиции и других объектов).

На занятиях по огневой подготовке отрабатываются упражнения стрельб, моделирующие ситуации, связанные с отражением вооруженного нападения на сотрудника группы досмотра, и другие ситуации.

На первом этапе подготовки предусмотрено обучение сотрудников СОП (ОГ), назначаемых на должность старшего наряда КЗПП, использованию автоматизированных баз данных МВД России (АБД-Регион и др.).

Завершает обучение на первом этапе подготовки тактико-специальное учение. В ходе учения отрабатывается комплекс взаимосвязанных задач, учитывающих особенности несения службы на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: передвижение личного состава СОП или ОГ на автотранспорте в составе колонны; отражение нападения на колонну автотранспорта; пеший марш в составе СОП или ОГ; отражение вооруженного нападения на СОП или ОГ в пешем марше; задержание вооруженных правонарушителей в горно-лесистой местности; задержание вооруженных правонарушителей в жилом здании; досмотр автотранспорта и отражение вооруженного нападения на сотрудников группы досмотра; выполнение тактических упражнений стрельб, моделирующих различные ситуации служебной деятельности (отражение вооруженного нападения на сотрудника полиции, на КЗПП, на ПВД и др.) 3. Учение проводится с привлечением сотрудников ОМОНа и СОБРа, выполняющих роль посредников на учебных местах. Варианты организации учения могут быть следующими: по учебным группам на нескольких учебных местах с последовательной их сменой; со всем личным составом СОП или ОГ без распределения по учебным группам.

Выбор варианта организации тактико-специального учения обусловлен количеством обучаемого личного состава и разнообразием должностных категорий сотрудников (штатного расписания СОП или ОГ).

84

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

Астафьев Н. В., Войлошников О. Д. Повышение эффективности адресной направленности первого этапа...

В соответствии с требованиями указанных ранее приказов МВД России и Примерной программы подготовки в целях разработки управленческих документов и получения методических материалов, изучения обучаемыми сотрудниками своих должностных обязанностей во время привлечения их к проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона организуется семинар по обмену опытом между сотрудниками, уже выполнявшими оперативно-служебные задачи при проведении контртеррористических операций, и обучаемыми, привлекаемыми к участию в данных операциях.

Семинар проводится по отдельному плану в соответствии с распоряжением начальника территориального органа. При дислокации подразделений специального назначения и СОП или ОГ в одном субъекте Федерации Северо-Кавказского региона к проведению семинара целесообразно приглашать руководителей СОБРа и ОМОНа. К участию в семинаре привлекаются сотрудники, которые ранее исполняли обязанности командиров СОП и ОГ.

Для повышения эффективности второго этапа подготовки сотрудников в пункте временной дислокации (24 часа) преподавательским составом образовательной организации готовится и тиражируется памятка для каждого сотрудника СОП и ОГ. По результатам подготовки сотрудников на первом и втором этапах составляются информационно-аналитические ма-

териалы, которые докладываются руководителям территориальных органов МВД России. В этих материалах отражается информация о соответствии программы обучения особенностям предстоящих оперативнослужебных задач.

Основанием для повышения адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников органов внутренних дел к участию в проведении контртеррористических операций является указанная выше Примерная программа. В ней рассмотрено, что руководители территориальных органов МВД России имеют право изменять соотношение теоретических и практических занятий, вводить новые темы, исходя из особенностей предстоящих оперативно-служебных задач, а также с учетом опыта обучающихся сотрудников. 1 2 3

1 О внесении изменений в приказ МВД России от 10 января 2006 г. № 2 «О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» : приказ МВД России от 6 июня 2012 г. № 563.

2 Примерная программа подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. М., 2012. 44 с.

3 Селиверстов С. А. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел Российской Федерации : монография. М., 2013. Ч. 2. 233 с.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.