Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»'

ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неавиационная деятельность / аэропорт / аэропортовое предприятие / эффективность коммерческой деятельности / цифровизация / non-aviation activities / airport / airport enterprise / commercial efficiency / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.С. Рудаков, Д.В. Сливинский

Статья посвящена актуальной проблеме анализа неавиационной деятельности одного из крупнейших в России по пассажиропотоку в 2023 году аэропорта «Пулково» и разработке бизнес-идеи по увеличению доходов от неавиационной деятельности. Авторы рассматривают текущую ситуацию на рынке авиационных перевозок, характеризующуюся изменением структуры пассажиропотока в пользу внутренних перевозок, что привело к снижению эффективности использование коммерческой площади аэропорта. Для увеличения неавиационных доходов аэропорта с развитой неавиационной деятельностью предлагается использование инструментов VK Бизнес, что несмотря на инфраструктурные ограничения, позволит изменить структуру арендаторов таким образом, что эффективность использования коммерческой площади станет выше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING INCOME FROM NON-AVIATION ACTIVITIES OF AN AIRPORT ENTERPRISE UNDER INFRASTRUCTURE CONSTRAINTS USING THE EXAMPLE OF PULKOVO INTERNATIONAL AIRPORT

The article is devoted to the current problem of analyzing the non-aviation activities of Pulkovo Airport, one of the largest in Russia in terms of passenger traffic in 2023, and the development of a business idea to increase income from non-aviation activities. The authors consider the current situation in the air transportation market, characterized by a change in the structure of passenger traffic in favor of domestic traffic, which has led to a decrease in the efficiency of using the airport’s commercial space. To increase non-aviation revenues of an airport with developed non-aviation activities, it is proposed to use VK Business tools, which, despite infrastructural limitations, will allow changing the structure of tenants in such a way that the efficiency of using commercial space will become higher.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»»

ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»

И.С. Рудаков, магистрант

Д.В. Сливинский, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOL10.24412ШП-0450-2024-5-2-П2-П6

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме анализа неавиационной деятельности одного из крупнейших в России по пассажиропотоку в 2023 году аэропорта «Пулково» и разработке бизнес-идеи по увеличению доходов от неавиационной деятельности. Авторы рассматривают текущую ситуацию на рынке авиационных перевозок, характеризующуюся изменением структуры пассажиропотока в пользу внутренних перевозок, что привело к снижению эффективности использование коммерческой площади аэропорта. Для увеличения неавиационных доходов аэропорта с развитой неавиационной деятельностью предлагается использование инструментов VK Бизнес, что несмотря на инфраструктурные ограничения, позволит изменить структуру арендаторов таким образом, что эффективность использования коммерческой площади станет выше.

Ключевые слова: неавиационная деятельность, аэропорт, аэропортовое предприятие, эффективность коммерческой деятельности, цифровизация.

Эпидемия COVID-19, начавшаяся в конце 2019 года, значительно повлияла на авиационную отрасль по всему миру. С введением мер по борьбе с пандемией, такими как ограничения на перемещение и закрытие границ, пассажирский трафик в аэропортах существенно сократился, особенно сильно это повлияло на международные рейсы.

Также закрытие границ с определенными государствами в 2022 сильно изменило конъюнктуру в авиационной отрасли Российской Федерации. Ранее многие отечественные авиакомпании и аэропорты в международном сегменте отдавали предпочтение западным и европейским государством. Теперь же в приоритете идут новые восточные и среднеазиатские

направления. Помимо этого, с учетом ограничения в авиасообщении, образовалось множество новых «аэропортов-хабов». Это также повлияло на маршрутную сеть авиакомпаний.

Несмотря на то, что аэропорт активно открывает новые направления в последнее время, в связи с событиями, описанными ранее, можно заметить трансформацию трафика пассажиров.

Если в 2019 году на 66% от общего числа взлетных операций приходилось на международные направления и только 34% на внутренние, то в 2022 году лишь 12% на международные и 88% на внутренние. Абсолютный прирост внутренних взлётных операций за период составил 54 п.п. (табл. 1)

Таблица 1. Соотношение внутренних и международных взлётных операций и обслу-

женных пассажиров с 2017 по 2022 год

Соотношение внутренних и международных взлётных операций

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Доля ВВЛ, % 65 64 66 86 85 88

Доля МВЛ, % 35 36 34 14 15 12

Структура пассажиропотока

Доля ВВЛ, % 61 61 62 86 86 87

Доля МВЛ, % 39 39 38 14 14 13

Такой абсолютный прирост доли ВВЛ наблюдался при том, что пассажиропоток почти восстановился до уровня рекордного 2019 года, при меньшем количестве взлетно-посадочных операций.

Эта трансформация существенно повлияла на нагрузку на инфраструктуру крупных узловых аэропортов.

По данным аэропортов и администраций регионов в 2023 году вторым по пассажиропотоку в России является аэропорт Пулково (Санкт-Петербург). Новый терминал аэропорта, который был введен в

эксплуатацию в 2013 году, был спроектирован из расчета развития компании «на западный рынок». Площадь, выделенная под коммерческую деятельность в новом накопителе в зоне международных вылетов почти равна всей коммерческой площади аэропорта, которая была ранее. Старый терминал аэропорта используется для обслуживания внутренних авиаперевозок.

Изменение структуры пассажиропотока повлияло на эффективность использования коммерческих площадей Пулково (рис. 2).

I Площадь, выделенная под коммерцию, м кв. Количество коммерческих точек

Рис. 1. Соотношение коммерческой площади и количества коммерческих точек в различных зонах терминала аэропорта Пулково

В связи с трансформацией трафика, коммерческая площадь накопителя ВВЛ используется максимально, и имеет 49 коммерческих точек на площадь, равную 4 490 квадратных метров, в то время как в МВЛ накопителе нового терминала располагается всего лишь 12 коммерческих точек на 4 186 квадратных метров.

В зоне МВЛ большая часть площади пустует, в то время как в зоне ВВЛ нет возможности разместить новых арендаторов. Таким образом можно сказать, что аэропорту не удаётся эффективно использовать свои ресурсы, и теряется потенциальная прибыль.

В рамках цифровой трансформации отрасли одним из возможных путей повышения доходов от неавиационной деятельности аэропортового предприятия за счет повышения эффективности использования коммерческой площади терминала может стать переход к использованию инструментов УК.

Комплексная проработка задач в контуре "УК - это запуск долгосрочных экоси-стемных проектов на базе рекламных технологий и инструментов УК для повышения эффективности коммуникаций и улучшения пользовательского опыта, которые включают в себя:

- единую концепция проекта под задачи бизнеса;

- взаимодействие с пользователями на всех этапах пользовательского пути;

- прирост новой аудитории за счет новых каналов и подходов;

- сквозную аналитику, сбор аудитории, профилирование.

Предиктивная аналитика VK предлагает:

- построение портрета аудитории на основе аналитических признаков VK с целью формирования глубокого понимания своей аудитории с возможностью получения рекомендаций по коммуникации с сегментом;

- предсказание краткосрочного интереса к продукту или услуге внутри базы CRM (Система управления взаимоотношениями с клиентами). Может быть проведено как по стандартному набору аналитических признаков VK, так и через обучение моделей на данных CRM заказчика;

- исследования аудитории, включая оценку потенциальной аудитории, кластеризацию и выделение целевых групп, детальное профилирование и подготовку рекламных сегментов по итогам исследования;

- геоналитические сервисы для анализа пространственных данных с целью принятия бизнес-решений в привязке к географической локации.

Экосреда VK также имеет геоаналитический сервис. VK Геокурсор предназначен для анализа пространственных данных с целью принятия бизнес-решений в привязке к географической локации.

Возможности продукта включают в себя:

1. Оценку рентабельности бизнеса и потенциала развития:

- поиск мест, популярных у целевой аудитории;

- анализ предложения и конкурентного поля;

- выбор оптимальной локации;

- выявление факторов, влияющих на выручку;

- прогнозирование товарооборота.

2. Развитие территории:

- мастер-планирование территорий;

- анализ востребованности различных видов бизнеса и объектов инфраструктуры у населения.

Вышеперечисленные функции VK Бизнес могут стать основополагающим аналитическим инструментом для развития неавиационной деятельности аэропорта.

Создание портретов целевых групп потребителей в аэропорту позволит понять интересы покупателей, соответственно коммерческие точки, располагающиеся в терминале, будут подбираться точнее и лучшее соответствовать пожеланиям пассажиров.

Не менее важным моментом является расположение этих коммерческих точке в здании аэровокзального комплекса. Геоаналитический анализ позволит составить тепловые карты, визуализирующие трафик пассажиров. Исходя из этих данных, можно будет определить наилучшее потенциальное расположение коммерческой точки, отвечающей спросу той или иной целевой группе потребителей.

Решением проблем по развитию неавиационной деятельности предприятия, связанных с инфраструктурными ограничениями, является комплекс мер:

- стоит обратить внимание на текущих арендаторов в зоне ВВЛ. При учете того, компания заключает концессионное соглашение с коммерческой организацией, которое имеет минимальный платеж и процентную ставку, сам аэропорт заинтересован в максимизации прибыли каждой коммерческой точки.

- с учетом дефицита коммерческой площади, стоит проверить эффективность использования имеющейся. Одними из ключевых индикаторов при определении арендаторов, которых стоит заменить и потенциальных новых арендаторов, может являться сумма среднего чека и конверсия.

Ярким примером удачной замены стало открытие магазина «Магнит» на месте магазина «Hudson», на первом этаже центрального пассажирского терминала. С сумой среднего чека, равной 150 рублей, выручка «Магнита» за октябрь составила 12,6 млн рублей. На фоне довольно дорогих магазинов, «Магниту» удалось привлечь внимание пассажиров и закрыть по-

требность в сегменте товаров с более до- зисное время, и позволит увеличивать сто-ступной ценовой категорией. имость аренды, когда трафик начнёт расти.

- стоит внимательно отнестись не толь- Основным инструментом при оценке

ко к ритейлу, но и к категории F&B. За- текущего состояния коммерческих точек, а крытие дублирующих сегментов и откры- также для определения спроса целевого тие новых, позволит избежать «канибали- потребителя могут стать инструменты эко-зации» выручки и закроет существующий системы VK Бизнес. Они позволят опреде-спрос. лить интересы пассажиров, которые поль-

Привлечение новых арендаторов в зоны зуются продуктами и услугами неавиаци-МВЛ с текущим трафиков является слож- онной деятельности в аэропорту, выявить ной задачей. Пока компания активно за- магазины и рестораны, которые необходи-нимается привлечением новых зарубеж- мо заменить, а также подобрать им более ных авиаперевозчиков и открытием новых эффективные альтернативы. направлений, единственной возможностью Несмотря на инфраструктурные огра-

для функционирования у коммерческих ничения, этот комплекс мер позволит из-организаций могут быть «особые» усло- менить структуру арендаторов таким обра-вия. Составление концессионных согла- зом, что эффективность использования шений с гибкими условиями аренды поз- коммерческой площади станет выше. волит привлечь новых арендаторов в кри-

Библиографический список

1. Министерство транспорта Российской Федерации». Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/, свободный (дата обращения:

06.11.2023).

2. Федеральное агентство воздушного транспорта. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://favt.gov.ru/, свободный (дата обращения: 06.11.2023).

3. Долганова, О.И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / О.И. Долганова, Е.В. Виноградова, А.М. Лобанова; под редакцией О.И. Долгановой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 289 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-53400866-1.

4. История аэропорта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pulkovoairport.ru/about/about_pulkovo/history/ свободный (дата обращения

20.05.2024).

5. Авиакомпаниям. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pulkovoairport.ru/partners/airlines/ свободный (дата обращения 20.05.2024).

6. Предиктивная аналитика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cleverence.ru/articles/auto-busines/prediktivnaya-analitika-chto-eto-takoe-metody-i-instrumenty-prognosticheskogo-analiza/ свободный (дата обращения 21.05.2024).

7. Предиктивная аналитика: 3 метода и системы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://in-scale.ru/blog/prediktivnaya-analitika/ свободный (дата обращения 21.05.2024).

8. Преимущества Location Intelligence: расширение вашей базы данных. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.visitacostadelsol.com/ru/location-intelligence свободный (дата обращения 20.05.2024).

9. VK Business [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.company/ru/company/business/#analytics свободный (дата обращения 20.05.2024).

INCREASING INCOME FROM NON-AVIATION ACTIVITIES OF AN AIRPORT ENTERPRISE UNDER INFRASTRUCTURE CONSTRAINTS USING THE EXAMPLE OF PULKOVO INTERNATIONAL AIRPORT

I.S. Rudakov, Graduate Student

D.V. Slivinsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation

A.A. Novikov

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the current problem of analyzing the non-aviation activities of Pulkovo Airport, one of the largest in Russia in terms of passenger traffic in 2023, and the development of a business idea to increase income from non-aviation activities. The authors consider the current situation in the air transportation market, characterized by a change in the structure ofpassenger traffic in favor of domestic traffic, which has led to a decrease in the efficiency of using the airport's commercial space. To increase non-aviation revenues of an airport with developed non-aviation activities, it is proposed to use VK Business tools, which, despite infrastructural limitations, will allow changing the structure of tenants in such a way that the efficiency of using commercial space will become higher.

Keywords: non-aviation activities, airport, airport enterprise, commercial efficiency, digitali-zation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.