Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ ОТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ ОТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неавиационная деятельность / аэропортовое предприятие / аэропорт / коммерческая деятельность / рынок воздушного транспорта / ancillary services / airport enterprise / airport / commercial activity / air transport market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Колбасина, Д.В. Сливинский

Целью выполненного исследования является изучение факторов, влияющих на неавиационную деятельность аэропортовых предприятий, а также путей повышения уровня доходов от коммерческой деятельности. Анализ позволяет констатировать, что грамотное сочетание розничных продавцов и концессий, налаживание тесного сотрудничества с этими концессиями максимизируют доходы от неавиационной деятельности. Помимо этого, улучшение факторов, влияющих на неавиационною деятельность, помогает аэропорту быть менее восприимчивым к экономическим изменениям, улучшить качество обслуживания, повысить рентабельность и репутацию аэропорта в системе мирового воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.А. Колбасина, Д.В. Сливинский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF NON-AVIATION ACTIVITIES AND THE LEVEL OF INCOME FROM COMMERCIAL ACTIVITIES OF AN AIR TRANSPORT ENTERPRISE

The purpose of the article is to study issues that affect the non-aeronautical activities of airport, as well as ways to achieve a level of income from commercial activities. The analysis allows us to state that a competent combination of retailers and concessions, establishing close cooperation with exhaustive concessions maximizes the installation from non-aeronautical activities. In addition, increased enjoyment affecting non-aeronautical activities helps the airport be less receptive to economic changes, better service quality, increased prestige and prestige of the airport in international air transport.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ ОТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ ОТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

А.А. Колбасина1, магистрант

Д.В. Сливинский2, канд. экон. наук, доцент

1Университет ИТМО

2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-1-178-181

Аннотация. Целью выполненного исследования является изучение факторов, влияющих на неавиационную деятельность аэропортовых предприятий, а также путей повышения уровня доходов от коммерческой деятельности. Анализ позволяет констатировать, что грамотное сочетание розничных продавцов и концессий, налаживание тесного сотрудничества с этими концессиями максимизируют доходы от неавиационной деятельности. Помимо этого, улучшение факторов, влияющих на неавиационною деятельность, помогает аэропорту быть менее восприимчивым к экономическим изменениям, улучшить качество обслуживания, повысить рентабельность и репутацию аэропорта в системе мирового воздушного транспорта.

Ключевые слова: неавиационная деятельность, аэропортовое предприятие, аэропорт, коммерческая деятельность, рынок воздушного транспорта.

За последние десятилетия форма деятельности аэропортов в значительной степени изменилась. Классически аэропорты считались основным поставщиком транспортной инфраструктуры для авиакомпании. Другими словами, они облегчили работу авиакомпаний, не используя альтернативные источники дохода, и, конечно же, не в полной мере получая выгоду из трафика в аэропорту.

В настоящее время аэропорты мира уже не просто обеспечивают инфраструктуру для авиакомпаний, а превратились в сложные рыночные субъекты с диверсифицированными потоками доходов.

Неавиационная деятельность - это вид коммерческой деятельности авиапредприятия по предоставлению услуг дополнительного (сопутствующего) характера аэропортовыми предприятиями и авиакомпаниями, не связанных с обеспечением перевозок пассажиров, багажа и грузов.

В данном понятии содержатся все основные характерные особенности неавиационных услуг:

- предоставление услуг на возмездной (платной)основе;

- необязательный (вспомогательный) характер услуг;

- связь предоставляемой услуги неавиационного характера с воздушной перевозкой;

- субъектом может являться как авиакомпания, так и аэропорт;

- объект неавиационной услуги - пассажир, багаж и (или) груз.

Данную трактовку неавиационной деятельности представляется возможным не только использовать в рамках научных литературных источников, но и закрепить законодательно. Например, в положениях раздела VII «Обслуживание пассажиров» Федеральных авиационных правил N 82, утвержденных приказом Минтранса России целесообразно вместо закрепленного в статье 100 понятия «дополнительные услуги повышенной комфортности» использовать понятие неавиационных услуг [1, с. 7].

Благодаря своему конкретному объему пассажиров аэропорты обычно имеют пять возможностей для получения дохода: розничная торговля, услуги, еда и напитки, парковка и доступ пассажиров.

В гораздо меньшей степени некоторые потоки доходов основаны не непосредственно на пассажиропотоке, а на инфраструктуре аэропорта и компетенциях в области управления полетами. Это позволяет аэропорту генерировать более диверсифицированный поток доходов и, что, возможно, более важно максимизировать свои неавиационные доходы [2, с. 3].

Отличием зарубежной практики является закрепленные в специальных инструкциях подходы по распределению неавиационных доходов. При определении стоимостной основы аэропортовых сборов, подлежащие распределению расходы представляют собой полную стоимость обеспечения аэропорта и его основных вспомогательных услуг, включая соответствующие суммы на капитальные затраты и амортизацию активов, а также расходы на техническое обслуживание, эксплуатацию, управление и администрирование. В соответствии с принятой формой экономического надзора эти расходы могут быть компенсированы неавиационными доходами.

Состав пассажиров и авиакомпаний будет влиять на расходный потенциал многих потоков доходов, поскольку различные пассажирские сегменты имеют разную эластичность по неавиационным доходам. Исследование, проведенное аэропортом Гамбурга, показало, что эластичность неавиационных доходов для внутренних и европейских пассажиров составляет 0,29, в то время как эластичность международных пассажиров составляет 0,59, что означает, что увеличение международных пассажиров вносит больший вклад в неавиационные доходы, чем увеличение внутренних или европейских пассажиров [2, с. 10].

Этот пример показывает, что не все пассажиры ведут себя одинаково, и поэтому их состав будет иметь последствия для потенциальных неавиационных доходов. Следовательно, аэропортовые предприятия, которые занимаются грамотным развитием коммерческой деятельности, ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на рост уровня удовлетворенности клиентов.

Улучшение показателей качества обслуживания пассажиров трудно переоценить в условиях конкурентной борьбы. Действительно, согласно анализу авторитетной исследовательской программы ASQ (Airport Service Quality) Международного Совета Аэропортов (ACI) увеличение на один процент среднего уровня удовлетворенности пассажиров, приводит в среднем к 1,5-процентному росту доходов от неавиационной деятельности.

Аэропорты работают в условиях быстроменяющейся среды, на которую влияет множество внешних факторов. Повышение эффективности аэропортом своей коммерческой деятельности является одним из способов снижения экономических рисков, связанных с внешней средой. Это позволит доходом аэропорта быть менее восприимчивыми к экономическим потрясениям по сравнению с ситуацией, если бы в аэропорту была задействована только авиационная деятельность, которая практически полностью зависит от динамичности воздушного трафика.

Неавиационный сегмент услуг охватывает более широкий круг клиентов. При высокой развитости неавиационной инфраструктуры помимо пассажиров, сотрудников и посетителей, которые тесно связаны с авиацией, неавиационные коммерческие и торговые объекты также часто посещаются местные жители, сотрудники и посетители компаний, расположенных рядом с аэропортом, а также другие типы клиентов, не являющиеся авиапассажирами.

Аэропорты все чаще включают в себя конференц-центры и другие развлекательные, деловые и возможности для отдыха, которые в значительной степени не зависят от колебаний пассажиропотока.

Стоит отметить, что помимо вышеуказанных преимуществ, расширение неавиационного бизнеса в аэропорту привлекательно из-за его более низких операционных затрат сравнительно авиационной деятельности, что в свою очередь делает бизнес более рентабельным.

К тому же следует обратить внимание, что операторы, собственники и владельцы объектов аэропортовой инфраструктуры

обязаны осуществлять их эксплуатацию в соответствии с требованиями, установленными в гражданской авиации, требованиями обеспечения промышленной, экологической и пожарной безопасности.

Следовательно, следует разрабатывать комплекс мер по улучшению эффективности неавиационной коммерции с учетом требований к безопасности в аэропорту.

Наиболее важными факторами, влияющими на возможное повышение доходов от неавиационной деятельности, являются:

- размер аэропорта;

- структура пассажиропотока;

- среднее время продолжительности рейса;

- соотношение пассажиров, вылетающих МВЛ и ВВЛ;

- количество торговых площадей.

Кроме того, большое значение имеет

управление эффективностью неавиационной деятельности. Эффективность коммерческой деятельности - один из важнейших показателей функционирования аэропорта на рынке, который можно и необходимо рассчитывать по многим показателям с целью корректировки недочетов, усиления преимуществ. Такими показателями могут быть:

- рентабельность продаж;

- чистая рентабельность;

- рентабельность издержек;

- объём продаж на одного пассажира.

Для оценки эффективности неавиационной деятельности представляется целесообразным использовать два из вышеприведенных показателей в адаптированном виде:

- рентабельность неавиационных продаж, рассчитываемая как отношение прибыли от неавиационных продаж к неавиационной выручке;

- объем неавиационных доходов на пассажира.

Основная сложность при оценке эффективности неавиационной деятельности заключается в отсутствии данных об объемах неавиационных доходов предприятий воздушного транспорта в открытом доступе. Следовательно, пока данные показатели могут применятся для внутреннего использования.

Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческие доходы являются неотъемлемым параметром работы аэропорта и важным фактором, определяющим его экономику. Грамотно организованный механизм по предоставлению неавиационных услуг помогает аэропортовому предприятию повышать конкурентоспособность на рынке, обеспечивать инвестиционную привлекательность, снижать экономические риски, создавать эффективный механизм управления собственностью, соблюдать баланс интересов всех финансово заинтересованных лиц.

Библиографический список

1. Янковая, А.А. Регулирование неавиационной деятельности российских авиакомпаний: правовые основы и предпосылки развития / А.А. Янковая, Д.В. Сливинский // Актуальные вопросы современной экономики. - 2023. - № 8. - С. 491-500. -DOI 10.34755/IROK.2023.59.67.039. - EDN ZHUGWK.

2. Max J. Zenglein, Jurgen Muller. Non-Aviation Revenue in the Airport Business - Evaluating Performance Measurement for a Changing Value Proposition. - Berlin School of Economics, 2006

3. Аксенов А.А. Экономическая целесообразность неавиационной деятельности аэропортов // Московский экономический журнал. - 2022. - №2.

4. Маслаков В.П. Хозяйственный механизм авиатранспортных предприятий: Учебное пособие Часть II. Главные операторы аэропортов. - СПб.: Питер, 2021. - 384 с.

5. Руководство по экономике аэропортов Doc 9562. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icao.int/publications/Documents/9562_3ed_ru.pdf.

FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF NON-AVIATION ACTIVITIES AND THE LEVEL OF INCOME FROM COMMERCIAL ACTIVITIES OF AN AIR

TRANSPORT ENTERPRISE

A.A. Kolbasina1, Graduate Student

D.V. Slivinsky2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 1ITMO University

2St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation

A.A. Novikov

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The purpose of the article is to study issues that affect the non-aeronautical activities of airport, as well as ways to achieve a level of income from commercial activities. The analysis allows us to state that a competent combination of retailers and concessions, establishing close cooperation with exhaustive concessions maximizes the installation from non-aeronautical activities. In addition, increased enjoyment affecting non-aeronautical activities helps the airport be less receptive to economic changes, better service quality, increased prestige and prestige of the airport in international air transport.

Keywords: ancillary services, airport enterprise, airport, commercial activity, air transport market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.