Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОГО ОПЫТА КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В АСПЕКТАХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ'

ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОГО ОПЫТА КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В АСПЕКТАХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
боевой опыт / общевоенная подготовка / курсант / будущий офицер / обороноспособность / внешние вызовы / дисциплина / училище / combat experience / general military training / cadet / future officer / defense capability / external challenges / discipline / college

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович

В статье обозначаются основополагающие аспекты в рамках общевоенной подготовки. Акцентируется внимание на отдельных тематических разделах соответствующих профильных уставов и требований относительно степени овладения оружием и боевой техникой. Приводятся правовые и идеологические обоснования для подготовки будущих офицеров в качестве профессиональных военнослужащих. Дается разъяснение относительно необходимости информационной составляющей об обороноспособности государства и основных военных договоренностей Российской Федерации с другими государствами в целях корректности осуществления действий в рамках обеспечения безопасности. На примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» МО РФ показано возможность реализации основных и дополнительных обучающих мероприятий, повышающих боевой опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the fundamental aspects in the framework of general military training. Attention is focused on separate thematic sections of the relevant profile charters and requirements regarding the degree of mastery of weapons and military equipment. The legal and ideological justifications for the training of future officers as professional military personnel are given. An explanation is given regarding the need for an information component about the state's defense capability and the main military agreements of the Russian Federation with other states in order to correctly implement actions within the framework of ensuring security. Using the example of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, the Ministry of Defense of the Russian Federation shows the possibility of implementing basic and additional training activities that increase combat experience.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОГО ОПЫТА КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В АСПЕКТАХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ»

Далее, переходя к рассмотрению следующего объекта исследования имагологии - имиджа, отметим, что в зарубежной литературе, термин «image» используется в значении образов объектов, которые отражаются в нашей психике на основании их характеристик.

Российский психолог А.Ю. Панасюк под термином «image» подразумевает что-то более широкое, чем просто образ объекта, объединение не только его внешних, но и внутренних характеристик.

Отечественным теоретиком рекламного дела O.A. Феофановым были выявлены особенности стереотипа и имиджа. Так, ученый указывает на устойчивость стереотипа и крайнюю неустойчивость имиджа.

Мы разделяем позицию о том, что термин «имидж» уместен в случае, когда изучается текстовый материал, актуальный для применения в медиадискурсе. Если речь идет о художественной литературе, где изображаются сложные и различные характеры, ключевым термином этого анализа будет, конечно же, образ, или имагологический образ. Такая точка зрения подтверждается и мыслью исследователя С.К. Милославской.

Светлана Кирилловна Милославская настаивает на следующем положении: «... образ может быть положительным, отрицательным или нейтральным, в то время как имидж «может быть положительным или отрицательным, но никогда -нейтральным» [5, С. 46]. Так, отрицательному имиджу, например, какой-либо страны нельзя противопоставить имидж этой страны, ведь «бороться со спрямлением и негативной информацией может только ее усложнение и нейтрализация, т.е. имиджу должен противостоять образ» [5, С. 46]. Когда речь идет о художественном образе «иного» и «чужого», то в этом случае используется термин имагологический образ, который наряду со стереотипом и имиджем образует фундамент понятий имагологии.

По убеждению В.Б. Земскова, формирование имагологических образов происходит сквозь призму системы ценностей и норм своей культуры, «основных констант национально-этнической ментальности, через которые оценивается, и рассматривается другая/ чужая культура» [3, С. 11]. Для развития имагологического образа существенное значение имеет наслоение новых черт на старые, существование признаков, характерных восприятию образа на разных исторических этапах. В.Б. Земсков отмечает, «старое никогда не исчезает и всегда может возникнуть из глубин истории в обстоятельствах, которые активизируют память потребителя о «другом», и в его «положительных», и «отрицательных» сторон», при этом негативные характеристики входят в обиход значительно быстрее» [3, С. 12-13].

Итак, будучи сложным явлением, имагологическому образу свойственно уподобление стереотипу: «имагологические образы многогранны, стереотипы однозначны, шаблонны; образы носят с одной стороны целостный, а с другой разделяющий характер, стереотипы неделимы... Образы подлинного искусства обладают бесконечной глубиной, они опровергают стереотипы и воссоздают национальную «онтологию», идентичность в ее сложности» [3, С. 12-13].

Выводы. Резюмируя вышесказанное, ещё раз обратим внимание на существование тесной взаимосвязи между культурой и языком. Понятия, разрабатываемые линвоимагологией, такие, как стереотип, имидж и имагологический образ, должны быть усвоены иностранными студентами при изучении РКП и смежных с ним дисциплин, так как знание сути данной терминологии будет способствовать развитию их лингвистической и коммуникативной компетенций.

Литература:

1. Борисова, Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е.Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 35 (173). - Вып. 37. Филология. Искусствоведение. - С. 20-26

2. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь) / Т.Г. Добросклонская. - М.: Флинта, 2008. - 263 с.

3. Земсков, В.Б. Россия на «переломе» / В.Б. Земсков // На переломе: образ России прошлой и современной в культуре и литературе Европы и Америки (конец XX - начало XXI вв.). - М.: Новый хронограф, 2011. - С. 4-26

4. Калашникова, Л.В. Введение в языкознание (Курс лекций) / Л.В. Калашникова. -http://www.libma.ru/jazykoznanie/vvedenie_v_jazykoznanie_kurs_lekcii/pl.php

5. Милославская, С.К. Русский язык как иностранный в истории становления европейского образа России / С.К. Милославская. - М.: Информационно-учебный центр Государственного института русского языка им. A.C. Пушкина, 2008.-400 с.

6. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. - М.: СЛОВО/SEOVO, 2008. - 624 с.

7. Феофанов, O.A. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде / O.A. Феофанов // Вопросы философии, 1980. -№ 6. - С. 89.

8. Хореев, В.А. Польша и поляки глазами русских литераторов: имагологические образы. Институт славяноведения (Российская академия наук) / В.А. Хореев. - Индрик, 2005. - 231 с.

9. Чехов, А.П. Супруга / А.П. Чехов. Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 6. [Рассказы], 1898-1903. - М.: «Правда», 1970.-С. 5-11

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)

ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОГО ОПЫТА КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В АСПЕКТАХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ

Аннотация. В статье обозначаются основополагающие аспекты в рамках общевоенной подготовки. Акцентируется внимание на отдельных тематических разделах соответствующих профильных уставов и требований относительно степени овладения оружием и боевой техникой. Приводятся правовые и идеологические обоснования для подготовки будущих офицеров в качестве профессиональных военнослужащих. Дается разъяснение относительно необходимости информационной составляющей об обороноспособности государства и основных военных договоренностей Российской Федерации с другими государствами в целях корректности осуществления действий в рамках обеспечения безопасности. На

примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» МО РФ показано возможность реализации основных и дополнительных обучающих мероприятий, повышающих боевой опыт.

Ключевые слова: боевой опыт, общевоенная подготовка, курсант, будущий офицер, обороноспособность, внешние вызовы, дисциплина, училище.

Annotation. The article outlines the fundamental aspects in the framework of general military training. Attention is focused on separate thematic sections of the relevant profile charters and requirements regarding the degree of mastery of weapons and military equipment. The legal and ideological justifications for the training of future officers as professional military personnel are given. An explanation is given regarding the need for an information component about the state's defense capability and the main military agreements of the Russian Federation with other states in order to correctly implement actions within the framework of ensuring security. Using the example of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, the Ministry of Defense of the Russian Federation shows the possibility of implementing basic and additional training activities that increase combat experience.

Key words: combat experience, general military training, cadet, future officer, defense capability, external challenges, discipline, college.

Введение. Общевоенная подготовка предполагает начальное погружение курсантов в образовательный процесс, отличающейся регламентом служебного времени, строгим предписанием в отношении образовательного процесса и характерными особенностями профилирующей военной подготовки. Однако, помимо необходимых знаний и навыков, результативное освоение которых для преподавателя является главенствующей целью, существует сопутствующая приоритетная задача, игнорирование которой неприемлемо при освоении дисциплины «Общевоенная подготовка».

К обозначенной задаче относится боевой опыт, который подразумевает набор знаний и навыков, а также практические умения пригодные для возможных потенциальных военных действий. Несмотря на теоретический подход к обозначенным знаниям и практические аспекты, которые лишь приближены к реальным военным условиям, боевой опыт все же накапливается курсантами с момента начала освоения рассматриваемой дисциплины и обучения в учебном заведении военного назначения. Важность начального боевого опыта состоит в том, что в рамках подготовки формируется стратегическая траектория подготовки профессионального военнослужащего, что указывает на актуальность настоящего исследования. Целью настоящей статьи является выявление сущности основных и дополнительных компонентов, которые должны быть характерны для искомого образовательного процесса.

Помимо Федерального закона «Об образовании» [10] и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [9], образовательная система военных учебных заведений опирается также на профильные уставы, что относит ее к уникальным структурам подготовки и отличает от специализированной подготовки в других учебных заведениях идентичного уровня образования.

Согласно позиции генерал-лейтенанта, начальника Военной академии воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза К.Г. Жукова - В.Н. Ляпорова, боевой опыт среди курсантов должен иметь практическое значение и формировать предпосылки для проявления готовности курсантами осуществлять результативную деятельность в рамках соответствующих операций [4, С. 6]. В трудах Д.С. Ельцова, A.B. Букаева отмечено, что боевой опыт неотделим от формирования у курсантов мировоззрения Победителя. Данный аспект боевого опыта относится к компетенции преподавателя [2, С. 117].

Освоение боевого опыта в рамках дисциплины по общевоенной подготовке, как показывает практика, предполагает знания и навыки, а также подходы к формированию личности, затрагивающие различные тематические направления, начиная со строевой подготовки и заканчивая осведомленностью относительно правовых аспектов применения различных видов оружия и боевой техники.

Изложение основного материала статьи. Освоение курсантами дисциплины «Общевоенная подготовка» предполагает как подготовительные мероприятия в рамках общей направленности, так и образовательную составляющую профильного назначения. В частности, курсанты должны получить необходимые знания и навыки для становления всесторонне развитого, компетентного и политически грамотного офицера. В рамках обозначенной дисциплины курсанты фундаментально изучают Устав внутренней службы [8], а также Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) [1]. Последние нормативные документы, обязательные для исполнения курсантами, осваиваются непосредственно в процессе занятий практической направленности и в ходе учебных сборов.

Одним из основополагающих элементов, относящихся к повышению боевого опыта курсантов, является совершенствование знаний и навыков необходимых для несения службы во внутреннем наряде и в процессе учебного сбора. Однако стоит отметить, что обозначенные уставы не являются единственными нормативными документами, предусмотренными профильными ведомствами для формирования личности профессионального военнослужащего из числа курсантов.

Как теоретические, так и практические составляющие исследуемой дисциплины предполагают обязательное знание основных составных элементов Строевого устава ВС РФ, в рамках которого курсанты проходят нацеленную на результативность строевую подготовку, овладение приемов строевого характера и готовность осуществить необходимые действия, уместные при несении службы во внутреннем наряде и выполнении приказа вышестоящего руководства [7].

Стоит отметить, что строевая подготовка также подразумевает готовность курсанта к действиям, характерным для командира взвода или руководителя подразделения военного назначения. Строевая подготовка курсантами осуществляется в процессе учебного сбора, в рамках которого внимание акцентируется в отношении умений, приемов и действий с оружием. Помимо строевой подготовки освоение рассматриваемой дисциплины также осуществляется посредством огневой подготовки, подразумевающей навыки дополнительного, но в тоже время обязательного характера, затрагивающие приемы и правила осуществления стрельбы, а также ухода за оружием.

Курсанты по итогам «Общевоенной подготовки» должны иметь представление в целом о военной и оборонительной системе ВС РФ, в частности, о структуре и функционировании службы войск и безопасности ВС РФ, о порядке и процедуре несения обязательной службы во внутреннем наряде, о сущностном содержании основополагающих уставов, а также о правилах осуществления стрельбы из стрелкового оружия и метания ручных гранат.

На всестороннюю компетентность будущего офицера указывает специфика знаний, характеризующих беспрепятственную службу в системе ВС РФ в качестве военнослужащего. Таким образом, будущий офицер обладает исчерпывающей информацией относительно своих прав и обязанностей, а также о степени своей ответственности на каждом этапе несения службы в системе ВС РФ. Следует отметить, что ответственность как неотъемлемая часть повседневной деятельности будущего военнослужащего отражена в Дисциплинарном уставе ВС РФ, в котором для военнослужащих обозначены прецеденты, подразумевающие как дисциплинарные взыскания, так и меры поощрения.

В рамках исследуемой дисциплины курсанты получают необходимый объем информации в отношении ключевых тактико-технических характеристик, основных устройств и боевого применения оружия, а также использование военной техники, учитывая высокую степень опасности применения, к примеру, стрелкового оружия или военной авиационной техники. Дисциплина по общевоенной подготовке также нацелена на необходимый и исчерпывающий объем знаний и навыков, который будущий офицер может применить для личной и коллективной безопасности. Если рассматривать боевой опыт как конечную цель и компетенцию, то следует учитывать, что курсанты изначально получают его путем строгого выполнения обозначенных выше уставов ВС РФ. Кроме того, боевой опыт совершенствуется посредством выполнения необходимых приемов и действий как с использованием оружия и боевой техники, так и без него. Повышение боевого опыта также сопряжено с обладанием более расширенной информации, соответствующей профилю учебного заведения военного назначения. Данный подход необходим в целях повышения степени готовности к обеспечению безопасности для государства и своевременного реагирования на риски и угрозы, в том числе внешнего характера.

К примеру, для авиационных учебных заведений военного характера в рамках исследуемой дисциплины курсантам необходимо разъяснять правовые положения в отношении воздушного пространства. В связи с тем, что Российская Федерация является правовым государством, правопреемником СССР и участником многих международных договоренностей, в том числе военного характера, соответственно, курсантам необходимо обладать системой знаний в отношении правового и военного положения. А именно как Российской Федерации в мире, так и других государств в отношении Российской Федерации, в частности, в сфере регулирования воздушного пространства. Знания курсантами о воздушных границах Российской Федерации в рамках исследуемой дисциплины способствует корректному применению определенных видов оружия и боевой техники в зависимости от степени угрозы безопасности государства. Кроме того, данные знания способствуют предупреждению возможной напряженности в воздушном пространстве как на территории Российской Федерации, так и в пределах приграничной зоны.

В рамках общевоенной подготовки курсантам необходимо повышать собственную осведомленность относительно видов внешних вызовов, которые подразделяются на риск, опасность и угрозу. Кроме того, курсантам авиационного учебного заведения следует учитывать, что подготовка военного характера затрагивает разные аспекты защиты воздушного пространства Российской Федерации. Причина состоит в том, что существует три вида воздушного пространства, а именно: государственное воздушное пространство, воздушное пространство над Антарктикой, а также воздушное пространство непосредственно над открытым морем. Такой подход подразумевает, что боевой опыт курсантов авиационных учебных заведений сопряжен с функционированием смежных видов войск, например, сухопутных и флота [3, С. 35].

Таким образом, боевой опыт курсантов авиационных учебных заведений повышается за счет теоретической базы целевого назначения, предусмотренными учебными заведениями соответствующих войск, а также совместных учебных сборов и других видов практических занятий, что особенно актуально в период значительной вероятности возникновения внешних угроз.

Кроме того, общевоенная подготовка подразумевает, что будущий офицер становится политически грамотным военнослужащим. Необходимость в этом вызвана несколькими факторами, а именно соседство с государствами, входящих в состав иностранных военных организаций, целевое назначение оружия и военной техники других государств в целом, а также специфики функционирования системы ВС РФ в рамках военных договоренностей международного характера и реализации концепции «открытого неба» (Договор по открытому небу 1992 г.) [5, С. 156].

Так как внешние вызовы могут подразумевать выраженные угрозы по отношению к безопасности Российской Федерации, то в рамках изучения дисциплины «Общевоенная подготовка» предполагается применение элементов агитации педагогической направленности. В рамках данной агитационной работы педагогом разъясняются необходимые сведения биографического характера, к примеру, создателей отдельных видов оружия и уникальной специфики целевого назначения боевой техники российского производства. Привития навыков строгого соблюдения, к примеру, строевого устава предполагается с точки зрения формирования сознания курсанта не как автономной личности, а как представителя ВС РФ и профессионального военнослужащего, призванного обеспечивать оборонную способность государства.

На примере Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» МО РФ) исследуемая дисциплина реализуется для будущих специалистов, обучающихся по специальности - «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [6]. В рамках обозначенной подготовки занятия проводятся, в том числе по наземной парашютной подготовке. В течение всего обучения в рамках дисциплины предусмотрена подготовка на специальных тренажерах, нацеленных на освоение навыков при последующем взаимодействии с истребителями и бомбардировщиками.

Практические занятия учитывают необходимость овладения навыками для военно-транспортной, оперативно-тактической и морской авиации. Обозначенная подготовка предусмотрена в начале обучения в рамках специальности, а именно в первом учебном году. Кроме того, курсанты осваивают основы огневой и тактической подготовки, а также правила оказания первой медицинской помощи и применения средств в рамках обеспечения индивидуальной защиты от оружия массового поражения. В качестве обязательных для курсантов являются тактические нормативы по действиям непосредственно в бою, что актуально в условиях выраженных внешних вызовов.

Таким образом, боевой опыт курсантов при изучении дисциплины «Общевоенная подготовка» является основополагающей предпосылкой не только для последующей профилирующей подготовки, но также для формирования условий всестороннего развития будущего офицера, способного действовать не только по уставу, но и с обязательным учетом приказов командира на основе текущей экстренной ситуации.

Выводы. Повышение боевого опыта курсантов является перманентной актуальной задачей для преподавателей учебных заведений военного назначения. На примере, ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» МО РФ становится очевидным, что специфика подготовки курсантов охватывает расширенный пласт тематических направлений, обязательными для которых являются виды подготовки общего характера. Однако образовательными программами могут быть предусмотрены более узкие направления в зависимости от профиля подготовки курсантов. Независимо от того, насколько специфичная подготовка курсантов в рамках военного учебного заведения, направление их обучения также подразделяется на общий и уточненный характер подготовки, поэтому от преподавателя зависит, какие виды подготовки в рамках исследуемой дисциплины окажутся для курсантов приоритетными, а какие - подлежат в качестве дополнительных навыков, совершенствующихся на занятиях практического назначения. Положительным аспектом является то обстоятельство, что боевой опыт будет накапливаться курсантами вне зависимости от приоритетности подготовки, избранной конкретным преподавателем в рамках образовательной программы.

Литература:

1. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации: сайт,- 2023,-URL: https://structure.mil.ru/files/morf/military/npa/Ustav2.pdf7ysclid419rphz5fl676243184 (дата обращения: 10.08.2023)

2. Ельцов, Д.С. Психологические аспекты формирования у военнослужащих мировоззрения Победителя / Д.С. Ельцов, A.B. Букаев // Военная мысль. - 2022. - №7. - С. 115-120

3. Илхомова, С.Г. Сравнительный анализ структуры воздушного пространства / С.Г. Илхомова, Х.Р. Рахматов // Теория и практика современной науки. - 2022. - №4 (82). - С. 34-37

4. Ляпоров, В.Н. Изучая боевой опыт, эпизодами не обойтись / В.Н. Ляпоров // ВВО. - 2021. - №2 (29). - С. 4-10

5. Пашина, А.Д. Принцип неприменения силы, его место в системе императивных норм современного международного права / А.Д. Пашина // Наука и современность. - 2012. -№15-4. - С. 156-164

6. Приказ Министерства образования от 21 августа 2020 г. № 1083 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов»: сайт. - 2023. - URL: https://kvvaul.mil.ru/Obrazovanie (дата обращения: 10.08.2023)

7. Строевой устав ВС РФ: сайт. - 2023. - URL: https://clck.ru/35Jh6Q (дата обращения: 10.08.2023)

8. Устав внутренней военной службы ВС РФ: сайт. -2023,-URL: structure.mil.ru/files/morf/military/npa/Ustavl.pdf?ysclid=119rmgoggr931955591 (дата обращения: 10.08.2023)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: сайт. 2023. -URL: https://base.garant.ru/71344998/53m421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4j4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 13.08.2023)

10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция): сайт. 2023,-URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/7ysclid4jd8vtejsa89251628 (дата обращения: 10.08.2023)

Педагогика

УДК 378.2

доктор филологических наук, доцент Плисов Евгений Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Белова Екатерина Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор философских наук Ворохобов Александр Владимирович

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ИЗ ОБЛАСТИ ТУРИНДУСТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Аннотация. Обучение чтению включает не только сам процесс чтения, но и развитие навыков понимания прочитанного. Чтение позволяет обучающимся узнавать новые слова и выражения и развивать навыки анализа и синтеза информации. Обучение чтению также включает работу над различными видами чтения, что помогает обучающимся гибко адаптироваться к различным ситуациям чтения и эффективно использовать полученные навыки в профессиональной деятельности и повседневной коммуникации. Чтение текстов на иностранном языке требует практики и постоянного совершенствования, поэтому регулярное чтение иноязычных текстов, в том числе художественных, публицистических и научных, является неотъемлемой частью процесса обучения. Правильное понимание цели чтения помогает развить у обучающегося навыки работы с текстом на иностранном языке и выбрать наиболее подходящую стратегию для достижения этой цели. Развитие умения анализировать и синтезировать информацию из иноязычных текстов стимулирует развитие критического мышления и приобретение навыков обобщения и аргументации на иностранном языке. Целью настоящей работы является выявление и анализ особенностей использования англоязычных текстов из области туриндустрии при обучении чтению. Для достижения этой цели были проанализированы виды чтения и преимущественные стратегии их реализации. С опорой на англоязычные тексты из области туриндустрии были продемонстрированы этапы работы над текстом при реализации ознакомительного вида чтения. В работе представлен комплекс упражнений для обучения ознакомительному чтению, в основе которого лежит проверка понимания основной информации, представленной в тексте. Можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс упражнений помогает развить навык прогнозирования содержания текста, определения главной мысли и выделения основной информации. Он также способствует развитию навыков обобщения данных, выводов на основе информации и оценки новизны фактов, представленных в тексте.

Ключевые слова: чтение, стратегии чтения, ознакомительное чтение, туристическая индустрия, комплекс упражнений.

Annotation. Learning to read includes not only the process of reading, but also the development of reading comprehension skills. Reading allows students to learn new words and expressions and develop the skills of analyzing and synthesizing information. Reading education also includes work on different types of reading, which helps students to adapt flexibly to different reading situations and effectively use the acquired skills in professional activities and everyday communication. Reading texts in a foreign language requires practice and constant improvement, so regular reading of foreign language texts, including fiction,journalistic and scientific, is an integral part of the learning process. A correct understanding of the purpose of reading helps to develop the student's skills in working with text in a foreign language and choose the most appropriate strategy to achieve this goal. The development of the ability to analyze and synthesize information from foreign texts stimulates the development of critical thinking and the acquisition of generalization and argumentation skills in a foreign language. The purpose of this work is to identify and analyze the features of the use of English-language texts from the field of the tourism industry in teaching reading. To achieve this goal, the types of reading and the preferred strategies for their implementation were analyzed. Based on English-language texts from the field of the tourism industry, the stages of working on the text in the implementation of the extensive reading were demonstrated. The paper presents a set of exercises for teaching extensive reading, which is based on checking the understanding of the basic information presented in the text. It can be concluded that the developed set of exercises helps to develop the skill of predicting the content of the text, determining the main idea and highlighting the main information. It also contributes to the development of skills for summarizing data, drawing conclusions based on information and assessing the novelty of facts presented in the text.

Key words: reading, reading strategies, extensive reading, tourism industry, a set of exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.