Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧА / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗРАБОТКА / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЪЕКТ / НОВИЗНА / РЕШЕНИЕ / ОЦЕНКА / ЗДОРОВЬЕ / TASK / SCIENCE / EDUCATION / SECURITY / DEVELOPMENT / INFORMATION / OBJECT / NOVELTY / SOLUTION / ASSESSMENT / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова Наталья Петровна, Ворошилова Ирина Сергеевна, Мазуренко Евгений Анатольевич, Снимщикова Ольга Александровна, Иванова Наталья Геннадьевна

Современное динамично развивающееся общество ставит перед образовательными учреждениями сложные задачи, решение которых возможно только на основе системного подхода науки и образования. Вузовская наука, наряду с образованием ориентируется на практическое использование результатов интеллектуальной деятельности, направленной на создание безопасной образовательной среды. Обеспечение условий безопасности во многом зависит от оснащенности объектов образования современными техническими средствами, создающими условия для сохранения здоровья обучающихся. В результате исследований, проведенных А.П. Гольцовым, Н.Г Ивановой, А.А. Алексеевой и др. была доказана эффективность устройства для поддержания правильной осанки (патент № 2081646). Всего за один месяц применения тренажера в одной школе 94%, а в другой 80% обучающихся научились прямо держать спину и выдерживать необходимое расстояние 30-35 см от стола до глаз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова Наталья Петровна, Ворошилова Ирина Сергеевна, Мазуренко Евгений Анатольевич, Снимщикова Ольга Александровна, Иванова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING SAFETY OF THE EDUCATIONAL PROCESS BY USING HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Modern dynamically developing society poses complex problems for the educational institutions, the solution of which is possible only on the basis of the systematic approach of the science and education. University science, along with education, focuses on the practical use of the results of intellectual activity aimed at creating the safe educational environment. Ensuring security conditions largely depends on the equipment of educational facilities with modern technical means that create conditions for maintaining the health of students. As a result of the studies conducted by A.P. Goltsov, N.G. Ivanova, A.A. Alekseeva et al. the effectiveness of the device to maintain proper posture has been proven (patent No. 2081646). In just one month of using the simulators in one school, 94%, and in another 80% of students learned how to keep their back straight and maintain the necessary distance from 30 to 35 cm from the table to the eyes.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

вался, в то время как в экспериментальной группе юные спортсмены показывают более высокие результаты и постепенный рост результатов. Можно сделать вывод о том, что модифицированная методика совершенствования тактических действий кикбоксеров 1415 лет эффективна и с успехом может быть использована в работе тренеров по кикбоксингу при построении тактической подготовки своих подопечных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арцишевский, В.А. Бокс / В.А. Арцишевский. - Москва : Медиа, 2Q12. - S52 c.

2. Джероян, Г.О. Тактическая подготовка боксера / Г.О. Джероян. - Москва : Книга по Требованию, 2Q12. - 16З с.

3. Тарас, А.Е. Французский бокс сават. История и техника / А.Е. Тарас. - Минск : Харвест, 2Q15. - 2SS c.

4. Щегрикович, Д.В. Тайский бокс / Д.В. Щегрикович. - Москва : Эксмо, 2Q12. - 2QS c.

REFERENCES

1. Artsishevsky, V.A. (2Q12), Boxing, Media, Moscow.

2. Dzheroyan, G.O. (2Q12), Tactical preparation of the Boxer, Book on demand, Moscow.

3. Taras, A.E. (2Q15), French boxing savat. History and equipment, Harvest, Minsk.

4. Shchegrikovich, D.V. (2Q12), Thai boxing, Eksmo, Moscow.

Контактная информация: Tonkachev92@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2020

УДК 373.1

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Ирина Сергеевна Ворошилова,

старший преподаватель, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель,

Ольга Александровна Снимщикова, преподаватель, Наталья Геннадьевна Иванова,

кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический

университет, г. Краснодар

Аннотация

Современное динамично развивающееся общество ставит перед образовательными учреждениями сложные задачи, решение которых возможно только на основе системного подхода науки и образования. Вузовская наука, наряду с образованием ориентируется на практическое использование результатов интеллектуальной деятельности, направленной на создание безопасной образовательной среды. Обеспечение условий безопасности во многом зависит от оснащенности объектов образования современными техническими средствами, создающими условия для сохранения здоровья обучающихся. В результате исследований, проведенных А.П. Гольцовым, Н.Г. Ивановой, А.А. Алексеевой и др. была доказана эффективность устройства для поддержания правильной осанки (патент № 2QS1646). Всего за один месяц применения тренажера в одной школе 94%, а в другой SQ% обучающихся научились прямо держать спину и выдерживать необходимое расстояние 30-35 см от стола до глаз.

Ключевые слова: задача, наука, образование, безопасность, разработка, информация, объект, новизна, решение, оценка, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p377-381

IMPROVING SAFETY OF THE EDUCATIONAL PROCESS BY USING HEALTH-

SAVING TECHNOLOGIES

Natalya Petrovna Fedorova, the senior teacher, Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher, Evgeny Anatolyevich Mazurenko, the senior teacher, Olga Aleksandrovna

Snimshchikova, the teacher, Natalia Gennadyevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

Modern dynamically developing society poses complex problems for the educational institutions, the solution of which is possible only on the basis of the systematic approach of the science and education. University science, along with education, focuses on the practical use of the results of intellectual activity aimed at creating the safe educational environment. Ensuring security conditions largely depends on the equipment of educational facilities with modern technical means that create conditions for maintaining the health of students. As a result of the studies conducted by A.P. Goltsov, N.G. Ivanova, A.A. Alekseeva et al. the effectiveness of the device to maintain proper posture has been proven (patent No. 2081646). In just one month of using the simulators in one school, 94%, and in another 80% of students learned how to keep their back straight and maintain the necessary distance from 30 to 35 cm from the table to the eyes.

Keywords: task, science, education, security, development, information, object, novelty, solution, assessment, health.

Общие данные об объекте исследования. Объектом настоящего исследования, является тренажер (устройство) для поддержания правильной осанки и сохранения остроты зрения [3, 4, 5, 6, 8, 10], использование которого в учебном процессе обеспечит сохранение здоровья обучающихся. В настоящее время, опираясь на мнение многих специалистов [2, 3, 4, 5, 6, 8, 10], существующая проблема сохранения правильной осанки решается с помощью корсетов, сильно сдавливающих грудную клетку и поэтому применение их в течение длительного времени невозможно [3]. В отличие от аналогов и прототипов предлагаемое устройство более удобно в использовании, более технологично в изготовлении и имеет низкую стоимость [2. 3. 4, 5].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На начальном этапе проводимого исследования нами были рассмотрены подобные разработки относительно нового технического устройства, а также описание, преимущества и недостатки. Устройство для поддержания правильной осанки патент № 2081646, содержащее одежду, Изобретение относится к лечебной одежде и имеет средство контроля за правильным положением корпуса. У данного устройства решается только одна проблема - нарушение осанки [5]. В патенте № 2103955, предложено устройство для контроля правильности осанки, используется в восстановительном периоде лечения травм опорно-двигательного аппарата. При всех преимуществах имеется неудобство в эксплуатации за счет большого количества составляющих элементов [5].

Представленное тренировочное устройство для формирования осанки патент № 2189267, представляет площадку для размещения стоп и телескопические стойки с откидывающимся сиденьем, решает задачу оздоровления и укрепления мышечного корсета. Недостаток: не решает проблему со зрением [5].

Настольный корректор осанки и зрения патент № 42173 - это универсальная подставка для книг и тетрадей, решает проблему с позвоночником за счет индивидуально подобранного рационального угла наклона рабочей плоскости. При всех заявленных характеристиках - устройство имеет большой вес и представляет собой сложную конструкцию, что создает неудобства при эксплуатации [5].

Изобретение патент № 2329778, относится к медицинской технике, а именно к травматологии и ортопедии, нейрохирургии, а также невропатологии, и предназначено для сигнализации об изменении положения позвоночника человека Данное устройство решает только одну проблему, связанную с позвоночником, другая проблема, связанная с поддержанием зрения - не решается [5].

Известно ортопедическое устройство для коррекции и фиксации позвоночника патент № 101914, Устройство позволяет обеспечить одновременную надежную фиксацию шейного, верхне- и средне-грудного отделов позвоночника, с помощью соединенных

между собой ремней и лямок на базовом устройстве. Однако при повреждении именно верхне-грудного отдела позвоночника необходима комбинированная фиксация шейного, верхне- и средне-грудного отделов позвоночника, что в настоящее время в ряде случаев крайне затруднительно [5].

Тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения (патент № 110636) является прототипом предложенного нами тренажера, содержащий выполненный из эластичного материала пояс с вертикально закрепленной на нем спиналь-ной стойкой, отличающийся тем, что дополнительно содержит вторую вертикальную спинальную стойку, причем обе стойки выполнены в виде жестких пластиковых трубок с загнутыми верхними концами для обхвата плечевого пояса, а на эластичном поясе спи-нальные стойки закреплены своими нижними концами с возможностью регулирования их высоты, и устройство для фиксации подбородка, состоящие из стержня, на одном конце которого жестко закреплен мягкий валик для опоры подбородка, а другой конец жестко соединен с горизонтальной перекладиной, закрепленной с помощью фиксирующих элементов с возможностью вращения вокруг своей оси и перемещения по загнутым верхним концам спинальных стоек [8, 10].

Технический результат использования тренажера выражается в выработке динамического стереотипа правильной позы, сидя за учебной партой (без искривления позвоночника), а также сохранение остроты зрения и профилактика глазных болезней, благодаря постоянному оптимальному расстоянию от стола до глаз. Тренажер можно использовать не только на занятиях, но и дома [4; 5].

Интерактивное устройство (патент № 2504350), представляет собой корректор осанки человека, имеющий датчик, контролирующий правильное положение участков позвоночника человека, Предназначен для профилактики и лечения неправильной осанки. Основным недостаток данного устройства, является высокая стоимость [5; 6]. Учитывая невероятные объемы изучаемой информации, можно с уверенностью утверждать, что сегодня практически невозможно создать новое техническое решение без выявления и изучения опыта предшественников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные задачи перед проводимыми нами исследованиями, выполнены. Проведен системный поиск аналогов и прототипов с целью выявления преимуществ и недостатков в области разработки тренажера для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения [3, 4, 5, 6, 8, 10].

Основными недостатками разработок для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения являются следующие: отсутствие полной фиксации правильного положения позвоночника; не могут использоваться длительное время, т. к. сдавливают грудную клетку; не решают проблему со зрением; имеют высокую стоимость.

При выявлении окончательных технических решений необходимо обратить внимание на решение следующих задач: обеспечить использование экологически чистых материалов; обеспечить улучшение потребительских качеств; обеспечить эстетичность внешнего вида; обеспечить увеличение срока эксплуатации; снизить затраты на производство; обеспечить низкую стоимость.

В итоге проведенного исследования были выявлены аналоги и прототипы предлагаемой модели «Тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения» [6; 8]. В отличие от прототипа тренажер более удобен в использовании, более технологичен в изготовлении. Кроме того, он имеет шесть, а не 4 регулировок по габаритам школьника, добавились первая и третья. В результате, данное техническое решение позволит обеспечить жесткую фиксацию устройства на теле, позволяющую в профилактических целях формировать правильную осанку и сохранять остроту зрения. Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду учебных

заведений, позволит повысить безопасность учебного процесса путем практического использования инновационной разработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия / Н.А. Агеева, В.Н. Еременко, О.А. Снимщикова, И.С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2014. - № 10 (116). - С. 7-10.

2. Иванова, Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса : дис. ... канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна. - Краснодар, 2006. - 205 с.

3. Иванова, Н.Г. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду школ для детей начальных классов / Н. Г. Иванова, А. А. Алексеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 126-129.

4. Профилактические мероприятия в образовательной среде в целях сохранения зрения младших школьников / Н.Г. Иванова, Н.П. Федорова, А.А. Алексеева, А.В. Добролюбова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 126-129.

5. Иванова, Н.Г. Сравнительный анализ устройств для сохранения осанки младших школьников / Н.Г. Иванова, Д. Д. Иванова, Е.А. Кнышенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 117-120.

6. Иванова, Н.Г. Реализация творческого потенциала через молодежные инновационные проекты / Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 3 (181). - С. 173-177.

7. Мазуренко, Е.А. Тенденции развития современной социологии / Е.А. Мазуренко, Н.А. Пичугин, И.С. Ворошилова // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования : сборник материалов IV Международной научно-практической очно-заочной конференции. - Краснодар, 2019. - С. 1581-1586.

8. Патент 178271 Российская Федерация, МПК A 61 F 5/37, А 61 H 5/00. Тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников / Гольцов А.П. ; заявитель и патентообладатель Кубан. гос. технол. ун-т. - № 201124275; заявл. 07.07.2017; опубл. 28.03.2018, Бюл. № 10. - 8 с.

9. Лейбовский, А.Ю. Мотивы и потребности студентов Кубанского государственного технологического университета в различных видах двигательной активности на занятиях по физической культуре (по результатам анкетного опроса) / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 41-44.

10. Лялюк, А.В. Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды / А.В. Лялюк, Н.Г. Иванова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7, № 2.

- С. 243-246.

REFERENCES

1. Ageeva, N.A., Eremenko, V.N., Snimshchikova, O.A. and Voroshilov, I.S. (2014), "Innovative models of socio-pedagogical interaction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (116), pp. 7-10.

2. Ivanova, N.G. (2006), Differentiation of motor modes among children aged 10-12, taking into account the characteristics of the physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.

3. Ivanova, N.G., and Alekseeva, A.A. (2018), "The introduction of health-saving technologies in the educational environment of schools for primary school children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 126-129.

4. Ivanova, N.G., Fedorova, N.P., Alekseeva, A.A. and Dobrolyubova, A.V. (2019), "Preventive measures in the educational environment in order to preserve the vision of younger students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 126-129.

5. Ivanova, N.G., Ivanova, D.D. and Knyshenko, E.A. (2019), "Comparative analysis of devices for maintaining the posture of primary school children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 117-120.

6. Ivanova, N.G. and Khrebtishchev, V.N. (2020), "Implementation of creative potential through youth innovative projects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3(181), pp. 173-177.

7. Mazurenko, E.A., Pichugin, N.A. and Voroshilova, I.S. (2019), "Trends in the development of modern sociology", Philological and sociocultural issues of science and education: a collection of materials of the IV International scientific and practical intramural conference, Krasnodar, pp. 1581-1586.

8. Patent 178271 the Russian Federation (2018), International Patent Classification A 61 F 5/37, A 61 H 5/00. "The simulator for the formation of correct posture and maintaining of visual acuity in younger schoolchildren", applicant A.R Goltsov; and patent holder Kuban. State Technological University. - No. 201124275; declared 07/07/2017, Bull. No. 10. - 8 p.

9. Leibovsky, A.Yu. and Ivanova, N.G. (2011), "Motives and needs of students of the Kuban State Technological University in various types of physical activity in physical education classes (according to the questionnaire)", Physical culture, sport - science and practice, No. 3, pp. 41-44.

10. Lyalyuk, A.V. and Ivanova, N.G. (2018), "Some constructive solutions to ensure the safety of the educational environment", Baltic Humanitarian Journal, V. 7, No. 2, pp. 243-246.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2020

УДК 796.886

АНАЛИЗ ТОЛЧКА ОТ ГРУДИ. ФАЗА «ПОДСЕД»

Леонид Александрович Хасин, директор, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Леонидович Дроздов, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт информационных технологий Московской государственной академии физической культуры, Малаховка

Аннотация

В проведенном исследовании оценивалась сила взаимодействия спортсмена со штангой при выполнении толчка от груди - фазы подседа. Для нахождения характеристик движения снаряда были использованы материалы скоростной видеосъемки толчка штанги от груди. Рассчитаны: перемещение, скорость и ускорение центра пакета блинов, также сила, прикладываемая спортсменом к снаряду. Показано, что максимальная высота подлета снаряда не может быть достигнута без приложения спортсменом дополнительных сил после отрыва штанги от груди. Сделан вывод о том, что при выполнении толчка в фазе подседа спортсмен создает дополнительную вертикальную силу, обеспечивающую необходимую высоту подлета штанги.

Ключевые слова: биомеханический анализ, толчок от груди, скоростная съемка, кинематические и динамические характеристики, математическое моделирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p381-385

ANALYSIS OF WEIGHTLIFTING JERK. CATCH PHASE

Leonid Aleksandrovich Hasin, the director, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Leonidovich Drozdov, the senior research associate, Scientific research Institute of Information Technologies of Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, Moscow region

Abstract

In the community of weightlifting experts there is no consensus on the presence and advisability of the athlete's interaction with the barbell when performing a squat in a jerk. This study focuses on assessing the presence of such interaction. To find the characteristics of the barbell movement tere was used highspeed video recording of the jerk. The movement, speed, and acceleration of the center of the disk pack were calculated when performing the squat, as well as the force exerted by the athlete on the barbell. It is shown that the maximum height of the barbell cannot be achieved without the athlete applying additional forces after leaving the bar from the chest. It is concluded that during the jerk after the barbell leaves the chest and after the end of the unsupported position, the athlete interacts with the barbell.

Keywords: biomechanical analysis, jerk, high speed recording, kinematic and dynamic characteristics, mathematical modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.