Научная статья на тему 'Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды'

Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ВАЛЕОЛОГИЯ / VALEOLOGY / ТРЕНАЖЕР / SIMULATOR / ОСАНКА / POSTURE / ЗРЕНИЕ / БОЛЕЗНИ ГЛАЗ / EYE DISEASES / ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ / UTILITY MODEL / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ШКОЛА / SCHOOL / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / TECHNICAL SOLUTIONS / EYESIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лялюк Александр Викторович, Иванова Наталья Геннадьевна

В современной системе российского просвещения и в высшей школе создание безопасной образовательной среды становится особенно актуальной проблемой. Обеспечение условий безопасности во многом зависит от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами, создающими условия для сохранения здоровья обучающихся. Одним из таких конструктивных решений является усовершенствованный, технологично простой тренажер, который одновременно формирует правильную осанку, сохраняет остроту зрения, а также способствует профилактике различных болезней глаз, благодаря постоянному оптимальному расстоянию от стола до глаз. Тренажер выполнен из эластичного материала и состоит из пояса с двумя вертикально закрепленными на нем спинальными стойками, с возможностью регулирования их высоты, и устройство для фиксации подбородка, состоящие из стержня с валиком для опоры подбородка. Результаты использовании тренажера: отсутствие болей в нижней части спины, остеохондроза и сколиоза, нет нарушений дыхания и кровообращения, головных болей (мигрени), хронической усталости, а также снижения у обучающихся остроты зрения. Сформированный с помощью тренажера правильный динамический стереотип при работе за рабочим столом (партой) сохраняется у человека на всю жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лялюк Александр Викторович, Иванова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME CONSTRUCTIVE SOLUTIONS FOR SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the modern system of Russian education and in higher education, the creation of a safe educational environment is becoming a particularly pressing problem. The provision of security conditions largely depends on the equipping of educational facilities with modern technical devices that create conditions for preserving the health of students. One such design solution is an advanced, technologically simple simulator that simultaneously forms the right posture, maintains visual acuity, and also helps prevent various eye diseases, thanks to a constant optimal distance from the table to the eyes. The simulator is made of an elastic material and consists of a belt with two spinal columns vertically fixed on it, with the possibility of adjusting their height, and a device for fixing the chin, consisting of a rod with a roller for supporting the chin. The results of the use of the simulator: absence of pain in the lower back, osteochondrosis and scoliosis, there are no disturbances in breathing and circulation, headaches (migraine), chronic fatigue, and a decrease in learning visual acuity. Formed with the help of a simulator, the correct dynamic stereotype when working at the desk (desk) is saved for a lifetime.

Текст научной работы на тему «Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды»

педагогические науки

Лялюк Александр Викторович, Иванова Наталья Геннадьевна НЕКОТОРЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ...

УДК 371.7

НЕКОТОРЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© 2018

Лялюк Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Иванова Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, улица Московская, 2, e-mail: nataliaiva67@mail.ru)

Аннотация. В современной системе российского просвещения и в высшей школе создание безопасной образовательной среды становится особенно актуальной проблемой. Обеспечение условий безопасности во многом зависит от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами, создающими условия для сохранения здоровья обучающихся. Одним из таких конструктивных решений является усовершенствованный, технологично простой тренажер, который одновременно формирует правильную осанку, сохраняет остроту зрения, а также способствует профилактике различных болезней глаз, благодаря постоянному оптимальному расстоянию от стола до глаз. Тренажер выполнен из эластичного материала и состоит из пояса с двумя вертикально закрепленными на нем спинальными стойками, с возможностью регулирования их высоты, и устройство для фиксации подбородка, состоящие из стержня с валиком для опоры подбородка. Результаты использовании тренажера: отсутствие болей в нижней части спины, остеохондроза и сколиоза, нет нарушений дыхания и кровообращения, головных болей (мигрени), хронической усталости, а также снижения у обучающихся остроты зрения. Сформированный с помощью тренажера правильный динамический стереотип при работе за рабочим столом (партой) сохраняется у человека на всю жизнь.

Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, здоровый образ жизни, валеология, тренажер, осанка, зрение, болезни глаз, полезная модель, профилактика, школа, технические решения.

SOME CONSTRUCTIVE SOLUTIONS FOR SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2018

Lyalyuk Alexander Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor,

Head of the Department of Physical Education and Sports Ivanova Natalia Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the Department of Physical Education and Sports Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya street, 2, e-mail: nataliaiva67@mail.ru)

Abstract. In the modern system of Russian education and in higher education, the creation of a safe educational environment is becoming a particularly pressing problem. The provision of security conditions largely depends on the equipping of educational facilities with modern technical devices that create conditions for preserving the health of students. One such design solution is an advanced, technologically simple simulator that simultaneously forms the right posture, maintains visual acuity, and also helps prevent various eye diseases, thanks to a constant optimal distance from the table to the eyes. The simulator is made of an elastic material and consists of a belt with two spinal columns vertically fixed on it, with the possibility of adjusting their height, and a device for fixing the chin, consisting of a rod with a roller for supporting the chin. The results of the use of the simulator: absence of pain in the lower back, osteochondrosis and scoliosis, there are no disturbances in breathing and circulation, headaches (migraine), chronic fatigue, and a decrease in learning visual acuity. Formed with the help of a simulator, the correct dynamic stereotype when working at the desk (desk) is saved for a lifetime.

Keywords: safety, educational environment, healthy lifestyle, valeology, simulator, posture, eyesight, eye diseases, utility model, prevention, school, technical solutions.

В Конвенции о правах ребенка и во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» отмечено, что современное образование должно стать здоровьесберегающим [1, 2].

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» жизнь и здоровья человека относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования [3].

Несмотря на это в Российской Федерации из года в год снижается число абсолютно здоровых детей. В первый класс приходит 25 % здоровых детей, в третьем их количество сокращается до 19 % [4].

К концу первого учебного года у трети младших школьников наблюдаются нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3 до 30 %, нервно-психическими расстройствами - с 15 до 40 %, гастроэнтерологическими заболеваниями - в 3,8 раза [5].

Следует позитивно оценить накопленный педагогической наукой опыт в области оздоровления школьников.

В частности, проблема гигиены детей как один из структурных компонентов компетенций в области здо-ровьесбережения нашла отражение в научных трудах И.А. Арнольди, М.В. Антроповой, О.А. Василенко, Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

И.Д. Гальперина, Г.С Розенберга, О.И. Дониной А.К. Кагиева, Н.Ф. Петровой, Л.А. Потаповой, Г.Н. Сер-дюковской, С.П. Шишкунова и др. [6; 7].

Вопросы компетентностной подготовки школьников в области формирования социального, психического, духовного здоровья освещены в работах О.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.И. Бекоева, Л.И. Божович, С.Д. Демидовой, Б.С. Гершунского, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, О.А. Кухаревой, И.В. Черкасовой и др. [8; 9].

Одной из проблем обеспечения безопасной образовательной среды является сохранение правильной осанки обучающихся.

В настоящее время эта проблема частично решается с помощью корсетов нескольких разновидностей использование которых в течении длительного времени невозможно, в связи с тем, что они не удобны в применении и сильно сдавливают грудную клетку ребенка.

Наиболее близким аналогом полезной модели, принятым нами за прототип, является «Тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников» (патент на полезную модель №110636).

Он состоит: из двух спинальных стоек с загнутыми верхними концами для обхвата плечевого пояса, устройства для поддержки подбородка и эластичного пояса с

Lyalyuk Alexander Viktorovich, Ivanova Natalia Gennadievna SOME CONSTRUCTIVE SOLUTIONS FOR SECURITY ..

pedagogical sciences

кармашками и липучкой [10].

Несмотря на простоту конструкции прототип имеет четыре регулировки по габаритам ученика: первая - подъемом или опусканием Т-образных втулок по спи-нальным стойкам вместе с устройством поддержки подбородка регулируется расстояние от стола до глаз 30-35 см; вторая - поднимая или опуская спинальные стойки в кармашках, регулируют тренажер по росту ученика; третья - используя разные кармашки проводиться регулировка по ширине туловища; четвертая - с помощью липучки на эластичном поясе регулируется обхват талии.

К недостаткам прототипа относится: отсутствие регулировки загнутых концов спинальных стоек по габаритам плечевого пояса; отсутствие регулировки устройства для поддержки подбородка, в частности, горизонтальной перекладины по ее длине в соответствии с шириной груди; наличие сложности в изготовлении некоторых узлов тренажера.

Задачей настоящей полезной модели является разработка простейшего, еще более легкого, технологичного в изготовлении, экологически чистого и дешевого тренажера, который одновременно формирует правильную осанку школьника и сохраняет остроту зрения, а также способствует профилактике различных болезней, связанных с позвоночником и различных глазных болезней.

Техническим результатом использования тренажера является выработка динамичного стереотипа правильной позы школьника, сидя за партой (без искривления позвоночника), а также сохранения остроты зрения и профилактики болезней позвоночника и глаз. Тренажер прост в изготовлении, легок, безопасен и имеет низкую себестоимость [11].

Тренажер может использоваться как в школе, так и дома, при выполнении домашних заданий. Если сделать спинальные стойки длиннее, то его можно использовать и взрослым людям, в частности, студентам, но в домашних условиях, чтобы они не стеснялись окружающих.

У ребенка младших классов позвоночник еще очень мягкий и гибкий, поэтому именно в этом возрасте необходимо ежечасно следить за правильной осанкой, а также за остротой зрения школьника.

Благодаря жесткости спинальных стоек, ученик не сможет сутулиться, сильно отклоняться влево или вправо, формируя и сохраняя правильную осанку, сидя за партой несколько часов в день.

А устройство для фиксации подбородка обеспечивает постоянное, физиологически оптимальное расстояние 30-35 см от стола до глаз, сохраняя остроту зрения и служит профилактикой близорукости и других глазных болезней.

При этом полностью разгружены мышцы шейного отдела позвоночника и кровь свободно поступает к головному мозгу. Грудная клетка ничем не стянута и ребенок свободно дышит.

При использовании тренажера у ученика не будет болей в нижней части спины, остеохондроза и сколиоза, нарушения дыхания и кровообращения, головных болей (мигрени), хронической усталости, а также не будет снижения остроты зрения. Сформированный тренажером динамический стереотип при работе за партой (столом) в младших класса, сохраняется на всю жизнь, избавив человека от многих болезней [12].

На рисунке 1 представлен общий вид тренажера. Он состоит из: двух спинальных стоек 1, выполненных из металлопластиковых лент, шириной 12-15 мм и толщиной 1-1,5 мм с изогнутыми верхними концами для обхвата плечевого пояса; устройства для поддержания подбородка 2, закрепленное на спинальных стойках с опорой на резиновые кольца 3, одетые на концы спинальных стоек; эластичного пояса 4 с липучками 5; двух кармашек 6, выполненных из материи в виде двух колец (одно в другом) на липучках, причем в большие кольца продевается эластичный пояс 4, а в малые вставляются нижние концы спинальных стоек 1.

Рисунок 1 - Общий вид тренажера: 1 - стойки; 2 -устройство для поддержания подбородка;

3 - кольца; 4 - пояс; 5 - липучки; 6 - кармашки

На рисунке 2 представлено устройство для поддержания подбородка. Оно содержит: горизонтальную перекладину 7, выполненную в виде трубки из материи с язычками (на обоих концах), которые имеют липучки 5; трубка имеет посередине разрез 8; стержень 9, выполненный из жесткого провода диаметром 3 мм, причем верхняя его часть изогнута элепсообразно, а нижняя часть (два конца), развернуты в разные стороны под углом 90 0, средняя часть стержня размещается в пластиковом футляре 10. На верхний конец стержня 9 одевается поролоновая трубка 11, с разрезом 12 посередине. Нижние концы стержня 9 вставляются в прорезь 8 горизонтальной перекладины 7 и свободно может вращаться в ней.

Рисунок 2 - Устройство для поддержания подбородка: 5 - липучки; 7 - горизонтальная перекладина; 8 - разрез; 9 - стержень (верхняя часть); 10 - пластиковый футляр; 11 - поролоновая трубка; 12 - разрез

Язычки горизонтальной перекладины 7 охватывают обе спинальные стойки 1, а благодаря липучкам 5 можно изменять длину горизонтальной перекладины по ширине туловища школьника. Положение горизонтальной перекладины дополнительно фиксируется двумя резиновыми кольцами 3, одеваемые на спинальные стойки. На рисунке 3 представлен один из двух карманов 6,

педагогические науки

Лялюк Александр Викторович, Иванова Наталья Геннадьевна НЕКОТОРЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ...

выполненный в виде двух колец из материала (один в другом) на липучках (не показные), причем малое кольцо 13 располагается с наружной стороны эластичного пояса, который продевается в большие кольца 14, а в малые кольца вставляются нижние концы спинальных стоек 1.

Рисунок 3 - Карман, состоящий из двух колец: 13 -малое кольцо, 14 - большое кольцо

В отличие от прототипа тренажер более удобен в использовании, более технологичен в изготовлении, более легок и дешевле по цене. Кроме того, он имеет уже 6, а не 4 регулировки по габаритам школьника, добавились первая и третья, а именно:

- первая - есть регулировка горизонтальной перекладины по длине, учитывающая ширину груди ученика;

- вторая - фиксированное перемещение вверх или вниз устройства для поддержки подбородка, что позволяет строго выдерживать физиологически оптимальное расстояние 30-35 см от стола до глаз ученика;

- третья - благодаря возможности изогнуть верхние концы спинальных стоек из металлопластиковой ленты, можно персонально подогнать их под габариты школьника;

- четвертая - опуская или поднимая спинальные стойки в малых кольцах, регулируется нужная длина по росту ученика;

- пятая - перемещая большие кольца кармашков на эластичном поясе регулируется положение спинальных стоек по ширине спины;

- шестая - липучками на эластичном поясе регулируется его затяжка на талии школьника.

Тренажер очень прост в изготовлении: сначала на плечи одеваются спинальные стойки, затем школьник затягивает эластичный пояс на липучках. Чтобы одеть или снять тренажер требуется не более 3 секунд.

Предусматривается, что все ученики класса имеют свой личный тренажер. На первом занятии, надев тренажер, ученики садятся за парты (столы). Учитель просит всех поставить левую руку вертикально на локоть. Правой рукой, повернув стержень 9 на себя и поднимая или опуская горизонтальную перекладину 7 вместе с кольцами 3, устанавливают ее так, чтобы при опоре подбородка на поролоновую трубку 11, вытянутые пальцы с левой руки были у виска (или большой палец был на уровне глаза). Это соответствует физиологически обоснованной норме 30-35 см от стола до глаз. По месту резиновых колец 3, ученики делают отметку на спиналь-ных стойках 1, чтобы потом в любое время можно было самим устанавливать нужную высоту горизонтальной перекладины 7. Все остальные регулировки тренажера под индивидуальные размеры своего тела школьники проводят самостоятельно дома. Преподаватель, ведя урок, физически не может уследить и поправить позу каждого ученика, а при использовании тренажеров ему в этом смысле не нужно беспокоится.

Таким образом, в течение всего урока школьники соблюдают правильную осанку, т.к. не могут сутулиться или наклоняться на бок, при этом у них не искривляются даже шейные позвонки, мышцы шеи не сдавливают сосуды и кровь нормально поступает к голове, а благодаря поддержке подбородка строго выдерживается нужное расстояние 30-35 см от стола до глаз. Выходя отвечать к доске, ученик просто опускает стержень вниз. На переменах можно снять тренажер и повесить на спинку стула [13].

После занятий школьники, разобрав тренажер, укладывают его в рюкзак или специальный чехол из материи и берут тренажер домой и там используют при выполнении домашних заданий, чтении, работе за компьютером.

Тренажер, легок, безопасен, технологичен, его производство могут освоить многие предприятия, а при наличие комплектующих изделий, он может быть собран и на уроках труда.

Применение тренажера позволит сформировать правильную осанку, избежать многих болезней опорно-двигательной системы, а также сохранить остроту зрения, предупредив развитие близорукости и других болезней глаз, исключит или сведет до минимума отрицательные последствия влияние условий обучения на организм учащихся [14].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конвенция о правах ребенка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), С. 230-239. http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 15.05.2018).

2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/ded_child90.shtml (дата обращения 15.05.2018)

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Об образовании в Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации от 2012 г., N 53, C. 7598 (часть I).

4. Каленик Е.Н. Влияние учебного процесса на социальное здоровье и физическое состояние студентов с ограниченными возможностями здоровья / Е.Н. Каленик, И.М. Купцов, О.И. Донина //Адаптивная физическая культура, 2017, № 3 (71). - С. 45-49.

5. Молокостова А.М. Характеристика образовательной среды в представлениях субъектов образовательного процесса/ А.М. Молокостова, И.С. Якиманская// Азимут научных исследований: педагогика и психоло-гия.2018. Т. 7. № 1 (22). С. 287-290.

6. Гайтукиев М.А. Технология формирования ва-леологической грамотности у младших школьников / М.А. Гайтукиев // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2016. - № 1. - С. 197-203.

7. Розенберг Г.С., Гальперин И.Д. Долг человека: Диалоги об экологии. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. - 98 с.

8. Гайтукиев М.А. Компетентностный подход в исследовании формирования валеологической грамотности младших школьников / М.А. Гайтукиев // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2015. - № 4. - С. 266-270.

9. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности сту-дентов//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 259-261

10. Иванова Н.Г., Гольцов А.П., Алексеева А.А. Решение проблемы формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. - С. 118-119; URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=11314 (дата обращения: 16.05.2018).

11. Пат. 178271 Российская Федерация, МПК А 61 F 5/37. Тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников / А.П. Гольцов, С.А. Гольцов, Н.Г. Иванова [и др.]; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». - № 2017124275; заявл. 07.02.17; опубл. 28.03.18, Бюл. № 10. - 6 с.: ил.

12. Иванова Н.Г., Алексеева А.А. Тренажер для поддержания здоровья младших школьников. // Сборник лучших научных работ молодых ученых Кубанского го-

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

245

Lyalyuk Alexander Viktorovich, Ivanova Natalia Gennadievna SOME CONSTRUCTIVE SOLUTIONS FOR SECURITY ..

pedagogical sciences

сударственного технологического университета, отмеченных наградами на конкурсах в 3-х частях, Часть. 3 -Изд. Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. С. 71-72.

13. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде: монография / А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н. Г. Иванова [и др.]; под ред. А.В. Лялюк. - Краснодар: Изд: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. - 210 с.

14. Лялюк А.В. Риски образовательной среды современного вуза /А.В. Лялюк, О.Р. Тучина// Инновационные процессы в высшей школе: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. - С. 113-115.

Статья поступила в редакцию 07.05.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.