Закон и право. 2024. № 12. С. 120-123. Law and legislation. 2024;(12):120-123.
Научная статья УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-120-123 NIION: 1997-0063-12/24-614
EDN: https://elibrary.ru/CWINEK MOSURED: 77/27-001-2024-12-814
Повышение безопасности дорожного движения с использованием средств индивидуальной мобильности
Павел Александрович Федоров
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены отечественный и зарубежный опыт регулирования движения с использованием средств индивидуальной мобильности, причины и статистика дорожно-транспортной аварийности. Сформулированы предложения по повышению безопасности движения с использованием средств индивидуальной мобильности.
Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, водитель, пешеход, безопасность.
Для цитирования: Федоров П.А. Повышение безопасности дорожного движения с использованием средств индивидуальной мобильности // Закон и право. 2024. № 12. С. 120—123. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-12-120-123 ББЫ: https://elibrary.ru/CWINEK
Original article
Improving road safety using personal mobility means
Pavel A. Fedorov
Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers domestic and foreign experience of traffic regulation using personal mobility means, causes and statistics of road traffic accidents, proposals for improving the safety of traffic using personal mobility means were formulated.
Keywords: personal mobility means, road traffic accident, vehicle, driver, pedestrian, safety. For citation: Fedorov P.A. Improving road safety using personal mobility means // Law and legislation. 2024;(12): 120—123. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-120-123 EDN: https://elibrary.ru/ CWINEK
Я России относительно немногочисленные устройства для передвижения с электро-.Яш^ двигателями — электроскейтборды, ги-роскутеры, сигвеи, моноколеса, электросамокаты — стали появляться около десяти лет назад скорее как дорогие игрушки для подростков и молодежи. Из данного списка наиболее простым и удобным в использовании для людей разных возрастов и комплекции оказался электросамокат.
С появлением кикшеринговых компаний с 2018 г. крупные города нашей страны, а также
© Федоров П.А. М., 2024.
курортные зоны захватил настоящий бум арендных электросамокатов, использование которых стало доступно практически каждому желающему, установившему на своем смартфоне специальное приложением и имеющему возможность онлайн оплаты аренды. Кикшеринг становится все популярнее в России.
Подавляющее большинство стран регулируют использование электросамокатов, распространяя на них те же требования, что и к управлению велосипедом [4] — это Бельгия, Финляндия, Исландия, Израиль, Италия, Норвегия, Швеция и Швейцария, при этом в Австрии, Чехии, Дании, Германии такая езда ограничена ис-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
ключительно велосипедными дорожками и не допускается на тротуарах. В Ирландии запрещен шеринг электросамокатов, а в Испании запрещено ездить по тротуарам, обязательны паспорт транспортного средства и страховка, управление допускается только в светоотражающем жилете.
Некоторые страны, такие, как Великобритания и Монако, полностью запретили этот вид транспорта и применяют самую строгую политику.
Меры регулирования и законодательства различаются на международном уровне. Во многих странах, где законодательная база еще не принята, электросамокаты технически незаконны. Европа широко легализовала использование электрических самокатов, но в таких городах, например, как Джакарта, Сингапур и Шанхай, по-прежнему езда на этом виде транспорта по дорогам и тротуарам полностью запрещена.
Интересная практика сложилась в Париже, ставшем первым городом в Европе, который разрешил операторам свободно сдавать электросамокаты в аренду через мобильные приложения еще в 2018 г. Но по мере роста проблем, создаваемых шеринговыми электросамокатами — блокировка тротуаров, рост ДТП с тяжкими последствиями, хаотичная парковка, небезопасная езда, недовольство среди жителей города росло. В результате парижане в ходе специального референдума высказались за запрет аренды электросамокатов и с первого сентября 2023 г. в Париже такая аренда запрещена.
После референдума во Франции немцы тоже заговорили об ужесточении правил для электросамокатов [4]. В Германии электросамокаты легализовали лишь в 2019 г., до тех пор они находились под запретом как для городского проката, так и для личного пользования. Сейчас рынок электросамокатов в Германии считается одним из крупнейших в мире. Пользоваться электросамокатами в ФРГ можно с 14 лет, права для этого не нужны. Кататься вдвоем на одном самокате нельзя. Ездить на электросамокатах по тротуарам строго запрещено, такая езда допускается только по велодорожкам.
В России правовой статус «водителей» электросамокатов длительное время оставался неопределенным, в Правилах дорожного движения РФ [1] такие средства индивидуальной мобильности (далее — также СИМ) не были закреплены в качестве транспортных средств, при том, что в зависимости от технических характеристик самокаты могут развивать скорость до 60 км/ч (а некоторые и до 100 км/ч), фактически такие лица приравнивались к пешеходам и ездили по тротуарам и пешеходным зонам.
Естественно, что высокая скорость передвижения на электросамокатах как среди большого скопления людей на тротуарах, в рекреационных зонах, так и на пешеходных переходах, когда водитель автомобиля не успевает отреагировать на несущийся электросамокат, обусловила высокий травматизм и среди обычных пешеходов, и среди лиц, управляющих электросамокатами.
По данным информационно-аналитического обзора дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 2022 г., подготовленного Научным центром безопасности дорожного движения МВД России [2], по итогам 2022 г. аварии с участием средств индивидуальной мобильности происходили чаще всего в таких регионах, как Краснодарский край, Тюменская, Свердловская и Нижегородская области, а также Москва и Санкт-Петербург.
В 2022 г. зарегистрировано 941 (+40%) ДТП с участием СИМ, в результате которого погибли 19 (-5%) человек, в том числе двое несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 976 (+38,6%) человек, в числе которых 192 ребенка в возрасте до 16 лет.
При учете СИМ в качестве персонального электрического средства передвижения малой мощности зарегистрировано 720 (+49,1%) ДТП, в которых погибли 8 (-27,3%) и ранены 759 (+49,1%) человек. В этих происшествиях лицо, передвигающееся на СИМ, регистрировалось как пешеход.
Подавляющее большинство (95%) таких ДТП зарегистрированы как наезд на пешехода. С участием СИМ, схожим по характеристикам с мопедом с электродвигателем, зарегистрировано 222 (+17,5%) ДТП, в которых погибли 11 (+22,2%) и получили ранения 217 (+11,3%) человек. В этих происшествиях управляющее СИМ лицо регистрировалось как водитель. Большинство таких ДТП зарегистрированы как столкновение транспортных средств (66%).
В целях устранения правовой неопределенности Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769 в Правила дорожного движения РФ [1] были внесены изменения, вступившие в силу с 1 марта 2023 г., регламентирующие правовой статус СИМ и лиц, ими управляющих, а также дорожное движение с использованием СИМ.
Так, средством индивидуальной мобильности признается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2024
Перемещаться на СИМ можно со скоростью не более 25 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях скорость не должна превышать 20 км/ч либо быть еще ниже в целях обеспечения безопасности пешеходов.
Если раньше пользователи СИМ приравнивались к пешеходам и могли двигаться только по тротуарам, то теперь их разделяют на три категории, от которых зависит, как и где можно ездить.
Детям до 7 лет разрешено ездить только по пешеходным дорожкам в сопровождении взрослых.
Детям от 7 до 14 лет разрешено ездить самостоятельно только по пешеходным и велосипедным дорожкам.
Пользователи старше 14 лет в первую очередь должны ездить по велосипедным дорожкам, при их отсутствии — по пешеходным. При этом самокат должен весить меньше 35 кг, а пешеходы имеют приоритет при движении. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям СИМ необходимо спешиваться.
При отсутствии велосипедных и пешеходных дорожек допускается движение по обочине. Двигаться по правому краю проезжей части можно только в том случае, если нет обочины, велосипедных и пешеходных дорожек. При этом на дороге должно быть разрешено движение велосипедистов и стоять ограничение 60 км/ч.
СИМ должно быть оборудовано звуковым сигналом, светоотражателями белого цвета спереди, оранжевого или красного — с боков и красного — сзади; фонарем белого цвета спереди.
22 ноября 2023 г. Комитет Совета Федерации по экономической политике провел «круглый стол» «Правовое регулирование использования электросамокатов и иных средств индивидуальной мобильности», на котором обсуждались меры по развитию инфраструктуры для СИМ (парковки, места для зарядки аккумуляторов, дорожки для движения), а также по повышению безопасности их использования [3].
Обсуждение необходимых мероприятий по безопасному использованию СИМ проводилось на основании статистики, предоставленной МВД России. На этом мероприятии рассматривались данные МВД России за девять месяцев 2023 г., согласно которым в России было зарегистрировано 2647 (+215,9% к аналогичному периоду прошлого года) ДТП с участием СИМ, в результате которых погиб 31 (+63,2%) человек, в том числе трое несовершеннолетних до 16 лет. Ранения получили 2723 (+213%) человека, среди которых 919 детей до 16 лет. 30 погибших передвигались на СИМ, один погибший являлся пешеходом, на которого совершило наезд СИМ. Данный наезд
совершен в населенном пункте при пересечении пешеходом проезжей части вне пешеходного перехода. В одном ДТП зафиксирована гибель двух лиц, передвигавшихся на одном электросамокате, при этом наезд совершен при движении СИМ в попутном направлении по краю проезжей части.
Всего произошло семь ДТП со смертельным исходом, когда наезд совершен на СИМ, двигавшееся в попутном направлении по краю проезжей части.
В шести случаях погибшие пересекали проезжую часть по пешеходному переходу не спешившись, а в пяти из них — на запрещающий сигнал светофора. В пяти ДТП лицо, передвигавшееся на СИМ, получило смертельные травмы в результате того, что не справилось с управлением и допустило опрокидывание, при этом в трех случаях движение происходило по проезжей части, а в двух ДТП СИМ двигалось по тротуару или в пешеходной зоне.
Наибольшее количество ДТП зарегистрировано в г. Москве (665), Тюменской области (184) и г. Санкт-Петербурге (172). При этом в Санкт-Петербурге больше всего погибших — четыре человека.
Наиболее частые причины ДТП с участием СИМ — внезапное для других участников дорожного движения появление на дороге и малая за-метность в транспортном потоке, нарушение правил расположения СИМ на проезжей части, несоблюдение сигналов регулирования, пересечение проезжей части вблизи пешеходного перехода, но вне его зоны, несоответствие скоростного режима дорожным условиям, нарушение очередности проезда. Водители либо не знают о действующих правилах и ограничениях, либо сознательно не соблюдают их.
Необходимо отметить, что улично-дорожная сеть городов нашей страны не подготовлена к обсуждаемой новой разновидности участников дорожного движения — велодорожки практически отсутствуют.
Оснований обвинять в проблемах кикше-ринг, как в Париже, у нас нет — по статистике, количество ДТП с участием арендованных СИМ примерно равно числу аварий с СИМ, находящимися в собственности.
Очевидно, что высокая аварийность требует принятия дополнительных мер властями, которые продолжают обсуждать направления повышения безопасности движения с использованием СИМ.
Так, на прошедшем в октябре 2024 г. совещании в Правительстве РФ представители Минтранса, Минпромторга, МВД, Минцифры, Минюста и депутаты Госдумы обсудили и поддержали уве-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
личение до 16 лет минимального возраста пользователей самокатов и других СИМ, обязательность получения прав на управление этими транспортными средствами и запрет передвижения на СИМ по тротуарам и проезжей части [5]. Однако сроки принятия и вступления в силу соответствующих законодательных изменений не известны.
По нашему мнению, цели профилактики аварийности с участием электросамокатов и других СИМ могут быть достигнуты при реализации следующих мер:
1. Совершенствование правового регулирования:
■ обязательная государственная регистрация электросамокатов с оснащением электросамокатов заметными, в том числе распознаваемыми видеокамерами автоматической фиксации нарушений ПДД, средствами идентификации;
■ увеличение количества видеокамер автоматической фиксации нарушений ПДД с возможностью фиксации нарушений езды на электросамокатах, в первую очередь, нарушение скоростного режима, переезд через пешеходный переход, езда вдвоем;
■ в случае невозможности идентифицировать лицо, управляющее электросамокатом и допустившее нарушение ПДД, привлечение к административной ответственности владельца электросамоката — кик-шеринговой компании;
■ запрет передвижения на электросамокатах и других СИМ на тротуарах шириной менее 3 м;
■ введение обязательного страхования гражданской ответственности человеку, арендовавшему СИМ, от нанесения вреда окружающим людям;
■ введение обязательного использования водителями защитных шлемов и светоотражающих жилетов при выезде на дорогу.
2. Развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь, расширение сети велодорожек.
3. Правовое просвещение и обучение правилам безопасного вождения электросамокатов — социальная реклама, беседы, памятки, обучающие видеоролики в образовательных учреждени-
ях, при приобретении электросамокатов в собственность, в приложениях для кикшеринга.
Список источников
1. Правила дорожного движения РФ (утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // http://www.consultant.ru/
2. Обзоры дорожно-транспортной аварийности Научного центра БДД МВД России // https: // нцбдд.мвд.рф (Дата обращения: 20.01.2024.
3. Васильев В.: По итогам «круглого стола» в СФ подготовят предложения по совершенствованию правового регулирования использования электросамокатов // URL.: http://council.gov.ru/ events/news/150292/ (Дата обращения: 20.01.2024)
4. Весь мир гоняет на электросамокатах: что можно в России и нельзя Европе / / URL.: https: // news.ru/world/ves-mir-gonyaet-na-elektrosa-mokatah-chto-mozhno-v-rossii-i-nelzya-evrope/ (Дата обращения: 20.01.2024)
5. Не прокатят: пользоваться электросамокатами разрешат только с 16 лет // URL.: https:// iz.ru/1775907/evgenia-perceva/ne-prokatat-polzovatsa-elektrosamokatami-razresat-tolko-s-16-let (Дата обращения: 26.10.2024)
References
1. The Rules of Traffic of the Russian Federation (approved by the Resolution of the Council of Ministers — Government of the Russian Federation of23.10.1993. № 1090) // http://www.consultant.ru/
2. Road accident surveys of the Scientific Center of BDD MVD Russia // https://nzbdd.mvd.rf (Accessed: 20.01.2024)
3. Vasilyev V.:The round table in the SF will prepare proposals for improving the legal regulation of the use of electric scooters // URL.: http://council.gov.ru/ events/news/150292/ (Accessed: 20.01.2024)
4. The whole world races on electric scooters: what can be in Russia. and not Europe // URL.: https://news.ru/world/ves-mir-gonyaet-na-elektrosamokatah-chto-mozhno-v-rossii-i-nelzya-evrope/ (Accessed: 20.01.2024)
5. Not to be missed: use of electric scooters allowed only from 16 years // URL.: https://iz.ru/ 1775907/evgenia-perceva/ne-prokatat-polzovatsa-elektrosamokatami-razresat-tolko-s-16-let (Accessed: 26.10.2024)
Информация об авторе
Федоров П. А. — кандидат юридических наук, доцент, начальник отделения научно-исследовательского отдела Статья поступила в редакцию 03.1 0.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.
Information about the author
Fedorov P.A. — candidate of legal sciences, associate professor, head of branch of research department The article was submitted 03.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.
LAW & LEGISLATION • 12-2024