Научная статья на тему 'ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / МОТОРИЗОВАННОЕ ЛИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ЭЛЕКТРОСКУТЕРЫ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ / МАЛЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СКУТЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимов А. А.

В статье рассматривается опыт использования средств индивидуальной мобильности стран Европейского Союза, который можно использовать для совершенствования отечественного законодательства. Материалы и методы: нормативные правовые акты, материалы научной литературы; диалектический, формально-логический и другие общенаучные методы исследования; специально-юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический. Результаты исследования: исследованы вопросы правого регулирования использования средств индивидуальной мобильности отдельных стран Европейского Союза: Германия, Франция, Польша, Финляндия, Швеция, Бельгия. Установлено, что, несмотря на схожесть административно-правового регулирования данной сферы, имеются определенные различия. Выводы и заключения: на основе анализа правового регулирования применения электрических средств передвижения малой мощности в различных странах делается вывод о необходимости совершенствования российского законодательства на базе зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE OPERATION OF PERSONAL MOBILITY EQUIPMENT IN SELECTED EUROPEAN UNION MEMBER STATES

The article examines the experience of using the means of individual mobility of the European Union countries, which can be used to improve domestic legislation. Materials and methods: normative legal acts, scientific literature materials; dialectical, formal-logical and other general scientific methods of research; special legal methods: comparative-legal and formal-legal. Results of the research: the issues of legal regulation of individual mobility means of individual mobility of some countries of the European Union were studied: Germany, France, Poland, Finland, Sweden, Belgium. It was found that despite the similarity of administrative and legal regulation of this sphere, there are certain differences. Conclusions: on the basis of analysis of legal regulation of use of electric means of individual mobility in different countries the conclusion is made about the necessity of improvement of Russian legislation on the basis of foreign experience.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2(105). С. 119-124. Jurist-Pravoved. 2023. № 2(105). P. 119-124.

Научная статья УДК 34.07

ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Ефимов Александр Александрович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь, Российская Федерация proffi_2006@mail.ru

Введение: в статье рассматривается опыт использования средств индивидуальной мобильности стран Европейского Союза, который можно использовать для совершенствования отечественного законодательства.

Материалы и методы: нормативные правовые акты, материалы научной литературы; диалектический, формально-логический и другие общенаучные методы исследования; специально-юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический.

Результаты исследования: исследованы вопросы правого регулирования использования средств индивидуальной мобильности отдельных стран Европейского Союза: Германия, Франция, Польша, Финляндия, Швеция, Бельгия. Установлено, что, несмотря на схожесть административно-правового регулирования данной сферы, имеются определенные различия.

Выводы и заключения: на основе анализа правового регулирования применения электрических средств передвижения малой мощности в различных странах делается вывод о необходимости совершенствования российского законодательства на базе зарубежного опыта.

Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, моторизованное личное транспортное средство, электроскутеры, электросамокаты, малые электромобили, электронные скутеры.

Для цитирования: Ефимов А. А. Практика административно-правового регулирования эксплуатации средств индивидуальной мобильности в отдельных государствах европейского союза / А. А. Ефимов // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 2(105). - С. 119-124.

Original paper

THE PRACTICE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE OPERATION OF PERSONAL MOBILITY EQUIPMENT IN SELECTED EUROPEAN UNION MEMBER STATES

Efimov Aleksandr Aleksandrovich

Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Stavropol, Russian Federation

Introduction: the article examines the experience of using the means of individual mobility of the European Union countries, which can be used to improve domestic legislation.

Materials and methods: normative legal acts, scientific literature materials; dialectical, formal-logical and other general scientific methods of research; special legal methods: comparative-legal and formal-legal.

Results of the research: the issues of legal regulation of individual mobility means of individual mobility of some countries of the European Union were studied: Germany, France, Poland, Finland, Sweden, Belgium. It was found that despite the similarity of administrative and legal regulation of this sphere, there are certain differences.

Conclusions: on the basis of analysis of legal regulation of use of electric means of individual mobility in different countries the conclusion is made about the necessity of improvement of Russian legislation on the basis of foreign experience.

Keywords: personal mobility aids, motorized personal vehicle, electric scooters, electric scooters, small electric vehicles, electronic scooters.

For citation: Efimov A. A. Praktika administrativno-pravovogo regulirovaniya ekspluatacii sredstv individual'noj mobil'nosti v otdel'nyh gosudarstvah evropejskogo soyuza [The practice of administrative and legal regulation of the operation of personal mobility equipment in selected European Union member states]. Jurist-Pravoved -Lawyer-Jurist. 2023. № 2(105). P. 119-124.

Власти любой страны обязаны создать основу для эффективного управления дорожным движением, решить проблему регулирования и управления новыми видами мобильного транспорта, одновременно решив вопросы безопасности и доступности, обеспечив баланс между потребительским спросом на современные средства передвижения и общественным запросом на справедливое распределение общественного пространства.

Всего за несколько лет средства индивидуальной мобильности (далее - СИМ) быстро распространились во многих городах Европы. Эти легкие, электрические, скоростные транспортные средства доступны в любых европейских городах, что позволяет их пользователям быстро находить, резервировать, разблокировать и оплачивать использование СИМ через свои смартфоны. Как и другие транспортные средства, двигающиеся по дорогам, СИМ должны использоваться в рамках нормативной базы. Разные европейские страны реагировали на тенденцию современной микромобильности по-разному, начиная от полного запрета и заканчивая полной доступностью их использования. Некоторые из них со временем адаптировали политику микромобильности, реагируя, в том числе и на реакцию общественности.

Тем не менее, необходимо учитывать, что правила использования средств индивидуальной мобильности в государствах ЕС не единообразны. Что касается правил дорожного движения, то почти во всех странах ЕС, где разрешено передвигаться на средствах индивидуальной мобильности по дорогам, действуют правила дорожного движения по аналогии с велосипедами.

Ключевым нормативным правовым актом, устанавливающим порядок использования в Германии малых электромобилей, является постановление Федерального Правительства от 6 июня 2019 г. «Об участии малых электромобилей в дорожном движении» (далее - eKFV), в последней редакции от 12 июля 2021 г. [1]. Опыт правового регулирования и использования средств индивидуальной мобильности в Германии является наиболее прогрессивным, а количество таких средств наибольшим среди всех государств Европейского союза.

По законодательству Германии малые электромобили - это транспортные средства с электрическим приводом и скоростью движения от 6 до 20 км/ч с номинальной длительной мощностью электродвигателя не превышающем 500 Вт либо 1400 Вт (в случае, если речь идет о самобалансирующемся посредством электронного блока управления транспортном средстве) и имеющие ширину не более 70 сантиметров, высоту 140 сантиметров и длину 200 сантиметров, а также максимальный вес без водителя - 55 килограммов.

Согласно действующим положениям, эксплуатация транспортных средств (электроскейтборды, гироскутеры и моноколеса) с электрическим приводом без наличия в штатной комплектации рулевой и тормозной систем управления, габаритного освещения, звукового сигнала на дорогах общего пользования не допускается. Их эксплуатация возможна только на ограниченном пространстве (внутренний двор, спортивная площадка, закрытая придомовая территория без выезда на проезжую часть). Движение по улицам, тротуарам, пешеходным дорожкам также запрещается [2].

Данными средствами индивидуальной мобильности можно управлять при наличии страховой наклейки (знака) и лицензии на эксплуатацию, которая должна быть идентифицирована с помощью идентификационного номера транспортного средства с заводской табличкой.

Для того чтобы быть пригодным для движения, СИМ нужны два независимо действующих тормоза, устройство для подачи звукового сигнала, световые приборы спереди и сзади ТС, боковые светоотражатели, размещаемые на ободе одного из колес, при этом наличие указателей поворота не является обязательным. СИМ может управлять только один человек, достигший возраста 14 лет, наличие водительского удостоверения не требуется. Перевозка другого лица и использование прицепа не допускаются.

СИМ являются автотранспортными средствами и поэтому, как мы уже указывали выше, подлежат страхованию. Для эксплуатации требуется наличие полиса страхования гражданской ответственности с размещением подтверждающей наклейки на корпусе устройства. Страховой знак должен быть прикреплен к задней части транспортного средства, если это возможно, под задним фонарем как минимум на 50 мм выше дороги. Стоимость страхования - 20-60 евро в год. Без страховки невозможно получить обязательный номерной знак. Без наклеенного номера скутер считается незарегистрированным.

Каждый год требуется новая страховая наклейка, которую можно заказать в страховых компаниях онлайн или купить в офисе и приклеить на транспортное средство.

Рассмотрим правила движения СИМ в рамках улично-дорожной сети:

1) в населенных пунктах движение разрешено по велосипедным дорожкам (обозначенным разметкой и соответствующими дорожными знаками), тротуарам, имеющим зону для движения велосипедов, выделенным полосам для велосипедов на дорогах общего пользования, а при их отсутствии по правому краю проезжей части (максимально близко к обочине по ходу движения потока), а также по дорогам с односторонним движением, где знаками разрешено движение велосипедистов;

2) в населенных пунктах езда по тротуару, пешеходным зонам, улицам с односторонним движением, а также по шоссейным дорогам, дорогам местного значения, магистралям скоростного движения (автобан) запрещена. В исключительных случаях (при наличии соответствующего разрешающего знака или для конкретных лиц с особым правовым статусом) разрешается передвижение по пешеходной зоне на минимальной скорости;

3) вне населенных пунктов разрешается движение по обочинам, оснащенным твердым покрытием;

4) к СИМ применяются те же правила парковки, что и к велосипедам. Парковка на тротуарах, как правило, разрешена, если она не препятствует участникам дорожного движения или не блокирует пути, оставлять электросамокаты на парковочных местах для автомобилей запрещено;

5) не должны создаваться помехи движению и опасность для пешеходов, в случае необходимости скорость движения должна быть адаптирована под скорость пешеходного потока;

6) использование защитного шлема для рассматриваемого вида транспортных средств действующим законодательством Германии не регламентировано;

7) перевозка СИМ в транспорте общего пользования не запрещена, и основана на правилах перевозки вещей. Каждая отдельная транспортная компания или соответствующее транспортное объединение принимает решение об условиях перевозки;

8) Специально для скутеров ввели табличку «Elektrokleinstfahrzeuge frei». Велосипедные знаки для электросамокатов не действуют, однако действует велосипедный светофор.

На водителей электросамокатов, сегвеев и других СИМ распространяются аналогичные с водителями автомобилей критерии допустимого уровня алкоголя в крови. Вождение самоката в состоянии алкогольного опьянения штрафуется наравне с автомобильными нормами.

Во Франции средства индивидуальной мобильности именуются термином «моторизованное личное транспортное средство». Данная категория объединила в себе такие транспортные средства, как сегвеи, электроскутеры, моноколеса и другие средства передвижения.

Передвижение на СИМ в населенных пунктах Франции и за их пределами разрешено только по велосипедным дорожкам. Муниципалитетам предоставлено право устанавливать разрешение на их использование для езды по дорогам общего пользования. Движение по тротуару на средствах индивидуальной мобильности с использованием двигателя запрещено, однако некоторые муниципалитеты вправе разрешить это. Парковка средств индивидуальной мобильности может быть осуществлена на тротуаре, если они не мешают пешеходам.

Правила применения СИМ устанавливают следующие требования:

- минимальный возраст для управления - не менее 12 лет;

- управляющее средством индивидуальной мобильности лицо не может перевозить других людей или толкать, буксировать груз или транспортное средство;

- скорость движения не может превышать 25 км/ч; на дорогах с активным пешеходным движением - 8 км/ч, а в Париже еще предусматривается запрет на передвижение в городских парках и парковку на тротуаре;

- средство индивидуальной мобильности должно быть исправно и оснащено передними и задними фонарями, звуковым сигналом, светоотражающим оборудованием, тормозной системой;

- управляющее лицо обязано использовать средства для безопасного вождения (шлем и жилет со световозвращающими элементами).

- предусмотрен запрет и привлечение к административной ответственности за модификацию (увеличение скоростного режима) СИМ [3, с. 22].

В 2021 г. в Польше был принят проект поправок к Закону о дорожном движении и некоторые другие нормативные акты, в целях совершенствования правовых основ регулирования статуса электросамокатов и других личных транспортных средств с электроприводом

(например, электроскейтбордов, гироскутеров и т. д.). До этих пор правовой статус электросамокатов и личных транспортных средств оставался неурегулированным. Это создавало реальную угрозу безопасности дорожного движения. Новые правила определили статус электросамокатов и личных транспортных средств, кроме того, были введены технические стандарты для устройств, выводимых на рынок после 31 декабря 2021 г.

Явный приоритет отдается пешеходам перед электросамокатами на тротуарах и другой инфраструктуре, предназначенной для пешеходного движения. Водители электросамокатов и других личных транспортных средств должны уступать дорогу пешеходам и никоим образом не препятствовать их передвижению.

Водители электросамокатов обязаны использовать велосипедные дорожки с ограничением скорости 20 км/ч. В случае отсутствия велосипедных дорожек на электросамокатах разрешается передвигаться на дорогах с ограничением скорости 30 км/ч. Когда ограничение скорости на дороге установлено выше 30 км/ч и нет велосипедных полос, пользователи могут ездить на электросамокатах по тротуару или другой пешеходной зоне, при условии, что они будут уделять особое внимание тому, чтобы не создавать препятствий для пешеходов и снижать скорость до скорости пешеходов. Пользователи других электронных личных транспортных средств также должны использовать велосипедные дорожки, и не допускаются на автомобильные дороги. Следовательно, если велосипедных дорожек нет, тротуар следует использовать при условии, что пешеходам не создается препятствий.

Также введены правила парковки электросамокатов и личного мобильного транспорта в общественных местах. Они должны быть припаркованы в специально отведенных местах. При отсутствии таких мест на близлежащей территории, такие устройства разрешается припарковать на тротуаре, при условии, что они будут припаркованы на краю тротуара как можно дальше от обочины дороги. Кроме того, тротуар должен быть в ширину не менее 1,5 метров, а припаркованные электросамокаты не должны мешать пешеходам.

Кроме того, правила включают, среди прочего, введение минимального возраста (10 лет) для использования электросамокатов на дорожках общего пользования (в российском законодательстве - велопешеходная дорожка). Лица в возрасте до 18 лет должны иметь такую же квалификацию, как и для езды на велосипеде, то есть велосипедную карту или водительское удостоверение категорий AM, A1, B1 или T. Кроме того, запрещено управлять электронным самокатом или личным транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также при потреблении любого психоактивного вещества. Также запрещена перевозка людей, животных и предметов. Муниципалитетам предоставлено право устанавливать свои собственные правила использования электросамокатов.

В Финляндии, где также действуют прогрессивные законодательные ограничения, Законом о транспортных средствах регулируется, в том числе, и порядок использования средств индивидуальной мобильности.

Самобалансирующиеся электрические индивидуальные транспортные средства: сегвеи, моноколеса, гироскутеры, электросамокаты, а также трех- и четырехколесные скутеры делятся на две категории в зависимости от максимальной конструктивной скорости:

1. Если максимальная конструктивная скорость не превышает 15 км/ч, а мощность двигателя - 1 кВт, устройство считается приспособлением, облегчающим ходьбу. Им можно пользоваться на пешеходном тротуаре, однако, лишь при условии движения со скоростью пешехода (5 км/ч).

2. Наиболее распространенные электрические устройства с максимальной скоростью до 25 км/ч и максимальной мощностью до 1 кВт отнесены к категории легких транспортных средств. Передвижение на подобных транспортных средствах во всех случаях, а также на менее скоростных (до 15 км/ч) при их движении быстрее скорости пешехода, регламентируется теми же правилами, что и передвижение на велосипеде: движение должно осуществляться по велодорожке, а при ее отсутствии по правому краю проезжей части (за исключением детей до 12 лет, которые могут ехать по тротуару и пересекать проезжую часть по пешеходным переходам) [3. с. 25].

Таким образом, в Финляндии: СИМ, развивающие скорость до 15 км/ч - приравнены к пешеходам, до 25км/ч - приравнены к велосипедистам.

На средства индивидуальной мобильности в Финляндии распространяются технические требования, предъявляемые к велосипедам, при этом страхование не требуется.

Средства индивидуальной мобильности с электроприводом или моторизацией, движущиеся со скоростью более 25 км/ч, должны быть зарегистрированы как мопеды, если это возможно с учетом характеристик оборудования.

Для использования средств индивидуальной мобильности в Финляндии обязательны следующие требования: установка фар, звукового сигнального устройства, отражателей, использование шлема при движении.

На сегодняшний день в Швеции действуют следующие требования: разрешается использование электросамокатов мощностью до 0,25 кВт с ограничением скорости до 20 км/ч, более мощные модели на общественных дорогах использовать запрещено. Кроме того, вне зависимости от мощности все электросамокаты должны быть оснащены тормозной системой, устройством для подачи звукового сигнала, а для езды в темное время суток - оборудованы передней фарой, задним фонарем и светоотражателями. Водители младше 15 лет обязаны ездить в шлеме.

Как и во многих странах ЕС, электронные скутеры становятся все более популярным средством передвижения и в Бельгии. Их число быстро растет в городах по всей стране, но также растут опасения по поводу безопасности и конфликтов с пешеходами. Согласно данным, собранным федеральной полицией, количество аварий с участием электронных скутеров с человеческими жертвами утроилось по сравнению с прошлым годом. В 2021 году произошло 1 022 аварии с человеческими жертвами, почти по три ДТП в сутки. Чтобы устранить опасения по поводу безопасности электронных скутеров, потребовалось введение новых правил. С 1 июля 2022 г. вступили в силу новые федеральные законы об использовании электросамокатов в Бельгии. Закон вводит несколько ограничений, связанных с их использованием, чтобы решить проблемы безопасности дорожного движения, связанные с широким использованием электроскутеров. В дополнение к федеральным правилам в Брюсселе приняты еще более строгие меры для обеспечения защиты пешеходов и их беспрепятственного передвижения [4].

По новым правилам пользователи электросамокатов или любого другого моторизованного транспорта будут приравнены к велосипедистам. Фактически, электронным скутерам больше не разрешается ездить по тротуарам, а также может быть запрещено движение по пешеходным зонам. В случае, если они разрешены (обозначены знаком), они должны двигаться со скоростью пешехода (5 км/ч) и всегда уступать им дорогу. Кроме того, новые правила вводят минимальный возрастной ценз. Использование электросамокатов теперь запрещено для лиц младше 16 лет (за исключением вождения в пределах некоторых специально отведенных мест). Кроме того, установлен запрет на передвижение на электросамокате двоих и более лиц. Наконец, были введены правила парковки, в том числе указатели для обозначенных парковочных зон, а также для запретных зон. При отсутствии специальных указателей парковка на тротуарах остается возможной, если СИМ не мешают пешеходам и другим пользователям. Новые правила применяются ко всем моторизованным транспортным средствам, т.е. ко всем средствам с одним или более колесами, максимальная скорость которых по конструкции ограничена 25 км в час. Это не только электрические самокаты, но и моноколеса, электрические скейтборды, электрические инвалидные коляски и т. д.

Брюссель ввел дополнительные правила использования электросамокатов. В дополнение к федеральным правилам Брюссель принял решение автоматически ограничивать скорость самокатов в пешеходных зонах и ограничивать количество самокатов на одного оператора. Максимальная скорость в основных пешеходных зонах теперь ограничена 8 км/ч. Во всех других местах скорость самокатов общего пользования ограничена 20 км/ч.

Кроме того, власти Брюсселя еще в начале 2022 г. озаботились проблемами нерегулируемых парковок, обязав региональные дорожные власти определять зоны парковки, а также при необходимости осуществлять переоборудование парковочных мест. Электроскутеры, которые паркуются за пределами этих зон, будут осуществлять передачу уведомлений кикше-ринговым компаниями, у которых затем будет 24 часа, чтобы переместить транспортное средство в зону парковки. Несоблюдение правил парковки приведет к штрафу в размере от 25 до 400 евро, который компания может переложить на пользователя.

Таким образом, анализ опыта зарубежных стран в части правового регулирования использования СИМ позволит глубже понять вектор регулятивного развития в данной сфере, сформулировать конкретные предложения по совершенствованию отечественного законодательства в данной области, с учетом существующих национально-правовых различий и особенностей

построения национальных систем законодательства. Анализ правоприменительной практики и законодательства европейских и других развитых государств позволит не только своевременно внедрить передовой опыт, но и избежать ошибок на пути совершенствования отечественного законодательства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Verordnung ьЬег die Teilnahme von Elektrokleinstfahrzeugen am StraЯenverkehr (Elektrokleinst-fahrzeuge-Verordnung eKFV). URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ ekfv/BJNR075610019.html (дата обращения: 20.12.2022).

2. Monowheels: Diese Regeln gelten fir elektrische Eirn^der URL: https://www.adac.de/rund-ums-fahrzeug/elektromobilitaet/elektrofahrzeuge/airwheel (дата обращения: 20.12.2022).

3. Калмыков Г.И., Запаренко А.М., Горячев А.А., Андреянов М.В. Зарубежный опыт правового регулирования использования отдельных видов средств индивидуальной мобильности // Аналитический обзор. М., 2021.

4. Stricter rules for e-scooters: New law in Brussels goes further than the Belgian one // Eltis facilitates the exchange of information, knowledge and experience in the field of sustainable urban mobility in Europe. URL: https://www.eltis.org/in-brief^news/stricter-rules-e-scooters-new-law-brussels-goes-further-belgian-one (дата обращения: 20.12.2022).

5. Соколов Д.В. Нормативное регулирование использования электроскутеров в Федеративной Республике Германия, Австрийской Республике и Швейцарской Конфедерации // Современная наука. 2021. № 3.

REFERENCES

1. Verordnung ьber die Teilnahme von Elektrokleinstfahrzeugen am StraЯenverkehr (Elektrokleinst-fahrzeuge-Verordnung eKFV). URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ ekfv/BJNR075610019.html (date of access: 20.12.2022).

2. Monowheels: Diese Regeln gelten fcr elektrische Einrдder URL: https://www.adac.de/rund-ums-fahrzeug/elektromobilitaet/elektrofahrzeuge/airwheel (date of access: 20.12.2022).

3. Kalmykov G.I., Zaparenko A.M., Goryachev A.A., Andreyanov M.V. Foreign experience of legal regulation of the use of certain types of means of individual mobility // Analytical review. Moscow, 2021.

4. Stricter rules for e-scooters: New law in Brussels goes further than the Belgian one // Eltis facilitates the exchange of information, knowledge and experience in the field of sustainable urban mobility in Europe. URL: https://www.eltis.org/in-brief^news/stricter-rules-e-scooters-new-law-brussels-goes-further-belgian-one (date of access: 20.12.2022).

5. Sokolov D.V. Regulatory regulation of the use of electric scooters in the Federal Republic of Germany, the Republic of Austria and the Swiss Confederation // Modern Science. 2021. № 3.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ефимов Александр Александрович, доцент кафедры административного права и административной деятельности, кандидат педагогических наук. Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России. 355035, Российская Федерация, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 43.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Efimov Alexander Alexandrovich, Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity, Candidate of Pedagogical Sciences. Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 43, Kulakov Ave., Stavropol 355035 Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.