DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_193 УДК 342.9
ПОВТОРНОСТЬ И НЕОДНОКРАТНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Repetition and reception of administrative violations in the field of road traffic:
foreign experience
АТАНОВА Татьяна Олеговна,
старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной и административной деятельности Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России. 690087, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Котельникова, 21. E-mail: ATO13-85@ yandex.ru;
Atanova Tatyana,
Senior Lecturer of the Department of Operational Investigation and Administrative Activities Vladivostok branch of the Far East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 690087, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Kotelnikova str., 21. E-mail: ATO13-85@yandex.ru
Краткая аннотация: Данная статья исследует международный опыт в борьбе с неоднократными и повторными административными правонарушениями в области дорожного движения. Автором проанализированы различные подходы, применяемые в зарубежных странах, с целью выявления эффективных методов, которые могут быть использованы для предотвращения неоднократных и повторных правонарушений на дорогах. В свете постоянного роста аварий, вызванных нарушителями ПДД, которые уже были привлечены к административной ответственности, в статье освещаются отдельные аспекты улучшения российского законодательства в данной области.
Abstract. This article explores international experience in the fight against repeated and repeated administrative offenses in the field of traffic. The author analyzed various approaches used in foreign countries in order to identify effective methods that can be used to prevent repeated and repeated offenses on the roads. In the light of the constant growth of accidents caused by traffic offenders who have already been brought to administrative responsibility, the article highlights certain aspects of improving Russian legislation in this area.
Ключевые слова: административные правонарушения, повторность, неоднократность, область дорожного движения, административная ответственность, зарубежный опыт, реализация мер.
Keywords: administrative offenses, recurrence, repetition, area of traffic, administrative responsibility, foreign experience, implementation of
measures.
Для цитирования: Атанова Т.О. Повторность и неоднократность административных правонарушений в области дорожного движения: зарубежный опыт // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 193-195. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_193.
For citation: Atanova T.O. Repetition and repetition of administrative violations in the field of road traffic: foreign experience // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 193-195. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_193.
Статья поступила в редакцию: 23.06.2023
Ситуация с безопасностью дорожного движения продолжает быть актуальной проблемой на глобальном уровне. Согласно последним данным Всемирной организации здравоохранения за 2022 год, каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий обрываются жизни примерно 1,3 миллиона человек. Еще от 20 до 50 миллионов человек страдают от несмертельных травм, причем многие из них становятся инвалидами в результате полученных травм [1, 11].
В 2022 году в США было зарегистрировано около 38 700 смертей в результате дорожно-транспортных происшествий, что является значительным увеличением по сравнению с предыдущими годами. По данным ВОЗ, в Китае в 2019 году произошло около 58 000 смертей в ДТП. В Европейских странах ситуация с безопасностью дорожного движения относительно лучше по сравнению с другими регионами мира, однако остаются некоторые проблемы. Несоблюдение скоростного режима является одной из главных причин происшествий. Значительный процент ДТП вызывается нарушениями правил перестроения и разворота, а также несоблюдением безопасной дистанции между транспортными средствами.
К наиболее распространенным факторам риска возникновения ДТП относятся:
- Превышение скорости;
- Управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- Управление транспортным средством без мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств;
- Опасное вождение;
- Несоблюдение дистанции между транспортными средствами [4, 18].
Однако, отдельное внимание стоит уделить неоднократным и повторным правонарушениям в области дорожного движения. Данные правонарушения могут существенно повлиять на количество ДТП и травм на дорогах, и это подтверждают данные Всемирной организации здравоохранения.
В теории административного права зарубежных стран, термины "неоднократное правонарушение" и "повторное правонарушение" могут применяться в разных контекстах и иметь разное значение. Однако, в некоторых случаях эти термины могут использоваться взаимозаменяе-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 8(224)
мо или сходиться в своем значении. В статье будет рассмотрен опыт предупреждения неоднократных и повторных административных правонарушений в области дорожного движения тех стран, где вышеуказанные понятия имею различное значение.
Так, в японском административном праве существует различие между понятиями "неоднократное правонарушение" (ЖЙЙЙ, juufuku ihan) и "повторное правонарушение" (ЯШ, saihan).
Неоднократное правонарушение относится к ситуации, когда лицо совершает одно и то же или сходное правонарушение несколько раз. В таких случаях каждое правонарушение рассматривается как отдельное правонарушение, и наказание может быть назначено отдельно для каждого нарушения. Каждое правонарушение рассматривается отдельно, независимо от предыдущих нарушений. За неоднократные правонарушения могут быть применены более строгие санкции или последствия, такие как увеличение штрафов, лишение прав или другие административные меры.
Повторное правонарушение, с другой стороны, связано с ситуацией, когда лицо совершает правонарушение второй или последующий раз после того, как ему было предъявлено обвинение или наложено наказание за предыдущее правонарушение. В таких случаях повторное правонарушение может влечь более серьезные последствия или более строгое наказание, поскольку лицо уже было предупреждено или привлечено к ответственности ранее.
В Японии система классификации правонарушений может быть сложной и включать разные категории нарушений и санкций. В соответствии со ст. 123 Закона о дорожном движении (Road Traffic Act (RTA) предусмотрены более строгие санкции, включая штрафы, увеличение штрафных баллов, временное лишение права управления транспортным средством и дополнительные меры, для лиц, совершающих повторные нарушения в течение определенного периода времени за повторное нарушение ПДД в Японии [5].
Также интересен опыт Республики Беларусь по данному вопросу. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, неоднократность административных правонарушений - совершение лицом одного и того же правонарушения два и более раза в течение одного года. При этом, под повторностью административного правонарушения понимается совершение двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, либо ее частью (когда статья состоит из частей).
В случае, когда физическое лицо или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности за ранее совершенное административное правонарушение либо по основаниям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, совершение административного правонарушения не признается повторным. Для того чтобы административное правонарушение было признано повторным, необходимо наличие определенного временного разрыва между первым и последующим правонарушением. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях установлен срок в течение одного года, и только после наложения административного взыскания за такое же нарушение как для физического, так и для юридического лица [3, 111].
Неоднократные правонарушения представляют собой нарушения правовых норм, которые совершаются не единожды, а повторяются или продолжаются в определенном периоде времени. Когда такие правонарушения происходят в зарубежных странах, каждая страна имеет свои собственные административные процедуры и правила, которые применяются для их регулирования. Такие меры могут включать в себя различные административные наказания: штрафы, лишение лицензий или разрешений, административные наказания, административные расследования и другие меры, предусмотренные законодательством конкретной страны.
В Германии существует система административных санкций и мер, применяемых при неоднократных правонарушениях. Например, в случае нарушений дорожного движения, повторные нарушения могут привести к увеличению штрафов, лишению водительских прав или временному изъятию автомобиля.
Так, статьей 3 § 4 Закона о дорожном движении Германии (StraUenverkehrsgesetz (StVG)) установлена ответственность за повторное нарушение ПДД в Германии. Она предусматривает более строгие санкции, включая штрафы, лицензионные санкции и возможное лишение прав, для лиц, совершающих повторные нарушения в течение определенного периода времени [7].
Кроме того, в Германии существует понятие "BuUgeldkatalog" (каталог штрафов), который определяет конкретные штрафы и санкции, применяемые в случае различных административных правонарушений. Каталог штрафов содержит информацию о нарушениях и соответствующих штрафах, а также дополнительных мерах, которые могут быть применены при повторных правонарушениях.
Помимо штрафов, в Германии также могут применяться другие административные меры, такие как административные запреты, административные расследования или административные штрафы, в зависимости от характера и тяжести нарушения.
В случае неоднократных и повторных правонарушений, в Германии применяется также система "Punktesystem" (система накопления штрафных баллов), где каждое нарушение оценивается определенным количеством баллов. При достижении определенного количества баллов, водитель может быть лишен права управления автомобилем [2, 53].
Во Франции неоднократные правонарушения также регулируются согласно административному праву, существует система административных санкций и мер, применяемых при неоднократных правонарушениях. Например, при нарушении правил дорожного движения повторные нарушения могут привести к увеличению штрафов, лишению водительских прав или временной конфискации автомобиля.
Одним из инструментов, используемых во Франции для регулирования повторных правонарушений, является "фиксация правонарушений". Это система, при которой правонарушения фиксируются и регистрируются, что позволяет властям отслеживать повторные нарушения и
применять соответствующие меры и санкции.
Кроме того, во Франции существует "фонд гарантированного компенсационного платежа" (Fonds de garantie des victimes des actes de terrorisme et d'autres infractions - FGTI), который предоставляет компенсацию пострадавшим от повторных правонарушений, включая физические, материальные и моральные убытки.
Во Франции также применяются административные запреты или ограничения в случае повторных правонарушений. Например, лицо, совершившее повторные нарушения в области транспорта, может быть подвергнуто запрету на осуществление соответствующей деятельности [6].
Изучение зарубежного опыта в правовой характеристике повторности и неоднократности административных правонарушений в области дорожного движения позволяет выделить эффективные методы предотвращения таких нарушений. В ряде зарубежных стран были введены инновационные системы автоматизации и управления, такие как системы контроля скорости и электронные системы оплаты штрафов. Также использовались "трехуровневые системы" штрафов и системы "пунктов накопления" нарушений, которые приводили к повышению уровня соблюдения правил дорожного движения. Обязательное обучение для водителей-новичков и ограничения на потребление алкоголя также сыграли важную роль в предотвращении неоднократных нарушений. Использование современных технологий, таких как GPS и автоматические системы контроля скорости, также способствует предотвращению повторных нарушений. Однако, для успешной адаптации зарубежного опыта необходимо учитывать собственные условия и законодательство страны и оптимизировать применение этих методов. Исследование зарубежного опыта является важным инструментом для развития эффективных стратегий предупреждения повторных и неоднократных правонарушений на дорогах.
Библиография:
1. ВОЗ. Иформационный бюллетень. Ноябрь 2022. // Социальные аспекты здоровья населения. 2022. Т. 68. № 6. С. 11.
2. Квитчук А.С., Болотина Е.В. К вопросу о выявлении и привлечении к ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения в зарубежных странах. // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2008. № 1. С. 51-56.
3. Круглов В.А. Административное деликтное право. Учебное пособие. - Мн.: Изд-во МИУ, 2003. - С. 111.
4. Овчинникова О.Д. Деятельность подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения (на примере Алтайского края). //Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 2. С. 17-19.
5. An amendment to Japan's Road Traffic Act was published in the Official Gazette on April 27, 2022. (Act No. 32 of 2022, amendi ng Road Traffic Act (RTA), Act No. 105 of 1960, as amended.)// https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2022-05-16/japan-road-traffic-act-and-road-transport-vehicle-act-amended/ (Дата обращения: 13.06.2023).
6. Code de l'administration // https://www.legifrance. gouv.fr/codes/texte_lc/ LEGITEXT000031366350/ (Дата обращения: 13.06.2023).
7. Straftenverkehrsgesetz (StVG) § 4 Fahreignungs-Bewertungssystem // https://www.gesetze-im-internet.de/stvg/_4.html (Дата обращения: 13.06.2023).
1. WHO. Information bulletin. November 2022. // Social aspects of public health. 2022. Vol. 68. No. 6. p. 11.
2. Kvitchuk A.S., Bolotina E.V. On the issue of identification and prosecution of drivers driving vehicles in a state of intoxication in foreign countries. // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2008. No. 1. pp. 51 -56.
3. Kruglov V.A. Administrative tort law. Study guide. - Mn.: Publishing House of MIU, 2003. - p. 111.
4. Ovchinnikova O.D. Activities of traffic police units to promote road safety (on the example of the Altai Territory). // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 2. pp. 17-19.
5. An amendment to Japan's Road Traffic Act was published in the Official Gazette on April 27, 2022. (Act No. 32 of 2022, amending Road Traffic Act (RTA), Act No. 105 of 1960, as amended.)// https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2022-05-16/japan-road-traffic-act-and-road-transport-vehicle-act-amended / (Accessed: 13.06.2023).
6. Code de l'administration // https://www.legifrance. gouv.fr/codes/texte_lc/ LEGITEXT000031366350/ (Accessed 13.06.2023).
7. Straßenverkehrsgesetz (STVG) § 4 Fahreignungs-Bewertungssystem // https://www.gesetze-im-internet.de/stvg/_4.html (Accessed: 13.06.2023).