А. И. Петренко
Поведение в толпе (рекомендации для детей и взрослых)
Статья посвящена проблеме организации поведения обучающихся и взрослых, оказавшихся в панической и агрессивной толпах. Даны практические рекомендации, направленные на сохранение здоровья и жизни лиц, волею судьбы оказавшихся в толпе, охваченной паникой или агрессией.
Ключевые слова: паника, массовые беспорядки, паническая толпа, агрессивная толпа.
Рассмотрим такое явление, как паника.
Паника (греч. рашко5 - безотчётный ужас, внушаемый богом лесов Паном) - психическое состояние человека, безотчётный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей, неконтролируемое стремление избежать опасной ситуации.
Источником страха при панике обычно является некая ситуация, которая воспринимается и оценивается большинством людей как опасная. Часто источником страха и массового панического поведения людей является реальная опасность для их жизни, возникающая при крупных авариях, стихийных бедствиях, эпидемиях и т. п. Однако такую реакцию может вызвать и неправильная оценка обстановки, когда возникает мнимая или воображаемая опасность.
Паника может возникнуть и в результате распространения пугающих слухов.
Зачастую величина ущерба, причиненного паникой, значительно превышает ущерб, нанесенный самим событием, ее вызвавшим.
Можно выделить некоторые критерии, характеризующие виды паники.
По масштабам:
С определенной долей условности мы выделяем основные социальные страты масштабов такого информационно-психологического воздействия:
- личность конкретного человека;
- микрогруппы (семья, трудовые коллективы и т. п.);
- макрогруппы (нация, народ);
- гипергруппы (международные сообщества, организованные по различному принципу);
- супергипергруппа (мировое сообщество).
По глубине охвата:
- Легкая паника (при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале, звуке, вспышке и т. д.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая паника может выражается лишь легкой удивленностью, озабоченностью, напряжением мышц и т. п. При-
мер: рядом с человеком, узнавшим об эпидемии, кто-то без маски кашлянул.
- Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознания и оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Пример: скупка товаров в магазинах при циркуляции справедливых или фиктивных слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи и т. п.
- Полная аффективная паника с отключением сознания, характеризующаяся невменяемостью, наступает при чувстве большой смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет контроль над своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие критическую их оценку, рациональность и этичность. То, что мы наблюдаем в поведении определенных людей в различных странах на фоне пандемии коронавируса.
По длительности:
- Кратковременная (секунды и несколько минут, например в автобусе, потерявшем управление, и т. д.).
- Длительная (десятки минут и часов, бывает при землетрясениях).
- Пролонгированная (несколько дней, недель и месяцев. Например, длительный карантин, вызванный пандемией).
По своим последствиям паника может подразделяться:
- Без наступления каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций.
- С незначительными разрушениями, нанесением физических и выраженных психических травм, а также утратой трудоспособности на непродолжительное время.
- При наступлении тяжких последствий, сопровождаемых человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, заболеваниями нервной системы и длительной утратой трудоспособности у значительного количества людей.
Причины возникновения и развития паники:
- Страх, ужас, гиперболизируемые нередко конкретным состоянием людей, в частности их неготовностью к неожиданностям, внезапным опасностям, отсутствием критичности при оценке конкретных ситуаций.
- Внезапность появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности (пожар, взрыв, аварии, опасность заражения и т. д.).
- Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды. Все это создает предпосылки для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть все что угодно: испуг, страх, информационные вбросы
угрожающей или противоречивой информации, фейки по поводу различных сторон эпидемии и т. д.
- Психологическая неподготовленность людей к природным, техногенным и иным катаклизмам.
К условиям возникновения паники относятся следующие:
- Ситуационные условия. Вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают каких-то событий, они становятся особенно восприимчивыми ко всякого рода пугающей информации.
- Физиологические условия. Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание, длительное пребывание в изоляции и т. п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия информационной заразительности, повышая вероятность возникновения как индивидуальной, так и массовой паники.
- Психологические условия. К ним относятся неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, испуг.
- Политико-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность того или иного социума. Реальная практика, а также многочисленные экспериментальные исследования показали, что от этой группы условий в значительной мере зависит, сохранит ли общность целостность, единство действий в экстремальной ситуации или распадется на панический человеческий конгломерат, отличающийся необычным, вплоть до эксцентричного, поведением каждого, разрушением общих ценностей и норм деятельности ради индивидуального спасения.
Необходимо отметить, что для развития панического поведения характерны все отмеченные выше особенности массового стихийного поведения, однако в случае паники эти особенности проявляются достаточно специфично.
С определенной долей условности можно выделить этапы развития паники. В наиболее типичных ситуациях паника развивается как следствие шокирующего (пугающего) стимула.
Будучи воспринят, он прерывает предшествующее поведение и, как это часто бывает, приостанавливает действия, ранее совершавшиеся людьми. Для того чтобы привести к панике, стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся; он также должен вызывать сосредоточение внимания на себе и реакцию страха. Шокирующим стимулом может стать взрыв, авария транспортного сред-
ства (корабля, поезда, самолета), клубы дыма в наполненном людьми зрительном зале, колебания почвы при землетрясении.
Первоначальная реакция на такой стимул - потрясение и восприятие ситуации как кризисной.
Далее потрясение переходит в замешательство, в индивидуальные и неупорядоченные попытки интерпретировать событие в рамках личного опыта или путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из собственного опыта. Ощущение остроты часто мешает логическому осмыслению кризисной ситуации и вызывает страх, сопровождаемый криком, плачем, возбужденными движениями. Если на этом этапе первоначальная реакция страха не будет подавлена, реакция будет нарастать.
В процесс межличностного общения активно включаются механизмы внушения и психического заражения. Нарастание напряжения идет по циркулярной реакции - страх одних отражается другими, что, в свою очередь, усиливает страх первых. Усиливающийся страх служит быстрому уменьшению уверенности в способности присутствующих сообща противодействовать кризисной ситуации и создает ощущение обреченности. Страх, подобно лавине, разносится вглубь и вширь.
Паническое поведение сопровождается действиями, которые кажутся участникам паники спасительными. Охваченные паникой, люди подражают стихийно обнаружившемуся лидеру, у них появляется повышенная восприимчивость к его действиям и словам. И чем сильнее охвачен паникой этот случайный лидер, тем настойчивее будут следовать за ним остальные. В качестве лидера обычно выступает человек с крайне возбу-
и и и V и Т-*
димой и неуравновешенной психикой, а то и просто психически больной. В том случае, если событие, ситуация, вызывающая страх, оказывает очень сильное и одновременное воздействие на всех, то бегство является непосредственной на него реакцией и предыдущие этапы отсутствуют.
Для того чтобы привести к настоящей панике, стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся. Он должен привлекать к себе внимание и вызывать реакцию подчас неосознаваемого, животного страха.
Возникает вполне резонный вопрос: а можно ли хоть как-то бороться с паникой? Накопленный опыт мировой практики показывает, что панику можно и предотвращать, и пресекать.
Предотвращение возникновения паники предполагает осуществление ряда заблаговременных организационных мероприятий, направленных на устранение или локализацию тех факторов, которые способствуют ее возникновению. Среди этих мероприятий можно выделить следующие:
- организация четкой системы руководства на случай возникновения паники: она предусматривает размещение в массе людей специально проинструктированных лиц, умеющих выполнять команды и не поддающихся панике (сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие), а также подготовку звуковещательной техники;
- укрепление доверия к руководству;
- ориентация в ситуации, умение ее правильно анализировать,
- давать быструю и объективную оценку происходящим событиям;
- знание членами руководящей группы своих функциональных обязанностей;
- использование каналов официальной коммуникации для восполнения нужной и достоверной информации.
К сожалению, даже если предприняты, казалось бы, все необходимые меры, направленные на предотвращение паники, она все же может возникнуть и остановить ее может лишь преднамеренное и весьма эффективное воздействие.
Пресечение паники связано с введением в действие всей специальной системы руководства по заранее разработанному плану. При этом успех зависит от того, насколько правильными, решительными и своевременными будут действия всех используемых для этого сил и средств. Следует учитывать, что при условии правильной оценки создавшейся ситуации и умении оказывать на окружающих определенное, целенаправленное психологическое воздействие, эффективное воздействие на людей, охваченных паникой, могут оказать несколько и даже один человек.
Большое значение в борьбе с паникой имеет учет характера первого движения в толпе. Те несколько мгновений сразу же после того, как стало, например, очевидным, что в помещении появился дым, составляют «психологический момент» для проявления реакций, которым будут подражать. На протяжении этих нескольких мгновений внимание всех участников оказывается сосредоточенным на вновь возникшем обстоятельстве, все готовы к действиям и выжидают какой-то момент времени дальнейшего развития событий. Именно в этот момент, пока еще не совершил своих первых безрассудных действий случайный, наиболее охваченный паникой лидер, и должно быть проявлено руководство, вносящее элемент организации и рационализма, например, властная команда: «Всем стоять на месте!» Первый, кто исполнит эту команду, становится образцом для подражания.
Если этот момент упущен, то толпа может устремится за стихийными лидерами. В этом случае необходимо предпринимать иные меры.
Следует, прежде всего, предпринять меры по изоляции источника паники - устранить из поля зрения участников толпы стихийных лидеров или группы, возбуждающих панику у других своим видом, состоянием, поведением, разговорами. А затем (в случае устранения стихийного лидера) стремиться к занятию позиции лидера человеком, способным навязать направление и темп действий остальным.
Овладев вниманием толпы, такой человек может использовать механизм подражания для прекращения паники.
Одним из действенных приемов, который может быть использован для пресечения паники, является отвлечение внимания людей от источника паники и овладение их вниманием.
При обращении к панической толпе следует иметь в виду, что она неоднородна по состоянию и действиям входящих в нее людей. Исследования показали, что в толпе имеются, по крайней мере, три разнородные группы:
- люди, находящиеся в состоянии крайне тяжелого аффекта, для которых характерна потеря ориентировки, безотчетное стремление к бегству и автоматизм действий;
- люди, сохранившие способность к ориентировке, но крайне поверхностно воспринимающие события. В случае решительных действий со стороны руководства они способны подчиниться и выполнять целенаправленные действия. (Обычно эти две группы составляют вместе около 20% участников паникующей толпы);
- большинство лиц, находящихся в паникующей толпе, которые пребывают в достаточно ясном сознании, однако под влиянием страха и общей тенденции совершают необдуманные действия.
Именно эта группа и должна стать опорой в борьбе с паникой. Люди, принадлежащие к ней, первыми отзываются на призыв и нередко сами проявляют инициативу в борьбе с паникой.
Другие меры, направленные на пресечение паники, также основаны на социально-психологических механизмах массовидных явлений. Так, сужение зоны распространения паники может осуществляться путем расчленения толпы на мелкие группы, в которых легче погасить возникшее паническое состояние.
Для локализации и ослабления паники необходимым является как можно более быстрое включение в деятельность по предотвращению опасности людей, охваченных паникой. Такая деятельность отвлекает людей и помогает им освободиться от страха. Включение в деятельность осуществляется как с помощью убеждения и внушения, так и путем принуждения.
Следует, однако, иметь в виду, что указанные меры по пресечению паники бывают эффективными и достигают своей цели лишь тогда, когда они отвечают сложившейся обстановке.
Если вы оказались в ситуации паники, охватившей окружающих граждан, то вам придется какое-то время в одиночку принимать самостоятельные решения и действовать в соответствии с ними. Вы должны уметь противостоять стихии толпы и не утратить хладнокровия. Главное - не потерять самоконтроля. Очень важно справиться с волнением, взять себя в руки, все действия должны быть осознанны, мозг должен работать четко и ясно. Необходимо взглянуть на происходящее как бы со стороны, дать себе мысленный отчет о том, что происходит, прокрутить в голове ситуацию,
так как все дальнейшие действия будут зависеть от конкретной обстановки.
Так, например, при театральных пожарах неоднократно и успешно применялся прием исполнения национального гимна. Мечущиеся в панике люди останавливались на мгновение, которое было необходимо для установления контакта с ними и начала руководства.
Овладеть вниманием людей помогают четкие команды, призывы, спокойные, уверенные действия. При этом воздействие будет тем более эффективным, чем более высоким авторитетом будет обладать обращающийся к массе человек.
Окончание паники происходит по мере выхода отдельных людей из группового бегства. Люди, пережившие панику, испытывают усталость, оцепенение, однако могут быть крайне возбуждены, встревожены и готовы к агрессивным действиям.
Рекомендации по самоорганизации поведения в толпе, которых непременно следует придерживаться, находясь в возбужденной, панической толпе.
По большей своей части рекомендации, данные только что, вполне приемлемы и в случае, если вы попали п толпу, которую охватила паника, но есть и некоторые нюансы, которые следует иметь в виду:
- При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.
- Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т. п.), обратите внимание на запасные аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.
- По возможности включите громкую и ритмичную музыку.
- Начинайте скандировать лозунги: «Не толкай!», «Всем стоять!»
- Начинайте петь громко любую хорошо известную песню, гимн России.
- Постарайтесь взять за руки тех, кто стоит рядом и включить их в скандирование или исполнение песни, увеличивая количество людей, держащихся друг за друга.
- Как только паническое поведение окружающих сделает паузу, громко довести успокаивающую информацию.
Не менее опасной может оказаться ситуация, когда подросток окажется в толпе агрессивной, когда поведение этой толпы перерастает в массовые беспорядки, когда действия правоохранительных органов могут стать предельно жесткими по отношению к тем, кто в этой толпе оказался.
Некоторые рекомендации по самоорганизации поведения в толпе, которых непременно следует придерживаться, находясь в возбужденной, агрессивной толпе:
- Избегайте больших скоплений людей.
60
- Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
- Если оказались в толпе, позвольте ей нести вас, но попытайтесь выбраться из нее.
- Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.
- Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.
- Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.
- Не держите руки в карманах.
- Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
- Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.
- Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.
- Если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, «выныривайте», резко оттолкнувшись от земли ногами.
- Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.
- Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.
- Не присоединяйтесь к митингующим «ради интереса». Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.
- Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений.
- Попробуйте выбраться из плотной, компактной, но неподвижной толпы. Имейте в виду, что это потребует определенного мужества и затраты немалых сил. Неподвижно стоять, конечно, безопаснее, однако долгое нахождение в большой массе людей, ограниченность свободы и усталость могут негативным образом отразиться на вашем самочувствии и тогда сохранять хладнокровие будет уже нелегко. При «извлечении себя» из толпы можно применять нетрадиционные «психологические» приемы, которые облегчат вам вашу задачу: притворитесь пьяным, сделайте вид, что вас тошнит и т. д.
- В движущейся толпе, прежде всего, обратите внимание на свою внешность. Любая мелочь вашего туалета может сослужить вам плохую службу. Проследите, чтобы шнурки на обуви были тщательно завязаны.
Если вы в туфлях на высоком каблуке, от них лучше избавиться. Все это может стать причиной, в лучшем случае, травмы, в худшем - падения. Если упадете, толпа вас затопчет. Одна мысль должна сидеть в мозгу - не упасть.
- Упав на землю, свернитесь клубком на боку, защищая голову и руками прикрывая затылок, и попытайтесь подняться. Вставая, подтяните к себе руки и ноги, резко поднимитесь вперед и вверх, используя импульс толкающих вас в спину людей.
- Если толпа плотная, компактная, то упасть трудно, однако возникает угроза удушения. Снимите галстук, длинный шарф; если на вас есть украшения с булавками, иголками, снимите их. Застегните все пуговицы, молнии на одежде - это увеличит вашу «обтекаемость». Сумка также может сильно помешать вам, поэтому, забрав документы и ключи, выбросите ее. Руки должны всегда оставаться свободными, согнутыми в локтях и прижатыми к телу.
- Держитесь подальше от центра толпы, стен, стеклянных витрин, металлических оград и других мест, где можно получить травму. Старайтесь не хвататься за деревья, столбы, ограды, чтобы не сломать руки.
- В агрессивной толпе постарайтесь не привлекать к себе внимания окружающих, высказывая вслух свое негативное мнение о происходящем. Подавите в себе желание сделать «видео на память».
- Держитесь подальше от групп экстремистски настроенных людей и полиции, против которой зачастую организаторами митинга направляется недовольство толпы. Нежелательно также находиться около трибуны, мусорных контейнеров, чьих-то оставленных сумок, пакетов и т. д. - в них могут находиться взрывные устройства.
- Держите наготове (в кармане) документы для проверки при оцеплении сотрудниками милиции места массового скопления людей, в котором вы оказались. Если вас задерживают сотрудники полиции, не пытайтесь доказывать на месте случайность вашего присутствия или сопротивляться.
- Не бегите, избегайте криков, резких движений, выражайте своим видом нейтралитет. Если вас доставят в отделение полиции, попросите оперативного дежурного сообщить по телефону на работу, вашим родственникам или друзьям, где вы находитесь.
- Если вы на машине, то избегайте парковать ее во время массовых волнений на главных улицах, чтобы не подвергнуть ее опасности быть перевернутой или сожженной.
Конечно, лучше всего было бы, чтобы подростки никогда не оказались бы ни в той, ни в другой толпе. Но жизнь есть жизнь, и лучше, зная, как себя вести в такого рода ситуациях, ни разу в них не попасть, чем, не зная этого, попасть в них хотя бы раз в жизни.
Примечания
1. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 2015.
2. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи : лекции по социальной и политической психологии. - СПб. : Питер, 2004. -189 с.
3. Петренко А. И. Безопасная коммуникация. Возможно ли это? - М., 2021. - 286 с.
4. Петренко А. И. Поведение в экстремальных ситуациях. Предпринимательство и безопасность. Кн. 1. - М., 1991.- С. 121-153.
5. Психология масс : хрестоматия. - Самара, 1998.
6. Руткевич А. М. Человек и толпа // Диалог. 1990. № 12.
П. А. Шилков, Д. Е. Яковлев
Профилактика дорожно-транспортного травматизма при использовании современных средств передвижения
В данной статье представлен опыт профилактической работы АНОО «Физтех-Лицей имени П. Л. Капицы г. Долгопрудный Московской области по профилактике правил дорожного движения на уроке ОБЖ. Представленная технологическая карта поможет педагогам на практике выстраивать свои занятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий и пропаганде правил безопасного поведения на улицах в своих образовательных организациях.
Ключевые слова: профилактика дорожно-транспортного происшествия, компоненты профилактической работы с детьми, гироскутеры, мини-сигвеи, урок ОБЖ.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Необходимо заметить, что за последние пять лет, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Появились новые средства передвижения: гироскутеры и мини-сигвеи, а в больших населенных пунктах организованы парковки и онлайн-прокат велосипедов и самокатов.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающей действительности и часто подвергается опасности [5].
Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень