5. Сафонова А.М. Воспитание читательских навыков: Пособ. для учителя. - К.: Совет. школа, 1983. - 167 с.
6. Ситченко А.Л. Методика обучения украинской литературе в общеобразовательных заведениях [Текст]: уч. пособ. для студентов-филологов. - К.: Ленвит, 2011.
- 291 с.
7. Ситченко А.Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа: Моногр. - К.: Ленвит, 2004.
- 304 с.
8. Ситченко А.Л.,ШулярВ.И.,ГладышевВ.В. Методика
преподавания литературы: Терминологический словарь / Под редакцией проф. А.Л. Ситченко. - К.: Издательский Дом «Ин Юре», 2008. - 132 с.
9. Гладышев В.В. Теория и практика контекстного изучения художественных произведений в школьном курсе зарубежной литературы: Монография. - Николаев: изд-во «Илион», 2006 . - 372 с.
10. Ващенко Г.Г. Общие методы обучения. Учебник для педагогов. / Г. Ващенко. - К.: Украинский издательский союз, 1997. - 410 с.
TECHNOLOGY OF FORMING OF ANALITICAL-SINTHETIC ABILITIES OF STUDENTS 5-6 CLASSES IN THE PROCESS OF STUDY OF LITERATURE
© 2013
V.V. Gladyshev, doctor of pedagogical sciences, professor of «Slavonic philology» O.V. Ginkevich, teacher of the department is «Slavonic philology»
Nikolaev National University of V.A. Sukhomlinskogo, Nikolaev (Ukraine)
Annotation: This article represent the main characteristics of analytic-synthetic skills for students in process of obtaining the literary education (the secondary school) and the refined essence of terms «analysis», «synthesis», «analytic-synthetic skills» in the context of formation in the literary education pupils in the secondary school.
Keywords: analysis, synthesis, analytical-synthetic abilities, forming of analytical-synthetic abilities.
УДК 343.915
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ТОЛПЫ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРОФИЛАКТИКА ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
© 2013
Т.П. Гусак, аспирант
Национальный педагогический университет имени Михаила Драгоманова, Киев (Украина)
Аннотация: В статье исследовано поведение толпы на разных стадиях совершения преступления, проанализированы в отечественной и зарубежной литературе ряд противоправных действий и сопоставлены полученные результаты. Рассмотрен криминологический аспект предотвращения нарушений общественного порядка и проанализированы профилактические методы предотвращения таких преступлений за рубежом.
Ключевые слова: толпа, общественный порядок, массовые беспорядки, противоправные действия толпы.
Становление украинской государственности сопровождается рядом ментальных изменений, обусловленных политическими, социальными, экономическими, психологическими, поведенческими и другими проблемами, что, в свою очередь, приводит к массовым протестам взрослого населения и молодежи. Такие протесты часто носят противоправный характер. Кроме того, общественная опасность и особенность преступлений против общественного порядка заключается в том, что вред, причиненный нарушителями закона, может быть нанесен не только объекту насилия, но и третьим лицам. В связи с рядом причин лица, которые не имели никакого отношения к событиям, могут стать как жертвами, так и соучастниками преступления.
Психологией толпы в криминогенных ситуациях занимались такие западные ученые как Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, З. Фрейд и др. В российских исследованиях этой проблемы ведущие места занимают Ю. Левада, С. Кара-Мурза, А. Цуладзе, Е. Доценко. В Украине над этой проблемой активно работают Г. Почепцов, В. Королько и др.
Для решения проблемы уголовно-правовой охраны общественного порядка важное значение имеют научные разработки ученых в области уголовного права и криминологии. Исследованием отдельных аспектов проблемы в разное время посвящены труды отечественных и зарубежных ученых, в частности: А. Абдуллаева, Ю. Александрова, П. Андрушка, Л. Багрий-Шахматова, М. Бажанова, Ю. Баулина, П. Воробья, В. Голин, В. Грищука, П. Гришанина, С. Денисова, А. Джужы, В. Дзюбы, О. Дудорова, А. Закалюка, О. Игнатова, И. Карпеца, М. Коржанського, Кудрявцева, В. Кузнецова, В. Куца, Н. Кузнецовой, П. Матишевського, Н. Мельника, В. Меркуловой, А. Музыки, В. Навроцкого, В. Осадчого, М. Панова, Г. Пищенка, А. Савченко, В. Смитненка, П. Фриса, Н. Хавронюка, В. Шакуна, Н. Ярмиша, С. Яценка и др.
Цель статьи - раскрыть основные факторы возникновения нарушений общественного порядка толпой и рассмотреть профилактические средства их предотвращения и урегулирования.
Для более полной характеристики нарушений общественного порядка нужно разделить процессы его зарождения, ход активных действий и ликвидации, и, в соответствии с анализом каждого этапа, определить причины его возникновения. Однако следует отметить, что жесткое деление здесь вряд ли уместно, поскольку конфликты часто развиваются стремительно, и невозможно с достаточной четкостью определить ту или иную стадию их протекания.
И, тем не менее, на первой стадии, как правило, определяется вид и мотивированность противоборствующей стороны. Это могут быть представители других национальностей, вероисповедания, политической ориентации и т.д., когда их интересы и цели не совпадают с другой противоборствующей стороной. Соответственно в глазах «группы» создается образ врага, растет напряженность между сторонами.
Значительно повышают напряженность недостатки в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, отсутствие информации об обстановке, низкая профилактическая работа органов внутренних дел. Все это приводит к низкой информированности УВД об обстановке, что, в свою очередь, ведет к неконтролируемости их неожиданных действий.
На второй стадии «группа» обычно переходит к активным действиям. В связи с этим быстрыми темпами растет количество совершенных преступлений, происходят нападения в форме «организации групповых действий, приводящих к грубому нарушению общественного порядка или существенное нарушение работы» учреждений, за что, в свою очередь, предусмотрена уголовная ответственность [1, ст. 293 КК Украины].
Характерным признаком третьей стадии является
выход ситуации из-под контроля. Объектом нападения становятся здания, но хуже всего то, что есть вероятность вовлечения в конфликт новых участников, увеличивается число жертв среди населения, не участвующего в нарушениях общественного порядка.
На каждой из этих стадий толпа в форме преступной неорганизованной группы в ретроспективном анализе имела ряд особенностей и первые попытки охарактеризовать особенности поведения толпы на каждой стадии, а также выявить причины возникновения нарушений общественного порядка были сделаны еще на рубеже Х1Х-ХХ веков. В своих работах Г. Лебон описывал толпу как безликую и аморфную. Г. Лебон писал, что, когда лицо находится в толпе, ее поведение может приравниваться к поведению животного, а в атмосфере хаоса адекватное восприятие ситуации может быть поглощено коллективным духом, который заражает, и, тем самым, подсознательно уменьшает ответственность каждого лица. Поэтому существует достаточно высокая вероятность того, что лица, не причастные к противоправным действиям, могут совершать преступления вместе с толпой, не предполагающим потенциальных последствий, и будут думать, что за содеянное будет отвечать толпа, а не каждый человек [2, с. 182].
З. Фрейд писал о нарушении общественного порядка толпой под призмой психологической неустойчивости лиц и их поглощением толпой. Как результат, скопления людей совершает поступки, которые не осмысленные, а основанные на инстинктивном принятии решений [3, с. 422-423].
Во второй половине ХХ века возникла полемика между двумя лагерями ученых по поводу причин природы массовых беспорядков и нарушений общественного порядка. Одни считают, что беспорядки - это рациональные ответы на определенные социальные проблемы и это нормально, когда народ выражает свою позицию следующим образом. Однако УВД должны вести ряд профилактических мероприятий для контроля таких выступлений и чтобы они не перерастали в преступные действия. Другие же допускают в своей модели иррациональность коллективного поведения и таким образом дискредитируют коллективный протест.
В современных теориях изучения нарушений общественного порядка играют свою роль криминологические, психологические, социологические и социально-психологические факторы в тесной взаимосвязи друг с другом. Криминологическая теория регрессии основана на природном агрессивном инстинкте человека и исходит из криминогенных факторов совершения преступления лицом в состоянии «коллективной агрессии». Психоаналитическая теория заражения обоснована захватом сознания бессознательными побуждениями, чувствами и аффектом. Социологические теории исходят из общественных и групповых принципов и обосновывают множественность причин массовых беспорядков, отмечая, что все они коренятся в конкретной социальной структуре. Так, например, в возникновении беспорядков могут быть повинны социально-экономические трудности, разочарование от несбывшихся ожиданий, фрустрация и все это приводит к выступлениям населения, что в свою очередь ведет к нарушению общественного порядка как формы сопротивления [4, с. 102-104].
По мнению С. Петрова толпа как элемент группового нарушения общественного порядка имеет ряд особенностей, социально-психологических феноменов, возникающих в нем. Несколько похожие исследования таких особенностей были сделаны зарубежными учеными раньше, что позволяет убедиться в их реальной действительности и важности при изучении природы толпы [5, с. 9 - 13].
Во-первых, это повышенная внушаемость людей. Поведение толпы оказывает сильное влияние, как на поведение отдельных ее участников, так и на реакцию
государственных органов. Люди верят в любую информацию, их критичность в оценках резко падает. Логика, здравый смысл, предвидение последствий, совесть, страх оказываются подавленными, поведение людей подчиняется импульсу «быть как все» [6, с. 83].
Во-вторых, в толпе человек теряет свою индивидуальность, в массе людей она деперсонализируется, ее интеллектуальный уровень снижается. Толпа обеспечивает анонимность, тем самым личная ответственность каждого перекладывается на толпу в целом, то есть создается впечатление, что ее участник ни за что не отвечает. Именно этим качеством толпа привлекает людей - вседозволенностью при минимуме ответственности.
В-третьих, жестокость толпы. Известный эффект Латейна, названный по имени исследователя, который впервые его описал. Чем больше людей находятся рядом, тем более вероятно, что каждый из них думает, что кто-то другой окажет помощь (и, как результат, никто не помогает). Повышенная эмоциональность и чувство безопасности толкают толпу на проявление агрессии даже к тому, к чему обычно относятся сдержанно [7, с. 218].
В-четвертых, лидерство. Толпа готова пойти за любым человеком, дающим повелительно четкие распоряжения. Опытный агитатор может подтолкнуть толпу к насилию, превратить группу обиженных людей в агрессивное, мстительное сборище. С другой стороны, даже один человек своим предложением, командой может успокоить толпу и увести ее в другом направлении.
В-пятых, паника. Она возникает, когда толпа чувствует близость опасности, а единственное спасение -бегство. Таким образом, толпа силой прокладывает себе дорогу, давя и сметая все и всех впереди [8, с. 312].
Учитывая эти факторы, можно сделать вывод, что в нормальной обстановке толпа может быть безопасной и контролируемой, такой, которая не будет нарушать общественный порядок. Основания беспокойства появляются, когда толпа выходит за эти нормальные рамки. Нарушение общественного порядка возникает тогда, когда толпа:
а) собирается с целью открыто выразить свое недовольство по определенным вопросам, а затем переносит свой гнев на людей, имеющим к этим вопросам какое-то отношение и не согласны с толпой;
б) бесконтрольно разрастается за счет интересных наблюдателей;
в) подстрекается опытными агитаторами к противоправным действиям;
г) состоит из двух или более групп с противоположными взглядами и позициями.
Криминологический аспект предотвращения нарушений общественного порядка характеризуется рядом методов профилактики таких преступлений. По нашему мнению, эффективным методом устранения причин возникновения такого рода преступлений является метод предварительного анализа потенциально опасных ситуаций. Это обеспечивается созданием специальных государственных служб охраны. Основной целью их работы должен быть сбор, анализ и прогнозирование опасного развития ситуации, что может спровоцировать насильственные действия массового характера. Это, в свою очередь, способствовало бы выявлению причин и условий возникновения опасной ситуации и могло бы существенно усовершенствовать расследования таких преступлений, совершаемых в ходе массовых беспорядков.
Для эффективной работы профилактических служб следует обратиться к опыту других стран. Так, например, в США существует специальная программа защиты известных лиц от нападающих, которые ради популярности в обществе могут совершить покушение на жизнь, путем подстрекательства населения во время массовых мероприятий. Одним из методов профилактики является создание в обществе впечатление о невозможности совершения потенциального преступления благодаря
средствам массовой информации [9, с. 109-110].
Активную позицию должна занимать общественность в предложенных методах профилактики нарушений общественного порядка. В средине 90-х гг. во Франции по инициативе общественности были созданы специальные криминологические ассоциации, оперативные группы, научные структуры, занимавшиеся криминологическими исследованиями в области общественной безопасности, организовывали обмен опытом между собой и создавали собственные типографии [10, с. 10-14].
Принимая этот опыт, наши специалисты могут разрабатывать собственные меры ситуативной профилактики преступности в общественных местах. Для этого с целью патрулирования в наиболее криминогенных местах могут создаваться специальные общественные группы по типу добровольных народных дружин, которые будут вооружены «легкими» средствами защиты для создания условий для психологического сдерживания потенциальных преступников от совершения противоправных действий. Следовательно, привлечение к профилактике нарушений группового порядка широкого круга общественности должно выступать достаточно важным средством повышения эффективности по выявлению причин и условий совершения толпой противоправных действий.
Украинские и российские ученые предлагают ряд рекомендаций для профилактики нарушений общественного порядка. Так, по мнению Ю. Антоняна нужно привлекать в места массового скопления людей частные охранные службы, которые были бы способны эффективно решать задачи надежной охраны объектов и живых лиц [11, с. 87]. Это определенно увеличило бы количество субъектов охраны таких мест, но, по нашему мнению, это могло бы также спровоцировать совершение новых преступлений, основанных на непрофессиональной подготовке таких специалистов именно к массовым беспорядкам или нарушений общественного порядка, а также неподготовленной их психологической устойчивости. Такой же позиции придерживается и М. Яблоков [12, с. 45-53].
В некоторых странах в случаях, когда есть вероятность совершения преступлений против общественного порядка, что могут нанести вред интересам государства, полиция, осуществляя предварительное расследование, имеет право проводить обыски и аресты без санкции суда и даже без проверки исходных сведений о признаках преступления. Поразительно, что такие процессуальные меры могут применяться даже в случаях, когда точно не установлено лицо, совершившее преступление, или точно не установлены основания для проведения обыска [13, с. 513].
Ряд ученых поддерживают идею привлечения к мерам профилактики нарушений общественного порядка тайных агентов. Это несколько похоже на привлечение государственных структур Италии таких агентов для борьбы с мафией [14, с. 34 - 38].
Еще одним эффективным направлением предотвращения нарушений общественного порядка следует считать возможности средств массовой информации. Здесь важным является не только распространение информации о массовых беспорядках, но и информации о возможном наказании, а после суда - о характере приговора. Это создает соответствующее общественное мнение, нетерпимость и пренебрежение к мятежникам, что является превентивной мерой в борьбе с этими правонарушениями.
На основании вышеупомянутого заметим, что в Украине для повышения эффективности профилактики массовых беспорядков и нарушений общественного порядка необходимо принять меры для устранения условий существования массовой преступности, предусмотрев меры, направленные на создание корпоративной
ответственности участников беспорядков за все преступления, совершенные во время массовых противоправных действий.
Итак, в завершение следует сделать следующие выводы:
во-первых, поведение толпы во время различных стадий развития событий отличается своей криминогенно-стью и возможностью совершения преступлений;
во-вторых, «коллективный дух» толпы зависит от лидера и обладает способностью поглощать адекватное восприятие лицами действий, которые они совершают;
в-третьих, профилактика массовых беспорядков и нарушений общественного порядка является наиболее эффективным средством борьбы с этими преступлениями, а заимствованный зарубежный опыт создания условий для осуществления предварительного анализа развития потенциально опасных ситуаций уменьшает риск совершения таких преступлений;
в-четвертых, за совершение особо тяжких преступлений во время массовых беспорядков следует ввести корпоративную ответственность всех участников беспорядков несмотря на индивидуальный уровень их действий;
в-пятых, к профилактике массовых беспорядков следует активно привлекать СМИ, которые заранее доносили бы до сведения населения степень ответственности за участие в массовых беспорядках и предостерегали от таких действий.
Именно последний пункт, по нашему мнению, должен стать предметом дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кримшальний кодекс Украши // Ввдомосп Верховно1 Ради Украши (ВВР), 2001, N 25-26, 131 с.
2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995. - 311 с.
3. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. // Психоаналитические этюды. Минск, 1997. - 601 с.
4. Блумер Г. Коллективное поведение / Пер. Д. Водотынского // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е. И. Кравченко; под В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 380 с.
5. Петров С. В. Рекомендации по организации деятельности ОВД в условиях межнациональных конфликтов. М., Академия МВД РФ, 2000. - 246 с.
6. Чалдини Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини. - СПб.: Пите-рКом, 1999. - 272 с.
7. Клиническая психология. Словарь. Под ред. Творогова Н. Д., ПЕР СЭ, Москва, 2007. - 416 с.
8. Социальная психология. С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2000. - 576 с.
9. Security Management, 1999. - 4, №4. - P. 315.
10. Профилактика преступлений на городском транспорте Парижа// Борьба с преступностью за рубежом, 1999. - №2. - 116 с.
11. Антонян А. М. Психология убийства. - М.: Юридическая литература, 1997. - 304 с.
12. Яблоков Н. П. Укрепление законности и борьба с преступностью // Вестник Московского университета, 1996. - №2. - С. 45-53
13. Лупинская П. А. Уголовный процесе: Учебник для вузов. - М.: Юристь, 1995. - 544 с.
14. Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность, 1993. - № 11. - 135 с.
BEHAVIORAL REACTIONS OF THE CROWD IN COMMITTING CRIMES AGAINST
PUBLIC ORDER
© 2013
T.P. Gusak, post graduate of the criminal law and criminal procedure department
National Pedagogical University named after M.Dragomanov, Kiyiv (Ukraine)
Annotation: The article investigates the behavior of the crowd at various stages of committing crimes against public order. Characteristics of the crowd are analyzed in native and foreign literature and the results are compared. Criminological aspect of prevention breaches of public order is considered in the article. The author presents some prophilactics for juvenile delinquency.
Keywords: crowd, public order, preventive methods, juvenile delinquency, riots.
УДК 343.915
СТАНОВЛЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В УКРАИНЕ
© 2013
А.П. Гусак, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса
Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки Луцк (Украина)
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы ювенальной юстиции. Анализируются принципы и функции ювенальной юстиции. Рассматриваются определенные шаги по воплощению в жизнь прогрессивных положений международно-правовых актов в области «детской» юстиции.
Ключевые слова: ювенальная юстиция, преступность несовершеннолетних, восстановительное правосудие, реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних.
В последние годы проблема внедрения элементов ювенальной юстиции в судопроизводство Украины стала очень актуальной, по крайней мере, необходимо широкое информационное обеспечение и подготовка кадров для ювенальной юстиции из числа судей и специалистов пенитенциарной системы. Наличие разных позиций и подходов по поводу правосудия для несовершеннолетних приводит к тому, что сейчас основной вопрос в этой сфере заключается уже не в том, быть ли в Украине «детской» юстиции, а в том, какой именно ей быть. На наш взгляд, наметились позитивные сдвиги в этой сфере, а также медленная, но достаточно стойкая трансформация системы правосудия от преобладания карательной модели правосудия к реституционной и реинтеграционной ее моделей.
Надо отметить, что в Украине уже сделаны определенные шаги для воплощения в жизнь прогрессивных положений международно-правовых актов, что дает основания говорить о позитивных изменениях в национальном (внутригосударственному) законодательстве. В течение 2001 г. Верховная Рада Украины приняла законы: от 26 апреля в 2001 г. № 2402-Ш «Об охране детства», от 21 июня в 200 г. № 2558-Ш «О социальной работе с детьми и молодежью», от 15 ноября в 2001 г. № 2789-Ш «О предупреждении насилия в семье», а еще в 1995 г. принят Закон от 24 января в 1995 г. № 20/95-ВР «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних», в котором предвидено создание при судах института судебных воспитателей, положения о котором утверждается Верховным Судом Украины, Министерством юстиции Украины, Министерством образования Украины [4, с. 27].
В течение 2004 г. Пленум Верховного Суда Украины принял два постановления: от 27 февраля в 2004 г. № 2 «О применении судами законодательства об ответственности за втяжение несовершеннолетних в преступную или другой антиобщественной деятельности» и от 16 апреля № 5 «О практике применения судами Украины законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних».
В настоящее время в судах Украины практикуется специализация судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, и это является весомым шагом для введения ювенальной юстиции.
Во многих странах Европы успешно действуют программы восстановительного правосудия. В течение последних лет активизировалось движение относительно ввода программ восстановительного правосудия в стра-
нах Восточной и Центральной Европы. Приобретенный ими позитивный опыт позволяет говорить о целесообразности внедрения отмеченных программ в Украине.
Восстановительное правосудие базируется на идеях примирения конфликтующих сторон, прекращения самого конфликта (исключая осуждение и наказание виновников конфликта) путем взаимного извинения, раскаяния в содеянном, осознания моральной и юридической ответственности за совершенное преступление и обязанности возмещения причиненной жертве физического, морального и материального вреда.
Институт ювенальной юстиции функционирует на принципах повышенной юридической защиты несовершеннолетних, максимальной индивидуализации судебного процесса в ювенальном суде, широкого использования в процессе неюридических специальных знаний с привлечением на помощь суда соответствующих специалистов.
Рассмотрим подробнее функции ювенальной юстиции.
1. Охранная. Обеспечение судебной защиты несовершеннолетнего как потерпевшего, подсудимого, осужденного путем закрытия дела о преступлении несовершеннолетнего или о посягательстве на преступление, уменьшение меры наказания в связи с несовершеннолетием в соответствии с Уголовным кодексом Украины; предоставление преимущества воспитательному влиянию перед принудительными мероприятиями; этот принцип связан с восстановительной и примирительной функциями.
2. Восстановительная и примирительная. Ювенальная юстиция должна базироваться на восстановительном принципе. В этом ее существенное отличие от современного «взрослого» правосудия. Правосудие по делам несовершеннолетних должно быть не карательным, а прежде всего таким, которое возобновляет нарушенные права и свободы жертвы преступления или потерпевшего от правонарушения, способствует осознанию правонарушителем необходимости отвечать за свои поступки и осуществлению мероприятий для возмещения нанесенного вреда [3, с. 10]. Разрешения конфликтов и решения ситуаций, связанных с правонарушениями, происходят путем достижения понимания между сторонами судебного процесса с привлечением их социального окружения.
3. Реабилитационная. Реабилитация касается и ребенка, потерпевшего от жестокого обращения или небрежной заботы, и несовершеннолетнего правонарушителя, который должен быть ресоциализирован. Для