УДК 343.35:35.08
И. А. Русанова,
канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Статья посвящена актуальным вопросам внедрения в Украине уголовной юстиции по делам несовершеннолетних. Проанализированы исторические, социальные, правовые и организационные предпосылки развития системы органов, рассматривающих дела детей. Исследованы новеллы законодательства, касающихся процедуры рассмотрения дел по обвинению несовершеннолетних в совершении преступления.
Ключевые слова: ювенальная юстиция, восстановительное правосудие, судья, уполномоченный осуществлять уголовное правосудие по делам несовершеннолетних.
Проблема внедрения уголовного правосудия по делам несовершеннолетних в украинском судопроизводстве в последние годы приобрела особую актуальность. Наличие различных подходов к определению понятия «ювенального правосудия» привело к тому, что сегодня основной вопрос в данной сфере заключается в том, в какой форме должно развиваться правосудие по делам несовершеннолетних в Украине. Вопросы создания органов ювенальной юстиции обсуждаются в научных кругах как стран СНГ, так и Украины [См.: 4; 3; 7; 16; 17; 18]. В данной статье рассмотрены отдельные аспекты создания органов уголовного правосудия по делам несовершеннолетних в Украине.
В мировой юридической доктрине понятие «ювенальна юстиция» охватывает систему судебных и правоохранительных органов, специализированных государственных учреждений, общественных организаций, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних, рассматривают и разрешают дела о правонарушениях, совершенных ними, осуществляют дальнейшую реинтеграцию таких детей в общество. Целью системы органов ювенальной юстиции является повышение уровня правовой защищенности несовершеннолетних, уменьшение уровня детской преступности и безнадзорности, повышение ответственности государства и общества на фоне создания условий для благоприятного развития детей, реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей в общество [1, с. 4; 3, с. 35; 4, с. 15-17].
Ювенальная юстиция зародилась более 100 лет назад. Первый суд по делам несовершеннолетних образован 2 июля в 1899 г. в Чикаго (США) в соответствии с Законом штата Иллинойс. Успехи первого «детского» суда способствовали тому, что в течение последующих 20 лет аналогичные суды были созданы в других штатах США, странах Европы, а также Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии. Этому способствовала высокая эффективность «детских» судов в противодействие детской преступности по сравнению с судами общей юрисдикции. Функционирование судов и других учреждений ювенальной юстиции основывается на идее гуманизации репрессивных мер государства, применимых к несовершеннолетним правонарушителям, когда основной целью является не наказание, а перевоспитание [См.: 4, с. 26-31; 17, с. 176187].
Французы считают, что у них не так много детей, чтобы сажать их в тюрьму. Поэтому в стране функционирует только одна детская исправительная колония закрытого типа, рассчитанная на 500 мест. К большинству юных правонарушителей во Франции применяют другие методы наказания, отличающиеся от традиционного уголовного преследования. Считается, что главное - достучаться до ребенка, который нарушил закон, чтобы он осознал свою вину и не повторил содеянного. Достижение такого результата возможно в том случае, когда с подростком, имеющим проблемы с законом, работают специалисты социальных служб, психологи и школьные педагоги [16, с. 14].
В течение многих лет во многих странах Европы применяется новый подход к реагированию на преступления, совершенные несовершеннолетними, который носит название «восстановительного правосудия». Основная его идея заключается в том, что суд дает ребенку возможность на договорной основе возместить физические, материальные и эмоциональные убытки потерпевшему, и таким образом искупить вину за совершенное преступление. Восприятие своих поступков как отклонение от нормы, возможность самому исправить то, что случилось, чистосердечное желание никогда не повторять подобную ситуацию - главный урок, который должгн вынести подросток после процедур «восстановительного правосудия». Результатом является действенное раскаяние правонарушителя, осознание им своей вины и серьезности нанесенного потерпевшему ущерба, а также полное возмещение такового. Процедуры примирения четко приписаны в процессуальном законодательстве, не влекут за собой судимости для несовершеннолетнего правонарушителя и являются прекрасной альтернативой репрессивным мерам традиционного правосудия [См.: 3, с. 24; 7, с. 36; 18, 18-20].
Другим интересным институтом ювенальной юстиции является служба пробации, которая действует в США и большинстве стран ЕС. Она представляет собой своеобразный аналог государственного органа исполнения наказания с более широкими полномочиями. Отличием является то, что специалисты службы пробации начинают работать с ребенком с момента совершения правонарушения, сопровождают его во время рассмотрения дела, вынесение решения по нему, а также на стадиях исполнения наказания и дальнейшей реинтеграции правонарушителя в общество. Служба пробации играет активную роль при выборе меры пресечения на досудебном следствии и вида наказания для несовершеннолетнего правонарушителя, принимает участие в его примирении с потерпевшим и осуществляет дальнейший мониторинг жизненных, семейных и бытовых условий, в которых находится несовершеннолетний. Функционирование служб пробации в странах ЕС свидетельствует о высокой эффективности их работы, которая проявляется в уменьшения уровня рецидивной преступности и успешной реинтеграции правонарушителя в общество [7, с. 15].
На сегодняшний день в большинстве стран мира функционируют органы ювенальной юстиции. Рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей осуществляется следующими органами:
1) ювенальным подразделениями (коллегией, палатой) общих судов;
2) специально созданной системой судебных учреждений, которая является частью судебной системы. При этом название суда, как и его компетенция, отличаются от рассмотрения исключительно дел о правонарушении и преступлениях несовершеннолетних до разрешения широкого перечня гражданских и уголовных дел, по которым одной из сторон является несовершеннолетний, а также семейных споров;
3) несудебными органами со специальной компетенцией (например, органами исполнительной власти).
Особенностью ювенальной юстиции большинства стран мира является широкое привлечение неправительственных и общественных организаций к процессу разрешения соответствующей категории дел. Кроме того, на всех стадиях производства по делам несовершеннолетних к участию в нем привлекаются психологи, педагоги, сотрудники социальных служб, что делает эти процедуры более «дружественными» для ребенка [4, с. 56-58; 17, с. 124-129].
В СССР функции органов ювенальной юстиции были возложены на несудебные административные органы - комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН), которые были впервые учреждены в 1961 г. Советские КДН были наделены широкими полномочиями по рассмотрению дел несовершеннолетних, применения к ним воспитательных мер, размещению их в воспитательные учреждения, разрешению общих вопросов защиты прав детей [9]. Позже все дела об административных правонарушениях несовершеннолетних были переданы к компетенции суда [18, с. 4].
В марте 1996 г. совместным приказом председателя Верховного Суда Украины и Министра образования было утверждено «Положение о судебных воспитателях», в соответствии с которым этот институт создан при судах для осуществления комплекса мер по исполнению судебных решений относительно несовершеннолетних, их родителей (усыновителей), опекунов (попечителей). В соответствии с этим документом были определены такие основные задания судебного воспитателя:
1) участие в исполнении судебных решений по делам несовершеннолетних;
2) устранение причин и условий, которые способствовали совершению противоправных действий, профилактика правонарушений; воспитание надлежащей правовой культуры;
3) воспитание несовершеннолетних, которые совершили правонарушение, путем формирования сознательного отношения несовершеннолетних к Закону;
4) предоставление родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям) помощи в воспитании их несовершеннолетних детей.
Судебными воспитателями могли стать лица с высшим юридическим, педагогическим или психологическим образованием и опытом работы с несовершеннолетними. Они должны были работать в каждом местном суде общей юрисдикции. К сожалению, содержание Положения не было реализовано на практике [14].
В начале ХХІ в. в ряде местных общих судов Украины (в частности, Харьковской и Киевской областей) функционировали проекты модельных ювенальних судов, которые финансировались преимущественно международными неправительственными организациями и были направлены на внедрение практики примирения несовершеннолетних правонарушителей с потерпевшими, а также применение к ним мер перевоспитания и мер наказания, не связанных с лишением свободы [16, с. 34, 67].
Потребность в создании системы ювенальной юстиции обусловлена и тем, что некоторые положения действующего законодательства и правоприменительной практики не в полной мере согласуются с международными стандартами защиты прав ребенка, в частности «Пекинские правила» ООН 1985 г. и Конвенцией ООН по правам ребенка 1989 р.[5, с. 75-128].
Официальная статистика свидетельствует о стабильно высоком уровне детской преступности. Например, в 2011 г. несовершеннолетними (или при их участии) было совершенно 17,8 тыс. преступлений, что на
2,9 % больше, чем в 2010 г.; 8,7 тыс. из них - тяжкие и особо тяжкие. Удельная доля тяжких и особо тяжких преступлений из общего количества преступлений составила 8 %. К 1516 несовершеннолетних была применена мера пресечения в виде взятия под стражу. Значительное количество детей каждый год становится жертвами преступлений (в 2011 г. - 14469). Удельный вес дел, рассмотренных судами в 2006 - 2010 гг., участниками по которым являлись несовершеннолетние, колебалась от 14,6 до 20 % [6].
Первая Концепция создания и развития системы ювенальной юстиции в Украине была разработана под эгидой Верховного Суда Украины (далее - ВС Украины) в 2005 г., однако не получила официального одобрения. В 2010 г. в Министерстве юстиции было сформировано несколько рабочих групп для разработки программного документа в этой сфере, деятельность которых также не увенчались успехом [1, с. 5-8].
Указом Президента Украины от 24 мая в 2011 г., № 597/2011 была одобрена Концепция развития уголовной юстиции по делам несовершеннолетних в Украине, определяющая основные направления развития данной сферы. Реализация этого документа должна усилить ответственность семьи, общества и государства за процесс воспитания и становления детей, обеспечить соблюдение прав и свобод детей, которые попали в конфликт с законом, путем повышения уровня их правовой и социальной защищенности, уменьшить уровень детской преступности [11].
Уже несколько лет продолжается внедрение специализации судей по рассмотрению категорий дел, субъектами которых выступают несовершеннолетние. Правовые основания для таких новаций предусмотрены в ряде нормативных актов, например, в Законе Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» № 20/95-ВР от 24 января 1995 г. (ч. 2 ст. 6) [12], постановлении Пленума ВС Украины от 16 апреля 2004 г. № 5 «О практике применения судами Украины законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних» (п. 23) [13, с. 4-8], письме ВС Украины от 1 декабря 2003 г. «О вводе специализации судей по рассмотрению дел относительно преступлений, совершенных несовершеннолетними» [10]. В последнем документе председателям местных и апелляционных судов рекомендовалось издать приказы, закрепив судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних из числа наиболее опытных. Постепенно это было сделано как в апелляционных, так и в местных судах. Практика показала, что деятельность соответствующих судебных составов является очень эффективной.
Новый УПК ( 2012 г.) узаконил указанную практику, введя должность судьи, уполномоченного осуществлять уголовное производство по делам несовершеннолетних, который будет решать вопросы о привлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности и освобождении их от уголовной ответственности, о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, их продлении, изменении или прекращении, а также уголовном производстве в апелляционном или кассационном порядке по пересмотру указанных дел (ч. 10 ст. 32 УПК 2012 г.) [2]. Специализация судей по рассмотрению дел несовершеннолетних согласно ч. 3 ст. 18 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» будет действовать в общих судах первой и апелляционной инстанции [8].
Судьи (судья), уполномоченные осуществлять уголовное производство по делам несовершеннолетних, избираются из числа судей соответствующего суда собранием судей по предложению председателя суда или любого судьи этого суда, если предложение председателя суда не было поддержано, на срок не больше трех лет и могут быть переизбраны повторно. Количество судей, уполномоченных осуществлять уголовное производство по делам несовершеннолетних, определяется отдельно для каждого суда собранием судей этого суда. Соответствующим судьей может быть избран судья со стажем работы не менее десяти лет, опытом осуществления уголовного производства в суде и высокими моральными и профессиональными качествами. В случае отсутствия в суде судей с необходимым стажем работы судья, уполномоченный осуществлять уголовное производство по делам несовершеннолетних, избирается из числа судей, которые имеют наибольший стаж работы на должности судьи. Эти судьи не освобождаются от выполнения обязанностей судьи соответствующей инстанции, однако осуществление ими указанных полномочий учитывается при распределении судебных дел и имеет приоритетное значение [8].
Для обеспечения реализации этих положений Президент Украины 5 июля 2012 г. дал поручение Министру юстиции Украины и руководству Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел принять неотложные меры по увеличения количества судей в местных судах в связи с необходимостью обеспечения функций ювенального судьи [15].
Стоит отметить, что введение института судьи, уполномоченного осуществлять уголовное производство по делам несовершеннолетних, требует внесения изменений в Положение об автоматизированной системе документооборота суда 2010 г. и соответствующего программного обеспечения, ведь состоится перераспределение нагрузки между судьями. Этот фактор должен быть обязательно учтен при распределении дел. Также пока неясны критерии определения объема дел, которые будут разрешать ювенальные судьи. Смогут ли они рассматривать другие категории дел? Будет ли достаточным для рабочей нагрузки объем вопросов, отнесенных к их полномочиям УПК Украины 2012 г.? Эти вопросы будет решаться в рабочем порядке.
В соответствии с ч. 10 ст. 31 УПК (2012 г.) уголовное производство по делам несовершеннолетних, рассмотрению ходатайств об освобождении их от уголовной ответственности, применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, их продлении, изменении или прекращении, а также пересмотр
таких дел в апелляционном или кассационном порядке осуществляются судьей, уполномоченным Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» на осуществление уголовного производства по делам несовершеннолетних. В случае если такое производство должно осуществляться коллегиальным составом суда, председательствующим во время судебного разбирательства может быть лишь ювенальный судья.
Раздел VI нового УПК Украины (2012 г.) содержит гл. 38, регламентирующую особенности уголовного производства по делам несовершеннолетних [2]. Повышенный уровень юридической охраны прав несовершеннолетних заключается в следующих положениях:
1. В двойном представительстве интересов несовершеннолетнего в суде, а именно - его законными представителями, которыми могут быть родители (усыновители), опекуны или попечители и которые пользуются процессуальными правами лица, которое они представляют и защитником (адвокатом) (статьи 44, 448 УПК 2012 г.). Новеллой Кодекса является обязательное участия в уголовном производстве законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. В соответствии с ч. 3 ст. 188 УПК они находятся в зале судебного заседания в течение всего судебного слушания, а в случае необходимости могут быть допрошены как свидетели.
2. В определении дополнительных вопросов, которые входят в предмет доказывания по делам несовершеннолетних. В соответствии со ст. 485 УПК это:
а) полные и всесторонние сведения о личности несовершеннолетнего: его возраст (число, месяц, год рождения), состояние здоровья и уровень развития, другие социально-психологические особенности, которые необходимо учесть при индивидуализации ответственности или избрании мер воспитательного характера. При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанных с психической болезнью, необходимо выяснить, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими;
б) отношение несовершеннолетнего к совершенному им деянию;
в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, которые включают:
- состав семьи несовершеннолетнего, обстановку в ней, взаимоотношения между взрослыми членами семьи и детьми, отношение родителей к воспитанию несовершеннолетнего, формы контроля за его поведением, морально-бытовые условия семьи;
- обстановку в школе или другом учебном заведении или на производстве, где учится или работает несовершеннолетний, его отношение к учебе или работе, взаимоотношения с воспитателями, учителями, сверстниками, характер и эффективность воспитательных мер, которые раньше применялись к нему;
- связи и поведение несовершеннолетнего вне дома, учебного заведения и работы;
г) наличие взрослых подстрекателей и других соучастников уголовного правонарушения.
Важной процессуальной гарантией обеспечения прав несовершеннолетнего является комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, которая назначается в случае необходимости для решения вопроса о наличии у такого подозреваемого или обвиняемого психического заболевания или задержки психического развития и его способности полностью или частично осознавать значение своих действий и руководить ими в конкретной ситуации. Кроме того, для выяснения уровня развития, других социально-психологических особенностей несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, которые необходимо учитывать при назначении наказания и избрании мер воспитательного характера, может быть назначена психологическая экспертиза (ст. 486 УПК 2012 г.).
3. В общественном контроле за рассмотрением дел несовершеннолетних, который воплощается в ст. 496 УПК (2012 г.) Согласно ей о времени и месте судебного разбирательства по делу несовершеннолетнего обвиняемого суд сообщает соответствующую службу по делам детей и уголовную милицию по делам детей. Суд имеет право также вызывать в судебное заседание представителей этих учреждений. Представители указанных учреждений имеют право заявлять ходатайства, задавать вопросы несовершеннолетнему обвиняемому, его законному представителю, потерпевшему, свидетелям, эксперту и специалисту, высказывать мнение по поводу наиболее целесообразных способов перевоспитания обвиняемого. Значение данной нормы заключается в том, что именно на социальные службы и уголовную милицию по делам детей возлагается обязанность профилактики правонарушений несовершеннолетних, контроль за поведением лиц, склонных к совершению противоправных действий и ресоциализации лиц, осужденных за совершение правонарушения и отбывших определенное судом наказание.
4. В специфических правилах допроса несовершеннолетнего. Согласно ст. 490 УПК 2012 г. допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого осуществляется по правилам, предусмотренным УПК, в присутствии защитника. Закон также предусматривает необходимость участия при проведении допроса специалистов, которые могут минимизировать негативное влияние уголовного производства на детскую психику и способствовать получению объективных показаний несовершеннолетнего с учетом особенностей его возрастного развития. В соответствии со ст. 491 УПК (2012 г.), если несовершеннолетний не достиг 16-летнего
возраста, или если он признан умственно отсталым, при его допросе по решению следователя, прокурора, следственного судьи, суда или по ходатайству защитника обеспечивается участие законного представителя, педагога или психолога, а в случае необходимости - врача.
5. В особенностях применения к несовершеннолетним предупредительных мер. В соответствии с ч. 2 ст. 492 УПК (2012 г.) задержание и содержание под стражей могут применяться к несовершеннолетнему лишь в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, при условии, что применение другой меры пресечения не обеспечит предотвращения рисков, определенных Кодексом. О задержании и взятии под стражу несовершеннолетнего немедленно извещаются его родители или лица, которые их заменяют. Кроме того, к несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемых, кроме общих мер пресечений, предусмотренных ст. 176 УПК, может применяться передача их под надзор родителей, опекунов или попечителей, а к несовершеннолетним, которые воспитываются в детском учреждении, - передача их под надзор администрации этого учреждения. Эти меры означают, что указанные лица или представитель администрации детского учреждения дают письменное обязательство обеспечить прибытие несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого к следователю, прокурору, следственному судье, в суд, а также его надлежащее поведение. Вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор рассматривается по ходатайству прокурора по правилам избрания меры пресечения или по ходатайству стороны защиты во время рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения.
6. Возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера вместо наказания. Если во время досудебного расследования прокурор придет к заключению о возможности исправления несовершеннолетнего, который впервые обвиняется в совершении уголовного проступка, преступления небольшой тяжести или неосторожного преступления средней тяжести без применения уголовного наказания, он составляет ходатайство о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного характера и передает его в суд. Соответствующее ходатайство может быть составлено и передано в суд при условии, что несовершеннолетний обвиняемый и его законный представитель не возражают против этого. Суд же может принять решение о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 105 Уголовного кодекса Украины (ст. 497 УПК 2012 г.). Следствием такого решения является освобождение несовершеннолетнего от наказания и отсутствие судимости, что будет иметь существенное значение для определения дальнейшей судьбы ребенка.
7. Стоит остановиться и на такой особенности рассмотрения дел несовершеннолетних, как специализация лиц, которые ведут уголовное производство по этой категорий дел. Данная категория дел ведется следователем, который специально уполномочен руководителем органа досудебного расследования на осуществление процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Во время уголовного производства, в том числе в случае решения вопроса о применении принудительных мер воспитательного характера, следователь, прокурор, следственный судья, суд и все другие лица, которые участвуют в нем, обязаны осуществлять процессуальные действия в порядке, который менее всего нарушает обычный уклад жизни несовершеннолетнего и соответствует его возрастным и психологическим особенностям, разъяснять сущность процессуальных действий, решений и их значения, выслушивать аргументы несовершеннолетнего при принятии процессуальных решений и принимать все другие меры, направленные на избежание негативного влияния на несовершеннолетнего (ст. 484 УПК).
Кроме того, ст. 494 УПК (2012 г.) предусмотрена возможность выделения в отдельное производство уголовного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, если несовершеннолетний подозревается в совершении уголовного правонарушения вместе со взрослым. То есть, такие дела также будут расследовать специализированные следователи, что будет способствовать обеспечению прав детей на досудебном расследовании.
Учитывая изложенное, следует резюмировать, что уголовная юстиция по делам несовершеннолетних в Украине прошла длительное развитие (от советских комиссий по делам несовершеннолетних к системе органов, которые специализируются на рассмотрении и разрешении дел детей). Новации уголовно-процессуального законодательства направлены на создание условий для эффективного функционирования как репрессивного элемента ювенального правосудия, так и его социального блока, предназначение которого - воспитание подростков и успешная интеграция в общество лиц, склонных к совершению правонарушений.
Список дитературьы 1. Концепція створення й розвитку ювенальної юстиції в Україні: схвал. резолюцією Всеукр. наук.-практ. конф. 12.04.2005 р. // Відом. Верхов. Суду України. - 2005. - № 5 (57). - С. 5-8. 2. Кримінальний процесуальний кодекс України від 13.04.2012 р. № 4651^1 // Голос України. - 2012. - N° 90-91. 3. Кримінологічні проблеми попередження злочинності неповнолітніх у великому місті: досвід конкретно-соціологічного дослідження : моногр. / за заг. ред. В. В. Голіни й В. П. Ємельянова. - Х. : Право, 2006. - 292 с. 4. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии : учеб. пособ. / Э. Б. Мельникова.
- М. : Дело, 2000. - 272 с. 5. Мінімальні стандартні правила ООН, що стосуються відправлення правосуддя щодо неповнолітніх (Пекінські правила) // Провадження у справах про злочини неповнолітніх як диференціація кримінально-процесуальної форми : навч. посіб. / за ред. Г. М. Омельяненко. - К. : Атіка, 2002. - С. 75-102. 6. Огляд стану здійснення правосуддя за 2011 рік // Офіц. веб-портал судової влади України [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://coшtgov.ua/sudova_statystyka/oglyad/. - Заголовок з екрана. 7. Омельяненко Г. М. Провадження у справах про злочини неповнолітніх як диференціація кримінально-процесуальної форми : навч. посіб. / Г. М. Омельяненко. - К. : Атіка, 2002. -128 с. 8. Положення про судових вихователів: затв. спільним наказом Голови Верхов. Суду України й Міністра освіти України від
14.03.1996 р. N° 113/113S [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1034.54.0. - Заголовок з екрана. 9. Про внесення змін до деяких законодавчих актів України у зв'язку з прийняттям Кримінального процесуального кодексу України : Закон України від 1З.04.2012 р., N° 4652-VI // Офіц. вісн. України. - 2012. - № 37. - Ст. 1371. 10. Про запровадження спеціалізації суддів по розгляду справ щодо злочинів, учинених неповнолітніми : лист Верховного Суду України від 01.12.200З р. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.scourt.gov.ua/clients/vs.nsf'0/S4SS6101C22576ES0031C0F1?0penDocument&ConapseView&RestrictToCategory=D3F60C3BS4SS6101C2 2576ES0031C0F1&Count=500&. - Заголовок з екрана. 11. Про затвердження Положення про комісії в справах неповнолітніх Української РСР : указ Президії Верховної Ради УРСР від З0.12.1961 р. // Відом. Верхов. Ради УРСР.- 1962.- № 3. - Ст. 51. 12. Про Концепцію розвитку кримінальної юстиції щодо неповнолітніх в Україні : Указ Президента України від 24.05.2011 р., № 597/2011 // Офіц. вісн. України. -2011.- № 41. - Ст. 1663 13. Про органи і служби у справах дітей та спеціальні установи для дітей : Закон України № 20/95-ВР від 24.01.1995 р. // Відом. Верх. Ради України. - 1995. - № 6. - Ст. 35. 14. Про практику застосування судами України законодавства у справах про злочини неповнолітніх : пост. Пленуму ВСУ від 16.04.2004 р. № 5 // Вісник ВСУ. - 2004. - № 5. - С. 4-S. 15. Щодо невідкладних заходів, пов'язаних із прийняттям Кримінального процесуального кодексу: доручення Президента України від 05.07.2012 р. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.president.gov.ua/documents/14S95.html. - Заголовок з екрана. 16. Ювенальна юстиція в Україні: коментар та аналіз діючого законодавства. Конвенція про права дитини (з постатейними матеріалами): словник-довідник з ювенальної юстиції : наук.-практ. посіб. / за заг. ред. В. С. Зеленецького, Н. В. Сібільової. - Серія «Юридичний радник». - Х. : Страйд, 2006. - 7S4 с.
17. Ювенальна юстиція: практика судочинства, форми взаємодії держави та громадськості в реагуванні на правопорушення неповнолітніх : матеріали семінару / упоряд. : Ф. В. Г риценко, Г. Б. Овчарова, Т. П. Печерських - X. : ЦСССДМ та ССН Харк. обл., 2004. - 79 с. 18. Ювенальна юстиція України: проблеми створення, законодавча база, коментрарі, судова практика : моногр. ; за заг. ред. В. Д. Бринцева. - Х. : Право, 2004.
- 60S с.
ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ ЮВЕНАЛЬНОЇ ЮСТИЦІЇ Русанова І. О.
Стаття присвячена актуальним питанням впровадження в Україні кримінальної юстиції щодо неповнолітніх. Проаналізовано історичні, соціальні, правові й організаційні передумови розвитку системи органів, які розглядають справи дітей. Вивчено новели кримінально-процесуального законодавства щодо процедури розгляду справ по обвинуваченню неповнолітніх у вчиненні злочину.
Ключові слова: кримінальне правосуддя щодо неповнолітніх, відновне правосуддя, суддя,
уповноважений здійснювати кримінальне провадження щодо неповнолітніх.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF JUVENILE JUSTICE IN UKRAINE
Rusanova L О.
The author analyses the problem of development of juvenile justice in Ukraine. Historical, social, legal and organizational aspects of juvenile justice system are presented. New rules of juvenile criminal procedure are reviewed.
Key words: juvenaile justice, retroactive justice, juvenile judge
Поступила в редакцию 20.09.2012 г.