Научная статья на тему 'Ресоциализация несовершеннолетних осужденных как объект государственного реагирования'

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных как объект государственного реагирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕАГИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дыпко С. С.

Уточнена сущность понятия «государственное реагирование». Рассмотрена его роль в осуществлении ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация несовершеннолетних осужденных как объект государственного реагирования»

УДК [343.851.5:316.614.6-053.6]-058.57(477)

Дыпко С.С,

магистр государственного управления, аспирант кафедры экономической политики

и менеджмента Харьковского регионального института Национальной академии государственного управления при Президенте Украины

(Украина, г. Харьков)

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Современные тенденции развития социальных, экономических, политических и других отношений в ХХ1 веке требуют формирования новой модели взаимодействия государства и общественности. При этом особо актуальным является взвешенное использование передового мирового опыта решения насущных проблем, одной из которых является дальнейшее распространение преступности среди несовершеннолетних. Сам по себе уровень совершаемых криминальных правонарушений служит показателем стабильности и развития общества, а также эффективности воздействия государства на данные проявления.

Многие страны мира столкнулись с проблемой низкой эффективности старых методов управления в сфере исполнения наказания, что привело к изменению приоритетов, в основу которых была положена пенитенциарная идея, подразумевающая восприятие фактов совершения преступлений не только как нарушение норм уголовного законодательства, но и как ситуацию специфического отклоне-

Уточнена сущность понятия «государственное реагирование». Рассмотрена его роль в осуществлении ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: ресоциализация, несовершеннолетние, осужденные, государственное реагирование.

ЗА РУБЕЖОМ

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ния таких людей, вызванную социальными обстоятельствами. Как следствие, на законодательном уровне было закреплено, что воздействие государства на осужденных несовершеннолетних должно заключаться не столько в их наказании, сколько в ресоциализации таких лиц с целью планомерного возвращения к законопослушной жизни в обществе и предотвращения повторных преступлений.

Украина унаследовала от СССР тоталитарные принципы государственного управления, однако наиболее жесткими они были в пенитенциарной системе. В то же время статус демократического и правового государства предполагает реформирование сферы исполнения наказаний

— переход от карательных к социально ориентированным мерам воздействия на осужденных несовершеннолетних. При этом своевременное реагирование государства на их проблемные вопросы и потребности позволит защитить интересы как таких лиц, так и всего общества в целом. А для этого необходимы действенные механизмы государственного реагирования, способные обеспечить успешную ресоциализацию осужденных несовершеннолетних, что видится невозможным без реализации таких мероприятий, как социальная реабилитация, нейтрализация пенитенциарной и осуществление постпе-нитенциарной социальной адаптации и т.д. Непрерывность, комплексность и научная обоснованность этого процесса позволят получить «положительные изменения, связанные с целенаправленным формированием у осужденных самоуправляемого социально-нормативного поведения, которое позволит после отбывания наказания беспрепятственно интегрироваться в общество»1. Выбирая наиболее оптимальные способы ресоциализации, необходимо учитывать не только «личность осужденного, его поведение во время отбывания наказания, степень общественной опасности, мотивы совершенного преступления и вид наказания»2, а также срок отбывания назначенного наказания и особенности освобождения от него.

Проведенные обобщения позволяют утверждать следующее:

1) в обществе сформировалось преимущественно отрицательное отношение к правонарушителям без учета их возраста;

2) несовершеннолетние преступники чаще всего становятся заложниками обстоятельств, поскольку не имеют жизненного опыта, а зачастую и силы характера противостоять различным криминогенным факторам;

3) в стране до сих пор отсутствуют как таковые ювенальная юстиция (не только разрешает правовые конфликты и реагирует на криминальные правонарушения несовершеннолетних, но и решает задачи, связанные с их ресоциализацией) и служба пробации (осуществление на стадии досудебного следствия ресоциализации лиц, которые подозреваются в совершении преступления, и предупреждение среди них рецидивных проявлений противоправных действий);

4) деятельность государства по урегулированию проблем осужденных несовершеннолетних носит несистемный характер и основывается на устаревших технологиях, а ведь зачастую именно от своевременности оказания необходимой помощи или решения проблемного вопроса зависит мера успешности ресоциализации осужденного;

5) влияние государства на общественные процессы предполагает не только традиционное «государственное управление», «государственное регулирование» и «реализацию государственной политики», а и «государственное реагирование», о чем имеют место упоминания в публикациях ряда ученых (Г. Атаманчук, М. Бажанов, Б. Лукашева, А. Мельниченко).

Все вышеизложенное предопределило актуальность данного исследования, которое направлено на усовершенствование механизмов ресоциализации осуждённых несовершеннолетних. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) проанализировать существующие толкования определения понятия «государственное реагирование», 2) рассмотреть его роль в осуществлении ресоциализации осужденных несовершеннолетних.

В современном обществе повсеместно происходят изменения, появляются новин-

ки, без которых большинство не может или не хочет обходиться. Более того, такие перемены способствуют формированию у населения нового мировоззрения и ценностей, что обусловливает необходимость своевременной выработки новых средств государственного регулирования общественных процессов, «поиска нового формата взаимоотношений между государством, обществом и отдельными его представителями, а это, в свою очередь, требует соответствующего реагирования государства на новые обстоятельства и ситуации»3.

Несмотря на относительную его распространенность, понятие «государственное реагирование» не имеет общепринятой трактовки.

Для начала обратимся к толкованию самого понятия «реагирование» (от лат. приставка ге — снова и адеш — действующий), которое в разных словарях интерпретируется как «проявление своего отношения к чему-либо; реакция на впечатления, воспринимаемые извне; откликаться каким-либо способом на раздражение, на действие извне; проявлять свое отношение к чему-либо, отзываться каким-либо образом на воспринимаемые впечатления, события, явления»4.

Существует мнение, что «государственное реагирование» осуществляется в случаях «ликвидации или предупреждения негативных последствий техногенных, природных катастроф, ухудшения политической, экономической, социальной, криминогенной и эпидемиологической ситуации»5.

В украинском законодательстве содержится определение только понятия «реагирование на чрезвычайные ситуации», которое трактуется как «скоординированные действия подразделений единой государственной системы по реализации планов действий (аварийных планов), уточненных в условиях конкретного вида и уровня чрезвычайной ситуации с целью оказания неотложной помощи пострадавшим, устранения угрозы жизни и здоровью людей»6. В учебнике по уголовному праву рассматривается механизм уголовно-правового регулирования, в рамках которого «осуществляется реагирование государства на совершенное лицом преступление»7.

Важной особенностью развитых государств является возможность реагировать на конкретные проблемы и потребности общества, групп и отдельных его граждан, неправительственных организаций или органов государственной власти8. Как следствие, чем качественнее проработан механизм реагирования, тем выше его эффективность. При этом крайне важно правильно определить источники угроз и способы реагирования на них.

В контексте данного исследования видится необходимым конкретизация наиболее перспективных направлений государственного реагирования в сфере ресоциализации осужденных несовершеннолетних, которые следует разделить на две группы:

1) Профилактика преступности:

— целевая работа с несовершеннолетними, которые находятся в конфликте с законом (осужденные к отбыванию наказания в виде лишения свободы; осужденные к отбыванию наказания, не связанного с лишением свободы; осужденные, освобождённые от отбывания наказания);

— повышение уровня правовой осведомленности и правосознательности осужденных несовершеннолетних;

— своевременное реагирование государства на проблемные вопросы и потребности осужденных несовершеннолетних, поскольку вовремя не устранены причины и условия, которые способствовали совершению ими противоправных действий, чаще всего толкает их на повторное преступление;

— обеспечение главенства закона, соблюдение «презумпции невиновности» и недопущение распространения «культа безнаказанности».

2) Социальная реабилитация и адаптация осужденных несовершеннолетних:

— внедрение Концепции развития ювенальной юстиции9, основной целью которой является «построение в Украине полноценной системы уголовной юстиции в отношении несовершеннолетних, способной обеспечить законность, обоснованность и эффективность каждого решения, связанного с их ресоциализацией и дальнейшей социальной поддержкой; создание

ЗА РУБЕЖОМ

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

эффективной системы социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших криминальные правонарушения; усовершенствование системы профилактики преступности среди несовершеннолетних на основе применения восстановительных и проактивных методик»10;

— более активное использование средств воспитательного, правового, экономического, психологического и просветительского характера11;

— создание института пробации, деятельность которого в большей мере сфокусирована на индивидуальной работе с осужденным, его сопровождении и поддержке, нежели на наказании, деятельно сти по пр е дупр ежд ению ср е ди них рецидивной преступности, а также аккумулировании на себе функций координации взаимодействия разнопрофильных учреждений;

— использование преимущественно индивидуальных методов работы с преступниками, в меньшей мере — групповых и, как исключение, — массовых;

— разработка и реализация государственными институциями, с активным участием общественных структур и самих осужденных несовершеннолетних, индивидуальных программ социальной реабилитации, основанных на принципе индивидуального подхода, которые должны охватывать временной период с момента вступления в законную силу обвинительного приговора суда до достижения определенного уровня ресоциализации, проявляющегося в способности к самоуправляемому законопослушному поведению осужденного, его дальнейшей успешной реинтеграции в общество в качестве полноправного его члена, развитии и самореализации как в интересах общества, так и самого несовершеннолетнего;

— создание Государственной службы ресоциализации осужденных, главной задачей которой должно быть «комплексное предоставление социальных услуг осужденным в сфере образования, здравоохранения, трудоустройства и психологической помощи и т.д., а также координация усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества при

реализации последними пенитенциарной функции государства в пределах своей компетенции»12;

— в случае принятия решения относительно наказания несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, по возможности приоритетными должны быть альтернативные санкции, а не лишение свободы;

— совершенствование образовательных программ и разработка программ профессионального обучения для данной категории лиц;

— обеспечение возможности использования дистанционных образовательных технологий в условиях изоляции осужденных;

— расширение перечня специальностей, которые получают осужденные, в соответствии с потребностями современного рынка труда;

— установление юридической ответственности за отказ в приеме на работу освобожденных, направленных центрами занятости или местными органами власти;

— выделение из государственного и местных бюджетов денежных средств на социальную и трудовую реабилитацию лиц, отбывших наказания в местах лишения свободы13;

— внедрение визуализационного механизма, который предполагает использование инновационных методик соединения интерактивно-познавательной деятельности (в частности, освещение в общей творческой работе проблем и социальных потребностей осужденных несовершеннолетних, динамических тренинговых программ и прочего)14;

— использование метода «кейс-менеджмента», который представляет собой «санкционированное законом вмешательство в жизнь несовершеннолетнего правонарушителя, направленное на управление процессом его социализации путем обеспечения условий для создания возможностей и формирования у него навыков удовлетворения потребностей социально приемлемыми способами; установление баланса между необходимым вмешательством в жизнь несовершеннолетнего правонарушителя, которое позволит в максимально возможной степени

соблюсти его права и создать условия для удовлетворения его основных потребностей некриминальным путем; защита общества путем возмещения ущерба, нанесенного жертве и сообществу; предотвращение рецидивных правонарушений; комплексное использование всех доступных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение потребностей несовершеннолетнего в реабилитации и реинтеграци»15.

С учетом вышеизложенного материала можно сделать такие выводы.

Субъект чаще всего реагирует на изменения ситуации как следствие собственных действий или же деятельности третьих лиц. При этом специфической характеристикой реагирования является возможность как заранее спланированного действия на нежелательное явление (предупреждение), так и соответствующей реакции на что-либо (последействие).

Реагированию присущи такие особенности: своевременность (соответствие

нужному моменту), быстрота (скорость реагирования на ту причину, обстоятельство или ситуацию, которая вызвала данную реакцию), гибкость (быстрая

адаптивность к возникающим новым условиям), комплексность (не только выявление проблем и их устранение, а также предупреждение возникновения новых, их профилактика).

На основании результатов исследования существующих определений получило дальнейшее развитие понятие «государственное реагирование», которое следует трактовать как согласованные и своевременные действия уполномоченных органов государственной власти, направленные на предотвращение нежелательных эффектов вследствие обострения конкретных проблем общества и/или отдельных его представителей.

Государственное реагирование в сфере ресоциализации осужденных несовершеннолетних направлено как на профилактику преступности, так и на социальную реабилитацию и адаптацию этих лиц.

Продолжение научных исследований по этой проблематике будет способствовать усовершенствованию ресоциализации осужденных несовершеннолетних, а это, в свою очередь, будет способствовать снижению криминальных проявлений в среде несовершеннолетних.

1 Караман О.Л. Соціально-реабілітаційний та реформаторський етапи розвитку соціально-педагогічної роботи з неповнолітніми засудженими в історії зарубіжних та вітчизняних пенітенціарних систем / О.Л. Караман // Соціальна педагогіка: теорія та практика. — 2010.

- № 9 (196). - С. 16.

2 Кримінально-виконавчий кодекс України [Електронний ресурс]: Кодекс України від 11 липня 2003 р. № 1129-IV-BP. — Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?page = 1.

3 Права человека: [учебник] / Б.А. Лукашева. — М.: Издательство «НОРМА», 2001. — С. 198 —

201.

4 Крысина Л. П. Толковый словарь иностранных слов языка [Електронний ресурс]

/ Л.П. Крысина. — Режим доступу: http://www.megabook.ru/DictionariesPageArticle.

asp?AID = 146413&DictId = 30&page= dictionaries. Толковый словарь Ожегова [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.ozhegov.org/words/30362.shtml. Толковый словарь Ушакова [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/30975.

5 Мельниченко О. А. Типологізація механізмів державного регулювання / О. А. Мельниченко // Актуальні проблеми та перспективи розвитку публічного управління в Україні: матеріали IV всеукр. наук.-практ. конф., 11 жовтня 2012 р. / За ред. В.М. Огаренка, А.О. Монаєнка та ін. — Запоріжжя: Вид-во КПУ, 2012. — С. 176—179.

6 Про єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру [Електронний ресурс]: Постанова Кабінету Міністрів України від 3 серпня 1998 р. № 1198. — Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1198-98-п.

7 Селецький С. І. Кримінальне право України [Електронний ресурс] / С. І. Селецький. — Режим доступу: http://myalibi.at.ua/publ/lit1/2/kriminalna_vidpovidalnist_ta_jiji_pidstavi /7-1-038.

8 Янг Э. Как написать действенный аналитический документ в сфере государственной политики: Практическое пособие для советников по государственной политике в Центральной и Восточной Европе / Э. Янг, Л. Куинн / [пер. с англ. Ю.Д. Полянского]; науч. ред. пер. А.И. Килиевич — К.: «К.И.С. «, 2003. — С. 19.

ЗА РУБЕЖОМ

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

9 Дипко С.С. Механізми впровадження та застосування програм соціальної реабілітації по роботі з дітьми, які знаходяться у конфлікті з законом і перебувають на обліку кримінально-виконавчої інспекції / С.С. Дипко, О.О. Лазаренко, Г.Б. Овчарова, О. Л. Сагайдак, І.С. Яковець, О.Б. Янчук // Відновне правосуддя в Україні. — 2012. — № 1 — 4. — С. 58 — 62.

10 Про Концепцію розвитку кримінальної юстиції щодо неповнолітніх в Україні [Електронний ресурс]: Указ Президента України від 24 травня 2011 р. № 597/2011. — Режим доступу: http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/597/2011

11 Дипко С. С. Інструментарій державного регулювання ресоціалізації засуджених неповнолітніх / С. С. Дипко // Актуальні проблеми та перспективи розвитку публічного управління в Україні: матеріали IV всеукр. наук.-практ. конф., 11 жовтня 2012 р. / Зза ред. В.М. Огаренка, А.О. Монаєнка та ін. — Запоріжжя: Вид-во КПУ, 2012. — С. 346 — 349.

12 Ягунов Д.В. Державне управління пенітенціарною системою України: механізми ресоціалізації засуджених: автореф. дис. ... к. держ. упр.: спец. 25.00.02 «Механізми державного управління» / Д. В. Ягунов. — Одеса, 2004. — С. 17.

13 Дипко С. С. Ресоціалізація в'язнів як складова державної пенітенціарної політики / С. С. Дипко, О. А. Мельниченко // Актуальні проблеми державного управління: зб. наук. пр. — Х.: Вид-во ХарРІ НАДУ «Магістр», 2011. - № 2. - С. 68-76.

14 Дипко С. С. Новітні підходи до ресоціалізації засуджених неповнолітніх / С.С. Дипко, О.А. Мельниченко // Управління розвитком гуманітарної сфери в Україні: матеріали наук.-практ. конф. за міжнар. участю / за ред. В.Г. Бульби, А.В. Мелякова. — Х.: Вид-во ДокНаукДер-жУпр, 2012. - С. 63-67.

15 Методические рекомендации по использованию принципов и методов кейс-менеджмента в учреждениях и подразделениях ФСИН России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// do.gendocs.ru/docs/index-207658.html#5463209

Dypko S.S., E-mail: 7ssd @ mail.ru

Master of public administration, post-graduate student of the department of economic policy and management of the Kharkov regional Institute of the National Academy of public administration under the President of Ukraine (Ukraine, tel. Kharkov)

RESOCIALIZATION OF CONVICTED JUVENILE OFFENDERS AS AN OBJECT OF STATE

RESPONSE

The essence of the concept of “public response" is clarified. Its role in the re-socialization of juvenile offenders is considered.

Key words: resocialization, minors, convicts, government response.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.