Научная статья на тему 'Ресоциализационный центр при социальновоспитательной и психологической службе колонии как средство ресоциализации несовершеннолетних'

Ресоциализационный центр при социальновоспитательной и психологической службе колонии как средство ресоциализации несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / RESOCIALISATION / CENTER OF RESOCIALISATION / JUVENILES / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гусак Пётр Николаевич, Гусак Андрей Петрович

В статье отмечается необходимость обеспечения инкультуризации несовершеннолетних в процессе их ресоциализации, то есть организации влияния на несовершеннолетних преступников социальными и культурными средствами, что будет способствовать более эффективному включению их в общество и будет формировать у них позитивные ценностные ориентации, достаточный уровень культуры поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гусак Пётр Николаевич, Гусак Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTER OF RESOCIALISATION IN THE JUVENILE SERVICE SOCIAL-EDUCATIVE PSYCHOLOGICAL SEVICE OF THE COLONY AS MEANS OF JUVENILE TRAINEES` RESOCIALISATION

The necessity of providing juveniles with purposeful culturing in the process of their resocialization is proved in the article. The organization of cultural, social influence on juveniles facilitates their effective involving into society and formulates minors` positive useful orientations and high level of their culture of behavior.

Текст научной работы на тему «Ресоциализационный центр при социальновоспитательной и психологической службе колонии как средство ресоциализации несовершеннолетних»

Т.Л. Гавриленко

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .

ции школ от 29 июля 1958 г. // ЦГАВО Украины, ф. 166, оп. 15, д. 2251, лл. 9-31.

12. Річний звіт Міністерства освіти про роботу шкіл та органів народної освіти УРСР за 1958/59 навч. // ЦГАВО Украины, ф. 166, оп.15, д. 2584, 90 л.

13. Програми восьмирічної школи. І-ГУ класи (Проект). - К.: Рад. шк., 1958. - 110 с.

14. Протоколы заседаний секции учителей по обсуждению проектов учебных программ и планов для 1-4 классов на 1959/60 учеб. г. Т.І // ЦГАВО, ф. 5127, оп.1, д. 491, 277 л.

15. Стенограмма республиканского совещания по обсуждению проектов программ для начальных классов восьмилетней школы (27 января 1959 г.) // ЦГАВО

Украины, ф. 127, оп.1, д. 493, 106 л.

16. Програми восьмирічної школи на 1959/60 навчальний рік. І-ГУ класи (Проект). - К.: Рад. шк., 1959.

- 307 с., с. 3

17.Робота секцій з’їзду вчителів // Радянська школа.

- 1959. - № 12. - С. 44-62.

18. Навчальні плани восьмирічних і середніх шкіл з українською мовою навчання на 1960/61 навчальний рік // Збірник наказів та інструкцій Міністерства освіти Української РСР. - 1960. - № 19/20. - С. 2-8.

19. Учебные планы восьмилетних и средних школ с русским языком обучения на 1960/61 учебный год // Збірник наказів та інструкцій Міністерства освіти Української РСР. - 1960. - № 19/20. - С. 19-25.

REFORMING OF THE PRIMARY EDUCATION CONTENT IN THE UKRAINIAN SSR IN THE END 50’S - BEGINNING OF 60’S OF XX C.

© 2013

T.L. Gavrilenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral student

of the history of pedagogy laboratory

Institute of education NAPS of Ukraine, Kiev (Ukraine)

Annotation: The article devoted to the problem of reforming primary education in the Ukrainian SSR in the second half of the 50’s-early 60-ies of XX century, the Author reveals the causes and course of the process; carries out the analysis of the educational plans and programs for primary school published in the specified period; draws attention to the discussions between teachers regarding modernization content of primary education.

Keywords: content of primary education, curricula, programmes, school, reforming of education.

УДК 343.915

РЕСОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПРИ СОЦИАЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ КОЛОНИИ КАК СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© 2013

П.М. Гусак, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и педагогики высшей школы А.П. Гусак, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: В статье отмечается необходимость обеспечения инкультуризации несовершеннолетних в процессе их ресоциализации, то есть организации влияния на несовершеннолетних преступников социальными и культурными средствами, что способствовать более эффективному включению их в общество и формировать у них позитивные ценностные ориентации, достаточный уровень культуры поведения.

Ключевые слова: ресоциализация, ресоциализационный центр, несовершеннолетние осужденные, девиантное поведение.

Пенитенциарная ресоциализация несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления к лишению свободы, должна способствовать дальнейшей реинтеграции их в общество. Она должна помочь несовершеннолетним получить необходимые знания и навыки, повысить уровень их культуры, приобрести качества, необходимые для успешного законопослушного поведения и решения проблем, чтобы после освобождения они могли возобновить свой социальный статус, обновить или установить позитивные социальные связи, включиться в учебную и трудовую деятельность. Практика показывает, что достичь таких результатов лишь с помощью контроля со стороны учреждений исполнения наказаний невозможно. Кроме того, работа по ресоциализации несовершеннолетних усложняется и тем, что они, как правило, остаются в той же микросреде, где сформировалось их противоправное поведение. Поэтому нами отмечена необходимость обеспечения целеустремленной инкультуризации несовершеннолетних в процессе их ресоциализации, то есть организации влияния на несовершеннолетних преступников социальными и культурными средствами. Это будет способствовать более эффективному включению их в общество и будет формировать у них позитивные ценностные ориентации, достаточный уровень культуры поведения [8, с. 140].

В рамках отмеченной цели нами были определены ряд направлений работы, что, по нашему мнению, способствует ее успешному достижению. К таким направлениям ресоциализационной работы мы засчитываем

создание социально-культурного ресоциализационного центра при социальновоспитательной и психологической службе колоний; организацию соответствующей ресоциализационной социокультурной работы с семьями несовершеннолетних осужденных; организацию групповой работы относительно формирования социокультурных навыков; проведение семейных групповых тренингов; усиление воспитательной функции наказания; правовое воспитание осужденных, взаимодействие и сотрудничество специалистов разных учреждений относительно организации социокультурной работы с несовершеннолетними; создание института опекунского присмотра; применение к впервые осужденному меры наказания, не связанной с лишением свободы, или коротких сроков лишения свободы. Целью статьи есть представление и характеристика определенных выше направлений.

Прежде всего, опишем специфики создания социально-культурного ресоциализационного центра при социальновоспитательной и психологической службе колоний. Его целями является: содействие повышению уровня культуры поведения осужденных несовершеннолетних, формирования у них интереса к искусству; приобретение социально полезных интересов и связей; выработка позитивных социальных ценностей; преодоление личностных проблем и конфликтов с окружающим миром.

Организация деятельности такого центра нами осуществлялась на базе воспитательной колонии города

Ковеля (Украина). Было определено, что осужденные посещают данную службу три-четыре часа в день в установленное для них время и проходят назначенные им занятия с целью решения существующих проблем. Данные о проблемах получались с помощью специалистов колонии. Работа с несовершеннолетними проводилась в две смены. Это связано с тем, что подростки могли быть заняты в первой или во второй половине дня, находясь на работе или в учебном заведении. Поэтому определенный график позволил подобрать несовершеннолетним время, когда им удобно приходить на занятия. Кроме этого определено время для индивидуальных консультаций, проводимых дважды на неделю для каждого осужденного. Время консультации разное для каждого несовершеннолетнего.

Отметим, что смысловое наполнение работы Центра зависит в значительной степени от тех мероприятий, которые уже запланированы в воспитательной колонии. Поэтому есть необходимость его согласования с конкретной ситуацией и установленными уровнями социально-культурного развития осужденных несовершеннолетних.

Кроме того, при центре были организованы такие кружки за интересами: «Этика» (где несовершеннолетние могли узнать о культуре поведения и усвоить на практике правила этикета), «Личность» (где больше узнают о себе и других людей, учатся читать по жестам и поведению характер других людей и т.п.) и «Творчество» (где проводилась учеба игры на гитаре, учеба рисованию и другим творческим видам деятельности). Их создание обусловлено тем, что результаты изучения причин насильственной преступности доказали, что несовершеннолетние не умеют культурно организовать свой досуг.

Воспитательно-корректирующая роль организованных занятий и кружков заключалась не в уровне и качестве их проведения, а в развитии и проявлении интересов, способностей подростков. Именно в этом реализовался индивидуально-ориентированный подход к каждому осужденному. На протяжении года посещение Центра осужденными с ними проводилась комплексная работа, которая способствовала формированию позитивных качеств личности и выработке социальноприемлемых норм поведения.

Мониторинг выявленных личностных проблем у несовершеннолетних проводился по таким установленным признакам: коммуникативные и организаторские способности, ценностные ориентации личности, склонность к конфликтности, уровень культуры поведения, сформи-рованость интереса к культуре, искусству. Полученные данные позволили увидеть изменения у несовершеннолетних по признакам, полученным в процессе прохождения ресоциализации социально-культурными средствами при Центре.

В ходе организации работы нами были также определены социально-культурные условия ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в воспитательных колониях: 1) учет возрастных, индивидуально-личных особенностей подростка, а также социальной ситуации его развития; 2) комплексное использование интегрированных технологий педагогического, социального и психологического действия; 3) разработка и внедрение программ с использованием интегрированных социально-культурных технологий, направленных на стабилизацию эмоционально-личного состояния подростков с противоправным поведением, формирование у них позитивных ценностных установок и моделей поведения, развитие способностей к самоанализу и самоконтролю; 4) целеустремленная подготовка персонала воспитательных колоний для несовершеннолетних по вопросам социально-культурной адаптации несовершеннолетних. Данная работа нами была осуществлена с учетом рекомендаций, предложенных В. Рыбиным [12, с. 10].

Необходимой составляющей работы Центра была также определена организация соответствующей ресо-

циализационной социокультурной работы с семьями несовершеннолетних осужденных. С одной стороны они выступают в качестве основного социального института, заложившего основы поведения несовершеннолетних. Именно здесь проходила первичная их ин-культуризация. С другой стороны, семьи несовершеннолетних являются той средой, куда они вернутся после отбывания наказания, то есть, где будет продолжаться их инкультуризация. Относительно работы с родителями, работники Центра при сотрудничестве с другими социальными и правовыми институциями, могут использовать разные формы работы (консультации, рейд «Семья», родительские сборы, обмен опытом родителей относительно воспитания освобожденных несовершеннолетних, семинары социально-культурного направления, занятия по повышению педагогической культуры родителей) [1, с. 13].

Реализация этого направления определялась типом функционально несостоятельной семьи. Так ресоциали-зационную работу с криминально-аморальными семьями, где жизнь несовершеннолетних была связана с жестоким обращением, пьяными дебошами, сексуальной распущенностью родителей, отсутствием элементарного беспокойства об образовании детей, целесообразно положить на сотрудников инспекций по делам детей, поручив им социальный патронаж и социальноправовую защиту детей из таких семей [3, с. 34].

Среди семей подростков, находящихся в местах лишения свободы, самыми распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, родители ведут правильный образ жизни и проявляют беспокойство о детях) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, имеются серьезные педагогические просчеты, приводящие к разным асоциальным проявлениям в сознании и поведении несовершеннолетних. По данным нашего исследования, среди находящихся на учете 45-60% подростков - из педагогически несостоятельных семей.

Отметим, что в ходе посещения работниками Центра и сотрудничающими службами семей осужденных несовершеннолетних и проведения с родителями соответствующей работы, были выявлены проблемы разных семей, разработаны программы поддержки и предложена помощь семьям (психологическая, социальнопедагогическая, юридическая, гуманитарная, медицинская). Однако, не принимая во внимание то, что помощь была предложена всем семействам, приняли ее не все, выражая недоверие к деятельности Центра. Некоторые семьи вообще проигнорировали поддержку со стороны служб, когда они только начали налаживать свою деятельность и предлагали предоставления социальных услуг семьям.

В то же время, как показал опыт деятельности Центра, успешность работы из ресоциализации освобожденных несовершеннолетних во многом зависит от слаженности работы специалистов разных учреждений и данного Центра, а также от соблюдения ими гуманистических принципов социальнопедагогической работы.

К организации групповой работы относительно формирования социокультурных навыков относятся:

1. Социальный тренинг. Под «социальным тренингом» в литературе, понимает учеба, тренировка осужденных в группе [11, с. 33]. Социальный тренинг имеет в виду изучение социально приемлемых, некриминальных способов преодоления ситуаций, возникающих в повседневной жизни, то есть позитивную инкультури-зацию. Носителем процесса учебы является группа. Это направление ресоциализационной работы тесно связано с деятельностью Центра.

Социальные тренинги могут проводиться в форме ситуационно-ролевых игр [2, с. 3-6]. Каждому осужденному, готовящемуся к освобождению, предлагается сыграть роль человека, только что оказавшемуся на свободе. Эту роль по очереди исполняют все лица, готовя-

щееся к освобождению. Роли других участников ситуации (друзей, родителей, коллег по работе и т.д.) могут исполнять другие осужденные, а также руководители занятий (психолог, воспитатели, учителя).

2. Группа социального действия. Согласно А. Брауну, такие группы создаются на основе общих интересов, потребностей и проблем с целью коллективных действий, направленных на решение общих проблем и изменения социальных условий, мешающих их жизнедеятельности [4, с. 53]. Самоуправление таких групп проявляется в том, что их члены самостоятельно определяют свои проблемы и средства их преодоления.

Использование модели групповой работы относительно детей и молодежи, находящихся в конфликте с законом, построено на представлении о том, что одной из причин противоправного поведения несовершеннолетних есть отсутствие условий для удовлетворения их потребностей, предвзятое отношение к ним взрослой части общества (в частности, школы, правоохранительные органы), непризнание взрослыми их прав, потребностей и возможностей, неумелые воспитательные действия взрослых [10, с. 70]. Если объединить детей в группы и помочь им понять, с одной стороны, социальную природу их проблем, а из другой - свою ответственность и способность изменить свою жизнь, их активность может быть направлена в конструктивное русло: на организацию отдыха, труда, создания условий для своего физического и культурного развития, на преодоление конфликтов.

3. Разрешительные группы. Одной из причин криминального поведения осужденных есть их неумение организовать свой досуг. В первую очередь это относится к несовершеннолетним и молодежи. Поэтому в ходе выполнения наказания этой категории осужденных необходимо показать пути и способы рациональной организации свободного времени. Основная задача таких мероприятий - раскрыть способности и возможности осужденных, разбудить у них инициативу. Практика показывает, что участие осужденных в разрешительных группах ведет к их большей уравновешенности, снижению агрессивности, увеличению собственной инициативности и в целом к улучшению психологического климата в учреждении. Относительно основных разрешительных форм, то специалистами УИН Германии, практикующим длительное время такую работу, предлагается особенное внимание обратить на спортивные и культмассовые мероприятия, работу в библиотеках и СМИ, семинары относительно проблем межличностных отношений, семейных отношений, брака и др. [11, с. 19].

Отдельное место в учреждениях, где исполняются наказания, целесообразно предоставить организации спортивных мероприятий.

4. «Жилищная группа» тоже предназначена для формирования у осужденных навыков жизни в коллективе. Ее рекомендованный состав: 8-11 несовершеннолетних, работающих под руководством социального работника или сотрудников общей службы исполнения наказаний. Таким образом, «жилищная группа» является «социальным учебным полигоном для осужденных» [11, с. 37].

Рассматривая выше описанные разновидности групповой ресоциализационной работы с несовершеннолетними преступниками, следует отметить, что подсистема «воспитатель - осужденный» не является замкнутой. На эффективность работы этой подсистемы осуществляет влияние социальная среда и микросреда осужденных.

Важно учитывать и тот факт, что для организации управления подростковой массой администрация, наблюдая за формированием групповых процессов среди подростков, отбирает тех, которые выдвигаются, то есть физически сильных и предприимчивых, неформальных лидеров. Именно они и образуют актив. Одним из важных требований к активу есть его способность обеспечить порядок в отряде, которому администрация (начальник отряда и др.) делегируют часть своих полномо-

чий.

Организовывая разного рода групповую ресоциали-зационную работу с несовершеннолетними преступниками, следует учитывать определенную ее специфику, а также то, что поскольку насильственная преступность несовершеннолетних имеет преимущественно групповой характер, то групповые ресоциализационные мероприятия наиболее эффективны. Ведь, с самого начала пребывания в СИЗО начинается путь вверх или вниз: подросток непроизвольно занимает в тюрьме определенную социальную нишу и получает соответствующее социальное самоопределение. Путь вверх - это повышение социального статуса и выдвижение в лидеры, а путь вниз - это снижение социального статуса, потеря собственной значимости в глазах других и лишение права слова [5, с. 28-33].

5. Семейные групповые совещания - метод восстановительного правосудия, предусматривающего групповое обсуждение последствий правонарушения и поиск путей исправления ситуации, сложившихся в связи с правонарушением, к которому привлекается широкий круг родственников правонарушителя, представителей его непосредственного окружения, а также все те, кто пострадал от правонарушения [6, с. 118-120; 10, с. 5667; 13].

6. Усиление воспитательной функции наказания. В процессе выполнения наказания, реализация наказания достигается заданием исправления несовершеннолетних осужденных. Реализация воспитательной функции позволит усилить его роль, подкрепить воспитание с помощью наказания собственно воспитанием [7, с. 34]. Воспитательная функция режима заключается в том, что он: а) может быть толчком к моральному усовершенствованию личности через причинение несовершеннолетнему осужденному переживаний и страданий, связанных с потерей воли; б) способствует формированию у несовершеннолетнего осужденного необходимых не только в УИН, но и на свободе полезных навыков и качеств, поскольку приучает его к систематическому, долговременному и суровому соблюдению установленных правил поведения; в) способствует в совокупности с другими средствами исправлению воспитания у несовершеннолетних осужденных высокого правосознания; г) помогает преодолеть отрицательные черты личности, привели ее к совершению преступления, осознать ценность потерянных благ; д) способствует воспитанию у несовершеннолетних осужденных стойкости против совершения преступлений в будущем.

7. Правовое воспитание осужденных. Его основным заданием должно стать содействие формированию гражданина, помощь молодому человеку раздвинуть рамки непосредственного его окружения, побуждать ощущение себя участником более сложных и более широких социальных отношений, всесторонне и четко урегулированных правом. В процессе правового воспитания нельзя говорить о законе только как о системе запретов, а именно такое впечатление может создастся, если речь будет идти лишь о нормах криминального закона. Важно постоянно подчеркивать, что в современном обществе право не только и не столько закрепляет запреты и ограничения, сколько утверждает права и обязанности граждан во всех сферах. Как указывает О. Костенко, «права человека можно обеспечить с помощью формулы, выражаемой так: «С культурой - в голове и с законом - в руках»! [9, с. 50].

8. Взаимодействие и сотрудничество специалистов разных организаций относительно организации социокультурной работы с несовершеннолетними. Необходимость определения такого направления обусловлена в первую очередь «необходимостью создания сети социальных институций, призванных проводить с осужденными работу, направленную на их дальнейшую интеграцию в общество».

Таким образом, учитывая выше приведенное, можно

констатировать, что целесообразна дальнейшая модернизация применения санкций в следующих направлениях: а) реализация общей линии на повышение их эффективности; в) расширение мероприятий стимулирования общественно полезных действий с учетом повышения культуры и сознания подрастающего поколения; г) более полная и последовательная дифференциация и индивидуализация ответственности с учетом степени тяжести содеянного, личности виновного, причин поступка и возможностей ресоциализации и исправления субъекта, в первую очередь, без изоляции от общества; д) расширение возможностей замены наказания мероприятиями общественного действия; е) гуманизация методов исправления и ресоциализации виновных, более полное сочетание их с мероприятиями культурного и педагогического действия.

Перспективы дальнейших исследований - определение педагогических условий организации социальновоспитательной и психологической службы колонии как средство ресоциализации несовершеннолетних.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абызова Е. В., Деветьярова И. Н. Особенности педагогического дизайна развивающей среды в работе с девиантными подростками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия:

Педагогика, психология. 2011. № 2.

2. Авдеев В. Актуальные вопросы лишения свободы несовершеннолетних // Уголовное право. - М.: Интел-Синтез, 2001. -№ 2. - С. 25-31.

3. Антипова Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия:

Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 34-38.

4. Браун А. Групповая работа в Великобритании //

Практика социальной работы / [Под ред. Кристофера Ханвея й Терри Филлпота]. Амстердам-Киев, 1996. -

CENTER OF RESOCIALISATION IN THE JUVENILE SERVICE SOCIAL-EDUCATIVE PSYCHOLOGICAL SEVICE OF THE COLONY AS MEANS OF JUVENILE

TRAINEES' RESOCIALISATION

© 2013

P.M. Husak, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of social pedagogics

and pedagogics of higher school Л.Р. Husak, doctor of philosophy, docent of the department of criminal law and criminal procedure

Eastern European National University, Lutsk (Ukraine)

Annotation: The necessity of providing juveniles with purposeful culturing in the process of their resocialization is proved in the article. The organization of cultural, social influence on juveniles facilitates their effective involving into society and formulates minors' positive useful orientations and high level of their culture of behavior.

Keywords: resocialisation, center of resocialisation, juveniles, deviant behavior.

654 с.

5. Журавлев В. Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных // Преступление и наказание. - 2002. - № 4. - С. 25-29.

6. Зер X. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / X. Зер; пер. с англ. - М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 1998. - 354 с.

7. Кальченко Т. Л. Запобігання злочинності неповнолітніх в Україні спеціальними органами та установами: дис. ... канд. юрид.наук : 12.00.08 / Кальченко Тетяна Леонідівна. - К., 2003. - 229 с.

8. Ковкова О. Н. Индивидуально-корректирующее сопровождение социализации подростков девиантного поведения как психолого-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4.

9. Костенко А. Н. Криминальный произвол (социопсихология воли и сознания преступника). - К.: Педагогика, 1990. -148 с.

10. Методичний інструментарій діяльності з ресоціалізації неповнолітнього, засудженого до покарань, не пов’язаних з позбавленням волі // Інновації в роботі з ресоціалізації неповнолітніх, засуджених до покарань не пов’язаних з позбавленням волі: [Метод.ма-тер. / за ред В. П. Лютого]. - К.: Педагогіка, 2005. - 136 с.

11. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учеб. пособие. М.: Права человека, 2001. - 182 с.

12. Рыбин В. В. Социально-культурные условия адаптации подростков с делинквентным поведением в центрах временной изоляции: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Рыбин Владимир Витальевич. Тамбов, 2006. - 228 с.

13. Сімейні групові наради як метод розв’язання конфліктних ситуацій: [методичні матеріали для тренера / упоряд.: Т. П. Авельцева, Н. В. Зимівець, В. П. Лютий, О. А. Калібаба]; За заг. ред. І. Д. Звєрєвої. К.: Наук. світ, 2003. -86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.