Научная статья на тему 'Реосоциализация несовершеннолетних осужденных'

Реосоциализация несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1056
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исмаилова Б. А.

В статье автор раскрывает теоретико-методологический аспект реосоциализация несовершеннолетних осужденных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Исмаилова Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реосоциализация несовершеннолетних осужденных»

РАЗДЕЛ V

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 378.0

Б. А. Исмаилова

РЕОСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в системе трудового потенциала России. Однако в современном российском обществе молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных групп населения. Растет криминальная активность несовершеннолетних подростков, снижается возрастной ценз правонарушителей, отмечается высокий уровень повторной (рецидивной) преступности среди молодежи.

Контингент несовершеннолетних осужденных, находящихся в учреждениях исполнения уголовного наказания, специфичен. Это и дезадаптированные подростки с отклонениями в поведении, и подростки с трудной судьбой, среди них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки из семей алкоголиков и наркоманов, родители которых отбывали или отбывают уголовное наказание, беспризорные и безнадзорные дети.

Молодые люди после отбывания уголовного наказания зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе. В связи с этим в современных социально-экономических условиях России процессы ресоциализации и адаптации приобрели необычайную остроту и, как следствие, особую значимость для общества имеют исследования в этой области.

Ресоциализация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направляемых на восстановление человека (осужденного подростка) в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих (М. А. Галагузова).

Основной целью уголовного наказания как социального института является ресоциализация личности осужденного подростка, формирование у него качеств, обеспечивающих включение вчерашнего осужденного в жизнь общества на социально допустимом уровне.

Среди педагогов, криминалистов и юристов существует понимание того, что проблему правонарушений несовершеннолетних нельзя сводить к применению запретительных методов, к упованию на применение уголовного наказания, то есть к мерам, не только не дающим положительные результаты, но и загоняющим проблему внутрь. Усиление результативности борьбы с

правонарушениями несовершеннолетних видится в создании в стране принципиально нового положения, когда не должно быть заброшенных, запущенных детей ни в детских домах, ни в школах-интернатах, ни в специальных школах, ни на улице, ни в семье. Для достижения этой цели идет процесс передачи функций предупреждения правонарушений несовершеннолетних от правоохранительных и, прежде всего милицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим, главным образом, социальное обслуживание детей и подростков, защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание семьи и детей со временем может стать наиболее важной составной частью принципиально нового для настоящего и будущего России направления социальной политики в области профилактики правонарушений несовершеннолетних. Социальное обслуживание семьи и детей осуществляется в форме центров социальной помощи семье и детям, отделений по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания населения, в центрах психологической помощи, в центрах экстренной психологической помощи по телефону, детских приютов, социально-реабилитационных центров и т. д.

В 1999 г. в России был принят закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних Дел.

Постепенно, начиная с 1992 г., идет реформирование уголовноисполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительное свидание с родными и близкими, на трудовой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные звонки с родственниками и т. д.

Одно из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних - обеспечение социальной адаптации подростков, возвращающихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. Справиться с этой проблемой не удается многие годы прежде всего потому, что среди лиц, покидающих эти учреждения, почти половина сироты и подростки, лишившиеся родительского попечения, которых никто не ждет. Практически неразрешимой стала проблема трудоустройства подростков, отбывших наказание.

В настоящее время предпринимаются действия по устранению наиболее негативных процессов и явлений, способствующих правонарушениям детей и подростков. Тем не менее, остаются неразрешенными многие проблемы. Одной из главных проблем остается проработка комплекса вопросов, свя-

занных с созданием принципиально отличной от действующей ювенальной юстиции, которая бы включала сеть разнообразных служб как для несовершеннолетних правонарушителей, так и несовершеннолетних потерпевших; специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних; специальных правоприменительных служб. Система органов юстиции должны быть построена на иных, более гуманистических, процессуальных нормах.

Социальная потребность в ювенальной юстиции связана с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания детей путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, обязанных осуществлять их воспитание и обучение, подготовку к труду, охрану здоровья несовершеннолетних. Не менее важная социальная задача ювенальной юстиции связана с корректировкой нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершившего преступление.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим об щепринятым нормам поведения.

Антиобщественное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов; наследственности, среды, воспитания, собствен“ ной практической деятельности человека.

В понятие «предпосылки асоциального поведения» криминологи А .В. Бабушкин, С. А. Веточкин, В. В. Васильев, М. И. Еникеев, Н. Ф. Лучин-ский и др. включают различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный, врожденный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида и затрудняющие процесс его социализации, процесс усвоения индивидом социальных программ. Чрезвычайно важным для правильного адекватного оценивания роли предпосылок асоциального поведения является понимание такого факта, что влияние этих предпосылок отнюдь не носит фатального характера и не ведет с неизбежной необходимостью к преступным проявлениям. Однако наличие неблагоприятных предпосылок требует, как правило, дополнительных и психолого-педагогических, и медицинских корректирующих мер и воздействий. То есть общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, имеющих неблагоприятную органическую отягощен но сть, но при этом социальновоспитательные профилактические программы должны строиться с учетом

этой части правонарушителей, имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей.

Особенности отдельных элементов структуры преступности несовершеннолетних, сложный характер ее динамики, неравномерность и устойчивость территориального распределения, многовекторность тенденций указывают на сложность и многозначность социальных условий, формирующих преступное поведение подростков.

Одним из перспективных направлений поиска причин преступности несовершеннолетних в современных условиях является изучение связи преступности с образом жизни.

Характерный для переходного периода развития общества распад со циокультуры как целостности отразился, прежде всего, на образе жизни подростков. Социологи установили свойственные несовершеннолетним специфические формы общения и социальных контактов. Психологи выявили особенности ценностных ориентации и принятых норм и стандарте поведения подростков. Все это формирует особый образ жизни подростков, существенно отличающийся от образа жизни взрослых.

Процесс ресоциализации осужденных подростков возможен лишь на основе изучения их личностных особенностей. Методологический подход к изучению личности несовершеннолетних осужденных предполагает рассмотрение методологии как суммы известных истин, теоретических положений, концептуальных изысканий. Исследование проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных подростков, по нашему мнению, лежит на пересечении двух научных направлений: современные теории и концепции ресоциализации подростков и подходы к изучению личности несовершеннолетних правонарушителей в психологии, педагогике и криминологии.

В настоящее время основополагающим документом воспитания подростков противоправного поведения является проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, концепция социально-профессионального самоопределения молодежи, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», которые гарантируют всем гражданам создание условия для обучения, воспитания и развития интересов человека, общества, государства, формирование социально активной личности, адаптированной к меняющимся условиям жизни общества, во всех образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, типов и видов. Социальнопрофессиональное самоопределение понимается как длительный и противоречивый процесс, продолжающийся на протяжении всей трудовой и профессиональной деятельности человека, что по сути своей правильно, ибо человек в течение жизни сталкивается с проблемами профессионального выбора: перемена профессии, перемена места работы, получение допол-

нительного образования и многие другие, эффективное решение которых особенно важно для подростков, отбывающих уголовное наказание.

Эффективность процесса социально-профессионального самоопределения определяется тем, насколько психологические потребности и возможности человека согласуются с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, насколько человек способен самоизмениться, изменить свою личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль своей будущей жизнедеятельности. Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. В то же время исправление провинившегося подростка не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо самоснятие вины посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения (раскаяние). Исправить провинившуюся личность - осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушенную социальную ценность.

В этой связи необходимо формировать образ «Я» - систему представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающей три основных составляющих: когнитивную (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональную (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторную (возможность управления собственным поведением).

При изучении личности несовершеннолетних правонарушителей мы опирались на индивидуально-личностный подход. Этот подход оказал в свое время значительное влияние на развитие и становление исправительнотрудовой психологии и педагогики. Внутри данного подхода выделились два направления: идивидуально-психологическое или общепсихологическое и криминально-социологическое, в основе которых лежит один из ведущих принципов психологии - личностный подход, сформулированный С. Л. Рубинштейном.

Суть данного подхода заключается в том, что при объяснении всех психических явлений личность выступает как совокупность внутренних ус ловий, через которые преломляются все внешние воздействия. При индивидуальнопсихологическом подходе центром воспитательно- профилактического воздействия выступает личность правонарушителя, ее индивидуальнопсихологические свойства, психические процессы и состояния. Допускалась возможность изучения и оценки изолированного психического явления, свойства личности, ее состояния.

При криминально-социологическом подходе правонарушитель наоборот изучался не как индивидуальность, а как социальный тип. В исследованиях В. Н. Кудрявцева, Г. М. Миньковского, А. Б. Сахарова и др. были глубоко раскрыты условия и причины преступности несовершеннолетних и выделены криминологические характеристики правонарушителей, их классификация.

В работах данных авторов личность правонарушителя рассматривается как своеобразный представитель какой-либо социальной группы или совокупности групп с набором криминологических характеристик.

Следует отметить, что при личностном подходе связи правонарушителя с другими людьми подразумевались и изучались, но основное внимание все же было обращено на общее изучение психологии личности правонарушителя, на ее индивидуально-психологические или криминологические свойства, отдельные психические процессы и состояния. Недостатком данного подхода является тот факт, что личность правонарушителя изучалась изо лированно от его социальных связей, между тем как социальная обусловленность преступности не вызывает сомнений.

Альтернативным подходом к изучению личности правонарушителя является деятельностный подход. В его основе лежит принцип деятельности, сформулированный Л. С. Выготским и развитый в работах Г. М. Андреевой, Б. Ф, Ломова, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина и др. Суть данного подхода заключается в положении о ведущей роли деятельности, отношений и общения в становлении и развитии личности и коллектива, объективной преобразующей роли взаимодействия индивида с другими людьми и явлениями окружающей среды.

При изучении социальных характеристик несовершеннолетних осужденных мы опирались на выделенные методологические подходы. Кроме этого были изучены личные дела подростков, проанализированы анкеты, проведены беседы с подростками (в гг. Махачкала и Буйнакск в период с 2005 по 2007 гг. было рассмотрено до 200 личных дел, проанализировано более 100 анкет).

Возрастной и половой состав правонарушителей выглядит таким образом: 91% несовершеннолетних составляют юноши, 9% - девушки; 56% несовершеннолетних родились в 1992-1994 гг., 44% - 1990-1991 гг. рождения.

По одной статье уголовного кодекса осуждены 65% несовершеннолетних; 26% осуждены по двум статьям, остальные 9% по трем статьям. Среди статей, по которым осуждены несовершеннолетние: убийство (34%), кража (29%), разбой (17,9%), грабеж (7,5%), тяжкий вред здоровью (6,7%), изнасилование (4,5%), угон автотранспорта (2,2%), насильственные действия (2%), хулиганство (1,5%), хранение наркотиков (0,8%), уничтожение имущества (0,8%), умышленное нарушение правил дорожного движения (0,8%), другие (0,8%) (некоторые несовершеннолетние были осуждены по нескольким статьям).

Мотивами преступления являются: корысть (54,4%), хулиганские побуждения (33,5%), удовлетворение сексуального характера (4,5%), месть (3,8%), нанесение морального вреда (2,6%), неосторожность (0,8%), боязнь понести ответственность (0,4%).

Исследования с помощью диагностического опросника А. Е. Личко выявили у 100% осужденных подростков различные типы акцентуаций характера. Психические аномалии, по данным психологов учреждений исполнения уголовного наказания Республики Дагестан, способствовали возникновению и развитию таких черт характера, как агрессивность, жестокость, раздражительность, снижение волевых процессов. Они препятствуют нормальной ресоциализации личности, усвоению ею общественных ценностей, установлению нормальных связей и отношений .

Особенность преступности несовершеннолетних состоит в том, что у них более узкий объект преступного посягательства. В основном это кражи и хулиганства, реже неправомерное завладение транспортными средствами без цели хищения. Преступность подростков причиняет меньший ущерб, чем преступность взрослых, может быть потому, что у них менее отягченная, чем у взрослых, мотивация: умысел возникает внезапно, часто отсутствует корысть при совершении краж, несовершеннолетний преступник посягает на менее богатый объект. В целом, основную массу преступлений составляют преступления против собственности и хулиганства.

Наши исследования нравственно-психологического облика осужденного подростка характеризуют:

1. ограниченный круг чтения;

2. видео-, радио-, телевещание использовались как средства времяпрепровождения, а не источники информации;

3. предпочтения отдаются источникам информации и среде общения, которые находятся в группах антиобщественной направленности;

4. преобладают пассивно-паразитические и негативные формы досуга;

5. отсутствует чувство ответственности к основной своей роли;

6. снижены творческие способности;

7. негативное отношение к правоохранительным органам;

8. ослабленное чувство стыда, злоба, несдержанность, грубость, жестокость, несамокритичность.

Среди осужденных подростков много лиц, страдающих психическими отклонениями. Нередко подростки совершают преступления под влиянием конкретной жизненной ситуации, способствующей преступному поведению.

Неудовлетворенная потребность в общении, в положительных эмоциональных связях заставляют подростков искать психологический комфорт в неформальном окружении сверстников, где подростки обретают партнеров в общении, защиту своих интересов.

Отчужденные от общества подростки попадают в группы антиобщественной направленности, развитие которых происходит по схеме: асоциальная — криминогенная - преступная.

Личность подростка в местах лишения свободы модифицируется в личность осужденного- В социальном плане это прежде всего потеря социального статуса. Под социальным статутом мы понимаем место человека (подростка) в системе социальных отношений, поэтому статус определяется совокупностью наиболее значимых в обществе социальных ролей: профессиональной деятельностью, материальным благополучием, авторитетом в обществе.

Социальный статус осужденного подростка как личности, опасной для общества и изолированного от него, занимает самое низшее место в системе социальной иерархии. Придание обществом всем осужденным подросткам статуса лиц, опасных для общества и изолированных от него, способствует консолидации общности осужденных, появлению такого социальнопсихологического феномена, как осознание своей принадлежности к этой общности, наличие нрав и обязанностей, связанных с принадлежностью к ней. Осужденные подростки остро ощущают свою исключенность из жизни общества, временную невозможность восстановления своего социального статуса. Поэтому консолидация осужденных подростков происходит на основе норм преступной среды, которые доминируют в ней, В условиях лишения свободы подростки теряют многие стороны своей индивидуальности: чувство собственного достоинства, независимость, то есть то, что имеет общепринятую ценность.

Личностный статус подростков в криминализированной среде зависит, главным образом, от физической силы индивида, его «бывалости». Отсюда усугубляются тревожность, эмоциональная неустойчивость, демонстративность, взвинченность, жестокость. У подростков растет чувство неуверенности, тревожности, страха, агрессивности.

Для осужденных подростков характерны, с одной стороны, равнодушие, пассивность, иждивенство и недоверие к окружающим, низкая самооценка, с другой - страх, эмоциональная ранимость, конфликтность, лицемерие, лживость. Однако при этом необходимо отметить некоторые положительные качества: до 20% осужденных подростков трудолюбивы, терпеливы, открыты к общению. Важно создать условия, благодаря которым подростки захотят заниматься тем или иным видом деятельности.

Еще в 20-е годы Л. С. Выготский писал: «Воспитание есть в сущности самовоспитание. С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». Объектом воздействия должен быть не подросток, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует, среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. Это внешние условия. А внутренние — эмоциональное состояние подростков, отношение к себе, установки, которые образуют «Я» - концепция определяет поведение субъекта, тактику жизни ,способы бытия. «Я» - концепция определяет уровень притязания личности, в конечном счете, жизненный итог.

О сновная задача, стоящая перед исправительными учреждениями: создание социально - педагогических условий воспитательной работы в исправительной колонии, являющихся для осужденных благоприятной средой, в процессе адаптации к которой происходит исправление личности.

Создание в исправительной колонии благоприятных социальнопедагогических условий необходимо рассматривать как наиболее оптимальную организацию воспитательной работы по исправлению осужденных и как неотъемлемую часть этой воспитательной работы.

Социальнопедагогические условия в пенитенциарных учреждениях, содержащие в себе факторы условий быта, труда, досуга, организации воспитательной работы, социальнопсихологический климат и др. нуждаются на современном этапе в коренном улучшении. Вряд ли возможно вести воспитательную работу среди голодных, плохо одетых, озлобленных тяжелыми условиями существования людей.

Основными причинами, осложняющими создание благоприятных социально-педагогических условий являются:

1. Дезориентированность сотрудников исправительных учреждений и общественности по вопросу необходимости и возможности исправления осужденных. Последние в большинстве случаев рассматриваются как объекты карательного воздействия, и считается, что чем хуже условия содержания, тем эффективнее карательное воздействие.

2. Отсутствие четких принципов взаимоотношений администрации исправительных учреждений с осужденными по вопросам хозяйственной, управленческой и воспитательной работы.

Положение с воспитательной деятельностью в исправительных учреждениях усугубляется отсутствием квалифицированных педагогов, неукомплектованностью воспитательного аппарата, перелимитом осужденных. В среднем на одного начальника отряда приходится по 100-120 осужденных. В таких условиях затруднительно выполнять даже чисто техническую работу по составлению характеристик на осужденных для решения вопросов предоставления к условно-досрочному освобождению, переводу в колонию-поселение, помилование и т. д. Индивидуальная же воспитательная работа при таком положении практически невозможна. Другая проблема состоит в том, что даже опытный педагог, поступив на работу в пенитенциарное учреждение, испытывает определенные трудности в связи со спецификой воспитательного процесса в условиях лишения свободы. Неподготовленным сотрудникам воспитательного аппарата приходится испытывать на себе воздействие самих воспитуемых, что нередко приводит к увольнениям по собственному желанию или же за нарушения служебных обязанностей. Для того, чтобы оказывать положительное воспитательное воздействие на осужденных, воспитателю необходимо обладать целым комплексом качеств: жизненным опытом; необходимыми знаниями по педагогике, психологии,

юриспруденции; нравственностью; общей культурой и, в частности, культурой общения; внутренним убеждением в необходимости своей работы.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента позволили сформулировать следующие выводы:

1. Для организации эффективной воспитательной работы в исправительной колонии должны быть созданы социально - педагогические условия, представляющие совокупность социальных (бытовой, трудовой, досуговый, валеологический, постпенитенциарный) и педагогических (правовой, образовательно-воспитательный, общественный) факторов, при этом воспитательная работа должна быть приоритетной в деятельности исправительной колонии.

2. Организация воспитательной работы в исправительной колонии должна основываться на принципах единого коллектива, адекватного реагирования и расширенного стимулирования.

3. Эффективность воспитательной работы обусловлена участием в ней общественности, образовательных учреждений, религиозных конфессий, действующих в составе попечительского совета.

4. Дифференциации условий содержания в зависимости от степени педагогической запущенности осужденных способствует повышению эффективности воспитательной работы.

Библиографический список

1. Абрамкин, В. Ф. Тюрьмы и колонии России / В. Ф. Абрамкин. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - с. 496.

2. Бабушкин, А. В. Социальная работа в пенитенциарной системе / А. В. Бабушкин // Социальная работа: вестник теории и практики. — 1999. - № 1/3. — с. 3-9,

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т / Л. С. Выготский; под ред. А. Л. Лурия, М. Г. Ярошевского; АПК СССР. - М.: Педагогика, 1982. - т. 1-6.

4. Галагузова, Л. П. Проблемы социальной изоляции детей. / Л. П. Галагу-зова. // Вопр. психологии. - 1996. - № 3. - С. 101-116.

5. Жарков, И. Д., [и др.]; Социальная работа с осужденными: Учебное пособие / Под ред. В. И. Жукова. - М.: Издательство МГСУ, 2002. - с. 256.

6. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. / А. Е. Личко. - М.. «Апрель-Пресс», «ЭКСМО-пресс», 1999. - с. 416.

7. Савиных, А. И. Критерии и показатели ресоциализации несовершеннолетних преступников / Л. И. Кундозерова. Уголовно-исполнительная система сегодня: Взаимодействие науки и практики: Материалы региональной научно-практической конференции Кузбасского филиала ГОУ «Владимирский юридический институт МЮ РФ». - Новокузнецк. Из-во РИО КузГПА, 2003

8. Ветошкин, С. А. Социально - педагогические условия воспитательной работы в исправительной колонии. — Екатеринбург 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.