Научная статья на тему 'К вопросу о реформировании содержания начального образования в Украинской ССР во второй половине 50-х – начале 60-х гг. Хх ст'

К вопросу о реформировании содержания начального образования в Украинской ССР во второй половине 50-х – начале 60-х гг. Хх ст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ШКОЛА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF PRIMARY EDUCATION / CURRICULA / PROGRAMMES / SCHOOL / REFORMING OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриленко Татьяна Леонидовна

Статья посвящена проблеме реформирования содержания начального образования в Украинской ССР во второй половине 50-х – начале 60-х гг. ХХ ст. Автор раскрывает причины и ход этого процесса; осуществляет анализ учебных планов и программ для начальных классов, изданных в указанный период; обращает внимание на дискуссию, развернувшуюся между педагогами относительно модернизации содержания начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING OF THE PRIMARY EDUCATION CONTENT IN THE UKRAINIAN SSR IN THE END 50''S – BEGINNING OF 60''S OF XX C

The article devoted to the problem of reforming primary education in the Ukrainian SSR in the second half of the 50's-early 60-ies of XX century, the Author reveals the causes and course of the process; carries out the analysis of the educational plans and programs for primary school published in the specified period; draws attention to the discussions between teachers regarding modernization content of primary education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реформировании содержания начального образования в Украинской ССР во второй половине 50-х – начале 60-х гг. Хх ст»

УДК 37.031:373.3(09)(477)«1950-1960»

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНСКОЙ ССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х - НАЧАЛЕ 60-Х ГГ. ХХ СТ.

© 2013

Т.Л. Гавриленко, кандидат педагогических наук, доцент, докторант лаборатории истории педагогики

Институт педагогики НАПН Украины, Киев (Украина)

Аннотация: Статья посвящена проблеме реформирования содержания начального образования в Украинской ССР во второй половине 50-х - начале 60-х гг. ХХ ст. Автор раскрывает причины и ход этого процесса; осуществляет анализ учебных планов и программ для начальных классов, изданных в указанный период; обращает внимание на дискуссию, развернувшуюся между педагогами относительно модернизации содержания начального образования.

Ключевые слова: содержание начального образования, учебные планы, учебные программы, школа, реформирование образования.

Социально-экономические, политические и культурные трансформации в Украине сопровождаются реформированием образовательной сферы, прежде всего первой ступени общего среднего образования, закладывающего фундамент общих учебных и социальных ком-петентностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Одним из приоритетных векторов этого процесса является модернизация содержания образования, что и нашло отражение в новом Государственном стандарте начального общего образования (2011 г.), основанного на принципах личностно-ориентированного и компетентностного подходов.

Изменения, происходящие сегодня в системе начального образования, актуализируют изучение историко-педагогического опыта прошлого с целью выявления достижений, осмысления современных преобразований, определения прогностических направлений его развития. В этом контексте, научный интерес представляет период второй половины 50-х - начала 60-х гг. ХХ ст., характерными особенностями которого было реформирование образовательной системы, трансформация содержания образования, в частности начального.

Проведенный историографический поиск показал, что проблема содержания образования как одна из магистральных и дискуссионных всегда находилась в центре внимания исследователей. Различные аспекты содержания школьного образования в Украине в указанных хронологических рамках с позиций современной исто-рико-педагогической парадигмы освещены в работах Л. Березовской [1], В. Кузьменко [2], Л. Пироженко [3], А. Савченко [4], О. Сухомлинской [5] и др.

Цель данной статьи - раскрыть причины и процесс реформирования содержания начального образования в Украинской ССР во второй половине 50-х - начале 60-х гг. ХХ ст.

Преобразования в общественно-политической (отход от жесткой Сталинской тоталитарной системы, попытки ее реформирования в направлении либерализации, относительной демократизации, гуманизации) и социально-экономической (подъем промышленности и сельского хозяйства, ориентация на социальные нужды и интересы общества, стремление преодолеть отставание в области науки и техники от стран Запада) жизни общества в середине 50-х гг. ХХ ст., обусловили формирование нового образовательного заказа: подготовку высокообразованных квалифицированных работников. Эта проблема, наряду с другими, была поднята на ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.). В соответствии с решениями съезда задания школы были ориентированы на дальнейшее развитие среднего образования, осуществление политехнического и трудового обучения, обеспечение связи обучения с жизнью и общественно полезным трудом [6, с. 46], что неизбежно приводило к пересмотру содержания образования. Так, в течение 1956-1957 гг. на педагогических совещаниях различного уровня активно обсуждались вопросы модернизации учебных планов и программ для начальных классов. Учитывая предложения учителей, отделов народного образования, научно-исследовательских и педагогических институтов,

Министерство образования УССР внесло такие коррективы в учебные планы: в 1956 г. увеличено количество часов на предмет «Труд и практические занятия» в III и IV классах; в 1957 г. увеличено (за счет труда и практических занятий) количество часов по арифметике в III классе (табл. 1) [7, с. 14]. Учебные программы для начальных классов пересмотрены в направлении повышения их теоретического уровня, разгрузки от второстепенных знаний и лишней концентричности; внесены изменения в распределение программного материала по годам обучения и распределение часов на отдельные темы; содержание учебных предметов освобождено от культовых тенденций [8].

Таблица 1 - Учебный план начальной, семилетней и средней школы с украинским языком обучения (1957/58 учеб. г.)

№ п/п Название предметов Количество часов на учебную неделю

I кл. II кл. III кл. IV кл.

1 Украинский язык 13 10 10 6

2 Русский язык - 3 4 4

3 Арифметика 6 6 6 6

4 Природоведение - - - 1/2

5 География - - - 2/1

5 История - - - 2

6 Труд и практические занятия 1 1 1 2

7 Рисование 1 1 1 1

8 Пение 1 1 1 1

9 Физическое воспитание 2 2 2 2

Итого 24 24 25 27

Началом следующего и основного этапа реформирования образовательной системы послужило выступление Н. Хрущова на ХШ съезде ВЛКСМ (апрель 1958 г.). В своем докладе «Воспитывать активных и сознательных строителей коммунистического общества» он акцентировал на необходимости перестройки школы, преодоления оторванности обучения от жизни и производства, перехода к обязательному восьмилетнему обучению и др. В контексте этих решений происходил пересмотр не только организационных и процессуальных, но и содержательных основ школьного образования.

Изучение архивных документов и материалов свидетельствует о том, что проблема подготовки новых учебных планов и программ, которые соответствовали бы поставленным заданиям, была поднята уже в мае 1958 г. На совещании в Министерстве образования УССР по вопросу перестройки работы школ заведующими райО-НО г. Киева, представителями Киевского городского института усовершенствования учителей были высказаны следующие предложения касательно реформирования содержания начального образования: разгрузить учебные планы и установить недельную учебную нагрузку в 1-11 классах 20 часов, в Ш-ГУ - 24 часа; изучение второго языка начать с III класса; ликвидировать природоведение, географию и историю как отдельные предметы и подавать эти сведения на уроках объяснительного

чтения, изучение систематического курса этих учебных предметов начать с V класса; увеличить количество часов на ручной труд [9]. Следует отметить, что именно эти вопросы в дальнейшем стали предметом дискуссий на различного рода совещаниях, педагогических чтениях, учительском съезде, проходившие в 1958-1959 гг.

На совещании актива учителей начальных классов и сотрудников отдела начального обучения Научно-исследовательского института педагогики (НИИП) УССР (14 мая 1958 г.) активно обсуждался вопрос об оптимальной учебной нагрузке младших школьников. Так, заведующий отделом начального обучения В. Помагайба предложил оставить в 1-11 классах прежнее количество часов - 24, а в Ш-ГУ установить недельную нагрузку 26 часов, что было одобрено большинством участников совещания. В частности учитель начальных классов Ткаченко отметил: «Нельзя идти к какой-то всесторонней разгрузке. Эта разгрузка детей приняла какое-то болезненное явление и в конце концов приносить вред, нечего учить и нечего делать» [10, л. 17]. На совещании также поднимались вопросы о начале преподавания русского языка в украинских школах; целесообразности изучения природоведения, географии и истории в IV классе как отдельных учебных предметов, однако так и не были решены однозначно. Отметим, что в ходе дискуссии высказывались достаточно смелые мнения, а именно: необходимость отойти от слепой ориентации в содержании обучения и других образовательных проблем на РСФСР и изучить опыт в этих вопросах зарубежных стран.

Следует обратить внимание, что педагогическая общественность активно включилась в процесс по обсуждению вопроса перестройки работы школы, в т.ч. и содержательной составляющей учебно-воспитательного процесса. Многочисленные предложения от коллективов учебных заведений, а также отдельных педагогов поступали в Министерство образования УССР, о чем сообщал на одном из совещаний коллегии (29 июля 1958 г.) начальник управления школ О. Сивец [11, л. 18].

Первым практическим шагом в реализации обновления содержания образования стало создание проектов новых учебных планов и программ. Их апробирование происходило в 28 экпериментальных восьмилетних школах, которые начали функционировать с 1 сентября 1958 года согласно с постановлением ЦК КП Украины и Совета Министров УССР [12, с. 2]. Как видим из таблицы 2, в учебный план для начальных классов были внесены следующие изменения: увеличено количество часов на украинский язык и ручной труд; преподавание русского языка введено с III класса; изучение природоведения, географии и истории проходило на уроках объяснительного чтения [13]. Учителя начальных классов экпериментальных школ положительно оценили изменения в структуре учебных планов и программ, в частности в своих отчетах они отмечали: «намного выросла успеваемость по родному языку во II классе», «улучшилась грамотность учеников», «сокращение программы в IV классе по русскому языку и арифметике дало возможность лучше усвоить программный материал, больше времени отвести на повторение, практические работы...», «замена истории, географии и природоведения уроками объяснительного чтения. облегчает усвоение элементов этих наук» и т.п. [14, лл. 39, 45, 213].

Параллельно с экспериментальным исследованием проектов учебных планов и программ для начальных классов восьмилетней школы проходило и их широкое обсуждение на заседаниях педагогических советов и методических комиссий школ, ученых советах педагогических институтов и др. С целью обобщения предложений, учета замечаний касательно содержания обучения в восьмилетних школах было проведено Республиканское совещание (27 января - 2 февраля 1959 г.), в котором принимали участие учителя, методисты, работники областных институтов усовершенствования учителей,

представители педагогических институтов, консерваторий, художественного и медицинского институтов, научные сотрудники НИИП УССР.

Таблица 2 - Учебный план для 1-1У классов экспериментальных восьмилетних школ с украинским языком обучения (1958/59 учеб. г.)

№ п/п Название предметов Количество часов на учебную неделю

I кл. II кл. III кл. IV кл.

1 Украинский язык 12* 12** 10** 10

2 Русский язык - - 4 4

3 Арифметика 6 6 6 6

4 Физическое воспитание 2 2 2 2

5 Рисование 1 1 1 1

6 Пение 1 1 1 1

7 Ручной труд 2 2 2 2

Итого 24 24 26 26

** в т.ч. 1 час на каллиграфию на протяжении года

В результате многодневного обсуждения участники совещания пришли к следующим выводам: разгрузить программы по украинскому и русскому языкам от непосильного второстепенного материала, сократить теоретические сведения и придать программам по этим предметам практический характер; изучение второго языка начать со второго полугодия II класса; природоведение, географию и историю преподавать как отдельные предметы, обеспечив школы необходимой учебной и методической литературой; включить в программы по арифметике изучение элементарных геометрических знаний. Положительным считаем, что участники совещания поднимали вопрос о преемственности дошкольного и начального, начального и среднего уровней образования; акцентировали на необходимости повышения уровня преподавания пения, рисования и физкультуры в начальных классах через вовлечение в процесс обучения специалистов по этим учебным предметам [15].

Обсуждение вопроса перестройки школы, в контексте которого рассматривалась и проблема модернизации содержания начального образования, продолжалась и в последующие месяцы. В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в УССР» (апрель 1959 г.), а также учитывая предложения педагогической общественности и опыт работы экспериментальных восьмилетних школ, отделом начального обучения НИИП УССР и учебно-методическим отделом Министерства образования УССР был подготовлен проект нового учебного плана и программ для ЫУ классов восьмилетней школы [16]. Их изучение и анализ показывает, что они были ориентированы не только на общеобразовательную подготовку учеников, но и на улучшение трудового воспитания, развитие политехнического кругозора младших школьников. С этой целью в учебном плане (табл. 3) было увеличено количество часов на ручной труд, впервые выделено учебное время на общественно полезный труд и производственные экскурсии. В связи с сокращением программного материала было уменьшено количество часов на изучение языков (в Ш классах - на 1 час, в III - на 1,5 часа в неделю) и арифметики (в I классе - на 1 час). В IV классе вместо природоведения и географии введен интегрирований учебный предмет «Природоведение». Значительные изменения претерпели и программы - их объем больше соответствовал возрасту учеников, а содержание предполагало связь обучения с жизнью и трудовой деятельностью детей. Положительным моментом считаем, что в новых программах акцентировалось на использовании в процессе обучения таких форм и методов, как: экскурсии, опыты, практические занятия, предметные уроки, общественно полезный труд, работа на пришкольном участке и др., которые способствовали преодолению абстракт-

ного характера обучения. Этой же цели способствовало и введение изучения краеведческого материала.

Таблица 3 - Учебный план для ЫУ классов восьмилетних школ с украинским языком обучения (1959/60 учеб. г.)

№ п/п Название предметов Количество часов на учебную неделю

I кл. II кл. III кл. IV кл.

1 Украинский язык 12* 11/8* 8* 7

2 Русский язык - 0/3 4 5/4

3 Арифметика 5 6 6 6

4 Природоведение - - - 2

5 История - - - 1

6 Ручной труд 1/2 1/2 1/2 2

7 Рисование 1 1 1 1

8 Пение 1 1 1 1

9 Физическая культура 2 2 2 2

Всего 22/23 22/23 23/24 26/25

10 Общественно полезный труд и учебные экскурсии 2/1 2/1 2/1 1/2

Итого 24 24 25 27

Новые учебные планы и программы были введены с 1959/60 учебного года во всех начальных классах. Однако их обсуждение и корректирование не прекращалось. Так, новый вариант учебных планов и программ был рассмотрен на секции учителей ЫУ классов II Всеукраинского учительского съезда (октябрь 1959 г.). Участники секции в целом одобрили их. В то же время они указали, что целесообразнее выделить на изучение арифметики в I классе 6 часов вместо 5; улучшить изучение каллиграфии; увеличить количество часов на преподавание природоведения и ручного труда; подготовить новые учебники для начальных классов; обеспечить преемственность в содержании и методах работы старших групп детских садов и первых классов школ [17, с. 45-46].

Таблица 4 - Учебный план восьмилетних и средних школ с украинским языком обучения (1960/61 учеб.г.)

№ п/п Название предметов Количество часов на учебную неделю

I кл. II кл. III кл. IV кл.

1 Украинский язык 12 8 8/7 6

2 Русский язык - 4 6/7 7

3 Арифметика 6 6 6 6

4 Природоведение - - - 3/2

5 История - - - 1/2

6 Ручной труд 2 2 2 2

7 Рисование 1 1 1 1

8 Музыка и пение 1 1 1 1

9 Физическая культура 2 2 2 2

Итого 24 24 26 29

Отметим, что окончательно откорректированные и утвержденные Министерством образования УССР учебные планы и программы для начальных классов были введены в 1960/61 учебном году и оставались стабильными в течении следующих лет.

Их анализ показывает, что, несмотря на положительные изменения, содержание учебных предметов, как и раньше, было ориентировано на воспитание учащихся в духе коммунистической морали, советского патриотизма, формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В учебных программах, как и учебниках, нивелировался национальный компонент, в них не упоминалось про украинский народ, его историю, традиции и т.п.

Кроме того, изучение русского языка было введено с первого полугодия II класса, несмотря на выводы ученых и учителей о нецелесообразности такого подхода. Как видим из таблицы 4, произошло и перераспределение часов на изучение языков, что поясняем усилением русификации школьного образования. Так, увеличено (на 59%) количество часов на изучение русского языка и уменьшено (на 23%) их количество на изучение украинского языка [18, с. 2]. Однако в русских школах коли-

чество часов на изучение украинского языка не изменилось (табл. 5) [19, с. 19].

Таблица 5 - Учебный план восьмилетних и средних школ с украинским языком обучения (1960/61 учеб. г.)

№ Название предметов Количество часов на учебную неделю

п/п I кл. II кл. III кл. IV кл.

1 Русский язык 12 10 11 10/9

2 Украинский язык - 2 3 3/4

* отличается от ученого плана для'школ с украинским языком обучения количеством часов на изучение языков

Таким образом, реформирование содержания начального образования в Украинской ССР во второй половине 50-х - начале 60-х гг. ХХ ст. было обусловлено общественно-политическими, социально-экономическими и педагогическими детерминантами. Учебные планы и программы были пересмотрены в направлении обеспечения преемственности между начальным и средним звеном школы; разгрузки от второстепенного материала, излишней концентричности; адаптированы к возрастным возможностям младших школьников, что относим к числу позитивных тенденций данного периода. В то же время политизацию, идеологизацию и русификацию содержания начального образования считаем негативными проявлениями.

Перспективы дальнейших исследований видим в изучении влияния указанных преобразований на дальнейшее развитие начального образования, о чем и будет идти речь в наших следующих публикациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березiвська Л. Д. Реформування шкшьно! освгга в УкраМ у ХХ столгт : [монографiя] / Л. Д. Березiвська.

- К. : Богданова А. М., 2008. - 406 с.

2. Кузьменко В. В. Теоретико-методичш тдходи до формування в учшв науково! картини свпу в школах Укра!ни (ХХ столптя) : монографiя / В. В. Кузьменко. -Херсон: РИПО, 2010. - 463 с.

3. Пироженко Л. В. Реформирование содержания начального образования в 60-х - 70-е годы ХХ века / Л. В. Пироженко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1. С. 187-189.

4. Савченко О. Я. Реформування змюту початково! освгга // Савченко О. Я. Дидактика початково! освгга: [тдручник] / О. Я. Савченко. - К.: Грамота, 2012. - С. 55-70.

5. Сухомлинська О. В. До питання про розвиток змюту освгга загально! середньо! освгга / О. В. Сухомлинська // Шлях освгга. - 2003. - № 4. - С. 39-43.

6. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. документов 1917-1973 гг. / [сост. А. А. Абакумов и др.]. - М.: Педагогика, 1974. -559 с.

7. Навчальш плани шшл системи Мшютерства освгга УРСР на 1957/58 навчальний рш / [упоряд. О. Г. Сивець].

- К. : Держ. учбово-педаг. вид-во «Рад. школа», 1957. -66 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Програми початково! школи. - К. : Рад. шк., 1957.

- 196 с.

9. Протокол совещания по вопросу перестройки школы в свете выступления Первого Секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущова на ХШ съезде ВЛКСМ от 5 мая 1958 года // Центральный государственный архив высших органов власти и управления (ЦГАВО) Украины, ф. 166, оп. 15, д. 2251 (Стенограммы и протоколы совещаний при Министерстве образования УССР по вопросу перестройки работы школ (5 мая - 3 декабря 1958 г., 115 л.), лл. 1-9.

10. Стенограмма совещания актива учителей начальных классов по вопросу начального образования (14 мая 1958 г.) // ЦГАВО Украины, ф. 5127, оп. 1, д. 410, 69 л.

11. Стенограмма совещания по вопросу реорганиза-

ции школ от 29 июля 1958 г. // ЦГАВО Украины, ф. 166, оп. 15, д. 2251, лл. 9-31.

12. Рiчний звгг Мшютерства освгги про роботу шкш та оргашв народно! освгти УРСР за 1958/59 навч. // ЦГАВО Украины, ф. 166, оп.15, д. 2584, 90 л.

13. Програми восьмирiчноl школи. ¡-¡У класи (Проект). - К.: Рад. шк., 1958. - 110 с.

14. Протоколы заседаний секции учителей по обсуждению проектов учебных программ и планов для 1-4 классов на 1959/60 учеб. г. Т.! // ЦГАВО, ф. 5127, оп.1, д. 491, 277 л.

15. Стенограмма республиканского совещания по обсуждению проектов программ для начальных классов восьмилетней школы (27 января 1959 г.) // ЦГАВО

Украины, ф. 127, оп.1, д. 493, 106 л.

16. Програми восьмирiчноl школи на 1959/60 на-вчальний рш. ЫУ класи (Проект). - К.: Рад. шк., 1959.

- 307 с., с. 3

17.Робота секцш з'!зду вчителiв // Радянська школа.

- 1959. - № 12. - С. 44-62.

18. Навчальш плани восьмирiчних i середшх шшл з украшською мовою навчання на 1960/61 навчальний рш // Збiрник наказiв та шструкцш Мiнiстерства освiти Украшсько! РСР. - 1960. - № 19/20. - С. 2-8.

19. Учебные планы восьмилетних и средних школ с русским языком обучения на 1960/61 учебный год // Збiрник наказiв та шструкцш Мшютерства освгти Украшсько! РСР. - 1960. - № 19/20. - С. 19-25.

REFORMING OF THE PRIMARY EDUCATION CONTENT IN THE UKRAINIAN SSR IN THE END 50'S - BEGINNING OF 60'S OF XX C.

© 2013

T.L. Gavrilenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral student

of the history of pedagogy laboratory

Institute of education NAPS of Ukraine, Kiev (Ukraine)

Annotation: The article devoted to the problem of reforming primary education in the Ukrainian SSR in the second half of the 50's-early 60-ies of XX century, the Author reveals the causes and course of the process; carries out the analysis of the educational plans and programs for primary school published in the specified period; draws attention to the discussions between teachers regarding modernization content of primary education.

Keywords: content of primary education, curricula, programmes, school, reforming of education.

УДК 343.915

РЕСОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПРИ СОЦИАЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ КОЛОНИИ КАК СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© 2013

П.М. Гусак, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и педагогики высшей школы А.П. Гусак, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: В статье отмечается необходимость обеспечения инкультуризации несовершеннолетних в процессе их ресоциализации, то есть организации влияния на несовершеннолетних преступников социальными и культурными средствами, что способствовать более эффективному включению их в общество и формировать у них позитивные ценностные ориентации, достаточный уровень культуры поведения.

Ключевые слова: ресоциализация, ресоциализационный центр, несовершеннолетние осужденные, девиантное поведение.

Пенитенциарная ресоциализация несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления к лишению свободы, должна способствовать дальнейшей реинтеграции их в общество. Она должна помочь несовершеннолетним получить необходимые знания и навыки, повысить уровень их культуры, приобрести качества, необходимые для успешного законопослушного поведения и решения проблем, чтобы после освобождения они могли возобновить свой социальный статус, обновить или установить позитивные социальные связи, включиться в учебную и трудовую деятельность. Практика показывает, что достичь таких результатов лишь с помощью контроля со стороны учреждений исполнения наказаний невозможно. Кроме того, работа по ресоциали-зации несовершеннолетних усложняется и тем, что они, как правило, остаются в той же микросреде, где сформировалось их противоправное поведение. Поэтому нами отмечена необходимость обеспечения целеустремленной инкультуризации несовершеннолетних в процессе их ресоциализации, то есть организации влияния на несовершеннолетних преступников социальными и культурными средствами. Это будет способствовать более эффективному включению их в общество и будет формировать у них позитивные ценностные ориентации, достаточный уровень культуры поведения [8, с. 140].

В рамках отмеченной цели нами были определены ряд направлений работы, что, по нашему мнению, способствует ее успешному достижению. К таким направлениям ресоциализационной работы мы засчитываем

создание социально-культурного ресоциализационного центра при социальновоспитательной и психологической службе колоний; организацию соответствующей ресоциализационной социокультурной работы с семьями несовершеннолетних осужденных; организацию групповой работы относительно формирования социокультурных навыков; проведение семейных групповых тренингов; усиление воспитательной функции наказания; правовое воспитание осужденных, взаимодействие и сотрудничество специалистов разных учреждений относительно организации социокультурной работы с несовершеннолетними; создание института опекунского присмотра; применение к впервые осужденному меры наказания, не связанной с лишением свободы, или коротких сроков лишения свободы. Целью статьи есть представление и характеристика определенных выше направлений.

Прежде всего, опишем специфики создания социально-культурного ресоциализационного центра при социальновоспитательной и психологической службе колоний. Его целями является: содействие повышению уровня культуры поведения осужденных несовершеннолетних, формирования у них интереса к искусству; приобретение социально полезных интересов и связей; выработка позитивных социальных ценностей; преодоление личностных проблем и конфликтов с окружающим миром.

Организация деятельности такого центра нами осуществлялась на базе воспитательной колонии города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.