Л.А. Зайцева*
Поучение Владимира Мономаха
в истории политико-правовой мысли русского Средневековья
Аннотация. Развитие политико-правовой мысли русского Средневековья традиционно связывается с теоретическим наследием Владимира Мономаха. В Лаврентьевском списке Повести временных лет помещены три сочинения Владимира Мономаха, в том числе «Поучение детям». Поучение Мономаха представляет научный интерес в рамках рассмотрения генезиса системы государственного управления, в том числе развития правосудия. Теоретическое наследие Владимира Мономаха свидетельствует о том, что в период Древнерусского государства (Киевской Руси) шло активное развитие национальной политико-правовой мысли. Ключевые слова: Древнерусское государство, русское Средневековье, политико-правовые учения, Владимир Мономах, раннефеодальная монархия, феодальные съезды, Русская Правда.
Развитие политико-правовой мысли русского Средневековья традиционно связывается с теоретическим наследием Владимира Мономаха — «самого замечательного из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставившим по себе громкую славу и добрую память»1.
В Лаврентьевском списке Повести временных лет помещены одно за другим три сочинения Владимира Мономаха:«Поучение детям», «Послание к Олегу Святославичу» и «Молитвенное обращение к I. Христу, Андрею Критскому и Пресвятой Деве». В.А Воскресенский отмечал, что «сочинения Мономаха дошли до летописца не отдельно каждое, а в сборнике, в котором к Поучению, как наиболее важному по содержанию и обширному по объему», Мономах приложил два других сочинения. Кроме того, место Поучения в летописи не определяет времени составления памятника, ни его объема: начало Послания нередко относят к концу Поучения2.
1 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. VI. СПб.: Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрон, 1892. С. 649. Владимир — Василий ВсеволодовичМономах (1053-1125) в течение двенадцати лет был великим киевским князем, сын Всеволода Ярославича. Дед его, Ярослав Мудрый, дал ему русское имя Владимир и христианское Василий, а отец и мать — имя Мономах «по деду со стороны матери, которую наши летописцы называют "греческою царевною", "грекинею" и "мономахи-нею", а некоторые известия не летописного характера именуют Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Есть и другое объяснение названия Владимира Мономахом: будто он ходил на генуэзцев, занявших Тавриду, и при взятии Кафы убил в поединке генуэзского князя, за что и прозван Мономахом, то есть единоборцем» (Там же). См. также: Исаев И.А. История государства и права России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 28; Карамзин Н.М. Полн. собр. соч.: в 18 т. Т. 2: История государства Российского. М.: Терра, 1998. С. 92.
2 См.: Поучение детям Владимира Мономаха / ред. и прим. В.А. Воскресенского. СПб.: Тип. А.В. Тиханова, 1893. С. 9-10.
Дату написания Поучения определил Н.В. Шля-ков в конце ХУШ в.: «Поучение написано на первой неделе великого поста 1106 года и под влиянием богослужения этой неделе... Пятница первой недели поста в этом году была 9 февраля, а четверг — 8 февраля». Историк уточнял, что «Мономах писал свое поучение на этой неделе после вечерней четверга или даже утренней пятницы, что вероятнее готовился в это время к причащению и закончил его в субботу». Н.В. Шляков цитирует Иоанна Златоуста: «несколько дней должны очищать себя покаянием, молитвою, милостынею и занятием духовными предметами», и приходит к выводу, что «вот таким-то занятием духовными предметами и могло быть для благочестивого князя писание Поучения в день приготовления к таинству причащения». Кроме того, историк определил место написания Поучения: «на погосте Волга, лежащем недалеко от Ростова» и уточняет, что погост этот, скорее всего, сгорел, а на его месте построен город Углич («покрытое угольками поле»)3.
Замечательна оценка Н.М. Карамзина: «к счастью, сей остаток древности сохранился в одной харатейной летописи и достоин занять место в истории»4.
С первых строк Поучения5 Мономах предстает глубоко верующим человеком. Он пишет: «Дети мои или кто иной. Прежде всего Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».
3 Шляков Н.В. О Поучении Владимира Мономаха. СПб.: Тип. В.С. Балашева и Ко, 1900. С. 68-70, 107-108.
4 Карамзин Н.М. Указ. соч. Т. 2. С. 92.
5 См.: Повесть временных лет / пер. Д.С. Лихачева. СПб.:
Аст, 2014.
*
© Зайцева Л.А., 2015
Зайцева Людмила Анатольевна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
Следующий постулат Поучения связан с позицией Мономаха, которая не позволяла ему нарушать данных им клятв. «Не могу я кресто-целование преступить», — ответил Мономах на призыв о не соблюдении решений феодального съезда.«Встретили меня послы от братьев моих и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростисла-вичей, и волость их отнимем"».
Несомненно Поучение отражало потребности своего времени — времени, когда Киевская Русь еще имела надежду на преодоление феодальной усобицы. Эта тема проходит «красной нитью» в политико-правовом наследии Мономаха.
Речь, видимо, шла о решении Любеческо-го съезда князей6, на котором они давали клятву жить в мире, при владении каждым своим уделом. Однако соблюдать решения съезда оказалось сложно. Владимир Мономах, будучи удельным, а затем великим князям, много сделал для преодоления феодальных распрей на Руси.
Неоднократно Мономах выступал с призывами к миру. Так, в письме к Олегу Святославичу Мономах пишет: «Ибо кто молвит: "Бога люблю, а брата своего не люблю," — ложь это. И еще: Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный... Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Мы не будем мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле».
В Поучении Владимир Мономах стремился донести свой жизненный опыт в двух ипостасях: как правителя и как обыкновенного человека. К какому выводу он пришел? Главное, что должно быть в основе сути человеческой это истинная христианская вера. Мономах говорил, что поддержку нужно искать в вере, в обращении к Богу: «взял Псалтырь, в печали». Какие же слова он выписал?
Вот они: «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавым, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».
Мономах говорил о том, каким следует быть князем — князем-христианином.
Во-первых, жить с молитвой в душе. Мономах наставлял: «"Господи помилуй" взывайте беспрестанно в тайне, ибо эта молитва всех лучше».
6 «В 1097 г. на съезде в Любече собрались князья: Свято-полк, Мономах, Святославичи: Олег, Давид и Ярослав, князь волынский Давид Игоревич, червонорусские князья Воло-дарь и Василько Ростиславичи. Предметом совещания были меры, какие нужно принять для охраны Русской Земли от половцев. Душой этого совета был Мономах. Решено было остановить междоусобную вражду, каждому владеть своими волостями и всем преследовать нарушителей съезда. Но не успели князья разъехаться по своим волостям, как совершилось злодеяние неслыханное дотоле на Руси» (Энциклопедический словарьБрокгауза и Ефрона. Т. VI. С. 648).
Во-вторых, «убогих не забывайте, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».
Владимир Мономах неоднократно напоминает о милосердии и выступает противником применения такого вида наказания, как смертная казнь. Данная позиция, по мнению профессора И.А. Исаева, объясняется «двумя обстоятельствами: законодатель понимает смертную казнь как продолжение кровной мести, которую стремится устранить; и влиянием христианской Церкви, выступавшей против смертной казни в принципе». В этой связи «Мономах отрицал как кровную месть, так и смертную казнь, что нашло отражение в самом содержании первой русской кодификации права — Русской Правде»7.
В-третьих, Мономах описывает функции, которые должен выполнять князь, при этом предостерегает от лени: «В доме своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол».
В своем Поучении Владимир Мономах делает следующий вывод: «А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»; «Хвалю я Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани».
Личная деятельность князя в Киевской Руси была совершенно обычной, а именно: сам князь ходил на полюдье и собирал дани, сам судил население, сам возглавлял войско при отражении нападения врагов и в военных походах. Первоначально, как отмечал профессор А.Н. Филиппов, «князья все делали непосредственно сами, имея лишь очень немного возле себя личных органов своей власти. Усложнение, с течением времени, задач управления и суда, рост территории необходимо требовал создания, а затем и увеличения числа органов власти, но идеал настоящего князя все еще требует, однако, чтоб он, лично исполнял функции своей власти, либоже, по крайней мере, сам непосредственно следил за выполнением их в том случае, когда он
7 Исаев И.А. Указ. соч. С. 28, 48.
сажал вместо себя, мужей своих, или поручал бири-чам объявлять свою волю»8.
В Поучении Мономах говорит о дружине как совещательном органе при князе. Стоит согласиться с мнением профессора Н.М. Золотухиной, которая подчеркивает, что наиболее подходящей формой организации власти Мономах считает сочетание единоличной власти великого князя с определенными полномочиями совета дружины9.
Великий князь Владимир Мономах как истинный христианин говорит о почтении к священнослужителям: «Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословление, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога».
По мнению Н.М. Золотухиной, «политический статус церкви определен в "Поучении" весьма уклончиво». В Поучении нет «ни слова о совместном решении дел, нет даже намека на возможность какой-либо формы выхода церкви за пределы чисто церковной компетенции»10.
Кроме того, Мономах, говоря о своей деятельности, писал: «Бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал». Данная позиция великого князя может свидетельствовать о стремлении власти к подчиненному положению церковной организации в рамках системы государственного управления.
Несомненно, Владимир Мономах признан историей и как законодатель11.
8 Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев: Тип. К. Маттисена,1912. С. 169-170.
9 См.: Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., Юрид лит, 1985. С. 22.
10 Там же.
11 В начале правления Владимир Мономах«созвал в с. Бе-рестово мужей своих. Здесь, в общей думе положено было ограничить произвольное взимание рез (процентов), которое доходило до больших злоупотреблений. Установлено было, что ростовщик может брать проценты только три раза, и если возьмет три раза, то уже теряет самый капитал. От разных причин, как войны, набеги половцев и т.п., являлись неоплатные должники. Было установлено различие между неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, воды или неприятеля и тем, который испортит чужой товар, пропьет его или "пробъет", то есть заведет драку, а потом должен будет заплатить виру, или "продажу". В первом случае хотя купец и не освобождался совершенно от платежа долга, но и не подвергался насилию: продавалось только его имущество, причем гость, то есть купец из другого города или иноземец, имел первенство перед другими заимодавцами, потом следовал князь, а затем уже прочие заимодавцы получали остальное. Точно также от разных причин на Руси умножились бедняки, поступавшие в наем к богатым. Это — так называемые "закупы". Закон ограждал закупов от произвола хозяев, но угрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнив условий. Определено было три случая обращения в холопство: добровольная продажа, женитьба на женщине рабского происхождения и поступление без всякого договора в должностные лица у частного человека (тиун-ство без ряду). За долги нельзя было обращать в холопство; всякий, кто не имел возможности заплатить, мог отработать свой долг и отойти. При Ярославе холопа убивали, если он наносил побои свободному человеку, — теперь господин платил за него пеню. За холопа и рабу виры не полагалось, но убийство их без вины наказывалось платежом князю "про-
По мнению профессора С.В. Юшкова, в составе Пространной редакции Русской Правды имеют место «два разновременных памятника, объединенных писцами — Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха». Принятие Устава С.В. Юшков связывает со стремлением князя смягчить классовые противоречия в условиях киевского восстания 1113 г.12
К Уставу Владимира Мономаха ряд исследователей относят ст. 53—66, трактующие вопросы долговых обязательств и кабальных отношений. По мнению А.А. Зимина, общерусское распространение Пространной Правды свидетельствует о завершении работы над ней в столице государства, Киеве, и в тот период, когда еще сохранялось определенное единство древнерусских земель, то есть во временаВладимира Мономаха13.
Мономах неоднократно использовал термин «праведное» и термины «неправедное» и «беззаконие» как синонимы.
В.С. Нерсесянц отмечал, что «в плане характеристики правопонимания» следует учитывать, что еще с древнейших времен «право имело такие характеристики, как правда, справедливость, правосудие, закон, главнейший закон, обязанность, обычай, форма (отношений, в частности брака), образ действий, долг, добродетель, нравственное убеждение, благочестивая цель, религиозная цель и т.д.»14.
По мнению И.А Исаева и Н.М. Золотухиной, русской правовой мысли такие черты также свойственны, с теми особенностями, что термин «правда» и обозначенное им понятие были ключевыми не только в Средние века, но и в течение всей истории развития русской правовой теории и практики. При этом необходимо также учитывать, что русская политико-правовая теория на всех этапах обнаруживает глубокую преемственность в основных категориальных структурах, без учета которой невозможно представить ход размышлений в каждую последующую эпоху15.
Представляется интересным, что в наследии Владимира Мономаха много внимания уделено и молодому поколению. Великий князь обращался к нему как с проповедью общехристианских ценностей, так и с житейскими наставлениями и советами16.
дажи"» (Костомаров Н.И. Господство дома Св. Владимира:
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
М.: Воениздат, 1993. С. 65-68).
12 Цит. по: Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1: Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984. С. 34.
13 См.: Там же. С. 41, 43.
14 Нерсесянц В.С. Право и закон. М.: Наука, 1983. С. 31.
15 См.: Золотухина Н.М., Исаев И.А. Закон, правда, истина и благодать в отечественной правовой культуре // Право и государство: теория и практика. 2010. № 97. С. 134.
16 Мономах, обращаясь к молодому поколению пишет о необходимости «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдать слово Господне. Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; ни сви-
Поучение Мономаха представляет большой научный интерес и заслуживает дальнейших историко-правовых исследований не только в части генезиса системы государственного управления и взаимоотношений государства и церкви, но и в целях развития справедливого правосу-
Библиография:
дия. В целом теоретическое наследие Владимира Мономаха свидетельствует о том, что в период Древнерусского государства (Киевской Руси) вслед за митрополитом Илларионом шло активное развитие национальной политико-правовой мысли.
1. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юрид. лит., 1985. 200 с.
2. Золотухина Н.М., Исаев И.А. Закон, правда, истина и благодать в отечественной правовой культуре // Право и государство: теория и практика. 2010. № 97. С. 132—137.
3. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. 4-е изд., переаб. и доп. М.: Проспект, 2009. 800 с.
4. Карамзин Н.М. Полн. собр. соч.: в 18 т. Т. 2: История государства Российского. М.: Терра, 1998. 512 с.
5. Костомаров Н.И. Господство дома Св. Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Воениздат, 1993. 767 с.
6. Нерсесянц В.С. Право и закон. М.: Наука, 1983. 365 с.
7. Поучение детям Владимира Мономаха / ред. и прим. В.А. Воскресенского. СПб.: Тип. А.В. Тиханова, 1893. 44 с.
8. Российское законодательство X—XX вв. Т 1: Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984. 432 с.
9. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1912. 794 с.
10. Шляков Н.В. О Поучении Владимира Мономаха. СПб.: Тип. В.С. Балашева и Ко, 1900. 116 с.
References (transliteration):
1. Zolotuhina N.M. Razvitie russkoj srednevekovoj politiko-pravovoj mysli. M.: Jurid. lit., 1985. 200 s.
2. Zolotuhina N.M., Isaev I.A. Zakon, pravda, istina i blagodat' v otechestvennoj pravovoj kul'ture // Pravo i gosudarstvo: teorija i praktika. 2010. № 97. S. 132-137.
3. Isaev I.A. Istorija gosudarstva i prava Rossii: ucheb. 4-e izd., pereab. i dop. M.: Prospekt, 2009. 800 s.
4. Karamzin N.M. Poln. sobr. soch.: v 18 t. T. 2: Istorija gosudarstva Rossijskogo. M.: Terra, 1998. 512 s.
5. Kostomarov N.I. Gospodstvo doma Sv. Vladimira: Russkaja istorija v zhizneopisanijah ee glavnejshih dejatelej. M.: Voenizdat, 1993. 767 s.
6. Nersesjanc V.S. Pravo i zakon. M.: Nauka, 1983. 365 s.
7. Pouchenie detjam Vladimira Monomaha / red. i prim. V.A. Voskresenskogo. SPb.: Tip. A.V. Tihanova, 1893. 44 s.
8. Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vv. TT 1: Zakonodatel'stvo Drevnej Rusi. M.: Jurid. lit., 1984. 432 s.
9. Filippov A.N. Uchebnik istorii russkogo prava. Jur'ev: Tip. K. Mattisena, 1912. 794 s.
10. ShljakovN.V. O Pouchenii Vladimira Monomaha. SPb.: Tip. V.S. Balasheva i Ko, 1900. 116 s.
Материал поступил в редакцию 13 мая 2015 г.
Edification of Vladimir Monomach in the history of the political and legal thought of the Russian middle ages
ZAITSEVA, Lyudmila Anatolievna — PhD in Law, Associate Professor of the Department of History of State and
Law of the Kutafin Moscow State Law University.
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review. Development of the political and legal thought of the Russian Middle Ages is traditionally connected with the theoretical heritage of Vladimir Monomakh. The Lavrentievsky copy of the Russian Primary Chronicle (the Tale of the Bygone Years) includes three works by Vladimir Monomakh, including the Edification for Children. The Edification of Vladimir Monomakh is of interest within the framework of the genesis of the system of state administration, including development of justice. The theoretical heritage of Vladimir Monomakh shows that at the time of the Ancient Russian Statehood (the Kyiv Russia) there was an active development of national political and legal thought. Keywords: the Ancient Russian state, Russian Middle Ages, political and legal teachings, Vladimir Monomakh, early feudal monarchy, feudal gatherings, Russian Truth.
репствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших; избегать суеты, ни во что ставить всеобщий почет». Далее Мономах пишет: «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это Господь нам дал, поручил на немного дней». Мономах, акцентируя внимание на труде, неоднократно говорит: «Лень — мать всех пороков». Уделяет внимание великий князь и обучению: «Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь — как отец мой, хоть и оставался дома, выучил пять языков».