Научная статья на тему 'Наследие Мономаха: уроки современности'

Наследие Мономаха: уроки современности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2109
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТОПИСЬ / КНЯЗЬ / ВЛАСТЬ / МЕЖДОУСОБИЦЫ / ОБРАЗ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедева М. Л.

Предметом исследования является образ Владимира Мономаха и его творческое наследие. В качестве объекта исследования выступает произведение «Поучение» Мономаха. Особое внимание уделяется идеям единства Руси и равноправия народов, суверенитета, политическим и административно-хозяйственным наставлениям исторического деятеля, нравственного поведения главы государства и его окружения. Комплексное изучение аспектов жизни и произведений Владимира Мономаха позволило представить образ жизни и деятельности великого князя, по-новому осмыслить озвученные им идеи, что по-прежнему представляет интерес для политически социализированного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наследие Мономаха: уроки современности»

УДК 94(47).027

НАСЛЕДИЕ МОНОМАХА: УРОКИ СОВРЕМЕННОСТИ М. Л. Лебедева

Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва

HERITAGE OF MONOMAKH: LESSONS OF THE PRESENT

M. L. Lebedeva

Russian State Agrarian University - MTAA named after K. A. Timiryazev, Moscow

Предметом исследования является образ Владимира Мономаха и его творческое наследие. В качестве объекта исследования выступает произведение «Поучение» Мономаха. Особое внимание уделяется идеям единства Руси и равноправия народов, суверенитета, политическим и административно-хозяйственным наставлениям исторического деятеля, нравственного поведения главы государства и его окружения. Комплексное изучение аспектов жизни и произведений Владимира Мономаха позволило представить образ жизни и деятельности великого князя, по-новому осмыслить озвученные им идеи, что по-прежнему представляет интерес для политически социализированного общества.

Ключевые слова: летопись, князь, власть, междоусобицы, образ, добродетель, культура

The subject of study is the image of Vladimir Monomakh and his creative legacy. The object of research is "Instruction", the work by Monomakh. Particular attention is paid to the ideas of unity of Russia and the equality of peoples, the sovereignty, the political and administrative instructions of the historical figure, of moral behavior the president and his entourage. Comprehensive study of life and works of Vladimir Monomakh allowed to create the image of the life and work of the great prince, to rethink the ideas articulated by him. All this is still of interest to politically socialized society.

Keywords: chronicle, prince, power, strife, image, virtue, culture

Политический процесс современной России находится на этапе политических изменений. Его характеризует отсутствие четкой политической дифференциации политических ролей субъектов политики, сочетание большого числа субкультур и контркультур, различие в положении и возможностях политического участия основных акторов политики. В центре политического процесса всегда в политической культуре России были и остаются личности [9, с. 325]. Именно под личностные добродетели, а не только политические идеи, подстраивается идеология, правовые нормы и традиции общества. Вертикально организованный политический процесс России определяет правила и условия должного политического поведения [10, с. 362].

Несмотря на усилия центральной идеологической власти, для которой характерна аморфность, тенденция к концентрации, неустойчивость, формирование идеологии доминирующей партии, подданнический тип политической культуры проявляет себя пассивным отношением к политической системе. Личность признает особый авторитет власти, испытывает по отношению к ней по-

ложительные и отрицательные эмоции, оценивает ее неоднозначно [3, с. 27-28]. Политический субъект как таковой отстранен от конкретных механизмов политики, отсутствует стремление к активному участию в политической жизни, доминирует активный политический стиль (навязывание правительством обществу нововведений).

«Поучение Владимира Мономаха» является одним из первых источников постановки вопроса использования средств решения политических вопросов, значимый пример постановки проблемы соотношения морали и политики.

Владимир Мономах еще при жизни приобрел народную любовь, оставив на долгие годы память в сердцах многих людей. Он делал все для того, чтобы примирить князей, показывая образцы выполнения заветов своих предков, проводя политику внутренней консолидации, столь важной для Руси рубежа XI - начала XII вв. и не теряющей своей актуальности в настоящее время. Государство избирательно подходит к выбору политических технологий в рамках государственного построения [8, с. 196-197]. Эти технологии не только упорядочивают средства достижения

© Лебедева М. Л., 2016

цели, но и влияют на алгоритм поведения политических акторов.

Историк С. М. Соловьев писал: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей..., был образцом благочестия» [15, с. 372-373]. Стремление положить конец внутриполитической борьбе на Руси отражено в произведениях Великого киевского князя Владимира Мономаха, в правление которого (1113-1125 гг.) междоусобицы временно прекратились.

Предметом нашего внимания является знаменитое произведение Мономаха «Поучение» своим сыновьям. Вне сомнения актуальность обращения к данному произведению. Произведение Владимира Мономаха достаточно известно, однако имеющаяся литература не позволяет в достаточной мере заявить о полноте исследования данной проблематики. Созданный образ Мономаха, характеристика теоретических аспектов его «Поучения» заставляет нас в рамках современного видения политического процесса России вновь обратиться к данному вопросу.

Государственная власть нередко сопряжена с проявлением силы. Она как политическая реальность является одной из основных движущих сил политического процесса. [8, с. 197]. Современная Россия многонациональна, политическая обстановка не стабильна. Еще не оправилась страна после распада, как сразу стала полна тенденций отделения, казалось бы, без сомнения исконно русских территорий. Содержание «Поучения» выступает перед нами как паттерн умелого, продуманного государственного управления.

В XI веке наиболее распространенной формой исторических сочинений на Руси были летописи. Основное внимание в них уделялось факторам политической истории: личности государей, событиям государственной жизни, войнам, отношениям между князьями. Исследователь А. А. Шахматов отмечал: «Рукой летописца управляли политические страсти и мирские интересы» [4, с. 24]. Летописцы часто соединяли предшествующие летописи в сборники, так называемые «летописные своды». Из дошедших до нас летописных сводов старейшим является «Повесть временных лет». Этот историографический памятник проникнут идеей единства Руси и защиты ее самостоятельности (суверенитета). В этой идее заключалась главная политическая тенденция летописи. Сила и слава Руси зависели, по мнению летописца, от ее единства, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью династии киевских великих князей. В период междукняжеских усобиц эта

мысль была высоко патриотической. Отсюда -прославление деятельности Владимира Мономаха, объединившего силы князей власти киевского великого князя, и включение в летопись «Поучения» Владимира Мономаха.

Произведения, составленные Владимиром Мономахом, дошли до нашего времени в копии 1377 года. Весь материал надписан словом «Поучение». Его автором называет себя Владимир Мономах. Текст «Поучения» находится в Лаврен-тьевском списке под 1096 годом. Он дошел до нас не без потери своих частей и с погрешностями в чтениях. Сочинения поставлены в текст «Повести временных лет» без связи с предыдущей и последующими частями, а именно, после рассказа о набеге половецкого хана Боняка на Киев в 1096 г. и перед пересказом сообщения Гюряты Рогови-ча Новгородца о подобных народах на севере. Исследователь А. А. Шахматов считает, что «Поучение» внесено в «Повесть временных лет» при третьей редакции (1118 г.) [11, с. 85-88].

Комплекс писаний Мономаха уникален. «Поучение» - это автобиографическое сочинение назидательного характера. Владимир Мономах сумел выбрать из событий своей жизни те, которые представляли, по его мнению, общегосударственный интерес, сформулировав на долгие годы идеал княжеской власти. «Поучение» не предназначалось для обращения в широкой читательской среде. Это было княжеское завещание «нарочитой чади», кодекс феодальной морали для правителей, которым предлагался исключительный, идеализированный образец человеколюбивого князя, заботящегося о бедных и убогих, отстаивающего интересы Русской земли.

В отечественной исторической науке представлены различные точки зрения по вопросу времени написания «Поучения» Владимира Мономаха. Академик М. П. Погодин считал, что «Поучение» было написано в 1099 г. «Мономах задумал Поучение на дороге в Ростов, по поводу посольства братьев с предложением об изгнании Ростиславовичей; написал ... его по прибытии в город, ... момент сочинения ... 1099 г.» [18, с. 96]. Иначе думал С. М. Соловьев: «Поучение написано после 1100 года» [18, с. 15]. По мнению Н. В. Шля-кова, «Поучение» написано в 1106 г. 8-10 февраля, дни памяти святого великомученика Федора Стратилата и Федора Тирона [18, с. 15]. Историк Н. М. Карамзин указывает дату 1117 г. [11, с. 100].

Сложность в составлении хронологии «Поучения» заключается в том, в этом произведении ни разу не употребляются точные годичные даты летосчисления от Сотворения мира [17, с. 5]. В своем

сочинении Владимир Мономах использовал весьма точную погодную хронику. Хронологические элементы позволяют произвести географические очертания летописного источника «Поучения». Фамильный удел Всеволодовичей - Переяславль-Русский и Смоленск. С 60-х гг. в. в Переяславле-Русском велся княжеский летописец, тщательно фиксировавший деятельность представителей дома Всеволодовичей в виде погодной хроники, не имеющей, однако, нумерации лет от Сотворения Мира. Именно поэтому в «Поучении» отмечается точность в очередности событий, но нет ни одной абсолютной даты. Что касается места написания «Поучения», этот вопрос детально рассмотрен исследователем Н. В. Шляковым, который полагает, что «Поучение» написано было близко к Ростову, и называет этим местом Углич.

В период развития феодальных отношений на Руси среди правящей княжеской группы можно выделить князей, которые поддерживали возможную законность в порядке правления, способствовали равновесию взаимоотношений феодалов в интересах государственного единства. Желанный образ государственного правителя олицетворял Владимир Мономах [11, с. 5].

Владимир Мономах был самостоятельным князем на протяжении ряда десятилетий, за что получил имя «доброго страдальца за Русскую землю» [12]. Когда он умер, люди оплакивали его, как дети отца. Впервые он получил черниговский стол в 1076 г., когда его отец перешел с черниговского княжения на киевское [16, с. 131-135]. В 1077 году он получил смоленский стол, продолжив с 1078 по 1094 гг. черниговское княжение, а с 1094 по 1113 гг. переяславское княжение. С 1113 по 1125 гг. Владимир мономах занимал великокняжеский стол в Киеве.

«Повесть временных лет» рассказывает о рождении в 1053 г. Владимира Мономаха: «У Всеволода родился сын, и нарече ему Володимер, от царице грькыне». [12, с. 108]. Исследователь Д. С. Лихачев называет первую жену Всеволода «принцессой из дома Константина Мономаха» [19, с. 216]. Историк В. Мошин считает, что женой Всеволода была скорее всего дочь Константина IX, племянница или сестра [19, с. 217]. Отец Владимира Мономаха - Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Владимир был женат на дочери английского короля Гарольда, Гите. Гарольд погиб в усобице из-за короны с норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем в битве близ Гастингса в 1067 году. В 1068 году осиротелая семья Гарольда, мать его и сестра с 10-летой Гитой, бежали во Фландрию, затем переехали в Данию, король

которой Свен выдал Гиту за Владимира Мономаха. Исследователь А. С. Орлов полагает, что Гита обычным путем - Балтийским морем, Невою, Ладожским озером и Волховом, переехала из Дании в Новгород. Брак Гиты и Мономаха датируют 1074 или 1075 г. [11, с. 10].

Владимира Мономаха называют «архонтом Руси». Этот титул употреблялся как политическое наименование великокняжеской власти в Киевском государстве. Исследователи В. Л. Янин и Г. Г. Литаврин установили, что Владимир Всеволодович уже в ранний период, до вступления на великокняжеский стол, носил официальное имя «Мономах».

В Новгородском городище была найдена печать, принадлежащая Владимиру Мономаху. Это первый современный памятник Владимиру Всеволодовичу, где помещено его прозвище «Мономах». Имя Мономах трактуют как неофициальное наименование, подобное иным прозвищам; связывают с анахроническим получением Владимиром Всеволодовичем царских венцов от византийского императора Константина Мономаха [1]; значение «единоборец» [19, с. 206]; объясняют родством между Владимиром и византийским императорским домом Мономахов.

В 1097 году на Любечском съезде князья решили, чтобы каждое «племя Ярославичей «держало отчизну свою», чтобы каждый родич владел теми волостями, которые при первом поколении принадлежали отцу его . Владимир Мономах получил все волости Всеволодовы» [11, с. 17-18]. Соответственно, Мономах управлял Переяславской, Смоленской, Ростовской и Новгородской землями. Весной 1113 года, когда умер Святополк, киевляне призвали Владимира Мономаха на престол. Характер деятельности Владимира Мономаха достаточно четко определен в послании митрополита Никифора, где Владимир называется «устрояющим словеса на суде, хранящем истину в веки, творящим суд и правду по среде земля».

Одна из самых ранних и лучших характеристик Мономаха принадлежит С. М. Соловьеву: «Мономах не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества: это было лицо с охранительным характером. Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей» [15, с. 371-410]. Строгим исполнением обязанностей, Мономах прикрывал недостатки существующего порядка. Мономах отличался целомудрием. Обществу не нравилось в князьях корыстолюбие. Мономах

и в этом отношении был образцом правителя. С молодого возраста Мономах стал защитником Русской земли, приобрел имя «доброго страдальца». Он предпринял попытку улучшить положения закупов, рядовичей и их вдов.

Представление о Владимире Всеволодовиче Мономахе не может быть полным без характеристики его произведений. Письменными источниками, пособиями, служившими Мономаху при написании «Поучения», были различные сборники поучений. Следует заметить, что вопрос о книжных источниках произведений Владимира Мономаха в полной мере нельзя назвать решенным. Мономах имел обыкновение вести краткие записки, которые были двух родов. Во-первых, он делал из священных и богослужебных книг выписки отдельных изречений, т. е. записи являлись частью молитвенного содержания. Во-вторых, он делал выписки из книг обычного назидательного чтения. Иногда Мономах передавал своими словами лишь мысль того или иного писателя. Он вел дневник своих походов и больших поездок. Начинались эти записки с 1072 года и продолжались Мономахом до старости.

«Поучение» Мономах расположил по определенному плану. Первая часть состоит из наставлений, то есть из собственно «Поучения», также состоящего из двух частей: наставлений, взятых из священных книг и определяющих общие нравственные обязанности каждого человека, и наставлений от «словес божественных», а также наставлений житейского характера.

«Поучение» включает вопросы обязанностей человека и князя, религиозные, семейные и общественные аспекты. Особенное значение оно имеет в бытовом отношении. Историки древнерусского быта пользуются материалом, данным в «Поучении» Мономаха. Оно представляет собой первообраз домостроев: «Страх имейте божий в сердце и милостыню творите неоскудную, потому что здесь начало всякому добру» [13, с. 110].

«Поучение» Владимира Мономаха обращено к детям. Жизнь великого князя - это труд. Ее (жизнь) надо уметь организовать, чтобы не попасть в леность, поскольку «всему мати, еже уметь, то забудеть, а его же не уметь, а тому ся не учить» [14, с. 28]. Мономах убеждает подражать своему деду и постоянно учиться, читать, чтобы не забыть того, что знаешь. Нужно умело построить свою жизнь, от этого «складывается молва, общественное мнение о человеке». Христианская заповедь не является тяжелой, отмечает автор «Поучения». Необходимы всего три дела, чтобы не допустить грехов, указанных Мономахом. Таковыми явля-

ются покаяние, слезы и милостыня. Как отмечает исследователь Б. А. Романов, не надо быть героем, чтобы почувствовать себя праведником. Владимир Мономах предлагает компромисс: «Аще не всего примете, то половину». Советы автора «Поучения» кратки, четки, жизненны и немногочисленны.

В «Поучении» изложены также политические и административно-хозяйственные советы. «Не вда-вайте сильным погубити человека» [2, с. 112]. Следует подавать помощь убогим. Интересные сведения касаются вопроса смертной казни. Историки русского права отмечают, что Древняя Русь не знала смертной казни. В то же время Мономах наставляет «не убивать и не повелевать убити».

Не забыл Мономах предостеречь своих читателей советом о «жене». «Жену свою любите, но не дайте им над собой власти» [2, с. 115]. Та же бдительность должна быть в походе. Мономах говорил, что не следует полагаться на воевод, нужно быть неприхотливым, не лениться. Необходимо расставлять сторожевые посты и ночную охрану вокруг себя. Отказаться в походе от пьянства и блуда. Возможно, Мономах предпринял попытку провести мысль об общей дисциплине для всех воинов. В то же время, исходя из наставлений Мономаха, мы можем представить картины грабежа, насилия во время постоев.

Последний общий совет Мономаха - строить жизнь, не отрываясь от природы, как это делал его отец Всеволод. Мономах не останавливался на описании своих ратных подвигов, каких-либо поучительных примерах личной храбрости и находчивости. Элементы феодальных усобиц прослеживаются без всякой оценки.

Мономах вошел в историю Руси «как первый серьезный реформатор» [6, с. 182]. Первым его делом при вступлении на Великое княжение было создание новых законов. Свою политическую программу он изложил в сочинениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок». Мономаха интересовали вопросы полноты властных отношений великого князя, форма ее организации, нравственные критерии (добродетели) главы государства, вопросы правосудия. Кроме того, Владимир Мономах обратился к проблеме взаимоотношений церкви и государства. Он призывал чтить церковь, любить «епископов, попов и игуменов», и «по силе заботиться о них» [5, с. 28]. Однако взаимоотношения с церковью он разрешал в пользу светской власти. Церкви отводил почетное, но подчиненное место. Мономах почитал митрополита «за сан святительский», но делить с ним власть не намеревался.

Обстоятельно в «Поучении» рассмотрена тема, касающаяся отправления правосудия в стране, Мономах советует будущим великим князьям судить праведно, милостиво, не допуская беззакония: «Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу». Смертную казнь как вид наказания он не приемлет, так как считает, что она не совместима с нравственной этикой христианства.

Летописец отмечает добрый нрав Мономаха, что, «когда он видел кого разбушевавшимся или опозоренным, не осуждал того, но примирял всех и утешал» [12, с. 377]. Ставит Мономах и нравственно-философские вопросы: «Более всего гордости не имейте в сердце своем и в уме» [6, с. 184].

Князь обратил внимание и на необходимость образования, ссылаясь на пример своего Великого князя Всеволода, который овладел пятью языками.

Новой в доктрине Мономаха была постановка вопроса о необходимости соблюдения определенных правил при ведении военных действий

и нравственном поведении воина-дружинника во время походов, как по своей земле, так и на чужой территории. Также Мономах развивал идеи о равноправии народов, живущих на земле, поскольку именно для них Бог приготовил в одинаковой мере поля и леса, где всем хватит места без войн и междоусобиц.

Определяя форму правления, Мономах настаивал на системе дуумвирата, то есть реализации властных полномочий великим князьям совместно с советом бояр, высшего духовенства и знатных горожан.

Таким образом, «Поучение» Владимира Мономаха позволяет представить образ жизни и деятельности русского князя Х1-Х11 вв. Некоторые наставления автора «Поучения» необходимо более тщательно осмыслить, и возможно в определенной мере использовать в рамках создания эффективной модели государственного управления современной России, политической системы, отводящей человеку достойное место в государстве.

Литература

1. Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1955. 216 с.

2. Древнерусская литература / сост.: С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская, Е. Г. Июльская. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа: Вече, 2003. 416 с.

3. Залысин И. Ю., Политическая культура: учебное пособие. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2015. 84 с.

4. Историография истории СССР / под ред.: В. Е. Иллерицкого и И. А. Кудрявцева. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. 512 с.

5. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России: хрестоматия. М.: Юристъ,2003. 415 с.

6. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред.: А. Н. Сахарова, А. П. Новосельцева. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 576 с.

7. Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (Х^ХШ) / под ред. О. В. Никитина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 384 с.

8. Лебедева М. Л. Политическая конфликтогенность отношений «центр - регион» (на примере Французской Республики) // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С. 196-198.

9. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2001. С. 322-336.

10. Мухаев Р. Т. Политология: учебник. М.: Проспект, 2016. С. 362-367.

11. Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л.: АН СССР, 1946. С. 85-88.

12. Повесть временных лет. Подготовка текста и комментарии Д. С. Лихачева / под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л.: АН СССР, 1950. Т. 1. 405 с.

13. Поучение Владимира Мономаха // Древнерусская литература. Х!-ХУП вв.: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Коровина. М.: 2003. 448 с.

14. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки Х^ХШ вв. М.; Л.: Наука, 1966. 242 с.

15. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. Кн. 1. Т. 1. С. 372-373.

16. Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен. М.: Императорский Московский университет, 1848. Т. 2. С. 131-135.

17. Цыб С. В. Летописный источник «Поучения Владимира Мономаха» // Гуманитарные науки в Сибири. 1994. № 4. Сер. Филол. Переяславская летопись XI в. С. 5-10.

18. Шляков Н. В. О Поучении Владимира Мономаха // Журнал Министерства народного просвещения. 1900. № 5. С. 96-138.

19. Янин В. Л., Литаврин Г. Г. Новые материалы о происхождении Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник. М.: Изд-во МГУ, 1962. С. 204-221.

References

1. Dmitrieva R. P. Skazanie o knjaz'jah Vladimirskih [Tale of the Princes of Vladimir]. M.; L.: Izdatel'stvo AN SSSR, 1955, 216 p.

2. Drevnerusskaja literatura [Old Russian literature]. Sost.: S. N. Travnikov, L. A. Ol'shevskaja, E. G. Ijul'skaja. 2-e izd., stereotip. M.: Drofa: Veche, 2003, 416 p.

3. Zalysin I. Ju., Politicheskaja kul'tura [Political culture]: uchebnoe posobie. M.: Izd-vo RGAU-MSHA, 2015, 84 p.

4. Istoriografija istorii SSSR [Historiography of history of the USSR]. Pod red.: V. E. Illerickogo i I. A. Kudrjavceva. M.: Izdatel'stvo social'no-jekonomicheskoj literatury, 1961, 512 p.

5. Isaev I. A., Zolotuhina N. M. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij Rossii [History of political and legal doctrines Russia]: hrestomatija. M.: Jurist#,2003, 415 p.

6. Istorija Rossii s drevnejshih vremen do konca XVII veka [History of Russia from ancient times to the end of the XVIInd century]. Pod red.: A. N. Saharova, A. P. Novosel'ceva. M.: AST-LTD, 1998, 576 p.

7. Istrin V. M. Ocherk istorii drevnerusskoj literatury domoskovskogo perioda (XI-XIII) [Outline of the history of ancient literature of pre-Muscovite period (XI-XIII)]. Pod red. O. V. Nikitina. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002, 384 p.

8. Lebedeva M. L. Politicheskaja konfliktogennost' otnoshenij «centr - region» (na primere Francuzskoj Respubliki) [Political conflict potential of relationship "center - region" (on the example of the French Republic)]. Biznes v zakone. Jekonomiko-juridicheskij zhurnal = Business in law. Economics and Law Journal. 2015, no. 5, pp. 196-198.

9. Muhaev R. T. Politologija [Political science]: uchebnik dlja vuzov. M.: PRIOR, 2001, pp. 322-336.

10. Muhaev R. T. Politologija [Political science]: uchebnik. M.: Prospekt, 2016, pp. 362-367.

11. Orlov A. S. Vladimir Monomah [Vladimir Monomakh. M.; L. : AN SSSR, 1946, pp. 85-88.

12. Povest' vremennyh let [Tale of Bygone Years]. Podgotovka teksta i kommentarii D. S. Lihacheva. Pod red. V. P. Adrianovoj-Peretc. M.; L.: AN SSSR, 1950, t. 1, 405 p.

13. Pouchenie Vladimira Monomaha [Instruction of Vladimir Monomakh]. Drevnerusskaja literatura. XI-XVII vv. = Old Russian literature. XI-XVII centuries: ucheb. posobie dlja studentov vuzov. Pod red. V. I. Korovina, M.: 2003, 448 p.

14. Romanov B. A. Ljudi i nravy Drevnej Rusi. Istoriko-bytovye ocherki XI-XIII vv. [People and customs of ancient Russia. Historical and household sketches of the XIst-XIIIrd centuries]. M.; L.: Nauka, 1966, 242 p.

15. Solov'ev S. M. Istorija Rossii s drevnejshih vremen [History of Russia from ancient times]. M.: Izdatel'stvo social'no-jekonomicheskoj literatury, 1959, kn. 1, t. 1, pp. 372-373.

16. Tatishhev V. N. Istorija Rossijskaja s samyh drevnejshih vremen [Russian History from the most ancient times]. M.: Impera-torskij Moskovskij universitet, 1848, t. 2, pp. 131-135.

17. Cyb S. V. Letopisnyj istochnik «Pouchenija Vladimira Monomaha» [Chronicles of "Teachings of Vladimir Monomakh"]. Gumanitarnye nauki v Sibiri = Humanities in Siberia. 1994, no. 4, Ser. Filol. Perejaslavskaja letopis' XI v., pp. 5-10.

18. Shljakov N. V. O Pouchenii Vladimira Monomaha [Instruction of Vladimir Monomakh]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshhenija = Journal of the Ministry of Education. 1900, no. 5, pp. 96-138.

19. Janin V. L., Litavrin G. G. Novye materialy o proishozhdenii Vladimira Monomaha [New materials on the origin of Vladimir Monomakh]. Istoriko-arheologicheskij sbornik = Historical and Archaeological collection. M. : Izd-vo MGU, 1962, pp. 204-221.

Статья поступила в редакцию 29.07.2016 г.

Submitted 29.07.2016.

Для цитирования: Лебедева М. Л. Наследие Мономаха: уроки современности // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 4 (8). С. 24-29.

Citation for an article: Lebedeva M. L. Heritage of Monomakh: lessons of the present. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 4 (8), pp. 24-29.

Лебедева Маргарита Леонидовна,

кандидат политических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, lebedevameg@mail. ru

Lebedeva Margarita Leonidovna,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor Russian State Agrarian University - MTAA named after K. A. Timiryazev, Moscow, lebedevameg@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.