Научная статья на тему 'ПОТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ 2020-2021 гг.'

ПОТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ 2020-2021 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поведение потребителя / пандемия COVID-19 / исследование / consumer behavior / COVID-19 pandemic / research

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.Г. Тюкавкина, А.И. Леонидова

Пандемия COVID-19 коренным образом изменила мир, каким мы его знаем. Люди живут иначе, покупают по-другому и во многом думают по-другому. Цепочки поставок были протестированы. Розничные торговцы закрывают двери. Потребители по всему миру смотрят на продукты и бренды через новый объектив. Вирус меняет не только индустрию потребительских товаров в реальном времени, но и самих потребителей. Целью исследования является выявление изменений в поведении потребителей в период с 2020-2021г.г. Исследование проводилось путем изучения опросов таких компаний как Accenture и Weborama, и составлением нашего опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — К.Г. Тюкавкина, А.И. Леонидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF THE CONSUMER 2020-2021

The COVID-19 pandemic has fundamentally changed the world as we know it. People live differently, buy differently, and think differently in many ways. The supply chains were tested. Retailers are closing their doors. Consumers around the world are looking at products and brands through a new lens. The virus is changing not only the consumer goods industry in real time, but also consumers themselves. The aim of the study is to identify changes in consumer behavior in the period from 2020 to 2021. The research was conducted by studying surveys of companies such as Accenture and Weborama, and compiling our survey.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ 2020-2021 гг.»

УДК 366.626

ПОТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ 2020-2021 гг.

К. Г. Тюкавкина Научный руководитель - А. И. Леонидова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: tukavkinakristina01@gmail.com

Пандемия COVID-19 коренным образом изменила мир, каким мы его знаем. Люди живут иначе, покупают по-другому и во многом думают по-другому. Цепочки поставок были протестированы. Розничные торговцы закрывают двери. Потребители по всему миру смотрят на продукты и бренды через новый объектив. Вирус меняет не только индустрию потребительских товаров в реальном времени, но и самих потребителей. Целью исследования является выявление изменений в поведении потребителей в период с 2020-2021г.г. Исследование проводилось путем изучения опросов таких компаний как Accenture и Weborama, и составлением нашего опроса.

Ключевые слова: поведение потребителя, пандемия COVID-19, исследование.

PORTRAIT OF THE CONSUMER 2020-2021

K. G. Tyukavkina Scientific supervisor - A. I. Leonidova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tukavkinakristina01@gmail.com

The COVID-19 pandemic has fundamentally changed the world as we know it. People live differently, buy differently, and think differently in many ways. The supply chains were tested. Retailers are closing their doors. Consumers around the world are looking at products and brands through a new lens. The virus is changing not only the consumer goods industry in real time, but also consumers themselves. The aim of the study is to identify changes in consumer behavior in the period from 2020 to 2021. The research was conducted by studying surveys of companies such as Accenture and Weborama, and compiling our survey.

Key words: consumer behavior, COVID-19 pandemic, research.

Как потребители реагируют на карантин? Как это повлияло на их покупки? Как изменились наши потребности? Какие портреты потребителей выявил карантин? Отвечая на эти вопросы, была проведена исследовательская работа объектом, которой стало поведение потребителей, а предметом - изменения поведения потребителей в условиях пандемических карантинных мероприятий. Наше исследование мы начали с изучения анализа результатов компании Accenture. Данная компания во время карантина провела исследование на тему того, как жители 14 стран мира реагируют на карантин и как это повлияло на покупки потребительских товаров. Исследователи выделили 5 основных портретов целевой аудитории по реакции на карантин и долю этих представителей в общей группе. Есть

Секция «Экономика предпринимательства: концептуальный и региональный аспекты»

ощущение, что такой подход к работе с целевой аудиторией будет работать и для других кризисов, менее глобальных и масштабных.

Боец. 21% опрошенных, в основном - мужчины 56-69 лет. Они считают себя пожилыми людьми, осознают потребность в специальных условиях и не хотят рисковать своей жизнью. Также они тревожатся, активно мониторят новости [1].

Индивидуалист. 22% опрошенных, в основном женщины 18-24 года. Они думают в первую очередь о себе и о качестве своей жизни. Их покупательское поведение скорее не зависит от мнения окружающих. Только 35% думают о пользе для общества [1].

Рациональный. 39% опрошенных, женщины возрастом 25-31 год. Это люди, которые спокойно относятся к происходящему. 82% более активно читают новости, чтобы быть в курсе. В их покупательском поведении изменилось только то, что они покупают больше рекомендуемых товаров — средств гигиены и индивидуальной защиты [1].

Активист. 8% опрошенных, так же преимущественно женщины возрастом 25-31 года. Они активно участвуют в жизни общества: волонтёрят, финансово поддерживают благотворительные организации [1].

Равнодушный. 11% опрошенных, женщины 41-55 лет. Не особо интересуются происходящим, живут как ни в чем не бывало. Предосторожности соблюдают, просто чтобы не иметь проблем с властями [1].

Weborama предоставила другое разделение потребителей на портреты. Она изучила 18 млн пользователей, определила их интересы до карантина и то, чем они начали интересоваться во время него. Портретов также 5:

1. Следят за событиями. Что им можно продать: финансовые услуги, онлайн-обучение, автомобили.

2. Поддерживают домашнее хозяйство. Что им можно продать: доставку еды и продуктов, косметику, товары для детей, бытовую технику.

3. Карантин — время для ремонта. Что им можно продать: товары для дома и детей, бытовую технику, электронику.

4. Потребители развлекательного контента. Что им можно продать: видеоигры, онлайн-обучение, электроника.

5. Работают в карантин. Что им можно продать: финансовые услуги, автомобили, азартные игры [4].

В нашем опросе приняли участие более 100 человек, среди которых процентное соотношение женщин было 70%, а мужчин 30%. Если говорить о возрасте опрашиваемых 80%- люди возраста 18-24 лет, 6%- 25-31, 6%-31-40, 4%-41-55, 1%-56-70 лет. Большинство потребителей указали, что стараются более рационально подходить к приобретению товаров и услуг, в редких случаях совершать спонтанные покупки. 97% потребителей оставались дома и соблюдали ограничительные меры. Это говорит о том, что люди беспокоятся о финансовой и личной безопасности, здоровье близких и семьи.

На фоне пандемии СОУГО-19 у опрашиваемых сформировались новые привычки: запасливое поведение (50% указали, что создают запасы на сегодняшний день), рост рационального потребления (73% потребителей более внимательны к тому, что они покупают. Они стремятся ограничить пищевые отходы, делать покупки более экономно и покупать более устойчивые варианты). Также 70% отметили, что до сих пор приобретают рекомендуемые товары, а именно средства личной гигиены и индивидуальной защиты. Стоит также отметить, что в привычную жизнь внедрилась такая тенденция как покупки онлайн 63% потребителей указали, что совершают онлайн покупки в настоящее время несмотря на то, что ограничительные меры сейчас снижены и работают не только магазины, но и ТЦ.

Во время пандемии большинство стали экономить на одежде и технике (57% и 57%), но при этом у 49% потребителей в приоритете из товаров длительного пользования остаются гаджеты и у 37% автомобили мотоциклы и другие виды мототехники.

За время пандемии 39% опрашиваемых стали чаще обращаться к СМИ у 8% из них начала появляться тревожность и страхи на фоне событий, тем самым подкрепляя страхи спонтанными покупками и средствами индивидуальной защиты. С другой стороны, 32% не обращаются к СМИ и равнодушно относятся к ситуации в мире.

Таким образом потребители глубоко обеспокоены воздействием COVID-19 как с точки зрения здоровья, так и с экономической точки зрения. Люди реагируют по-разному и имеют разные отношения, поведение и покупательские привычки. Люди по всему миру боятся, поскольку они стремятся приспособиться к новой норме. Портрет потребителя выглядит таким образом: отношение потребителей, их поведение и покупательские привычки меняются - и многие из этих новых способов останутся постпандемическими. Сегодня потребитель более рационально подходит к выбору товаров и услуг, в его поведении выделяется такая черта, как создание запасов. Страх нарастает по мере того, как люди размышляют о том, что этот кризис означает для них и для их семей, друзей и общества в целом. Сейчас потребитель на первое место ставит себя, а потом уже семью и окружение. Немаловажно то, что с социологической стороны у потребителя повысился интерес к СМИ, но при этом во время карантийных мероприятий остался равнодушен к обществу, к помощи и благотворительности. В связи с этим компании должны будут понять, как реагируют их собственные потребители, и разработать индивидуальные и персонализированные маркетинговые стратегии для каждого. Дни универсального маркетинга закончились.

Библиографические ссылки

1. Статья «Как изменится потребительское поведение» [Электронный ресурс]. URL: https://www.accenture.com/sk-en/insights/consumer-goods-services/coronavirus-consumer-behavior-research (дата обращения: 10.1.2013).

2. Статья «Как COVID-19 навсегда изменит поведение потребителей» » [Электронный ресурс]. URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-134/Accenture-COVID19-Consumer-Behaviour-Survey-Research-PoV.pdf (дата обращения: 10.1.2013).

3. Статья «COVID-19 усиливает внимание потребителей к этичному потреблению» [Электронный ресурс]. URL: https://www.wallstreet-online.de/nachricht/12476583-covid-19-increasing-consumers-focus-on-ethical-consumption-accenture-survey-finds/all (дата обращения: 10.1.2013).

4. Статья «Как карантин отразился на наших покупках: тренды покупок и 5 портретов потребителей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/portrety-potrebiteley-karantin/

© Тюкавкина К. Г. 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.