Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА И РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ГОСТИНИЧНОГО СЕКТОРА ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА И РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ГОСТИНИЧНОГО СЕКТОРА ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ КОМПАНИИ / ТНК ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуракова Анна Александровна

Статья посвящена перспективам развития гостиничного сектора после пандемии COVID-19. Отмечается, что за последние несколько десятилетий гостиничный бизнес стал одним из крупнейших секторов в мире. Исследованы факторы, влияющие на поведение потребителей и тренды в глобальном потребительском секторе под воздействием пандемии. Выявлено, что пандемия оказала как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие на потребление и состояние гостиничного сектора. Краткосрочное влияние было крайне негативным по всем странам. Но в то же время пандемия существенно ускорила цифровизацию всей общественной жизни и цифровую трансформацию ведущих экономик, что наряду с феноменом платформенного капитализма и совместного потребления привели к резкому изменению условий деятельности гостиничных компаний. Выделена тенденция ускорения цифровизации гостиничных компаний как результат приспособления сектора к негативным внешним условиям. Сделан прогноз тенденций развития гостиничного сектора по мере преодоления последствий пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуракова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR OVERCOMING THE CRISIS AND THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL HOTEL SECTOR AFTER THE PANDEMIC

The article is devoted to the prospects for the development of the hotel sector after the COVID-19 pandemic. It is noted that over the past few decades, the hotel business has become one of the largest sectors in the world. The factors influencing consumer behavior and trends in the global consumer sector under the influence of the pandemic have been investigated. The pandemic was found to have both short and long term impacts on the consumption and health of the hospitality sector. The short-term impact was extremely negative across all countries. But at the same time, the pandemic has significantly accelerated the digitalization of all social life and the digital transformation of leading economies, which, along with the phenomenon of platform capitalism and shared consumption, have led to a dramatic change in the operating environment for hotel companies. The tendency of accelerating the digitalization of hotel companies is highlighted as a result of the sector’s adaptation to negative external conditions. A forecast is made of the development trends of the hotel sector as the consequences of the pandemic are overcome.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА И РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ГОСТИНИЧНОГО СЕКТОРА ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_1_27 УДК 339

Чуракова Анна Александровна,

аспирант, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО), г. Москва, Россия, e-mail: a.a.churakova@yandex.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА И РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ГОСТИНИЧНОГО СЕКТОРА ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

Статья посвящена перспективам развития гостиничного сектора после пандемии COVID-19. Отмечается, что за последние несколько десятилетий гостиничный бизнес стал одним из крупнейших секторов в мире. Исследованы факторы, влияющие на поведение потребителей и тренды в глобальном потребительском секторе под воздействием пандемии. Выявлено, что пандемия оказала как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие на потребление и состояние гостиничного сектора. Краткосрочное влияние было крайне негативным по всем странам. Но в то же время пандемия существенно ускорила цифровизацию всей общественной жизни и цифровую трансформацию ведущих экономик, что наряду с феноменом платформенного капитализма и совместного потребления привели к резкому изменению условий деятельности гостиничных компаний. Выделена тенденция ускорения цифровизации гостиничных компаний как результат приспособления сектора к негативным внешним условиям. Сделан прогноз тенденций развития гостиничного сектора по мере преодоления последствий пандемии.

Ключевые слова: пандемия; цифровизация; международные гостиничные компании; ТНК гостиничной индустрии; индустрия гостеприимства; глобализация; гостиничный сектор.

UDC 339

Churakova Anna Alexandrovna,

Post-graduate student, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO), Moscow, Russia, e-mail: a.a.churakova@yandex.ru

PROSPECTS FOR OVERCOMING THE CRISIS AND THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL HOTEL SECTOR AFTER THE PANDEMIC

The article is devoted to the prospects for the development of the hotel sector after the COVID-19 pandemic. It is noted that over the past few decades, the hotel business has become one of the largest sectors in the world. The factors influencing consumer behavior and trends in the global consumer sector under the influence of the pandemic have been investigated. The pandemic was found to have both short and long term impacts on the consumption and health of the hospitality sector. The short-term impact was extremely negative across all countries. But at the same time, the pandemic has significantly accelerated the digitalization of all social life and the digital transformation of leading economies, which, along with the phenomenon of platform capitalism and shared consumption, have led to a dramatic change in the operating environment for hotel companies. The tendency of accelerating the digitalization of hotel companies is highlighted as a result of the sector's adaptation to negative external conditions. A forecast is made of the development trends of the hotel sector as the consequences of the pandemic are overcome.

Keywords: pandemic; digitalization; international hotel companies; Hotel industry TNC; hospitality industry; globalization; hotel sector.

Глобализация наряду с технологиями чет- изменению в поведении, модели потребле-вертой промышленной революции привела к ния, динамике и объемах оказания услуг [6].

Сложившаяся глобальная внешняя среда характеризуется исключительной нестабильностью и кризисными явлениями, связанными с пандемией, экономическим спадом, системным неравенством и серьезной деградацией окружающей среды, на фоне возрождения протекционизма, быстрых технологических изменений и сбоев в международном сотрудничестве [5].

Беспрецедентные меры, предпринятые правительствами в целях борьбы с пандемией коронавирусной инфекции, подрывают благосостояние многих обществ и разрушают экономику, приводя к массовой потере рабочих мест и угрозе нищеты и голода для наиболее незащищенных слоев населения в развивающихся странах.

Пандемия и ее последствия, а также связанные с ней меры, могут существенно изменить многие сферы общественной жизни людей. Мировой рынок туризма и гостиничных услуг оказался в значительной степени подверженным негативным последствиям COVID-19. Локдауны, закрытие границ и вводимые повсеместно ограничительные и карантинные мероприятия оказали значительное влияние на поведение всех потребителей и привели к беспрецедентным угрозам для большого количества компаний потребительского сектора [2].

Объектом настоящего исследования является глобальный гостиничный сектор как составная часть потребительского сектора. Предмет исследования - перспективы развития гостиничного сектора под влиянием пандемии COVID-19. В качестве информационной базы выступили данные МВФ, МОТ и Всемирного банка, отраслевые данные, результаты опубликованных научных исследований в области деятельности транснациональных компаний, глобализации и мировых рынков. Метод исследования - системный логический анализ.

Пандемия Covid-19 - одна из самых серьезных эпидемий в новейшей истории, породившая много негативных экономических, социальных, политических, эмоциональных, экологических и культурных последствий. Ко -ронавирус быстро распространился по миру, создавая огромные проблемы для здоровья, экономики, окружающей среды и общества в целом. Вспышка коронавируса серьезно подрывает мировую экономику, прежде всего по-

требительский и, следовательно, гостиничный сектор как составную часть глобального потребительского сектора [1]. По последней информации из Университета Джона Хопкин-са, по состоянию на 28 сентября 2021 г. всего инфицировано коронавирусом в мире 232 млн 495 тыс. человек, погибло уже 4 млн 759 тыс. человек в 191 странах, при этом сделано 6 млрд 144 млн доз инъекций вакцин [17]. Пока еще нет клинически одобренных противовирусных препаратов, эффективных против COVID-19. Плюсом является запуск в оборот большого количества вакцин. Как сообщает Всемирный банк, снижение мирового ВВП в 2020 г. составило 4,4 % после роста мировой экономики на 3,2 % и 2,5 % в 2018 и 2019 гг. соответственно [16]. На основных рынках потребления одежды, особенно в странах с развитой экономикой и Китае, в 2020 г. произошло резкое замедление экономической активности (-6,8 % против 1,7 % в 2019 г. для стран с развитой экономикой и 1 % против 6,1 % для Китая) [11-13]. Глобальный кризис, связанный с пандемией, породил экономический спад, усилил системное неравенство и дал толчок ускорению технологических перемен, прежде всего в сфере цифровых технологий [7; 9]. Более половины из 7,8 млрд человек в мире сейчас вынуждены большую часть времени проводить дома, поскольку правительства усиливают ограничения на передвижение и социальные контакты в попытке сдержать вирус. Во многих частях мира закрыты границы, аэропорты, отели и предприятия, а также отменено посещение школ. Эти беспрецедентные меры подрывают общественную жизнь и разрушают экономику многих стран, приводя к массо -вой потере рабочих мест и усиливая угрозу голода для наиболее незащищенных групп населения.

Правительства многих стран оказывают помощь банкам и компаниям, чтобы смягчить последствия как вируса, так и карантина. Федеральная резервная система США предприняла широкий спектр действий по ограничению экономического ущерба от пандемии, включая предоставление кредитов на сумму до 2,3 трлн долларов для поддержки домашних хозяйств, работодателей, финансовых рынков, а также правительств шта -тов и местных органов власти. Европейский центральный банк (ЕЦБ) является аналогом

Федеральной резервной системы для зоны евро, 19 европейских стран, которые используют общую валюту - евро. Его основная задача - поддерживать стабильность цен. Он также контролирует 115 крупных банков ев-розоны, на долю которых приходится более 80 % банковских активов.

Экономика еврозоны во многом отличается от экономики США. В отличие от США, нет фискальной политики государственных облигаций всей еврозоны, подобных облигациям Казначейства США. Кроме того, гораздо большая часть всего кредита (около 80 %) в еврозоне проходит через банковскую систему, потому что европейские рынки капитала не такие большие или устойчивые, как в США (где на долю банков приходится только 20 % финансирования нефинансовых корпораций). Как и ФРС, ЕЦБ отреагировал на пандемию COVID-19, пообещав беспрепятственно предоставлять ссуды и увеличив объем покупки государственного долга. В ответ на кризис 12 марта 2020 г. ЕЦБ объявил, что купит дополнительно 120 млрд евро в рамках покупки активов APP. Post-COVID. 18 марта 2020 г. ЕЦБ запустил Программу чрезвычайных закупок на случай пандемии (PEPP) на 750 млрд евро, которая продлится до завершения периода кризиса с коронавирусом, по крайней мере, до конца 2020 г. 4 июня 2020 г. ЕЦБ увеличил максимальный размер покупок государственных облигаций в рамках программы PEPP на 600 млрд евро до 1350 млрд евро и продлил горизонт этих покупок как минимум до конца июня 2021 г. [14].

Национальные и глобальные экономические и социальные системы были поставлены под угрозу, а некоторые сектора серьезно пострадали. Закрытие заводов и приостановка производства привели к нарушениям в глобальных цепочках поставок [5].

При этом необходимо отметить, что существуют некоторые отрасли, которые получили широкое развитие, например, связанные с цифровыми технологиями. Положительное влияние глобальной пандемии связано с ростом цифровизации и потребностью в инновациях. Всеобщий технологический подъем обеспечит много открытий во всех затронутых цифровизацией секторах или сферах в национальном, региональном и глобальном контекстах. Ситуация с пандемией приведет к повышению уровня инноваций среди лю-

дей [3]. Специалисты с потребностью к постоянному обучению получат возможность эффективно обучаться не выходя из дома. Более широкое использование цифровых технологий приведет к росту интеллектуального капитала компаний, будет способствовать обмену идеями, новыми знаниями, фильтрации пробелов в знаниях, новостных сообщений и т. д. Данные тенденции могут укрепить сеть цепочек поставок на национальном и региональном уровнях [10].

Сектор услуг сильно пострадал из-за COVID-19. Глобализация и рост операций международных компаний привели к динамичному региональному развитию и росту многих секторов мировой экономики, включая сектор услуг [4]. Одним из наиболее быстрорастущих секторов экономики современности является гостиничный бизнес. В мировой индустрии отелей и курортов наблюдался значительный рост в период с 2016 по 2019 г. В течение трехлетнего периода международный туризм процветал до того, как глобальное распространение коронави-руса привело к спаду в гостиничном секторе. Массовые путешествия - это современное явление, возникшее после Второй мировой войны. Массовый туризм продолжает расти по мере того, как политическая свобода, экономические возможности и социальное равенство распространяются по всему миру. Несмотря на то что различные статистические данные показывают, что отрасль растет положительными темпами, наблюдая за этой статистикой, можно понять, что значительный рост отрасли зависит только от сетевых отелей и корпораций. Гостиничный сектор, как наиболее заметный сектор индустрии гостеприимства сталкивается с серьезными рисками для привлекательности потенциальных инвесторов [8]. Кроме того, в последние годы уровень конкуренции в гостиничной индустрии вырос до такой степени, что представляет угрозу как для новых участников, так и для тех компаний, которые работают в отрасли много лет. Отели стараются не отставать от уровня конкуренции, но лишь немногие из них могут выдержать давление конкурентов и получить прибыль в долгосрочной перспективе.

Гостиничная отрасль сильно пострадала в результате пандемии. В то время как гостиничный бизнес и компании, которые на-

ходятся в нем, показали рост за последнее десятилетие, этого не произошло в 2020 г. Это было прямым результатом пандемии. С введением ограничений на поездки международный и внутренний туризм остановились. При таком небольшом количестве туристов, способных или желающих путешествовать, показатели отелей по всему миру резко упали. Ежемесячный доход отелей в расчете на один доступный номер по всему миру упал во всех регионах, как и средние дневные ставки и заполняемость [15]. Согласно данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), количество прибывших из-за рубежа туристов упало на 73,9 % в 2020 г., что привело к существенному снижению доходов мировой индустрии отелей и курортов. Ожидается, что выручка отрасли снизится в годовом исчислении на 4,4 % до 948,9 млрд долларов до 2021 г., несмотря на предполагаемое увеличение доходов отрасли в течение ближайших лет, поскольку страны, вероятно, начнут ослаблять ограничения на поездки из-за распространяемой вакцинации [18]. Текущие данные ЮНВТО по состоянию на январь 2021 г. по количеству прибывших международных туристов на 87 % ниже, чем в 2020 г. Хотя ожидается, что в ближайшие месяцы этот показатель улучшится, восстановление отрасли во второй половине 2021 г. будет зависеть от возможных волн пандемии из-за разных штаммов и динамики ослабления ограничений на поездки [19]. По данным ЮНВТО, 32 % пунктов назначения по всему миру полностью закрыли границы в марте 2020 г., а еще 34 % - частично. В связи с недавним всплеском случаев COVID-19 во многих странах с развивающейся экономикой, таких как Бразилия и Индия, восстановление отрасли может быть сдержанным в 2021-2022 гг., поскольку правительства могут продлить ограничения.

Есть ряд ключевых проблем, стоящих сегодня перед гостиничной индустрией. До сих пор 4 из 10 сотрудников отелей по-прежнему не работают; на пике пандемии почти девять из десяти отелей были вынуждены сократить часть работников. Почти 2/3 (65 %) отелей остаются заполненными не более чем на 50 %. Это ниже порога, при котором большинство отелей могут окупиться. Тысячи гостиниц находятся под угрозой закрытия или не могут нанять персонал из-за продолжаю-

щейся крайне низкой заполняемости отелей. Потребность в путешествиях даже в США остается на рекордно низком уровне: только 33 % американцев говорят, что они путешествовали с ночевкой для отдыха или в отпуск с марта 2020 г., и только 38 % - что они, вероятно, сделают это к концу 2021 г. Ведущие работодатели в отрасли - городские отели -испытывают серьезные трудности, так как за -полняемость достигает всего 38 %. Влияние COVID на гостиничную индустрию ощущается в крупных городах: происходит потеря огромного количества рабочих мест и резкое сокращение государственных и местных налоговых поступлений [20].

Восстановление прежнего уровня туристической активности произойдет через несколько лет при благоприятных условиях, а пока гостиничным компаниям приходится готовиться к существованию в «новой нормальности». Угроза для сектора состоит в том, что может быть недостаточно снятия ограничений, так как происходят изменения в поведении потребителей гостиничных услуг. Многие клиенты могут опасаться останавливаться в массовых местах размещения из-за риска заболеть. Почти половина (47 %) опрошенных беспокоятся о риске заражения, а 58 % - здоровье своих близких. Только 15 % потребителей заявили, что они чувствуют себя в безопасности, посещая публичные мероприятия; 29 % чувствуют себя в безопасности, останавливаясь в отелях. Эти тенденции указывают на то, что сектору может потребоваться больше времени, чем ожидалось, чтобы вернуться к нормальной работе. Деловые поездки, долгое время являвшиеся ключевым фактором дохода гостиничного сектора, смогут восстановиться, вероятно, двух-трех лет. Некоторая часть бизнес-путешествий может быть и вовсе аннулирована, так как многие сферы бизнеса переходят в онлайн и zoom-конференции все чаще заменяют командировки.

Таким образом, пандемия создала большое количество негативных последствий для гостиничного рынка, как прямых, так и косвенных. Ограничения и локдауны нанесли значительный вред как сфере услуг, так и гостиничной отрасли. Существующая неопределенность и экономический спад также влияют на перспективы восстановления гостиничного сектора по мере ослабления пан-

демии. Непредвиденной сложностью является изменение поведения потребителей.

Цифровизация является возможностью, которая может помочь гостиничным сетям как снизить затраты, что является важным в случае низкой заполняемости в ковидный и постковидный период, так и изменить стратегии по привлечению клиентов, отвечая на их изменяющееся поведение. Цифровые технологии помогут поставить клиента в центр стратегий гостиничных сетей, наладить персонализированное взаимодействие с клиентом, оперативно определять его индивидуальные потребности и реагировать на них, что станет залогом повышения лояльности в гостиничной индустрии.

Список литературы

1. Долженко, И. Б. Пандемия COVID-19 и очистительное разрушение отжившего для глобального потребительского сектора / И. Б. Долженко // Modern Science. - 2021. - № 5-3. - С. 93-98.

2. Долженко, И. Б. Перспективы развития глобального потребительского сектора после пандемии COVID-19 / И. Б. Долженко // Modern Science. - 2021. -№ 3-2. - С. 66-71.

3. Зоидов, К. Х. Динамика институтов инновационного развития: российский и зарубежный опыт / К. Х. Зоидов, Ю. А. Ковальчук, И. М. Степнов. - Москва, 2020.

4. Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность транснациональных корпораций в условиях глобализации : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Н. Ю. Конина; Московский государственный институт Международных отношений. - Москва, 2009.

5. Менеджмент / Н. Ю. Конина и др. - Москва, 2016.

6. Перспективы экономической глобализации /

A. С. Булатов и др. - Москва, 2019.

7. Сидорова, Е. Преодоление последствий COVID-19 в ЕС: наднациональный финансовый аспект / Е. Сидорова // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - Т. 65, № 1. - С. 24-32.

8. Современные международные экономические отношения в эпоху постбиполярности / Т. М. Исаченко и др. - Москва, 2020.

9. Стратегии развития международных компаний /

B. Ю. Гречков и др.; под редакцией Р. Б. Ноздревой. -Москва, 2013.

10. Современные проблемы менеджмента, маркетинга и предпринимательства / Р. Б. Ноздрева и др. -Москва, 2018.

11. Accenture. 2020. How COVID-19 Will Permanently Change Consumer Behaviour: Fast-Changing Consumer Behaviors Influence the Future of the CPG Industry. -URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-123/ Accenture-COVID19-Pulse-Survey-Research-PoV.pdf (дата обращения: 01.09.2021).

12. Cohen, M. Does the COVID-19 Outbreak Mark the Onset of a Sustainable Consumption Transition? / M. Cohen

// Sustainability: Science, Practice and Policy 2020. - № 16 (1). - С. 1-3.

13. COVID-19 to Plunge Global Economy into Worst Recession since World War II / The World Bank Press Release. - URL: https://www.worldbank.org/en/news/ press-release/2020/06/08/covid-19-to-plunge-global-economy-into-worst-recession-since-world-war-ii (дата обращения: 01.09.2021).

14. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution / Editors: N. Konina, Palgrave Macmillan; 1st ed. - 2021. -3 January. - 306 p.

15. International Monetary Fund (IMF). The great lockdown: Worst economic downturn since the great depression (Washington, D.C.). 2020. - URL: https://blogs. imf.org/2020/04/14/the-great-lockdown-worst-economic-downturn-since-the-great-depression/ (дата обращения: 14.10.2020).

16. World Bank. 2021. Global Economic Prospects, January 2021. Washington, DC: World Bank.

17. The socio-economic implications of the coronavirus pandemic (COVID-19): A review / M. Nicola, Z. Alsafi, C. Sohrabi, A. Kerwan, A. Al-Jabir, C. Iosifidis, M. Agha, R. Agha // Int. J. Surg. 2020. - № 78. - P. 185-193.

18. Gursoy, D. Effects of COVID-19 pandemic on hospitality industry: Review of the current situations and a research agenda / D. Gursoy; C.G. Chi // J. Hosp. Mark. Manag. 2020. - № 29. - P. 527-529.

19. Antonio, N. COVID 19: The catalyst for digital transformation in the hospitality industry? / N. Antonio, P. Rita //Tour. Manag. Stud. - 2021. - № 17. - P. 41-46.

20. Abbas, J. Exploring the impact of COVID-19 on tourism: Transformational potential and implications for a sustainable recovery of the travel and leisure industry / J. Abbas, R. Mubeen; P.T. Iorember, S. Raza, G. Mamirkulova // Curr. Res. Behav. Sci. - 2021. - № 2. -P. 100033.

References

1. Dolzhenko I.B. Pandemiya COVID-19 i ochistitel'noe razrushenie otzhivshego dlya global'nogo potrebitel'skogo sektora, Modern Science, 2021, no. 5-3, pp. 93-98.

2. Dolzhenko I.B. Perspektivy' razvitiya global'nogo potrebitel'skogo sektora posle pandemii COVID-19, Modern Science, 2021, no. 3-2, pp. 66-71.

3. Zoidov K.X., Koval'chuk Yu.A., Stepnov I.M. Dinamika institutov innovacionnogo razvitiya: rossijskiji zarubezhnyj opyt. Moskva, 2020.

4. Konina N.Yu. Konkurentosposobnost' transnacional'ny'x korporacij v usloviyax globalizacii : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'ko-nomicheskix nauk / Moskovskij gosudarstvenny'j institut Mezhdunarodny'x otnoshenij. Moskva, 2009.

5. Menedzhment / N. Yu. Konina i dr. Moskva, 2016.

6. Perspektivy' e'konomicheskoj globalizacii / Bulatov A.S. i dr. Moskva, 2019.

7. Sidorova E. Preodolenie posledstvij COVID-19 v ES: nadnacional'ny'j finansovy'j aspekt, Mirovaya e'konomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2021, vol. 65, no. 1, pp. 24-32.

8. Sovremennye mezhdunarodnye e'konomicheskie otnosheniya v e'poxu postbipolyarnosti / Isachenko T.M. i dr. Moskva, 2020.

9. Strategii razvitiya mezhdunarodnyx kompanij / V. Yu. Grechkov i dr.; pod redakciej R. B. Nozdrevoj. Moskva, 2013.

10. Sovremennye problemy menedzhmenta, marketinga i predprinimatel'stva / R. B. Nozdreva i dr. Moskva, 2018.

11. Accenture. 2020. How COVID-19 Will Permanently Change Consumer Behaviour: Fast-Changing Consumer Behaviors Influence the Future of the CPG Industry. URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-123/ Accenture-COVID19-Pulse-Survey-Research-PoV.pdf (data obrashheniya: 01.09.2021).

12. Cohen M. 2020. Does the COVID-19 Outbreak Mark the Onset of a Sustainable Consumption Transition? Sustainability: Science, Practice and Policy 16 (1): 1-3.

13. COVID-19 to Plunge Global Economy into Worst Recession since World War II/ The World Bank Press Release. URL: https://www.worldbank.org/en/news/ press-release/2020/06/08/covid-19-to-plunge-global-economy-into-worst-recession-since-world-war-ii (data obrashheniya: 01.09.2021).

14. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution. Editors: Konina, Natalia (Ed.) Palgrave Macmillan; 1st ed. 2021 edition (January 3, 2021) 306 p.

15. International Monetary Fund (IMF). 2020. The great lockdown: Worst economic downturn since the great depression (Washington, D.C.). URL: https://blogs. imf.org/2020/04/14/the-great-lockdown-worst-economic-downturn-since-the-great-depression/ (data obrashheniya: 14.10.2020).

16. World Bank. 2021. Global Economic Prospects, January 2021. Washington, DC: World Bank.

17. Nicola M., Alsafi Z., Sohrab, C., Kerwan A., Al-Jabir A., Iosifidis C., Agha M., Agha R. The socio-economic implications of the coronavirus pandemic (COVID-19): A review. Int. J. Surg. 2020, 78, 185-193.

18. Gursoy D., Chi C.G. Effects of COVID-19 pandemic on hospitality industry: Review of the current situations and a research agenda. J. Hosp. Mark. Manag. 2020, 29, 527-529.

19. Antonio N., Rita P. COVID 19: The catalyst for digital transformation in the hospitality industry? Tour. Manag. Stud. 2021, 17, 41-46.

20. Abbas J., Mubeen R., lorember P.T., Raza S., Mamirkulova G. Exploring the impact of COVID-19 on tourism: Transformational potential and implications for a sustainable recovery of the travel and leisure industry. Curr. Res. Behav. Sci. 2021, 2, 100033.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.