9. National project "Education". Federal project "Youth of Russia" URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/young/].
10. Teach in a new way. URL: https://rg-ru.turbopages.org/ rg.ru/s/2019/06/05/vuzy-rossii-poluchat-granty-na-razrabotku-modeli-cifrovogo-universiteta.html.
11. On the creation of a network of children's technology parks "Kvantorium" in the Kemerovo region - Kuzbass in 2020-2023. Decree of the Government of the Kemerovo Region - Kuzbass dated June 27, 2019 No 379-r. (as amended on December 25, 2020).
12. Ovchinnikov V. A. Strategic priorities for the development of the education system of Kuzbass. Professional education in Russia and abroad, 2020, No. 2 (38). The education system of the Russian region: a comprehensive analysis. Moscow, 2019.
13. Udovenko I. P. Digital technologies in the field of social protection: a new format for interaction between the state and citizens in a pandemic. URL: https://www.imemo.ru/publications/ relevant-comments/text/tsifrovie-tehnologii-v-sfere-sotsialynoy-zashtiti-noviy-format-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-grazhdan-v-usloviyah-pandemii.
14. Young students: from educational failure to educational success: scientific monograph / G. E. Zborovsky, P. A. Ambarova, B. Yu. Berzin, O. S. Vindeker, A. A. Drozdova, A. V. Kulminskaya, S. V. Kulpin, S. N. Pankova, N. V. Shabrova, E. A. Shuklina, V. A. Arhipova / Edited by G. E. Zborovsky. Yekaterinburg: University for Humanities, 2021, 328 p.
15. Shafranov-Kutsev G. F., Efimova G. Z. Student and working youth: transformational transition from competitiveness to competitiveness. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2018, V. 11, No 5, pp. 231-246. (In English).
16. Berzin S. C., Singer J., Chan C. Practice innovation through technology in the digital age: A grand challenge for social work. Grand Challenges for Social Work Initiative Working Paper, no. 12, Cleveland, American Academy of Social Work and Social Welfare, 2012, 21 p. (In English).
17. Cisco: Digitizing Higher Education to Enhance Experiences and Improve Outcomes. URL: https://www.cisco.com/c/dam/assets/ docs/digitizing-higher-education.pdf. (In English).
18. Joiner J. Digital ethics in social work education. Journal of Teaching in Social Work, 2019, vol. 39, pp. 361-373. (In English).
УДК/UDC 316.334.3-057.87:004.9(571.17) DOI 10.54509/22203036_2023_2_36 EDN DBHNQX
Пилко Ирина Семеновна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург
Pilko Irina S.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Information Management, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg
ПОТРЕБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
THE NEED OF UNIVERSITY LIBRARY SPECIALISTS IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Введение. Актуальность исследования обусловлена принятием профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», который, уточняя функциональную структуру профессиональной деятельности, предъявляет новые требования к знаниям, умениям и образовательному статусу библиотечных специалистов. Вузовские библиотеки не имеют организационно оформленной системы дополнительного профессионального образования (ДПО), учитывающей специфические особенности их функционирования в условиях цифровой трансформации науки, высшего образования и информационной сферы. Обоснование необходимости и выявление
предпосылок формирования такой системы составляют цель данной статьи.
Методология. Методологической основой оценки сложившейся проблемной ситуации, выявления необходимых организационных и содержательных трансформаций непрерывного библиотечно-информационного образования служит системный подход. В исследовании применен комплекс научных методов: анализ документов и открытых данных - для выявления перспективных направлений развития вузовских библиотек, статистический анализ - для оценки кадровой ситуации в отрасли, анкетирование и сравнительный анализ - для осмысления потребностей специалис-
тов вузовских библиотек в дополнительном профессиональном образовании и возможностей их удовлетворения.
Результат. Анализ кадровой ситуации и сложившейся практики развития профессиональной компетентности сотрудников вузовских библиотек Уральского и Сибирского регионов Российской Федерации позволил определить масштабы потребностей в ДПО для данной целевой аудитории. Опрос вузовских библиотекарей дал возможность определить отношение респондентов к широко дискутируемому вопросу о необходимости вузовским библиотекарям иметь профильное библиотечное образование; выявить мнение о предпочтительных формах получения ДПО, привлекательных для получения такого образования организациях и статусности выдаваемых ими документов, о доступных и востребованных каналах информирования о программах профессионального образования и ДПО. Установлено, что в реальной практике ДПО неформальное (внутрифирменное, корпоративное) образование абсолютно преобладает над формальным (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка с выдачей документов установленного образца), хотя последнее оценивается респондентами как значимое. Важным результатом исследования представляется уточнение актуальной для вузовских библиотекарей тематики ДПО. Появилась возможность соотнести ее с организациями, представленными в этом секторе ДПО, и наметить пути их возможного взаимодействия в удовлетворении потребностей в развитии профессиональных компетенций целевой аудитории.
Заключение. В сложившейся практике дополнительного профессионального образования для специалистов вузовских библиотек выявлены следующие признаки системности: наличие множества элементов/организаций (вузы, учебные центры, библиотеки, образовательные и поисковые платформы, агрега-торы информационных ресурсов и др.), общей для всех цели (формирование и развитие профессиональной компетентности кадров вузовских библиотек), самостоятельность каждой организации в выборе содержания, форм, образовательных технологий и категорий обучающихся. Важным направлением развития этой практики видится установление устойчивых связей между организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Это обеспечит системе структурированность и управляемость. Роль координирующих центров могут взять на себя профессиональные ассоциации и зональные методические объединения вузовских библиотек. С поиском путей формирования таких связей следует связывать перспективы даль-
нейшего исследования. Заслуживает внимания поиск возможностей признания результатов неформального и информального образования для оценки уровня компетентности сотрудников вузовских библиотек, развития их профессиональной карьеры.
Introduction. The relevance of the study is due to the adoption of the professional standard "Specialist in library and information activities", which, clarifying the functional structure of professional activity, imposes new requirements on the knowledge, skills and educational status of library specialists. University libraries do not have an institutionalized system of additional professional education (APE), which takes into account the specific features of their functioning in the context of the digital transformation of science, higher education and the information sphere. The justification of the need and identification of the prerequisites for the formation of such a system is the purpose of this article.
Methodology. The systematic approach is considered as a methodological basis for assessing the current problematic situation, identifying the necessary organizational and content transformations of the library and information education. The scientific methods are used in the study: analysis of documents and open data - to identify promising areas for the development of university libraries, statistical analysis - to assess the personnel situation in the industry, questioning and comparative analysis - to understand the needs of university library specialists in getting additional professional education.
Results. The analysis of the personnel situation and the current practice of developing the professional competence of employees of university libraries in the Ural and Siberian regions of the Russian Federation made it possible to determine the needs for APE for this target audience. The survey of university librarians made it possible to determine the attitude of respondents to the widely discussed issue of the need for university librarians to have a profile library education; to reveal the opinion about the preferred forms of obtaining APE, organizations that are attractive for obtaining such education and the status of the documents issued by them, about the available and popular channels for informing about professional education programs and APE. It has been established that in real practice of APE, non-formal (intracompany, corporate) education absolutely prevails over formal education (professional retraining, advanced training, internship with the issuance of documents of the established form), although the latter is assessed by the respondents as significant. An important result of the study is the clarification of the topic of APE that is relevant for university librarians. It became possible to correlate it with the organizations represented in this sector of the APE, and outline the ways of
their possible interaction in meeting the needs for the development of professional competencies of the target audience.
Conclusion. In the current practice of additional professional education for specialists of university libraries the following signs of consistency have been identified: the presence of many elements/organizations (universities, educational centers, libraries, educational and search platforms, aggregators of information resources, etc.), a common goal for all of them (formation and development of professional competence of university library staff), the independence of each organization in the choice of content, forms, educational technologies and categories of students. An important direction in the development of this practice is the establishment of stable relations between organizations engaged in educational activities. It will provide the system with a structure and manageability. The role of coordinating centers can be assumed by professional associations and zonal methodological associations of university libraries. The search for ways to form such links should be associated with the prospects for further research. The search for opportunities to recognize the results of non-formal and informal education for assessing the level of competence of university library staff and developing their professional career deserves attention.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, специалисты вузовских библиотек, кадровый состав, развитие компетенций.
Keywords: non-stop professional education, additional professional education, university library specialists, personnel, competency development.
Введение
Утверждение профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» и ввод в действие с 01.03.2023 - важное событие в жизни библиотечного сообщества. Номенклатура трудовых функций, определяемых стандартом, вызвала оживленные дискуссии в профессиональной среде. В этом, как показал опыт разработки и обсуждения разных вариантов проекта документа, трудно добиться согласия всех заинтересованных сторон. Сняты действовавшие ранее требования к профильному образованию сотрудников библиотек. Появилась рекомендация для лиц, имеющих непрофильное среднее профессиональное или высшее образование, проходить обучение по профессиональным (библиотечным) образовательным программам бакалавриата или дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации). Для сотрудников библиотек, независимо от базового обра-
зования, занимаемой должности и стажа работы, рекомендовано «дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности (не реже одного раза в три года)» [1].
Этот документ, межведомственный по своему характеру, проблематизирует кадровую ситуацию в библиотечной отрасли и влияет на развитие дополнительного профессионального образования, ориентированного на потребности библиотечных специалистов. Сложившаяся к настоящему времени практика непрерывного библиотечно-информационного образования организационно и содержательно ориентирована преимущественно на потребности подведомственных Министерству культуры публичных библиотек. Это самый многочисленный сегмент библиотечной сферы Российской Федерации. Кадровая ситуация здесь прозрачна, полно отражается в статистических отчетах, отслеживается федеральными библиотеками - методическими центрами и центральными библиотеками субъектов Российской Федерации. По данным государственной статистики (2021), в публичных библиотеках трудятся более 101 тыс. специалистов, 47 % из них имеют профильное специальное образование. Это позволяет реально оценить потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации с учетом требований профессионального стандарта. Дополнительное профессиональное образование (формальное, неформальное, информальное) организационно представлено на 3 уровнях (федеральном, региональном и муниципальном). Реализуемый с 2019 г. в рамках национального проекта «Культура» федеральный проект «Творческие люди» стимулировал согласование контента реализуемых программ повышения квалификации, создание единого Реестра программ ДПО для библиотекарей и размещение его на портале Национальной электронной библиотеки.
Иная ситуация складывается с вузовскими библиотеками, подведомственными Министерству науки и высшего образования. Достоверная статистика по ним отсутствует. Оценить численность вузовских библиотек можно исходя из количества вузов в стране. Известная норма Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предписывает в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формировать «библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам [2, ст. 18]. Число российских вузов в 2022 г. составило 717, в т.ч. 501 - государственные и муниципальные образовательные орга-
низации [3, с. 53]. По разным оценкам в них трудятся до 20 тыс. сотрудников [4; 5].
Вузовские (университетские) библиотеки во всем мире обладают весьма выраженной спецификой и переживают обусловленные цифровизацией науки, образования и информационной сферы трансформации: «...Новые функции, связанные с поддержкой научных исследований, управлением данными, библиометрией, цифровой грамотностью, научными коммуникациями и расширением опыта пользователей, все чаще становятся зоной ответственности библиотек университетов» [6]. Осмысление этого процесса ведется в двух основных направлениях: 1) изменение роли и задач вузовских библиотек, выявление перспективных направлений их развития; 2) формирование нового профиля компетенций специалиста вузовской библиотеки.
Первое направление достаточно полно представлено в отечественной и зарубежной профессиональной печати, в неформальных научных коммуникациях. Уровень погружения в проблему разный: концептуальный (максимальная интеграция ресурсов и услуг в исследовательскую и образовательную деятельность вуза, реализация собственных исследовательских, образовательных и культурных программ, предоставление расширенного ассортимента библиотечных сервисов по поддержке научных исследований) [5-7], прагматический (экспертиза и организация доступа к внешним электронным ресурсам и наукометрическим сервисам, мониторинг публикационной активности сотрудников университета, формирование цифровой культуры пользователей, хранение и обеспечение доступа к электронному образовательного и научному контенту университета) [8], тактический (информационное сопровождение научно-технического развития России в условиях внешних ограничений, обеспечение эффективного использования научных информационных ресурсов, сохранение библиотекой информационного кредита доверия в эпоху тотальной дезинформации) [9].
Убедительными представляются публикации зарубежных коллег, где новым или трансформируемым профессиональным задачам (поддержка научных исследований, преподавание и обучение, цифровая грамотность, развитие опыта пользователей, научные коммуникации) ставятся в соответствие конкретные библиотечные услуги [6], излагается опыт преодоления препятствий на пути интеграции библиотечных ресурсов в среду дистанционного обучения, обсуждается проблема качества открытых образовательных ресурсов [10-12], оценивается эффективность обучения информационной грамотности пользователей университетских библиотек [13].
Вопрос моделирования цифровых компетенций и их профилирования к потребностям различных областей применения является дискуссионным [7; 14; 15]. В библиотечно-информационной сфере цифровые компетенции встроены в структуру профессиональных. Посвященные этой теме работы содержат сравнительный анализ компетентностных моделей специалистов универсальных и специальных библиотек [16-19]. Отмечается, что для библиотек всех типов и видов сохраняется значимость профессионального владения навыками сбора, обработки, организации, поиска и предоставления информации. При этом университетские библиотеки, становясь важным компонентом научно-исследовательской и информационно-образовательной инфраструктуры, проходят сложный процесс переопределения своей роли и задач. Обсуждается потребность специализации библиотечных специалистов по профилям: «встроенный» библиотекарь (embedded librarían), информационный консультант, менеджер по управлению знаниями, цифровой куратор, библиотекарь-исследователь, «предметный» библиотекарь (subject librarian), куратор контента (content curator) и пр. [7; 16; 17]. Наблюдается расширение ассортимента библиотечных сервисов по поддержке исследований и образовательной деятельности, включая: создание и сопровождение репозиториев открытого доступа; управление научными данными (research data management, RDM); курирование научных данных (data curation); информетрия (библиометрия, наукометрия, вебометрия, альтметрия); поддержка публикационной активности, информационное сопровождение электронного обучения и дистанционного образования, формирование цифровой культуры и цифровых компетенций пользователей библиотек [17; 20; 21].
Методология
Методологической основой анализа дополнительного профессионального образования, ориентированного на потребности конкретной целевой аудитории, служит системный подход. Это позволяет оценивать сложившуюся практику ДПО на проявление в ней присущих системам свойств: наличие множества элементов системы и общей для всех цели; наличие связей между элементами при относительной самостоятельности каждого; эмерджентность - наличие у системы свойств, не присущих ее компонентам по отдельности; структурированность и управляемость. Данное исследование продолжает, развивает и конкретизирует основные положения, характеризующие организационные и содержательные трансформации непрерывного библиотечно-информационного образования [22].
Таблица 1
Образовательный статус сотрудников вузовских библиотек Урала и Сибири (2021)
Методическое объединение вузовских библиотек Количество библиотек в объединении Общая численность библиотечных работников (абс.) Из них имеют образование (%) Итого профильное библиотечное образование (%)
Высшее образование Среднее профессиональное образование
всего из них библиотечное всего из них библиотечное
Екатеринбург 16 392 83,2 28,8 15,1 8,4 37,2
Челябинск 8 164 86,0 61,6 13,4 8,3 69,9
Пермь 7 166 83,1 47,0 15,0 10,8 58,8
Томск 6 281 77,9 18,1 10,3 6,4 24,5
Новосибирск 15 280 80,1 37,9 15,3 7,7 45,6
Красноярск 9 245 80,0 30,6 19,1 12,7 43,3
Таблица 2
Количественное распределение персонала вузовских библиотек по стажу работы и возрасту (Красноярск, 2021)
Всего (абс.) Численность сотрудников
по стажу работы (%) по возрасту(%)
от 0 до 3 лет от 3от до 10 лет свыше 10 лет до 30 лет от 30 до 55 лет свыше 55 лет
245 5,7 11,0 83,3 5,3 52,7 42,0
Для осмысления проблемной ситуации использованы методы анализа официальных и концептуальных документов, определяющих стратегию развития вузовских библиотек в условиях цифровой трансформации науки, образования и информационной сферы, публикаций в профессиональной печати, открытых данных о функционировании вузовских библиотек и их методических объединений, а также методы статистического анализа.
Для выявления потребностей целевой аудитории в различных формах дополнительного профессионального образования (формального, неформального, инфор-мального) использованы методы анкетирования сотрудников вузовских библиотек, сопоставления полученных результатов с опубликованными ранее данными аналогичных исследований, формируемыми в России и за рубежом компетентностными моделями библиотечных специалистов, обеспечивающих информационные потребности науки и высшего образования.
Результаты
Отсутствие официальной статистической информации, характеризующей кадровую ситуацию в вузовских библиотеках, потребовало обращения к открытым данным, размещенным в сети региональными методическими объединениями вузовских библиотек. Оказалось, только 2 зональных методических объединения имеют в открытом доступе своды статистиче-
ских данных: это Методическое объединение библиотек вузов Западной Сибири, возглавляемое Научной библиотекой Томского государственного университета (ТГУ и Зональное методическое объединение библиотек вузов и ссузов Уральского региона, методическим центром которого является Зональная научная библиотека Уральского федерального университета (УрФУ). Таким образом удалось получить представление об образовательном статусе библиотекарей вузов в крупных городах - студенческих центрах Уральского и Сибирского федеральных округов (табл. 1).
При высоком удельном весе сотрудников с высшим образованием, доля библиотекарей с профильным библиотечным образованием в разных городах колеблется в пределах от 24,5 до 69,9%. Известно, что некоторые руководители библиотек крупных российских университетов сознательно ограничивают прием в штат сотрудников с библиотечным образованием, отдавая предпочтение «предметным» библиотекарям (статистика Томска и Екатеринбурга является тому примером). Города Челябинск и Пермь имеют на своей территории вуз культуры, отсюда высокий удельный вес сотрудников с профильным библиотечным образованием. Наиболее типичная ситуация для Российской Федерации складывается в Новосибирске и Красноярске.
Принятое в библиотечной статистике распределение персонала по возрасту и стажу работы оказалось
доступным только для вузовских библиотек Красноярска.
Проблема старения библиотечных кадров, дефицита молодых специалистов в штате библиотек является общей для российской библиотечной отрасли в целом, но в вузовских библиотеках она стоит особенно остро, становится предметом обсуждения на ежегодных заседаниях Секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации и других библиотечных форумах.
Объектом дальнейшего исследования были выбраны библиотеки, входящие в состав Методического объединения вузовских библиотек Красноярска. Основаниями для такого решения послужили типичность кадровой ситуации, доступность характеризующих ее данных, широкое отражение в профессиональной печати опыта цифровой трансформации вузовских библиотек на примере Научной библиотеки Сибирского федерального университета (СФУ) [15; 21; 23].
Для опроса сотрудников вузовских библиотек Красноярска методом анкетирования была сформирована выборка объемом 82 респондента, точно отражающая структуру генеральной совокупности по признакам возраста, стажа работы и образовательного статуса (табл. 1-2). Анкетирование проводилось в июне -августе 2022 г. и решало задачи выявить: 1) отношение респондентов к профессиональному образованию в целом и дополнительному профессиональному образованию, в частности; 2) актуальную тематику ДПО, предпочтительные каналы обучения и информирования об образовательных программах и обучающих мероприятиях; 3) отношение вузовских библиотекарей к дистанционным формам непрерывного профессионального образования.
Интересный результат дали ответы на вопрос о про-фильности специального образования, необходимого для работы в вузовской библиотеке (рис. 1).
Менее половины опрошенных признали необходимость профильного библиотечного образования для работы в вузовской библиотеке или лояльно отнеслись к его наличию. Высказали сомнение в необходимости такового или категорически отрицали его обязательность 52 % респондентов. Надо признать, что аналогичное мнение весьма распространено в среде вузовских библиотекарей, включая руководителей библиотек.
В то же время здоровый консерватизм побеждает и в этой среде. В рейтинге документов, которые опрошенные предпочли бы иметь по результатам профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, преобладают документы государственного или установленного образца - итог получе-
ния формального(профессионального или дополнительного профессионального) образования:
- диплом о высшем/среднем профессиональном образовании (38%),
- удостоверение о повышении квалификации установленного образца (17%),
- диплом о профессиональной переподготовке (8 %).
Для 30 % опрошенных вопрос об итоговом документе
обучения не имеет значения. И только 7% специалистов библиотек вполне удовлетворит выдача свидетельства или сертификата участника обучающего мероприятия (онлайн-лекции, вебинара, мастер-класса, круглого стола и т. п.). К сожалению, в сложившейся практике ДПО для вузовских библиотек, как мы увидим в дальнейшем (рис. 2), именно неформальное (внутрифирменное, корпоративное) образование - самая распространенная форма развития профессиональных компетенций.
Рейтинг предпочтительных видов ДПО со всей очевидностью свидетельствует о значимости для вузовских библиотекарей информального (самообразование, индивидуальная познавательная деятельность) и неформального образования (рис. 2). В этой связи особую актуальность для данной профессиональной группы приобретает положение Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года: «Развитие механизмов и практики формального признания результатов обучения, полученных, в том числе, неформальным путем» [24].
В структуре формального ДПО на фоне острого дефицита реализуемых образовательных программ, ориентированных на потребности вузовских библиотек, более половины участников опроса выделили в качестве приоритета курсы повышения квалификации. Высокий интерес вызывает профессиональная переподготовка (24% против 8% желающих получить подобный диплом). В то же время это самая трудоемкая форма ДПО для всех субъектов образовательной
■ Да
□ Нет
□ Скорее «да», чем «нет»
□ Скорее «нет», чем «да»
Рис. 1. Обязательность профильного профессионального образования для работы в вузовской библиотеке (%)
Информальное образование Неформальное образование Стажировки Курсы повышения квалификации Профессиональная переподготовка
0 10 20 30 40 50
Рис. 2. Предпочтительные формы дополнительного профессионального образования (%)
54
60
Профильные вузы и организации СПО 36
Организации ДПО Образовательные платформы, ЭБС и др.
Библиотеки
Непрофильные вузы и организации СПО
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рис. 3. Организации, привлекательные для получения профессионального образования и ДПО (%)
деятельности, требующая высокой квалификации преподавателей и значительных организационных усилий. В современной ситуации она реализуется либо в заочной форме либо с применением дистанционных образовательных технологий. Практика подготовки специализированных программ профессиональной подготовки, ориентированных на потребности вузовских библиотек, нам неизвестна.
Стажировка как форма ДПО привлекает 21 % респондентов. Это очень высокий показатель интереса, свидетельствующий об актуальности разработки типовых и специализированных программ групповых или индивидуальных стажировок. Привлекательность этой формы - в ее интерактивности, возможности реализации на базе библиотек с привлечением квалифицированных практикующих специалистов. Методическим центрам зональных объединений вузовских библиотек имеет смысл учитывать интерес вузовских библиотекарей к подобным программам.
Полученные ответы на вопрос об организациях, привлекательных для получения дополнительного профессионального образования, свидетельствуют о расхождении высказанных предпочтений и реальности
(рис. 3). Несмотря на то, что профильные вузы и организации среднего профессионального образования (колледжи культуры) доминируют в качестве признанных центров повышения квалификации, в практике вузов культуры, реализующих программы ДПО для библиотечных специалистов, сотрудники вузовских библиотек представлены незначительным количеством слушателей. В то же время образовательные и поисковые интернет-платформы, электронные библиотеки, электронно-библиотечные системы (ЭБС), научно-издательские центры, профессиональные ассоциации сегодня проявляют большую активность в образовательной и просветительской работе с сотрудниками вузовских библиотек. Подтверждением тому служит статистика мероприятий повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки Сибирского Федерального университета (табл. 3).
Следует в дальнейшем уточнить, какие именно организации ДПО (коммерческие фирмы, учреждения ДПО, структурные подразделения ДПО вузов) востребованы вузовскими библиотекарями (информация об этом отсу-ствует). Важно оценить также возможности непрофильных вузов и организаций среднего профессионального
Таблица 3
Повышение квалификации сотрудников НБ СФУ (2021)
Обучающая организация Количество тем Количество обученных
Образовательная платформа «Юрайт» 98 204
Издательство IPR MEDIA 55 166
Система «Антиплагиат» 29 127
Группа компаний ИНФРА-М 21 57
Электронная библиотека EBSCO 16 50
Поисковая интернет-платформа Web of Science 11 20
Издательство учебной литературы «КНОРУС» 5 5
Агрегатор базы данных Dimensions, Digital Science 4 7
Научно-аналитическая компания Clarivate 3 3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU 3 3
Образовательная платформа «INTERRA» 1 1
Онлайн-библиотека Wiley 1 1
ИТОГО 247 644
образования как субъектов системы ДПО для библиотечной сферы.
Весьма информативны результаты ответов на вопрос об актульной тематике обучения в рамках дополнительного профессионального образования (рис. 4).
Результаты опроса позволяют соотнести интересующий сотрудников вузовских библиотек учебный контент с организационной структурой складывающейся системы ДПО для данной целевой аудитории (рис. 3, табл. 3). В порядке обсуждения перечень востребо-
ванных респондентами тем можно условно разделить на 3 категории (на рисунке 4 различаются визуально): I. Темы, включаемые в программы высшего библиотечного образования и программы профессиональной переподготовки, реализуемые вузами культуры. Прежде всего это «Теоретические основы библиотечно-информационной деятельности» и «Традиционные методики и технологии библиотечно-информационной деятельности». Несмотря на скептическое отношение значительной части респондентов к профильному
Традиционные методики и технологии ББД Информационная аналитика Работа с социальными сетями Формирование информационной культуры пользователей
Проектная деятельность Теоретические основы ББД Использование цифровых сервисов Инструменты продвижения ресурсов и услуг Цифровые услуги Организация доступа к ИР Вузовская библиотека и дистанционное обучение Библиометрические и наукометрические исследования Регламентация деятельности вузовской библиотеки Сопровождение публикационной активности
0 5 10 15 20 Рис. 4. Актуальная тематика программ ДПО (%)
25
30
35
40
45
50
библиотечному образованию, эти темы оцениваются как востребованные. Учебные дисциплины, связанные с информационной аналитикой, формированием информационной культуры различных категорий пользователей, работой библиотеки в социальных сетях и проектной деятельностью библиотеки, также находят отражение в программах бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность». Логично использовать квалификацию, научный и педагогический потенциал преподавателей вузов для освещения данной проблематики в программах ДПО.
II. Темы, которые освещаются в основных профессиональных программах высшего и среднего профессионального образования, но имеют ярко выраженную специфику для вузовских (университетских) библиотек. Это «Инструменты продвижения ресурсов и услуг», «Использование цифровых сервисов», «Цифровые услуги», «Организация доступа к информационным ресурсам». Здесь видятся уместными любые формы взаимодействия (включая сетевую) при реализации образовательных программ с приглашением для создания учебного конетнта и проведения занятий преподавателей, менеджеров, практикующих специалистов, исследователей, представляющих образовательные организации, структурные подразделения ДПО высших учебных заведений, библиотеки и другие учреждения информационной сферы.
III. Темы, содержательное наполнение которых определяет вузовская библиотека (заказчик или разработчик образовательной программы), при необходимости обращаясь к специалистам других организаций ДПО. К этой категории, на наш взгляд, можно отнести следующие темы: «Вузовская библиотека и дистанционное обучение», «Библиометрические и наукометрические исследования», «Регламентация деятельности вузовской библиотеки», «Сопровождение публикационной активности».
Полученный тематический рубрикатор потребностей в дополнительном профессиональном образовании отражает основные тренды развития вузовских (университетских) библиотек, получивших освещение в публикациях отечественных и зарубежных авторов [5-13].
Анализ ответов на вопрос о каналах получения информации о программах непрерывного профессионального образования позволил сделать вывод о распределенном характере такого информирования (рис. 5). Информацию размещают на своих сайтах или рассылают по библиотекам организаторы обучения. Отсутствие единого реестра программ или навигатора по сайтам организаций, реализующих программы ДПО для вузовских библиотек, вынуждает отдельные библиотеки или методические центры их объединений самостоятельно выявлять возможности пройти обучение по программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации с выдачей документа установленного образца.
Так, Научная библиотека СФУ на веб-странице Методического объединения вузовских библиотек Красноярска в рубрике «Профессиональное развитие в области библиотечного дела»» разместила ссылки на сайты профильных вузов, центров повышения квалификации, библиотечных ассоциаций и организаций. Но эта информация, к сожалению, не является полной и точной, поскольку не каждая из указанных организаций в каждый конкретный момент времени реализует такие программы. Научная библиотека ТГУ на своем сайте и портале «Библиомедиа» размещает исчерпывающую информацию о реализуемых библиотечных программах ДПО и онлайн-курсах с возможностью регистрации и подписки на новости. Зональная научная библиотека УрФУ также публикует на своем сайте тексты реализуемых образовательных программ, учебный график проводимых занятий в очной и очно-заочной формах. Но эти примеры являются, скорее, исключением
Информация внутри библиотеки ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 64
Адресная рассылка Информация на конференциях и совещаниях Анонсы на сайтах Реклама на сайтах
0 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 5. Источники информации о программах профессионального образования и ДПО (%)
из общей практики информировать об обучающих мероприятиях, главным образом в формате пост-релизов.
В комплексе ответов об использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в практике вузов и в личной практике респондентов привлекают наше внимание ответы на два вопроса. Первый из них связан с ощущением изменений в практике работы вузовской библиотеки в связи с использованием в вузе дистанционных образовательных технологий. 33 % опрошенных таких изменений не ощутили. Второй вопрос был связан с готовностью использовать ДОТ в личной образовательной практике. Показательно, что только 50 % библиотекарей высказали такую готовность. 26% указали, что подобной практики не имеют, 24% такой готовности не выразили.
Показателен в этом отношении опыт многолетней работы автора по программам повышения квалификации сотрудников публичных библиотек. Поначалу обучающиеся осторожно относились к дистанционному формату реализации программ ДПО, предпочитая ему личный контакт с преподавателями и коллегами. За два последние года большинство участников образовательных программ формулирует свое отношение к дистанционному обучению как «единственную в современной ситуации возможность повысить свою квалификацию, проживая в отрыве от крупных образовательных центров и квалифицированных преподавателей».
Заключение
Объективная необходимость развития дополнительного профессионального образования для сотрудников вузовских библиотек обусловлена рядом факторов: принятием профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»; изменением роли вузовских библиотек в условиях цифрового развития науки, высшего образования и информационной сферы; сложившейся кадровой структурой вузовских библиотек.
Очевидна диверсификация центров, обеспечивающих дополнительное профессиональное образование, обладающих относительной (а иногда и абсолютной) самостоятельностью, при этом связанных единой целью - формирование и развитие профессиональной компетентности кадров вузовских библиотек. Чтобы сложившаяся практика обладала большей системностью, необходимо наладить устойчивые связи между задействованными в ДПО вузами, учебными центрами, библиотеками, образовательными и поисковыми платформами, агрегаторами информационных ресурсов, другими центрами ДПО. Это обеспечит системе свойства интегрированности и управляемости.
Требует решения противоречивая ситуация: с одной стороны, неформальное и информальное дополнительное профессиональное образование получило широкое распространение в среде вузовских библиотекарей, с другой, масштабы доступа к формальному ДПО ограничены, несмотря на реальные возможности реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Важно обеспечить большую открытость образовательных программ ДПО путем размещения на сайтах образовательных структур детальной информации об их содержании и условиях реализации, создания и поддержания в актуальном состоянии сводного реестра образовательных программ, календаря проводимых образовательных мероприятий в рамках зональных методических объединений вузовских библиотек.
Представляется, что роль координирующих центров для выстраивания подлинной системы ДПО для данной категории библиотечных специалистов могут играть профессиональные библиотечные ассоциации и объединения вузовских библиотек.
Литература
1. Профессиональный стандарт. Специалист по библиотечно-информационной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_429494/4 9e2ae9d0aa54c2f70c5f9c43b14c13a2db6e8ee/ (дата обращения: 28.01.2023).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 28.01.2023).
3. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. М.: Высшая школа экономики, 2022. 132 с.
4. Шепель М. О. О возможностях развития вузовских библиотек России: промежуточные итоги работы над концепцией [Электронный ресурс]. URL: https://www.lib.tsu.ru/sites/ default/files/prezentaciya_koncepcii_rba.pdf (дата обращения: 30.01.2023).
5. Концепция развития вузовских библиотек России (2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://inion.ru/site/assets/ files/3071 /6_kontceptciia_razvitiia_vuzovskikh_bibliotek.pdf (дата обращения: 30.01.2023).
6. Ducas A., Michaud-Oystryk N., Speare M. Reinventing ourselves: new and emerging roles of academic librarians in Canadian research-intensive universities [Электронный ресурс] // College & Research Libraries. 2020. Vol. 81. No 1. URL: https://crl.acrl. org/index.php/crl/article/view/17113/32059. (дата обращения: 30.01.2023).
7. Галявиева М. С. Научные библиотеки в информационном сопровождении и поддержке научных исследований: основные тенденции // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. № 12-1. С. 221-227.
8. Дудникова О. В, Богомолов А. А., Смирнова О. А. Роль библиотеки в информационно-аналитическом сопровождении научно-публикационной деятельности вуза // Университетская книга. 2018. № 2. С. 60-63.
9. Панорама жизни вузовских библиотек [Электронный ресурс] // Университетская книга. 2022. Октябрь. URL: http:// www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/14052-panorama-zhizni-vuzovskih-bibliotek.html (дата обращения: 30.01.2023).
10. Haggerty K., Harrington C., Scott R. E. Integrating Library Resources in a Learning Management System: Exploring Instructor Obstacles and Motivations [Электронный ресурс] // College & Research Libraries. 2022. Vol. 83. No 1. URL: https://crl.acrl.org/index.php/ crl/article/view/25274 (дата обращения: 01.02.2023).
11. Would you use them? A qualitative study on teachers' assessments of open educational resources in higher education / M. Baas, R. van der Rijst, T. Huizinga E. van den Berg, W. Admiraal [Электронный ресурс] // The Internet and Higher Education.
2022. Vol. 54. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S1096751622000136 (дата обращения: 01.02.2023).
12. Чеснялис П. А. Научные библиотеки и открытые образовательные ресурсы: некоторые зарубежные тенденции // Библиосфера. 2022. № 4. С. 109-116.
13. The Effect of Information Literacy Training on Graduate Students' Ability to Use Library Resources / S. Zhao, R. Luo, C. Sabina, K. Pillon [Электронный ресурс] // College & Research Libraries.
2023. Vol. 84. No1. URL: https://crl.acrl.org/index.php/crl/ article/view/25747/33684 (дата обращения: 01.02.2023).
14. Максименко Н. В., Чекалина Т. А. Обзор моделей цифровых компетенций преподавателя в условиях трансформации образовательного процесса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2. С. 41-50.
15. Касянчук Е. Н. Профессиональные компетенции библиотекарей в цифровой образовательной среде университета // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Красноярск, 2020. С. 157-164.
16. Редькина Н. С. Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва // Библиосфера. 2021. № 4. С. 59-77.
17. Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 6. С. 647-658.
18. Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. 2019. № 7. С. 3-13.
19. Пекшева М. А. Актуальные компетенции информационно-библиотечных специалистов: по материалам зарубежных исследований // Культура и образование. 2020. № 3 (38). С. 95-114.
20. Редькина Н. С. Подготовка библиотекарей в области управления исследовательскими данными // Ученые записки / Алтайская гос. акад. культуры и искусств. 2019. № 3 (21) С. 83-86.
21. Formation of Digital Competences of University Library Users / R. A. Baryshev, E. N. Kasyanchuk, I. A. Tsvetochkina, O. I. Babina // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. 14(9). Р. 1420-1431.
22. Пилко И. С., Востряков Л. Е., Тургаев А. С. Непрерывное библиотечно-информационное образование: организационные и содержательные трансформации. СПб: СПбГИК, 2020. 239 с.
23. Стратегия развития университетской библиотеки / Е. Н. Касянчук, И. А. Цветочкина, Р. А. Барышев, О. И. Бабина // Библиотековедение. 2021. Т. 70, № 4. С. 374-384.
24. Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095.
Referense
1. Professionalnyj standart. Specialist po bibliotechno-informaci-onnoj deyatelnosti [Professional standard. Specialist in library
and information activities] URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_429494/49e2ae9d0aa54c2f70c5f9c43b1 4c13a2db6e8ee/ (accessed: 28.01.2023). (In Russian).
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: FederalnyjZakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [About Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of Dutecember 29, 2012]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed: 28.01.2023). (In Russian).
3. Obrazovanie v cifrah: 2022: kratkij statisticheskij sbornik [Education in numbers: 2022: a short statistical collection]. Moscow: Higher School of Economics, 2022. 132 p. (In Russian).
4. Shepel M. O. O vozmozhnostyah razvitiya vuzovskih bibliotek Rossii: promezhutochnye itogi raboty nad koncepciej [About the development opportunities of Russian university libraries: interim results of work on the concept]. URL: https://www.lib.tsu.ru/ sites/default/files/prezentaciya_koncepcii_rba.pdf (accessed: 30.01.2023). (In Russian).
5. Koncepciya razvitiya vuzovskih bibliotek Rossii (2018) [The concept of development of university libraries in Russia (2018)]. URL: http://inion.ru/site/assets/files/3071/6_kontceptciia_razvitiia_ vuzovskikh_bibliotek.pdf (accessed: 30.01.2023). (In Russian).
6. Ducas A., Michaud-Oystryk N., Speare M. Reinventing ourselves: new and emerging roles of academic librarians in Canadian research-intensive universitie. College & Research Libraries. 2020. vol. 81. no. 1. URL: https://crl.acrl.org/index.php/crl/arti-cle/view/17113/32059 (accessed: 30.01.2023). (In English).
7. Galyavieva M. S. Nauchnye biblioteki v informacionnom sopro-vozhdenii i podderzhke nauchnyh issledovanij: osnovnye tenden-cii [Scientific libraries in information maintenance and support of scientific research: main trends]. Scientific Works of SPNTL SB RAS. 2017, vol. 12-1, pp. 221-227. (In Russian).
8. Dudnikova O. V, Bogomolov A. A., A. A. Smirnova A. A. Rol bibli-oteki v informacionno-analiticheskom soprovozhdenii nauchno-publikacionnoj deyatelnosti vuza [The role of the library in the information and analytical support of the scientific and publication activities of the university]. University Book. 2018, no. 2, pp. 60-63. (In Russian).
9. Panorama zhizni vuzovskih bibliotek [Panorama of the life of university libraries]. University Book, 2022, October. URL: http://www. unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/14052-panorama-zhizni-vuzovskih-bibliotek.html (дата обращения: 30.01.2023). (In Russian).
10. Haggerty K., Harrington C., Scott R. E. Integrating Library Resources in a Learning Management System: Exploring Instructor Obstacles and Motivations. College & Research Libraries. 2022. vol. 83. no. 1. URL: https://crl.acrl.org/index.php/crl/arti-cle/view/25274 (accessed: 01.02.2023). (In English).
11. Baas M., Van der Rijst R., Huizinga T., Van den Berg E., Admiraal W. Would you use them? A qualitative study on teachers' assessments of open educational resources in higher education. The Internet and Higher Education. 2022. vol. 54. URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1096751622000136 (accessed: 01.02.2023). (In English).
12. Chesnyalis P. A. Nauchnye biblioteki i otkrytye obrazovatelnye resursy: nekotorye zarubezhnye tendencii. Bibliosphere. 2022, no. 4, pp. 109-116. (In Russian).
13. Zhao S., Luo R., Sabina C., Pillon K. The Effect of Information Literacy Training on Graduate Students' Ability to Use Library Resources. College & Research Libraries. 2023. vol. 84. no. 1. URL: https://crl.acrl.org/index.php/crl/article/view/25747/33684 (accessed: 01.02.2023). (In English).
14. Maksimenko N. V., Chekalina T. A. Obzor modelej cifrovyh kom-petencij prepodavatelya v usloviyah transformacii obrazovatel-nogo processa [Review of models of digital competencies of a teacher in the context of the transformation of the educational process]. Professional education in Russia and abroad. 2022, no. 2, pp. 41-50. (In Russian).
15. Kasyanchuk E. N. Professionalnye kompetencii bibliotekarej v cifro-voj obrazovatelnoj srede universiteta [Professional competencies of librarians in the digital educational environment of the University] // Informatization of education and e-learning methodology: digital technologies in education. Krasnoyarsk, 2020, pp. 157-164.
16. Redkina N. S. Kompetencii bibliografa: nepreryvnost razvitiya i tochki razryva [Bibliographer's competencies: continuity of development and break points] // Bibliosphere. 2021, no. 4, pp. 59-77. (In Russian).
17. Redkina N. S. «Nadprofessionalnye» navyki i professionalnye znaniya bibliotechnogo specialista: trebovaniya vremeni [«Overprofessional» skills and professional knowledge of a library specialist: time requirements]. Library science. 2019, vol. 68, no. 6, pp. 647-658. (In Russian).
18. Paramonova I. E. Modeli kompetencij dlya sotrudnikov special-nyh bibliotek: zarubezhnyj opyt [Competence models for employees of special libraries: foreign experience]. Scientific and technical libraries. 2019, no. 7, pp. 3-13. (In Russian).
19. Peksheva M. A. Aktualnye kompetencii informacionno-bibliotechnyh specialistov: po materialam zarubezhnyh issledo-vanij [Current competencies of information and library specialists: based on the materials of foreign research]. Culture and education. 2020, No.3 (38), pp. 95-114. (In Russian).
20. Redkina N. S. Podgotovka bibliotekarej v oblasti upravleniya issledovatelskimi dannymi [Training of librarians in the field of research data management]. Scientific notes. Altai State Academy of Culture and Arts. 2019, no. 3 (21), pp. 83-86. (In Russian).
21. Formation of Digital Competences of University Library Users / R. A. Baryshev, E. N. Kasyanchuk, I. A. Tsvetochkina, O. I. Babina/ Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021, no. 14(9). pp. 1420-1431. (In English).
22. Pilko I. S., Vostryakov L. E., Turgaev A. S. Nepreryvnoe bibliotechno-informacionnoe obrazovanie: organizacionnye i soderzhatelnye transformacii [Continuous library and Information education: organizational and content transformations]. Saint Petersburg, SPbSIC, 2020. 239 c. (In Russian).
23. Kasyanchuk E. N., Cvetochkina I. A., Baryshev R. A., Babina O. I. Strategiya razvitiya universitetskoj biblioteki [University Library Development Strategy]. Library science. 2021, vol. 70, no. 4, pp. 374-384. (In Russian).
24. Koncepcii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossi-jskoj Federacii na period do 2025 goda [Concepts for the development of adult continuing education in the Russian Federation for the period up to 2025]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_ id=13095 (accessed: 06.02.2023). (In Russian).
УДК/UDC 378.14.014.13
DOI10.54509/22203036_2023_2_47
EDN DBGWJX
Слесаренко Екатерина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Зонова Ольга Васильевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Шевелева Оксана Борисовна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Slesarenko Ekaterina V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance and Credit Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
Zonova Olga V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance and Credit Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
Sheveleva Oksana B.
Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of Finance and Credit Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗАХ
INCREASING THE STUDENTS' FINANCIAL LITERACY IN NON-ECONOMIC SPECIALTIES IN HIGHER SCHOOLS
Введение. В статье поднимаются вопросы необходимости повышения финансовой грамотности российского общества через механизмы интеграции соответ-
ствующих образовательных курсов для обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям подготовки, а также исследуется влияние увеличения