Научная статья на тему 'Потребность студентов в дополнительном образовании'

Потребность студентов в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1348
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ADDITIONAL EDUCATION IN UNIVERSITY / NEED FOR ADDITIONAL EDUCATION / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЗДАТЕЛЕЙ / SOCIOCULTURAL INTERACTION BETWEEN CREATORS / ОРГАНИЗАТОРОВ И СТУДЕНТОВ / ORGANIZERS AND STUDENTS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА / COMPETITIVENESS IN THE LABOR MARKET / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFE-LONG LEARNING / КОНКРЕТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / SPECIFIC NEED FOR ADDITIONAL EDUCATION / ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ / NEED FOR SELF-REALIZATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сущенко А. Д.

В статье рассматриваются особенности возникновения и реализации потребностей студентов в дополнительном образовании, которые раскрываются на основе теории детерминации человеческого поведения и обусловлены необходимостью повышения уровня конкурентоспособности студентов на рынке труда. Дополнительное образование определяется как процесс взаимодействия студентов, преподавателей, создателей и организаторов дополнительных образовательных курсов в вузе. Автор подчеркивает значимость изучения потребностей студентов в дополнительном образовании, поскольку вовлечение в систему ДО является первым шагом к их включению в систему непрерывного образования. Фактор личного опыта в получении дополнительного образования параллельно с высшим увеличивает вероятность формирования устойчивой ориентации студентов на постоянное совершенствование знаний и навыков в профессиональной деятельности за счет дополнительного образования после окончания высшего учебного заведения. Особое внимание уделяется анализу факторов формирования потребности в нем на этапе получения высшего образования (на примере Уральского федерального университета). На основе конкретных потребностей студентов выделены группы курсов, которые могут быть разработаны для вовлечения студентов в систему дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Need for students’ additional education

The article considers the emergence and the implementation of needs for students’ additional education, which revealed through the theory of determination of human activity and conditioned by the need to improve the competitiveness of students in the labor market. Additional education is defined as a process of interaction between students, academic staff, creators and organizers of additional educational courses at the university. The author stresses the importance of study of needs for students’ additional education because the student involvement in the additional education system is the first step to the inclusion of students in the lifelong education system. The factor of personal experience in getting additional education simultaneously with higher education increases the probability of the formation of students’ stabilized value-orientations for continuous improvement of knowledge and skills in professional activities through additional education after university. The author focuses on the analysis of reasons determining needs for students’ additional education at the stage of getting higher education (by the example of the Ural Federal University). In the analysis of the specific needs for students’ additional education the author separates out the groups of courses which can be developed by the creators for the involvement of students in the additional education system.

Текст научной работы на тему «Потребность студентов в дополнительном образовании»

А.Д. Сущенко, аспирант, кафедра прикладной социологии, мл. науч. сотр.,

Научно-исследовательская лаборатория по проблемам университетского развития, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

ПОТРЕБНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются особенности возникновения и реализации потребностей студентов в дополнительном образовании, которые раскрываются на основе теории детерминации человеческого поведения и обусловлены необходимостью повышения уровня конкурентоспособности студентов на рынке труда. Дополнительное образование определяется как процесс взаимодействия студентов, преподавателей, создателей и организаторов дополнительных образовательных курсов в вузе. Автор подчеркивает значимость изучения потребностей студентов в дополнительном образовании, поскольку вовлечение в систему ДО является первым шагом к их включению в систему непрерывного образования. Фактор личного опыта в получении дополнительного образования параллельно с высшим увеличивает вероятность формирования устойчивой ориентации студентов на постоянное совершенствование знаний и навыков в профессиональной деятельности за счет дополнительного образования после окончания высшего учебного заведения. Особое внимание уделяется анализу факторов формирования потребности в нем на этапе получения высшего образования (на примере Уральского федерального университета). На основе конкретных потребностей студентов выделены группы курсов, которые могут быть разработаны для вовлечения студентов в систему дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование; потребность в дополнительном образовании; социокультурное взаимодействие создателей, организаторов и студентов; конкурентоспособность на рынке труда; непрерывное образование; конкретные потребности в дополнительном образовании; потребность в самореализации.

1 1

Исследования образовательных потребностей студентов высших учебных заведений в настоящее время не потеряли своей актуальности в связи с появлением новых форм взаимодействия между студентом и преподавателем, которые способствуют, с одной стороны, адаптации молодежи к возможным требованиям рынка труда, с другой стороны, формированию и развитию индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий студентов в процессе получения высшего образования. Одним из таких вариантов взаимодействия является получение дополнительного образования в вузе.

Дополнительное образование — это одна из форм непрерывного образования,

в процессе которого студенты параллельно с высшим образованием могут получить специфические знания и навыки, необходимые для реализации профессиональной деятельности.

Непрерывное образование является основой для мобильности личности и выстраивания дальнейших образовательных и профессиональных траекторий развития в условиях постоянного изменения требований рынка труда и необходимости адаптироваться к ним. Однако при обсуждении перспектив развития системы непрерывного образования в западной и российской практике основной акцент делается на образовании для взрослых (Д.В. Диденко, Г.А. Ключарев, Д.Л. Константиновский,

Г. Фогт, Ю.В. Латов, Н.В. Латова, Г.А. Чередниченко, Ф.А. Хохлушкина, Ф.Э. Шереги и др.). В докладе о непрерывном образовании в вузах руководитель отдела профессиональной переподготовки = Гамбургского университета Гельмут Фогт, описывая университет непрерывного образования (иСЕ), выделяет «ключевую социальную группу — заинтересованные в продолжении обуче-

ния»1, которая обладает следующими характеристиками: «обычно имеют : степень или диплом, работают на хороших должностях и нуждаются в дополнительной квалификации или повышении прежних квалификаций»2.

Очевидно, данная социальная группа рассматривалась как ключевая и при оценке уровня развития непрерывного образования в рамках реализации национального проекта «Образование» в вузах России. «По мнению 75,8% опрошенных экспертов в области образования, внедрение непрерывного образования населения региона путем организации дистанционного обучения, развития программы среднего профессионального образования, дополнительного образования и др.»3 внесло существенный вклад в развитие образовательной сферы региона за последние 5 лет.

Возникает вопрос: насколько при оценке внедрения непрерывного образования в России учитываются потребности всех субъектов, заинтересованных в получении дополнительного образования, особенно если анализировать предлагаемые программы дополнительного образования для студентов высших учебных заведений?

На наш взгляд, перспектива развития непрерывного образования заключается в создании системы дополнительного об-

Непрерывное образование является основой для мобильности личности и выстраивания дальнейших образовательных и профессиональных траекторий развития в условиях постоянного изменения требований рынка труда и необходимости адаптироваться к ним.

Перспектива развития непрерывного образования заключается

в создании системы дополнительного образования, в рамках которой разработка дополнительных образовательных программ осуществлялась бы с учетом образовательных потребностей

студентов. Как следствие, это способствовало бы большей вовлеченности молодежи в систему непрерывного образования уже на этапе обучения в вузе.

разования, в рамках которой разработка дополнительных образовательных программ осуществлялась бы с учетом образовательных потребностей студентов. Как следствие, = это способствовало бы большей вовлеченности молодежи в систему непрерывного образования уже на этапе обучения в вузе.

При изучении потребностей в дополнительном образовании мы опираемся на понимание потребности лич-= ности в рамках социологического подхода. Отечественные социологи (А.Г. Здравомыслов, А.В. Меренков, В.А. Ядов) рассматривают потребность личности на основании влияния двух составляющих, которые определяют поведение личности: внешней необходимости (через адаптацию личности к условиям социальной среды, ценностям, нормам и правилам тех или иных социальных групп) и внутренней необходимости (через раскрытие индивидуальных способностей личности).

Потребность студентов в дополнительном образовании является одной из специфических потребностей личности. Данная потребность обусловлена особенностями взаимодействия преподавателей и студен_ тов, в процессе которого студенты становятся активными участниками образовательного процесса за счет выбора дополнительных образовательных курсов на основе представлений о необходимых для профессиональной деятельности знаниях и навыках.

Проблема заключается в том, что в представлениях студентов отсутствует связь между = удовлетворением потребности в дополнительном образовании и необходимостью взаимодействия с создателями и организаторами данного образования. Процесс реализации потребности

в дополнительном образовании осложняется отсутствием сформированных представлений студентов о необходимых знаниях и профессиональных навыках, которые нужно получить в про- :

цессе взаимодействия с преподавателями, создателями учебных курсов, что влечет за собой конструирование мифического образа дополнительного образования.

В ситуации неопределенности представлений студентов о ценности дополнительного образования особо значимым становится исследование их конкретных потребностей в дополнительном образовании. Под ними мы понимаем те потребности, которые направлена: на углубление знаний и навыков в узкой профессиональной деятельности или приобретение тех базовых знаний, которые не были приобретены при освоении основной образовательной программы в вузе. К таковым относятся, например, потребности в высоком уровне владения иностранным языком, экономическими, юридическими и иными знаниями.

Наши исследования, проведенные в 2012—2014 годах среди студентов старших курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры (было опрошено 1 281 респондентов разных курсов и направлений подготовки, обучающихся в УрФУ), выявили следующее. Во-первых, было определено наличие потребности в дополнительном образовании у студентов старших курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры, во-вторых, подтверждено влияние фактора личного опыта получения дополнительного образования на становление потребности после окончания вуза совершенствовать свои знания и навыки в профессиональной деятельности с помощью дополнительного образования. Студенты, которые обучались по программам дополнительного образования параллельно с получением высшего образования, в большей степени имеют потребность в дополнительном образовании, чем студенты, которые не обладают таким опытом обучения.

Среди студентов, которые не получали дополнительное образование, 64% имеют

В настоящее время самыми распространенными курсами дополнительного образования являются иностранные языки, которые входят в программу высшего образования, - английский и немецкий, а также экономика, менеджмент, маркетинг.

потребность в нем, а в группе студентов, которые получают дополнительное образование, потребность в нем выше на 20% и составляет 84%.

= Примерно 80% студентов, имеющих опыт получения дополнительного образования, удовлетворены приобретенными знаниями и навыками. Студенты, получающие дополнительное образование, более всего удовлетво-= рены такими аспектами организации образовательного процесса, как «возможность обмена информацией с преподавателями» (4 балла из 5, где 5 баллов — высшая оценка удовлетворенности), «возможность индивидуальных консультаций с преподавателем» (3,7 баллов из 5), «содержательная составляющая курсов» (3,7 баллов из 5). Уровень удовлетворенности студентов «обеспечением возможности проектной деятельности» в ходе обучения по программам дополнительного образования ниже, чем по другим аспектами организации образовательного процесса (3 балла из 5). По мнению студентов, для улучшения взаимодействия между преподавателями и студентами необходимо больше внимания уделять реализации проектной деятельности, нацеленной на «создание работы (проекта, исследования)», в которой студент поэтапно реализует проект и тем самым выступает в роли исполнителя, формирует или совершенствует профессиональные навыки. По оценкам студентов, в ходе обучения по программам дополнительного образования ими получены «нужные для работы навыки», «новые знания», «полезные не только для общего развития, но и для углубленного понимания специальности».

По результатам исследования выяснилось, что в группе магистрантов потребность в дополнительном образовании ниже, чем в среднем среди студентов разных уровней образования. Потребность в дополнительном образовании существует у 41% студентов магистратуры, не имеющих опыта его получения, и у 61% магистрантов, получивших дополнительное образование параллельно с высшим. Это объясняется,

во-первых, тем, что магистрантам сложнее реализовать потребность в дополнительном образовании в условиях ограниченного выбора курсов. Во-вторых, помимо получения дополнительного образования, 67% студентов магистратуры имеют опыт совмещения работы и обучения, что расширяет также возможности приобретения знаний и навыков в профессиональной деятельности. С одной стороны, эти данные подтверждают влияние фактора личного опыта в получении дополнительного образования на потребность в нем, с другой стороны, указывают на мифические представления студентов магистратуры о ценности диплома магистра и об отсутствии необходимости в получении дополнительных навыков после окончания вуза в течение нескольких лет.

Несмотря на наличие у студентов потребности в дополнительном образовании, выявлена «крайне низкая степень осознания студентами образовательных потреб-ностей»4. Неосознанность этих потребностей обусловлена в первую очередь тем, что субъекты, включенные в образовательный процесс в рамках высшего образования (сотрудники вуза, работодатели) и за его пределами (работодатели), не формируют представления студентов о требованиях к конкурентоспособному будущему «специалисту» (бакалавру, магистру). Как правило, студенты не имеют конкретных образовательных потребностей (76%). Студенты, имеющие

представления о том, каким образом можно реализовать потребность в дополнительном образовании по конкретным направлениям подготовки, связанным с профессиональной деятельностью или приобретением общекультурных навыков, выбирают курсы дополнительного образования на основе конкретных образовательных потребностей.

По результатам нашего исследования среди студентов, имеющих потребность в дополнительном образовании, только 24% имеют конкретные образовательные потребности.

Конкретные потребности студентов в дополнительном образовании имеют несколько вариантов реализации. Во-первых, курсы, связанные с формированием специфических навыков по специальности, например, биоинформатика, семинары по платформе Documentum, разработке приложений для Iphone, Microsoft, программированию Python, ANSYS (компьютерный конструкционный анализ), проектирование интерфейсов, курсы по 1С и др. Во-вторых, курсы, связанные с приобретением углубленных навыков по иностранным языкам, изучаемым в рамках программы высшего образования (углубленный английский и немецкий языки, деловой английский язык), а также изучением специфических иностранных языков (испанский, китайский, чешский, корейский, японский). В-третьих, курсы, выбираемые

с целью развития личностных качеств студентов, способствующих развитию коммуникативных навыков (курсы ораторского мастерства).

Выяснилось, что в группе получающих дополнительное образование выбор курсов осуществляется многими студентами формально, чаще всего для повышения конкурентоспособности на рынке труда, а не для удовлетворения потребности в самореализации. Основными причинами, определяющими потребность в дополнительном образовании, являются «расширение возможности трудоустройства» (28%) и «необходимость расширить кругозор» (22%). Указали на то, что стремятся «углубить профессиональные навыки», только 18% и «раскрыть собственные задатки, способности» 17% студентов.

Помимо низкого уровня сформирован-ности потребности студентов в дополнительном образовании существует еще одна проблема, выявленная в ходе исследований. Наблюдается разрыв между наличием потребности в дополнительном образовании и ее реализацией, скорее всего вследствие ограниченного выбора курсов дополнительного образования. В настоящее время самыми распространенными курсами дополнительного образования являются иностранные языки, которые входят в программу высшего образования, — английский и немецкий, а также экономика, менеджмент, маркетинг. Около половины студентов магистратуры указали на желание получить дополнительное образование, но только 33% его реализовали во время обучения в вузе. Из них 28% получили первый опыт обучения по программам дополнительного профессионального образования на этапе обучения по программам бакалавриата и специалитета.

По данным социологического исследования «Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи», в среднем доля получивших дополнительное образование составляется 40,8%5, что сопоставимо с результатами проведенного нами исследования.

Специалисты в области образования отмечают наличие больших возможностей развития системы дополнительного образования «для обеспечения накопления и обновления человеческого капитала»6 на рынке труда. Уже сейчас он диктует «высокие требования повышения квалификации, переподготовки, совершенствования навыков работы, приобретения новых навыков и знаний для лиц, занятых на рабочих местах, предполагающих наличие высшего образования»7. Результаты исследований доказывают, что «полученная дополнительная подготовка непосредственно ведет к тем или иным изменениям положения работника: повышению квалификации — 60,1%, получению работы — 51,4, повышению уровня доходов — 35,5, карьерному росту — 27,9, получению более интересной для себя работы — 27,3%»8.

Однако в настоящее время планирование студентами дальнейших профессиональных траекторий не связывается с получением дополнительного образования во время учебы или после окончания вуза. Развитие образовательных траекторий студентов происходит преимущественно стихийно, на основе стереотипных представлений о тех знаниях и навыках, которые могут понадобиться при трудоустройстве в качестве востребованного специалиста.

Фактор личного опыта, оказывающий влияние на формирование потребности в дополнительном образовании, а также при выборе курсов дополнительного образования во многом определяет дальнейшее стремление студентов к получению необходимых знаний и навыков и их совершенствованию для реализации профессиональной деятельности. Преодоление разрыва между потребностью студентов в дополнительном образовании и приобретением опыта вовлечения в систему дополнительного образования на этапе получения высшего образования представляется возможным за счет формирования программ дополнительного профессионального образования с учетом выявленных конкретных потребностей студентов, а также с помощью

Развитие образовательных траекторий студентов происходит преимущественно стихийно, на основе стереотипных представлений о тех знаниях и навыках, которые могут понадобиться при трудоустройстве в качестве востребованного специалиста.

информирования студентов о ценности дополнительного образования. Изучение причин того, что пока незначительная часть студентов включается в систему дополнительного образования, является важным условием совершенствования работы в направлении развития эффективной образовательной системы в нашей стране. ^

Литература

1. Фогт Г. Непрерывное образование в вузах: новые целевые группы, компетенции, гибкость и последствия для образовательных структур // Непрерывное образование: вызовы, компетенции, гибкость и последствия для образовательных структур: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012. С. 36.

2. Там же.

3. Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России. М.: ЦСПиМ, 2011. С. 78.

4. Афанасьева Д.О. Образовательные потребности студентов в контексте карьерных планов (на примере ТГУ). [Электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-potrebnosti-studentov-v-kontekste-kariernyh-planov-na-primere-tgu (дата обращения: 04.05.2015).

5. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСПиМ, 2014. С. 292.

6. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Лато-ва Н.В. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общей редакцией д-ра соц. наук, канд. экон. наук Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. С. 83.

7. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998—2008 годы. М.: ЦСПиМ, 2011. С. 77.

8. Там же. С. 113.

NEED FOR STUDENTS' ADDITIONAL EDUCATION

A.D. Sushchenko, Postgraduate, Department of Applied Sociology, Junior research fellow, Laboratory on the problems of university development,

Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, [email protected]

The article considers the emergence and the implementation of needs for students' additional education, which revealed through the theory of determination of human activity and conditioned by the need to improve the competitiveness of students in the labor market. Additional education is defined as a process of interaction between students, academic staff, creators and organizers of additional educational courses at the university. The author stresses the importance of study of needs for students' additional education because the student involvement in the additional education system is the first step to the inclusion of students in the lifelong education system. The factor of personal experience in getting additional education simultaneously with higher education increases the probability of the formation of students' stabilized value-orientations for continuous improvement of knowledge and skills in professional activities through additional education after university. The author focuses on the analysis of reasons determining needs for students' additional education at the stage of getting higher education (by the example of the Ural Federal University). In the analysis of the specific needs for students' additional education the author separates out the groups of courses which can be developed by the creators for the involvement of students in the additional education system.

Key words: additional education in university, need for additional education, sociocultural interaction between creators, organizers and students, competitiveness in the labor market, life-long learning, specific need for additional education, need for self-realization.

References

1. Fogt G. Nepreryvnoe obrazovanie v vuzakh: novye tselevye gruppy, kompetentsii, gibkost' i posledstviia dlia obrazovatel'nykh struktur [Continuing education in universities: new target groups, competence,

flexibility, and implications for educational institutions]. Nepreryvnoe obrazovanie: vyzovy, kompetentsii, gibkost' i posledstviia dlia obrazovatel'nykh struktur: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii

[Proceedings of the intern. sci.-pract. conference «Continuing education: challenges, competencies, flexibility, and implications for educational structures»]. Moscow, Obshchestvennaia palata Rossiiskoi Federatsii Publ., 2012.

2. Fogt G. Nepreryvnoe obrazovanie v vuzakh: novye tselevye gruppy, kompetentsii, gibkost' i posledstviia dlia obrazovatel'nykh struktur [Continuing education in universities: new target groups, competence, flexibility, and implications for educational institutions]. Nepreryvnoe obrazovanie: vyzovy, kompetentsii, gibkost' i posledstviia dlia obrazovatel'nykh struktur: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proceedings of the intern. sci.-pract. conference «Continuing education: challenges, competencies, flexibility, and implications for educational structures»]. Moscow, Obshchestvennaia palata Rossiiskoi Federatsii Publ., 2012.

3. Sheregi F.E., Savinkov V.I. Obrazovanie kak faktor formirovaniia intellektual'nogo potentsiala Rossii [Education as a factor of formation of the intellectual potential of Russia]. Moscow, TsSPiM Publ., 2011. 288 p.

4. Afanas'eva D.O. Obrazovatel'nye potrebnosti studentov v kontekste kar'ernykh planov (na primere TGU) [The educational needs of students in the context of career plans (for example, TSU)]. Available at: http://

cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-potrebnosti-studentov-v-kontekste-kariernyh-planov-na-primere-tgu (accessed 04.05.2015).

5. Cherednichenko G.A. Obrazovatel'nye i prof es-sional'nye traektorii rossiiskoi molodezhi (na materialakh sotsiologicheskikh issledovanii) [Educational and professional trajectories of Russian youth (on materials of sociological research)]. Moscow, TsSPiM Publ., 2014. 560 p.

6. Kliucharev G.A., Didenko D.V., Latov Iu.V., Latova N.V. Nepreryvnoe obrazovanie — stimul chelovecheskogo razvitiia i faktor sotsial'no-ekonomicheskikh neravenstv / Pod obshchei redaktsiei d.sots.n., k.e.n. Iu. V. Latova [Continuing education is a stimulus for human development and a factor of socio-economic inequalities. Ed. Iu.V. Latov]. Moscow, TsSPiM Publ., 2014. 433 p.

7. Konstantinovskii D.L., Voznesenskaia E.D., Cherednichenko G.A., Khokhlushkina F.A. Obrazovanie i zhiznennye traektorii molodezhi: 1998—2008 gody [Education and life paths of young people: 1998—2008]. Moscow, TsSPiM Publ., 2011. 296 p.

8. Konstantinovskii D.L., Voznesenskaia E.D., Cherednichenko G.A., Khokhlushkina F.A. Obrazovanie i zhiznennye traektorii molodezhi: 1998—2008 gody [Education and life paths of young people: 1998—2008]. Moscow, TsSPiM Publ., 2011. 296 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.