Сущенко А. Д. Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Дополнительное образование: приоритеты студентов
и работодателей
Ключевые слова: система дополнительного образования, студенты, образовательные потребности, создатели и организаторы дополнительного образования, работодатели, потребности рынка труда, ценность дополнительного образования, непрерывное образование, конкурентоспособность на рынке труда.
Статья относится к категории исследовательских, целью ее является определение направлений развития системы дополнительного образования на основе анализа потребностей заинтересованных субъектов. Причиной написания статьи послужила необходимость выявления субъектов, потенциально заинтересованных в развитии системы дополнительного образования, изучение мнений которых позволит лучше понять, какие изменения в управлении системой дополнительного образования необходимы для ее развития в настоящее время.
Методологическим основанием исследования является теория детерминации человеческого поведения. Эмпирические данные были собраны в ходе опроса студентов Уральского федерального университета, а также путем анализа документов вузов - участников программы ТОР 5-100 и работодателей.
Результаты исследования показали, что существует разрыв между образовательными потребностями студентов в дополнительном образовании и предложением по реализуемым программам дополнительного образования. Студентам сложно удовлетворить свои образовательные потребности в получении узкоспециализированных знаний и навыков по специальности (40 % студентов имеют конкретные образовательные потребности).
Дальнейшие исследования потребностей студентов в дополнительном образовании могут быть направлены, во-первых, на конкретизацию потребностей в дополнительном образовании среди студентов, обладающих опытом получения дополнительного образования, и отслеживание изменений данных потребностей с помощью мониторинговых исследований, во-вторых, на анализ предложения программ дополнительного образования не только в вузах, но и других образовательных учреждениях, предоставляющих дополнительное образование.
Сформулированы практические рекомендации, на основе которых могут быть разработаны меры по вовлечению различных групп студентов в систему дополнительного образования, в особенности студентов старших курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Ценность статьи заключается в исследовании потребностей в дополнительном образовании у такой социальной группы, как студенты высших учебных заведений. На основе результатов исследования выявляются направления развития системы дополнительного образования, которые необходимо использовать при управлении высшими учебными заведениями и другими образовательными учреждениями, реализующими программы дополнительного образования.
Постановка проблемы
Появление в сфере образования рыночных отношений и новых приоритетов государственной политики изменяет роль непрерывного образования в системе социализации личности, а также характер взаимодействия между различными субъектами в рамках образовательного процесса и за его пределами. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда студентам высших учебных заведений необходимо быть готовыми к быстрому освоению новых знаний и навыков
для реализации требований профессиональной деятельности на рынке труда.
Одной из форм получения специфических знаний и навыков для студентов параллельно с высшим образованием является дополнительное образование. Формирование и развитие системы дополнительного образования могло бы обеспечить устойчивое развитие системы непрерывного образования за счет возможности быстро реагировать на потребности рынка труда. Но для функционирования такой системы необходимы изменения во взаимодействии субъектов рынка труда (работода-
Сущенко Анастасия Дмитриевна - аспирант кафедры прикладной социологии, младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19, 89058595243, [email protected]
телей), системы высшего и дополнительного образования (студентов, преподавателей, создателей и организаторов программ дополнительного образования в вузах и других образовательных учреждениях, занимающихся реализацией программ дополнительного образования) и представителей органов государственной власти. Эти субъекты в той или иной мере заинтересованы в развитии системы дополнительного образования и могут участвовать в создании основных механизмов ее функционирования и управления.
Первым шагом к развитию системы непрерывного образования в России со стороны государственной власти стала актуализация государственной политики в сфере образования в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы». Одним из приоритетов государственной политики страны в сфере образования является укрепление системы непрерывного образования, направленной на развитие человеческого потенциала. Основные ожидаемые результаты данной программы включают «создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни» [1, с. 6] и достижение показателя результативности деятельности «охват населения программами дополнительного профессионального образования - от 26 % в 2012 г. до 55 % к 2020 г.» [1, с. 7].
Проблемы развития системы непрерывного образования, в том числе дополнительного образования, в той или иной мере обусловлены несовпадением ожиданий студентов и работодателей о тех знаниях и навыках, которыми необходимо обладать будущему молодому специалисту (бакалавру, магистру) для реализации профессиональной деятельности, а также отсутствием связи между ожиданиями данных субъектов и предложением рынка дополнительных образовательных услуг.
С одной стороны, работодатели как субъекты рынка труда потенциально заинтересованы в получении подготовленных, обладающих конкретными навыками сотрудников, которые способны реализовать их интересы в профессиональной сфере. Результаты исследований среди работодателей показывают, что «при выборе кандидатов на работу 72 % работодателей учитывают наличие у выпускников вузов дипломов, свидетельств о дополнительном образовании, особенно в Курганской (94 %), Свердловской (85 %), Челябинской (85 %) областях. По их словам, на предприятиях Большого Урала предоставляют возможность получить
дополнительное обучение в первую очередь для топ-менеджеров и руководителей среднего звена (53 и 57 % соответственно). Примерно 40 % специалистов и рядовых сотрудников также получают дополнительное образование за счет организации» [2]. Это свидетельствует о том, что работодатели участвуют в повышении квалификации своих сотрудников, скорее всего, для компенсации у них дефицита профессиональных навыков.
В связи с низкой степенью вовлеченности работодателей во взаимодействие с субъектами системы высшего образования (студентами и сотрудниками вузов) студентам сложно сформировать представления о требованиях, предъявляемых к выпускнику на рынке труда. С другой стороны, новые подходы к организации профессиональной деятельности, процессы интенсификации труда обуславливают сокращение количества часов аудиторной нагрузки преподавателей при увеличении объема самостоятельного изучения студентами материала. По этой причине у преподавателей постепенно появляются новые виды деятельности, которые увеличивают их занятость, в том числе за счет вовлечения в создание и реализацию образовательных программ в системе дополнительного образования. Однако низкая ориентация преподавателей на создание и реализацию новых программ дополнительного образования связана с тем, что преподавание в системе дополнительного образования рассматривается ими в большей степени как возможность дополнительного заработка, нежели самореализация в профессиональной деятельности. Поэтому в некоторых случаях происходит реализация преподавателями одних и тех же образовательных программ в системе высшего и дополнительного образования по наиболее распространенным направлениям подготовки (например, английский язык, менеджмент), что препятствует обновлению предложения программ дополнительного образования.
Помимо этих особенностей создания и реализации программ дополнительного образования, существует противоречие в отсутствии устойчивых связей создателей и организаторов дополнительного образования с работодателями. Как следствие, преподавателям сложно сформировать представления о конкурентоспособном специалисте на рынке труда. Среди тех преподавателей, у которых помимо преподавательской деятельности в вузе имеется регулярный опыт работы в профессиональной деятельности, так или иначе ситуационно возникает потребность в поиске сотрудников для реализации совместных проектов.
Но внутри системы дополнительного образования в настоящее время еще не сложились механизмы, которые бы побуждали преподавателей к созданию новых образовательных программ на основе ожиданий работодателей и потребностей студентов в дополнительном образовании. Таким образом, необходим анализ ожиданий субъектов, потенциально заинтересованных в развитии системы дополнительного образования, для дальнейшего формирования структуры управления дополнительным образованием, как следствие, потенциал данной системы является недооцененным.
В сложившихся условиях развития системы дополнительного образования актуальной задачей становится проведение социологических исследований, нацеленных на получение данных о потребностях студентов в специфических знаниях и навыках, которые необходимы в их представлении для успешного включения в профессиональную деятельность. Результаты исследования позволят выявить основные разрывы: во-первых, между предложением реализуемых программ дополнительного образования и спросом студентов на них, во-вторых, между запросами работодателей относительно знаний, навыков, которые возможно приобрести в системе дополнительного образования, и спросом студентов на дополнительное образование, в-третьих, между предложением по формированию знаний и навыков в рамках программ дополнительного образования и ожиданиях работодателей. На основании этих выводов возможно определить основные направления по изменению структуры дополнительного образования и улучшению системы управления им.
Методология и методы исследования
Изучение особенностей формирования и развития системы дополнительного образования неразрывно связано с определением особенностей ее управления, а также выявлением механизмов взаимодействия между заинтересованными в нем субъектами. В условиях отсутствия связи между рынком дополнительных образовательных услуг и рынком труда по поводу обмена информацией о значимых для работодателей знаниях и навыках потенциальных сотрудников, а также низкой ориентации преподавателей на создание программ дополнительного образования с учетом новых потребностей студентов, по мнению автора, значимым аспектом решения данной проблемы явля-
ется изучение потребностей студентов в дополнительном образовании.
Причины формирования потребностей студентов в дополнительном образовании обусловлены тем, что получение студентами высшего образования больше не обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Западные исследователи в области непрерывного образования отмечают изменение роли высших учебных заведений в формировании образовательных траекторий студентов. Исследователи в области образования акцентируют внимание на том, что для изменений в организации и предоставлении высшего образования «необходимо ориентироваться в большей степени на развитие навыков студентов, которые нужны для жизни и работы в XXI веке» [3, с. 157]. Высшие учебные заведения чаще всего не предоставляют студентам конкретных знаний и навыков для реализации этой задачи. Студенты, самостоятельно анализируя требования рынка труда, приходят к пониманию важности получения дополнительных знаний, навыков в профессиональной деятельности. Однако реализуемые формы и направления дополнительного образования недостаточно обеспечивают возможности приобретения студентами профессиональных навыков во время обучения в вузе. В настоящее время высшим учебным заведениям, помимо предоставления высшего образования для молодежи, необходимо стать еще и институтом образования взрослых. При таком подходе вузы рассматриваются как «постоянный сегмент образования» [4, с. 4-5], в котором студенты могут продолжить реализацию своих образовательных траекторий после получения диплома о высшем образовании. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования во время освоения программ высшего образования могло бы позволить им приобрести первоначальный опыт такой образовательной деятельности.
Формирование структуры управления дополнительным образованием возможно на основании составляющих, по которым так или иначе студенты выбирают дополнительное образование: особенностей организации и информирования о возможностях его получения на различных курсах в вузе и в других образовательных учреждениях, а также содержании программ дополнительного образования.
Ситуация, в которой студенты выбирают те или иные дополнительные образовательные курсы, неразрывно связана с вопросами организации самого дополнительного образования. На наш
взгляд, при организации системы дополнительного образования важно учитывать принципы, способствующие улучшению образовательной среды в высших учебных заведениях. Они касаются «стимулирования взаимодействия между студентами и преподавателями, развития сотрудничества между студентами, использования активных методов обучения, обеспечения быстрой обратной связи, использования времени эффективно, формирования больших ожиданий и учета разнообразия способностей студентов и способов обучения» [5, с. 3-5]. По-прежнему данные принципы не реализованы в системе высшего образования, поскольку основной целью системы высшего образования является предоставление студентам универсальных знаний, позволяющих работать практически в любой профессиональной области. Студенты, как правило, испытывают дефицит специфических профессиональных навыков для решения конкретных производственных задач. В то же время большая часть студентов зачастую выбирает дисциплины образовательной программы высшего образования формально, на основе легкости их сдачи, а не получения специфических профессиональных навыков. В ходе получения высшего образования у студентов практически не формируются ориентации на овладение необходимыми для конкретной профессиональной деятельности навыками. Как следствие, необходимо расширение предложения программ дополнительного образования на основе изучения потребностей студентов в специфических навыках.
Исследователи в области образования приходят к выводам, что при расширении спектра курсов, предоставляемых студентам, возникает потребность в смене подхода к организации курсов: «от традиционной модели «доставки знаний» к «личностно ориентированному» подходу» [6, с. 17], который позволяет учитывать ожидания и уровень подготовки студентов, а также акцентирует внимание на социокультурном взаимодействии между преподавателями и студентами.
Выбор дополнительных образовательных курсов студентами осуществляется на основе представлений об их ценности. От того, насколько у студентов сформированы представления о ценности получения дополнительного образования, зависит возможность поиска и выбора ими оптимальных способов самореализации с учетом норм, правил и интересов в конкретной профессиональной группе, а также увеличение шансов повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.
Существенные изменения в организации дополнительного образования происходят в связи развитием информационных систем в образовании. Это побуждает исследователей в области непрерывного образования выделять факторы, влияющие на выбор студентами систем электронного обучения [7, с. 301], которые, с одной стороны, предполагают использование информационных образовательных систем, позволяющих управлять процессом обучения, с другой стороны, внедрением онлайн-обучения как формата взаимодействия между студентами и преподавателями. В связи с тем, что система информирования о курсах дополнительного образования в России недостаточно развита, студентам сложно сформировать представление о ценности дополнительного образования, как следствие - они выбирают альтернативные способы получения дополнительного опыта в профессиональной деятельности.
Одним из таких способов является совмещение работы и обучения. Тем не менее, по данным исследований немецких ученых в области социальных наук Феликса Вайса, Маркуса Клейна, Томаса Грауэнхорста, «опыт работы помогает выпускникам реализовать быструю интеграцию на рынке труда, но наличие опыта работы не связано с более высокими шансами получить высокую должность на входе или более высокую заработную плату в долгосрочной перспективе. Эти результаты свидетельствуют о ценности образовательного опыта на рынке труда» [8, с. 788]. Поэтому получение дополнительного образования могло бы с большей вероятностью повысить уровень конкурентоспособности студентов на рынке труда в профессиональной деятельности.
Стоит отметить, что исследователи в области экономики образования также акцентируют внимание на значимости изучения «фактических потребностей в дополнительном образовании» [9, с. 274] у студентов при финансировании системы дополнительного образования. По их мнению, это позволит эффективно использовать ресурсы, выделенные на развитие дополнительного образования. «Реальную оценку расходов на дополнительное образование можно выявить путем проведения подробных исследований или разработки новых способов сбора административных данных» [10, с. 274].
Таким образом, направления исследований ученых в области образования так или иначе фокусируются на необходимости развития системы непрерывного образования, в том числе дополнительного. В настоящее время предложение по
формированию дополнительных знаний и навыков в системе дополнительного образования не предполагает предварительного изучения потребностей студентов в них. В системе дополнительного образования пока не сформированы эффективные механизмы управления этой системой, поскольку не учитываются реальные потребности субъектов, заинтересованных в дополнительном образовании. Поэтому при исследовании образовательных потребностей студентов необходимо в первую очередь изучать, в какой степени они учитываются при разработке соответствующих курсов.
Для сопоставления образовательных потребностей студентов с предложением, существующем на рынке дополнительных образовательных услуг, проанализирована структура реализуемых программ дополнительного образования, которые адаптированы для студентов в российских университетах. В выборку включены вузы - участники программы ТОР 5-100 (проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров), включенные в данный проект в 2013 и 2015 годах. По результатам анализа открытых источников (официальных сайтов) вузов выявлено, что для студентов бакалавриата, специ-алитета и магистратуры реализуется 1006 программ дополнительного образования. Специфика образовательных потребностей студентов в дополнительном образовании выяснилась в ходе социологических исследований, проведенных среди студентов Уральского федерального университета в 2014-2015 гг. Исследования включают данные по 1407 студентам старших курсов бакалавриата, специалитета (с 3 по 4(5) курсы) и магистратуры, полученные методом опроса в технике онлайн-ан-кетирования. При сравнении данных, полученных в ходе анализа рынка дополнительных образовательных услуг и образовательных потребностей студентов, использованы материалы исследований рынка труда, выполненные коллективом исследователей ЛИРТ НИУ ВШЭ и Всемирного Банка в 2011-2012 гг. [11].
Результаты исследования
Исследование выявило общие и специфические образовательные потребности студентов, на основе которых возможно определить направления изменений структуры дополнительного образования.
В настоящее время лишь 38 % студентов отмечают наличие дисциплин по выбору в рамках
основной образовательной программы, поэтому студентам сложно удовлетворить свои образовательные потребности в конкретных знаниях и навыках в ходе получения высшего образования. В связи с этим возникает спрос на дополнительное образование среди студентов вузов, что определяет потенциал дальнейшего его развития. Исследование показало, что 60 % студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры имеют потребность в обучении по программам дополнительного образования. Основными причинами получения дополнительного образования являются, с одной стороны, необходимость расширения кругозора (54 %) и расширения возможностей трудоустройства (45 %), с другой стороны, потребность в углублении профессиональных навыков (54 %) и необходимость раскрыть собственные задатки, самореализоваться (44 %). Более 20 % студентов не удовлетворены содержанием основной образовательной программы в рамках высшего образования, поэтому хотят получить дополнительные знания.
Результаты исследования показали, что существует разрыв между спросом студентов на направления подготовки дополнительного образования и предложением реализуемых программ дополнительного образования. Пока система дополнительного образования не обеспечивает выбор тех курсов, которые соответствуют представлениям студентов о значимых знаниях и навыках для успешной профессиональной деятельности. При этом 40 % студентов отмечают дефицит профессиональных навыков, а значит, имеют специфические образовательные потребности, 35 % студентов хотели бы получить навыки, связанные с планированием той или иной деятельности и развитием лидерских качеств, 32 % - коммуникативные навыки.
При изменении структуры предложения реализуемых программ дополнительного образования важно учитывать, что конкретные образовательные потребности чаще имеют студенты гуманитарных, социально-политических и инженерно-технических направлений подготовки (34 и 26 % соответственно). Скорее всего, это связано с дефицитом дисциплин в основной образовательной программе высшего образования, в рамках которых можно приобрести профессиональные знания и навыки.
Представления студентов о дополнительных знаниях и навыках, которые востребованы на рынке труда, и работодателей о конкурентоспособном сотруднике совпадают в том, что у специалистов
недостаточно навыков для реализации профессиональной деятельности. Помимо профессиональных навыков, работодатели отмечают, что «специалистам часто не хватает навыков принятия решений (умений решать возникающие проблемы), способностей работать самостоятельно и способностей сотрудничества с другими» [11, С. 44].
Существенный разрыв в ожиданиях работодателей и студентов о востребованных навыках на рынке труда наблюдается относительно знаний по иностранным языкам. Спрос студентов на программы дополнительного образования по изучению иностранных языков существенно превышает спрос на другие образовательные программы (таблица 1). По оценкам работодателей, для реализации профессиональной деятельности специалистам и служащим, как правило, не требуется знание иностранных языков. Лидерские качества, которые стремятся повысить студенты вузов, также не столь значимы, по мнению работодателей, для данных категорий сотрудников. Работодатели отмечают дефицит компетенций в знании
иностранных языков и лидерских качеств только у руководителей предприятий [11, с. 43]. Но студенты вузов не могут претендовать на данную должность сразу после получения высшего образования, поэтому развитие этих навыков не является востребованным сразу после выхода студентов высших учебных заведений на рынок труда.
Таким образом, результаты коллективного исследования ЛИРТ НИУ ВШЭ и Всемирного Банка показали, что на выбор кандидатов при принятии на работу влияют такие основные компетенции у сотрудников, как профессиональные навыки, когнитивные навыки (умение решать проблемы для специалистов и руководителей, способность принимать нестандартные решения и умение планировать работу для руководителей), поведенческие, социальные навыки, черты характера (способность работать самостоятельно и сотрудничества с другими для специалистов, лидерские качества и личные связи для руководителей) [12, с. 14]. Однако предложение рынка дополнительных образовательных услуг по формированию
Таблица 1
Сопоставление реализуемых программ дополнительного образования и спроса на них среди студентов, имеющих потребность в получении дополнительного образования
Направления дополнительного образования Доля направлений в структуре программ дополнительного образования (%) Спрос студентов на программы дополнительного образования (%)*
Английский язык 19 % 52 %
Повышение квалификации по основной специальности на узкоспециализированных курсах 8 % 40 %
Личностный рост и повышение навыков самоуправления и организации 2 % 35 %
Ораторское искусство 1 % 32 %
Иностранные языки, кроме английского 20 % 31 %
Управление проектами 5 % 30 %
1Т-технологии 12 % 29 %
Организация своего дела, предпринимательство 2 % 27 %
Экономика и финансы 4 % 17 %
Работа с персоналом, подготовка управленческих кадров 2 % 16 %
Маркетинг, менеджмент 7 % 12 %
Налоговый и бухгалтерский учет 5 % 10 %
Другие направления 13 % 12 %
* Данные предоставлены на основе опроса студентов. В таблице отражен процент к числу ответивших на вопрос «Какие курсы дополнительного образования вы хотели бы посещать?». Сумма ответов превышает 100 %, т. к. 1 респондент мог дать несколько ответов на вопрос.
у студентов этих знаний и навыков не может в полной мере удовлетворить запросы работодателей. На данный момент образовательные учреждения, предоставляющие дополнительное образование, формируют спрос студентов на образовательные программы, связанные с изучением иностранных языков (их доля в структуре реализуемых для студентов программ дополнительного образования составляет 39 %).
Для обеспечения конкурентоспособности студентов вузов на рынке труда и развития их образовательных траекторий с учетом востребованных работодателями навыков необходимо развитие направлений дополнительного образования, связанных, в первую очередь, с развитием профессиональных навыков по специальности. Во-вторых, в рамках системы дополнительного образования важно предоставлять студентам больше возможностей развития своих когнитивных и социальных навыков за счет получения дополнительного образования по таким направлениям, как ораторское мастерство, а также применения преподавателями активных методов обучения и разработки индивидуальных и групповых работ для студентов.
При изменении структуры дополнительного образования важно учитывать особенности выбора студентами образовательных учреждений, предоставляющих дополнительное образование, а также значимые характеристики организационной, информационной и содержательной составляющих в системе дополнительного образования.
1. Для определения способов организации образовательного процесса, которые отвечали бы ценностям дополнительного образования для студентов, мы выявили значимость следующих критериев выбора конкретных курсов дополнительного образования: наличие курсов, соответствующих потребностям студентов, предпочтительные типы образовательных учреждений, предоставляющих дополнительное образование, критерии выбора образовательного учреждения, типы образовательных программ (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), предпочтительные форматы обучения (аудиторные занятия, он-лайн-курсы и смешанное обучение).
- При получении дополнительного образования 56 % студентов выбрали бы вуз, в котором получают высшее образование. Как следствие, актуальна разработка программ дополнительного образования на базе высших учебных заведений. При выборе студентами образовательного учреждения для получения дополнительного образования вузам уступают зарубежные вузы (их
выбирают 28 %) и образовательные центры города (26 %). Эти образовательные учреждения являются ближайшими конкурентами для высших учебных заведений на рынке дополнительных образовательных услуг.
- Ведущими критериями выбора студентами образовательных учреждений являются гибкий график расписания и наличие в составе преподавателей практикующих специалистов (46 и 43 % соответственно). Эти данные подтверждают значимость организационной составляющей курсов для студентов. В представлении студентов преимуществом образовательных центров являются приемлемые цены на обучение (56 %), зарубежных вузов - наличие в учреждении международных программ и партнерских проектов с иностранными компаниями (44 %). Интересным фактом является, что для студентов, которые хотели бы получить дополнительное образование в зарубежных вузах, предпочтительнее формат курсов, сочетающий аудиторные и онлайн-занятия (52 % студентов). Вероятно, для них важен не только факт формального обучения в вузе другой страны, но и получение международного опыта, что свидетельствует о большей ориентации студентов на социальную мобильность.
- Несмотря на то, что среди важных критериев выбора образовательного учреждения для студентов - стоимость обучения (приемлемые цены на обучение - 43 % или бесплатное обучение - 36 %), лишь 14 % студентов не планируют получение дополнительного образования за свой счет. Для тех, кто готов получать дополнительное образование за свой счет, интересны среднесрочные программы длительностью до полугода (так отвечают 76 % студентов).
2. Помимо организационной составляющей системы дополнительного образования (гибкий график курсов - 61 %, доступная стоимость обучения - 58 %), студенты отмечают значимость содержательной составляющей курсов (предложение новых программ, интересных по тематике, - 59 %). Для трети студентов при обучении по программам дополнительного образования важен индивидуальный подход (возможность консультаций) и групповая работа (проектная деятельность). Поэтому на этапе выбора дополнительного образования для 63 % студентов помимо стоимости обучения необходимо сформировать представление о содержании образовательной программы.
3. Для развития системы информирования студентов о дополнительном образовании исследованы следующие критерии: информация, важная
при выборе дополнительных образовательных курсов, используемые и доверительные источники получения информации. Студенты университета получают информацию о дополнительном образовании от друзей, знакомых (50 %) и из социальных сетей (49 %). Основными каналами информации, по мнению студентов, должны быть не только интернет-источники (сайт образовательного учреждения - 48 %, социальные сети -44 %), но и неформальные встречи с преподавателями своего вуза (36 %), открытые встречи с создателями курсов (29 %), в ходе которых студенты ожидают сформировать лучшее понимание о содержании курсов и ценности дополнительного образования для реализации профессиональной деятельности.
Чтобы реализовать требования студентов к процессу организации обучения и информирования о дополнительном образовании, а также способствовать формированию ценностей в дополнительном образовании у студентов, необходимо существенно перестроить управление дополнительным образованием, а также способы вовлечения студентов в систему дополнительного образования.
Заключение
Дополнительное образование играет важную роль в системе непрерывного образования, поскольку способствует созданию необходимой основы для дальнейшего непрерывного обучения студентов высшего учебного заведения после его окончания.
Развитие системы дополнительного образования заслуживает внимания преподавателей, создателей и организаторов в вузах и других образовательных учреждениях, предлагающих программы дополнительного образования для студентов, представителей органов государственной власти, исследователей в области непрерывного и высшего образования. Основой развития системы дополнительного образования могут стать студенты и их специфические потребности в знаниях, навыках, необходимых для реализации профессиональной деятельности. Предложение программ дополнительного образования необходимо формировать на основе потребностей студентов для вовлечения их в систему непрерывного образования и приобретения знаний, навыков, обеспечивающих разные направления развития образовательных траекторий студентов в дальнейшем, после окончания вуза. Также при разработке про-
грамм дополнительного образования необходимо использовать регулярно обновляемые данные о дефиците профессиональных, организационных и социальных навыков у сотрудников при реализации профессиональной деятельности, по мнению работодателей.
Для создания функционирующей системы управления дополнительным образованием нами рассмотрены направления подготовки дополнительного образования, которые соответствуют образовательным потребностям студентов. Также предложены рекомендации относительно совершенствования основных составляющих системы управления дополнительным образованием, наиболее значимых для студентов (организационной, информационной и содержательной составляющих).
Перспективой развития системы дополнительного образования в России является проведение сравнительных исследований, касающихся изучения потребностей студентов в дополнительном образовании. Подобные исследования будут ценными как с теоретической точки зрения (для более детального изучения специфических потребностей в дополнительном образовании), так и с практической точки зрения (для создания и организации программ дополнительного образования в конкретных образовательных центрах и высших учебных заведениях с учетом потребностей студентов).
Среди обучающихся в вузе пока «сравнительно низка ориентация на постоянное самообразование (48 %). При этом для 63 % работодателей важно умение выпускников вузов заниматься самообразованием» [13, с. 98]. В этом смысле включение студентов в систему непрерывного образования на этапе получения высшего образования позволит постепенно сформировать готовность совершенствовать знания и навыки за счет получения дополнительного образования. Поэтому необходима разработка комплекса мероприятий, направленных на вовлечение студентов старших курсов (3-4 курсов) бакалавриата и магистратуры в систему дополнительного образования до окончания высших учебных заведений для обеспечения устойчивого развития системы непрерывного образования. □
список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования (2013-2020 годы)» (краткая). [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/до-кументы/4106 (дата обращения 07.12.2015).
2. Мониторинг известности, репутационных характеристик УрФУ и конкурентов на территории Урала,
2013. [Электронный ресурс]. URL: http://strategy.urfu. m/usrim/marketingovye-issledovanija/ (дата обращения 10.12.2015).
3. Broadfoot P. Quality standards and control in higher education: What price life-long learning?, International Studies in Sociology of Education, 1998, vol. 8, no. 2, pp. 155-180.
4. Functions Of The University In The Context Of Life-Long Education, Higher Education in Europe, 1977, vol. 2, no. 6, pp. 4-6.
5. Chickering A. W., Gamson Z. F. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education, AAHE Bulletin, 1987, no. 3, pp. 3-7.
6. Northedge A. Rethinking Teaching in the Context of Diversity, Teaching in Higher Education, 2003, vol. 8, no. 1, pp. 17-32.
7. Agudo-Peregrina A. F., Hernandez-Garcia A., Pascual-Miguel F. J. Behavioral intention, use behavior and the acceptance of electronic learning systems: Differences between higher education and lifelong learning, Computers in Human Behavior, 2014, no. 34, pp. 301-314.
8. Weiss F., Klein M., Grauenhorst T. The effects of work experience during higher education on labour
market entry: learning by doing or an entry ticket?, Work, employment and society, 2014, vol. 28, no. 5, pp. 788-807.
9. West A., West R., Pennell H. The Financing of Schoolbased Education: Changing the Additional Educational Needs Allowance, Education Economics, 1995, vol. 3, no. 3, pp. 265-275.
10. West A., West R., Pennell H. The Financing of Schoolbased Education: Changing the Additional Educational Needs Allowance. Education Economics, 1995, vol. 3, no. 3, pp. 265-275.
11. Vasiliev K., Roshchin S., Maltseva I. O., Trav-kin P. V, Lukiyanova A., Chugunov D., Shulga I., Rutkow-ski J. J., Cahu P. M., Nellemann S. Developing skills for innovative growth in the Russian Federation,Washington, World Bank, 2013, 150 p.
12. Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://lirt.hse. ru/news/63263380.html (дата обращения 10.12.2015).
13. Меренков А. В., Шаврин В. С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. C. 94-103.
Sushchenko A. D. Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia
Further education: priorities of students and employers
Key words: further education, students, educational needs, further education generators and organizers, employers, labor market needs, further education value, continuous education, competitiveness at the labor market.
The article belongs to research category and is aimed at defining development trends for further education system on the basis of stakeholders' interests analysis. The reason behind writing this article is the need to identify stakeholders, potentially interested in developing further education system. Analysis of their opinion would help in understanding which changes should be made in further education management system in order to enhance its development at present.
Methodological basis of the research is the human behavior determination theory. Empiric data was collected from the poll among Ural Federal University students, analysis of documents from universities participating in ТОР 5-100 and employers.
Research results demonstrate that there is a gap between students' educational demands for further education and supply of existing further education programs. Students find it difficult to satisfy their educational needs in obtaining narrow specialized knowledge and skills in their specialization (40% of students have concrete educational needs).
Further research in students' needs in further education can be directed, firstly at more concrete formulation of need for further education among students with experience in further education and monitoring changes of these needs with the help of relevant research. Another interesting area is the analysis of further education programs offered not only by higher educational institutions but also by other educational institutions offering programs of this kind.
The article contains practical recommendations which can form the basis for measures aimed at involving different students groups into further education system, particularly bachelor, specialist and master course senior students.
The value of the article is in the research into the needs in further education of such a social group as higher education students. On the basis of research results the author identifies development trends for further education system that should be used in managing higher educational institutions and other educational institutions offering further education programs.
Sushchenko Anastasia Dmitrievna - Postgraduate, Department of Applied Sociology, Junior research fellow, Laboratory on the problems of university development, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (19, Mira St., Yekaterinburg, Russia, 620002), 89058595243, e-mail: [email protected].
REFERENCES
1. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija (2013-2020 gody)» (kratkaja) [State program of the Russian Federation «Development of education»], available at: MHHo6pHayKH.p$/goKyMeH-ra/4106 (accessed 07.12.2015).
2. Monitoring izvestnosti, reputacionnyh harakteristik UrFU i konkurentov na territorii Urala, 2013 [Monitoring Survey of Brand Awareness, Reputation Characteristics of UrFU and its Competitors in the Big Ural District], available at: http://strategy.urfu.ru/usrim/marketingovye-issledovanija/ (accessed 10.12.2015).
3. Broadfoot P. Quality standards and control in higher education: What price life-long learning? International Studies in Sociology of Education, 1998, vol. 8, no. 2, pp. 155-180.
4. Functions Of The University In The Context Of Life-Long Education, Higher Education in Europe, 1977, vol. 2, no. 6, pp. 4-6.
5. Chickering A. W., Gamson Z. F. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education, AAHE Bulletin, 1987, no. 3, pp. 3-7.
6. Northedge A. Rethinking Teaching in the Context of Diversity, Teaching in Higher Education, 2003, vol. 8, no. 1, pp. 17-32.
7. Agudo-Peregrina A. F., Hernandez-Garcia A., Pascual-Miguel F. J. Behavioral intention, use behavior and the acceptance of electronic learning systems: Differences between higher education and lifelong learning, Computers in Human Behavior, 2014, no. 34, pp. 301-314.
8. Weiss F., Klein M., Grauenhorst T. The effects of work experience during higher education on labour market entry: learning by doing or an entry ticket? Work, employment and society, 2014, vol. 28, no. 5, pp. 788-807.
9. West A., West R., Pennell H. The Financing of Schoolbased Education: Changing the Additional Educational Needs Allowance. Education Economics, 1995, vol. 3, no. 3, pp. 265-275.
10. West A., West R., Pennell H. The Financing of Schoolbased Education: Changing the Additional Educational Needs Allowance. Education Economics, 1995, vol. 3, no.3, pp. 265-275.
11. Vasiliev K., Roshchin S., Maltseva I. O., Trav-kin P. V., Lukiyanova A., Chugunov D., Shulga I., Rut-kowski J. J., Cahu P. M., Nellemann S. Developing skills for innovative growth in the Russian Federation,Washington, World Bank, 2013, 150 p.
12. Deficit navykov v Rossii: vyzovy dlja sistemy obrazovanija v uslovijah perehoda k innovacionnoj jekonomike [The deficit of skills in Russia: challenges for the education system in conditions of transition to an innovation economy], available at: http://lirt.hse.ru/ news/63263380.html (accessed 10.12.2015).
13. Merenkov A. V., Shavrin V. S. Kakoj specialist vostrebovan na rynke truda: mnenie rabotodatelej i studentov [What specialist is in demand in the labor market: opinion of employers and students], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2015, no. 1, pp. 94-103.