И.В. Маев,
д.м.н., профессор, член-корр. РАМН, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении, Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия И.А. Купеева,
д.м.н., заместитель директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении, Министерство здравоохранения Российской Федерации,
г. Москва, Россия И.М. Сон,
д.м.н., профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва, Россия
С.А. Леонов,
д.м.н., профессор, заведующий отделением медицинской статистики и документалистики ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва, Россия А.В. Гажева,
к.м.н., ученый секретарь ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва, Россия
ПОТРЕБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ
УДК 614.2
Маев И.В., Купеева И.А., Сон И.М., Леонов С.А, Гажева A.B. Потребность Российской Федерации
во врачебных кадрах (Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия; ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье представлены результаты определения потребности Российской Федерации во врачебных кадрах. Основой для расчета количества специалистов являлись объемы помощи , утвержденные в субъекте Российской Федерации при реализации территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи с учетом повозрастных показателей аналогичной федеральной программы государственных гарантий, региональных особенностей и уровня заболеваемости населения в субъекте Российской Федерации. Кроме того, методика «Расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах», разработанная в ФГБУ «ЦНИИОИЗ», учитывала территориальные особенности субъектов Российской Федерации: расположение субъекта в районах Крайнего севера и приравненных к ним, плотность населения, удельный вес сельского населения. При этом применялись понижающие нагрузку на должности врачей коэффициенты. В статье приведено сопоставление фактической обеспеченности врачами основных специальностей в 2012 году и уточненные нормативы обеспеченности врачами на 2013-2014 гг. (на 10 тыс. населения), а также описано отклонение нормативного числа врачей от фактического его значения (дефицит/профицит врачей) по основным специальностям.
Ключевые слова: фактическая и нормативная обеспеченность врачами, дефицит врачебных кадров, методика расчета потребности во врачах.
По данным официальной статистической отчетности на 1 января 2013 г. в учреждениях здравоохранения системы Минздрава России работало 639 303 врача и 1 299 297 медицинских работников со средним профессиональным образованием, более 90,0 тыс. человек — в учреждениях здравоохранения ведомственной принадлежности и частной собственности.
За последние 5 лет прирост количества врачей составил 17,5 тыс. человек; численность средних медицинских работников с 2003 г. имеет устойчивую тенденцию к снижению.
И.В. Маев, И.А. Купеева, И.М. Сон, С.А. Леонов, А.В. Гажева, 2013 г.
1енеджер № Ю
здравоохранения 3013 *
Обеспеченность населения (на 10 тысяч) врачами выросла с 42,2 (в 2000 г.) до 44,7 (в
2012 г.), обеспеченность средними медицинскими работниками снизилась с 96,9 (2000 г.) до 90,8 (2012 г.).
Для определения потребности в специалистах с медицинским образованием была применена методика определения потребности во врачебных кадрах, обеспечивающих выполнение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе для расчета потребности во врачебных кадрах для выполнения объемов амбулаторной и стационарной медицинской помощи в 2013 году были использованы средние нормативы для медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Для расчета потребности во врачах по профилям врачебных специальностей применены нормативы, рекомендуемые для расчета территориального норматива посещений в год на 1000 жителей, показатели нагрузки на 1 должность врача в стационаре по профилям отделений и нормативы, рекомендуемые для расчета норматива койко-дней в год на 1000 жителей, по Информационному письму Минздравсоцразвития России от 31.12.2008 №10407ТГ, пересчитанные с учетом новых нормативов объема медицинской помощи на
2013 год.
Фактическая обеспеченность врачами основных специальностей в 2012 году и уточненные нормативы обеспеченности врачами на 2013-2014 гг. (на 10 тыс. населения) представлены в таблице 1.
Сопоставление фактической и нормативной обеспеченности (на 10 тыс. населения) наглядно иллюстрирует нехватку врачей по
таким специальностям, как «терапия», «хирургия», «гастроэнтерология», «пульмонология», «эндокринология», «неврология», «травматология-ортопедия», «онкология», «оториноларингология», «офтальмология».
Фактическая обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения) соответствует нормативной по следующим специальностям: «кардиология», «ревматология», «урология», «коло-проктология».
Профицит врачей-специалистов, который выражается в превышении фактической обеспеченности врачами над нормативной, отмечается по таким специальностям, как «акушерство-гинекология», «инфекционные болезни», «сердечно-сосудистая хирургия», «аллергология».
Для уточнения потребности во врачах основных специальностей в субъектах Российской Федерации были проведены расчеты по методике, учитывающей объемы медицинской помощи Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074), а также такие особенности субъектов Российской Федерации, как плотность населения, доля сельского населения, уровень заболеваемости, число муниципальных образований, входящих в состав субъекта, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В результате было определено отклонение нормативного числа врачей от фактического его значения (дефицит/профицит врачей) по основным специальностям. Субъекты Российской Федерации разделились на три группы: первая группа — фактическая обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения) в них практически достигла нормативного уровня; вторая — фактическая обеспеченность по большинству основных специальностей ниже, чем нормативная; третья — субъекты Российской Федерации, в которых
№Ю Менеджер
. 2013 здравоохранения /
Э-
Таблица 1
Фактическая обеспеченность врачами основных специальностей в 2012 году и уточненные нормативы обеспеченности врачами на 2013-2014 гг.
Профиль врачебных специальностей Фактическая обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения) Рассчитанная нормативная обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения)
Терапия 4,82 6,31
Кардиология 0,79 0,78
Ревматология 0,12 0,13
Гастроэнтерология 0,18 0,22
Пульмонология 0,14 0,21
Эндокринология 0,40 0,52
Неврология 1,53 1,71
Аллергология 0,12 0,09
Педиатрия 19,67 19,02
Урология 0,41 0,42
Травматология-ортопедия 0,85 1,03
Колопроктология 0,05 0,07
Хирургия 1,70 2,19
Сердечно-сосудистая хирургия 0,18 0,09
Инфекционные болезни 0,48 0,42
Онкология 0,44 0,57
Акушерство-гинекология 2,68 2,29
Оториноларингология 0,67 1,34
Офтальмология 0,95 1,25
по большинству специальностей нормативная потребность уже достигнута.
По специальности «кардиология»: в 18 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-кардиологов, из них в 9 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 39 регионах фактическая обеспеченность врачами-кардиологами находится на уровне нормативной потребности; в 24 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «ревматология»: в 24 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-ревматологов, из них в 21 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 45 регионах фактическая обеспеченность врачами-ревматологами находится на уровне нормативной
потребности; в 12 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «терапия»: в 21 субъекте Российской Федерации отмечается дефицит врачей-терапевтов, из них в 10 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 53 — фактическая обеспеченность врачами-терапевтами находится на уровне нормативной потребности; в 7 регионах отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «пульмонология»: в 43 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-пульмонологов, из них в 26 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 32 регионах фактическая обеспеченность врачами-пульмоноло-
енеджер
здравоохранения
№ Ю
2013 .
гами находится на уровне нормативной потребности; в 6 отмечается превышение фактической обеспеченности населения над нормативной потребностью.
По специальности «гастроэнтерология»: в 2 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-гастроэнтерологов, из них в 17 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 46 регионах — фактическая обеспеченность врачами-гастроэнтерологами находится на уровне нормативной потребности; в 8 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «эндокринология»: в 31 субъекте Российской Федерации отмечается дефицит врачей-эндокринологов, из них в 18 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 38 регионах фактическая обеспеченность врачами-эндокринологами находится на уровне нормативной потребности; в 12 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «аллергология»: в 23 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-аллергологов, из них в 18 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 34 регионах фактическая обеспеченность врачами-аллергологами находится на уровне нормативной потребности; в 24 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «неврология»: в 18 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-неврологов, из них в 6 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 58 регионах фактическая обеспеченность врачами-неврологами находится на уровне нормативной потребности; в 5 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «инфекционные болезни»: в 39 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-инфекционистов,
из них в 17 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 34 регионах фактическая обеспеченность врачами-инфекционистами находится на уровне нормативной потребности; в 8 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «хирургия»: в 22 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-хирургов, из них в 9 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 57 регионах фактическая обеспеченность врачами-хирургами находится на уровне нормативной потребности; в 3 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «травматология-ортопедия»: в 25 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-травматологов-ортопедов, из них в 10 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 51 регионе фактическая обеспеченность врачами-травматологами-ортопедами находится на уровне нормативной потребности; в 6 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «онкология»: в 32 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-онкологов, из них в 19 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 44 регионах фактическая обеспеченность врачами-онкологами находится на уровне нормативной потребности; в 6 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «колопроктология»: в 32 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-колопроктологов, из них в 26 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 32 субъектах фактическая обеспеченность врачами-колопрок-тологами находится на уровне нормативной потребности; в 17 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
№ Ю
3013
Менеджер
¡Х-
По специальности «урология»: в 22 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-урологов, из них в 8 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 54 регионах фактическая обеспеченность врачами-урологами находится на уровне нормативной потребности; в 5 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «акушерство-гинекология»: в 7 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-акушеров-гинекологов, из них в 3 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 58 регионах фактическая обеспеченность врачами-акушерами-гинекологами находится на уровне нормативной потребности; в 16 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «оториноларингология»: в 55 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-оториноларингологов, из них в 40 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 23 регионах фактическая обеспеченность врачами-оториноларинголагами находится на уровне нормативной потребности; в 3 отмечается незначительное превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
По специальности «офтальмология»: в 52 субъектах Российской Федерации отмечается дефицит врачей-офтальмологов, из них в 31 дефицит составляет более 30% от нормативной потребности; в 26 регионах фактическая обеспеченность врачами-офтальмологами находится на уровне нормативной потребности; в 3 отмечается превышение фактической обеспеченности над нормативной потребностью.
Врачи, работающие в медицинских организациях частной формы собственности, существенно улучшить ситуацию с обеспеченностью населения врачами дефицитных специальностей не могут, поскольку их доля в общей численности врачей незначительна и
составляет всего 4,4% от числа оказывающих услуги по медицинской помощи населению (по данным формы статистической отчетности № 1-здрав «Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению»).
Доля терапевтов, работающих в частных медицинских организациях, составляет всего 2,8%, хирургов — 3,2%, анестезиологов-реаниматологов — 1,5%, педиатров — 1,6%, кардиологов — 4,3%; несколько выше доля врачей следующих специальностей: гастроэнтерологов — 10,2%, эндокринологов — 7,1%, акушеров-гинекологов — 5,1%.
Все вышеизложенное подтверждается анализом объемов медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями различных ведомств в рамках территориальных программ государственных гарантий, проведенным по результатам анализа информации, полученной от органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в соответствии с Письмом Минздрава России от 01.04.2013 №165/10/2-2268.
По материалам органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации установлено, что в 25% регионов учреждения здравоохранения частной формы собственности не участвуют в оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
Из всего объема посещений медицинских организаций частной формы собственности 40% посещений осуществляются по профилю «стоматология», 32% — по профилю «терапия».
51% пациентов обратились в медицинские организации частной формы собственности за получением стоматологической помощи, более 20% пациентов — для получения хирургической, терапевтической и офтальмологической помощи.
Лишь в 24% субъектов Российской Федерации медицинские организации частной формы собственности оказывают стационар-
енеджер
здравоохранения
№ Ю
2013 .
ную медицинскую помощь, при этом более 40% коечного фонда — терапевтического профиля, 11,4% — неврологического, более 5% коек — хирургического, кардиологического и офтальмологического профилей.
В заключение следует отметить, что проблемы кадрового обеспечения здравоохранения связаны не столько с дефицитом врачей и средних медицинских работников по ряду специальностей, сколько со сформировавшимися диспропорциями в отрасли: дисбалансом в обеспеченности медицинскими кадрами медицинских организаций, оказывающих стационарную и амбулаторно-поликлини-ческую помощь; медицинских организаций, расположенных в сельской местности и в городах; дисбалансом в соотношении между
количеством врачей и средних медицинских работников.
Анализ сложившейся кадровой ситуации в системе здравоохранения, необходимость комплексного подхода к решению проблемы определили основные направления разработанного Минздравом России комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами:
— совершенствование планирования и использования кадровых ресурсов отрасли;
— совершенствование системы подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием;
— формирование и расширение системы материальных и моральных стимулов медицинских работников.
UDC 614.2
Maev I.V., Kupeeva I.A., Son I.M., Leonov S.A., Gazheva A.V. Demand of Russian Federation in medical
human resources (Ministry of health care of Russian Federation, Moscow, Russia; Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health Development of the Russian Federation, Moscow, Russia) Annotation: In the article there are presented results of defining demands of Russian Federation in medical human resources. Base for calculating the number of specialists was volumes of aid set in each subject of Russian Federation while realizing territorial program of state guarantees on provision of medical aid with consideration of age-specific indicators of analogue state guarantees federal program, regional specifics and level of population's morbidity in subjects of Russian Federation. Besides that, methodology called «Calculation of demands of Russian Federation in medical human resources», developed in Federal State Entity of «Central SRI of Organization and Informatization of Health Care», considered territorial specifics of subjects of Russian Federation, — location of the subject in Far North areas and equivalent to the, density of population, proportion of the rural population. With that there were used reducing the pressure coefficients on physicians positions. In the article there is a comparison of actual number of main professions in 2012 year and revised regulatory normative of physicians numbers in 2013-2014 years (per 10 thousand capita), as well as there is described a deviationof normative number of physicians from its actual number (deficit/surplus of physicians) for the main professions.
Keywords: actual and regulatory number of physicians, deficit of medical human resources, and method for calculating demand in physicians.
3flpaBooxpaHeHi/ie-2D 13
МИНЗДРАВ РФ ВЫНЕС НА ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Министерство здравоохранения РФ вынесло на общественное обсуждение проект документа «Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года». Стратегия определяет приоритетные направления пропаганды здорового образа жизни. Прочитать документ и оставить свои комментарии можно на Едином государственном портале http://regulation.gov.ru/proiect/7287.html.
Источник: Медицинский вестник
№Ю Менеджер
. 3013 здравоохранения /