Н.Я. Несветайло, И.П. Шибалков,
Областное государственное учреждение здравоохранения «Бюро медицинской статистики», г. Томск, Россия
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ В РАМКАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
УДК 614.2
Несветайло Н.Я, Шибалков И.П. Планирование медицинских кадров для оказания помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий (Областное государственное учреждение здравоохранения «Бюро медицинской статистики», г. Томск, Россия)
Аннотация: В связи с совершенствованием системы здравоохранения РФ актуальными становятся вопросы эффективности использования имеющихся кадровых ресурсов и их планирования. Основой системы здравоохранения является Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению (федеральная и строящиеся на ее основе территориальные), поэтому первостепенное значение имеет кадровое планирование для выполнения объемов, предусмотренных Программой. В статье рассмотрен опыт использования расчета потребности в медицинских кадрах в Томской области согласно «Методике расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах», разработанной ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Министерства здравоохранения РФ. Показаны основные преимущества и сложности применения методики, даны предложения по ее совершенствованию. Ключевые слова: медицинские кадры, планирование, потребности, расчет, методика.
Система здравоохранения в Российской Федерации в настоящее время представляет собой целую отрасль экономики с существенным объемом финансирования и материально-технической базой. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения работало более 2,5 млн. человек, из них более 594,7 тыс. врачей. Несмотря на это, ресурсы здравоохранения ограничены и зачастую недостаточны, что делает вопросы их эффективного использования особенно актуальными.
Медицинские кадры являются важнейшей составляющей системы здравоохранения любой страны. Именно от обеспеченности учреждений здравоохранения кадрами зависит, насколько они могут выполнить свою прямую функцию — удовлетворение потребности населения в качественной и доступной медицинской помощи [5].
Для Российской Федерации в связи с ее уникальными историческими, социально-экономическими и климато-географическими характеристиками вопросы кадрового планирования в здравоохранения приобретают первоочередную важность. На текущий момент Российская Федерация включает в себя 83 не похожих друг на друга субъекта. В каждом из них своя половозрастная структура населения и заболеваемости, различная действующая сеть учреждений здравоохранения, транспортная удаленность и доступность отдельных населенных пунктов. При этом каждый
Н.Я. Несветайло, И.П. Шибалков, 2013 г.
житель Российской Федерации должен получать медицинскую помощь в объемах не ниже, чем это установлено Федеральной программой государственных гарантий. Все это приводит к невозможности унификации подхода к вопросам кадрового планирования в здравоохранении России. Расчет потребности в медицинских кадрах должен быть гибким, позволяющим учесть особенности каждого региона.
Имеющиеся методики, как правило, рекомендованы для расчета потребности отдельно по разным видам медицинской помощи, с разными подходами к расчетам, крайне детализированы (к ним, например, можно отнести утвержденные порядки оказания медицинской помощи). Использовать их для расчета потребности в медицинских кадрах в целом на уровне субъекта (или Российской Федерации) достаточно сложно и крайне трудоемко.
Попыткой создания модели расчета потребности и обеспеченности врачебными кадрами стала «Методика расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах», разработанная ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Расчет потребности во врачах проводится по видам оказываемой медицинской помощи (скорая, амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая) на основе объемных показателей, утверждаемых в рамках территориальных программ государственных гарантий. Методика была направлена в органы управления здравоохранением субъектов РФ для определения потребности в медицинских кадрах и в настоящее время используется в кадровом планировании как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Одной из важных особенностей предлагаемой методики является возможность не только выявить дефицит (профицит) врачеб-
ных кадров в системе здравоохранения на региональном и федеральном уровнях, а также оценить эффективность их использования, но и планировать кадровые ресурсы.
Методика позволяет определить оптимальную численность врачебных кадров, необходимую для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденными в субъектах РФ (или Федеральной программой государственных гарантий при оценке на федеральном уровне).
На наш взгляд, есть следующие преимущества в использовании данной Методики для расчета потребности региона в кадровых ресурсах:
1. Единая методология при проведении планирования медицинских кадров во всех субъектах РФ и возможность получения объективной информации на федеральном уровне.
2. Применение «вертикального» метода планирования: от уровня учреждения, субъекта, федерального округа до уровня Федерации.
3. Использование субъектами территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее ТПГГ) как документа, предусматривающего нормативы объемов медицинской помощи, рассчитанные с учетом особенностей регионов (заболеваемость населения, половозрастной состав, особенности организации медицинской помощи и т.д.), а также нормативы использования ресурсов.
4. Сущность предлагаемой Методики расчета потребности во врачебных кадрах основана на моделировании по методу компонентов. Алгоритм расчета потребности субъекта в медицинских кадрах построен на использовании нормативов объемов (вызовов скорой медицинской помощи, посещений, койко-дней, дней лечения), утвержденных
№ 9 Менеджер
3013 здравоохранения /
Э-
в ТПГГ субъекта РФ. При этом объемы медицинской помощи в ТПГГ субъекта должны быть сбалансированы (иметь тенденцию) и сопоставимы с нормативами объемов Федеральной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Российской Федерации.
5. Методика предусматривает возможность применение нормативов использования врачебной должности, утвержденных в субъектах, учитывающих особенности региона (плотность населения, удаленность населенных пунктов, уровень урбанизации и другие), а также особенности при организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи населению. При этом методология расчетов сохраняется, и, на наш взгляд, сохраняется объективность информации на федеральном уровне.
6. Методика расчета предусматривает обязательное использование форм федерального статистического наблюдения (с учетом действующей номенклатуры учреждений здравоохранения и действующих штатно-нормативных документов) для оценки дефицита (профицита) ресурсов здравоохранения, что позволяет сохранить на всех уровнях единые подходы расчета, анализа и предоставления данных на федеральный уровень.
7. Большое значение имеет минимизация затрат времени при проведении расчетов потребности в медицинских кадрах, так как используются утвержденные нормативы объемов помощи и официальные данные имеющихся ресурсов.
При формировании Методики использовались следующие нормативные документы:
— Федеральная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы [1,2];
— приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ об утверждении Порядков оказания медицинской помощи и федеральных стандартов оказания медицинской помощи;
— Информационное письмо Минздрав-соцразвития России №20-2/10/1-8234 от 22 декабря 2011 года «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год»;
— нагрузка на врачебную должность рассчитана с учетом методических рекомендаций по экономическому обоснованию ФПГГ на 2011 и 2012 гг., а также с учетом рекомендаций, изложенных в Письмах Минздрав-соцразвития России от 25.01.2005 № 26-МЗ, от 31.12.2008 № 10407-ТГ и №20-2/10/18234 от 22 декабря 2011 г.;
— рекомендуемые объемы стационарной медицинской помощи рассчитаны с учетом Информационного письма Минздравсоцраз-вития России № 20-2/1 0/1 -8234 от 22 декабря 2011 г.;
— количество бригад и врачей скорой медицинской помощи определено в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» и Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.03.1999 № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации (изм. от 16.11.04)» [3];
— рекомендуемые объемы скорой медицинской помощи рассчитаны с учетом Информационного письма Минздравсоцразвития России №20-2/10/1-8234 от 22 декабря 2011 г.
Методика является гибким инструментом планирования. В достаточно короткие сроки она позволяет получить объективную информацию о потребности в медицинских кадрах для реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению как на уровне субъекта, так и на федеральном уровне, а также осуществлять планирование ресурсов на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Сложность использования Методики, на наш взгляд, состоит в необходимости работы нескольких специалистов для заполнения шаблона, которые должны знать не только структуру территориальной программы государственных гарантий, но и медико-демографические особенности субъекта РФ (уровень заболеваемости по классам, особенности сети учреждений и т.д.), уметь применять нормативы деятельности и обладать достаточной квалификацией для принятия корректных управленческих решений.
Для заполнения шаблона Методики необходимы данные:
— численность и возрастной состав населения субъекта РФ;
— территориальная программа государственных гарантий;
— фактически сложившиеся нагрузки на должность по врачебным специальностям;
— фактически сложившийся уровень госпитализации населения по профилям оказания медицинской помощи;
— фактически сложившийся уровень заболеваемости населения по классам;
— численность врачей и среднего медицинского персонала.
В Томской области Методика использовалась не только для расчета потребности во врачебных кадрах в целом по субъекту, но и отдельно по муниципальным образованиям.
Расчет проводился для:
— получения данных о потребности во врачебных кадрах по каждой специальности и по каждому виду медицинской помощи (скорая, амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая) как в целом по области, так и в разрезе муниципальных образований;
— корректировки государственного заказа на целевое обучение специалистов — сделать заявку на обучение наиболее значимых и необходимых специалистов по муниципальным образованиям;
— оптимизации работы программы «Земский доктор» — определить наиболее вос-
требованных врачей в сельской местности и прежде всего включить их в программу.
Томская область расположена в центре Западной Сибири. Область состоит из 20 муниципальных образований, 12 из которых расположены на территории, приравненной к районам Крайнего Севера. На 01.01.2012 численность населения составляла 1 057 748 чел. (в том числе 200 498 детей). Особенностями области являются: низкая транспортная доступность части муниципальных образований (до части из них можно добраться только авиатранспортом), низкая плотность расселения и большая отдаленность населенных пунктов друг от друга (до 800 км.), концентрация ресурсов (в том числе кадровых) в г. Томске.
При расчетах были использованы данные территориальной программы государственных гарантий, в которой были установлены следующие нормативы объемов медицинской помощи на 1 чел.: 2,78 койко-дня в круглосуточном стационаре, 9,709 амбулаторных посещений, 0,608 пациенто-дня в дневном стационаре и 0,336 вызовов скорой медицинской помощи [4]. По итогам 2011 г. фактическая численность врачей в Томской области составила 3343 (в том числе 1863 в поликлинике, 1340 в стационаре, 140 в скорой помощи). Потребность во врачебных кадрах составила 5298 (в том числе 3343 в поликлинике, 1818 в стационаре, 137 в скорой помощи). В целом дефицит составил 1955 врачей (в том числе 1480 в поликлинике, 478 в стационаре, в скорой помощи сложился профицит — 3 врача). Дефицит врачей составил 58% от имеющегося числа (в том числе 79% в поликлинике и 36% в стационаре). Наиболее дефицитными специальностями врачей в поликлинике оказались терапевты, педиатры, хирурги, стоматологи и офтальмологи. В стационаре дефицитными были кардиологи, терапевты, педиатры и лечебно-диагностическая группа. Несмотря на полученные результаты, в Томской области плановые показатели по объемам медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий были почти
№9
3013
Менеджер
полностью выполнены. Это объясняется большим количеством федеральных медицинских учреждений, которые имеют прикрепленное население и участвуют в выполнении ТПГГ. Имеющиеся кадровые ресурсы учреждений областного и муниципального подчинения позволяют выполнить утвержденные по ТПГГ объемы медицинской помощи населению на 70-75%, что обосновывает необходимость передачи части объемов федеральным учреждениям. Наибольший дефицит врачебных кадров сложился в сельской местности, что также подтверждается достаточно низкими показателями обеспеченности врачами (22-30 врачей на 10 000 населения).
Использование Методики в Томской области и ее муниципальных образованиях позволило:
— определить дефицит по отдельным специальностям врачей в разрезе муниципальных образований. Данные использовались для построения кадровой политики и взаимодействия с органами местного самоуправления по совершенствованию деятельности системы здравоохранения;
— учитывать дефицит врачей при работе по программе «Земский доктор»;
— учреждениям здравоохранения (особенно в сельской местности) скорректировать нагрузки на врачебные должности;
— систематизировать работу с высшими учебными заведениями по подготовке специалистов на целевой основе;
— учитывать особенности муниципальных образований при кадровом планировании.
Для дальнейшего совершенствования кадровой политики предлагаем:
— продолжить работу по усовершенствованию Методики с учетом выявленных особенностей территорий — расширить возможные варианты нагрузок и нормативов;
— провести обучающие семинары для субъектов по использованию методики;
— разработать программное обеспечение по использованию методики и направить его в субъекты, что позволит получать наиболее актуальную и точную информацию;
— сделать приложение к форме годовой статистической отчетности № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» в части объемов по видам медицинской помощи;
— доработать Методику и использовать ее не только для расчета потребности во врачебных кадрах и в общей численности среднего медицинского персонала, но и для расчета потребности в среднем медицинском персонале по специальностям, провизорах, фармацевтах, младшем медицинском и прочем персонале;
— доработать Методику для расчета штатного расписания с учетом порядков оказания медицинской помощи.
В настоящее время Методика является многофункциональным инструментом на всех уровнях управления здравоохранением. Доработка и развитие Методики позволит еще больше расширить спектр ее применения и использования в кадровой политике.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год». — URL: http://www.rg.ru/2010/10/13/gosgarantii-dok.html (Дата обращения: 25.04.2013).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год». — URL: http://www.rg.ru/2011/10/28/medpomosh-dok.html (Дата обращения: 25.04.2013).
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи». — URL: http://www.rg.ru/2004/11/26/skoraia-dok.html (Дата обращения: 25.04.2013).
4. Постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2010 г. № 266а «Об утверждении Областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации бесплатной медицинской помощи на территории Томской области на 2011 год». — URL: http://zdrav.tomsk.ru/export/si-tes/ru.tomsk.zdrav/ofic/ordinances/266.doc (Дата обращения: 25.04.2013).
5. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 592 с.
UDC 614.2
Nesvetaylo N.Y., Shibalkov i.P. Employment of medical staff for provision of first medical aid in the frames of territorial programs of state guarantees (Region state organization of healthcare «Bureau of medical statistics», Tomsk, Russia)
Abstract. In connection with the improvement of the health care system of the Russian Federation become actual problems of efficiency of use of available human resources and their planning. The basis of the health care system is the program of state guarantees of providing free medical care to the population (Federal and under construction on the basis of it region programs), so it is of paramount importance staff planning for the implementation of the size of the program. In the article the author considers the experience of use of the races, the couple needs for medical personnel in the Tomsk region, according to the «Methodology of calculation of needs of the subjects of the Russian Federation for medical personnel», developed by FSBO «CSRIOIH» of the Ministry of health of the Russian Federation. Shows the main advantages and complexity of the methodology, the authors make proposals for its improvement.
Keywords: medical staff, planning, demands, calculation, methodology.
Здравоохранение-20 Л 3
МИНЗДРАВ И МИНТРУД ПЕРЕСМОТРЯТ НОРМАТИВЫ ТРУДА ВРАЧЕЙ
В министерствах здравоохранения и труда создана рабочая группа, задача которой — пересмотреть нормативы труда врачей. «Участковому врачу — терапевту не должно быть отведено 12 минут на осмотр одного пациента, а педиатру — 15 минут, как сейчас, — сказала министр здравоохранения Вероника Скворцова в эфире радиостанции. За такое время ни поставить диагноз, ни спокойно поговорить с пациентом просто невозможно».
По словам министра, был проанализирован зарубежный опыт. Обычная практика — прием одного пациента не меньше 20 минут. И это при условии, что врача освободят от писанины. Все знают, что львиная доля рабочего времени у любого врача уходит не на общение с больным, а на заполнение всевозможных документов. На помощь врачу придет электронное рабочее место. «Каждый доктор будет вести все истории болезни на компьютере. Там будут все бланки, формы для заполнения рецептов. Заполнение — нажатием кнопки. То есть произойдет рационализация работы, включая и оснащение особыми программами, например, по подбору и взаимодействию лекарств», — сказала Вероника Скворцова.
Программа уже готова. «Осенью мы начинаем распространять ее по первичным учреждением. До конца года электронными местами будут оснащены 20 процентов всех ведущих первичный прием врачей», — цитирует министра издание.
Источник: «Российская газета» со ссылкой на «Эхо Москвы»
№9 Менеджер
3013 '
здравоохранения