Научная статья на тему 'Потребление упаковки российскими предприятиями пищевой промышленности'

Потребление упаковки российскими предприятиями пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumption of packaging by Russian enterprises of food industry

Given is data of marketing investigation of consumption of industrial tare and package by industries as well as by regions of Russia. Shown are tendencies of development of domestic industry of package.

Текст научной работы на тему «Потребление упаковки российскими предприятиями пищевой промышленности»

ТАРА И УПАКОВКА

Потребление упаковки

российскими предприятиями пищевой промышленности

Given is data of marketing investigation of consumption of industrial tare and package by industries as well as by regions of Russia. Shown are tendencies of development of domestic industry of package.

В августе 2003 г. маркетологи Abercade Consulting завершили один из этапов масштабного маркетингового исследования «Индустрия упаков-ки-2003». Исследование стало началом регулярного изучения рынка упаковки в России - специалисты Abercade Consulting нацелены на организацию ежегодного мониторинга данной отрасли.

Исследование «Индустрия упаковки-2003» проводили путем опроса ведущих специалистов компаний - потребителей упаковки. В опросе участвовали представители 850 предприятий пищевой, фармацевтической, нефтехимической, металлообрабатывающей, косметической промышленности Российской Федерации. Кроме того, в ходе изучения рынка анализировали и официальные статистические данные. По результатам проведенной работы маркетологи Abercade Consulting смогли дать оценку основным текущим и прогнозируемым тенденциям развития рынка упаковки в РФ.

Согласно данным опроса, общий объем потребления тары и упаковки российскими предприятиями в период с июля 2002 г. по июль 2003 г. составил около 42 575 тыс. т, из которых 9 тыс. т пришлось на потребительскую упаковку, а объем 32 828,2 тыс. т - на производственную тару. Кроме того, значительный объем потребительской упаковки поступает из-за рубежа непосредственно с товаром (см. рисунок).

Среднедушевой уровень потребле-

37 %

1 %

57 %

Полимеры Металл Стекло Бумага и картон

Структура импорта упаковочных изделий по типу упаковочного материала

ния упаковки в России в этот период составил 80 кг: 64,28 кг - это упаковка отечественных продуктов и товаров, 15,72 кг - упаковка импортной продукции. Для сравнения: согласно данным Всемирной организации упаковщиков, годовое потребление упаковки на душу населения в США составляет в среднем 230 кг в год.

Основные материалы для производства упаковочных материалов - это бумага и картон, полимеры, металлы, стекло и дерево. Больше всего для производства упаковки в целом используются бумага и картон. На такую упаковку приходится 73,9% общего объема потребления, доля стеклянной тары составляет 19,4 %, упаковки из полимеров - 5,9 %, металлической -0,6 %, деревянной - 0,1 %.

Анализ структуры потребления производственной и потребительской тары по массе в отдельности дает иную картину. Основным материалом для производства потребительской упаковки служит стекло, годовой уровень потребления которого равен 6606 тыс. т, что составляет 73,4 % от общей массы. Таким образом, на бумагу и картон приходится 15,1 %, полимерную упаковку - 10,3%, металлическую тару - 0,9 %.

Таблица 1

Потребление производственной тары по отраслям промышленности

Отрасль Объем потребления, т/год

Винно-водочная 1871207,4

Кондитерская 656564

Консервная 2330802,2

Молочная 14280267

Мясная 1444440,8

Табачная 1116158,8

Хлебобулочная 1772722,8

рынка упаковки, специалисты Abercade Consulting в качестве ведущих тенденций рынка выделяют следующие.

Переход потребляющих отраслей от бумажной упаковки к таре из других материалов, в частности из полимерной пленки и фольги. Эта тенденция ведет к приостановке роста объемов производства бумажной упаковки и к расширению областей применения полимерных материалов. В последнее время при выборе упаковки все чаще первостепенное значение имеет использование экологически чистых и легко утилизируемых материалов. Опрос отечественных предприятий - производителей упаковочной бумаги, проведенный Abercade Consulting, показал, что на сегодняшний день большинство предприятий пересмотрели свою систему сбыта, ориентируясь в первую очередь на заказчика. Такие компании, как правило, работают круглосуточно, очень четко соблюдают сроки поставок и тщательно следят за качеством своей продукции.

Таблица 2 Потребление упаковки по федеральным округам

Федеральный округ Годовой объем потребления, %

производственная тара потребительская упаковка

Центральный 32 50,9

Приволжский 22,8 13,9

Южный 15,5 10,7

Северо-Западный 12,3 11,2

Уральский 8,3 8,5

Сибирский 5,1 2,1

Дальневосточный 4 2,7

Основной отраслью, где используется потребительская тара и упаковка, в России является пищевая (табл. 1).

В структуре распределения общего объема потребления производственной и потребительской упаковки по регионам лидируют Центральный и Приволжский федеральные округа (табл. 2). Так, на долю Центрального округа приходится 51 % объема использования потребительской упаковки и 32 % - производственной тары. Аналогичные показатели для Приволжского региона составляют 14 и 23 % соответственно.

Подводя итоги изучения российского

По мнению специалистов Abercade Consulting, на внутреннем потребительском рынке пищевой промышленности продолжаются процессы импор-тозамещения - спрос на отечественную упаковку растет, и нашим производителям упаковки и упаковочных материалов становится выгодным расширение производства. Это стимулирует развитие отечественного упаковочного машиностроения.

Несмотря на то, что неудовлетворенный спрос на упаковку постепенно сокращается за счет местных производств, он все еще остается достаточно большим. К примеру, потребность в упаковочной продукции удовлетворяется за счет внутреннего производства на 28 % в пищевой промышленности и на 26 % - в косметической. Присутствие иностранных производителей весьма ощутимо. Они занимают до 17 % объема внутреннего рынка по отдельным категориям изделий.

С.СМИРНОВА Компания Abercade Consulting

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 4/2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.