Научная статья на тему 'Укупорочные средства: классификация, виды продуктов'

Укупорочные средства: классификация, виды продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1546
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / УКУПОРОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / FOODSTUFF / CORKING MEANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанова О.А.

В статье предложена классификация укупорочных средств с выделением основных классификационных признаков, что позволяет разделить их на соответствующие классификационные группировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corking Products: Types and Classification

The article provides a classification of the corking products underlining the major classification indicators which help to attribute different products types.

Текст научной работы на тему «Укупорочные средства: классификация, виды продуктов»

3ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ УПАКОВОЧНОЙ ОТРАСЛИ

ТЕМА НОМЕРА

УДК 658.827:664

Укупорочные средства:

классификация, виды

О.А. Рязанова, д-р с.-х. наук, профессор

Российский государственный торгово-экономический университет

Кемеровский институт (филиал)

При создании инновационных продуктов питания важная роль отводится упаковке и различным укупорочным средствам. В этой связи при разработке их классификации необходимо применять инновационные подходы, которые в сочетании с традиционными позволяют по-новому оценить степень их значимости, поскольку наряду с выполнением своей основной функции - сохранения количества и качества продукции в процессе товародвиже-

Объем потребления полимерных укупорочных изделий на территории Российской Федерации составляет 13,48 млрд шт., или 118 млн долл. США в год, причем доля импортных поставок -порядка 20-25 % общего объема потребления.

ния - рационально спроектированная и эффективно укупоренная тара является еще и действенным инструментом маркетинга.

Именно красиво оформленную упаковку с правильно подобранными укупорочными средствами для производителей можно рассматривать как дополнительное средство стимулирования сбыта товаров и повышения их конкурентоспособности, поскольку они отражают индивидуальность и рекламируют их, т. е. служат своего рода «опознавательным знаком». И от того, насколько эстетична, многофункциональна и удобна упаковка пищевой продукции, которая снабжена современными укупорочными средствами, в конечном итоге будет зависеть активность всех субъектов рынка. В то же время, использование таких средств частично отражает индивидуальность продукта. Например, бутылки шампанского, укупоренные полимерной проб-

кой с металлической уздечкой (типа «мюзле») еще и рекламирует его, а наличие на горловине красочной ко-льеретки способствует быстрой идентификации и защите продукта от контрафакта [1-3, 4, 5].

Согласно ГОСТ Р 17257-2003 «Упаковка. Термины и определения», укупорочное средство - средство для укупоривания тары» [6, 7].

По данным Всемирной организации упаковки, мировой оборот упаковочной индустрии составляет около 500 млрд долл. США в год, при этом огромная доля рынка приходится на продажи непосредственно упаковки, а продажи упаковочного оборудования оцениваются примерно в 25 млрд долл. В докладе «Рынок потребительской упаковки 2007/08» (Consumer Packaging Report 2007/ 08), подготовленном Rexam Group (Великобритания), отмечено, что в 2007 г. мировой рынок упаковки вырос до 410 млрд долл., а при ежегодном прогнозируемом росте в 5 % к 2010 г. он превысит 470 млрд долл. Наиболее крупные потребительские сегменты мирового рынка укупорочных средств составляют продукты питания, на долю которых приходится более половины общей стоимости рынка - порядка 200 млрд долл. (по оценке Rexam Group).

Для производства упаковочных и укупорочных средств используют различные материалы. Сегментация рынка по материалам в странах Восточной Европы составила (%): гибкий пластик - 68; жесткий пластик-15; металл - 5; стекло - 4; картон и бумага - по 4 для каждого вида.

На мировом упаковочном рынке в последнее десятилетие наблюдается переход от стекла и металла к полимерам, т.е. происходит замещение натуральных материалов на искусственные. Сегодня доля полимеров в общемировом потреблении упаковки составляет порядка 54-56 %, и с каждым годом она увеличивается, а к концу десятилетия ориентировочно достигнет значения 89-90 %. Так, общий рост мирового рынка (только крышек), по оценкам экспертов, составляет 5,1 % в год [8].

Общий объем пластиковой тары для упаковки на мировом рынке характеризуется следующими данными (%): продукты питания - 51; напитки - 19; фармацевтика - 5; парфюмерия и косметика - 4; прочие -21. Так, общий объем мирового рынка напитков включает (%): молоко -34; безалкогольные напитки - 30; пиво - 21; соки, нектары - 11; алкогольные напитки - 4,0. Среднестатистический мировой потребитель в 2006 г. выпивал 205 л таких напитков, но в каждом сегменте этого рынка и в каждом регионе, разумеется, темпы роста были разными. Лидером рынка напитков остаются США, где отмечен максимум их потребления - 609 л на человека в год; затем идут страны Западной Европы - 574 л, причем в 2001-2006 гг. эти рынки увеличивались на 1-2 % в год [8].

Общий объем потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте напитков составляет 9570 млн шт. в год или в стоимостном выражении 47,8 млн долл. На долю импорта приходится 19 % от общего объема потребления крышек в нем

[9].

Российский рынок упаковки очень быстро развивается, при этом сохраняются тенденции, присущие для западных рынков, что характеризуется снижением расходов за счет применения более экономичной упаковки и, соответственно, внедрения более совершенных стандартов упаковки, в том числе и укупорки. Рынок упаковки следует за развитием профильных рынков и всего рынка в целом, поэтому рынок упаковки в ближайшем будущем ожидает только рост. В то же время одна из проблем при работе на отечественном рынке - отсутствие качественного российского сырья. Так, практически весь объем полиэтиленов импортного производства, что негативно сказывается, в первую очередь, на стоимости продукции [8].

По оценкам аналитиков, основной вид укупорочных средств - крышки из полимерных материалов. Так, ры-

INNOVATIVE SOLUTIONS FOR THE PACKAGING INDUSTRYЩ

1

нок пластиковых крышек для большинства товарных рынков в 2008 г. составлял порядка 4,7 млрд шт. В связи с кризисными явлениями в экономике в 2009 г. объем рынка уменьшился до 3,9-4 млрд шт. В 2010 г. при благоприятных прогнозах возможен рост рынка до 4,2 млрд шт. [9, 10].

Объем потребления крышек «твист-офф» в денежном выражении по отношению к уровню 1999 г. в 2004 г. вырос до 7 млн долл. и превысил 35 млн долл. Рост произошел за счет увеличения как внутреннего производства, так и импорта. Объем потребления в натуральном выражении за тот же период вырос в 11 раз [10].

По Федеральным округам наибольшие объемы потребления полимерных укупорочных средств приходятся: на Центральный федеральный округ и Поволжье - 20 и 19 % соответственно от всех полимерных укупорочных средств, потребляемых в целом по стране. В прочих регионах уровни потребления сравнимы между собой и составляют 12-16 %, за исключением Северо-Кавказского федерального округа, на долю которого приходится лишь 5 % всех предприятий по отрасли, которые потребляют полимерные укупорочные средства.

В соответствии с увеличением объемов производства пива и напитков возрастает и выпуск упаковочных и укупорочных средств. Так, общий объем потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте «Пищевые продукты» составляет 2008 млн шт. в год, или в стоимостном выражении 24,8 млн долл., в сегменте «Напитки» - 9570 млн шт. в год, или в стоимостном выражении 47,8 млн долл. На долю импорта приходится 19 % от общего объема потребления крышек в сегменте [9].

Основной функциональной чертой потребления укупорочных средств продолжает оставаться стремление к повышению потребительской ценности продуктов на фоне неизменности их цены. Так, будут широко использоваться более функциональные крышки, например, крышки с дис-пенсерами и с приспособлениями для защиты от детей [10].

По оценкам аналитиков АЬегсас1е, объем потребления полимерных укупорочных изделий на территории Российской Федерации составляет 13,48 млрд шт., или 118 млн долл. США в год, причем доля импортных поставок - порядка 20-25 % общего объема потребления [9].

Основные товаропроизводители полиэтилена: ОАО «Казаньоргсин-

тез», ОАО «Ставролен», АО «Химво-локно» и др., однако сырье, выпускаемое отечественными заводами, имеет низкое качество. Среди крупнейших отечественных компаний, занимающихся только производством крышек и составляющих конкуренцию зарубежным фирмам, лидерами продаж стали компании «Нитек», «Формад», «Роспласт-про-дукт», «Тандем», «Стабо» и др., занимающие существенную часть рынка крышек и планирующие в ближайшем будущем заменить своей продукцией импортную [9]. Ведущие мировые производители полимерной укупорочной продукции: Kloeckner Pentaplast (Германия), Distripac (Франция), Mitsubishi (Япония), Dupont (Франция), Basf (Германия), Ruco (Германия), Sicpa (Финляндия), Akzonobel (Швеция) и

др.[4].

Поскольку производство укупорочной продукции - самый динамичный спектр рынка, то представляется целесообразным рассмотреть вопросы ее классификации. Это позволит специалистам маркетинговых служб предприятий пищевой промышленности лучше ориентироваться в их обширном многообразии и принимать правильные коммерческие решения при организации закупки у поставщиков.

На основании анализа доступной в открытой печати нами систематизирована информация и разработана классификация укупорочных средств [1-4, 7-13] (рисунок).

Обширную группу из числа укупорочных средств представляют крышки для укупоривания различных видов консервов, напитков и пр. Так,

крышки «твист-офф» предназначены для укупорки консервированных продуктов питания в стеклянных банках с винтовым горлышком по технологии термовакуумной укупорки. Эта технология гарантирует высокое качество продуктов при длительных сроках хранения, высокий уровень дизайна. Крышки «твист-офф» применяют для укупоривания майонеза и других соусов (в стекло-банках), плодоовощных консервов, кетчупов, сока (в стеклобанках), а также для домашнего консервирования [9].

Наряду с крышками «твист-офф» в пищевой промышленности широко применяют крышки СКО, из фольги, крышку «easy open», а также одно- и двухкомпонентные пластиковые крышки. Однокомпонентные пластиковые крышки изготавливают из полипропилена, реже из полиэтилена (низкого или высокого давления). Их используют для укупорки безалкогольных напитков, пива, кисломолочных продуктов, реже - бытовой химии и косметики. Двухкомпонентные пластиковые крышки изготавливают по принципу однокомпонент-ных, но они имеют внутреннюю полимерную прокладку из полилайнера, за счет чего лучше удерживают углекислый газ. Такие крышки применяют в основном для укупорива-ния напитков с агрессивной средой (сильногазированные лимонады и минеральные воды) [9].

Крышки по типу конструкции и функциональным особенностям можно разделить на следующие виды: а) обычные закручивающиеся; б) с защитой от детей; в) с диспенсе-ром, которые в зависимости от кон-

^ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

ТЕМА НОМЕРА

ДЛЯ УПАКОВОЧНОЙ ОТРАСЛИ

структивных особенностей выпускаются как обычные закручивающиеся; с откидывающимся верхом; с нажимающейся частью, с дозатором, сужающаяся коническая, телескопическая; г) с защитой от вскрытия.

Колпачки выпускают различных типов: 1) алюминиевые и пластиковые колпачки для стеклобутылок; 2)

С развитием современных бионанотехнологий количество классификационных признаков будет только увеличиваться, что позволит разрабатывать инновационные классификации тары и упаковочных материалов

колпачки типа «гуала»; 3) колпачок «пуш-пул»; 4) колпачок «диск-топ»; 5) колпачок «флип-топ»; 6) колпачок «спаут-тайп»; 7) колпачок «спорт-кэп»; 8) колпачок «комби-топ»; 9) колпачок «комби-твист»; 10) колпачок для упаковки «дой-пак»; 11) винтовые колпачки для ПЭТ-бутылок; 12) колпачки термоусадочные.

Пробки по материалу изготовления могут быть корковыми, из полимерных материалов и кронен-проб-ки (в виде металлического колпачка корончатой формы с уплотнитель-ной прокладкой), мюзле, которые применяют для укупоривания различных видов напитков [7, 9].

К укупорочным средствам типа дозаторов и распылителей относят: курковый распылитель (триггер), кнопочный распылитель (спрей), помпа-насос (дозатор), которые применяются для укупоривания непродовольственных товаров (чистящих средств, жидкого мыла, освежителей воздуха и т. п.), а также и продовольственных - сиропов [9].

Как видно из рисунка, классификация укупорочных средств приведена только по основополагающим классификационным признакам - по виду изделия и материалу изготовления. Среди второстепенных признаков можно отметить кратность использования, способ открывания, метод уплотнения и применяемые уплотняющие элементы, выполняемые дополнительные функции, а также защита от случайного или преднамеренного вскрытия (при первом использовании) [2]. Однако количество их не постоянно и будет варьироваться в зависимости от уровня развития технологий.

При производстве тары и упаковочных материалов наиболее перс-

пективное направление - сочетание традиционных элементов и принципиально новых технологий. К таковым относят нанотехнологии, позволяющие встраивать в известные материалы изготовления нанокомпози-ции, что позволит получить принципиально новые виды упаковочных материалов, отличные по свойствам от своих предшественников, способных стабилизировать, а в ряде случаев даже улучшать некоторые качественные параметры упакованных в них продуктов при хранении.

Применение нанотехнологий в пищевой промышленности позволит произвести определенный технологический прорыв в отрасли. В настоящее время уже разрабатывается упаковка с применением нанотехно-логий. Так, американская компания системных инноваций 1рШп1 разработала программируемый контейнер для жидкостей, на поверхности которого размещены 20 кнопок, нажатие на которые приводит к впрыскиванию в жидкость различных добавок. Владелец такой тары может по вкусу добавить в напиток различные ароматы, вкусовые добавки, красители и т. п. Предложенная технология позволит производителю одним таким контейнером заменить ряд вариантов продукта, а потребителю — изменять ряд параметров продукта по своему вкусу во время его использования. Этот способ перспективен для пищевой, фармацевтической промышленности, в производстве косметики и парфюмерии [5].

Перспективным направлением применения нанотехнологии в скором будущем станет использование тонкопленочных датчиков, которые информируют потребителя (изготовителя) о состоянии упакованной в такую упаковку продукции. Это направление будет перспективным для упаковывания скоропортящейся продукции - мясных и молочных продуктов, а также свежих плодов и овощей. Например, широко востребованной может стать полимерная пленка в несколько микрон с рисунком, который меняет свой цвет в зависимости от биохимического состава продукта в процессе его хранения или от наличия специфических ферментов в нем. Датчики, построенные на основе таких голограмм, могут существенно упростить диагностику состояния продукта или проверку пищи на безопасность для потребителей. Полимеры, разработанные учеными в рамках этой технологии, «программируются» на отклик на строго определенные вещества.

Также используют наноматериалы, в конструкции которых можно ввес-

ти молекулы так называемых фото-хромных соединений, при этом оптическая плотность такой упаковки будет увеличиваться или снижаться в зависимости от интенсивности светового потока [5].

Следовательно, с развитием современных бионанотехнологий количество классификационных признаков будет только увеличиваться, что позволит разрабатывать инновационные классификации тары и упаковочных материалов, в том числе и укупорочных средств, уже применяемых в пищевой промышленности.

К вспомогательным укупорочным средствам относят прокладки, амортизаторы, вставки, решетки, обвязочные ленты, пломбы и др., выполненные из различных материалов и применяемые в зависимости от их функционального назначения [5].

Таким образом, классификация укупорочных средств проведена только по наиболее характерным классификационным признакам, что позволяет сгруппировать их в классификационные группировки с учетом вида и типа изделий. В связи с развитием нанотехнологий и появлением новых видов упаковочных материалов, в том числе и укупорочных средств, количество классификационных признаков будет только возрастать, поскольку это - технологии будущего.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ bse/138232/Тара.

2. http://w.w.w.artotdel.ru

3. http://www.atlantspb.ru/main/ 35-tipy-upakovki.html

4. http://spb-tei.ru/2009/02/26/ vidy-tary-i-upakovkL.html

5. w.w.w.znaytovar.ru

6. Термины и определения в области пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания: Справочник/Т.Н. Иванова. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. - 288 с.

7. Трыкова, Т.А. Товароведение упаковочных материалов и тары: учеб. пособие/Т.А. Трыкова. - М.: Дашков и К°, 2009. - 212 с.

8. w.w.w.upacovano.ru

9. http://w.w.w.pakkograff.ru

10. http://w.w.w.packaging. klev.ua.ru

11. Чалых, Т.И. Товароведение упаковочных материалов и тары для потребительских товаров: учеб. посо-бие/Т.И. Чалых, Л.М. Коснырева, Л.А. Пашкевич. - М.: Академия, 2004.

12.

13. http://www.staboplus.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.