Научная статья на тему 'Российский рынок упаковки'

Российский рынок упаковки Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
741
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок упаковки»

|УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

ТЕМА НОМЕРА

Российский рынок упаковки

Сейчас уже трудно определить, кто первым высказал мысль, ставшую чуть ли не афоризмом: «Упаковка сберегает и приносит больше, чем стоит сама». Это изречение было справедливым и в то время, когда она была скромным средством сбережения и доставки товара, и сегодня, когда упаковка выполняет многочисленные функции, которые превратили ее в важнейший фактор, в значительной степени влияющий на работу большинства отраслей перерабатывающей промышленности, на состояние потребительского рынка и качество жизни населения. Современная упаковка способна многократно увеличить сроки хранения продуктов, обеспечить оптимальные условия доставки и хранения товаров, их продвижение на рынке, удобство использования в самых разнообразных условиях. Упаковка стала ключевым средством повышения конкурентоспособности и защиты любого изделия от контрафак-та. Несмотря на то, что круг потребителей упаковочных изделий, материалов и оборудования за последние годы в нашей стране значительно расширился, охватив отрасли промышленности, ранее практически не применявшие упаковку, пищевая промышленность

12 % Стекло

4 % Прочие

14 % Металлы

40 % Бумага и картон

30 % Полимеры

Рис. 1. Структура российского рынка упаковки

200 480 160 140 120 100 80 60 40 20 0

2005

2004

2003

2002

2001

2000

Годы

Рис. 2. Динамика реальных доходов населения в РФ в 2000-2005 гг. (2000 г. - 100 %)

по-прежнему остается ее основным заказчиком.

Требования пищевых производств к упаковке самые жесткие и разнообразные, поэтому рынок пищевой упаковки, как потребительской, так и транспортной, может рассматриваться и оцениваться как определяющий. Общая ситуация на российском рынке упаковки быстро меняется, Можно констатировать, что закончился повсеместный дефицит упаковки, долгое время определявший подходы ее потребителей к упаковочному решению. В отношении упаковки уходят из употребления характеристики «дорогая» или «дешевая», их сменяет понятие - «эффективная». Заказчик получил возможность полноценного выбора материала, формы, цвета, даже запаха упаковки. И практически все идеи, даже самые смелые могут быть реализованы с помощью отечественных производителей упаковки, конструкторов и дизайнеров.

Развитие российской упаковки в последние 10 лет определялось не только высокими количественными показателями - 10-12 % ежегодного прироста объемов производства, но и серьезными структурными и качественными изменениями. Многие предприятия реконструированы, введены новые мощности во всех сегментах производства упаковки: картонной, полимерной, алюминиевой, стеклянной. В техническое перевооружение отрасли вложены сотни миллионов долларов.

Все большими темпами развивается региональное упаковочное производство, что приближает его к потребителям, снижая транспортные издержки. Перевозки упаковочных изделий с невысоким удельным весом на расстояния более 200 км становятся невыгодными. Происходит укрупнение предприятий, усиливается влияние общемировых тенденций, таких как глобализация, продвижение мировых брендов, защита окружающей среды.

Период бурного развития российского рынка упаковки измеряется 10-15 годами - сроком относительно небольшим. Поэтому показатели, определяющие его масштабы пока уступают среднемировым, потребление упаковки в России на душу населения в 2006 г. составило около 55 долл. США, оборот рынка - порядка 7,8 млрд долл., что соответствует 1,5 % мирового оборота.

Структура упаковочного рынка в России несколько отличается от мирового. Мы используем немного больше картонной и стеклянной, меньше полимерной и металлической (рис. 1).

К основным тенденциям, определяющим спрос на упаковочные изделия и

материалы, можно отнести следующие:

• стабильный рост объемов производства продовольственных товаров и изменение балансов их потребления: прогнозируется что российский продовольственный рынок будет занимать 3-е место в мире по росту объема упакованной продукции на душу населения до 2010 г. Его объем возрастет на 40 % по сравнению с 2005 г. - с 44 до 65 млрд долл. Ужесточаются санитарно-гигиенические требования к упаковке и необходимость обеспечения длительных сроков хранения пищевых товаров. Расширяется использование высокоскоростного фасовочного и упаковочного оборудования, внедряется автоматизация и механизация погрузоч-но-разгрузочных и складских процессов;

• повышается покупательская способность населения, возможность и готовность платить больше за высокое качество продуктов и упаковки (рис. 2), проявляется стремление к здоровому образу жизни;

• меняется демографическая ситуация: население стареет, уменьшается численность семьи, растет число несемейных людей, усиливается миграция населения;

• система торговли становится все более значительным связующим звеном между производителем упаковки, продовольственных товаров и их потребителями. Торговля, отражая требования покупателя, во многом определяет спрос на упаковку, особенно в системе самообслуживания. Все более важную роль играют собственные торговые марки, фирменная упаковка, система маркировки. Усиливается влияние ритейла. Стремительный рост продажи товаров в крупных торговых сетях ломает стереотипы, долгое время определявшие подходы к упаковке. Супер- и гипермаркеты вырабатывают к ней корпоративные требования:

обеспечение повышения скорости продажи и уменьшения количества ручного труда;

надежность и прочность, необходимые для перемещения и хранения больших объемов товаров;

возможность сэкономить, покупая большее количество за меньшие деньги;

привлекательный дизайн, побуждение к незапланированным покупкам;

сохранение свойств товаров при хранении и продаже, гигиеничность;

обеспечение безопасности, исключение несанкционированного доступа к продукту;

недопущение образования большого количества мусора в торговых залах;

%

PACKAGING AND LOGISTICS ggg

растет влияние требований по охране окружающей среды. Практически вся использованная упаковка превращается в твердые бытовые отходы, с одной стороны, играя роль загрязнителя, а с другой - представляя собой ценное вторичное сырье.

Перечисленные тенденции достаточно быстро (в этом одна из особенностей упаковочной отрасли) становятся ориентиром для производителей упаковки. Растут объемы выпуска и доля в структуре производства упаковки с высокими барьерными свойствами, обеспечивающей увеличение сроков хранения продуктов. Это в первую очередь -упаковка из многослойных полимерных пленок.

Например, биорентированная полипропиленовая пленка, служащая основой целого класса упаковки, еще пять лет назад поступала на российский рынок только по импорту. В настоящее время введенные в стране мощности, причем на основе высококлассного оборудования, позволяют полностью удовлетворить потребность рынка в этой пленке.

Увеличиваются производство и применение металлизированных пленок и бумаги, термоусадочных пленок, тер-моформованных изделий из полипропилена и полистирола, оборудования и материалов для фасовки в модифицированной газовой среде. Но не только полимерные материалы становятся основой для внедрения современных технологий упаковки и фасовки. Все шире используется упаковка из картона со специальным покрытием, комбинированные материалы, бутылки и банки из алюминия.

Маркетинговые возможности упаковки трудно переоценить. Она не только один из самых дешевых носителей рекламы, но и самый действенный и результативный. Реклама на упаковке срабатывает в месте продажи, охватывает самый широкий круг потребителей. Кроме того, упаковка - одно из самых массовых средств информации. Все это превращает ее в основной инструмент продажи (рис. 3).

Возможности современной полиграфии, которыми в полной мере обладают отечественные производители упаковки, позволяют применять самые смелые и разнообразные дизайнерские решения, которые привлекают потребителя, обеспечивают создание бренда, зачастую превращая упаковку в произведение искусства.

Жюри различных отраслевых конкурсов, в состав которых постоянно входят авторитетные представители пищевых отраслей, в последние 2-3 года отмечают значительный прогресс в дизайне упаковки.

Очень важно, чтобы технические и маркетинговые функции гармонично

сочетались на всех этапах жизни упаковки: у производителя пакуемого товара, на пути к конечному потребителю, в процессе потребления. Параметры упаковки должны обеспечивать бесперебойную работу линий фасовки и упаковки, транспортировку, удобство хранения, реализации и использования в быту.

Развитие пищевых рынков, стремление к сокращению транспортных издержек, экспансия торговых сетей в регионы способствуют децентрализации упаковочной индустрии в России. Совсем недавно более половины упаковочных производств было сосредоточено в Центральном районе. В настоящее время, несмотря на укрупнение предприятий, происходит процесс более равномерного распределения мощностей по выпуску упаковочных материалов, изделий и оборудования. Затраты на их создание быстро окупаются, сфера упаковки вовлекает в себя значительное количество трудовых ресурсов, что делает этот бизнес привлекательным, как для крупных промышленных центров, так и для малых городов, повышая в конечном итоге эффективность многих отраслей экономики, в первую очередь аграрной и пищевой.

Появились предприятия, по своему оснащению и организации производства не уступающие ведущим зарубежным фирмам - производителям упаковки. Пример тому- «ГОТЭК-ЦЕНТР», начавший в этом году в Тульской области выпуск гофрокартона и упаковки из него; российские предприятия «РОСТАР» и «РЕКСАМ», выпускающие алюминиевые банки для напитков; ПКФ «Союз», недавно отметивший свое 85-летие и осуществивший реконструкцию, и многие другие.

В создании эффективной упаковки главную роль играют три фактора: наличие современного технологического оборудования для ее изготовления, соответствующая сырьевая база и подготовленный персонал. Если в первом случае можно констатировать определенный прогресс, то сырьевое обеспечение упаковочного производства и подготовка специалистов становится все более ощутимыми проблемами. Для их разрешения необходима консолидация и взаимодействие всех участников упаковочного рынка. Это одна из главных задач созданной в 2006 г. Национальной конфедерации упаковщиков, которая в своей деятельности стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями и отраслевыми объединениями пищевой промышленности. Особенно в сфере подготовки специалистов для сферы применения упаковки. По нашему мнению, вопросы упаковки на пищевых предприятиях должны решаться с помощью подготовленных

45 40 35 30

та

^ 25

о о.

а 20

a

5

£ 15 10 5 0

1

П п 1

ж±1

1998 1999 2000 2001 2002 2004 2005 2006 Годы

Рис. 3. Динамика изменения сроков продаж пищевых товаров на российском рынке

4/ %

15 % 13 %

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 4. Распределение производства упаковки из гофрокартона по федеральным округам РФ: 1 - Центральный, 2 - Приволжский, 3- Северо-Западный, 4 - Южный, 5 - Сибирский, 6 - Уральский, 7 - Дальневосточный

2

3

4

5

6

7

специалистов, обладающих специальными знаниями в области технологии производства упаковочных материалов, изделий и оборудования, маркетинга, экологии.

Немаловажно так же взаимодействие в разработке нормативных и законодательных актов в области упаковки.

Интересен тот факт, что в 2006 г. значительно увеличились поставки на российский рынок фасовочного и упаковочного оборудования как зарубежного, так и отечественного производства. Для немецких машиностроителей - основных поставщиков этого оборудования наш рынок впервые занял второе место после США по объему закупок (рис. 5).

Увеличили поставки оборудования также итальянские и другие фирмы. Учитывая, что более 70 % закупаемых упаковочных и фасовочных машин предназначены для пищевой промышленности, в том числе для упаковки продовольствия ~ 40 %, для напитков ~ 20 %, табачных и прочих продуктов -более 10 %, можно прогнозировать дальнейший быстрый рост спроса на соответствующие упаковочные материалы и изделия.

Оценивая перспективы российской индустрии упаковки, подавляющее

g Y ПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

ТЕМА НОМЕРА

Германия - экспорт в Россию: важнейшие товарные позиции упаковочного оборудования в млрд евро

Машины и устройства для наполнения, закрытия и т. п. бутылок и другой тары; газирование

Другое упаковочное оборудование Запчасти для упаковочного оборудования

Машины и устройства для очистки или сушки бутылок и другой тары

Источник: Федеральное статистич о Германии

С 01/06 по 10/06 С 01/05 по 10/05

01-10/2006: 222 млн евро (+43,9 %)

-. ' 1 ^ 4JM4 ftKKtikdytmrnnh

Рис. 5. Немецкий экспорт упаковочного оборудования в Россию, январь-октябрь 2006 г.

большинство экспертов настроено оптимистично. Основу этому дает стабильный рост объемов пищевых производств - главного потребителя упаковки, структурные изменения, происходящие в ней, а так же те тенденции, которые все более ощутимо проявляются на российском потребительском рынке и в социальной сфере. Прогнозируемые 10-12 % роста объемов рынка упаковки до 2010 г. должны привле-

кать новые инвестиции в ее отечественное производство. Однако здесь необходимо не впасть в эйфорию и обратить внимание на негативные проявления, обозначившиеся в последнее время. Несмотря на масштабы российских сырьевых отраслей, упаковщики все более ощущают дефицит картона и бумаги, полимеров, других материалов, в первую очередь соответствующих современному уровню производ-

ства упаковки по своим качественным показателям. Далеко не рыночные приемы многих поставщиков сырья приводят к его резкому удорожанию. На лицо факт снижения прибыльности упаковочного бизнеса. Слабая аналитика в этой области не дает потенциальным инвесторам объективного представления о ситуации на рынке упаковки. Упаковочная отрасль во многом «неизвестна» государственным структурам, и вместо поддержки отечественные производители упаковки встречают субъективные трудности.

И все же, уже накопленный в российской индустрии упаковки потенциал, появление в ней новых игроков, крепнущее сотрудничество с зарубежными партнерами позволяют с уверенностью заключить, что сфера упаковки в нашей стране продолжит свое успешное развитие.

А.Г. БОЙКО Исполнительный директор НП «Национальная конфедерация упаковщиков», Председатель Подкомитета по развитию индустрии упаковки Комитета ТПП РФ по промышленному развитию

ЭКСПЕРТИЗА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Н.И. Дунченко, А .Г. Храмцов, И.А. Макеева, И.А. Смирнова, Н.Б. Гаврилова, Л.В. Голубева, Л.В. Калинина, В.М. Позняковский

480 с. 2007 г.

В учебно-справочном издании рассмотрены вопросы экспертизы качества и молока и молочных продуктов:

• классификация и термины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• технологии производства

• химический состав и свойства

• оценка качества, идентификация

• порядок приемки и отбора проб

• требования к упаковке и маркировке

• условия хранения

• возможные дефекты и фальсификация

• перечень действующей нормативно-технической документации

Книга предназначена для:

• производителей молока и молочных продуктов

• работников сферы торговли и товароведов

• специалистов экспертных и контролирующих организаций

• преподавателей и студентов высших учебных заведений

СИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

@

Цена одного экземпляра при получении по почте -Форма оплаты - предоплата по счету

980 руб.

КНИГА-ПОЧТОИ

630058, г. Новосибирск, а/я 134 Тел./факс.: (383) 332-52-32 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.