ТАРОУПАКОВОЧНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье раскрываются предпосылки развития отечественной тароупаковочной индустрии -одной из наиболее масштабных «точек роста» современного промышленного производства в России; анализируются причины ее быстрого роста в течение последнего десятилетия, а также возникающие проблемы. Показано, что одним из решающих факторов становления успешного сектора стали технологические нововведения, импортированные из ведущих стран мира.
Для России 90-х годов был характерен значительный спад объемов промышленного производства (46% в 1990 г.). Однако вопреки общей тенденции спада некоторые секторы российской экономики и отдельные экономические субъекты в период реформ развивались успешно. К ним, прежде всего, относятся ресурсодобывающие отрасли, сфера услуг, отдельные предприятия пищевой промышленности. В их число входит и тароупаковочная индустрия. К сегодняшнему дню отрасль добилась высоких результатов практически без участия государства. Это стало возможным благодаря сложившимся благоприятным для тароупаковочной индустрии экономическим условиям. Спрос на упаковку перерос в устойчивую потребность в ней, что послужило импульсом к адекватной реакции отечественных производителей на ее удовлетворение. Но длительный ускоренный рост одной отрасли на фоне сокращения масштабов производства практически во всех других отраслях невозможен без последовательного позитивного отношения государства ко всей совокупности экономических субъектов.
На протяжении последних четырех лет в экономике России обозначились признаки стабилизации - большинство экономических показателей имеет положительную динамику [1]. К позитивной тенденции можно отнести изменение качества роста, т. е. повышение ВВП в значительной степени за счет увеличения добавленной стоимости обрабатывающих отраслей. Такая тенденция сформировалась во всех сегментах отечественного производства упаковки [2, 3, 4] (табл. 1; рис. 1).
Таблица 1
Динамика рынка этикеточной бумаги и тарного картона в России, тыс. т
Показатель 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Этикеточная бумага
внутреннее производство 4,1 2,4 1,3 3,8 5
импорт - - - - 30
Картон
внутреннее производство 2,5 3,3 11,7 115,4 145
импорт — 37,9 32,9 73,4 85
В 2000 г. российский рынок упаковки в целом (не считая упаковочного оборудования) составлял около 3,5 млрд. долл., из которых около 73-75% приходилось на производство бумаги, картона и полимеров, т. е. приблизительно 1% российского ВВП [5]. Изменилась и качественная структура рынка
гофрокартона, используемого в тароупаковочных целях: в начале 90-х годов доля этих изделий равнялась примерно 10%, а к 2002 г. она увеличилась до 65% [6].
9000
8000
7000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0
4350
3250 3400^И
Год
а)
б)
Тыс. т
Т
8500
1997
1998
1999
2000
Рис. 1. Динамика тарного производства белой жести (а) и производство многослойных упаковочных пленок (б) в России:
| | соэкструзионные; ^ кашированные
Перспективность развития упаковочной индустрии подтверждают показатели объема производства упаковки всех видов, ежегодный прирост которого равен 1015% [7]. Сейчас мировой рынок упаковки и этикетки оценивается в 500 млрд. долл. [5]. Общий российский рынок упаковки с учетом незамещенного импорта в 2002 г. составил 4,5 млрд. долл., из которых на долю рынка упаковочных машин и оборудования пришлось 425 млн. долл. Доля рынка отечественных производителей составила 3,5 млрд. долл. Большую роль в этом развитии сыграл зарубежный опыт и особенно применение новых технологий и инноваций в упаковочном производстве.
Упаковочная индустрия и зарубежный опыт. Становление и развитие отечественной тароупаковочной индустрии в России совпало с распадом СССР (1991 г.). До этого времени при постоянном дефиците отечественной продукции и отсутствии конкуренции практически не существовало упаковочного производства.
Из-за отсутствия в СССР качественных технологий хранения и упаковки терялось от 30 до 40% пищевой продукции. Между тем в развитых странах эти потери не превышали 5%. Централизованное ценообразование на конечную продукцию в СССР не создавало заинтересованности в развитии упаковочного производства, поскольку на предприятиях, выпускавших продукцию, использование упаковки не увеличивало плановых показателей. Проще было списать потери продукции, нежели ее упаковывать. Отсталые технологии и низкий уровень культуры потребления не формировали жестких требований к упаковке.
Технологии потребления продукции формировались крайне упрощенно, их основные показатели не нормировались, что способствовало предоставлению основной массы продуктов конечному потребителю в не упакованном виде [5, 8]. Кроме того, отсутствие высоких санитарно-гигиенических требований, в частности к пищевой продукции, снижало понимание роли упаковки в выпуске товаров для конечного потребителя.
Острота этой проблемы возросла после распада СССР, внутренний рынок пищевого производства стал наполняться зарубежными товарами-аналогами. Пришедшие на отечественный рынок зарубежные производители с товарами в привлекательной упаковке, обеспечивавшей длительное хранение, начали активно вытеснять российскую продукцию, часто более качественную, но плохо упакованную.
Главное для отечественных производителей в этих условиях было удержаться на высококонкурентном рынке и не обанкротиться, поскольку опыт эффективного
хозяйствования в рыночных условиях в России отсутствовал. Конкурентоспособность достигалась только лишь за счет сходства в упаковке продуктов. В условиях конкуренции, в российской экономике стали вырисовываться и формироваться современные технологии потребления и производства товаров, требующие упаковывания большей части производимой продукции.
В рыночных отношениях особую важность имеет эффективная организация полного цикла производства. Поэтому упаковка стала рассматриваться как способ минимизации суммарных издержек при отгрузке, транспортировке и потреблении, сокращения потерь продукта на всех стадиях производственного процесса.
Сегодня экономический смысл упаковки заключается в снижении потерь продукции, повышении ее санитарно-гигиенических норм, положительном влиянии на конкурентоспособность, минимизации издержек процесса «производство -потребление».
В свою очередь технология потребления продукции ориентируется на практичность пользования товаром в упаковке. При этом упаковкой выполняется определенный набор потребительских функций, позволяющих эффективно использовать товар.
В развитых странах давно признана важность упаковки, оценено ее положительное воздействие на экономическую среду. Культура потребления как неотъемлемая часть быта в развитых странах всегда была высокой. С начала прошлого века в ведущих странах последовательно развивавшаяся «стандартизация потребления» постепенно привела к формированию современных технологий потребления. Зарубежные производители не только стремились увеличивать долю упакованной продукции, но и решали задачи оптимизации упаковки в соответствии с запросами потребителей.
Технологии производства на рубеже ХХ-ХХ1 вв., стимулируемые ростом уровня жизни и увеличением объемов потребления, развивались устойчивыми темпами. Так, если в 80-х годах иностранные производители отводили основную роль разработкам упаковок, адекватных продукту, то сейчас -экологичных и сервисных (легкость открытия, многоразовое использование и т. п.).
Отечественная тароупаковочная индустрия последовательно сокращает расстояние, отделяющее ее от зарубежной, в технологиях упаковочного производственного процесса. При этом основными для потребителя и производителя характеристиками упаковки являются:
- сохранение целостности продукта, увеличение его срока хранения;
- предотвращение негативного взаимодействия продукта с внешней средой, его гигиеничность;
- удобство в транспортировке и хранении продукта;
- обязательность в качестве составной части товара.
Тем не менее, несмотря на бурное развитие отечественной тароупаковочной индустрии, быстрое преодоление технологического разрыва в инновациях между зарубежными странами и Россией невозможно. Это обусловлено значительным отставанием машиностроения и неразвитостью сырьевых подотраслей [1]. В тароупаковочной индустрии половина установленного оборудования работает от 10 до 30 лет, примерно четверть - более 30 лет (в картонно-бумажном производстве). В 1998 г. фактический износ оборудования в нем составил 45%, а в некоторых случаях достиг 90% [5]. Вместе с тем рост культуры потребления продукции в России вынуждает отечественное упаковочное производство применять последние мировые инновации и технологические разработки в этой области для удовлетворения потребительского спроса. Максимум же эффективности может быть достигнут за счет создания собственного инновационного и технологического потенциала, государственного регулирования и поддержки смежных наукоемких и производственных отраслей [8].
Этапы становления и трансформация отечественной тароупаковочной индустрии. В развитии упаковочной индустрии в России Н.Ф. Ефремов [7] выделяет два этапа:
- 1991-2002 гг. - этап насыщения рынка упаковки, который сопровождается развитием материально-технической базы для производства тары и упаковки, созданием инфраструктуры, поддерживающей этапы жизненного цикла упаковки;
- 2003-2005 гг. - этап острой конкурентной борьбы, характеризуемый качественными изменениями всех стадий производства, слиянием и укрупнением фирм, созданием крупных корпораций, ликвидацией малоэффективных производств.
Несомненно, эти этапы присущи отечественной упаковочной индустрии. Но на наш взгляд, первый этап по срокам не вполне соответствует действительности, так как только сегодня предпринимаются попытки формирования инфраструктуры полного жизненного цикла упаковки, поскольку программы по утилизации использованных упаковок в России находятся в «зачаточной стадии». Что касается второго этапа, то не совсем корректно говорить об острой конкурентной борьбе в этот период. Наличие конкуренции в указанные годы вполне очевидно, но ее обострение началось раньше, в 2001 г., когда появилось большое количество устойчиво развивающихся и финансово обеспеченных упаковочных предприятий.
Более детальное рассмотрение становления упаковочного производства в России позволяет выделить четыре его этапа: неразвитое производство (до 1993 г.); подъем (с 1994 по август 1998 г.); развитие (с сентября 1998 по 2002 г.); устойчивое функционирование (с 2003 г.).
Период неразвитого производства характеризуется практически отсутствием высокотехнологичных мощностей по производству упаковки в стране. Используемая в производстве упаковка завозилась из-за рубежа, в частности из Венгрии, а доля упакованной продукции была невелика (40% расфасованных товаров, в том числе 28% в промышленности) [9, 10]. В этот период в стране существовало производство тары, но не как самостоятельное, а как вспомогательное. В основном выпускалась упаковка для жидких и вязкотекучих продуктов в производстве молока и молочных продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков - стеклянные емкости в виде бутылок и банок. Эта упаковка была стандартной и практически не модернизировалась с начала запуска ее в производство.
Другая значительная часть упаковочного производства была представлена изделиями из картона: в кондитерском производстве в виде коробок, а также из бумаги для упаковывания порционной продукции; в масложировом производстве в качестве обертки для различных жиров.
Доля упаковки из металла и фольги была незначительна. В жестяные банки упаковывались различные морепродукты, технология использования которых требовала такой упаковки для сохранения и транспортировки продуктов.
Пластиковая и полимерная упаковка практически отсутствовала, из этих материалов изготавливались в основном ящики, используемые в качестве тары.
Уровень рентабельности в упаковочной промышленности был низким, в отдельных случаях это производство было вообще нерентабельным. Положительная рентабельность сохранялась лишь в тарном производстве, продукция которого была относительно востребована.
Упаковка в производстве представляла дополнительную статью расходов, имеющую большое значение для формирования конечной цены на продукцию. Отрасли - производители самостоятельно решали вопросы транспортировки своей продукции, а следовательно, не уделяли должного внимания таре и упаковке. Этикетка как сегмент упаковочного производства вообще не выделялась в общем производстве, ее доля была ограничена требованиями некоторых отраслей и
отличалась примитивностью. Это можно объяснить отсутствием современной технологической базы для создания, поддержания и развития рассматриваемого производственного направления в России, наличием старого оборудования и отсталых технологий. Импорт технологических новшеств и оборудования в этот период шел из слаборазвитых стран и стран СЭВ.
Производство тары было развито в большей мере, чем упаковки. Тароупаковочная продукция выпускалась для химической промышленности [11, 12], товаров народного потребления и пищевой отрасли. В основном преобладала упаковка для продуктов пищевой промышленности и для опасных, вредных и агрессивных продуктов в других отраслях. Большая часть продукции тароупаковочного производства использовалась в качестве транспортной тары (ящики, поддоны, бочки и др.) [13, 14].
Этап подъема отечественной упаковочной индустрии характеризуется осознанием производителями важности упаковки при сбыте пищевой продукции. Этот период отражает появление на отечественном рынке импортной упаковки и начало развития отечественного упаковочного производства. Стали появляться отечественные упаковки, преимущественно создававшиеся на базе различных смежных производств. К этому вынуждали сложившееся тяжелое финансовое положение предприятий, низкая конкурентоспособность их базовой продукции и потеря спроса со стороны потребителей. Примером может служить ОАО «Славич» (Переславль-Залесский), ранее выпускавшее фотоматериалы, а теперь практически свернувшее это производство - оно полностью переориентировалось на выпуск продукции и сырья для упаковочной индустрии. Сейчас к ее основным видам деятельности относятся производства: гибких упаковочных материалов, упаковки из различных полимерных материалов, сырья для изготовления гибких упаковок на основе полимерных пленок [15].
Слабая конкуренция между зарубежными и российскими производителями и поставщиками упаковки в начале 90-х годов способствовала импортным поставкам на свободный российский рынок. Такая ситуация была обусловлена отсутствием регулирующих импорт таможенных норм, несформировавшимся спросом на технологии упаковки с учетом национальных особенностей и традиций, а также отсутствием отечественной упаковочной инфраструктуры. Первоначально отечественные производители явно проигрывали западным в конкурентной борьбе по таким позициям, как качество упаковки, оперативность выполнения заказов, разнообразие, в том числе невысокие объемы производств и др. Этому также способствовали нестабильная экономическая ситуация в стране и несовершенство налоговой системы. Однако постепенно стали появляться отечественные производители упаковки, продукция которых успешно конкурировала с западными производителями (например, в производстве гибкой упаковки). Они были представлены небольшим числом в основном крупных предприятий, выпускавших ранее близкую к упаковке продукцию, и предприятий, переориентировавшихся на ее выпуск (Славника, Полиграфоформление и др.), а также новыми (Мультифлекс, Эдас Пак и др.).
Этап развития отечественной упаковочной индустрии, начавшийся в 1998 г., был связан с уходом с рынка многих иностранных поставщиков упаковки и последующим замещением их отечественными производителями. Для этого этапа характерны следующие основные тенденции: рост спроса на упаковку; развитие отечественного производства за счет модернизации, переориентации производства на выпуск упаковки и появления новых упаковочных производств; импортозамещение упаковки; усиление конкуренции на рынке.
Благоприятная экономическая ситуация для отечественных производителей, прежде всего пищевой продукции, обусловила рост спроса на упаковку, которая стала важным элементом сбытовой политики и маркетинговых коммуникаций. Этому периоду соответствует конкурентная борьба не столько с западными производителями, сколько между российскими производителями за большие сегменты рынков сбыта.
Импортная упаковка на этом этапе стала дорогой для отечественных предприятий - потребителей упаковки. К этому добавились и преимущества российских предприятий, предлагающих отечественную упаковку (оперативность производства, выгодная цена, доставка заказчику и др.) по сравнению с поставщиками импортной упаковки.
На этом этапе наиболее эффективным стало производство этикетки. Ежегодные темпы роста этого подсегмента упаковочного рынка достигали 80% [16]. Многие типографии в стране переориентировались на производство упаковочной продукции (до 50% заказов), большая часть которых была сориентирована на производство этикеточной продукции, поскольку технология изготовления бумажной этикетки близка к технологиям производства полиграфической продукции и, кроме того, не требует больших капитальных вложений [7]. Выделение этого направления в качестве самостоятельного обусловлено закономерностями развития рынка и, прежде всего, востребованностью такой продукции.
На данном этапе упрощенные ранее потребительские представления о технологии использования продукции в упаковке переросли в реальное осознание важности последней. Начало 2003 г. обусловлено переходом развивающейся тароупаковочной индустрии России на качественно новый уровень - этап устойчивого функционирования. С ним связаны: высокая степень конкуренции; потребность в оптимальной упаковке; планирование продукции; реорганизация предприятий - производителей и предприятий - потребителей упаковки.
Высокая степень конкуренции обусловлена появлением большого количества средних и мелких предприятий (в частности, это относится к производству гибкой упаковки), стремящихся к расширению сегментов рынка для сбыта своей продукции и сохранению имеющихся позиций.
Для многих предприятий планирование производства тары - составляющая общего плана выпуска продукции. С планированием ввода продукции на рынок производитель заранее планирует его упаковку и выстраивает рекламную, брэндовую и сбытовые компании.
К тенденциям, присущим этому этапу, относится реорганизация упаковочных предприятий и предприятий - потребителей упаковки. Среди них преобладает объединение производств крупных производителей упаковки. Российский упаковочный рынок становится все более инвестиционно привлекательным для западных капиталов. Иначе говоря, - это этап структурных преобразований в индустрии упаковки, формирования устойчивых структур хозяйствования, управления и регулирования.
Структура формирования и развития отечественной тароупаковочной индустрии, ее основные этапы и характерные преобразования приведены на рис. 2.
Между первым и последним этапами существует значимое различие. Если до 1991 г. тароупаковочное производство не имело четко выраженной направленности и разграничений в общем производстве, то сегодня ситуация иная (рис. 3).
Факторы роста отечественной тароупаковочной промышленности.
Отечественное производство тароупаковочной продукции в условиях конкурентного рынка развивалось под влиянием многих факторов.
Обострение конкуренции между отечественными и зарубежными производителями в пищевом производстве и тенденция внедрения передовых упаковочных технологий. Такая тенденция присутствует на всех сегментах отечественного пищевого рынка. Внедряя в производство новейшие упаковочные технологии, как отечественные, так и иностранные производители пищевой продукции повышают конкурентоспособность своей продукции. Так, компания ООО «Пивоварня Хенкель» (производство в Санкт-Петербурге) ввела в эксплуатацию самую крупную линию розлива пива в полиэтилентерефтолатовую (ПЭТ) тару. Инвестиции в расширение производства составили 6,3 млн. евро. Линия обеспечивает полный цикл производства - с выдува бутылки из преформы до готового продукта для потребления [3]. Отметим, что помимо ПЭТ тары для этого продукта популярной стала металлическая баночная тара. Ежегодно число линий розлива в баночную тару растет (рис. 4) [17].
С
РЫНОК УПАКОВКИ
Неразвитость производства (до 1993 г.)
ДЕ
недооценка
роли
упаковки
У
I
Подъем (1994-1998 гг.)
■=>
осознание важности упаковки; формирование рынка; появление самостоятель ных
упаковочных производств; слабая конкуренция на рынке
У
Развитие (1998-2002 гг.)
рост спроса на упаковку;
импортозамеще
ние упаковки;
развитие
отечественного
производства
(модернизация,
переориентация
производства);
развитая
конкуренция на
рынке
Устойчивое функциониро вание (2003 г)
потребность в
оптимальной
упаковке;
планирование
продукции
производителя
ми;
реорганизация
упаковочных
и
потребляющи
х упаковку
предприятий;
высокая
степень
конкуренции
на рынке
V
Рис. 2. Этапы формирования современной тароупаковочной индустрии в России
Рис. 3. Межотраслевые взаимодействия по средствам тары и упаковки
В 2004 г. ОАО «Санкт-Петербургский молочный комбинат № 1 «Петмол» предполагает ввести в эксплуатацию три новые технологические линии Tetra Pak стоимостью более 15 млн. долл. и наладить выпуск 15 видов новой продукции. Оборудование предоставлено в лизинг с рассрочкой на пять лет при ежемесячных взносах, при этом использовались собственные и заемные средства в соотношении 60:40. Окупаемость проекта рассчитана на срок от трех до четырех лет. После выхода на проектную мощность и полной загрузки новых технологических линий (к 2005 г.) на «Петмоле» прогнозируют рост оборота на 40% к уровню 2003 г. [3].
Штук
Год
1999
2000
2001
2002
37
34
31
31
Рис. 4. Динамика числа линий розлива пива в баночную тару в России
ОАО «Вимм Билль Данн Продукты Питания» объявило об окончании проекта по модернизации производства и установке новой производственной линии по упаковке соковой продукции в пластиковую асептическую бутылку ПЭТ на заводе по производству соков и концентратов ЗАО «Депсона» (г. Тула). Общий объем инвестиций в данный проект - более 21,2 млн. долл. Эта передовая по международным стандартам упаковочная технология в России запускается впервые - она позволит выйти компании на принципиально новый виток развития
[3].
Иностранные производители на российском тароупаковочном рынке. Сырьевой потенциал упаковочного производства и емкий рынок сбыта в России остаются привлекательными для зарубежных инвестиций в этот сектор. Изначально привлекательным оказалось целлюлозно-бумажное производство для таких компаний, как австрийская Pulp Mill Holding GmbH (планы приобретения Архангельского ЦБК), International Paper (США) - собственник Светогорского ЦБК, австрийская Neusiedler, приобретшая Сыктывкарский ЛПК и др. Важно, что иностранные производители покупают отечественные целлюлозно-бумажные комбинаты не для того, чтобы получить максимальную сиюминутную прибыль, они желают закрепиться в России надолго. Это подтверждается осуществляемыми ими различными инвестиционными программами, направленными на развитие приобретенных предприятий. Так, International Paper (США) за прошедшие пять лет инвестировал в Светогорский ЦБК 150 млн. долл., а в последующие пять лет готов вложить еще 250 млн. долл. Реализация инвестиционной программы позволит увеличить объем производства на 50% [3]. Наиболее четкое представление о существующих и планируемых инвестициях дают данные, приведенные в табл. 2 [5].
Таблица 2
Текущие и планируемые прямые иностранные инвестиции в производство бумажной и картонной упаковки
Инвестор Объект инвестиций Область инвестирования (производство) Г одовая мощность, тыс. т Начальны е инвестици и, млн. долл. Условия инвестиций Планируем ые инвестиции, млн. долл.
Stora Enso Балабановская картонная фабрика (Новое название Stora Enso packaging) Г офроупаковка 45 60 Строительст во с нуля 13
Stora Enso* Строительство нового производства гофрокартона, Нижегородская обл. Г офроупаковка - 40 Строительст во с нуля -
SCA Paskaging International Комсомолец, Ленинградская обл. Союз, Московская обл. Неопак, Кубань 1 1 1 Г' Гофроупаковка 1 J 1 1 1 \ -1 1 1 1 1 \ -1 1 Приобретено 97,94% акций предприятия у компании Metsa Serla (Финляндия) 23% 100% -
Kappa Alpha Holdings (выкуплен у Assi Doman) * ПланируеJ Ленинградская обл., Всеволжск мые. Гофрокартон, гофроупаковка - 25 Строительст во с нуля -
Вливания иностранного капитала в отечественное упаковочное производство свидетельствуют о перспективности этого бизнеса в России. Так, Япония, Америка, Италия, Германия, Австрия заинтересованы в размещении упаковочного производства на территории России по производству полимерной тары и упаковки, по производству картонной упаковки. Прямую заинтересованность в этом выражают компании: Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Greif (США), Nemuno
banga (Литва) и др. Вместе с тем возникает угроза поглощения отечественных производителей транснациональными корпорациями. Западные инвесторы
пытаются занять на тароупаковочном рынке России монопольное положение путем либо частичного приобретения упаковочного бизнеса, либо его полного поглощения. Помимо картонно-бумажного производства их привлекает рынок гибкой упаковки. Поскольку импорт гибких упаковочных материалов из-за рубежа невыгоден, иностранные компании пытаются занять эту перспективную нишу на российском рынке, тем более что отечественное производство активно развивается. Привлекательность отечественных производителей для зарубежных компаний состоит в их высокой технологичной технической базе, квалифицированной и дешевой рабочей силе, в налаженных связях с потребителями продукции. Однако открытие иностранных заводов этого сектора на территории России осложнено несовершенством законодательной базы (сложность приобретения земельного участка в собственность), бюрократизмом и коррупцией, высокими входными барьерами на рынок и острой конкуренцией. Удобнее стать партнером в уже сложившемся бизнесе - при таком подходе инвестируемые затраты весьма оправданны. Так поступила, например, компания Nordenia International AG -европейский лидер на рынке гибких упаковок и технических пленок - приобретя фирму «Славника» в 2003 г., лидирующую на российском рынке упаковочной пленки. Эта акция предпринята для укрепления положения на рынках Центральной и Восточной Европы. «Славника» основана в 1994 г. в Переславле-Залесском, штат сотрудников 150 чел. Теперь это предприятие называется Nordeia Slavnika Pereslavl (NPS) [3]. Приобретению предшествовал долгий (в течение 1-1,5 года) отбор претендентов, подходящих по выбранным критериям. Созданный таким образом альянс выгоден обеим сторонам, так как Nordenia фактически заполучила рынок, а «Славника» - дополнительные средства на развитие бизнеса и укрепление своих позиций. Это не единичный случай на рынке гибкой упаковки - достоверно известно, что турецкая компания Alkan Packaging (мировой лидер в производстве гибкой упаковки и алюминиевой тары) также планирует приобретение одного из крупных участников российского рынка гибкой упаковки и уже более полугода находится в поиске подходящего партнера для подобных инвестиций. Стоит отметить, что многие зарубежные компании инвестировали отечественный упаковочный бизнес (производство гибкой упаковки), на разных этапах становясь совладельцами бизнеса (причем не всегда это афишируя), но их финансовые возможности были ограничены, что явно сдерживает деятельность подобных компаний сегодня.
Появление и активизация деятельности российских тароупаковочных компаний. Возможности отечественного капитала, необходимого для ускоренного развития тароупаковочной индустрии, пока ограничены. Тем не менее в России появляются новые предприятия и возрождается отечественное упаковочное машиностроение. Существуют позитивные сдвиги в отечественных разработках оборудования и технологий, которые по ряду направлений не отстают от мировых. В частности, стоит отметить Новгородский машиностроительный завод (НМЗ), выпускающий отечественное оборудование, конкурентоспособное с мировым лидером в этой области TETRA PAK (Швеция). Отрадно и то, что в последнее время у НМЗ в этой области появляются конкуренты: «Альт-А» (Новосибирск), «Промбиофит» (Москва) и «Плат» (Москва), что положительно влияет на развитие отечественной тароупаковочной индустрии в целом [18].
Крупные российские компании смежного производства в тароупаковочной индустрии. Чтобы получить наибольшую прибыль и обезопасить бизнес, отечественные производители осуществляют структурные изменения. Оценив
перспективу и появившиеся инвестиционные возможности, российские сырьевые компании стали развивать для тароупаковочной индустрии сектор своей конечной продукции. Так, компания «РУСАЛ», занимающаяся металлургическим бизнесом, основала упаковочное производство (фольга и упаковочные материалы из алюминия) в г. Саяногорске (Хакасия). В 1998 г. в г. Дмитрове Московской области был введен первый завод по производству алюминиевой банки РОСТАР, а в начале 2004 г. было объявлено о запуске второго завода по производству алюминиевой банки в г. Всеволжске Ленинградской области. Совокупный объем инвестиций в новое производство составил
100 млн. долл., расчетный период окупаемости завода - пять лет [3, 19]. Развивая свой бизнес в одном направлении, ОАО «Русский алюминий» избавляется от непрофильных активов упаковочного производства. Так, в конце 2003 г. состоялась продажа ООО «Дмитровский завод гибкой упаковки» компании ЗАО
«Цветметсервис» (ЦМС), входящей в структуру «Интеррос», которая тоже начала в 2003 г. формировать группу предприятий замкнутого цикла в цепочке «сырье -конечная продукция». Создание этой компанией производственной цепочки совместно с ОАО «Фольгопрокатный завод» (СПб) и Kobal Light Metal Works Co Ltd (Венгрия) позволит «ЦМС» замкнуть производственный цикл по выпуску конечной продукции высокой степени переработки и увеличить объем продаж на внутреннем рынке за счет импортозамещения. Проектная мощность ООО «Дмитровский завод гибкой упаковки» составляет 400 т в месяц. Уже сегодня оно выпускает ежемесячно 140 т упаковочных материалов для пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Ежегодный оборот составляет 120 млн. руб. Сделка оценена в 10 млн. долл. [3].
В последнее время очень перспективным стало производство отечественного сырья для тароупаковочного бизнеса. Этим занимаются нефтехимические предприятия, располагающие соответствующей технологической базой. Например, Компания АК «Сибур» организовала единственное производство в России ПЭТ-гранулята для изготовления упаковки в пищевой промышленности. АК «Сибур» приобрела в 2000 г. созданный на базе завода «Тверьхимволокно-ПТЭФ» крупный химический комплекс ОАО «Сибур-ПЭТФ». После почти трехлетней
реструктуризации завод возобновил производство полиэтилентерефтолата. Инвестиции составили около 60 млн. долл., завод введен в эксплуатацию холдингом в рамках программы выпуска импортозамещающей продукции [3].
Таким образом, структурные изменения положительно повлияли на функционирование тароупаковочной индустрии и устойчивое развитие этого направления в отечественной экономике.
Факторы успеха производителей тары и упаковки в России. Адекватно оценивая высокие результаты, достигнутые в тароупаковочном производстве, проанализируем причины, позволившие отрасли добиться успеха в сложных рыночных условиях. Основными из них являются следующие.
Ненасъщенностъ тароупаковочного рынка и высокий платежеспособный спрос на таропродукцию. На начальном этапе развития тароупаковочной индустрии в России в начале 90-х годов существовала огромная потребность большинства отечественных предприятий в упаковке, подобной зарубежной. Она диктовалась необходимостью повышения конкурентоспособности российских предприятий, выпускающих конечную продукцию, в их соревновании с иностранными производителями и поставщиками продукции на отечественный рынок. В настоящее время больший акцент делается на повышение качества упаковки, а вопросы цены уходят на второй план. Предприятия - потребители упаковки для обеспечения
конкурентного преимущества своей продукции готовы платить дороже за качество и высокий сервис предлагаемой производителями упаковки.
Быстрые сроки окупаемости инвестиций в тароупаковочном производстве. Появление и развитие отечественных компаний, производящих гибкую упаковку, происходило в сложный период экономических преобразований в стране (дефолт 1998 г.). В этих условиях периодичность приобретения единицы основного производственного оборудования (печатной машины), составлявшая по стоимости 1-2,5 млн. долл., позволяет судить о сроках окупаемости в этом производстве. Проиллюстрируем вышесказанное на примере деятельности компании по производству гибкой упаковки ЗАО «Эдас Пак» - одной из наиболее открытых на рынке:
1996 г. - Образование компании за счет
российского кредитного капитала
1997 г. - Покупка первой печатной машины с
(апрель) комплектом оборудования к ней
1998 г. - Приобретение второй печатной машины
(февраль)
2002 г. - Появление третьей печатной машины
(март)
2002 г. - Поставка четвертой печатной машины
(июнь)
2004 г. - Пятая печатная машина
Помимо этого в период 1997-2003 гг. было приобретено и введено в эксплуатацию более пяти комплексов дополнительного оборудования. Оборот компании составляет более 10 млн. долл., ежегодный объем производства - примерно 2200 т [20].
Относительно небольшие объемы стартовых капиталовложений в тароупаковочное производство. Инвестиции в это производство требовались относительно невысокие. Примером может служить компания «Славич» (г. Переславль-Залесский), выпускавшая кинопленку с 1931 г. В 1992 г. она сменила профиль своей деятельности, одним из основных направлений которой стал выпуск современных упаковочных материалов. К настоящему времени ее деятельность приобрела комплексный характер. Компания представляет собой холдинг, состоящий из 19 предприятий (4 крупных и 15 средних и малых). К крупным относятся завод «Славпак» (соэкструзионные пленки); завод «Полислав» (картонные коробочки и этикетки); ООО «Пума» (соэкструзионные трехслойные пленки) и ОАО «Славника» (одно- и многослойные пленки с печатью). Остальные компании также имеют непосредственное отношение к производству различной упаковочной продукции [21].
Доступность передовых зарубежных технологий. Большая часть производителей упаковки, которых в России насчитывается несколько тысяч, работает на иностранном оборудовании. Доступность зарубежных современных технологий при отсутствии отечественных позитивно сказалась на результатах развития отечественной упаковочной индустрии. Это подтверждает и таможенная статистика (рис. 5). Импорт
флексографских печатных секций в Россию для производства упаковки, по данным Госкомстата России, с 1996 по 2000 г. составил 552 шт. Пик пришелся на 2000 г. - 177 шт. [22].
Штук
Рис. 5. Импорт флексографических машин в Россию
Формирование культуры потребления в обществе. В качестве неотъемлемой компоненты упаковочного бизнеса формирование культуры потребления продукции стало еще одним фактором успеха отечественных упаковочных компаний. Этому способствовало повышение жизненного уровня населения и рост дохода на душу населения.
Таким образом, перечисленные выше факторы явились катализатором устойчивого функционирования тароупаковочного российского производства.
Проблемы координации тароупаковочной индустрии и управления ее развитием. С развитием рынка упаковки возникают проблемы:
- централизованного регулирования и выделения упаковочной индустрии в самостоятельную подотрасль с созданием управляющего органа, либо альтернативной общественной некоммерческой структуры управления развитием этой подотрасли;
- совершенствования нормативно-законодательной базы;
- утилизации и переработки отходов тароупаковочной индустрии;
- мониторинга и определения приоритетных направлений развития производства упаковок;
- организации мер, связанных с прогрессивным развитием упаковочной индустрии (льготы, субсидии, кадры, НИОКР, ВЭД и др.).
Перечисленные проблемы сдерживают развитие отечественного упаковочного рынка и индустрии в целом. Решение даже некоторых из них позволит снизить риски, увеличить прибыль и соответственно отчисления в бюджеты всех уровней.
Опыт развитых стран показывает, что сочетание централизованного регулирования и децентрализованного управления в упаковочной индустрии эффективно при разработке и внедрении программ ускоренного развития перспективных подотраслей. Например, в США существование большого количества ассоциаций в сфере упаковки позволило выявить, согласовать и более эффективно отстаивать в конгрессе и правительстве интересы производителей этой продукции как в целом, так и различных направлений. Каждое из направлений упаковочного рынка США насчитывает более десятка узкоспециализированных ассоциаций каждого сегмента, которые занимаясь решением своих проблем в рамках целого сегмента, рассматривают и отстаивают общие интересы. Например, в сегменте гибких упаковок производители разных способов нанесения печати, различных специализаций упаковочных материалов объединены в ассоциации, в рамках которых решение их собственных задач способствует разрешению общих проблем, стоящих перед производителями гибких упаковок в целом.
Сравнивая зарубежный опыт с отечественным, правомерно утверждать, что ситуация в российской тароупаковочной индустрии отличается децентрализацией и несогласованностью взаимодействия участников относительно перспектив развития. Координация взаимодействия интересов упаковщиков и потребителей для выработки долгосрочных решений и лоббирование интересов каждого из направлений в рамках одной существующей структуры - ассоциации «Союзупак»
- невозможны, поскольку разнообразие технологий и сфер их применения превышает возможности ассоциации. Разнообразные проблемные ситуации на подотраслевом уровне, выходящие за рамки возможностей их решения структурами этого уровня, приводят к поиску новых образований: самостоятельных некоммерческих организаций и ассоциаций различной направленности (стеклотары, упаковочного оборудования и др.), основной деятельностью которых является целенаправленное лоббирование на государственном уровне своих интересов. Для координации работ в этой области наиболее перспективным было бы создание новой объединяющей структуры.
Возможны два ее варианта: некоммерческая общественная структура, которая осуществляет все функции по координации и взаимодействию производителей, и государственная. Сложность образования государственной структуры состоит в том, что несмотря на бурное развитие и высокие темпы роста тароупаковочной индустрии, на государственном уровне пока не удалось доказать ее важности как самостоятельной структуры экономики России и роли в государственной экономической политике. Сейчас отсутствует единый мониторинг рынка, не ведется полноценный статистический учет. Не исследованы и не рассчитаны многие экономические показатели, в том числе и доля производства упаковки (скорее всего, ощутимая) в ВВП страны, не описана структура упаковочной индустрии (нет четкого разграничения отраслей и подотраслей, входящих в нее).
Одна из важных и малоисследованных проблем - переработка и утилизация отходов упаковочной индустрии и использованной упаковки. Зарубежный опыт убеждает, что наиболее рационально перерабатывать твердые бытовые отходы (ТБО), которые более чем наполовину состоят из упаковки и отходов ее индустрии, на основе системы «Зеленая точка» - единой международной системы по раздельному сбору твердых бытовых отходов (ТБО), которая принята и существует в 11 странах мира. Упаковка, подлежащая переработке, маркируется специальным знаком, указывающим на возможности ее переработки и вторичного использования полученного в результате этой операции материала. Такой подход коренным образом меняет технологию как самого упаковочного производства, так и смежных производств, использующих упаковку. Более того, промышленная переработка ТБО позволяет извлекать выгоду, получать вторичное сырье, которое впоследствии можно повторно использовать в промышленном цикле выпуска продукции. Примеры технологии такой переработки есть. На сегодняшний день работают и строятся заводы по переработке ТБО в Москве, Омске, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде, но эффективность их пока невелика. Предпринимаются попытки придать хаотичному саморазвитию тароупаковочной индустрии в России упорядоченную направленность. Одной из них является разработка законопроекта об «Упаковке и переработке упаковочных отходов» и активное его обсуждение субъектами тароупаковочной деятельности и государственными структурами. Законопроект направлен на укрепление и поддержание позиций упаковщиков. Особенно важно, что большая часть его затрагивает экологические вопросы упаковки - утилизацию и переработку. В стране проявилась положительная тенденция образования сложных интегрированных производственных структур.
Преобладает склонность к образованию цепочек: производитель упаковки -потребитель упаковки. В дальнейшем в такую структуру может быть включен переработчик упаковки, в результате проблема может найти успешное решение в создании интегрированных производственных систем в области упаковки, что позволит сократить потери на многих стадиях этого процесса, вплоть до полного их устранения (рис. 6).
Рис. 6. Схема комплексного взаимодействия производителей
Схема охватывает замкнутый жизненный цикл производства и использования упаковки. Построение такой структуры производства в упаковочной индустрии представляется рациональным, так как рынок ставит производителей в жесткие рамки, вынуждающие их искать пути оптимального решения возникающих проблем.
Однако эффективная организация в рамках полного жизненного цикла возможна лишь при определенных, как экономических, так и социальных условиях в стране. Сегодня создаются только предпосылки для формирования такой системы. Отечественные технологии пока не позволяют выстраивать и поддерживать на должном (сопряженном) уровне все звенья замкнутого цикла. В дальнейшем это вполне допустимо с привлечением зарубежных технологий.
Проведение работ в этом направлении позитивно отражается на тароупаковочной индустрии России, так как это приближает ее к уровню развитых стран и позволяет преодолеть стихийное развитие упаковочной отрасли.
Эффективное и своевременное решение перечисленных выше проблем позволит не только управлять этой индустрией в целом с учетом интересов субъектов Федерации, но и развивать экономику России в условиях жесткой конкуренции со стороны западных производителей. Организация управления этой сложной системой позволит наладить внутрисистемные взаимодействия между различными производственными комплексами и тем самым позитивно влиять на отечественную экономику. Следовательно, реорганизация существующих структур управления в сфере упаковки и создание новых очевидны - они инициируются новыми потребностями в тароупаковочной продукции.
Проблемы и перспективы развития тароупаковочной отрасли России. С начала развития упаковочной индустрии в России отечественные производители испытывают трудности с разработкой и финансированием технологических новшеств. Отечественный рынок в 90-е годы развивался за
счет западных инноваций, пришедших в страну вместе с зарубежными производителями упаковки. Сегодня Россия - один из крупнейших импортеров упаковочных технологий, поскольку собственное производство и его инновационное сопровождение находятся в процессе становления. Немногие российские производители сохранили свой инновационный потенциал в этой области, способность разрабатывать и создавать подобную продукцию. Определенным препятствием для отечественных инноваций стало приобретение дорогих импортных технологий и оборудования в период бурного роста рынка, когда отечественные производители технологий находились в состоянии кризиса и не могли быть конкурентоспособными. Получив доступ к зарубежным технологиям, рынок стал устойчиво функционировать. Однако в дальнейшем появилась необходимость в получении близкого по качеству продукта (технологии) за меньшую цену. Так сформировалась «ниша» для отдельных отечественных производителей технологий, которые не уступают в качестве, но значительно (иногда на порядок) ниже по стоимости, чем зарубежные аналоги.
К основным недостаткам, оказывающим негативное воздействие на развитие упаковочных технологий в России, относятся:
- монополизация отечественного рынка упаковочных технологий зарубежными производителями;
- отсутствие реальных инвестиций в этот сектор экономики со стороны государства и реального бизнеса;
- отсутствие крупных отечественных компаний, развивающих производственный технологический бизнес и способных противостоять зарубежным производителям;
- отсутствие налоговых льгот, стимулирующих развитие этой отрасли.
В настоящее время отечественный рынок в значительной мере монополизирован зарубежными компаниями. Российский парк упаковочного оборудования, которое приобретено в последнее десятилетие, более чем на 90% состоит из импортных агрегатов. При отсутствии скоординированной поддержки развитие отечественных технологий для упаковочного бизнеса затруднительно. Вместе с тем некоторые организации и предприятия сохранили ориентацию на развитие технологий и разработку оборудования для этой индустрии. Более того, в 2003 г. они объединились в некоммерческую ассоциацию производителей упаковочного и перерабатывающего оборудования «ПАКМАШ», ориентированную на поддержку интересов российских разработчиков новейших технологий и продвижение их на внутренний и внешний рынки.
Финансирование НИОКР отечественных упаковочных технологий крайне недостаточно. В связи с этим было бы полезным изучить опыт коллективного финансирования инновационных проектов в области упаковочных технологий, существующий за рубежом. В отличие от российских зарубежные компании -потребители новых технологий финансируют исследования на их разработку. Если финансирование проекта обременительно для одного заинтересованного субъекта, то несколько компаний объединяются для совместного финансирования.
Сдерживающим развитие отечественных упаковочных технологий фактором является отсутствие крупных отечественных компаний, способных противостоять мировым корпорациям, существующим в упаковочном бизнесе. Отечественные разработчики и производители новых технологий борются за выживание на рынке этих технологий, между тем как во всем мире идет интеграция сил в этом направлении, способствующая упрочению мирового лидерства корпораций в этом секторе. Так, недавнее заявление об объединении двух крупнейших компаний - поставщиков
упаковочного оборудования Packaging Automation и DuPont Teijin Films, нацеленном на разработку новых упаковочных решений в этой индустрии, свидетельствует о дальнейшем укреплении их позиций. Это объединение затрагивает не только производственный (чисто технический) процесс, но и сферу высоких технологий в упаковочном бизнесе. В июне 2003 г. стало известно, что компания Vantage Point Systems, Inc. (VPG), разработчик программного обеспечения для бизнес-управления упаковочной промышленности и производитель системных решений Europe Packinging Solutions (EPS) объявили о создании альянса с целью поставки системных решений предприятиям - производителям упаковки, имеющим несколько предприятий. Цель объединения - повышение эффективности работы и взаимодействия, сокращение издержек с применением инновационно-технологического продукта. Российские производители инновационных технологий пока не могут успешно конкурировать с подобными компаниями на мировом рынке. Для проектирования и внедрения новых технологических решений в упаковочной индустрии западные компании используют самые различные варианты интеграции. Так, практическое взаимодействие британского производителя упаковки RPC Bebo Nederland и двух поставщиков фруктовых замороженных смесей закончилось созданием новой удобной упаковки. Широкая интеграция упаковочного бизнеса в различные производственные области приносит западным упаковочным компаниям высокие доходы.
Отечественный рынок наиболее привлекателен для зарубежных поставщиков технологий и инноваций. Формирующаяся культура потребления и спрос на высокотехнологичную упаковку со стороны потребителей создают благоприятную среду для импорта иностранных технологий. Основная часть новых технологий в упаковочном бизнесе предназначена для пищевого сектора и сферы быстрого питания. Говоря о таких разработках, стоит упомянуть о появившихся на рынке многоразовых полипропиленовых банках оригинального дизайна с системой контроля за их вскрытием (компания
RPC Containers); систему обработки продуктов под высоким давлением при упаковывании (компания Avure Technologies Incorporated). Зарубежные ученые постоянно ведут работу в этом направлении, ориентируясь непосредственно на удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителей упаковки. Новые технологии в перфорации, облегчающие открытие упаковки, представила компания Pechiney Plastic Packaging Inc., а подразделение компании Eastman Chemical Company подготовило к производству новый полимерный материал. Эти и многие другие инновационные технологии активно продвигаются на мировой рынок, в том числе на российский.
Поскольку зарубежная тароупаковочная промышленность существенно более развита, можно использовать ее опыт, чтобы прогнозировать развитие и устойчивое функционирование отечественного тароупаковочного производства.
Конкурентный российский упаковочный рынок можно отнести к развивающимся. Его перспективы в сравнении с зарубежным рынком упаковки можно оценить как высокие. Российский рынок, как и Азиатский, остается привлекательным для западных инвестиций и имеет огромный потенциал роста.
Вместе с тем существуют угрозы и возможные риски, влияющие на торможение развития упаковочного российского рынка. Поэтому на современном этапе развития тароупаковочной индустрии необходимы, прежде всего, ее государственная поддержка и регулирование инновационной деятельности. Она возможна в форме федеральной поддержки целевой программы и разработчиков отечественных технологий упаковочной индустрии, формирования необходимой инфраструктуры, укрепления межотраслевых взаимодействий по средствам
тароупаковочной продукции и т. д. Даже статистическое наблюдение за развитием этой отрасли со стороны государства может минимизировать риски негативного последствия импорта технологий, сохранить устойчивые темпы роста и конкурентоспособности ее продукции за счет создания и продвижения собственных технологических новинок.
Несмотря на успешное развитие отрасли, остаются нерешенные проблемы и угрозы, ослабляющие ее функционирование и замедляющие темпы роста. Эти недостатки можно устранить, рационально развивая наиболее перспективные направления: координацию управлением, нормативно-законодательное
регулирование, таможенную политику, инновационно-технологический потенциал и др.
Анализ проблем и оценка перспектив развития выявили сложности конкуренции отечественных предприятий с западными. Их рациональное решение следует искать в создании сложноинтегрированных производственных структур замкнутого цикла «сырье - упаковка - переработка - сырье», что даст возможность сократить потери на всех этапах жизненного цикла упаковки и повысить конкурентоспособность отечественной тароупаковочной индустрии.
Литература
1. Ивантер В.В., Комков НИ, Гаврилов С.Л. и др. Комплексная программа научных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)». Сводный отчет за 2002 г. Москва, 2003.
2. Флексография: состояние и перспективы // Флексо Плюс. 2001. № 1.
3. Отраслевой упаковочный сервер: www.unipak.ru.
4. Богданов Г.В. Рынок упаковки — подъем по ступенькам или на лифте // Сырье и упаковка. 2000. № 9 (18).
5. Картонные крылья России //PakkoGraf, сентябрь 2002.
6. Андреев Ю. Взгляд в будущее //PakkoGraf, март 2003.
7. Ефремов Н. Политика подготовки упаковщиков определяется развивающимся рынком // Тара и упаковка. 2003. № 1.
8. Андреев Ю. Вторая жизнь картона // PakkoGraf, ноябрь 2002.
9. Агропромышленный комплекс СССР. Стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1990.
10. Торговля СССР. Стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1989.
11. Шаповалов Ю.Н. Упаковывание химической продукции. Л.: Химия, 1983.
12. Соломенко М.Г., Шредер В.Л., Кривошей В.Н. Тара из полимерных материалов. Справ. изд. М.: Химия, 1990.
13. Акимов Н.В., АндроноваН.Н., ГаврюшинНМ. и др. Упаковка грузов. Справ. М.: Транспорт, 1992.
14. Телегин А.И., Балберов Ю.А., Денисов Н.И., Брянцев В.Н. Транспортная тара. Справ. М.: Транспорт, 1989.
15. Баталов А.А. Национальные особенности российской упаковки: проблемы и перспективы. Семинар «Индустрияупаковки: перспективы и риски» 28.02.2003 г. М., Abercade consulting, 2003.
16. Чуйков В.А. Российский рынок гибкой упаковки: состояние и тенденции развития. Материалы доклада всемирного конгресса по флексографской печати на упаковке «Flexo Print Pack Congress», 2002.
17. Отраслевой сервер: www.rostar.ru.
18. «Эксперт », Северо-Запад № 10 (119).
19. ПаппэЯ.Ш. Олигархи: Экономическая хроника, 1992-2000. М.: ГУ—ВШЭ, 2000.
20. http://www. edaspak. ru/h:story.php.
21. Маркетинговый обзор «Роосийский рынок упаковки из полимеров» М.: ЗАО Мосвнешинформ. 2002.
22. Чуйков В.А. Российский рынок гибкой упаковки: состояние и тенденции развития // Флексо Плюс. 2002. № 3.