Научная статья на тему 'Классификация этикетировочных средств, применяемых в производстве пищевых продуктов'

Классификация этикетировочных средств, применяемых в производстве пищевых продуктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
257
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ЭТИКЕТИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА / LABEL MEANS / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / FOODSTUFF / СLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Рязанова О. А.

В статье предложена инновационная классификация этикетировочных средств с выделением принципиально новых классификационных признаков, что позволяет разделить их на соответствующие группировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of and label means in of foodstuff

A New innovative classification of package and label means is offered in the article. Absolutely new classification features, which helped to divide them info special groups.

Текст научной работы на тему «Классификация этикетировочных средств, применяемых в производстве пищевых продуктов»

УДК 664:621.798

Классификация этикетировочных средств,

применяемых в производстве пищевых продуктов

О.А. Рязанова, д-р с.-х. наук, профессор

Российский государственный торгово-экономический университет, Кемеровский институт (филиал)

Важнейшее условие эффективного функционирования предприятий пищевой индустрии - обеспечение их не только основными видами сырья, необходимого для производства продуктов питания, но и различными видами вспомогательных материалов - тары и упаковочных материалов, укупорочных и этикетиро-вочных средств, упаковочных лент и др., которые способствуют сохранению количества и качества товарной продукции в процессе товародвижения. При этом этикетка выступает еще и одним из действенных инструментов маркетинга, поскольку красиво оформленная, она должна быть максимально информативной и легко воспринимаемой для потребителей, а для производителей - дополнительным средством стимулирования сбыта товаров. В то же время, красочная этикетка - средство повышения конкурентоспособности товара, она отражает индивидуальность и рекламирует его, способствует быстрой идентификации и защите продукта от контрафакции. И от того, насколько эстетична, многофункциональна и удобна упаковка с наклеенной на нее этикеткой, в конечном итоге будет зависеть активность всех субъектов рынка [5, 12].

Согласно Большому толковому словарю, этикетка (-и) - от франц. etiquette, что означает ярлык на чем-либо- товаре, экспонате и т. п., с указанием названия, цены и т. п., то есть этикетка - это ярлык на продукции или экспонате с обозначением на нем названия изделия и даты его производства, именем изготовителя и сроком годности [6]. По ГОСТ Р 17257-2003 «Упаковка. Термины и определения», «этикетка - средство информации об упакованной продукции и ее изготовителе, располагаемое на самой продукции, на листе-вкладыше или на ярлыке, прикрепляемое или прилагаемое к упаковочной единице».

Ключевые слова: классификация; этикетировочные средства; пищевые продукты

Key words: classification, label means, foodstuff

Рынок этикетки - один из наиболее прибыльных и быстроразвиваю-щихся в мире. В 2007 г. его емкость оценивалась в 37 млрд м1, а темпы роста спроса на этикетки в 20082009 гг. составляли около 6 % и эта цифра в ближайшие годы будет увеличиваться. В ее межконтинентальном рыночном рейтинге лидируют Европа - 37 % общемирового спроса, или 12 млрд м2; Северная Америка - 27 (9 млрд м2); Юго-Восточная Азия - 18, Япония и Юго-Восточная Азия занимают 27 % рынка, что равно доле стран Северной Америки. По мнению экспертов, через несколько лет в связи с бурным развитием они выйдут по этому показателю на первое место. Структура потребления этикетки на мировом рынке по виду этикеточной продукции составляет (%): самоклеящиеся - 55, «сухие» -27, рукавные (круглая и термоусадочная этикетка) - 13, впрессованные - 2, прочие - 3 [8]. Наиболее крупные потребительские сегменты мирового рынка этикеток - пищевая, парфюмерно-косметическая и фармацевтическая промышленность [10].

Лидирующие позиции на европейском рынке этикетки занимают следующие компании: CCL Label Ltd., CCL Decorative Sleeves, Fuji Seal Europe Ltd., Sleever International Ltd. (Великобритания), Haendler&Natermann GmbH, Offset Glucksburg Ketels, Steinbeis Packaging GmbH&Co KG, Töpfer Kulmbach GmbH (Германия), Illochroma NV

(Бельгия), SE Labels Group (Норвегия). Крупнейшие европейские производители этикеточной бумаги: Metsä Serla, Zanders (M-Real), Papierfabrik Salach GmbH, Schoeller&Hoesch GmbH & Co KG, YUPO Europe GmbH, (Германия), Amsterdam Metallized Products B.V., Cham Tenero Paper Mills Inc, Favini Meerssen B.V. (Нидерланды), Ahlstrom LabelPack, Arjobex S.A.S, International Paper Co. (Франция), Intermills S.A., Sappi Ltd. (Бельгия), Brigl&Bergmeister GmbH (Австрия), Henry&Leigh Slater Ltd. (Великобритания), Stora Enso Global Speciality Papers (Финляндия/Германия), Torraspapel S.A. (Испания), UPM Kymmene (Финляндия).

Использование этикеток в потребительских сегментах мирового рынка распределяется следующим образом, %: напитки - 38; продукты питания - 20; розничная торговля -7; офисные товары - 7; логистика и транспортирование - 6; бытовая химия - 5; промышленная химия - 5; косметические товары - 5; лекарства - 3; товары длительного пользования - 2; автомобили - 2. То есть крупнейшими сегментами рынка остаются напитки и продукты питания, что в совокупности составляет 58 [7].

Российский рынок упаковки на протяжении последних 10 лет развивался успешно, его оборот увеличивался в среднем на 10-12 % ежегодно, причем этот рост обеспечивался увеличением внутреннего производства практически всех видов упаковочных материалов и изделий. К 2008 г. по некоторым из них предложения превысили потребность. Оборот российского рынка упаковки в 2008 г. составил порядка 12 млрд долл. США. Всемирная организация упаковщиков (WPO) включает его в число 10 крупнейших упаковочных рынков мира [4]. Основной сегмент потребления российского рынка этикетки - пищевая промышленность -от 50 до 85 % от общего объема потребления различных видов упаковки. В предкризисные годы ежегодный прирост производства продукции составлял 5-6%. Однако во втором полугодии 2008 г. произошел спад производства основных видов продовольственных товаров, поэтому индекс их производства составил лишь 101,1 % против 106,1 % в 2007 г. По-прежнему велика доля импорта продовольствия - более 40 % ресурсов на продовольственном рынке, что в 2,45 раза больше, чем в 2000 г. Падение производства продовольственных товаров наблюдалось в I квартале 2009 г., что по

PACKAGING AND LOGISTICS

сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составило (%): по кондитерским изделиям - 4,3; хлебобулочным - 2,9; колбасным - 9,4; водке и ликероводочным изделиям - 17,9

[4].

Основные товаропроизводители этикетки в России находятся в Центральном и Северо-Западном Федеральных округах, то есть в регионах с наибольшей численностью населения и наиболее развитой полиграфической базой. Так, в Москве и Санкт-Петербурге расположены самые крупные предприятия пищевой промышленности. В Санкт-Петербурге функционируют два предприятия, которые начали работать еще в XIX в. - «Комбинат цветной печати» и «Полиграфоформление». Среди новых предприятий, специализирующихся на производстве этикетки, можно назвать типографии МиШргШ (Санкт-Петербург) и «Знак» (Москва). Крупнейшие предприятия по объемам изготавливаемой продукции - «Черноголовка-типография», 1_В1_, «Знак», Первая образцовая типография и петербургские - «Полиграфоформление» и «Экотек» [7].

Поскольку производство этикеточной продукции - самый динамичный спектр рынка, то представляется целесообразным рассмотреть вопросы ее классификации, что позволит специалистам маркетинговых служб предприятий пищевой промышленности лучше ориентироваться в их обширном многообразии и принять правильные коммерческие решения при проведении закупки у поставщиков. На основании анализа доступных в открытой печати материалов нами систематизирована информация и разработана классификация этике-тировочных средств [1, 2, 3, 8, 9, 12] (см. таблицу).

Основополагающие классификационные признаки - целевое назначение и материал изготовления. С точки зрения функционального назначения всю этикеточную продукцию подразделяют на два класса: коммерческий и декоративный [9]. Этикетки коммерческого класса служат носителями различной коммерческой информации, которые имеют рекламно-информационный или идентификационный характер. Причем, в последнем случае они обеспечивают быстрое отождествление продукции с соответствующей товарной группой и ее защиту от подделок. Этикетки декоративного класса, в основном, характерны для подарочной упаковки, которая минимально информативна (например,

Классификационные признаки Классификационные группировки

По целевому назначению * I класс - коммерческие: рекламно-информационные идентификационные; специальные (в том числе защитные, голографические, акцизные марки и др.) II класс - декоративные

По конструктивным особенностям** • многослойные конструкции - мини-буклеты • этикетки-клапаны; прозрачные этикетки, имитирующие индикацию результатов вычислений • этикетки-шильды на транспортной упаковке • этикетки-шильды из металла на оборудовании

По материалу изготовления • из бумаги и картона • полимерных пленок • пластмасс • текстильных материалов • дерева • металла • стекла • керамических материалов • кожи • композитных материалов

По видам и разновидностям *** • этикетки • кольеретки • вкладыши • бирки и ярлыки • контрольные ленты • клейма и штампы

По способу отображения информации**** • объемные • голографические

По технологии нанесения информации ***** а) по виду печати: • офсетная • флексографическая • шелкотрафаретная • глубокая (ротогравюрная) • печать на маркировочном оборудовании • высокая • цифровая • зеркально-линзовая стереография б) рукописная; в) в зависимости от температуры припрессовки фольги: • горячая • холодная г) по способу обработки поверхности: • металлическая -тиснением,литьем, литографией • штамповкой, чеканкой или гравировкой • кожаная или текстильная - ручной или машинной вышивкой, тиснением

По способу этикетирования • присоединяемые с помощью клея • крепящиеся механически за счет конфигурации тары • вплавляемые • закрепляемые специальным крепежом • пришиваемые • прикрепляемые к к магниточувствительной поверхности, с вставкой магнита в жесткую стикер-этикетку • закрепляемые впрессовкой; самоклеящиеся

По месту расположения • на лицевой стороне тары - фронтальная • на противоположной стороне - контрэтикетка • над фронтальной этикеткой - плечевая этикетка • на горлышке бутылки, в виде колье - кольеретка.

По характеру выполняемых функций ****** • Идентифицирующие, в зависимости от этапа нанесения: апплицируемые посредством нанесения клея в процессе этикетирова-ния; посредством активации заранее нанесенного клея; посредством вплавления в контейнер при его изготовлении; посредством растяжения и последующего восстановления формы; посредством обертывания • Маркетинговые: самоклеящиеся стикеры и мини-постеры; наклеиваемые рекламные этикетки-постеры; отклеиваемые (легкосъемные), приклеиваемые и самоклеящиеся этикетки; этикетки, прикрепляемые к очень гладким поверхностям из стекла или металла (без клеевого соединения), изготавливаемые из специальных липких пленок • Защитные: фиксирующие несанкционированное вскрытие упаковки; защищающие аналогичную продукцию от фальсификации; обеспечивающие безопасность; подтверждающие надлежащую сертификацию (соответствия) и включенность в учетные системы • Специальные: термоиндикаторные метки, изменяющие цвет в зависимости от температуры продукта; типа smart lables - «интеллектуальные» этикетки

По типу формования изделия******* • рулонные • нарезные

Примечание: *, **,***, ***** _ уточненные признаки; ****, ******, ******* - новые признаки. Традиционные признаки в таблице приведены без какого-либо их обозначения.

подарочные пакеты «С Новым годом!», «С 8 Марта!») или вовсе не является таковой, т. е. без каких-либо надписей.

В учебном пособии А.Т. Трыко-вой [2] выделен только признак функционального назначения, хотя, на наш взгляд, первоначаль-

но следует выделить именно целевое назначение, т. е. для каких целей этикеточная продукция предназначена (этот признак в таблице приведен в уточненном виде). В этой же работе классификационные группировки приведены без уточнения и дополнения классификационных признаков, т. е. только в общих чертах. Поэтому ряд признаков нами уточнен (по целевому назначению, по разновидностям). По конструктивным особенностям сгруппированы этикетки, которые несут определенную функциональную нагрузку в зависимости от вида упаковки - мини-буклеты, этикетки-клапаны и др.

Наиболее распространенный классификационный признак - материал, из которого изготавливают этикетки - бумага, картон, полимерные пленки и пластмассы, дерево, металл, стекло и др.

В отдельную группу следует выделить виды этикеток и их разновидности- кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки и др., которые, помимо основной информационной нагрузки, свидетельствуют еще и о том, на какие виды тары - транспортной или потребительской - их наклеивают. Так, этикетки, колье-ретки - на потребительской таре (например, на бутылках с игристыми винами); бирки, ярлыки, вкладыши - в транспортную тару (например, наклеивают на ящики, бочки, мешки). Бумажные этикетки изготавливают из высококачественной бумаги с мелованным поверхностным слоем, в комбинации металлизированной бумаги или с применением металлонаполненно-го лака, затем этикетки литографируют и наносят рисунки и текст; самоклеящиеся полимерные - изготавливаются методом флексогра-фической печати. Бумажные этикетки поставляются в рулоне с уже нанесенным рисунком и текстом, размещены на бумажной основе, с липким адгезионным слоем, защищенным до момента использования защитным бумажным покрытием из силиконовых каучуков, при снятии этого покрытия она прочно приклеивается к таре; полимерные- выпускаются в виде обтяжных полимерных изделий типа манжет с нанесением уже оформленной полимерной этикетки цилиндрической формы из термоусадочной пленки.

При формулировании классификационных признаков, используя традиционные подходы в сочетании с инновационными, следует выделить новые признаки, такие как по

способу отображения информации- объемные, голографические [9]. Так, объемные (трехмерные) этикетки получают путем нанесения на поверхность прозрачного или окрашенного полимера различной природы (например, полиуретано-вой смолы) с высокими физико-механическими и эстетическими свойствами, устойчивыми к термическим и химическим воздействиям. Такая этикетка обладает способностью восстанавливать форму гладкой поверхности в случае незначительных механических воздействий (царапин) и защищена от УФ-излу-чения. При застывании смола, благодаря оптическим свойствам, образует своего рода линзу, которая визуально увеличивает изображение, краски становятся более яркими и блестящими. Как правило, такие этикетки применяют на бутылках с дорогими винами, парфюмерно-косметическими товарами, в качестве идентификационных этикеток и др.; голо-графическая - выполняет защитную функцию, технология изготовления которой не позволяет воспроизводить элементы защиты, что препятствует выпуску контрафактной продукции однородных групп. Такие этикетки выпускают разных видов: самоклеящиеся голографические на неразру-шаемой основе, самоклеящиеся го-лографические защитные знаки на разрушаемой основе при попытке снятия, причем с возможностью серийной нумерации каждой этикетки; термоусадочные колпачки с го-лографическим защитным знаком в виде полоски по его длине; само-клеющиеся бумажные этикетки с нанесенной голографической защитной полоской; голографическая фольга горячего тиснения с рисунком или с защитным голографиче-ским знаком и т. д. Такие этикетки препятствуют вскрытию упаковки, копированию и подделке продукции [1, 10].

Следующий классификационный признак - способ нанесения на поверхность, который ранее трактовался как способ изготовления. Считаем целесообразным разделить его на подгруппы: по технологии нанесения информации - нами выделен признак- с учетом вида печати (офсетной, ротогравюрной, шелко-трафаретной, флексографической и др.) [9]; рукописной; в зависимости от температуры припрессовки фольги - различают с горячей и холодной температурой; по способу обработки поверхности нами выделен еще один признак - в зависимости от материала ее изготовле-

ния - из металла - с указанием способа нанесения информации или рисунка - тиснением, литьем, литографией; штамповкой, чеканкой или гравировкой, а также на кожаной или текстильной основах - с применением ручной или машинной вышивки, тиснения и пр. Поэтому данный признак нами уточнен и приведен в новой редакции (см. таблицу).

Среди вышеуказанных способов нанесения изображения относительно новые - цифровая печать и зеркально-линзовая стереография (или «парящие миражи»). Цифровая печать с помощью современных компьютерных технологий позволяет формировать соответствующие изображения с применением струйных принтеров (мелкосимвольные принтеры наносят маркировку бесконтактным способом различным по цвету тонером; крупносимвольные -маркировочные символы наносят на транспортную тару). Зеркально-линзовая стереография применяется преимущественно для производства подарочной упаковки, в том числе для эксклюзивных и дорогостоящих товаров. Объемные изображения на таких этикетках, как бы «парящие миражи», способны цветоизменять-ся в зависимости от количества света [1, 12].

Следует отметить, что в связи с бурным развитием тароупаковоч-ной промышленности и внедрением достижений новинок научно-технического прогресса, будут появляться новые технологии нанесения изображения на этикетки. А это значит, что количество классификационных признаков будет возрастать.

По способу этикетирования различают этикетки, наклеиваемые с помощью клея, крепящиеся за счет формы бутылки, например, фигурной для вина или коньяка, вплавляемые металлические носители, закрепленные специальным крепежом, пришиваемые (на фигурных бутылках вина, например), прикрепляемые к магнитоносителю, вмонтированному в жесткую этикетку со стикер-магнитами (например, этикетки со штрих-кодами, считываемыми лазерным сканером), а также закрепляемые впрес-совкой (например, комбинированные изображения на этикетках с марочными винами и т. д.).

По месту расположения на таре этикетки размещают на лицевой стороне, т. е. фронтальные; на противоположной ее стороне - это контрэтикетка; плечевая располагается выше фронтальной; кольеретку раз-

interpack©

PROCESSES AND PACKAGING

мещают на горлышке как бы в виде колье (например, у игристых вин).

В дальнейшем нами также выделен новый классификационный признак - по характеру выполняемых функций, среди которых выделены идентифицирующие, маркетинговые, защитные и специальные функции, а также по типу формования изделия на предприятии-изготовителе - рулонные и нарезные.

Идентифицирующие этикетки в зависимости от этапа нанесения клея, а также с учетом технологии обработки заготовки (вплавления, растяжения, обертывания) подразделяют еще на четыре разновидности (апплицируе-мые посредством нанесения клея, активации заранее нанесенного клея, вплавления в контейнер при его изготовлении, растяжения и последующего восстановления формы и обертывания) [1, 4]. Маркетинговые функции реализуются посредством выпуска самоклеящихся этикеток-постеров, легкосъемных этикеток и др., несущих конкретную рекламную нагрузку, способствующую продвижению товаров на рынок.

Защитные функции этикеток заключаются в том, что они препятствуют несанкционированному вскрытию упаковки, проникновению на рынок контрафактной продукции, гарантируют ее безопасность и подтверждают соответствие [1, 13].

К специальным нами отнесены этикетки, изготовленные в соответствии с последними достижениями науки и технологий. Это - термоиндикаторные метки, обладающие способностью изменять цвет в зависимости от температуры продукта. Такие мини-термометры удобны для потребителей, поскольку указывают оптимальную температуру потребления продукта. «Интеллектуальные» этикетки типа smart lables имеют встроенные интегральные микросхемы, которые позволяют использовать их для управления движением изделий в производственном цикле, а также предотвращения краж и подделок [1, 13, 14].

Таким образом, предлагаемая инновационная классификация этикетировочных средств, применяемых в производстве пищевых продуктов, не противоречит общепринятой классификации, а является лишь ее продолжением и охватывает наибольшее количество возможных классификационных признаков. При этом следует иметь в виду, что с развитием технологий их количество будет только возрастать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения: Учеб. для вузов/М.А. Николаева. - М.: Изд-во НОРМА, 2009. - С. 387-389.

2. Трыкова, Т.А. Товароведение упаковочных материалов и тары: Учеб. пос./Т.А. Трыкова. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2009. - 212 с.

3. Чалых, Т.И. Товароведение упаковочных материалов и тары для потребительских товаров: Учеб. пос./Т.И. Чалых, Л.М. Коснырева, Л.А. Пашкевич. - М.: Изд-во «Академия», 2004.

4. http//w.w.w.artikli.unipak.ru.

5. http://w.w.w.artotdel.ru.

6. http://w.w.w. etiketka.com.ru.

7. http://w.w.w.export.by.ru.

8. http://w.w.w.museumpak.ru.

9. http://www.naklei.ru.

10. http://w.w.w.printart.nm.ru.

11. http://5ka.su/ref/journalism/0_object28019.html.

12. http://spb-tei.ru/2009/02/26/vidy-tary-i-upakovki..html.

13. http://labelworld.ru.

14. http://www.markerovka.ru.

Дюссельдорф, Германия 12-18 мая 2011

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ О ВАШЕМ УСПЕХЕ В МАЕ 2011?

ИЗ ОПЫТА.

Вас ждут идеи и

инновации!

www.interpack.com

%

ООО «Мессе Дюссельдорф Москва» 123100, Москва Краснопресненская наб., 14 Тел.: +7 (499) 259 77 29 Факс;+7 (499) 256 67 89 PikulevaE@me$seduru wwwjnesse-duesseldorf.ru

Messe Düsseldorf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.