Научная статья на тему 'Потребительский спрос и емкость рынка малых архитектурных форм (МАФ)'

Потребительский спрос и емкость рынка малых архитектурных форм (МАФ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1365
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПОНДЕНТ / ЕМКОСТЬ РЫНКА / ДОХОД / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев И. А.

Алексеев И.А. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС И ЕМКОСТЬ РЫНКА МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ (МАФ). Приведены результаты маркетингового исследования рынка малых архитектурных форм с расчетом емкости регионального рынка МАФ для Москвы и Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alekseev I.A. THE DEMAND AND CAPACITY OF THE MARKET OF SMALL ARCHITECTURY FORMS. An analysis of the market of small architectury forms has been maele including calculations of regional market capacity as applied to Moscow and Moscow region.

Текст научной работы на тему «Потребительский спрос и емкость рынка малых архитектурных форм (МАФ)»

ЭКОНОМИКА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ спрос и емкость рынка МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ (МАФ)

И.А. АЛЕКСЕЕВ, асп. МГУЛ

Реализация национального проекта «До- зях и различиях. Достоверность подтвержда-ступное и комфортное жилье - жителям лась уровнем 0,97 с погрешностью 0,06. России» привела к значительному росту чис- Для анализа потребительского поведе-

ла семей, приобретающих индивидуальное ния индивидуальных потребителей на рынке жилье с приусадебным участком. Благоуст- малых архитектурных форм было использо-

ройство таких участков стимулировало спрос вано 327 признанных достоверными анкет,

на рынке МАФ. Анализ собранной информации по ре-

Общие закономерности и отличитель- зультатам анкетирования 327 респондентов ные особенности рынка малых архитектурных позволил выделить 5 потребителей МАФ по

форм, при умелом использовании, помогают реализовать новые товары этого рынка на базе определенных маркетинговых действий:

- исследование рынка по сегментам на основе месячного дохода потребителей;

- построение социального портрета потребителя;

- описание характеристик каждого сегмента;

- расчет емкости рынка МАФ в целом и по сегментам.

Для того чтобы провести маркетинговое исследование рынка малых архитектурных форм, потребовалось собрать много достоверной информации.

В ходе работы был произведен опрос путем самостоятельного заполнения 350 анкет респондентами, проживающими в Москве и Московской области. После завершения опроса были подготовлены данные анкетирования к обработке с использованием:

- редактирования анкет с отбраковкой непригодных экземпляров;

- кодирования;

- ввода данных;

- компьютерной проверки;

- статистического выравнивания и преобразования информации.

Затем все ответы респондентов были распределены по сегментам рынка с использованием метода VALS. После того, как данные, полученные в ходе наблюдения, были подготовлены к обработке, проведен базовый анализ: рассчитаны частотные распределения (frequency distribution), кросс-табуляция (cross-tabulation) и проверены гипотезы о свя-

фактору дохода на одного члена семьи:

1- й сегмент - «выживающие» - 40 респондентов;

2- й сегмент - «терпящие» - 83 респондента;

3- й сегмент - «опытные» - 129 респондентов;,

4- й сегмент - «подражающие другим» - 50 респондентов;

5- й сегмент - «преуспевающие» -25 респондентов.

Как показывают приведенные выше данные, наибольшая группа опрошенных составляет 39,5 % (3-й сегмент) - это люди, имеющие доход от 15,1 до 30 тыс. руб. На втором месте группа респондентов, которая составляет 25,4 % - люди, имеющие доход от 7,1 до 15 тыс. руб. На третьем месте,15,3 %, - это люди, которые имеют доход от 30,1 до 60 тыс. руб. На четвертом месте группа опрошенных, составляющая 12,2 %, - это люди, имеющие доход от 3 до 7 тыс. руб. Наименьшая группа респондентов составляет 7,6 % - это люди с доходом свыше 60 тыс. руб. (5-й сегмент).

Представленные 5 сегментов характеризуются следующим образом:

«выживающие» - доход на минимальном уровне, борются за выживание, образование достаточно высокое, при выборе покупки на первом месте стоит цена, их интересуют основные продукты, они руководствуются преимущественно инстинктивными потребностями;

«терпящие» - характеризуются низким доходом, высоким уровнем образования; для них важна цена, стремятся получить га-

118

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

ЭКОНОМИКА

рантии и подробную информацию о товаре, являются осторожными покупателями;

«опытные» - к данному сегменту относятся люди со средним достатком, невысоким уровнем образования, большинству из которых до 35 лет, многие имеют молодые семьи, являются активными покупателями, стремятся получить непосредственный опыт;

«подражающие» - уровень дохода находится в пределах от среднего до высокого, озабочены собственным статусом, постоянно конкурируют между собой, стремятся к движению вверх, следят за модой;

«преуспевающие» - доход очень высокий, высокообразованные люди, лидеры в бизнесе, политике и т.д., любители роскошных товаров последних моделей, имеют успех и высокое положение в обществе, большинству за 40, предпочитают новые и улучшенные товары.

В большинстве случаев потребители 1 и 2 сегментов рынка МАФ покупают или, скорее, готовы купить незначительное количество простейших и недорогих элементов МАФ для дачных участков. Это вазы и горш-

ки для цветочных культур, недорогие скамейки и беседки.

Потребители 3-5 сегментов покупают дорогие элементы ландшафтного дизайна, такие как колонны, фонтаны, заборы декоративные, беседки-павильоны, качели садовые и др. изделия МАФ.

В таблицах 1-5 приведена оценка различных гипотез потребительских предпочтений на рынке МАФ московского региона.

Из табл. 1 видно, что при увеличении дохода респондент предпочитает выплатить всю сумму сразу за малые архитектурные формы, чем взять кредит (11,33 % против 1,06 %; 17,34 % против 8,51 %). Вероятность ошибки 0,0015 с 8-м уровнем достоверности. Нулевая гипотеза отвергается, альтернативная гипотеза подтверждается.

Из табл. 2 видно, что при увеличении уровня дохода респонденты готовы платить более высокую цену за малые архитектурные формы (7,50 %; 15,66 %; 19,38 %; 32,00 % 48,00 %). Вероятность ошибки 0,00004 с 16-м уровнем достоверности. Нулевая гипотеза отвергается, альтернативная гипотеза подтверждается.

Таблица 1

Распределение респондентов в зависимости от уровня дохода и возможности приобретения МАФ

Уровень дохода, руб. 3000-7000 7100-15000 15100-30000 30100-60000 Свыше 60000 Число респондентов

Приобретение МАФ в кредит 12 12,77 % 29 30,85 % 44 46,81 % 8 8,51 % 1 1,06 % 94

выплата всей суммы 25 12,32 % 48 23,65 % 72 35,47 % 35 17,34 % 23 11,33 % 203

Всего респондентов 40 83 129 50 25 ^"\297 327^\

Т а б л и ц а 2

Распределение респондентов в зависимости от уровня дохода и суммы, которую они готовы потратить на МАФ

Уровень дохода 3000-7000 7100-15000 15100-30000 30100-60000 Свыше 60000 Число респондентов

Сумма, которую респонденты готовы потратить на приобретение МАФ менее 5000 руб. 32,5 % 19,28 % 11,63 % 10,0 % 0,00 % 30

от 510 до 1500 руб. 37,5 % 34,94 % 21,13 % 20,00 % 4,00 % 49

от 1600 до 3000 руб. 15,00 % 22,89 % 31,01 % 26,00 % 44,00 % 90

свыше 3100 7,50 % 15,66 % 19,38 % 32,00 % 48,00 % 69

Всего респондентов 40 83 129 50 25 327"^\,

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

119

ЭКОНОМИКА

Таблица 3

Распределение респондентов в зависимости от уровня дохода и предпочтения приобретать МАФ в комплекте или отдельными предметами

Уровень дохода, руб. 3000-7000 7100-15000 15100-30000 30100-60000 Свыше 60000 Число респондентов

Желание в комплекте 45,00 % 37,35 % 42,64 % 44,00 % 92,00 % 149

приобрести МАФ отдельными предметами 45,00 % 55,42 % 46,51 % 42,05 % 4,00 % 146

Всего респондентов 40 83 129 50 25 ^^-^95 327"^^

Таблица 4

Распределение респондентов в зависимости от уровня дохода и места проживания

Уровень дохода, руб. 3000-7000 7100-15000 15100-30000 30100-60000 Свыше 60000 Число респондентов

Место прожива- ния квартира 67,50 % 87,95 % 84,50 % 88,00 % 48,00 % 265

частный дом 25,00 % 10,84 % 15,50 % 10,00 % 52,00 % 57

другое 7,50 % 1,20 % 0,00 % 2,00 % 0,00 % 5

Всего респондентов 40 83 129 50 25 327

Таблица 5

Распределение респондентов в зависимости от социального положения и возможности взять кредит или выплатить всю сумму сразу

Социальное положение Собственник/со-владелец бизнеса Работник по найму Госслужа- щий Безработ- ный Студент Пенсио- нер Домохо- зяйка Другое Итого

Кредит 9,76 % 32,67 % 26,92 % 44,44 % 26,32 % 25,00 % 56,25 % 11,11 % 94

Выплата всей суммы сразу 80,49 % 56 % 63,46 % 55,56 % 63,32 % 75,00 % 43,75 % 88,89 % 203

Всего 37 133 47 9 34 12 16 9 297

Из табл. 3 видно, что при доходе от 3000 до 30000 руб. респонденты предпочитают приобретать изделия МАФ отдельными предметами, а при увеличении дохода с 30100 и выше 60000 руб. - в комплекте. Вероятность ошибки 0,00061 с 8 степенью достоверности. Нулевая гипотеза отвергается, альтернативная подтверждается.

Из табл. 4 видно, что при доходе от 3000 до 60000 респонденты проживают в квартирах, а при более высоком доходе респонденты живут в частных домах (52 % против 48 % при доходе свыше 60000 руб.). Вероятность ошибки 0,0060 с 8-й степенью достоверности. Нулевая гипотеза отвергается, альтернативная подтверждается.

Из табл. 5 видно, что независимо от социального положения большинство респондентов предпочитают выплатить сумму сразу (9,76 % против 43,75 %). Вероятность ошибки 0,066 с 14-й степенью достовернос-

ти. Нулевая гипотеза подтверждается, альтернативная отвергается.

В ходе маркетинговой разработки товара решается ключевой для формирования инновационной политики фирмы вопрос: сколько товаров купят потребители? Определение потребительского потенциала рынка необходимо и для разработки стратегических и оперативных планов маркетинга и является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры. Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка, который представляет собой количество товаров, которые способен поглотить (приобрести) рынок за определенный срок и при данных условиях. Емкость рынка в данном случае была определена по следующей формуле

ГЕР = ЧН х (1 - ДЛНП) х ДЛИД х ИП, где ГЕР - годовая емкость рынка конкретного региона;

120

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.