Научная статья на тему 'Тенденции развития рынка офисной мебели Москвы и Московской области в рамках маркетинговой информационной системы'

Тенденции развития рынка офисной мебели Москвы и Московской области в рамках маркетинговой информационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ИНФОРМАЦИЯ / ОФИСНАЯ МЕБЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обоимова И. В.

Обоимова И.В. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОФИСНОЙ МЕБЕЛИ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. Выявлены основные тенденции развития рынка офисной мебели Москвы и Московской области. Рассмотрена значимость маркетингового исследования в рамках маркетинговой информационной системы для разработки эффективной маркетинговой стратегии фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oboimova I.V. TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF OFFICE FURNITURE OF MOSCOW AREA THE MOSCOW AREA WITHIN THE LIMITS OF MARKETING INFORMATION SYSTEM. The basic tendencies of development of the market of office furniture of Moscow and the Moscow area are considered. The importance of marketing research within the limits of marketing information system, for development of effective marketing strategy of firm is certain.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития рынка офисной мебели Москвы и Московской области в рамках маркетинговой информационной системы»

ЭКОНОМИКА

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОФИСНОЙ МЕБЕЛИ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ИВ. ОБОИМОВА, асп. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ

Знания и информация становятся основой для новых услуг и товаров. Весь комплекс информационно-аналитического обеспечения бизнеса призван реализовать информационную поддержку решения стоящих перед руководством предприятия в целом и его отдельными структурными подразделениями задач. Качество информации применительно к деятельности предприятия определяется тем, насколько рациональны и обоснованы управленческие решения, принятые руководством предприятия на ее основе. Качественная информация должна обеспечивать возможность адекватной оценки ситуации и выработки эффективных оперативных и стратегических решений. Обычно считают, что информация качественная, если она достоверна, точна, актуальна, доступна по запросу и представлена в удобной для понимания и использования форме [1].

Под маркетинговой подразумевается информация, получаемая в ходе исследования процесса обмена результатами общественно полезной деятельности и взаимодействия всех субъектов экономической системы, т.е. использование и потребление конкретных информационных ресурсов. Применение маркетинговой информации всеми звеньями производственной структуры обеспечивает внедрение в управление предпринимательской деятельностью рыночной, маркетинговой концепции, основанной на знании потребительского спроса и перспектив его изменений.

В настоящее время пристальное внимание уделяется построению системы управления взаимоотношений с клиентами и стратегическому управлению маркетингом на основе системы сбалансированных показателей и других современных методов управления. Все подобные методы основаны на систематизированных и формализованных базах данных и знаний, маркетинговой информационной системе (МИС).

caf-econvnesh@mgul.ac.ru

Маркетинговая информационная система - это совокупность действий по сбору, анализу, оценке и распространению актуальных, точных и своевременных данных для информационного обеспечения маркетинговых решений, а также необходимые для этого процесса людские и материальные ресурсы. Система участвует во всех этапах управления маркетингом, подобно нервной системе в человеческом организме. Тщательно разработанная маркетинговая информационная система начинается с пользователя и заканчивается им же. Сначала МИС оценивает потребность в информации. Затем МИС извлекает нужную информацию из системы внутренней отчетности компании, из данных отдела по сбору маркетинговой информации и из результатов маркетинговых исследований. Внутренние источники информации включают отчеты компании о доходах и расходах, балансовые отчеты, показатели сбыта, планы коммерческих визитов, счета-фактуры, учетные ведомости товарно-материальных ценностей, отчеты о предыдущих исследованиях. Эти данные можно получить легко и быстро, но их нужно адаптировать для использования в отделе маркетинга. Сбор маркетинговой информации - это систематическое получение и анализ доступных для широкой общественности данных об изменениях в маркетинговой среде. Маркетинговое исследование - это сбор информации, необходимой в той специфической ситуации, в которой находится компания. На последнем этапе МИС предоставляет информацию менеджерам в нужной форме и в нужное время, чтобы помочь в разработке более эффективных маркетинговых решений [3].

Важность информационного обеспечения для решения маркетинговых задач и стратегического планирования осознается на сегодняшний день многими. Должность аналитика есть уже почти везде, даже на не-

182

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

больших предприятиях. Однако процесс не отработан: информация собирается от случая к случаю, обычно для решения какой-либо конкретной задачи или даже без определенной цели, поскольку то же самое делают все. Поэтому при ощутимых затратах результат часто оказывается минимальным.

В настоящее время на предприятиях Москвы и Московской области работа по сбору информации ведется фрагментарно. В Федеральное государственное статистическое управление по Москве и Московской

области предприятиями предоставляются сведения об инвестиционной деятельности организации; сведения о численности, заработной плате и движении работников; сведения об использовании денежных средств; сведения о наличии и движении основных фондов и других нефинансовых активов; сведения о финансовом состоянии организации; сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) и об организационной деятельности организации.

Таблица 1

Изменения социального портрета индивидуальных потребителей

на рынке офисной мебели

Характеристики респондентов Вариант ответа 2006 н.г. 2006 к.г. 2007 н.г. 2007 к.г.

образование высшее 66,7 % 56,1 % 69,7 % 60,7 %

неоконченное высшее 11,1 % 21 % 2,4 % 18 %

среднее специальное 18,2 % 12,2 % 18,9 % 16 %

среднее 4 % 10,7 % 9 % 5,3 %

Итого 100 % 100 % 100 % 100 %

социальное положение студент 21,2 % 20,0 % 10,2 % 10,3 %

руководитель высшего звена 7,1 % 5,9 % 5,1 % 5,0 %

руководитель среднего звена 15,1 % 16,6 % 19,3 % 11,0 %

служащий 21,2 % 22,9 % 29,9 % 31,7 %

медицинский работник 3,2 % 2,4 % 5,9 % 3,0 %

пенсионер 5,7 % 5,4 % 2,8 % 3,0 %

безработный 2,4 % 1,0 % 1,2 % 1,0 %

бизнесмен 7,1 % 6,3 % 10,2 % 13,0 %

строитель 4,5 % 2,9 % 8,7 % 12,3 %

педагог 3,0 % 3,9 % 1,2 % 2,0 %

военный 4,1 % 4,4 % 1,2 % 4,7 %

домохозяйка 5,9 5 6,3 % 4,3 % 3,0 %

ИТОГО 100 % 100 % 100 % 100 %

семейное положение нет детей 31,3 % 36,6 % 35,0 % 40 %

один ребенок 42,4 % 24,9 % 34,6 % 29 %

двое детей 24,3 % 31,7 % 27,2 % 25,7 %

трое детей 2 % 6,8 % 3,1 % 5,3 %

ИТОГО 100 % 100 % 100 % 100 %

возраст моложе 23 лет 22,5 % 23,4 % 20,5 % 15,3 %

от 24-28 лет 16,8 % 18,5 % 20,9 % 16,7 %

от 29-35 лет 23,3 % 12,7 % 21,3 % 20,7 %

от 36 - 48 лет 19,2 % 26,3 % 23,2 % 31,0 %

от 49 - 58 лет 16,2 % 13,2 % 11,8 % 13,7 %

свыше 59 лет 2,0 % 5,9 % 2,4 % 2,7 %

ИТОГО 100 % 100 % 100 % 100 %

месячный доход семьи от 3 до 7 тыс. руб. 34,3 % 7,3 % 3,9 % 3,3 %

от 7100 до 16000 тыс. руб. 28,3 % 15,6 % 14,6 % 11,3 %

от 16100 до 30000 тыс. руб. 19,2 % 40 % 31,1 % 32,7 %

от 30100 до 60000 тыс. руб. 16,2 % 27,3 % 38,2 % 37,3 %

свыше 60000 тыс. руб. 2,0 % 9,8 % 12,2 % 15,3 %

ИТОГО 100 % 100 % 100 % 100 %

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

183

ЭКОНОМИКА

Таблица 2

Изменения статуса предприятий по численности персонала

Статус предприятий по численности персонала 2007 н. г. 2007 к. г.

мелкое (до 100 человек) 57,5 % 83,3 %

среднее (от 100 до 500 человек) 22,2 % 16,6 %

крупное (свыше 500 человек) 20,0 % 0,1 %

ИТОГО 100 % 100 %

В установлении общих закономерностей и отличительных особенностей поведения потребителей на рынке офисной мебели помогут результаты проведенного маркетингового исследования. Это исследование было количественным и проводилось формализованным методом. Общее количество опрошенных респондентов составило 716 человек и 155 коммерческих организаций. Целью данных исследований было установление общих закономерностей и отличительных особенностей поведения потребителей на рынке офисной мебели Москвы и Московской области. В результате опроса респондентов было выявлено отношение к качественным характеристикам товара, ценовые предпочтения и отношение потребителей к СМИ. Социальный портрет индивидуальных потребителей за период с начала 2006 г. по конец 2007 г. представлен в табл. 1.

Как видно из табл. 1, увеличился доход респондентов, приобретающих офисную мебель для частного использования.

С ростом доходов покупатели становятся все разборчивее и требовательней при выборе продукции. Менеджеры нуждаются в самых свежих информационных ресурсах для принятия решений в быстро меняющемся мире, для того чтобы более полно отразить картину о реакции покупателей на различные свойства и характеристики продукции.

Статус предприятий по численности персонала за период с начала 2007 г. по конец 2007 г. представлен в табл. 2.

В конце 2007 г. оптимальной частотой смены офисной мебели один раз в пять лет назвали 46,7 %. Следует отметить, что эта тенденция идет к увеличению, так как в 2006 г. этот показатель составлял 37,1 %.

Мотивация при смене офисной мебели изменилась. Если в начале 2006 г. основной причиной являлось обновление старой мебели (60 %), то в конце 2007 г. количество респондентов, считающих так же, сократилось до 20 %. Основной мотивацией при смене офисной мебели в период 2007 г. считается переезд в другое помещение (46,7 %). Данная динамика показывает оживление строительного сектора коммерческой недвижимости и развитие продаж офисной мебели.

Изменения предпочтений респондентов относительно цены на офисную мебель в период с 2006 г. по 2007 г. представлены в табл. 3.

Из данных табл. 3 видно, что снизился процент руководителей, выбирающих офисную мебель средней ценовой категории (с 34 % до 26,7 % в ценовой градации от 11 до 25 тыс. руб. и с 28,6 % до 20 % в ценовой градации от 25 до 35 тыс. руб.). Однако по-прежнему данная ценовая категория является предпочтительней для большинства респондентов. Следует отметить, что значительно увеличился процент респондентов, выбирающих офисную мебель дорогого «премиум» класса (с 2,9 % до 10 %) и недорогого сегмента (с 3,9 % до 13,3 %).

Взгляды потребителей относительно страны-производителя офисной мебели в период с 2006 г. по 2007 год не изменились. Для большинства респондентов страна-производитель не имеет значения (66,7 % в 2007 г.). Изменились приоритеты, отдаваемые потребителями различным характеристикам офисной мебели (рисунок).

Претерпели изменения предпочтения цветовой гаммы мебели. Возросла популярность офисной мебели, имитирующей натуральное дерево (с 51 % до 6,7 %), и мебели теплых тонов (с 34,3 до 60 %). А также увеличился процент респондентов, предпочитающих мебель холодных оттенков с 8,6 % до 33,3 %.

Возможность принятия эффективного и своевременного решения зависит от качества исходных данных, и маркетинговые исследования играют важную роль в преобразовании этих данных в полезную информацию.

184

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

Таблица 3

Изменения ценовых предпочтений респондентов на рынке офисной мебели

Предпочтительная цена офисной мебели Процент респондентов в конце 2006 г. Процент респондентов в конце 2007 г. Изменения

От 7 до 11 тыс. руб. 3,9 % 13,3 % 9,4

от 11 до 25 тыс. руб. 34 % 26,7 % -7,3

от 25 до 35 тыс. руб. 28,6 % 20 % -8,6

от 35 до 70 тыс. руб. 31,4 % 30 % -1,4

свыше 70 тыс. руб. 2,9 % 10 % 7,1

итого 100 % 100 %

Цена

Рисунок. Предпочтения потребителей относительно характеристик офисной мебели в период с 2006 по 2007 г.

Маркетинговые исследования надо рассматривать как часть постоянно действующего интегрированного информационного процесса. Необходимо, чтобы фирма для успешной работы и удержания позиций на рынке разрабатывала и использовала систему постоянного слежения за окружающей средой и хранения данных с тем, чтобы они могли анализироваться в будущем. В успешно функционирующих организациях задачи маркетингового исследования входят в состав маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся составной частью системы управления предприятием.

Для того чтобы маркетинговая информационная система была эффективной, необходимо исследовать все стороны работы МИС. Функционально МИС состоит из четырех частей: система внутренней отчетности

(исходящие и входящие счета и заявки, оплата счетов, исходящие и входящие накладные, проведение накладных на складе, реквизиты потребителей, поставщиков); система внешней маркетинговой информации (ассортимент товаров, цены, валютные курсы, ставка рефинансирования ЦБ и т.п.); система маркетинговых исследований; система маркетингового анализа. Как уже было отмечено, в настоящее время на предприятиях, как правило, не учитывают изменения потребительских предпочтений, полагаясь только на продукцию, на маркетинговую макросреду и на конкурентов. Маркетинговые исследования же, в свою очередь, могут помочь в разработке стратегий достижения целей (цели эти - завоевание и удержание) в том случае, если фирма хорошо знает своих клиентов.

В рамках одной работы было проведено маркетинговое исследование рынка офисной мебели Москвы и Московской области за период с 2006 г. по 2007 г. С помощью результатов данного исследования удалось определить изменения потребительских предпочтений на рынке офисной мебели Москвы и Московской области, позволяющие разработать правильную маркетинговую стратегию фирмы.

Библиографический список:

1. Карминский, А.М. Информационные системы в экономике: В 2-х ч. Ч. 1. Методология создания: учеб. пособие / А.М. Карминский, Б.В. Черников. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.

2. Мхитарян, С.В. Маркетинговая информационная система / С.В. Мхитарян. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 336 с.

3. Котлер, Филипп, Армстронг, Гарн. Основы маркетинга, 9-е издание.: Пер. с англ. / Котлер, Филипп, Армстронг, Гарн. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 1200 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.