Научная статья на тему 'Исследование спроса розничных и оптовых потребителей торфа и торфяной продукции'

Исследование спроса розничных и оптовых потребителей торфа и торфяной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чураков А. А.

В статье описаны цели и объекты маркетинговых исследований на рынке торфяной продукции. Представлены алгоритм исследования рынка и методика его сегментирования. Сделаны выводы о перспективности развития бизнеса в данной отрасли в Московском регионе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the purposes and objects of marketing researches in the market of peat production are described. The algorithm of research of the market and technique of its segmentation are submitted. The conclusions about prospectivnes for business development are made in the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса розничных и оптовых потребителей торфа и торфяной продукции»

условиях высоких темпов инфляции, резко сократился приток капитала в природноресурсный сектор.

Особую остроту приобрели другие факторы. Расположение основных сырьевых регионов страны в районах Крайнего Севера, удаленность источников сырья от перерабатывающих и потребляющих производств, многократное повышение цен на энергоносители, оборудование, транспортировку и низкая стоимость первичного сырья привели к тому, что добыча некоторых его видов стала нерентабельной не только в малоосвоенных районах, но и в районах с налаженной инфраструктурой. Более того, цены на мировом рынке сырья иногда оказывались ниже уровня издержек при освоении собственных ресурсов.

В этих условиях становится жизненно необходимым применение новых ресурсосберегающих технологий, организационных форм и эффективных методов, удешевляющих освоение природных ресурсов в экстремальных природно-климатических условиях. Эта проблема перестает быть лишь предметом престижных научных изысканий и приобретает значение узлового момента природно-ресурсной политики на всех уровнях управления и производства.

Отсюда вытекает требование технологического единства науки и практики при управлении воспроизводством, использованием и охраной природных ресурсов. Только в этом случае как экологическая, так и экономическая безопасность страны могут быть гарантированы с большой степенью надежности.

ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА РОЗНИЧНЫХ И ОПТОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОРФА И ТОРФЯНОЙ ПРОДУКЦИИ

A.A. ЧУРАКОВ, кафедра экономит и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛа

Рассмотрим основные направления и методы исследования рынка торфа.

Маркетинговое исследование рынка торфа имеет целью:

- выявить потребности населения указанного региона в торфе и его производных;

- систематизировать требования потребителей к параметрам торфа, его цене, объему расфасовки, месту продажи и другим показателям;

- определить целевого потребителя

рынка;

- выявить существующих конкурентов и дать анализ их предложений на рынке;

- разработать предложения и рекомендации по выбору возможных стратегий выхода на рынок.

Целевой аудиторией исследования являются:

- реальные и потенциальные покупатели торфа и торфяных продуктов, использующих их для озеленения и садово-огородных целей;

- предприятия и организации осуществляющие производство и продажу торфа и торфяных производных (специализированные цветочные магазины, оптовые базы, производители работ по благоустройству).

Отбор респондентов осуществлялся методом многоступенчатой территориальной выборки.

Многоступенчатая территориальная выборка представляет собой распространенную форму кластерной выборки, в которой кластер состоит из округов, жилых районов, кварталов или других географических территорий.

В качестве кластеров были отобраны объекты следующих городов и населенных пунктов: Москва, Мытищи, Королев, Пушкино, Софрино, Долгопрудный, Шатура, Железнодорожный. На первой ступени опроса методом случайного отбора были опрошены респонденты указанных городов. На второй ступени уточнялись такие показатели, как интенсивность потребления торфа и некоторые вопросы в отношении цены тор-фопродуктов, что необходимо для более детальной сегментации рынка.

Репрезентативность выборки составила ±3,2 % при 95 % доверительного интервала. Это означает, что с 95 % вероятностью можно утверждать, что полученные в ходе исследования данные не будут отклоняться от реальных данных более чем на 3,2 %.

В ходе исследования было опрошено 200 респондентов и собрана информация по 40 предприятиям.

Результаты опросов положены в основу сегментирования рынка торфа и его производных.

Сегментирование рынка представляет собой деление рынка на отдельные сегменты, различающиеся возможностями сбыта той или иной продукции. Целью исследования рынка торфа в данном конкретном исследовании является выделение у каждой группы покупателей сравнительно однородных потребностей в торфе и их различий.

Сегментирование рынка позволяет производителю сконцентрировать деятельность на наиболее перспективных направлениях, получить возможность работать с отдельной категорией наиболее лояльно настроенных к данному продукту потребите-

лей, более четко и направленно проводить маркетинговую политику предприятия.

Выбранный на основе сегментирования наиболее перспективный сегмент (сегменты) является целевым сегментом, то есть группой потребителей, представляющий наибольший интерес для предприятия.

Сегментирование рынка торфа тесным образом связано с позиционированием фирмы. Позиционирование - это разработка товара и создание его имиджа, который в представлении покупателя выгодно отличался бы от товаров конкурентов.

Сегментирование рынка и позиционирование товаров фирмы является основой для выбора соответствующих маркетинговых программ.

В соответствии с целями и направлением исследования применялись следующие методы исследования:

- анкетирование потребителей;

- прямые и телефонные интервью;

- статистическая обработка информации;

- сегментирование рынка;

- кластерный анализ сегментов

рынка;

- разработка диаграмм, экономических и статистических зависимостей.

Выделение и анализ сегментов потребителей торфа

Сегментация розничных потребителей торфа и торфяной продукции осуществлялась с использованием метода «VALS» (Values and Lifesstyle), который предполагает выделение отдельных сегментов потребителей на основе комплексного учета

демографических, психографических и поведенческих факторов.

В этой связи к демографическим факторам относят следующие параметры потребителей:

- пол, возраст;

- род занятий;

- уровень доходов;

- состав и этапы жизненного цикла

семьи.

К психографическим факторам респондентов принадлежат:

- образ жизни;

- общественный класс;

- тип личности.

Поведенческие факторы людей могут быть представлены:

- искомыми выгодами;

- интенсивностью потребления товаров;

- степенью готовности к восприятию товаров;

- отношением к товару.

Использование данного метода позволяет выделить сегменты потребителей не на основе одной переменной, а с использованием комплекса факторов, что дает возможность охарактеризовать выделенные сегменты более полно и целостно.

Анализ собранной информации по результатам анкетирования потребителей торфа и торфяной продукции с использованием метода «VALS» позволил выделить 4 крупных сегмента:

1. «Выживающие» - 77 респондентов (39,9 % выборки);

2. «Терпящие» - 83 респондента (43 % выборки);

3. «Подражающие другим» - 27 респондентов (14 % выборки);

4. «Преуспевающие» - 6 респондентов (3,1 % выборки).

Анализ потребительских предпочтений респондентов и сегментация рынка тор-

фа и его производных позволили выявить общие для всех сегментов закономерности:

1. Большая часть респондентов, обследованных при анкетировании, имеют земельные участки (от 63 % в первом сегменте до 100 % в четвертом сегменте).

2. Основными направлениями использования земельных участков являются: выращивание плодовых деревьев, огородных культур, цветов, декоративных культур и газонов (от 70,7 % в первом сегменте до

83,3 % респондентов в четвертом сегменте)

3. Значительная часть респондентов (от 67,0 % до 83,3 %) в разных сегментах использует различные виды удобрений для эффективного выращивания огородных культур, в том числе удобрения на основе торфа.

4. Основная часть потребителей (от 50 % до 83,3 %) в отдельных сегментах занимается выращиванием огородной рассады (в основном, старшее поколение) и использует для этого, помимо земли, приготовленной самостоятельно, торфяные смеси, парники и горшочки.

5. Потребительские предпочтения покупателей в отношении специализации торфяных смесей в трех исследованных сегментах склоняются в сторону универсальных удобрений для огородных культур (от 60 % до 78,8 %).

6. Большинство респондентов в анализируемых сегментах имеют комнатные растения в своих домах и квартирах (от 83,7 % до 92,8 %) и активно используют для их выращивания готовые торфяные смеси.

7. Во всех исследуемых сегментах нет четкой иерархии в отношении претензий к показателям, характеризующим торфяные смеси для комнатных растений и огородных культур (потребители примерно одинаково оценивают важность таких показателей как состав, назначение, цена, расфасовка и т.п.).

8. Детального представления о необходимых показателях состава торфяных смесей (кроме наличия минеральных веществ и кислотности почвы), как правило, потребители не имеют.

9. В качестве причин для покупки торфяных смесей большинство респонден-тон (от 51,9 % до 74 %) отмечают:

- удобство использования смесей;

- эффективность выращивания растений;

- экологическая чистота почвы.

Причинами отказа от использования

торфяных смесей названы:

- отсутствие привычки к использованию смесей (7,4-11,7 % респондентов);

- использование своей земли (11,1-

28,6 % респондентов);

- отсутствие поблизости магазина (3,6-3,9 % респондентов);

- неинформированность (3,9 % респондентов).

10. Определенное сходство имеют респонденты различных сегментов и в отношении источников получения информации о технологии выращивания огородных культур и комнатных растений. Наиболее читаемыми изданиями являются следующие:

- Газета «6 соток»;

- Журнал «Мой любимый сад»;

- Журналы «Цветоводство» и «Приусадебное хозяйство».

Данные издания могут быть использования для рекламных целей предприятия, а также пропагандирования новых идей по технологии использования торфа и торфяных изделий.

Вместе с тем, отдельные сегменты потребителей имеют определенные особенности в своем потребительском поведении, обусловленные:

- уровнем месячного дохода семьи;

- стилем жизни;

- искомыми выгодами и т. п.

Эти особенности следующие:

• Увеличение уровня дохода семьи (соответственно и принадлежность к более высокому сегменту рынка) меняет ценностные ориентации потребителей в сторону большего использования земельного участка для отдыха, выращивания цветов, газонов, декоративных культур. Так, если в 1-ом сегменте только 2,0 % респондентов используют земельный участок для данных целей, то

в 4-ом сегменте это делают уже 16,7 % респондентов.

• Изменение уровня дохода семьи и других показателей, характеризующих отдельные сегменты, в сторону увеличения приводит и к изменению выбора видов используемых удобрений. Так, в 1-ом сегменте основными видами применяемых удобрений являются традиционно используемые - органическое удобрение (навоз) - 28,1 % респондентов и удобрение на основе торфа -23,7% респондентов, то в 4-ом сегменте 23,5 % респондентов назвали удобрение на основе торфа, 17,6 % - азотно-фосфорное удобрение. Удобрение же на основе навоза и компоста занимают лишь по 11,8 %.

• Аналогичные тенденции прослеживаются и в отношении респондентов к видам почв, используемых для выращивания огородной рассады. В более высоком сегменте потребителей торфяные смеси для этих целей используют более активно (87,5 %), чего не наблюдается в остальных сегментах, где для огородной рассады используют землю, приготовленную самостоятельно (61,3 % в 1-ом сегменте; 42,6 % - во 2-ом сегменте;

34,3 % - в 3-ем сегменте.) Вместе с тем, та же тенденция прослеживается и для комнатных растений. В более высоких сегментах чаше выращивают экзотические растения и покупают для них более дорогие специализированные торфяные смеси (для сравнения: в 1-ом сегменте - 25,9 %; во 2-ом сегменте -50 % респондентов).

• Определенные особенности в потребительском поведении респондентов наблюдаются и в отношении объемов потребления торфа и торфяных смесей. Так, в 1-ом сегменте потребители покупают 4-5 тонн органического удобрения (навоза) 1 раз в 2 года и 2 тонны торфа 1 раз в год. В 4-ом сегменте потребители чаше покупают торф -1 раз в год по 2,5 тонны и 4-5 тонн навоза - 1 раз в 3-4 года.

Объем потребления торфяных смесей для огородных культур составляет на один сезон:

- в 1-ом сегменте - от 10 до 50 л (72,8 % респондентов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во 2-ом сегменте - от 10 до 20 л (65,9 % респондентов);

- в 3-ем сегменте - от 20 до 50 л (64,2 % респондентов);

- в 4-ом сегменте - до 10 л (60 % респондентов).

Таким образом, наиболее перспективными потребителями торфа и торфяных смесей являются в данном случае потребители первых трех сегментов.

• Ценовые предпочтения респондентов различных сегментов также имеют свои особенности. Так, потребители 1-ого сегмента (38,8 %) готовы платить от 5 до 11 руб. за 1 кг расфасованного удобрения на основе торфа для огородных культур и 24,2 % - платить от 12 до 30 руб. за 1 кг. Во 2-ом сегменте мнения потребителей расходятся:

- 28,9 % считают справедливой цену от 3 до 11 руб. за 1 кг смесей;

16,9 %-от 12 до 30 руб. за кг;

12 %- от 31 до 40 руб. за кг.

В 3-ем сегменте - 34,7 % респондентов готовы приобретать смеси по цене от 3 до 11 руб. за кг; 17,4 % - по цене 21-30 руб. за кг. В 4-ом сегменте - 50 % респондентов считают возможным платить от 21 до 30 руб.за кг, для

16,7 % потребителей цена не имеет значения.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что все респонденты выделенных сегментов являются реальными потребителями торфа и торфяной продукции. При этом интенсивность потребления торфяных смесей для огородных культур является более высокой в первых трех сегментах потребителей при достаточно высокой цене, которую готовы заплатить покупатели за эти смеси.

Вместе с тем, торфяные смеси для комнатных растений покупают респонденты всех сегментов по цене до 30 руб. за кг. При этом потребители 1-го сегмента (37,7 %) готовы покупать эти смеси даже по цене 50 -100 руб. за 3-х литровую упаковку, то есть по 34 - 60 руб. за кг.

Таким образом, рынок торфа и торфяной продукции является достаточно перспективным для бизнеса, особенно, если учесть, что оптовая рыночная цена насыпного торфа составляет 250-330 руб. за м3. Поэтому даже при достаточно высоких затратах на сушку, измельчение, расфасовку и транспортировку торфа, розничная цена смесей (от 9 до 50 руб. за кг) сможет покрыть затраты и сделать производство высокорентабельным.

ЗАПАСЫ ТОРФА В РОССИИ

A.A. ЧУРАКОВ, кафедра экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛа

Стабилизация сельского хозяйства России требует всех имеющихся местных резервов, в том числе и торфяных, как наиболее дешевых и эффективно влияющих на повышение плодородия почв гуминной зоны. Сырьевые свойства торфяных залежей, их высокая концентрация в основных земледельческих районах позволяет создать новые прогрессивные технологии и с успехом использовать старые для повышения эффективности сельского хозяйства.

На настоящий момент в России выявлено и разведано 154 млрд. тонн торфа (табл.1). В Европейской части Федерации со-

средоточено примерно 36%, а в Азиатской -64% запасов торфа (Кузьмин Г.Ф., Месторождения торфа Северо-Запада России и их использование: Дисс. на соискание ученой степени канд. с/х наук. Санкт-Петербург, 1999).

Изученность запасов торфа неодинакова в различных районах и связана в основном с интенсивностью использования торфяных ресурсов.

Наиболее изученными районами по запасам торфа являются месторождения Европейской части страны. Слабо изучены торфяные месторождения Западно-Сибирской равнины, севера Европейской части, севера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.