Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования потребителей биологически активных добавок'

Маркетинговые исследования потребителей биологически активных добавок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1182
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ / БАД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бреднева Надежда, Тихонова Виктория

Цель настоящего маркетингового исследования изучение рынка потребителей биологически активных добавок, по данным исследования был составлен социально-демографический портрет потребителя добавок и изучены факторы, влияющие на предпочтения при выборе БАД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors present the results of the market research of the food additives consumption market. On the basis of data received, a social and demographic portrait of food additive consumers was built, and factors affecting preferences in choosing FAD were examined. Nadezhda BREDNEVA, Victoria TIKHONOVA, Tyumen MSA of the MZ RF, Department of Pharmacia. Market research of food additives consumers.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования потребителей биологически активных добавок»

541 441 341 241 141 041 931 831 731 631 531 431 331 231 131 031 921 821 721 621 521 421 321 221 121 021 911 811

"2 БОЛЕЕ 25% ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БАД ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ О ПОКУПКЕ ПО Ра КОМЕНДАЦИИ АПТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ ■ РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И 9 ОСТРАННОЙ КОМПАНИИ В РОССИИ

2005 март PEMEDllUM

В РАЗДЕЛЕ

Надежда БРЕДНЕВА, Виктория ТИХОНОВА, ГОУ ВПО Тюменская ШМА МЗ РФ, кафедра фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Маркетинговые

исследования

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БИОЛОГИЧЕСКИ

АКТИВНЫХ ДОБАВОК

Цель настоящего маркетингового исследования — изучение рынка потребителей биологически активных добавок, по данным исследования был составлен социально-демографический портрет потребителя добавок и изучены факторы, влияющие на предпочтения при выборе БАД.

Работа проводилась методами анкетирования и интервьюирования в аптеках различных форм собственности Тюмени. В опросе приняли 192 респондента (37,5% мужчин, 62,5% женщин). Трудоспособные покупатели в возрасте 25—54 года составили 83,34%, пенсионеры старше 55 лет — 14,06%. Основной возраст потребителей БАД 26—45 лет (26—35 лет — 25%; 36—45 лет — 27,61%). В большинстве случаев это люди, имеющие высшее или неполное высшее образование (53,65%) и проживаю-

туре потребителей биологически активных добавок примерно 43% составляют служащие, 16% — рабочие, 11,98% — пенсионеры, на остальные социальные группы приходится 28,65%. Студенты и учащиеся составляют всего 8,86% опрошенных.

В наших исследованиях установлено, что четверть покупателей БАД (24,08%) имеют среднемесячный доход в размере 3000-5000 рублей, 21,99% — до-

The authors present the results of the market research of the food additives consumption market. On the basis of data received, a social and demographic portrait of food additive consumers was built, and factors affecting preferences in choosing FAD were examined.

Nadezhda BREDNEVA, Victoria TIKHONOVA, Tyumen MSA of the MZ RF, Department of Pharmacia. Market research of food additives consumers.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

55

РШШ1ШМ март 2005

РИСУНОК 1

Наиболее активные покупатели по доходам

1 — до 500 руб., 5,24%

2 — 500-1000 руб., 6,28%

3 — 1000-2000 руб., 12%

4 — 2000-3000 руб., 11,52%

5 — 3000-5000 руб., 11,52%

6 — 5000-7000 руб., 24,08%

7 — 7000-10000 руб., 21,99%

8 — 10000-15000 руб., 5,24%

9 — более 15000 руб., 3,14%

РИСУНОК 2

___________Наличие заболеваний

у потребителей добавок

1— Органов пищеварения, 22,93%

2 — Органов дыхания, 12,19%

3 — Органов мочеполовой системы, 5,37%

4 — Органов сердечно-сосудистой системы, 25,37%

5 — Других органов, 6,34%

6 — Нет хронических заболеваний, 27,80%

рисунок з| Факторы, влияющие |рисунок 4| Источники информации о добавках

на принятие решения о покупке БАД

10 11 12 13 14

1 — рекомендация врача, 19,38%

2 — рекомендация аптечных

работников, 15,23%

3 — совет знакомых, близких,

родственников, 24,91%

4 — аннотация к БАД, 9,34%

5 — отсутствие синтетических

компонентов, 1,04%

6 — престиж марки, качество, 2,42%

7 — гипоаллергенность, 4,15%

8 — цена, 8,65%

9 — страна-производитель

(отеч.), 2,42%

10 — происхождение (имп.), 1,04%

11 — красочность упаковки, 1,38%

12 — удобство упаковки, 1,73%

13 — реклама в СМИ, 7,61%

14 — другие причины, 0,7%

10

1 — назначение врача, 21,43%

2 — витрины в аптеке, 12,03%

3 — рекламные проспекты, 7,89%

4 — специальная

медлитература, 4,14%

5 — лекции специалистов, 1,88%

6 — стенды в аптеках, 3,01%

7 — советы аптечных

работников, 12,78%

8 — советы знакомых, родствен-

ников, близких, 21,05%

9 — реклама, 15,41%

10 — презентации, 0,38%

ход от 5000 до 7000 руб. (рис. 1). В среднем самооценка здоровья покупателей добавок удовлетворительна (46%). Не имеют хронических заболеваний 27,8% респондентов, но в то же время заболевания органов пищеварения отмечают 23% человек и заболеваний сердечнососудистой системы — 25% (рис. 2).

На принятие решения о покупке БАД влияют различные факторы. Результаты опроса показали, что основными причинами принятия решения были советы знакомых, близких, родственников (25%), рекомендации врачей (19,38%) и рекомендации аптечных работников (25,23%) (рис. 3)- Решение о покупке зависит от грамотной консультации аптечных работников и реко-

РИСУНОК 5

| Место приобретения добавок

1 — аптека, 51,26%

2 — аптечный пункт, 18,59%

3 — данная аптека, 25,63%

4 — спецотделы магазинов, 3,01%

5 — другие торговые точки, 1,51%

9

1

1

4

1

2

2005 март РШШШШ

мендаций лечащих врачей. Эти факты обязывают провизоров, фармацевтов и врачей постоянно совершенствовать свои знания для оказания эффективной валеофармацевтической помощи. Немаловажное значение в изучении потребительских предпочтений имеет изучение источников информации о добавках. В наших исследованиях среди основных источников информации о БАДах потребители выделяют: назначения врачей — 21,43%, советы знакомых, родственников, близких — 21,05%, рекламу — 15,41% опрошенных (рис. 4). Важнейшими и значимыми мотивами приобретения добавок является желание укрепить собственное здоровье — 29,66%, справиться с недомоганием, не прибегая к помощи врача — 23,58% заняться профилактикой заболеваний — 20,53% респондентов (мотив — болеть слишком дорого), улучшить внешний вид, отдалить старость.

Ассортимент БАД устраивает чуть больше половины потребителей (56,77%) и не всегда имеют возможность купить необходимые добавки 31,35% опрошенных. В основном БАД приобретают в аптечной системе и лишь 5% опрошенных в специализированных отделах и других торговых точках (рис. 5). Обычно добавки приобретают 1 раз в месяц (35,29% респондентов) или 2 раза в месяц (21,93%).

В настоящее время большинство аптек придерживается общих тенденций ведения фармацевтического бизнеса, которые заключаются в том, что аптеки, кроме традиционного ассортимента, начинают активно предлагать своим покупателям биологически активные добавки и парафармацевтическую продукцию. Очевидно, что в ближайшие годы рост спроса на БАД будет продолжаться. Результаты проведенного исследования по изучению рынка потребителей биологически активных добавок помогут работникам аптечной службы определить стратегию продвижения БАД, оптимизировать обеспечение населения этой группой товаров и позиционировать добавки как средства для поддержания здоровья, хорошего самочувствия и профилактики заболеваний.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.