О.П.СЕНАТОРОВА, Т.И.КАСАТКИНА, М.А.ШАПОВАЛОВА, Астраханская государственная медицинская академия
Детерминанты спроса на ЛС
НА РЕГИОНАЛЬНОМ ФАРМРЫНКЕ
Спрос на ЛС формируется под влиянием множества факторов: диагноза пациента, уровня профессиональной подготовки и информированности лечащего врача, степени разнообразия предложений на фармрынке, компетентности фармспециалиста, финансовых возможностей пациента и др. Изучению приоритетов при назначении, отпуске и приобретении ЛС было посвящено исследование, проведенное среди участников сферы лекарственного обращения Астраханской области.
В анкетировании приняли участие врачи, фармацевты, провизоры и посетители аптек Астраханской области, численность которых обеспечивала репрезентативность выборки до 10%. Для каждой из исследуемых групп авторами были составлены анкеты, из трех информационных блоков: общие сведения о респондентах, мнение респондентов о факторах, определяющих выбор ЛС, основные приоритеты респондентов при выборе ЛС.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВРАЧЕБНОЙ АУДИТОРИИ
Анкетный опрос показал, что уровень жизни своих пациентов 53% врачей оценивали между средним и низким, поэтому в 94% случаев при подборе лекарств они вынуждены обсуждать с больными цену. По мнению 59% опрошенных врачей, больные не приобретали рекомендуемые для лечения препараты из-за их высокой стоимости. Другими причинами невыполнения врачебных назначений (или не-обращения за назначением к врачу), по мнению врачей, являлись следующие:
Ф непонимание пациентами необходимости лечения (15% случаев);
« отсутствие назначенного ЛС в продаже (9% случаев);
Ф получение информации о способнее лечения из других источников (8% случаев);
« возможность развития побочных эффектов (4% случаев);
+ несогласованность с предыдущим опытом лечения и с рекомендацией фармацевта (1% случаев).
Вместе с тем врачи отметили, что в 54% случаев пациенты приобретали назначенное лекарство.
Данные анкетирования свидетельствуют об отсутствии у большинства опрошенных врачей предпочтений при назначении ЛС: в равной степени они применяют препараты отечественного и импортного производства.
В 64% случаев врачи «регулярно» получают информацию о новых препаратах, а 8% респондентов не получают и не пытаются получить информацию о новых ЛС, используя в своей практике только известные средства.
Не всем врачам сегодня доступна профессиональная информация. Сведения о новых препаратах в 31% случаев специалисты получают на лекциях и научно-практических конференциях в ЛПУ, в 24% случаев — из специализированных периодических изданий, в 16% случаев — на конференциях, научных обществах, в 13% случаев — из популярной литературы, освещающей вопросы лечения заболеваний, в 9% случаев — из СМИ, в 5% случаев — из неформального обращения к фармспе-циалисту и только в 2% случаев — из Интернета.
Несмотря на внедрение концепции ответственного самолечения, 59% врачей отрицательно относятся к освещению вопросов лечения отдельных заболеваний в СМИ из-за некомпетентности журналистов. К самолечению населения отрицательно относятся 63% опрошенных врачей. В 32% случаев врачи
положительно относятся к самолечению, если оно основано на информации, полученной от врача.
А 43% опрошенных врачей считают, что они «достаточно» владеют знаниями о механизмах действия современных ЛС, 33% полагают, что «недостаточно» и 19% «владеют частично», 49% врачей «всегда» информируют больных о побочном действии назначаемых ЛС, 39% — «почти всегда», 9% — «иногда» и 2% «не считают необходимым, т.к. это изложено в аннотации».
И 45% врачей «всегда» информируют о возможных взаимодействиях назначаемых препаратов, 41% — «почти всегда», 11% — «иногда» и 2% «не считают необходимым, т.к. это изложено в аннотации», 84% врачей «всегда» подробно излагают больным режим приема назначаемых ЛС, 12% — «почти всегда», 2% — «иногда» и 1% «не считает необходимым, т.к. это изложено в аннотации», 39% опрошенных врачей отмечают «положительные изменения в оказании лекарственной помощи населению в последние годы» и 35% — «нет». Причем 26% врачей затруднились ответить на этот вопрос.
ОТПУСКЛС
Отпуском ЛС в аптеках Астраханской области заняты опытные специалисты: более половины опрошенных (54%) работников аптек имели стаж работы свыше 10 лет.
Анализ показал, что фармспециалис-там (ФС) приходится ориентироваться в большом ассортименте аптечных товаров: от 900 наименований (в аптечных пунктах) до 10 000 наименований (в крупных аптеках). Следует отметить, что на долю ЛС приходится 70% аптечного ассортимента, 12% занимают биологически активные добавки к пище (БАД), 7% — изделия медицинского назначения (ИМН), 4% — парфюмернокосметические товары и средства гигиены, 3% — гомеопатические препараты
Структура целей покупки ЛС, %
Для оздоровления 33%
Для лечения хронических
заболеваний 15%
Для лечения других 35%
заболеваний и недомоганий
Для профилактики 17%
сезонных заболеваний
О 5 10 15 20 25 30 35
и по 2% — предметы ухода за больными и прочие товары аптечного ассортимента (минеральная вода, средства для массажа, весы, массажеры, спортивное и диабетическое питание и др.). Половина опрошенных ФС получают информацию о новых ЛС из СМИ (27%) и популярной литературы, освещающей вопросы терапии (23%). Из специализированных периодических изданий — 19%, на конференциях и научных обществах — 5%, из бесед с медицинскими представителями фирм-производителей — 4%, от посетителей аптек — 0,3%.
Анализ результатов анкетирования свидетельствует о том, что сегодня преждевременно говорить о готовности ФС к консультативной функции: 42% опрошенных считают, что недостаточно владеют знаниями механизмов действия современных ЛС и 19% владеют ими частично. Только 32% отметили свои знания как достаточные.
Не всегда интенсивность потока покупателей в аптеках позволяет предоставлять подробную информацию о фармакологическом действии, способе, времени и частоте приема, хранении в домашних условиях, возможной несовместимости с пищей или другими препаратами и т.д. Вместе с тем 45% опрошенных ФС «всегда» сообщают покупателям очень кратко самое необходимое о ЛС, 39% — «почти всегда», 13% — «иногда» и 4% респондентов могут давать подобные консультации только в определенные часы. Содержание информации, которую работники аптек сообщают посетителям:
+ о возможных побочных эффектах ЛС «иногда» информируют в 44% случаев и «почти всегда» в 32% случаев. Вместе с тем 4% опрошенных не считают это необходимым, т.к. это изложено в аннотации, и 1% никогда не дает такой информации, т.к. считает это компетенцией врача;
+ о возможных взаимодействиях при одновременном приеме ЛС информируют 38% опрошенных в том случае, если располагают временем, а 34% информируют «иногда». Причем 5% респондентов не считают это необходимым, т.к. это изложено в аннотации, и
4% никогда не дают такой информации, т.к. считают это компетенцией врача;
« о режиме приема ЛС «почти всегда» информируют покупателей 41% опрошенных, 38% — «всегда» и 20% — «иногда». А 1% — не считают необходимым, т.к. это изложено в аннотации.
При консультировании больных ФС в 32% случаев отдают предпочтение известным отечественным и импортным препаратам и в 14% — новым средствам. Препараты, полученные из лекарственного растительного сырья, популярны у 8% респондентов. Традиционные препараты рекомендуют 6% опрошенных ФС, гомеопатические — 5%, лекарственные травы — 4% и 4% — БАДы. Не имеют предпочтений среди ЛС 14% опрошенных ФС.
Для 37% ФС решающим фактором при выборе препарата является особенность течения заболевания в каждом конкретном случае, для 29% из них — это общие отзывы о препарате, 19% аптечных работников при выборе препарата основываются на собственном опыте, 9% стараются предложить современные ЛС. ФС в 3% случаев, движимые коммерческим интересом, предлагают препараты, рекламируе-
мые представителями фирм-произво-дителей, и 2% по тем же соображениям начинают предлагать более дорогие ЛС. Для 1% от всех опрошенных ФС определяющим фактором при выборе препарата является реклама в СМИ.
По мнению ФС, пациенты не выполняют назначение врача по следующим причинам:
+ высокая цена препарата (40%);
+ возможные побочные эффекты (22%);
♦ непонимание необходимости лечения (16%);
« реклама в средствах массовой информации (9%);
« предыдущий опыт лечения (5%);
« отсутствие времени для обращения к врачу (1,3%);
+ недоверие врачу (0,5%).
По мнению 80% аптечных работников, посетители «часто» приобретают лекарства без рекомендации специалиста, и по мнению 16% опрошенных — «иногда».
По мнению 73% ФС, больные «часто» покупают рекламируемые в СМИ товары, и по мнению 18% ФС — «иногда». Аптечным работникам приходится отвечать на следующие вопросы:
26
ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА НА ЛС НА РЕГИОНАЛЬНОМ ФАРМРЫНКЕ
Ф как принимать лекарство? — в 16% случаев;
Ф не является препарат подделкой? — в 15% случаев;
Ф как зависит прием ЛС от приема пищи? — в 14% случаев;
* есть ли у препарата побочные действия? — в 12% случаев;
Ф можно ли это лекарство дать ребенку? — в 8% случаев;
* как долго принимать лекарство? — в 7% случаев и др.
Отношение респондентов к публикациям в СМИ по вопросам лечения и профилактики заболеваний в 38% случаев было отрицательным: «стало больше случаев самолечения, что приводит к стертой картине заболевания», а в 24% — «скорее положительно: это дополнительная доступная информация для врачей».
Свое отношение к самолечению населения 38% опрошенных высказали как «отрицательно, много побочных эффектов» и 34% «положительно, но на основе информации врача».
По мнению ФС, на покупку ЛС влияют следующие факторы:
Ф рекомендации врача — в 22% случаев;
Ф доступная цена препарата — в 15% случаев;
Ф реклама лекарства в СМИ — в 12% случаев;
Ф совет фармацевта и качество препарата — по 11%;
Ф личный опыт и минимизация побочных эффектов — по 7%;
Ф мнение родственников и знакомых — в 6% случаев;
Ф известность фирмы-производителя — в 5% случаев.
Около половины опрошенных аптечных работников (45%) оценивают уровень жизни посетителей аптек как «средний» и 41% — «между средним и низким». Более половины опрошенных ФС (59%) считают, что в последние годы состояние здоровья населения изменилось в худшую сторону.
ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
В результате исследования было установлено, что в астраханские аптеки в
большей мере обращаются женщины (66%), чем мужчины (34%). По возрасту респонденты распределились следующим образом: от 25 до 39 лет — 33% и от 40 до 55 лет — 32%, а от 18 до 24 лет — 19% и старше 55 лет — 16%. Семьи из четырех и более человек были у 37% опрошенных, из трех человек — у 32% и два человека в семье у 22% посетителей аптек. У 29% в семье два ребенка, у 25% — один, у 5% — трое и более детей, а у 40% детей нет.
Анализ распределения посетителей аптеки по составу семьи, возрасту и полу, который показал, что основными потребителями ЛС в астраханском регионе являются мужчины (7%) и женщины (7%) в возрасте от 41 до 55 лет с большими семьями (четыре и более человек), а также молодые женщины (8%) в возрасте от 26 до 40 лет в семьях из трех человек.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что 71% посетителей аптек всегда читают инструкции по применению ЛС и в 34% случаев понимают «все» изложенное в них и могут делать правильные выводы по самолечению. Таким образом, образовательный уровень посетителей аптек позволяет предположить их некоторую медицинскую и фармацевтическую осведомленность, а количественный состав семьи предполагает возможный мотив покупки ЛС не только для себя, но и для членов семьи. С целью покупки фармацевтических товаров половина респондентов посещает аптеки реже 1 раза в месяц и около четверти опрошенных посещает их 1 раз в месяц. Предусмотренный в дизайне нашего исследования опрос населения по самооценке здоровья показал, что 51% респондентов считают свое здоровье удовлетворительным, 34% — хорошим и 15% — плохим и очень плохим. У 27% посетителей аптек нет хронических заболеваний, у 25% — одно, у 17% — два и больше трех — у 9%. Причем 22% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос, что свидетельствует об их недостаточной медицинской осведомленности.
Вместе с тем анкетирование показало, что половина населения приобретает лекарства с целью оздоровления и про-
филактики, а другая половина — для лечения острых заболеваний и недомоганий и хронических заболеваний (рис.).
В результате анонимного анкетного опроса нами установлено, что больше 2/3 опрошенных имеют ограниченные материальные возможности для приобретения ЛС, при доходе от 2000 до 3000 руб. Доход от 3000 до 5000 руб. имеют 16% опрошенных и 11% — до 1000 руб. По данным опроса, за последние 3 месяца 36% респондентов потратили на приобретение ЛС до 300 руб., 21% — до 500 руб., 16% — до 50 руб., 12% — до 1000 руб., 5% — до 3000 руб., 2% — свыше 3000 руб. и 9% затруднились с ответом.
Вместе с тем для лечения хронического заболевания 26% опрошенных могли бы позволить себе приобрести ЛС стоимостью до 300 руб., 18% — до 500 руб., 14% — до 100 руб., 13% — до и свыше 1000 руб. Более дешевому препарату отдали бы предпочтение 4% респондентов и 13% затруднились ответить. Анализ показал, что больше половины горожан тратят на ЛС больше 10% семейного бюджета.
Проведенный нами анализ предпочтений посетителей аптек показал, что для 48% респондентов производитель ЛС не имеет значения, главное — это результат от применения препарата. Тем не менее 16% респондентов предпочитают препараты отечественного, а 10% — импортного производства. Одни (5%) предпочитают лечиться приготовленными в домашних условиях настоями или отварами из лекарственного растительного сырья, другие вместо ЛС предпочитают использовать с лечебной целью овощи, фрукты, ягоды (9%) и продукты пчеловодства (6%). Одновременно был проведен анализ предпочтений ЛС в зависимости от пола респондентов, который показал, что и мужчины и женщины одинаково предпочитают лечиться готовыми (13—14%) отечественными препаратами (12—13%) и использовать с этой целью продукты пчеловодства (14%), а расходятся в предпочтениях по поводу импортных препаратов, которые в 10% случаев предпочитают мужчины и в 5% случаев — женщины. Препараты, при-
готовленные из трав в домашних условиях, в 15% случаев предпочитают женщины и в 7% случаев — мужчины.
ВЫВОДЫ
Таким образом, изучение приоритетов врачей при назначении ЛС показало, что уровень жизни своих пациентов большинство из них оценивают между средним и низким. Это обстоятельство вынуждает врачей обсуждать с больными цену назначаемого препарата. 39% опрошенных врачей отмечают положительные изменения в оказании лекарственной помощи населению в последние годы.
Фармспециалисты считают, что пациенты часто приобретают ЛС по назначению врача, а основными причинами невыполнения пациентами назначений врача являются: высокая цена препарата, возможные побочные эффекты и непонимание необходимости лечения.
На покупку ЛС, по мнению фармацевтов, в большей степени влияют реко-
мендации врача, цена препарата, реклама в СМИ и совет фармацевта.
Опрос покупателей показал, что более 2/3 посетителей аптек — это женщины — горожанки в основном зрелого возраста, семейные, имеющие высокий образовательный уровень, чаще служащие, с доходом на уровне прожиточного минимума, имеющие одно и несколько хронических заболеваний. Больше половины из них тратят на лекарства более 10% дохода — и цены на лекарства их не устраивают из-за высокой стоимости.
Для половины из них не имеет значения, каков производитель приобретаемого препарата, главное — результат лечения.
Для современного потребителя ЛС характерно наличие некоторой фармацевтической осведомленности. В то же время долг специалистов вести просветительскую работу среди населения по вопросам самопомощи и самопрофи-лактики, рационального применения ЛС безрецептурного отпуска.
Ф
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианова Г.Н., Сбоева С.Г. Анализ регионального рынка по результатам анкетного опроса (Тюменской области) // Экономический вестник фармации. 2000. №3. С. 100—105.
2. Гирихиди В.П., Крикунова Е.А., Максимкина Е.А. Изучение информационных потребностей на фармацевтическом рынке // Новая аптека. Аптека и рынок. 2000. №9. С. 54—63.
3. Дремова Н.Б. Основные направления и перспектива маркетинговых исследований фармацевтического рынка России // Фармация. 1999. №3. С. 27—29.
4. Дремова Н.Б. Фармацевтическая осведомленность посетителей аптек // Российские аптеки. 2003. №7—8. С. 70—71.
5. Дремова Н.Б., Дзюба В.Ф., Соломка С.В., Холявина М.М. Маркетинговые исследования потребителей товаров и услуг аптечных предприятий // Новая аптека. 2001. №4. С.34—41.
Полный список литературы вы можете запросить в редакции.