Научная статья на тему 'Детерминанты спроса на ЛС на региональном фармрынке'

Детерминанты спроса на ЛС на региональном фармрынке Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАРМРЫНОК / ЛС / ФАРМАЦЕВТ / ВРАЧ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сенаторова О. П., Касаткина Т. И., Шаповалова М. А.

Спрос на ЛС формируется под влиянием множества факторов: диагноза пациента, уровня профессиональной подготовки и информированности лечащего врача, степени разнообразия предложений на фармрынке, компетентности фармспециалиста, финансовых возможностей пациента и др. Изучению приоритетов при назначении, отпуске и приобретении ЛС было посвящено исследование, проведенное среди участников сферы лекарственного обращения Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сенаторова О. П., Касаткина Т. И., Шаповалова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминанты спроса на ЛС на региональном фармрынке»

О.П.СЕНАТОРОВА, Т.И.КАСАТКИНА, М.А.ШАПОВАЛОВА, Астраханская государственная медицинская академия

Детерминанты спроса на ЛС

НА РЕГИОНАЛЬНОМ ФАРМРЫНКЕ

Спрос на ЛС формируется под влиянием множества факторов: диагноза пациента, уровня профессиональной подготовки и информированности лечащего врача, степени разнообразия предложений на фармрынке, компетентности фармспециалиста, финансовых возможностей пациента и др. Изучению приоритетов при назначении, отпуске и приобретении ЛС было посвящено исследование, проведенное среди участников сферы лекарственного обращения Астраханской области.

В анкетировании приняли участие врачи, фармацевты, провизоры и посетители аптек Астраханской области, численность которых обеспечивала репрезентативность выборки до 10%. Для каждой из исследуемых групп авторами были составлены анкеты, из трех информационных блоков: общие сведения о респондентах, мнение респондентов о факторах, определяющих выбор ЛС, основные приоритеты респондентов при выборе ЛС.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВРАЧЕБНОЙ АУДИТОРИИ

Анкетный опрос показал, что уровень жизни своих пациентов 53% врачей оценивали между средним и низким, поэтому в 94% случаев при подборе лекарств они вынуждены обсуждать с больными цену. По мнению 59% опрошенных врачей, больные не приобретали рекомендуемые для лечения препараты из-за их высокой стоимости. Другими причинами невыполнения врачебных назначений (или не-обращения за назначением к врачу), по мнению врачей, являлись следующие:

Ф непонимание пациентами необходимости лечения (15% случаев);

« отсутствие назначенного ЛС в продаже (9% случаев);

Ф получение информации о способнее лечения из других источников (8% случаев);

« возможность развития побочных эффектов (4% случаев);

+ несогласованность с предыдущим опытом лечения и с рекомендацией фармацевта (1% случаев).

Вместе с тем врачи отметили, что в 54% случаев пациенты приобретали назначенное лекарство.

Данные анкетирования свидетельствуют об отсутствии у большинства опрошенных врачей предпочтений при назначении ЛС: в равной степени они применяют препараты отечественного и импортного производства.

В 64% случаев врачи «регулярно» получают информацию о новых препаратах, а 8% респондентов не получают и не пытаются получить информацию о новых ЛС, используя в своей практике только известные средства.

Не всем врачам сегодня доступна профессиональная информация. Сведения о новых препаратах в 31% случаев специалисты получают на лекциях и научно-практических конференциях в ЛПУ, в 24% случаев — из специализированных периодических изданий, в 16% случаев — на конференциях, научных обществах, в 13% случаев — из популярной литературы, освещающей вопросы лечения заболеваний, в 9% случаев — из СМИ, в 5% случаев — из неформального обращения к фармспе-циалисту и только в 2% случаев — из Интернета.

Несмотря на внедрение концепции ответственного самолечения, 59% врачей отрицательно относятся к освещению вопросов лечения отдельных заболеваний в СМИ из-за некомпетентности журналистов. К самолечению населения отрицательно относятся 63% опрошенных врачей. В 32% случаев врачи

положительно относятся к самолечению, если оно основано на информации, полученной от врача.

А 43% опрошенных врачей считают, что они «достаточно» владеют знаниями о механизмах действия современных ЛС, 33% полагают, что «недостаточно» и 19% «владеют частично», 49% врачей «всегда» информируют больных о побочном действии назначаемых ЛС, 39% — «почти всегда», 9% — «иногда» и 2% «не считают необходимым, т.к. это изложено в аннотации».

И 45% врачей «всегда» информируют о возможных взаимодействиях назначаемых препаратов, 41% — «почти всегда», 11% — «иногда» и 2% «не считают необходимым, т.к. это изложено в аннотации», 84% врачей «всегда» подробно излагают больным режим приема назначаемых ЛС, 12% — «почти всегда», 2% — «иногда» и 1% «не считает необходимым, т.к. это изложено в аннотации», 39% опрошенных врачей отмечают «положительные изменения в оказании лекарственной помощи населению в последние годы» и 35% — «нет». Причем 26% врачей затруднились ответить на этот вопрос.

ОТПУСКЛС

Отпуском ЛС в аптеках Астраханской области заняты опытные специалисты: более половины опрошенных (54%) работников аптек имели стаж работы свыше 10 лет.

Анализ показал, что фармспециалис-там (ФС) приходится ориентироваться в большом ассортименте аптечных товаров: от 900 наименований (в аптечных пунктах) до 10 000 наименований (в крупных аптеках). Следует отметить, что на долю ЛС приходится 70% аптечного ассортимента, 12% занимают биологически активные добавки к пище (БАД), 7% — изделия медицинского назначения (ИМН), 4% — парфюмернокосметические товары и средства гигиены, 3% — гомеопатические препараты

Структура целей покупки ЛС, %

Для оздоровления 33%

Для лечения хронических

заболеваний 15%

Для лечения других 35%

заболеваний и недомоганий

Для профилактики 17%

сезонных заболеваний

О 5 10 15 20 25 30 35

и по 2% — предметы ухода за больными и прочие товары аптечного ассортимента (минеральная вода, средства для массажа, весы, массажеры, спортивное и диабетическое питание и др.). Половина опрошенных ФС получают информацию о новых ЛС из СМИ (27%) и популярной литературы, освещающей вопросы терапии (23%). Из специализированных периодических изданий — 19%, на конференциях и научных обществах — 5%, из бесед с медицинскими представителями фирм-производителей — 4%, от посетителей аптек — 0,3%.

Анализ результатов анкетирования свидетельствует о том, что сегодня преждевременно говорить о готовности ФС к консультативной функции: 42% опрошенных считают, что недостаточно владеют знаниями механизмов действия современных ЛС и 19% владеют ими частично. Только 32% отметили свои знания как достаточные.

Не всегда интенсивность потока покупателей в аптеках позволяет предоставлять подробную информацию о фармакологическом действии, способе, времени и частоте приема, хранении в домашних условиях, возможной несовместимости с пищей или другими препаратами и т.д. Вместе с тем 45% опрошенных ФС «всегда» сообщают покупателям очень кратко самое необходимое о ЛС, 39% — «почти всегда», 13% — «иногда» и 4% респондентов могут давать подобные консультации только в определенные часы. Содержание информации, которую работники аптек сообщают посетителям:

+ о возможных побочных эффектах ЛС «иногда» информируют в 44% случаев и «почти всегда» в 32% случаев. Вместе с тем 4% опрошенных не считают это необходимым, т.к. это изложено в аннотации, и 1% никогда не дает такой информации, т.к. считает это компетенцией врача;

+ о возможных взаимодействиях при одновременном приеме ЛС информируют 38% опрошенных в том случае, если располагают временем, а 34% информируют «иногда». Причем 5% респондентов не считают это необходимым, т.к. это изложено в аннотации, и

4% никогда не дают такой информации, т.к. считают это компетенцией врача;

« о режиме приема ЛС «почти всегда» информируют покупателей 41% опрошенных, 38% — «всегда» и 20% — «иногда». А 1% — не считают необходимым, т.к. это изложено в аннотации.

При консультировании больных ФС в 32% случаев отдают предпочтение известным отечественным и импортным препаратам и в 14% — новым средствам. Препараты, полученные из лекарственного растительного сырья, популярны у 8% респондентов. Традиционные препараты рекомендуют 6% опрошенных ФС, гомеопатические — 5%, лекарственные травы — 4% и 4% — БАДы. Не имеют предпочтений среди ЛС 14% опрошенных ФС.

Для 37% ФС решающим фактором при выборе препарата является особенность течения заболевания в каждом конкретном случае, для 29% из них — это общие отзывы о препарате, 19% аптечных работников при выборе препарата основываются на собственном опыте, 9% стараются предложить современные ЛС. ФС в 3% случаев, движимые коммерческим интересом, предлагают препараты, рекламируе-

мые представителями фирм-произво-дителей, и 2% по тем же соображениям начинают предлагать более дорогие ЛС. Для 1% от всех опрошенных ФС определяющим фактором при выборе препарата является реклама в СМИ.

По мнению ФС, пациенты не выполняют назначение врача по следующим причинам:

+ высокая цена препарата (40%);

+ возможные побочные эффекты (22%);

♦ непонимание необходимости лечения (16%);

« реклама в средствах массовой информации (9%);

« предыдущий опыт лечения (5%);

« отсутствие времени для обращения к врачу (1,3%);

+ недоверие врачу (0,5%).

По мнению 80% аптечных работников, посетители «часто» приобретают лекарства без рекомендации специалиста, и по мнению 16% опрошенных — «иногда».

По мнению 73% ФС, больные «часто» покупают рекламируемые в СМИ товары, и по мнению 18% ФС — «иногда». Аптечным работникам приходится отвечать на следующие вопросы:

26

ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА НА ЛС НА РЕГИОНАЛЬНОМ ФАРМРЫНКЕ

Ф как принимать лекарство? — в 16% случаев;

Ф не является препарат подделкой? — в 15% случаев;

Ф как зависит прием ЛС от приема пищи? — в 14% случаев;

* есть ли у препарата побочные действия? — в 12% случаев;

Ф можно ли это лекарство дать ребенку? — в 8% случаев;

* как долго принимать лекарство? — в 7% случаев и др.

Отношение респондентов к публикациям в СМИ по вопросам лечения и профилактики заболеваний в 38% случаев было отрицательным: «стало больше случаев самолечения, что приводит к стертой картине заболевания», а в 24% — «скорее положительно: это дополнительная доступная информация для врачей».

Свое отношение к самолечению населения 38% опрошенных высказали как «отрицательно, много побочных эффектов» и 34% «положительно, но на основе информации врача».

По мнению ФС, на покупку ЛС влияют следующие факторы:

Ф рекомендации врача — в 22% случаев;

Ф доступная цена препарата — в 15% случаев;

Ф реклама лекарства в СМИ — в 12% случаев;

Ф совет фармацевта и качество препарата — по 11%;

Ф личный опыт и минимизация побочных эффектов — по 7%;

Ф мнение родственников и знакомых — в 6% случаев;

Ф известность фирмы-производителя — в 5% случаев.

Около половины опрошенных аптечных работников (45%) оценивают уровень жизни посетителей аптек как «средний» и 41% — «между средним и низким». Более половины опрошенных ФС (59%) считают, что в последние годы состояние здоровья населения изменилось в худшую сторону.

ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

В результате исследования было установлено, что в астраханские аптеки в

большей мере обращаются женщины (66%), чем мужчины (34%). По возрасту респонденты распределились следующим образом: от 25 до 39 лет — 33% и от 40 до 55 лет — 32%, а от 18 до 24 лет — 19% и старше 55 лет — 16%. Семьи из четырех и более человек были у 37% опрошенных, из трех человек — у 32% и два человека в семье у 22% посетителей аптек. У 29% в семье два ребенка, у 25% — один, у 5% — трое и более детей, а у 40% детей нет.

Анализ распределения посетителей аптеки по составу семьи, возрасту и полу, который показал, что основными потребителями ЛС в астраханском регионе являются мужчины (7%) и женщины (7%) в возрасте от 41 до 55 лет с большими семьями (четыре и более человек), а также молодые женщины (8%) в возрасте от 26 до 40 лет в семьях из трех человек.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что 71% посетителей аптек всегда читают инструкции по применению ЛС и в 34% случаев понимают «все» изложенное в них и могут делать правильные выводы по самолечению. Таким образом, образовательный уровень посетителей аптек позволяет предположить их некоторую медицинскую и фармацевтическую осведомленность, а количественный состав семьи предполагает возможный мотив покупки ЛС не только для себя, но и для членов семьи. С целью покупки фармацевтических товаров половина респондентов посещает аптеки реже 1 раза в месяц и около четверти опрошенных посещает их 1 раз в месяц. Предусмотренный в дизайне нашего исследования опрос населения по самооценке здоровья показал, что 51% респондентов считают свое здоровье удовлетворительным, 34% — хорошим и 15% — плохим и очень плохим. У 27% посетителей аптек нет хронических заболеваний, у 25% — одно, у 17% — два и больше трех — у 9%. Причем 22% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос, что свидетельствует об их недостаточной медицинской осведомленности.

Вместе с тем анкетирование показало, что половина населения приобретает лекарства с целью оздоровления и про-

филактики, а другая половина — для лечения острых заболеваний и недомоганий и хронических заболеваний (рис.).

В результате анонимного анкетного опроса нами установлено, что больше 2/3 опрошенных имеют ограниченные материальные возможности для приобретения ЛС, при доходе от 2000 до 3000 руб. Доход от 3000 до 5000 руб. имеют 16% опрошенных и 11% — до 1000 руб. По данным опроса, за последние 3 месяца 36% респондентов потратили на приобретение ЛС до 300 руб., 21% — до 500 руб., 16% — до 50 руб., 12% — до 1000 руб., 5% — до 3000 руб., 2% — свыше 3000 руб. и 9% затруднились с ответом.

Вместе с тем для лечения хронического заболевания 26% опрошенных могли бы позволить себе приобрести ЛС стоимостью до 300 руб., 18% — до 500 руб., 14% — до 100 руб., 13% — до и свыше 1000 руб. Более дешевому препарату отдали бы предпочтение 4% респондентов и 13% затруднились ответить. Анализ показал, что больше половины горожан тратят на ЛС больше 10% семейного бюджета.

Проведенный нами анализ предпочтений посетителей аптек показал, что для 48% респондентов производитель ЛС не имеет значения, главное — это результат от применения препарата. Тем не менее 16% респондентов предпочитают препараты отечественного, а 10% — импортного производства. Одни (5%) предпочитают лечиться приготовленными в домашних условиях настоями или отварами из лекарственного растительного сырья, другие вместо ЛС предпочитают использовать с лечебной целью овощи, фрукты, ягоды (9%) и продукты пчеловодства (6%). Одновременно был проведен анализ предпочтений ЛС в зависимости от пола респондентов, который показал, что и мужчины и женщины одинаково предпочитают лечиться готовыми (13—14%) отечественными препаратами (12—13%) и использовать с этой целью продукты пчеловодства (14%), а расходятся в предпочтениях по поводу импортных препаратов, которые в 10% случаев предпочитают мужчины и в 5% случаев — женщины. Препараты, при-

готовленные из трав в домашних условиях, в 15% случаев предпочитают женщины и в 7% случаев — мужчины.

ВЫВОДЫ

Таким образом, изучение приоритетов врачей при назначении ЛС показало, что уровень жизни своих пациентов большинство из них оценивают между средним и низким. Это обстоятельство вынуждает врачей обсуждать с больными цену назначаемого препарата. 39% опрошенных врачей отмечают положительные изменения в оказании лекарственной помощи населению в последние годы.

Фармспециалисты считают, что пациенты часто приобретают ЛС по назначению врача, а основными причинами невыполнения пациентами назначений врача являются: высокая цена препарата, возможные побочные эффекты и непонимание необходимости лечения.

На покупку ЛС, по мнению фармацевтов, в большей степени влияют реко-

мендации врача, цена препарата, реклама в СМИ и совет фармацевта.

Опрос покупателей показал, что более 2/3 посетителей аптек — это женщины — горожанки в основном зрелого возраста, семейные, имеющие высокий образовательный уровень, чаще служащие, с доходом на уровне прожиточного минимума, имеющие одно и несколько хронических заболеваний. Больше половины из них тратят на лекарства более 10% дохода — и цены на лекарства их не устраивают из-за высокой стоимости.

Для половины из них не имеет значения, каков производитель приобретаемого препарата, главное — результат лечения.

Для современного потребителя ЛС характерно наличие некоторой фармацевтической осведомленности. В то же время долг специалистов вести просветительскую работу среди населения по вопросам самопомощи и самопрофи-лактики, рационального применения ЛС безрецептурного отпуска.

Ф

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианова Г.Н., Сбоева С.Г. Анализ регионального рынка по результатам анкетного опроса (Тюменской области) // Экономический вестник фармации. 2000. №3. С. 100—105.

2. Гирихиди В.П., Крикунова Е.А., Максимкина Е.А. Изучение информационных потребностей на фармацевтическом рынке // Новая аптека. Аптека и рынок. 2000. №9. С. 54—63.

3. Дремова Н.Б. Основные направления и перспектива маркетинговых исследований фармацевтического рынка России // Фармация. 1999. №3. С. 27—29.

4. Дремова Н.Б. Фармацевтическая осведомленность посетителей аптек // Российские аптеки. 2003. №7—8. С. 70—71.

5. Дремова Н.Б., Дзюба В.Ф., Соломка С.В., Холявина М.М. Маркетинговые исследования потребителей товаров и услуг аптечных предприятий // Новая аптека. 2001. №4. С.34—41.

Полный список литературы вы можете запросить в редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.