Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
потребители / экстремизм / добросовестность / недобросовестность / штраф / неустойка / моральный вред.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балтахонов Владислав Михайлович, Степаненко Ольга Геннадьевна

в статье автор рассматривает проблему потребительского экстремизма в России, изучает причины и предпосылки, которые послужили причинами возникновения потребительского экстремизма в России, подробно изучаются законодательные положения, позволяющие потребителям-экстремистам недобросовестно пользоваться своими правами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ»

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ Балтахонов В.М.1, Степаненко О.Г.2

1Балтахонов Владислав Михайлович - студент;

2Степаненко Ольга Геннадьевна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра гражданское право,

Восточно-Сибирский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,

г. Иркутск

Аннотация: в статье автор рассматривает проблему потребительского экстремизма в России, изучает причины и предпосылки, которые послужили причинами возникновения потребительского экстремизма в России, подробно изучаются законодательные положения, позволяющие потребителям -экстремистам недобросовестно пользоваться своими правами.

Ключевые слова: потребители, экстремизм, добросовестность, недобросовестность, штраф, неустойка, моральный вред.

Актуальность темы данного исследования на сегодняшний обусловлена прежде всего тем, что физическое лицо-потребитель действующим законодательством получало настолько серьезную поддержку и преимущества в вопросах взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в вопросах покупки товаров и оказания услуг, что зачастую, злоупотребление ими своими правами становится серьезной проблемой. В силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), все участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно[1]. Поведение же потребителей зачастую идет вразрез с этим принципам, что в свою очередь приводит к нарушению прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На сегодняшний день, сложившееся в Российской Федерации законодательства в сфере защиты прав потребителей считается одним из наиболее эффективных и гуманным по отношению к потребителям, однако, с другой стороны эффективность для одних субъектов зачастую связана с ущемлением прав и законных интересов их контрагентов, что и происходит в правоотношениях между потребителем и тем субъектом, который оказывает услугу либо продает какой-либо товар.

В настоящее время понятие потребительского экстремизма не закреплено в действующем законодательстве, однако, весьма широко используется правоприменителями в судебной практике, а именно в Решении Кировского районного суда г. Новосибирска № 2-4413/2019 [7]. Так, исходя из анализа судебной практики, а также научной и учебной литературы можно сказать, что под потребительским экстремизмом на сегодняшний день необходимо понимать, определенные действия со стороны потребителей, которые сами по себе не противоречат действующему законодательству, однако, нацелены не на защиту своих прав и законных интересов, а на приобретение более выгодного положения относительно своего контрагента, а также на получение дополнительного обогащения, а как следствие -причинение дополнительных убытков своему контрагенту, что можно увидеть из Решения Первоуральского городского суда Свердловской области № 2-2170/2020 [6].

Так, весьма ярким примером является факт взыскания крупного ущерба потребителем в США за пролитый на нее горячий кофе в Макдональд, при отсутствии на стакане соответствующего обогащения.

Потребительский экстремизм строится на ряде законодательных положений, который предусматривают особое положение истца в споре по закону о защите прав потребителей:

1) так, статья 475 ГК РФ распределяет бремя доказывания таким образом, что потребитель не имеет необходимости доказывать те обстоятельства относительно недостатка проданного товара, в данном же случае такая обязанность полностью ложится на продавца товара;

2) статья 12 Закона о защите прав потребителей определяет презумпцию неосведомленности потребителя относительно качеств и характеристик товара, а также законодатель определил право покупателя требовать от продавца неустойку за нарушение сроков устранения недостатков или дефектов товара[3], потребители-экстремисты пользуются данным законодательным положениям и часто завышают размер неустойки;

3) статья 13 того же законодательного акта предполагает возможность взыскания с ответчика убытков, так, потребители-экстремисты пользуются этим и часто заявляют в суде требования о взыскании с ответчика суммы судебных расходов в виде стоимости оказания юридических услуг в сильно завышенном размере;

4) требования о компенсации морального вреда - на сегодняшний день требование о компенсации морального вреда не является в Российской Федерации действенным механизмом по взыскании серьезных денежных сумм, однако это не мешает потребителям-экстремистам заявлять сильно завышенные исковые требования;

5) следующим элементом, дающим потребителям простор для действий является право, предусмотренное статьей 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, определяющее возможность выбора подсудности спора по месту жительства истца, таким образом, создавая трудности для юридической защиты прав и законных интересов ответчиком в силу возможной удаленности от места рассмотрения спора и необходимости обращения за дополнительной юридической помощью [2];

6) особенно интересным законодательным положением, которое позволяет потребителям-экстремистам взыскивать с ответчиков серьезные денежные суммы, является норма статьи 13, относительно возможности взыскания штрафа в размере 50% от суммы, взысканной судом в пользу истца, которая складывается из убытков, неустойки, компенсации морального вреда;

7) дополнительно также можно отметить, что истец по закону о защите прав потребителей освобождается от уплаты государственной пошлины по заявленным исковым требованиям, что позволяет потребителям-экстремистам заявлять завышенные суммы исковых требований.

По мнению Л.В. Стародубовой, на сегодняшний день, помимо потребителей-экстремистов создаются целые организации, которые состоят из профессиональных потребителей-экстремистов, которые обладают профессиональными юридическими знаниями, позволяющими им недобросовестно пользоваться их гражданскими правами и обязанностями [4, с. 80].

Действующее в Российской Федерации законодательство строится на концепции добросовестности потребителя, что позволяет потребителям-экстремистам добиваться особенного успеха в спорах с контрагентами. Из анализа научной и учебной литературы можно сделать вывод, что всех потребителей экстремистов можно условно разделить на две большие группы:

1) те потребители, основной целью которых является получение неосновательного обогащения за счет продавца товара, либо лица, оказывающего услуги;

2) те потребители, основной целью которых является получение нематериальных выгод, а получить некоторое моральное удовлетворение, самоутверждение за счет другого лица, к этой же группе можно отнести и лиц, которые страдают определенными психическими отклонениями.

Деятельность потребителя-экстремиста в настоящее время создает серьезные проблемы для добросовестных контрагентов при продаже ими товаров и оказании услуг, поскольку исковые заявления, а также денежные средства, которые взыскивают с таких компании, серьезно подрывают деятельность, которые они осуществляю. , как отмечает Н.В. Дмитриева, серьезную опасность потребители-экстремисты создают и для судебной системы, поскольку количество надуманных исковых заявлений, которые с каждым месяцем поступают в районные суды различных субъектов в Российской Федерации создают дополнительную нагрузку на них, тем самым снижая качество рассмотрения и увеличивая время рассмотрения других судебных споров [5, с. 18].

В России, законодательство о защите прав потребителей требует дальнейшего развития в части борьбы с потребителями-экстремистами, в данной ситуации важно соблюсти баланс интересов как самих потребителей, так и их контрагентов, при этом, не создав излишне благоприятных условий для потребителей-экстремистов. Стоит также отметить, что на сегодняшний день суды, в части борьбы с потребителями-экстремистами могут применять такие механизмы как снижение неустойки, что предусмотрено статьей 333 ГК РФ, в случае, если ответчик заявит соответствующее ходатайство, а также может снизить размер компенсации морального вреда исходя из тех моральных и нравственных страданий, которые действительно понес потребитель и, которые определил суд. Так, например, в настоящее время представляется весьма перспективным введение законодателем нормативно -определенных признаков потребительского экстремизма, в частности, это возможно в рамках закона о защите прав потребителей либо же в гражданском кодексе Российской Федерации. Также, например интересным предложением видится возможность снижения к штрафным санкциям по отношению к продавцу посредством использования анализа базы судебных решений, которая потенциально, исходя из количества споров с участием одного и того же физического лица может позволить выявлять потребителей-экстремистов. На сегодняшний же день, каких либо действительно эффективных механизмов защиты против потребительского экстремизма нет. Действующее гражданское законодательство в части прав и обязанностей потребителей формируется в формате обеспечения существенного преимущества со стороны потребителя по отношению к лицу, которое оказывает услугу, либо же продает товар, тем самым, создается законодательное неравенство уже на этапе формирования законодательства, что в дальнейшем оказывает негативное влияние на правоприменительную практику.

Таким образом, подводя итоги исследования хочется сказать, что проблема потребительского экстремизма в России является весьма актуальной и требующей скорейшего решения, поскольку деятельность потребителей-экстремистов создает негативное воздействие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в свою очередь вынуждены вносить в договоры купли-продажи, а также в договоры оказания услуг заведомо недействительные условия, чтобы защитить свои права и законные интересы.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.06.2023, с изм. от 20.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46. ст. 4532.

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. N 3. ст. 140.

4. Стародубова Л. В. Злоупотребление правом на примере потребительского экстремизма // Слагаемые качества современного гуманитарного образования. 2020. С. 82.

5. Дмитриева Н. В., Кудрявцев Ю. А. «Потребительских экстремизм» как угроза экономической безопасности современной России // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 1. С. 19.

6. Решение Первоуральского городского суда Свердловской области № 2-2170/2020 2-2170/2020~М-1845/2020 М-1845/2020 от 30 октября 2020 г. по делу № 2-2170/2020 // СПС Консультант Плюс

7. Решение Кировского районного суда г. Новосибирска № 2-4413/2019 2-674/2020 2-674/2020(2-4413/2019;)~М-4150/2019 М-4150/2019 от 24 июля 2020 г. по делу № 2-4413/2019 // СПС Консультант Плюс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.