Научная статья на тему 'Потребительские цены: длительный период дезинфляции'

Потребительские цены: длительный период дезинфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА / ОТТОК КАПИТАЛА / БАНК РОССИИ / INFLATION / BASIC INFLATION / ANNUAL INFLATION / PRICES / CONSUMER PRICES / MONETARY POLICY / KEY INTEREST / RATE / TARGET / BANK OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Божечкова Александра Викторовна, Трунин Павел Вячеславович

Принятое Банком России на октябрьском заседании Совета директоров решение о снижении ключевой ставки на 0,50 п.п. до 6,5% годовых вызвано замедлением инфляции до 3,8% в октябре 2019 г. по отношению к октябрю 2018 г. и высокой вероятностью ее дальнейшего снижения. В связи с этим Банк России пересмотрел прогноз по инфляции на 2019 г. с 4,0-4,5 до 3,2-3,7%. Ожидается, что годовая инфляция в 2020 г. составит 3,5-4,0% и в дальнейшем будет колебаться вблизи целевого уровня в 4%. Благодаря хорошему урожаю, медленному росту внутреннего спроса, укреплению рубля замедление инфляции может оказаться еще значительнее, чем ожидает Банк России. Это может обусловить еще одно смягчение монетарной политики в текущем году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer Prices: a Lengthy Disinflation Period

The Bank of Russia’s decision to reduce the key rate by 0.50 pp to 6.5% was caused by an inflation slowdown to 3.8% in October 2019 relative to October 2018, with a high probability of its continuing downward movement. In this connection, the Bank of Russia has revised its inflation projections for 2019 from 4.0-4.5% to 3.2-3.7%. It is expected that the annual inflation index in 2020 will amount to 3.5-4.0%, and then it will be hovering around its target level of 4%. Thanks to this year’s good harvest, a slow growth rate of domestic demand, and the ruble’s strengthening, inflation slowdown may become even more pronounced than the Bank of Russia is currently expecting it to be. These developments may once more prompt monetary policy easing before this year’s end.

Текст научной работы на тему «Потребительские цены: длительный период дезинфляции»

Макроэкономика

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ДЕЗИНФЛЯЦИИ*

А. В. БОЖЕЧКОВА П. В. ТРУНИН

Принятое Банком России на октябрьском заседании Совета директоров решение о снижении ключевой ставки на 0,50 п.п. — до 6,5% годовых — вызвано замедлением инфляции до 3,8% в октябре 2019 г. по отношению к октябрю 2018 г. и высокой вероятностью ее дальнейшего снижения. В связи с этим Банк России пересмотрел прогноз по инфляции на 2019 г. с 4,0—4,5 до 3,2—3,7%. Ожидается, что годовая инфляция в 2020 г. составит 3,5—4,0% и в дальнейшем будет колебаться вблизи целевого уровня в 4%. Благодаря хорошему урожаю, медленному росту внутреннего спроса, укреплению рубля замедление инфляции может оказаться еще значительнее, чем ожидает Банк России. Это может обусловить еще одно смягчение монетарной политики в текущем году.

Ключевые слова: инфляция, денежно-кредитная политика, ключевая ставка, отток капитала, Банк России.

В октябре 2019 г. инфляция в России составила 0,1% (0,4% в октябре 2018 г.), а в годовом выражении (за предыдущие 12 месяцев) она

Рис. 1. Темп прироста ИПЦ в 2000-2019 гг., в % к соответствующему месяцу предыдущего года

Источник: Росстат.

достигла 3,8% (по сравнению с 3,5% в октябре 2018 г.). Таким образом, она оказалась ниже целевого ориентира ЦБ РФ на 0,2 п.п. (См. рис. 1.) После достижения инфляцией пиковых значений в марте 2019 г. (5,3%) на протяжении последних семи месяцев она стабильно снижалась. В связи с этим с июня 2019 г. Банк России четыре раза снижал ключевую ставку: трижды на 0,25 п.п. и на 0,5 п.п. на октябрьском заседании Совета директоров. В результате ключевая ставка составила 6,5% годовых, приблизившись к значениям начала 2014 г. Данное решение также обусловлено преобладанием дезинфляционных рисков над проинфляционными, относительно стабильными внешнеэкономическими условиями, ослаблением инфляционных ожиданий.

С февраля по сентябрь 2019 г. темп прироста потребительских цен по отношению к предыдущему месяцу последовательно снижался. Исключение составил лишь июль, когда после нулевого прироста цен в июне он

Божечкова Александра Викторовна, заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таУ: [email protected]; Трунин Павел Вячеславович, руководитель Научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук (Москва), е-таУ: [email protected]

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 17 (100) (ноябрь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ускорился до 0,2%. Отметим, что такой длительный период дезинфляции наблюдается впервые с 2011 г. и объясняется хорошим урожаем, некоторым укреплением рубля, а также медленным расширением внутреннего спроса.

Цены на продовольственные товары (после снижения в августе-сентябре) в октябре текущего года, после окончания сезона сбора урожая, выросли на 0,2% по сравнению с 0,6% годом ранее. Цены на непродовольственные товары увеличились на 0,3% (0,5% в октябре 2018 г.), тогда как на протяжении предыдущих пяти месяцев они стабильно повышались лишь на 0,2% в месяц. Цены на платные услуги населению снизились в этот период на 0,2% (-0,1% в октябре 2018 г.). В сентябре и октябре 2019 г. это было связано с сезонным удешевлением стоимости услуг пассажирского транспорта, зарубежного туризма и санаторно-оздоровительных услуг.

Базовая инфляция (без учета изменения цен, связанного с сезонными и административными факторами) в годовом выражении также стабильно снижалась - с 4,7% в мае 2019 г. до 3,7% в октябре. При этом с июня темпы ее прироста стабилизировались на уровне 0,2%.

Замедление инфляции сопровождается падением инфляционных ожиданий: медианное значение инфляционных ожиданий на год вперед, по опросу «ИнФОМ», публикуемому Банком России, в октябре составило 8,6%, снизившись по сравнению с началом года на 1,8 п.п. (См. рис. 2.) По оценкам Банка России, уменьшаются и инфляционные ожидания предприятий в связи с укреплением рубля.

Медленному росту потребительских цен способствовала динамика курса рубля: по итогам октября номинальный курс рубля к доллару укрепился на 3,2% - до 64 руб./долл. Временное ослабление рубля в августе 2019 г. (на 4,9%), вызванное снижением цен на нефть и оттоком капитала с развивающихся рынков, по всей видимости, не оказало существенного влияния на ценовые решения компаний. В целом укрепление рубля связано со стабильными ценами на нефть (см. рис. 3), а также с притоком капитала на развивающиеся рынки.

Сдерживающим фактором для усиления инфляции продолжает оставаться динамика реальных денежных доходов населения, которые практически непрерывно снижались на протяжении последних пяти лет вплоть до первого квартала текущего года. Несмотря на ус-

Рис. 2. Инфляция и инфляционные ожидания, в %

10

ё

е

СОСОСОООООСОСОСОООООСОООСПСГ1СП<Т1СГ1СГ1СТ1СТ1СТ1<У1

-Ожидаемая инфляция (медианное значение на 12 месяцев вперед)

-Фактическая инфляция (за предыдущие 12 месяцев)

Источник: Росстат, Банк России, «ИнФОМ».

МАКРОЭКОНОМИКА

Рис. 3. Динамика биржевых курсов доллара и евро к рублю, объем торгов на валютном рынке, цена на нефть марки Brent

18

15

12

9 5

kd О

о ^ о о о о ^ о 05°0000°0

Объем торгов долларом с расчетами «завтра» ш Объем торгов евро с расчетами «завтра»

-Средневзвешенный курс доллара с расчетами «завтра»

-Средневзвешенный курс евро с расчетами «завтра»

.....Цена нефти марки Brent

Источник ЦБ РФ, агентство «Финам».

корение темпов прироста реальных доходов в третьем квартале 2019 г. до 3,3% по сравнению с 0,7% во втором квартале, внутренний спрос практически не растет. Так, средние годовые (за 12 месяцев) темпы прироста реальной заработной платы за январь-октябрь 2019 г. составляли лишь 2,0% (8,4% в среднем в январе-октябре 2018 г.). Оборот розничной торговли также расширяется медленнее: в среднем годовые темпы прироста данного показателя в январе-октябре 2019 г. составили 1,5% против 2,9% годом ранее.

Негативное влияние на динамику внутреннего спроса в 2019 г. оказывала и бюджетная политика. Это обусловлено значительным бюджетным профицитом, а также более медленной реализацией национальных проектов, чем ожидалось.

Учитывая возможность дальнейшего замедления инфляции, Банк России ожидает, что в 2019 г. она составит 3,2-3,7%, а в 2020 г. -3,5-4,0% и в дальнейшем будет колебаться вблизи целевого уровня в 4%. Если этот прогноз оправдается, Банк России в декабре может воздержаться от снижения ключевой ставки, но возможности для этого в следующем году сохраняются. Вместе с тем хороший урожай, медленный рост совокупного спроса, укрепление рубля могут привести к более значительному замедлению инфляции, чем ожидает Банк России. Это вынудит регулятора еще раз смягчить монетарную политику уже в текущем году. На наш взгляд, данная мера будет оправданной с учетом значительного отклонения инфляции от целевого уровня и существенного роста реальных процентных ставок. ■

Consumer Prices: a Lengthy Disinflation Period

Alexandra V. Bozhechkova - Head of Monetary Policy Department of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Pavel V. Trunin — Head of Center for Macroeconomics and Finance of the Gaidar Institute; Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The Bank of Russia's decision to reduce the key rate by 0.50 pp to 6.5% was caused by an inflation slowdown to 3.8% in October 2019 relative to October 2018, with a high probability of its continuing downward movement. In this connection, the Bank of Russia has revised its inflation projections for 2019 from 4.0—4.5% to 3.2—3.7%. It is expected that the annual inflation index in 2020 will amount to 3.5—4.0%, and then it will be hovering around its target level of 4%. Thanks to this year's good harvest, a slow growth rate of domestic demand, and the ruble's strengthening, inflation slowdown may become even more pronounced than the Bank of Russia is currently expecting it to be. These developments may once more prompt monetary policy easing before this year's end.

Key words: inflation, basic inflation, annual inflation, prices, consumer prices, monetary policy, key interest, rate, target, Bank of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.