Научная статья на тему 'Потерпевший от преступления и меры уголовно-правового характера, направленные на его охрану'

Потерпевший от преступления и меры уголовно-правового характера, направленные на его охрану Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕРПЕВШИЙ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА / МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА / CRIME VICTIM / PROTECTION BY CRIMINAL LAW / MEASURES IN CRIMINAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Н.Э.

В статье дается классификация мер уголовно-правового характера и предлагается использовать их потенциал для уголовно-правовой охраны потерпевшего от преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provisions in Criminal Law Aimed at Protecting Crime Victims

The author offers a classification of operable provisions in criminal law and proposes to employ the potential of such measures for improving the legal protection of victims of crime.

Текст научной работы на тему «Потерпевший от преступления и меры уголовно-правового характера, направленные на его охрану»

Н. Э. МАРТЫНЕНКО,

заместитель начальника кафедры уголовной политики, доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

N. E. MARTYNENKO,

Doctor of Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Anti-Crime Policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.122

Потерпевший от преступления и меры уголовно-правового характера, направленные на его охрану

Provisions in Criminal Law Aimed at Protecting Crime Victims

В статье дается классификация мер уголовно-правового характера и предлагается использовать их потенциал для уголовно-правовой охраны потерпевшего от преступления.

Потерпевший, уголовно-правовая меры уголовно-правового характера.

охрана,

The author offers a classification of operable provisions in criminal law and proposes to employ the potential of such measures for improving the legal protection of victims of crime.

Crime victim, protection by criminal law, measures in criminal law.

Статьи 17—18 Конституции Российской Федерации [1] закрепили положение о том, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Однако права и свободы человека нарушаются. Каждый год, по официальной статистике о состоянии преступности в России, не менее 2 млн физических и юридических лиц оказываются потерпевшими от преступлений (2008 г. - 2 340 375, 2009 г. - 2 241 710, 2010 г. - 2 062 937, 2011 г. - 1 924 192, 2012 г. -1 895 970, 2013 г. - 1 822 767, 2014 г. - 1 819 811, 2015 г. - 1 949 050, 2016 г. - 1 760 867) [12]. По оценке специалистов (А. И. Бастрыкин, Б. Я. Гаврилов и другие), число пострадавших от преступлений граждан ежегодно составляет порядка 10 млн человек.

Если права и свободы человека нарушены в результате совершения преступления и он становится потерпевшим, то у него появляется кон-

ституционное право на охрану своих прав. Это право впервые в истории закреплено в ст. 52 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает положение о том, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Но конституционно-правовой статус потерпевший получает только тогда, когда в соответствии со ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК РФ) [3] он признается таковым должностным лицом органа предварительного расследования, дознавателем, следователем или судом. Данное положение отчасти противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой правовой статус лица как потерпевшего устанавливается, исходя из фактического его положения: он лишь процессуально оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора и суда о признании потерпевшим, но не формируется им [6]. Поэтому потерпевшим лицо должно считаться с момента совершения преступления и последующего рассмотрения сообщения

о данном преступлении в правоохранительном органе, а не со времени вынесения постановления о признании его таковым. И как следствие, потерпевший с этого же момента должен приобретать конституционно-правовой статус потерпевшего и, соответственно, право на охрану данных прав.

Наличие конституционно-правового статуса потерпевшего должно быть гарантировано. Одной из таких правовых гарантий является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ). Однако он охраняет только права и свободы лиц, признанных потерпевшими в соответствии со ст. 42 УПК РФ. С одной стороны, уголовный закон охраняет потерпевших от неправомерных действий должностных лиц, осуществляющих правосудие по уголовному делу, возбужденному в целях обеспечения предоставленного Конституцией Российской Федерации потерпевшему права на охрану, с другой — от действий (бездействия) иных лиц, которые могут оказать воздействие на потерпевшего в целях воспрепятствования интересам правосудия. Не случайно гл. 31 УК РФ так и называется — «Преступления против правосудия» [2]. Тем самым уголовный закон охраняет не столько самого потерпевшего, сколько интересы правосудия. И как тут не вспомнить слова известного русского юриста Н. С. Таганцева, который в свое время писал, что причинение вреда обладателю реального права составляет только средство, а не сущность преступления. Оно играет в уголовном праве роль второстепенную, так как сущность преступления составляет выраженная этим путем решимость воли нарушить требования государства о неприкосновенности юридического порядка, вследствие чего страдает от преступления всегда государство как охранитель господства права [13].

Представляется, что такое положение с охраной потерпевшего следует изменить. Каким образом это можно сделать? Прежде всего, в уголовный закон следует ввести понятие «потерпевший», отличное от его уголовно-процессуального определения. В это понятие следует включить и тех потерпевших, которые еще не получили уголовно-процессуального статуса. Однако данное определение применимо только к физическому лицу, имеющему конституционно-правовой статус (юридическое лицо такого статуса не имеет и для него должно быть разработано другое определение).

Вышесказанное позволяет считать потерпевшим физическое лицо, на чьи права, свободы и законные интересы было направлено преступное посягательство, которым причинен или мог быть причинен вред [11].

Однако потерпевший, признанный таковым в порядке ст. 42 УПК РФ (назовем его потер-

певшим de jure), и потерпевший, который стал им фактически (потерпевший de facto), — далеко не все потерпевшие, которых охраняет уголовный закон. Существует еще одна группа потерпевших — это так называемые потенциальные потерпевшие, т. е. лица, которые могут стать таковыми в будущем (назовем их потерпевшими de futurum), и их охрану предусматривает также УК РФ. Наличие потерпевшего de futurum подтверждает содержание ст. 2 УК РФ, закрепившей в качестве одной из задач охрану прав и свобод человека и гражданина. Под охраной подразумевается ситуация, когда права потерпевшего еще не нарушены, а существующие общественные отношения сохранены от преступных посягательств.

Наличие трех групп потерпевших требует выбора уголовно-правовых средств, которые могли бы эффективно обеспечивать уголовно-правовую охрану каждой из них.

Многие специалисты уголовного права говорят о том, что только карательное воздействие на личность виновного не способно достичь целей уголовной ответственности и наказания в полном объеме. Без применения иных, отличных от наказания, мер уголовно-правового характера невозможно представить состояние уголовно-правовой политики демократического государства [8].

Поэтому в последнее десятилетие специалисты уголовного права все чаще обращаются к исследованию не наказания, а иных мер уголовно-правового характера. Не вдаваясь в дискуссию относительно понятия «меры уголовно-правового характера», отметим, что они являются принудительными мерами, назначаются только судом, применяются к лицам, совершившим преступление, не имеют карательного свойства, направлены на восстановление нарушенных общественных отношений и предупреждение совершения новых преступлений [9].

Изучая меры уголовно-правового характера, специалисты видят в них средство, которое можно использовать, наряду с наказанием, в целях воздействия на лицо, совершившее преступление. Однако меры уголовно-правового характера могут быть использованы и как средство уголовно-правовой охраны потерпевшего.

Прежде всего, представляется необходимым сгруппировать уголовно-правовые меры. Целью такой классификации является разделение на группы, каждая из которых обладает некоторыми специфическими свойствами.

В основу классификации уголовно-правовых мер положены следующие виды потерпевшего:

— уголовно-правовые меры, направленные на охрану потерпевшего de futurum, — пропаганда уголовного закона, официальное предостережение потенциальных правонарушите-

леи, установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимая оборона;

— уголовно-правовые меры, направленные на охрану потерпевшего de facto, — пропаганда уголовного закона, побуждение правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатой преступной деятельности, привлечение к уголовной ответственности за приготовление или покушение на преступление;

— уголовно-правовые меры, направленные на охрану потерпевшего de jure, — пропаганда уголовного закона, побуждение правонарушителей к деятельному раскаянию, примирение с потерпевшим, досудебное соглашение о сотрудничестве, конфискация имущества, судебный штраф, в целях обеспечения собственной безопасности — разрешение на приобретение, хранение, использование оружия и индивидуальных средств защиты [10].

В свою очередь, часть вышеприведенных мер направлена на предупреждение преступных воздействий на потерпевшего, другая — на пресечение таких посягательств.

Из всех вышеприведенных остановимся на уголовно-правовых мерах, направленных на предупреждение преступных посягательств на потерпевшего (давно известно, что предупредить преступление проще, чем бороться с его последствием).

К таким мерам прежде всего относится пропаганда уголовного закона.

О важности распространения правовых знаний свидетельствуют утвержденные Указом Президента РФ «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [7]. В данном документе указано, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Лица, в отношении которых уже совершено преступление, должны знать о существовании специальных программ, направленных на защиту их прав, иметь представление о том, куда необходимо обращаться в случае, если им угрожает опасность, какие именно охранительные меры могут быть использованы для обеспечения их безопасности. Особую роль в пропаганде роли и значения подразделений, занимающихся обеспечением защиты интересов потерпевших, могут занимать средства массовой информации.

Следующей уголовно-правовой мерой является официальное предостережение потенциальным правонарушителям, которое представляет собой меру профилактического характера, направленную на предупреждение каких-либо действий, потенциально опасных для потерпевших. Правоохранительные органы наделены правом объявлять лицу официальное предостережение в случае, если имеются достаточные данные о конкретных действиях этого лица, которые создают условия для совершения преступлений. Такое право сегодня предоставлено ряду правоохранительных органов в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [5].

Следующей уголовно-правовой мерой является установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Эта мера направлена на предупреждение преступных посягательств, прежде всего на потерпевших de facto и de jure.

Современный административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [4].

В целях охраны потерпевшего представляется возможным установить для лица, находящегося под административным надзором, запрет на нахождение у дома потерпевшего, общение с ним и т. п. Однако говорить об эффективности охраны потерпевших можно будет только в случае осуществления реального контроля над лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и применения к ним наказания в случае, если обязанности, возложенные на них, не исполняются.

Еще одной уголовно-правовой мерой является побуждение правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатой преступной деятельности, который относится к мерам профилактического характера. Предназначение этого института в первую очередь состоит в том, чтобы предупредить преступление в отношении потерпевшего de futurum.

В УК РФ — непосредственно в уголовно-правовой норме (в ст. 31 УК РФ не одна, как в УК РСФСР 1960 г., а пять частей) — изменены правовые основы добровольного отказа от совершения преступления: приведено понятие добровольного отказа, определена его правовая природа, уточнена терминология, регламентированы правила добровольного отказа соучастников.

Признаками рассматриваемого отказа от совершения преступления являются добровольность и окончательность осознания лицом возможности доведения преступления до конца, а также своевременность, т. е. осуществление этого отказа до момента окончания преступления (на стадии приготовления или неоконченного покушения на преступление). При этом инициатива отказа может исходить как от потерпевшего, так и от лица, решившего совершить преступление.

Отметим, что добровольный отказ от совершения преступления был создан в качестве профилактического средства, направленного исключительно на охрану потерпевших de futurum. Государство идет на компромисс с лицом, которое уже начало совершать преступление, с единственной целью — дать возможность лицу, в отношении которого начато совершение преступления, не стать потерпевшим de facto и de jure.

В заключение представляется возможным констатировать то, что уголовный закон охраняет три разные группы потерпевших: de futurum, de facto и de jure, каждая из которых нуждается в самостоятельной уголовно-правовой охране, причем не только в рамках охраны интересов правосудия, но и лиц, имеющих конституционно-правовой статус потерпевшего. В качестве средств уголовно-правовой охраны должно использоваться не только наказание, но и иные меры уголовно-правового характера.

Представляется, что только с помощью уголовного закона предупредить преступные воздействия на потерпевших de futurum, de facto и de jure невозможно. Е. Ю. Титушкина отмечает [14], что на это должен быть направлен Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который отказался от виктимологической профилактики, что в будущем не может не сказаться и на снижении уголовно-правовой охраны потерпевшего.

Список литературы:

9.

10.

1. Конституция Российской Федерации // 8. СЗ РФ. 2014. № 31.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

4. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 15 (ч. I). Ст. 2037.

5. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

6. По запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части восьмой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 г. № 131-О // СЗ РФ. 2005. № 24. Ст. 2424.

7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Утв. Президентом РФ 24 мая 2011 г. // Рос. газ. 2011. 14 июля.

Гареев М. Ф. Цели иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения по российскому уголовному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005.

Мартыненко Э. В. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера. М., 2010.

Мартыненко Н. Э. Уголовно-правовая охрана потерпевшего: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.

11. Мартыненко Н. Э. Конфликт уголовно-правового и уголовно-процессуального статуса потерпевшего // Российский следователь. 2012. № 1.

Состояние преступности в России [Электронный ресурс]: ежегодные информационные сборники МВД РФ за 2008-2014 гг. URL: https://mvd.ru/folder/101762 (дата обращения: 25.04.2017).

Таганцев Н. С. Курс русского уголовного права. Часть общая. СПб., 1874. Титушкина Е. Ю. Новый этап формирования «профилактического права» // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

12.

13.

14.

E-mail: kafedra_up_au@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.