Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности личности — главная задача современной Российской уголовной политики'

Обеспечение безопасности личности — главная задача современной Российской уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
544
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УГО-ЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ПОТЕРПЕВШИЙ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГО-ЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА / security of person / criminal policy / victim of crime / criminal law protection.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Наталия Эдуардовна, Журавлев Рональд Андреевич

В статье обеспечение безопасности личности рас-сматривается как задача уголовной политики. Рас-крываются цели? принципы и стадии реализации уго-ловной политики в сфере обеспечения безопасности личности. В качестве самостоятельного направления реализации уголовной политики выделяется уголов-но-правовая охрана потерпевшего от преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The security of the person – the main task of modern Russian criminal policy

In the article, ensuring the security of the individual is seen as the task of criminal policy. The principles and stages of the implementation of criminal policy in the field of personal security are disclosed. As an independent direction of the implementation of criminal policy, the criminallegal protection of the victim from crime is allocated.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности личности — главная задача современной Российской уголовной политики»

УДК 343.123

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10036

Мартыненко Наталия Эдуардовна Nataliya E. Martynenko

доктор юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовной политики Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8)

doctor of sciences (law), associate professor, deputy head of the department of anti-crime policy Management academy of the Ministry of the interior of the Russian Federation (8 Zoi and Aleksandra Kosmodemyanskih st., Moscow, Russian Federation, 125171)

E-mail: kafedra_up_au@mail.ru

Журавлев Рональд Андреевич Ronald A. Zhuravlev

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра

Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8) doctor of sciences (law), professor, chief researcher at the research center

Management academy of the Ministry of the interior of the Russian Federation (8 Zoi and Aleksandra Kosmodemyanskih st., Moscow, Russian Federation, 125171)

E-mail: kafedra_up_au@mail.ru

Обеспечение безопасности личности - главная задача современной

российской уголовной политики

The security of the person - the main task of modern Russian criminal policy

В статье обеспечение безопасности личности рассматривается как задача уголовной политики. Раскрываются цели? принципы и стадии реализации уголовной политики в сфере обеспечения безопасности личности. В качестве самостоятельного направления реализации уголовной политики выделяется уголовно-правовая охрана потерпевшего от преступления.

Ключевые слова: безопасность личности, уголовная политика, потерпевший от преступления, уголовно-правовая охрана.

In the article, ensuring the security of the individual is seen as the task of criminal policy. The principles and stages of the implementation of criminal policy in the field of personal security are disclosed. As an independent direction of the implementation of criminal policy, the criminal-legal protection of the victim from crime is allocated.

Keywords: security of person, criminal policy, victim of crime, criminal law protection.

Одним из важнейших направлений деятельности государства является защита безопасности личности. Это подтверждают положения Конституции РФ и Стратегии национальной безопасности РФ (далее - Стратегия). В соответствии с положениями Стратегии государству необходимо прежде всего усилить свою роль в качестве гаранта безопасности личности [1]. Положения, закрепленные в Стратегии, определяют задачи уголовной политики в сфере обеспечения безопасности личности.

Основная стратегическая цель уголовной политики в сфере обеспечения безопасности личности состоит в достижении действительной, а не мнимой безопасности человека и гражданина, в создании механизма гарантий его основных прав и свобод, прежде всего, уголовно-правовыми средствами.

Безусловно, такая охрана не может осуществляться самопроизвольно. Она должна основываться на принципах как уголовной политики,

© Мартыненко Н.Э., Журавлев Р.А., 2018

так и уголовного права. В научных публикациях имеются различные подходы к определению понятия, содержания и круга принципов уголовной политики, а также их соотношения с принципами уголовного права [2; 3]. Представляется, что принципы уголовной политики имеют более общий и эргономичный характер. Уголовно-правовые принципы вытекают, прежде всего, из общих положений уголовной политики. Они являются более конкретными, специфичными и закрепленными в уголовном законе (ст. 3-7 УК РФ). Впервые они были закреплены в УК РФ 1996 года.

Деятельность по обеспечению безопасности личности организуется на базе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации и действующего российского законодательства.

Уголовная политика, как в целом, так и в сфере обеспечения безопасности личности, предполагает взаимосвязанные механизмы становления и осуществления этой важной деятельности. В связи с этим представляется, что механизм реализации уголовной политики по защите основных прав и свобод человека и гражданина включает в себя три стадии.

Первой стадией является имплементация содержащихся в международных нормативных правовых актах и документах общепризнанных принципов и норм о правах человека в положения Конституции Российской Федерации. Хотя нельзя не сказать, что не всегда международно-правовые нормы подлежат имплементации во внутреннее законодательство. Так, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ международные договоры, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют на территории Российской Федерации непосредственно, то есть применимы судами при разрешении гражданских, уголовных и административных дел [4].

Второй стадией реализации уголовной политики по защите основных прав и свобод человека и гражданина является их конкретизация в федеральном законодательстве, в частности в Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Третья стадия - непосредственное применение норм основных отраслей российского законодательства и имеющих прямое действие общепризнанных международных принципов и норм о правах человека (международных стандартов) для обеспечения уголовно-правовой

защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Воплощение в жизнь уголовной политики по защите основных прав и свобод человека и гражданина можно проиллюстрировать на примере уголовно-правовой охраны потерпевших от преступлений. Так, заложенные в международных нормативных правовых актах и документах предписания об охране потерпевших от преступлений (например: Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г. [5, с. 81-85], Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» [6], Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (1985) [7]), нашли свое отражение прежде всего в Конституции РФ, впервые закрепившей положение о том, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Поскольку с 1993 года права потерпевших закреплены в Конституции РФ, потерпевший имеет теперь конституционно-правовой статус. Этот статус наличествует в рамках общего правового статуса личности, так как, становясь потерпевшим, человек сохраняет основные права, гарантированные ему Конституцией Российской Федерации. Правовой статус потерпевшего является частью правового статуса личности. В его структуру включены: права, законные интересы и обязанности потерпевшего.

К числу прав, которые Конституция Российской Федерации гарантирует потерпевшему, относятся: доступ к правосудию, компенсация причиненного ущерба, охрана прав, право на государственную защиту.

К законным интересам потерпевших могут быть отнесены любые, кроме антиобщественных, интересы (в первую очередь, интересы, связанные с восстановлением нарушенных прав). В отличие от интересов, отраженных в правилах морали и нравственности, охраняемый законом интерес потерпевшего есть категория юридическая, поскольку в законе интерес именуется законным или охраняемым законом.

Обязанности потерпевшего содержатся в части 5 статьи 42 УПК РФ. Так, потерпевший не вправе:

1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд;

2) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;

3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса;

4) уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Юридическими гарантиями осуществления прав потерпевших является, прежде всего, законодательное детализирование границ этих прав. Это есть вторая стадия реализации уголовной политики по защите основных прав и свобод человека и гражданина.

Уголовный кодекс Российской Федерации выступает гарантией конституционного права потерпевшего на охрану.

В уголовном праве потерпевших предложено классифицировать в зависимости от их правового статуса: потерпевший de futurum, потерпевший de facto, потерпевший de jure [8].

Потерпевшие de futurum - это потенциальные потерпевшие, то есть лица, в отношении которых имеется риск посягательства на их права, свободы и законные интересы.

Потерпевшие de facto - это лица, в отношении которых уже совершено преступление, но они еще не признаны потерпевшими.

Потерпевшие de jure - это лица, имеющие уголовно-процессуальный статус потерпевшего (ст. 42 УПК РФ).

Уголовный закон (ст. 2 УК РФ) предусматривает в числе задач охрану потерпевшего de futurum. Охрана потерпевшего de facto не выделена законодателем в качестве самостоятельного объекта охраны. И только потерпевший de jure охраняется уголовным законом, но только в рамках охраны интересов правосудия. Ни в качестве отдельного состава преступления, ни в качестве отягчающего обстоятельства в УК РФ не предусмотрена самостоятельная охрана жизни, здоровья, потерпевшего. Поэтому в случае совершения, например, посягательства на жизнь потерпевшего de futurum, de facto и de jure ответственность будет наступать по общей норме -статье 105 УК РФ. Представляется, что такую ситуацию с уголовно-правовой охраной потерпевшего следует менять путем внесения соответствующих дополнений в статьи 105, 111, 112 УК РФ.

Третьей стадией механизма реализации уголовной политики по защите основных прав и свобод потерпевшего, как было показано выше,

является применение конкретных норм УК РФ, так как каждый год около двух миллионов физических и юридических лиц оказываются потерпевшими от преступлений (2008 г. - 2 340 375, 2009 г. - 2 241 710, 2010 г. - 2 062 937, 2011 г. -1 924 192, 2012 г. - 1 895 970, 2013 г. - 1 822 767, 2014 г. - 1 819 811, 2015 г. - 1 949 050, 2016 г. -1 760 867) [9].

При практическом использовании положений закона об охране потерпевших от преступлений надлежит говорить об обеспечении приемлемых условий применения уголовного законодательства, направленного на противодействие преступности и соответственно охрану потерпевших от преступлений. При этом необходимо иметь надлежащие ресурсные, организационно-структурные, информационные, методические и непосредственно управленческие средства, способные обеспечить работу соответствующих органов по такой охране. Поскольку, как было показано выше, охрана потерпевших уголовно-правовыми средствами возможна как до, так и после его совершения, то на всех этих стадиях она также должна иметь соответствующее обеспечение.

Так, например, организационное обеспечение охраны потерпевших от преступлений предлагается классифицировать по уровням (федеральный, региональный); по направлениям (стратегическое, тактическое); по субъектам (органы государственной власти и управления и правоохранительные и иные органы).

На федеральном уровне вырабатываются концептуальные положения уголовной политики по охране потерпевших в целом, разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, формируется механизм их действия и т. д. На региональном уровне происходит непосредственное осуществление уголовно-правовой охраны потерпевших.

На стратегическом уровне проводится реализация организационного обеспечения охраны потерпевших от преступлений в целом, на тактическом - от отдельных посягательств на потерпевших.

К субъектам, принимающим участие в уголовно-правовой охране потерпевших (с учетом деления потерпевших на de futurum, de facto и de jure), представляется возможным отнести органы, в основе деятельности которых лежит охрана потерпевших от преступлений (например, Прокуратура РФ, МВД России и т. д.) и субъектов, у которых участие в такой охране предусмотрено только в качестве одного из направлений деятельности (например, пограничные органы

Федеральной службы безопасности; органы Федеральной службы судебных приставов и т. д.).

Возвращаясь к проблеме гарантирования прав и свобод человека и гражданина в целом с точки зрения действия механизма реализации уголовной политики в данной сфере представляется возможным выделить такие подсистемы воздействия на лиц, совершающих преступные посягательства на основные права и свободы человека и гражданина, в том числе на права и свободы, предоставленные потерпевшему, как: уголовно-правовое; специально-криминологическое; уголовно-исполнительное.

Способами воплощения в жизнь вышеназванных подсистем выступают профилактическая, оперативно-разыскная, уголовно-процессуальная деятельность субъектов уголовной политики, а также деятельность соответствующих органов по исполнению уголовных наказаний. Подобный подход к рассмотрению механизма реализации уголовной политики в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина основывается на позициях авторов работы: «Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел» [10].

Когда мы говорим об основных правах и свободах человека и гражданина как об объектах уголовно-правовой охраны, то следует иметь в виду, что это понятие отличается от термина «объект преступления» и характеризует общий круг общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Эти отличия состоят в том, что общественные отношения представляют собой определенную связь между людьми. Они имеют структуру, отличаются большим многообразием, могут состоять из различных элементов, сторон. «Составные части» общественного отношения могут быть в различной степени ценными, важными для интересов личности, общества и государства. Поэтому законодатель включает в объект уголовно-правовой охраны преступления наиболее существенные из его сторон [11, с. 26]. Как правило, в законодательное определение конкретного преступления включается указание на последствие преступления либо объект преступления ставится под уголовно-правовую охрану из-за генерализации преступного воздействия на него.

Кроме того, общественное отношение в своей структуре обязательно имеет предмет и субъектов. Беспредметных отношений между субъектами не существует, как не бывает общественного отношения без его участников. При этом преступление воздействует на общественное отношение. Это может быть воздействие на субъекта общественного отношения или на его

предмет, но при этом всегда общественное отношение «разваливается» полностью.

Объект уголовно-правовой охраны всегда наличествует до совершения преступления, выполняя охранительную и предупредительную функции. Определенное общественное отношение, охраняемое уголовным законом, становится объектом преступления, если на него совершено преступное посягательство. До совершения преступления об этом общественном отношении можно говорить лишь как о будущем, потенциальном объекте [12, с. 51]. Представляется, что именно в таком смысле говорится об охраняемых уголовным законом объектах в части 1 статьи 2 УК РФ. В качестве объекта охраны в данной статье называются «права и свободы человека и гражданина».

Когда законодатель выбирает объекты уголовно-правовой охраны, и соответственно устанавливает уголовно-правовые интердикты, он должен учитывать социальную обусловленность вводимой нормы, значимость общественных отношений, их место и важность для всей системы общественных отношений. Общественные отношения, охраняемые Уголовным кодексом Российской Федерации, определяются социально-политическим и экономическим строем общества, его классовой структурой, уровнем исторического и культурного развития. В современных условиях такая обусловленность вытекает прежде всего из Конституции РФ.

Используя термины «уголовно-правовая охрана» и «уголовно-правовая защита», следует отметить, что это близкие, но не равнозначные понятия. Так, под уголовно-правовой охраной следует понимать меры, направленные на сохранение существующих общественных отношений. С их помощью происходит удержание граждан от преступных посягательств. Для этого в уголовном законе определяется, какие опасные для интересов общества деяния являются преступными, а также устанавливаются наказания и иные меры уголовно-правового характера за их совершение.

В отличие от вышесказанного, уголовно-правовая защита - это комплекс мер, направленных на применение уголовного закона, назначение справедливого наказания, применение иных мер уголовно-правового характера. Таким образом, уголовно-правовая защита представляет собой реакцию государства на посягательства на охраняемые уголовным законом объекты - общественные отношения, а также на их реституцию. Исходя из приведенного определения, уголовно-правовая защита осуществляется

после совершения преступления, когда становится очевидным, что охрана «не сработала», государству не удалось предупредить преступление, и возникает потребность «запуска» механизма реализации уголовной ответственности за нарушение уголовно-правового запрета.

Проиллюстрируем это опять на примере уголовно-правовой охраны и уголовно-правовой защиты потерпевшего. Когда законодатель устанавливает уголовную ответственность за какое-либо преступное деяние, он тем самым создает механизм охраны «потенциальных» потерпевших de futurum от преступных посягательств. Но эти посягательства могут быть совершены только в будущем. Таким образом, включая в УК РФ преступные деяния, предусматривая за эти деяния какое-либо наказание, предусматривая в уголовном законе, кроме наказания, иные меры уголовно-правового характера, законодатель тем самым ставит под охрану от преступных посягательств конкретные общественные отношения.

Таким образом, охрана потерпевшего уголовно-правовыми средствами возможна только для потенциального потерпевшего de futurum. Для потерпевших, которые уже стали таковыми (потерпевшие de facto и de jure) она уже бессмысленна, так как преступление уничтожило охраняемые законом общественные отношения. В результате совершения преступления появляется потерпевший de facto, еще не имеющий уголовно-процессуального статуса потерпевшего. Не имея этого статуса, потерпевший de facto не имеет и особенностей в уголовно-правовой охране по сравнению с потерпевшим de futurum. И только получив уголовно-процессуальный статус, потерпевший de jure приобретает право на охрану и защиту посредством применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов. Поскольку превенция уголовного закона не сработала, он должен взять на себя защиту потерпевшего de facto и de jure. Для этого в арсенале уголовного закона имеются достаточные средства, связанные с привлечением лица, нарушившего уголовно-правовой запрет, к уголовной ответственности и назначением ему справедливого наказания.

Таким образом, уголовно-правовую охрану потерпевших предлагается считать одним из направлений уголовной политики. Она представляет собой деятельность по установлению уголовно-правовых мер, направленных на предотвращение опасности неисполнения прав, свобод и законных интересов потерпевшего de futurum, формирование условий для «реставра-

ции» нарушенных прав потерпевшего de facto и de iure. Под уголовно-правовой защитой потерпевших предполагается привлечение лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности (квалификация преступления) либо освобождения от нее. Вслед за уголовно-правовой, начинает действовать уголовно-процессуальная защита потерпевших, направленная на восстановление нарушенных прав потерпевшего. Однако сделать это без уголовного права невозможно.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, согласно которому уголовно-правовая охрана потерпевших включает в себя, прежде всего в качестве объекта уголовно-правовой охраны, потерпевшего. Охрана как деятельность не может не включать определенных субъектов. С одной стороны, это субъекты, деятельность которых связана с уголовно-правовой охраной потерпевших, а с другой - это субъекты, от противоправных деяний которых охраняется потерпевший. В уголовно-правовую охрану также включены уголовно-правовые средства, с помощью которых осуществляется охрана потерпевшего.

Уголовно-правовая защита потерпевших состоит:

1) из квалификации преступлений, совершенных в отношении потерпевшего de facto и de iure;

2) применения положений уголовного закона об освобождении лица, совершившего преступление в отношении потерпевшего, от уголовной ответственности (например, в связи с примирением с потерпевшим).

Итак, УК РФ, в соответствии с положениями уголовной политики, выполняет охранительную и предупредительную функции, в том числе в сфере обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина в целом и потерпевших в частности. Он осуществляет эти функции посредством установления принципов уголовного права (ст. 3-7 УК РФ), основания уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ), определения действия уголовного закона (ст. 9-13 УК РФ), понятия преступления (ст. 14 УК РФ), системы наказания (ст. 44 УК РФ) и освобождения от него (ст. 79-83 УК РФ), установления иных мер уголовно-правового характера (ст. 97-1045 УК РФ), криминализации деяний и пенализации преступлений, посягающих на основные права и свободы человека и гражданина.

Только следуя законодательно закрепленным принципам, уголовный закон способен реализовать задачи охраны и предупрежде-

ния преступлений. Таким образом, принципы уголовного права представляют императив, то есть являются обязательными не только для законодателя, но и для правоприменительных органов и граждан. В них впервые в нашем уголовном законодательстве отражено человеческое (личностное) измерение как определяющее для всего УК РФ. Во всех принципах уголовного права (законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма) прослеживается приоритет основных прав и свобод человека и гражданина, прежде всего личных. Однако в наибольшей степени воплощение личных прав и свобод человека и гражданина связано с функционированием таких принципов уголовного права, как принципы законности, равенства граждан перед законом и гуманизма.

Все принципы уголовного права представляют собой единый комплекс, компонентами которого является четко сформулированный императив для законодателя, правоприменителя и граждан.

Таким образом, через действие принципов уголовного права задача охраны прав граждан реализуется не только при законодательном установлении уголовной ответственности, но и при применении норм как Общей, так и Особенной частей УК РФ. И, как следствие, такая ситуация способствует реализации основных положений уголовной политики в сфере обеспечения безопасности личности.

Примечания

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ст. 212.

2. Босхолов С.С. Основы уголовной политики. М., 1999. 293 с.

3. Лесников ГЮ. Уголовная политика Российской Федерации. Проблемы теории и практики. М., 2004. 200 с.

4. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 (ред. от 05.03.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

5. Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений: принята в Страсбурге 24 ноября 1983 г // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: СПАРК, 1998. С. 81-85.

6. О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса: рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. // Совет Европы и Россия: сборник документов. М.: Юрид. лит., 2004. 928 с.

7. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г № 40/34 // Международные акты о правах человека: сборник документов. М.: Норма, 2002. 928 с.

8. Мартыненко Н.Э. Совершенствование уголовно-правовой охраны - задача уголовной политики Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3. С. 10-14.

9. Состояние преступности в России. Ф. 3 - ЕГС (493). М.: ГИАЦ МВД России.

10. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник: в 2 ч. / под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2014. Ч. 1. 168 с.

11. Никифоров Б.С. Объект преступления. М., 1960.

12. Кузнецов А.В. Уголовное право и личность. М., 1977.

Notes

1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 no. 683. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 1, art. 212. (In Russ.)

2. Boskholov S.S. Fundamentals of criminal policy. Moscow, 1999. 293 p. (In Russ.)

3. Lesnikov G.Yu. The Criminal Policy of the Russian Federation. Problems of theory and practice. Moscow, 2004. 200 p. (In Russ.)

4. On the application by the courts of general jurisdiction of universally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of October 10, 2003 no. 5 (redaction from 05.03.2013). Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 2003, no. 12. (In Russ.)

5. European Convention on Compensation for Victims of Violent Crimes: adopted in Strasbourg on November 24, 1983. Collected documents of the Council of Europe on the protection of human rights and the fight against crime. Moscow: SPARK Pabl., 1998, pp. 81-85. (In Russ.)

6. On the situation of the victim in the framework of criminal law and process: recommendations of the Committee of Ministers of the Council of Europe of June 28, 1985. Council of Europe and Russia: coll. documents. Moscow: Jurid. lit. Pabl. , 2004. 928 p. (In Russ.)

7. Declaration of Basic Principles of Justice for Victims of Crime and Abuse of Power: UN General Assembly Resolution no. 40/34 of November 29, 1985. International Acts on Human Rights: coll. documents. Moscow: Norma Pabl., 2002. 928 p. (In Russ.)

8. Martynenko N.E. Improvement of criminal law protection - the task of the criminal policy of the Russian Federation. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 3, p. 10-14. (In Russ.)

9. The state of crime in Russia. Ф. 3 - ЕГС (493). Moscow: The Ministry of Internal Affairs of Russia. (In Russ.)

10. Criminal policy and its implementation by law-enforcement bodies: textbook: in 2 hours. Ed. L.I. Belyae-va. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. Part 1. 168 p. (In Russ.)

11. Nikiforov B.S. Object of crime. Moscow, 1960.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kuznetsov A.V. Criminal law and personality. Moscow, 1977. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.