Научная статья на тему 'Совершенствование уголовно-правовой охраны потерпевшего - задача уголовной политики Российской Федерации'

Совершенствование уголовно-правовой охраны потерпевшего - задача уголовной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕРПЕВШИЙ / VICTIM / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / PERSON / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦ / LEGAL ENTITY / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Н.Э.

В статье доказывается необходимость совершенствования уголовно­правовой охраны потерпевшего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goal of Criminal Policy of Russia: Improving Protection of Victim

The paper proves the need to improve the protection of victim.

Текст научной работы на тему «Совершенствование уголовно-правовой охраны потерпевшего - задача уголовной политики Российской Федерации»

Н.Э. МАРТЫНЕНКО,

заместитель начальника кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений, кандидат юридических наук, доцент

(Академия управления МВД России)

N.E. MARTYNENKo,

Candidate of Law Sciences, associate-Professor, Deputy Dean, Department of Criminal Policy and organizing Crime Prevention (Management academy, Ministry for Internal affairs of Russia)

И <

Ш

о a С

и S bS

и и

У

s

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< I

10

УДК 343.122

Совершенствование уголовно-правовой охраны потерпевшего - задача уголовной политики Российской Федерации

Goal of Criminal Policy of Russia: improving Protection of Victim

В статье доказывается необходимость совершенствования уголовно-правовой охраны потерпевшего.

The paper proves the need to improve the protection of victim.

Потерпевший, физическое лицо, юридическое Victim, person, legal entity, criminal policy. лицо, уголовная политика.

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека высшей ценностью. В статье 17 Конституции РФ закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими [1]. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина. Для эффективной защиты личности вносятся существенные изменения в уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство.

Уголовное законодательство непосредственно охраняет права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных посягательств путем установления основания и принципов уголовной ответственности, определения, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступле-

ниями, и установления видов наказании и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлении [2, ч. 2 ст. 2]. Тем самым уголовный закон охраняет неформализованных, абстрактных, потенциальных потерпевших (потерпевших de futurum).

В современной России предпринимаются усилия для охраны прав и интересов этой категории потерпевших. Так, уголовный закон охраняет граждан с учетом их возраста, состояния здоровья, тендерных признаков, служебного и должностного положения, отношения к воинской службе, устанавливает максимальные санкции за посягательства на жизнь человека, расширяет сферу уголовно-правовых интересов потерпевших и т. д. Однако далеко не всегда предпринимаемые законодателем меры имеют положительный эффект. По данным официальной статистики, ежегодно совершается около 2,5 млн преступлений и, соответственно, около 2 млн человек становятся потерпевшими (в 2008 г. - 2 340 375, в 2009 г. -2 241 710, в 2010 г. - 2 062 937, в 2011 г. - 1 924 192, в 2012 г. - 1 895 970, в 2013 г. - 1 822 767, в 2014 г. -147 571 у. В результате совершения этих преступ-

1 Ф. 455 ГИАЦ МВД России.

лении появляется уже конкретный потерпевшим (физическое или юридическое лицо), т. е. потерпевший de facto. И если потенциальный, абстрактный потерпевший (de futurum), его права, свободы охраняются большинством уголовно-правовых норм, то охрану потерпевшего de facto уголовный закон осуществляет только в качестве лица, имеющего уголовно-процессуальный статус, т. е. потерпевшего de iure, в рамках охраны интересов правосудия.

Традиционно потерпевший считается фигурой уголовно-процессуальной не только потому, что его понятие дается в ст. 42 УПК РФ, но и в связи с тем, что уголовно-процессуальное законодательство гарантирует защиту его прав [3, ст. 6]. Признание приоритетности уголовно-процессуального понятия потерпевшего привело к тому, что большая часть научных исследований, посвященных потерпевшему, защите его прав, начиная с середины прошлого века, проведена такими специалистами уголовно-процессуального права, как С.А. Альперт, В.П. Божьев, И.И. Потеружа [8, 11, 14]. Работы в области уголовного права посвящены либо изучению преступных деяний, посягающих на права потерпевших de futurum, анализу состава этих преступлений, а также проблемам их квалификации [13, 11, 14], либо уголовно-правовому понятию потерпевшего и определению его места в признаках состава преступления [9, 15], либо в них рассматриваются посягательства на потерпевших, уже имеющих уголовно-процессуальный статус, однако основное внимание при этом уделяется охране интересов правосудия в целом [10, 12]. Уголовно-правовой охране прав, обязанностей и интересов потерпевшего в целом такого серьезного внимания специалистами уголовного права не уделялось.

Уголовный закон в число задач включает охрану потенциального потерпевшего de futurum, а охрану потерпевшего de facto и de iure оставляет за их рамками, что не могло не сказаться на эффективности уголовно-правовой охраны [2, ст. 2]. По данным проведенного нами исследования, 78 % опрошенных потерпевших не удовлетворены качеством уголовно-правовой охраны своих прав.

Полагаем, что дальнейшее совершенствование уголовно-правовой охраны потерпевшего обусловлено:

1) необходимостью выполнения государством конституционного обязательства по охране потерпевших от преступлений [1, ст. 52];

2) масштабностью проблемы, т. е. количеством потерпевших;

3) международными обязательствами Российской Федерации. Российская Федерация участвует в ряде международных соглашений в области охраны прав потерпевших. Некоторые

положения международных конвенции в части возмещения вреда потерпевшему государством нуждаются в исследовании возможности их реализации в российском уголовном праве;

4) необходимостью обеспечения производства предварительного расследования. Охраняя потерпевших уголовно-правовыми средствами, законодатель тем самым, с одной стороны, способствует деятельности субъектов расследования, а с другой — предотвращает противоправное воздействие на потерпевшего;

5) потребностью уточнения понятийного аппарата. В УК РФ отсутствует понятие потерпевшего. Использовать уголовно-процессуальное понятие потерпевшего не представляется возможным, так как признаки потерпевшего в УК РФ и УПК РФ различны;

6) имеющимися недостатками в сфере уголовно-правового обеспечения охраны потерпевшего. На недостатки в сфере обеспечения охраны потерпевших указал Д.А. Медведев. Так, по его словам, «правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту лиц, пострадавших от преступлений», ... уголовное наказание как на уровне закона, так и на стадии его применения судами должно быть адекватным совершенному преступлению и лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего» [6];

7) недостаточной разработанностью проблем уголовно-правовой охраны потерпевших. В уголовном праве большинство научных исследований посвящены уголовно-правовому анализу состава конкретного преступления либо определению места потерпевшего в структуре уголовно-правовых отношений, поэтому уголовно-правовая охрана потерпевшего не входит в предмет большинства исследований;

8) необходимостью определения круга потерпевших, подлежащих уголовно-правовой охране. Так, нуждается в уголовно-правовой охране лицо, потерпевшее от преступления, но еще не получившее уголовно-процессуальный статус потерпевшего (потерпевший de facto). Потерпевший от преступления появляется задолго до того, как он получил уголовно-процессуальный статус потерпевшего. Это подтверждает и определение Конституционного Суда РФ, согласно которому «правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения: он лишь процессуально оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора и суда о признании потерпевшим, но не формируется им» [5]. Несмотря на это, уголовно-правовая охрана лица, потерпевшего от преступления, но еще не получившего уголовно-процессуальный статус, осуществляется без учета того, что он нуждается в особой уголовно-правовой охране;

и <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< X

11

И <

ш о а С

и S ¡Ü

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

0

1

< I

12

9) уголовной политикой России на современном этапе развития общества. Проводимая в настоящее время в стране уголовная политика направлена на либерализацию уголовного законодательства, при этом возникает дисбаланс прав и интересов потерпевшего и лица, совершившего преступление. Нередко это приводит к нарушению не только прав, но и интересов потерпевшего. Несмотря на смену политического и экономического строя в стране, принятие новой Конституции РФ, впервые закрепившей право потерпевшего на охрану, признание потерпевшим не только физического, но и юридического лица, отношение к потерпевшему defacto со стороны государства не изменилось [1, ст. 52; 3, ст. 42]. В УК РФ (по сравнению с УК РСФСР) не появилось ни одной новой статьи, которая была бы направлена на охрану потерпевших от преступлений. Вся уголовная политика последних лет, направленная на охрану потерпевших, связана в основном с изменением в УК РФ санкций за отдельные преступления, что само по себе, без комплекса целого ряда других предупредительных уголовно-правовых мер, не в состоянии реально обеспечить охрану потерпевшего defacto;

10) потребностью разработки концепции уголовной политики. На координационном совещании руководителей правоохранительных органов было принято решение поручить Генеральной прокуратуре РФ, МВД России, ФСБ России, ФТС России в 2011 г. разработать с участием Следственного комитета РФ и представить на утверждение Президенту РФ концепцию уголовной политики Российской Федерации [7]. Однако до настоящего времени такая концепция не разработана. Уголовно-правовая охрана потерпевших от преступлений должна являться одним из направлений уголовной политики;

11) необходимостью реализации положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., в п. 38 которой определено, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности ... должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенство-

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.

вание нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере» [4]. Представляется, что реализация положений Стратегии национальной безопасности требует пересмотра уголовно-правовых мер, направленных на охрану потерпевших от преступлений;

12) потребностью определения уголовно-правового положения потерпевшего, его прав и интересов, подлежащих уголовно-правовой охране. В УК РФ отсутствует определение потерпевшего, не выработаны механизмы возмещения вреда, потерпевший не участвует в решении вопросов, связанных с признанием деяния малозначительным, с назначением наказания и освобождением от него;

13) необходимостью расширения сферы уголовно-правовой охраны потерпевших — юридических лиц, включение в эту сферу индивидуальных предпринимателей и организаций, не являющихся юридическими лицами. Введение в 2001 г. в УПК РФ нормы, закрепившей положение о том, что потерпевшим может быть не только физическое, но и юридическое лицо, требует включения юридических лиц в число объектов уголовно-правовой охраны. Кроме того, до настоящего времени не решен вопрос о том, может ли государство быть потерпевшим от преступления;

14) отсутствием методик подготовки сотрудников правоохранительных органов к общению с потерпевшими. Следует сформировать у сотрудников уважительное и внимательное отношение к потерпевшим. Для этого потребуется изменение критериев оценки деятельности органов внутренних дел и показателей их статистической отчетности путем расширения сведений о потерпевших и подготовки специальных программ для проведения занятий с сотрудниками, работа которых связана с общением с потерпевшими.

Таким образом, разработка каждого из вышеназванных направлений позволит сделать уголовно-правовую охрану потерпевших более эффективной.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 г. № 131-О // Рос. газ. 2005. 15 июня.

6. Резолюция от 1 декабря 2009 г. по итогам слушаний на тему «Система защиты потерпевших и свидетелей в Российской Федерации. Проблемы и перспективы». URL: http:www. oprf.ru (дата обращения: 01.10.2010).

7. Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов 21.02.2011 в г. Москве. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/10397 (дата обращения: 16.02.2015).

8. Альперт С.А. Потерпевший в советском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1951.

9. Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. М., 2006.

10. Бобраков И.А.. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших и криминалистические методы его преодоления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.

11. Божьев В.П. Потерпевший в советском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1963.

12. Дворянсков И.В. Концептуальные основы уголовно-правовой охраны интересов судебной власти: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013.

13. Зателепин О.К.. Уголовно-правовая охрана военной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013.

14. Потеружа И.И. Потерпевший в советском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1960.

15. Фаргиев И.А.. Учение о потерпевшем в уголовном праве России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006.

Тел.: 8 (499) 150-54-64

и <

ш о а С

и S bS

и и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

s

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< I

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.