Научная статья на тему 'Потенциальные возможности применения инструментов исламского банкинга в России'

Потенциальные возможности применения инструментов исламского банкинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ИСЛАМСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / КРИЗИС / АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТЕКУЩИЙ СЧЕТ / СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярашева А. В.

В статье анализируется особенности функционирования исламской банковской системы, активные и пассивные операции в исламских банках. Применение таких финансовых инструментов в России и ее отдельных регионах могло бы выступить в качестве эффективной антикризисной меры. Анализируются первый опыт создания исламских банков в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности применения инструментов исламского банкинга в России»

потенциальные возможности применения инструментов

исламского банкинга в россии

а. в. ярашева,

доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела Е-mail: [email protected]

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В статье анализируются особенности функционирования исламской банковской системы, активные и пассивные операции в исламских банках. Применение таких финансовых инструментов в России и ее отдельных регионах могло бы выступить в качестве эффективной антикризисной меры. Анализируется первый опыт создания исламских банков в России.

Ключевые слова: исламский банкинг, коммерческий банк, исламская банковская система, исламская экономика, кризис, активные и пассивные операции, текущий счет, сберегательный счет, инвестиционный счет.

Впервые так называемые исламские банки появились в 1970-е гг., а в 1990-е гг. вышли за пределы исламских стран. На сегодняшний день в мире существует более 300 финансовых институтов исламского банкинга, а их активы составляют около 700 млн долл. Возрождение исламской экономической мысли относится ко второй половине

XX в., когда многими авторами стала отмечаться неприемлемость, с точки зрения ислама, существующей системы экономических отношений (прежде всего в финансовой сфере) и возник вопрос о применении на практике положений шариата, касающихся экономики. Исламская экономика и исламские финансы, в частности, перестали быть сугубо региональным явлением.

Исламские банки, страховые компании, инвестиционные фонды появились и в странах Запада. В

XXI в. Лондон закрепил за собой право называться мировым центром исламских финансов наряду с Бахрейном, Дубаи, Куала-Лумпуром. В 2004 г. начал работу первый в Западной Европе розничный исламский банк — Исламский банк Британии. Исламская банковская системы показала себя

как более устойчивая в момент кризиса, так как опирается на реальные активы. В мусульманском мире (а теперь в Германии и ряде других западных стран) используются формы финансирования, не связанные с получением процентов по кредитам.

Что касается термина «исламский», то не стоит воспринимать его как конфессиональный аспект: по прогнозам экономистов, он вскоре исчезнет, уступив место «партнерству» (исламская экономика — это экономика участия, а не экономика долга) или «этическому банкингу». В качестве клиентской базы могут рассматриваться любые инвесторы (не только мусульмане), мыслящие не в спекулятивных категориях, а желающие регулировать деятельность по «принципам партнерства». Кстати, термин «неростовщическая ссуда» более правильный, чем часто употребляемый «беспроцентный». Базовые сведения об исламских финансах в наши дни являются неотъемлемой частью багажа знаний высококвалифицированного финансиста на Западе. Исследование Международного валютного фонда (МВФ), проведенное еще в 1987 г., подтверждает, что исламская экономика и исламское банковское дело, в частности, способствуют более справедливому распределению ресурсов [2, с. 6].

Наиболее удачное определение понятия «исламская экономика» дано российским специалистом по исламскому банковскому делу А. Ю. Журавлевым. Ученый характеризует исламскую экономику как систему взглядов мусульман на принципы и механизмы организации хозяйственной жизни общества [5, с. 5]. Таким образом, исламская экономика — это система хозяйствования в соответствии с нормами и принципами мусульманского права. В современной экономической литературе нередко в качестве си-

нонима исламской экономики употребляют термин «исламская экономическая модель».

В исламских банках особое внимание уделяется риск-менеждменту: более жесткие условия при распределении убытков между партнерами приводит к более качественной оценке потенциальных рисков. Такой инструмент очень эффективен против финансового пузыря, который стал причиной нынешнего кризиса.

В исламском банкинге можно выделить три основных инструмента:

1) средства выдаются под процент от прибыли. Предприятие покупает завод или ставит установку, берет под этот проект кредит, но выплачивать процент начинает только тогда, когда получает прибыль. Именно поэтому при банке создается комитет, который и отслеживает, насколько эффективно используются вложенные в проект средства и какова отдача;

2) лизинговая схема: банк покупает завод или оборудование и продает его заемщику в рассрочку;

3) совместное участие банка и клиента в бизнесе, когда банк выступает соучредителем проекта. Таким образом, банки, действующие на исламских принципах, не имеют одного из основных источников прибыли обычных коммерческих банков — разницы между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам. Источник получения дохода для них — иные операции, к примеру при оформлении ипотеки банк может сам приобрести жилье, а затем продать его клиенту в рассрочку по более высокой цене. Вкладчики исламского банка получают «подарки» вместо процентов по своим депозитам. Кроме того, они активно используют долевое финансирование вместо долгового, при котором прибыль и убытки разделяются между банком и его клиентами, ставшими участниками совместного проекта — вместо того чтобы получать или выплачивать проценты, которые также запрещены шариатом.

В качестве посредника при осуществлении платежей между хозяйствующими субъектами исламский банк не имеет принципиальных отличий от банка традиционного: и здесь, и там за предоставление услуги взимается комиссия, как правило в виде процента от пересылаемой суммы. Выступая же финансовым посредником для юридических и физических лиц, банк рассчитывает не только покрыть все издержки, но и получить прибыль.

Любая инвестиционная деятельность невозможна без привлеченного капитала, который является одним из источников формирования

86 -

банковских пассивов. Остановимся на способах их формирования. Обязательства исламского банка складываются из средств клиентов на текущих, сберегательных и инвестиционных счетах.

Разница между текущими и сберегательными счетами в исламском банке та же, что и в традиционных банках. При открытии текущего счета клиент, не претендуя на какое-либо вознаграждение со стороны банка, имеет возможность свободно распоряжаться средствами на счете. Для банка главная цель при открытии и ведении текущих счетов — привлечение средств мелких вкладчиков, которые используют подобные счета для проведения расчетов. Иногда условиями договора может быть предусмотрена комиссия, взимаемая банком за проведение расчетных операций (в большинстве исламских банков комиссия за оказание услуг по текущим счетам не взимается). Открывая сберегательный счет, клиент в первую очередь претендует на получение вознаграждения, но не в виде фиксированного процента от суммы вклада, а части прибыли, заработанной банком при участии капитала клиента. При этом клиент, как и в традиционных банках, не может свободно распоряжаться средствами на счете и должен заботиться о поддержании на нем минимального остатка средств.

Средства клиентов на текущие и сберегательные счета могут привлекаться двумя способами [2, с. 92-94]:

1) в форме безвозмездных займов (беспроцентный заем, предоставляемый как в благотворительных целях, так и для кратковременного финансирования проектов, могущих принести прибыль). В данном случае получателем беспроцентного займа является банк. При формировании пассивов банк может использовать остатки на текущих счетах своих клиентов без уведомления их об этом и должен вернуть заемную сумму (без процентов) или ее часть по требованию клиента (например, при получении платежного поручения). Этот механизм используется некоторыми исламскими банками также при работе со сберегательными счетами. Владельцы сберегательных счетов могут также получать скидки и приоритет в обслуживании при пользовании услугами банка;

2) на условиях ответственного хранения, когда банк не вправе распоряжаться предметом хранения и может лишь выполнять поручения владельца вклада в отношении данного предмета, взимая за это определенную плату. Многие банки стараются не использовать этого механизма при работе с текущими и сбе-

регательными счетами: не имея возможности задействовать клиентские средства для формирования активов, они вынуждены создавать 100 %-й резерв под данные обязательства. Итак, как свидетельствует практика, при работе со сберегательными счетами исламские банки могут выбрать один из нижеследующих механизмов:

• принимать сберегательные депозиты на основе договора: клиенты дают банку разрешение использовать данные средства, а банк, в свою очередь, гарантирует возврат суммы вклада. Что касается прибыли, то ее выплата клиенту отнесена на усмотрение банка;

• рассматривать сберегательные депозиты как беспроцентный заем, предоставленный клиентом банку. В качестве вознаграждения клиенту банк может выплачивать нефиксированную прибыль и/или предоставлять скидку при пользовании его услугами;

• открывать сберегательные вклады с правом инвестировать и делить прибыль в течение оговоренного срока;

• преобразовывать сберегательные вклады в инвестиционные.

Исламские банки предоставляют своим клиентам, имеющим текущие счета, такие услуги, как выставление чека, операции с векселями (банковские тратты, переводные векселя), дорожные чеки и др. Клиенты могут завести дебетовую карточку. Что касается кредитных карт, то до 1990-х гг. данная услуга была недоступна клиентам исламских банков. Мусульманское право запрещает использование традиционных кредитных карт, поскольку оно сопряжено с взиманием и выплатой процента. Если же кредитная карта служит для безналичных расчетов, при которых банк-эмитент не взимает с держателя этой карты каких-либо дополнительных платежей, кроме комиссии за пользование картой, то использование такой «кредитной» карты считается дозволенным [7].

Что касается инвестиционных счетов, то в отличие от традиционных банков исламский банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Деньги вкладчиков, которые вносятся клиентами на специальный инвестиционный счет, вкладываются банком в различные финансовые проекты. Прибыль, которую получит владелец счета, зависит исключительно от результатов инвестирования, осуществленного банком. Исламские банки открывают своим клиентам совместные (общие) инвестиционные счета, размещают инвестиционные депозиты с ограничен-

ным/неограниченным сроком действия, а также специализированные депозиты. Инвестиционные счета называют также совместными счетами, или счетами на основе системы разделения прибылей и убытков.

Классический, известный еще с доисламских времен договор, по которому одна сторона (владелец капитала) предоставляла другой стороне (управляющему) в управление денежные средства, прибыль от вложения которых делилась сторонами в оговоренных пропорциях, приобрел в практике исламских банков некоторые разновидности, а именно:

1) договор, при котором владелец капитала лишается права вмешиваться в управление проектом и лишь ожидает своей доли прибыли, если таковая будет иметь место; подобный механизм сопряжен с высоким риском и потому не вызывает большого энтузиазма со стороны исламских банков. Они предпочитают использовать так называемый «двухслойный» договор, при котором банк и привлекает деньги клиентов, и инвестирует эти средства в различные операции, разрешенные шариатом. При этом клиентам гарантируется не фиксированный доход, а лишь доля прибыли, если таковая будет иметь место по результатам инвестирования;

2) договор «открытый» и «закрытый», в зависимости от того, есть ли у вкладчика право досрочно забрать вложенные им средства или нет;

3) договор «ограниченный» и «неограниченный», в зависимости от объекта инвестирования: клиент решает, будут ли его средства вложены в какой-то конкретный указанный им вид или виды активов или же он предоставит банку право самому определить, куда инвестировать средства вкладчика;

4) договор «специальный» и «общий», в зависимости от предпочтений клиента, чтобы его средства инвестировались и управлялись отдельно от средств других клиентов, либо сообща.

Доходность по инвестиционным счетам в исламских банках зависит от прибыльности финансируемых банком инвестиционных проектов. Доли и пропорции раздела совокупной прибыли между банком и клиентом зависят, как правило, от срока вклада. Зачастую доля клиента может достигать 90 % [6, с. 54].

Если банк не является полностью исламским и осуществляет часть операций на основе традиционных методов финансирования, то он должен вести отдельные счета для процентных и беспроцентных транзакций. Во многих исламских банках действует правило, запрещающее банку смешивать

- 87

собственные средства с деньгами владельцев инвестиционных счетов.

Что касается активных операций, то инвестиционное финансирование реализуется исламскими банками в форме:

• совместной коммерческой и инвестиционной деятельности;

• долевого участия банка в капитале предприятия путем приобретения его акций;

• вложений в различные виды ценных бумаг, соответствующих требованиям мусульманского права;

• совместных арендных операций банка и клиента.

Исламские методы, или механизмы финансирования, принято делить на две группы.

1. Методы, в основе которых лежит механизм разделения прибылей и убытков, или инвестиционные методы финансирования:

а) доверительное финансирование предполагает капиталовложения банка в какие-либо инвестиционные проекты; поскольку в соответствии с принципами, лежащими в основе данного метода финансирования, все риски, связанные с финансируемым проектом, его реализацией и прибыльностью, ложатся на плечи банка, оно не нашло широкого применения в практике большинства исламских банков. Этот механизм эффективен лишь в малобюджетных проектах, где уровень рисков невысок;

б) товарищество или имущественное товарищество, когда на продолжительный срок два или несколько лиц объединяют свои вклады в общий проект и создают компанию на принципах долевого участия. Механизм разделения прибыли между участниками и доля каждого из них определяются сторонами в специальном договоре. Убытки распределяются между сторонами пропорционально доле вложенного капитала. В отличие от договора доверительного финансирования, в рамках которого риски потери капитала несет только владелец капитала (банк), в данном случае каждая сторона несет риск потери внесенного ей капитала в случае неудачи совместного предприятия. Владелец капитала имеет право вмешиваться в управление проектом и тем самым может преодолеть негативные последствия информационной асимметрии и сопутствующих рисков.

В практике исламских банков различается несколько видов товарищества в зависимости от объема прав сторон по данному виду договоров. В одних случаях участники (партнеры) вносят равные доли в совместное предприятие и обладают равным

правом распоряжаться имуществом компании, в других — участники могут быть неравны как в размере капитала, так и в полномочиях. Один из участников (мажоритарий) имеет большую долю в капитале и управляет делами компании, а другой (миноритарий), хотя формально имеет право участвовать в управлении, фактически не может влиять на принятие управленческих решений.

В современной практике известны еще две разновидности товарищества: постоянная и убывающая. Главной особенностью постоянного товарищества является то, что в течение всей деятельности компании пропорция участия партнеров в прибылях и убытках остается неизменной (это не лишает партнеров права распоряжаться своей долей, в том числе продавать ее). Так называемая убывающая форма товарищества предполагает, что одна или несколько сторон изначально декларируют свое намерение продать свою долю участия в компании по истечении определенного срока. В этой связи между сторонами может быть достигнута договоренность о выкупе остающимися в проекте участниками доли выбывающего партнера по прошествии определенного времени или при наступлении определенного события. Мусульманское право разрешает выкуп доли как разовым платежом, так и путем уплаты периодических взносов (в том числе за счет поступлений от собственной прибыли или из внешних источников) [2, с. 102—103].

2. Методы, основанные на долговом финансировании:

а) купля-продажа по согласованной цене, представляет собой разновидность договора купли-продажи товара между одной стороной (продавцом) и другой стороной (покупателем) по согласованной цене, которая включает надбавку продавца к стоимости товара. В широком смысле это финансирование путем купли-продажи актива. Банк, действуя за свой счет, но от имени покупателя, приобретает определенный товар, в соответствии с описанием, предоставленным покупателем в заявке, а также ценой товара и наличием его на рынке. Договор вступает в силу после приобретения банком заказанного покупателем товара у третьей стороны. После вступления договора в силу банк продает клиенту товар по цене, которая включает надбавку (маржу), как правило, с рассрочкой платежа. Размер наценки зависит от рыночной конъюнктуры и привязан к лондонской межбанковской ставке (ЛИБОР). Право собственности на приобретенные банком товары в зависимости от договоренности между банком и клиентом может переходить к клиенту-покупателю в самом начале выплаты платежей в рассрочку

[6, с. 63]. Описанный метод финансирования характеризуется краткосрочностью, в отличие от механизмов по системе разделения прибылей и убытков он отличается невысоким риском. Банки заключают дополнительные соглашения, согласно которым отказ клиента от приобретения товара влечет за собой штрафные санкции [9]. Такой метод был использован одним из российских банков: в конце августа 2006 г. банк «Глобэкс» объявил о привлечении средств на основе подобного механизма на сумму 20 млн долл. от одного из старейших в мире исламских банков — «Дубай Исламик Бэнк». Банк «Глобэкс» был далеко не первым, кто стал присматриваться к исламским методам финансирования. Ранее специалисты «Альфа-Банка» изучали возможности выхода на исламские рынки капитала, но посчитали механизм предоставления средств, используемый в работе исламских банков, не выгодным для себя. Одним из главных недостатков были названы большие сроки для оформления таких сделок [10]. По мнению экспертов, банк «Глобэкс» могли привлечь меньшие требования со стороны исламского банка (в отличие от традиционного) к раскрытию информации [2, с. 107];

б) авансовое финансирование представляет собой продажу товара с отсроченной поставкой против наличного платежа. Функции исламского банка как торгового учреждения наибольшим образом проявляются в договоре, согласно которому одна сторона (банк) предоставляет другой стороне (исполнителю) определенную сумму, равную стоимости товара, а тот, в свою очередь, обязуется поставить к определенному сроку товар в соответствии с согласованной сторонами спецификацией. Банк выступает заказчиком, а другая сторона — исполнителем (подрядчиком). В соответствии с договором банк кредитует исполнителя, на которого возлагается долговое обязательство, считающееся выполненным после сдачи банку изготовленного товара. С точки зрения западного банкира поведение исламского банка выглядит не вполне логичным: зачем банку, который, по сути, является финансовым посредником, а не торговым или производственным предприятием, этот товар. Продать его он не в состоянии, поскольку фактически этого товара еще нет, есть лишь долговое обязательство со стороны исполнителя, а долг, по мусульманскому праву, не может быть предметом торговли. Выходом из такой ситуации является заключение так называемого параллельного договора, в котором уже банк выступает поставщиком товара. Интерес банка в составлении такого договора состоит в том, что он получает товар по цене ниже той, по которой можно приобрести данный товар на рын-

ке. При этом банк несет риск удешевления товара на рынке к моменту выполнения клиентом своих обязательств по договору. Напротив, другая сторона (исполнитель) оказывается более защищенной;

в) договор подряда в отличие от авансового финансирования заключается в том, что поставщиком товара является уже не клиент, а банк, а плата за товар предоставляется не в виде единовременной выплаты до получения покупателем товара, а поэтапно, по мере выполнения работы производителем товара. При этом обязательство исполнителя (подрядчика) по договору подряда в отличие от авансового финансирования не рассматривается как долговое обязательство. Данный механизм позволяет перераспределить риск от того, кто не желает принимать его на себя (клиента), на тех, кто хочет и может это сделать, рассчитывая на получение прибыли (банк). Такой договор применяется при финансировании масштабных промышленных проектов, покупки крупного оборудования (самолетов, кораблей), при организации жилищного строительства. В последнем случае по завершении строительства между банком и клиентом может быть заключен обыкновенный договор купли-продажи построенного дома;

г) лизинг, обладающий чертами известных континентальной системе права договоров аренды и лизинга (финансовой аренды). По условиям данного договора одна сторона (лизингодатель) приобретает и сдает в лизинг другой стороне (лизингополучателю) некое имущество (как движимое, так и недвижимое) на определенный срок, за что получает вознаграждение в виде арендных платежей, размер которых согласовывается сторонами заранее. Право собственности на вещь, являющуюся предметом лизинга, остается у лизингодателя. Принципиальное отличие от традиционного договора лизинга состоит в том, что последний является консенсуальным договором и считается вступившим в силу с момента его подписания. В то же время договор лизинга относится к числу реальных договоров и считается заключенным в момент передачи имущества, являющегося предметом лизинга. Важно также отметить, что лизингополучатель не обязан уплачивать полную сумму оговоренных лизинговых платежей, если объект лизинга становится не пригодным к использованию. На исламский банк, выступающий в роли лизингодателя, возлагается обязанность застраховать объект лизинга и уплачивать страховые взносы, в то время как величина лизинговых платежей остается неизменной на протяжении всего срока действия договора. В качестве разновидности этого меха- 89

низма в практике исламских банков встречается лизинг с последующим выкупом. Основное отличие лизинга с последующим выкупом от простого, или операционного, лизинга состоит в том, что со стороны клиента банка существует обязательство выкупить оборудование, здание и т. п. к концу арендного периода (когда сумма выплат со стороны клиента достигнет уровня, соответствующего согласованной между сторонами цене продажи). Лизинг с последующим выкупом часто используется для приобретения дорогостоящего оборудования (заводов, машин), а также для финансирования жилищного строительства.

Анализ операций исламских банков позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от целей создания их можно разделить на следующие виды:

• банки развития, имеющие целью способствовать экономическому и социальному развитию государств-членов (ИБР);

• коммерческие банки, главная цель которых получение прибыли за счет оказания соответствующих шариату банковских услуг;

• специализированные банки, создаваемые для решения конкретных задач (сельскохозяйственные, промышленные, кооперативные и др. банки).

В России создание исламских банков сдерживает отсутствие соответствующего законодательства: нормативы Центробанка в принципе не позволяют осуществлять деятельность подобных кредитных организаций. Однако в ряде регионов нашей страны растет и накапливается определенный капитал, который ищет исламскую оболочку. Это объясняется тем, что в них процветает исламский бизнес — открываются производства халяльной продукции, мусульманские кафе, ателье по пошиву и продаже мусульманской одежды. Но дело не только в этом: в ряде стран используются лишь инструменты исламского банкинга, а не система в целом.

В ближайшее время создание исламского банка в нашей стране не представляется возможным, но это не мешает попытаться применить некоторые из его инструментов. Намечается также перспектива в налаживании деловых контактов, создании инвестиционных проектов и возможности их совместной реализации с исламским миром. Таковой представлен в лице Исламского банка развития (ИБР) и государств — членов Организации Исламской конференции (ОИК), членами которой Российская Федерация не является, но имеет статус страны-наблюдателя при ОИК с 2005 г.

В России необходима в первую очередь поли-

90 -

тическая воля, благодаря которой могут произойти изменения в законодательстве и, соответственно, в экономических механизмах. На взгляд автора, необходимо выйти за рамки узко корпоративных интересов и посмотреть на эту проблему с точки зрения государственных интересов.

Президент Исламского банка развития Ахмад Мухаммед Али на Международной инвестиционной конференции, которая проходила в 2008 г. в Казани, сообщил о том, что в российских регионах (например в Татарстане) сложился благоприятный инвестиционный климат. Он призвал всех участников конференции, в которой принимали участие представители ведущих компаний, банков и инвестиционных фондов стран Персидского залива, Ближнего Востока и стран — участниц ОИК, воспользоваться возможностями, которые открываются для них на татарстанском рынке, для активного вложения капиталов в совместные проекты. Ахмад Мухаммед Али выразил надежду на то, что уже в ближайшем времени будут установлены тесные двусторонние отношения.

Возможно, если бы в наших регионах существовали исламские банки, то глобальный финансовый кризис нанес не столь значительный удар именно по этим банкам. Это связано со следующими факторами:

• банки не могут занимать друг у друга деньги под процент, так как процентные ставки попросту запрещены;

• банки не нагружают себя непрофильными высокорисковыми активами, такими как ипотечные обязательства, предпочитая более надежные, но, возможно, менее доходные активы.

По словам старшего аналитика банка National Bank of Abu Dhabi Г. Гоккента, «исламские банки зависят в основном от депозитов и поэтому в условиях кризиса чувствуют себя более комфортно, чем традиционные; финансовая отчетность за третий квартал 2008 г. не выявила каких-то серьезных проблем ни у одного из исламских банков, однако небольшое замедление доходности все же есть» [4].

Мы рассмотрели лишь положительные моменты возможного присутствия в республике исламских банков, но существуют и отрицательные, которые выражаются в следующем (по опыту стран с наличием исламских банков):

• плата за услуги в них выше, чем плата за обслуживание в традиционных банках;

• исламским банкам следует ориентироваться не только на религию, но и на соотношение «цена-качество»;

• более узкий спектр предлагаемых услуг, чем в

обычных банках.

Традиционные банки обладают куда более широкой линейкой продуктов, инструментами по управлению ликвидностью, а также инновациями, чем исламские банки, но все же наличие хотя бы одного банка в регионах, таких как Татарстан или Башкортостан, могло бы стать хорошей перспективой как для развития самих субъектов Федерации, так и для государства в целом. Это намного упростит процесс сотрудничества с банками Ближнего Востока и других мусульманских стран. Такой банк мог бы стать каналом, через который финансы будут поступать напрямую через корреспондентские счета, а не через европейские и американские банки, как это происходит сегодня, тем самым можно будет ускорить процесс взаимного расчета.

Однако, как уже было выше сказано, российское законодательство пока не позволяет создания исламских банков. Поэтому, чтобы говорить о формировании на территории России подобных банков Центральному банку РФ, необходимо пересмотреть положение о том, что все банки обязаны брать у него кредит под определенный процент. Исламский банк не может работать по такой схеме, потому что в основе исламской финансовой системы лежит отсутствие ссудного процента. В исламской экономической системе самое главное — это производство, а банк лишь обслуживает его. И перспектива для нашей экономики заключается как раз в том, что исламские банки в основном носят инвестиционный характер.

В декабре 2006 г. было объявлено об отзыве лицензии у «Бадр-Форте Банка» — единственного в России банка, использовавшего в своей работе исламские технологии ведения бизнеса. Этот банк получил лицензию Центрального банка РФ еще в 1991 г., а исламские методы финансирования стал применять с 1997 г. Примечательно, что в названии банка (Международный коммерческий банк «Бадр-Форте Банк») не было слова «исламский». Однако в его уставе было сказано, что банк имеет право «осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством России и нормами международного права, используя исламские экономические технологии ведения банковского дела, не противоречащие банковскому законодательству России» [6, с. 91]. «Бадр-Форте Банк» входил в Генеральный совет исламских банков при Исламском банке развития, что подтверждает признание на международном уровне осуществляемых им операций как соответствующих шариату.

С точки зрения российского законодательства

«Бадр-Форте Банк» был обычным коммерческим банком. По мнению председателя правления банка А. Н. Джабиева, сотрудники Центрального банка РФ на экспертном уровне были очень терпеливы, старались понять декларацию о том, что банк не будет брать и выплачивать процент. Как только банк сумел это продемонстрировать, было разрешено зафиксировать в уставе, что банк функционирует, соблюдая исламские экономические принципы в рамках, не противоречащих российскому законодательству [3, с. 40—41]. Указанный банк был уникальным российским банком с оригинальными продуктами, разработанными с учетом специфики нашего законодательства (например, исламской ипотекой, продуктом, разработанным для помощи мусульманам Москвы и Московской области в решении жилищной проблемы в соответствии с шариатом) [1, с. 348—350].

Проблема преодоления не приемлемых с точки зрения ислама элементов решалась в банке, в частности за счет использования векселей различных видов. Клиент эмитировал вексель и продавал его банку по номинальной стоимости, направляя полученные от проведения данной операции средства для финансирования своей инвестиционной деятельности. Покупка векселя оформлялась как операция репо, с обязательством клиента выкупить данный вексель на определенных условиях (с уплатой премии) и в определенный срок. Соответственно цена обратного выкупа векселей не являлась фиксированной, а определялась исходя из оценки сложившейся на момент заключения договора конъюнктуры на рынках профинансированных таким образом товаров или услуг, производимых клиентом, а также фактического уровня совокупной прибыли, полученной от объекта, профинансированного банком, и расчета издержек, понесенных банком.

Механизм привлечения ресурсов не вызывал вопросов с точки зрения российского законодательства, согласно которому банк не может не выплачивать по вкладам процентного вознаграждения, недопустимого с точки зрения шариата. По этой причине «Бадр-Форте» открывал своим клиентам только расчетные и текущие счета. Для того чтобы обеспечить себе долгосрочность ресурсов, банк заключал типовой договор банковского счета, который, на первый взгляд, не отличается от аналогичных договоров, предлагаемых другими российскими банками. В разделе «Финансовые условия» вкладчику предлагалось выбрать одну из опций, которые определяли тип счета как расчетный, сберегательный или инвестиционный. Таким образом, клиенту предоставлялась возможность определять

- 91

порядок начисления и выплаты вознаграждения за то, что банк пользовался остатком средств на счете. Само же вознаграждение представляло собой часть прибыли банка за определенный период.

Однако весной 2006 г. Центральный банк РФ объявил о том, что в ходе проверки у «Бадр-Форте Банка» были выявлены нарушения, перед ним возникла угроза отзыва лицензии. Переговоры и письма в адрес президента и руководства Центрального банка РФ со стороны некоторых мусульманских деятелей, в которых подчеркивалась уникальность и необходимость банка для России, только что получившей статус наблюдателя в ОИК, привели к компромиссу. Но в сентябре 2006 г. деятельность банка была все же временно приостановлена.

Одним из существенных недостатков, ограничивавших популярность «Бадр-Форте Банка» в среде мусульман, было отсутствие у банка филиалов. Неразвитость филиальной сети в «Бадр-Форте» пытались компенсировать за счет развития таких услуг, как Интернет-бэнкинг и GSM-бэнкинг. Другим фактором, сужавшим клиентскую базу банка в России, была его концентрация на обслуживании внешнеторговых операций (конверсионных операций, международных переводов, документарных операций — аккредитивов, всех видов гарантий, в том числе тендерных) и кредитовании юридических лиц, а не на работе с физическими лицами. При изучении вопроса об исламском банке в России возникают параллели с «Исламским банком Британии», учрежденным в 2004 г. Но у двух исламских банков больше различий, чем сходств. Официальные власти в Великобритании проявили заинтересованность в развитии исламского банковского дела, рассматривая оказание исламских финансовых услуг как шаг на пути диверсификации финансового рынка страны. В России же государство, к сожалению, пока не проявило достаточного интереса к учреждению подобных структур, достоинства которых неоспоримы.

Возникновение «Бадр-Форте Банка» — первая удачная попытка создать исламский банк в России, но далеко не единственная. 14 августа 1992 г. было объявлено об образовании «Единого исламского акционерного коммерческого банка». Среди учредителей банка были заявлены КамАЗ, ЕлАЗ, Западно-Сибирский металлургический комбинат, Исламский культурный центр Москвы, Всероссийский татарский культурно-просветительский центр. Инициатива по созданию первого в стране исламского банка, исходившая от руководства Российского союза промышленников и предпринимателей, получила поддержку у Администрации

92 -

Кемеровской области. Цель создания банка была не религиозная, а сугубо практическая: развитие научно-технического потенциала стран СНГ, предпринимательской деятельности предприятий с привлечением иностранного капитала, прежде всего из мусульманских стран. Определенный интерес к проекту проявили деловые круги Саудовской Аравии, ОАЭ, Турции, среднеазиатских стран. Однако проект не был реализован, банк так и не начал функционировать.

Между тем сложившаяся ситуация с исламской экономикой в России обратно пропорциональна росту научного интереса к ней [8]. В новом тысячелетии в отечественном исламоведении появились исследования, в которых исламская экономика рассматривается не с идеологической точки зрения, а как объективное явление со всеми достоинствами и недостатками. И в этом видится залог грядущих перемен, внушающих надежды.

Список литературы

1. Беккин Р. И. Исламская ипотека и ее современные модификации // Проблемы современной экономики. 2007. № 1 (21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Беккин Р. И. Исламская экономика. Краткий курс. М.: АСТ: Восток-Запад, 2008.

3. Джабиев А. Н. Перспективы применения принципов исламской экономики в хозяйственной деятельности субъектов в рамках законодательства Российской Федерации // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. М., 2004.

4. ЖуйковД. Исламские банки на подъеме // РБК daily, 10.10.2008.

5. Журавлев А. Ю. Концептуальные начала исламской экономики // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. Под ред. Р. И. Беккина. М., 2004.

6. Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. Под ред. Р. И. Беккина. М., 2004.

7. Журавлев А. Ю. Теория и практика исламского банковского дела. М. , 2002.

8. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / под ред. Р. И. Беккина. М. , 2004.

9. Павлов В. В. Исламские банки в исламском финансовом праве. М., 2003.

10. Чайкина Ю. «Глобэкс» занял у исламского банка // Коммерсант. 30.08.2006. № 160 (3491).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.