Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / задержка психического развития / мышление / квест-технология / игра / квест / preschool children / mental retardation / thinking / questtechnology / game / quest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотноеа Анна Григорьевна, Кудрявцев Владимир Александрович

В данной статье обсуждается перспективы и возможный коррекционноразвивающий потенциал использования квест технологии для дошкольников с ЗПР. Дается обоснование внедрение современных технологий в систему образования. Представлено описание основных подходов использования квест технологии в системе обучения и воспитания детей. Отражается определение «квест технологии» с точки зрения образовательного процесса. Обсуждаются исследования, отражающие специфику данной категории детей. Кроме того, в статье рассматриваются отличительные черты мыслительной деятельности у детей с задержкой психического здоровья. Раскрываются проблемы диагностики мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотноеа Анна Григорьевна, Кудрявцев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the prospects and possible correctional and developmental potential of using quest technology for preschool children with mental retardation. The necessity of introducing modem technologies into the educational system is substantiated. The description of the main approaches to the use of quest technology in the system of education and upbringing of children is presented. The definition of the concept of "quest-technology" from the point of view of the educational process is reflected. Studies reflecting the specifics of this category of children are discussed. In addition, the article deals with the distinctive features of thinking activity in children with mental retardation. Problems of diagnostics of thinking activity in children with delayed mental development are revealed.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 373.25

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

студент Болотноеа Анна Григорьевна Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород);

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 19 «Теремок» (г. Богородск); кандидат психологических наук, доцент Кудрявцев Владимир Александрович Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В ходе развития системы дошкольного образования, нельзя не отметить что создаются и новые условия обучения и воспитания детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время увеличивается рост детей с задержкой психического развития, при этом с целью обеспечения качественного образовательного процесса создаются методические разработки, используются информационные технологии.

Как показывают современные исследования И.А. Коробейникова [5], Н.В. Бабкиной [1],

A.Е. Скобцовой [9], в настоящее время организация правильного обучения детей с задержкой психического развития является достаточно значимой проблемой. У детей данной категории отмечается снижение познавательной активности, низкий уровень целепологания и планирвоания в целом, снижены показатели по всем операциям мышления, при обучении необходима организующая и направляющая помощь.

Хотелось бы отметить, что в ФГОС ДО одним из основных принципов выделяет следующее «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности». То есть для достижения поставленных задач и целей обучения необходимо использовать в своей работе не только традиционные формы и методы работы, но и активно должны создаваться и внедряться современные технологии.

В ходе изучения психолого-педагогичсекой литературы по заявленной проблеме, нами были выделены такие противоречия как:

• Потребность от системы образования в развитии личности как активной, самостоятельной и любознательной. Но при этом в практике отмечаются проблемы в организации такого обучения.

• Необходимость внедрения игровых технологий в работе с детьми с задержкой психического развития.

Данные противоречия и позволили нам подчеркнуть актуальность и значимость проблемы, а это -поиск современных и эффективных форм и средств работы с дошкольниками с ЗПР.

Изложение основного материала исследования. У истоков изучения детей с задержкой психического развития в нашей стране стояли следующие исследователи: Т.А. Власова,

B.И. Лубовский, К.С. Лебединский, В.Ф. Мачихина, М.С. Певзнер и др. Благодаря работам отечественных исследователей Г.Е. Сухаревой (1965), М.С. Певзнер (1973), К.С. Лебединской (1982), категорию детей с ЗПР стали относить к виду психического дизонтогенеза, причем нельзя не отметить, что данная категория детей имеет более высокий потенциал развития, в сравнении с умственно отсталыми детьми [1].

Своевременное развитие логических операций и оптимизация мыслительной деятельности у детей с ЗПР дошкольного возраста в целом, могут положительно оказывать влияние на развитие познавательной деятельности. При этом нужно учитывать, что при правильной организации работы можно достигнуть положительной динамики развития мыслительной деятельности в целом [2].

На наш взгляд, включение квест-технологии в систему работы, может способствовать повышению таких качеств. Данные задания могут охватывать как отдельную проблему, так и тему занятия.

Сам термин «квест» был предложен в 1995 году Берни Доджем, при этом квестом в то время он назвал сайт, который содержал бы проблемное задание и предполагал самостоятельный поиск

решения данной проблемы. Благодаря, Т. Марчу данное опеределение было значительно расширено. По его мнению, квестом можно назвать построенную по типу опор учебная структура, которая мотивирует детей на поиск и изучение проблемы, развивая тем самым необходимые мыслительные операции и познавательное развитие в целом [6].

Таким образом, ссылаясь на труды Л.С. Выготского, Т. Марч утверждал, что в исследовательской деятельности дети нуждаются в специальных подсказках (в виде опор), которые могут вовлекать в процесс решения проблемы.

При использовании квест технологии в образовательном процессе дети проходят полный цикл мотивации, они не только знакомятся с необходимым для нас материалом, но и включаются в процесс исследования, изучения, обсуждения, тем самым развивая мыслительные качества. Поэтому включение квест-технологии в систему образования, будет способствовать достижению основных задач обучения и воспитания [9].

При организации образовательной деятельности в детском саду, нужно учитывать возраст и контингент воспитанников. Ведущий вид деятельности в данном возрасте-игра, при этом у детей с задержкой психического развития отмечаются следующие особенности игровой деятельности [7]:

• снижена потребность в совершенствование своей деятельности;

• нецеленаправленность действий;

• затрудненность на этапе планирования игры и замысла в целом;

• низкая познавательная и коммуникативная активность;

• необходимость в организующей помощи.

Нельзя не отметить, что данные особенности тесно связаны с мыслительной деятельностью. Таким образом, нам необходимо построить образовательный и воспитательный процесс таким образом, что решались поставленные задачи, посредством применения различных современных методов и форм работы.

В настоящее время, принято различать несколько видом квест технологий, но все они решают трилогию задач:

• способствуют закреплению и обобщению знаний по изученной теме;

• способствуют развитию инициативности и самостоятельности у воспитанников;

• повышают интерес и стимулирует мотивацию к процессу обучения;

• способствуют повышению положительного эмоциональной реакции на процесс обучения;

• способствуют развитию потенциала с точки зрения творчества, развивают исследовательский интерес;

• способствуют формированию навыков взаимодействия как с детьми, так и с педагогом;

• активизирует и расширяет познавательную и коммуникативную активность;

• способствуют корригированию навыков планирования и самопланирования;

• способствуют расширению кругозора;

• способствуют развитию личностных качеств: уверенность, организованность, сила воли;

• развивает аналитическую деятельность;

Таким образом, квест-технологии отлично подходят для развития такого психического процесса, как мышление. В квесте задействовано большинство свойств мышления.

Выводы. Для оценки мыслительных качеств у детей дошкольников с задержкой психического развития, путем использования квест-технологии нами была проведена диагностика. В исследовании приняли 30 детей группы компенсирующей направленности. В результате обобщения результатов по трем методикам, направленные на оценку: словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления были сделаны следующие выводы: многочисленную типологическую группу составили воспитанники с II уровнем успешности (60%) вторую по численности составляют 17% учащихся, продемонстрировавших III уровень успешности, 17% - I уровень успешности и только 2 ученик (6%) обнаружил IV уровень успешности. Это может свидетельствовать о том, что в данной группе испытуемых дошкольников качества мыслительной деятельности в стадии становления, при этом они нуждаются в дополнительном разъяснении и организующей помощи со стороны взрослого, кроме того необходимы дополнительные педагогические условия и многократность их вариативного применения на всех этапах организации образовательного процесса.

В целом, подводя результаты теоретического и практического изучения, можно сказать, что включение в процесс обучения квест-технологии является целесообразным. Дошкольники с задержкой психического развития активно и с интересом включаются в выполнение заданий такого типа, однако требуется дополнительная организующая и целенаправленная помощь педагога.

Аннотация. В данной статье обсуждается перспективы и возможный коррекционно-развивающий потенциал использования квест технологии для дошкольников с ЗПР. Дается обоснование внедрение современных технологий в систему образования. Представлено описание основных подходов использования квест технологии в системе обучения и воспитания детей. Отражается определение «квест технологии» с точки зрения образовательного процесса. Обсуждаются исследования, отражающие специфику данной категории детей. Кроме того, в статье рассматриваются отличительные черты мыслительной деятельности у детей с задержкой психического здоровья. Раскрываются проблемы диагностики мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дошкольники, задержка психического развития, мышление, квест-технология, игра, квест.

Annotation.This article discusses the prospects and possible correctional and developmental potential of using quest technology for preschool children with mental retardation. The necessity of introducing modern technologies into the educational system is substantiated. The description of the main approaches to the use of quest technology in the system of education and upbringing of children is presented. The definition of the concept of "quest-technology" from the point of view of the educational process is reflected. Studies reflecting the specifics of this category of children are discussed. In addition, the article deals with the distinctive features of thinking activity in children with mental retardation. Problems of diagnostics of thinking activity in children with delayed mental development are revealed.

Key words: preschool children, mental retardation, thinking, questtechnology, game, quest.

Литература:

1. Бабкина, H.B. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики / Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников // Клиническая и специальная психология. - 2019. - Т.8. - № 3. - С. 125-142

2. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников. - М.: Наука, 2020. - 213 с.

3. Бутко, Г.А. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития / Г.А. Бутко, О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, № 3(28). - С. 6.

4. Каштанова, С.Н. Сравнительная оценка особенностей и недостатков операционального компонента мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью / С.Н. Каштанова, И.Н. Голованова // Карельский научный журнал. - 2021. - Т. 10, № 1(34). - С. 16-19

5. Коробейников, И.А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с задержкой психического развития / И.А. Коробейников, Н.В Бабкина // Дефектология. - 2017. - № 2. - С. 3-13

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 67-68

8. Самохина, О.Н. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками / О.Н. Самохина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 36-39

9. Скобцова, А.Е. Особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.Е. Скобцова// Молодой ученый. - 2021. - № 23 (365). -С. 331-333

10. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. - М.:ВЛАДОС, 2005. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.