Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ КВЕСТ-ИГР И КРОССЕНСОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ КВЕСТ-ИГР И КРОССЕНСОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СЛОВАРЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КВЕСТ-ИГРА / КРОССЕНС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаркина Н.В., Белолипецкая С.А.

Статья посвящена исследованию проблемы формирования словаря старших дошкольников с задержкой психического развития с применением квест-игр на основе детской художественной литературы. В статье раскрыты понятия квест-игра, кроссенс, представлено описание использования этой игровой технологии в словарной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаркина Н.В., Белолипецкая С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF LITERARY QUEST GAMES AND CROSSES IN THE FORMATION OF THE VOCABULARY OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the study of the problem offorming a dictionary of older preschoolers with mental retardation using quest games based on children’s fiction. The article reveals the concepts of quest-game, cross-reference, and describes the use of this game technology in vocabulary work with older preschool children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ КВЕСТ-ИГР И КРОССЕНСОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376 ЧАРКИНА Н.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» E-mail: charkin08@rambler.ru БЕЛОЛИПЕЦКАЯ С.А.

учитель-дефектолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 1» E-mail: sofochka.bel@yandex.ru

UDC376 CHARKINA N.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Technologies of Psychological, Pedagogical and Special Education, Orel State University

E-mail: charkin08@rambler.ru BELOLIPETSKII S.A. Teacher-Defectologist Municipal Budgetary Educational Institution of the City of Mtsensk " School No. 1" E-mail: sofochka.bel@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ КВЕСТ-ИГР И КРОССЕНСОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

THE USE OF LITERARY QUEST GAMES AND CROSSES IN THE FORMATION OF THE VOCABULARY OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

Статья посвящена исследованию проблемы формирования словаря старших дошкольников с задержкой психического развития с применением квест-игр на основе детской художественной литературы. В статье раскрыты понятия квест-игра, кроссенс, представлено описание использования этой игровой технологии в словарной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, словарь, дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, квест-игра, кроссенс.

The article is devoted to the study of the problem offorming a dictionary of older preschoolers with mental retardation using quest games based on children's fiction. The article reveals the concepts of quest-game, cross-reference, and describes the use of this game technology in vocabulary work with older preschool children with mental retardation.

Keywords: mental retardation, dictionary, preschool children with mental retardation, quest game, crossens.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются самой разнородной группой детей, имеющих отклонения в развитии. На рубеже 20-21 вв. появилось достаточно много психолого-педагогических исследований, касающихся изучения отдельных особенностей психического развития детей данной категории и содержания коррекционной помощи им (Алмазова О.В., Белопольская Н.Л., Васильева Е.Н., Костенкова Ю.А., Медведева Е.А., Павлий Т.Н., Переслени Л.И., Стрекалова Т.А.) [9]. Среди исследований выделяются работы, направленные на изучение речевого развития детей с ЗПР. Изучение психолого-педагогической литературы по теме нашего исследования позволило выявить основные особенности устной речи старших дошкольников с ЗПР (особенности внутреннего речевого программирования, создание замысла высказывания (Н.Ю. Борякова, О.В. Вольская, Ю.Г. Демьянов, А.А. Руснак, Е.С. Слепович, Т.А. Фотекова, С.Г. Шевченко), особенности артикуляции и интонационной выразительности речи (Е.В. Мальцева, И.Ф. Марковская), специфика лексической стороны речи (Е.В. Владимирова, А.Д. Вольфорская, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко), детское словотворчество (А.О. Дробинская, М.Н. Фишман), своеобразие грам-

матического строя речи (Р.Д. Тригер, Т.А. Фотекова, Л.В. Яссман)) [1, 2, 4, 14]. Обобщение исследований по проблемам речевого развития дошкольников с ЗПР позволяет сделать вывод, что недостаточная сформиро-ванность когнитивных функций, нарушения познавательной деятельности негативно влияют как на общее речевое развитие дошкольника с ЗПР, так и на отдельные его стороны. У детей наблюдаются бедность и неточность словарного запаса, преобладание бытовой лексики, нарушения фонетико-фонематической стороны речи, нарушения грамматического строя речи, что приводит к снижению успеваемости в процессе обучения [8]. Однако, уровень развития речи детей с ЗПР удовлетворяет потребностям повседневного бытового общения (Н.А. Никашина). В тоже время следует констатировать, что очень мало научных данных, характеризующих речевое развитие детей в зависимости от причин развития ЗПР, времени, объеме и локализации нарушения [4]. В условиях постоянного усложнения образовательных программ наличие у детей с ЗПР различных речевых нарушений является актуальной проблемой, так как несформированность навыков чтения и письма, появившиеся как следствие общего недоразвития речи в дошкольном возрасте, мешает им усваивать учеб-

© Чаркина Н.В., Белолипецкая С.А. © Charkina N.V, Belolipetskii S.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ный материал в определённые сроки [15]. Мы согласны с утверждением УВ.Ульенковой, Е.А. Стребелевой, что преодоление нарушений в развитии у детей с ЗПР в дошкольном возрасте имеет первостепенное значение и позволяет дать благоприятный прогноз развития в период школьного обучения [9]. Методологическую основу исследования составляют: учение о социальном генезе высших психических функций (Л.С. Выготский и др.), положение о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей, ведущей роли обучения в процессе развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), деятельностный подход к формированию новообразований определенного возрастного периода (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), методика развития словаря детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, В.В. Гербова, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин и другие), исследования восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина), психолого-педагогические технологии обучения детей с трудностями в обучении (И.М. Бгажнокова, Е.А. Стребелева, УВ. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицына).

Полученные в ходе исследования теоретические и практические данные могут быть использованы в практике организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР: на занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога, в различных досуговых мероприятиях под руководством воспитателя. Достоверность полученных данных определяется методологической обоснованностью общего замысла исследования, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, опытно-экспериментальной проверкой выводов.

Существует большое количество средств развития словаря, одним из которых является художественная литература [6]. При ознакомлении с художественной литературой педагогами используются различные технологии работы. В настоящее время большую популярность приобретает такая технология работы с дошкольниками как квест-игра [3]. Квест -это игра, которая требует от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определён или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока [3]. Поспелова Т.А. и Моисеева Н.М. считают квест универсальной инновационной образовательной технологией, с помощью которой можно решать коррекционные задачи: развитие памяти, мышления, смекалки и коммуникативных способностей детей [8]. Кроме того, Колесникова И.В. и Лосева Л.Ю. определяют квест-игру как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельности [7].

Отличительной особенностью данной технологии работы является наличие проблемной ситуации, для решения которой детям надо активно думать, размышлять. Существует большое количество приёмов активизации мыслительной деятельности. Одним из таких приёмов является кроссенс, головоломка для интеллектуалов, которую придумали в 2002 году Федин С. и Бусленко В. [5]. Данная головоломка представляла собой таблицу из девяти картинок на самые различные темы. Задача наблюдателя состояла в том, чтобы найти ассоциативную связь между соседними картинками. В настоящее время кроссенсы используют не только в досуговой, но и в учебной деятельности. Использование квест-игр и кроссенсов на материале детской художественной литературы позволяет эффективно решать задачи развития лексики детей, работать со знакомым художественным материалом, делать коррекционное занятие занимательным.

Для реализации коррекционно-развивающей работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР использовался педагогический эксперимент.

Цель этапа исследования - составить и апробировать комплекс занятий по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием художественной литературы.

Задачами рассматриваемого этапа эксперимента были:

1) познакомить детей с произведениями художественной литературы;

2) составить и провести квест-игры по прочитанным детям литературным произведениям;

3) проанализировать коррекционно-развивающую работу по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием художественной литературы.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» в г. Орёл.

В соответствии с поставленными нами задачами коррекционно-развивающая работа была проведена в несколько этапов:

1. Отбор произведений художественной литературы для чтения детям. Список произведений художественной литературы определялся исходя из программно-методического обеспечения группы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с учетом требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Составление квест-игр по заранее отобранным литературным произведениям. По мотивам каждого произведения была составлена квест-игра, которая проводилась после прочтения литературного произведения. Каждая квест-игра включала в себя кроссенс, соответствующий ходу и содержанию игры.

3. Чтение произведений художественной литературы и проведение квест-игр.

Рассмотрим методику проведённой нами коррекционно-развивающей работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием художественной литературы. Накануне проведения квеста дошкольникам было прочитано литературное произведение и по нему проведена беседа. В ходе беседы задавались вопросы, которые помогали выявить уровень понимания прочитанного, уточнить новые, непонятные для детей слова, обратить внимание детей на описание предметов и явлений. На следующий день проводилась квест-игра по разобранному произведению. Квест-игры проводились 2 раза в неделю. Продолжительность квест-игры - 25 минут. Так как основной целью данных квест-игр является развитие словарного запаса дошкольников с ЗПР, нами были подобраны специальные задания. При составлении сценария квест-игры нами учитывалась структура дефекта, то есть дошкольникам предлагались задания средней сложности, чтобы у каждого ребёнка была возможность их выполнить. В процессе данной деятельности детям адресно оказывалась необходимая помощь, как в организационном плане, так и в интеллектуальном (одним ребятам нужно было повторить задание, другим - дать подсказку или задать наводящий вопрос, третьим - дать возможность повторного самостоятельного выполнения задания или практического участия в нём). В ходе выполнения заданий квеста детям необходимо было описывать качества и признаки предметов, определять их составные части, называть предметы по описанию, подбирать действия к предметам. Для поддержания интереса к квесту, сохранения работоспособности дошкольников в каждую игру были включены задания с использованием наглядного материала. В процессе проведения коррекционно-развивающей работы создавались доброжелательные отношения с дошкольниками, использовался демократический стиль общения, что способствовало поддержанию активности и интереса детей к деятельности во время занятий.

Разберём на примере квест-игры «Петух и краски» особенности использования данной формы работы с детьми. В вводной части появлялся «гость», которому в течение квеста дошкольники должны помочь решить какую-либо проблему. В процессе всей квест-игры взрослый, который является координатором (объясняет цель игры, задания, помогает организовать деятельность детей), выступает с вступительным словом, где в сказочной игровой форме детям объяснялась ситуация, которая произошла с персонажем литературного произведения, и предлагалось оказать ему (персонажу) определённую помощь, выполнив ряд заданий. Гостями выступали главные герои прочитанных произведений, а проблемной ситуацией - основная линия сюжета. В одних квест-играх картинка с изображением персонажа литературного произведения предъявлялась сразу, в других - после отгадывания воспитанниками загадки. По сюжету сказки В. Сутеева «Петух и краски» герою, чтобы стать настоящим петухом и над ним никто не смеялся, нужно было найти волшебные краски, которые бы

его раскрасили. После определения и постановки проблемы, дошкольникам предъявляются задания - основная часть занятия. Для активизации мыслительной деятельности детей в процессе проведения квест-игры нами была использована технология «кроссенс». Работа с кроссенсом была организована следующим образом: за каждое выполненное детьми задание им выдавалась одна из картинок (частей) кроссенса, которые в конце собирались в единое целое и дошкольники должны были по опорным картинкам определить литературное произведение. В нашем случае мы адаптировали данную головоломку с учётом уровня познавательного развития дошкольников с ЗПР следующим образом: количество картинок мы сократили с 9 до 4 и центральную картинку заменили на клетку со знаком вопроса, который предполагает под собой ответ в виде названия произведения, по мотивам которого была составлена квест-игра. Следует отметить, что кроссенс представлял собой не цельную таблицу, а разрозненные части в виде пазла. Каждая картинка (часть) кроссенса определяла характерную деталь произведения, то есть были изображены те предметы, которые были характерны для того или иного произведения: были изображены главные герои произведений, их атрибуты, предметы, ярко характеризующие определённые сцены из произведения. Например, в данной квест-игре использовались изображение раскрашенного и нераскрашенного петуха, изображение красок (героев сказки) и изображение реальных красок для рисования. Количеству частей кроссенса соответствовало количество заданий основной части. Данная технология заинтересовала детей, но вызвала некоторые трудности: дошкольники не могли сказать точное название литературного произведения, вместо этого они начинали его пересказывать (передавали суть произведения, то, что случилось с главным героем, или же перечисляли персонажей и их действия). В процессе выполнения заданий при необходимости детям оказывалась помощь (повторение или уточнение задания, наводящий вопрос, объяснение). Несмотря на то, что выполнение заданий квеста предполагало передвижение по групповой комнате («путешествие», в которое отправлялись дети в начале квест-игры), нами были использованы физкультминутки, содержание которых соответствовало лексической теме занятия и способствовало закреплению и активизации словарного запаса дошкольников. На протяжении всей коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с ЗПР педагог поощрял любую активность ребёнка, не противоречащей нормам и правилам поведения, самостоятельность при выполнении заданий, а также помощь товарищу. Дети учились работать в группе, усваивали правила поведения (отвечать по очереди, не перебивать товарища, не толкаться во время передвижения и проведения физкультминутки, слушать задание до конца, не выкрикивать). В заключительной части квест-игры возвращались из путешествия, «гость» благодарил детей за помощь и дарил «подарки» (сюрпризный момент в виде подарков (раскраска, лабиринт, картинка «Соедини по точкам») ис-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

пользовался во всех квест-играх). В конце занятия дети складывали части кроссенса, называли изображенные на них объекты и предметы и определяли литературное произведение. С целью закрепления повторялся основной лексический материал, подводились итоги. Следует отметить, что квест-игры сразу вызвали интерес у дошкольников, так как были новой и неизвестной формой работы. Дети самостоятельно и активно включались в деятельность, что говорит о доступности данной формы работы для детей с ЗПР. Данный вариант проведения коррекционно-развивающей работы мы считаем наиболее продуктивным, потому что подобранные нами методы направлены на развитие всех высших психических функций, а также способствует развитию коммуникативных способностей и умению работать в коллективе. По своей сути, данная форма организации деятельности детей предполагает не просто выполнение предлагаемых заданий, а включение дошкольников в некое путешествие, которое носит поисковый характер.

Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, успешно был выполнен ряд психолого-педагогических условий проведения коррекционно-развивающей работы:

- создание ситуации успеха во время проведения занятий и квест-игр;

- создание интереса и мотивации к проведению квест-игр;

- дифференцированный подход в процессе проведения квест-игр;

- учёт индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка при составлении квест-игр и подбора заданий;

- использование наглядности при чтении произведений и проведении квсет-игр;

- применение приёмов поощрения и одобрения любой положительной активности детей.

Наблюдение за детьми в ходе занятий, беседа с воспитателями и родителями позволили отметить положительные изменения в лексике дошкольников с ЗПР. Дети стали правильно подбирать обобщающие слова по лексическим темам, активно использовать в речи (как на занятиях, так и в свободной деятельности) прилагательные (цвета, свойства, качества предметов), глаголы (действия человека и животных), подбирать антонимы. Кроме того, у дошкольников с ЗПР в течение всего занятия сохранялся познавательный интерес, что имеет большое значение в коррекционной работе. Нужно отметить, что использование рассматриваемой технологии в работе с дошкольниками с ЗПР нуждается в дальнейшей апробации и методической поддержке. Как уже было отмечено, сама категория дошкольников с ЗПР достаточно разнородна по своим интеллектуальным и речевым возможностям. Это требует грамотного подхода в адаптации квест-игр и составлении новых вариантов использования данной технологии. Педагогу нужно идти не столько по пути упрощения содержания задания, необходим поиск дифференцированного содержания игры, где каждый ребенок сможет получить и активизировать новые знания. Проведенный эксперимент подтверждает возможность использования технологии квест-игры с дошкольниками с ЗПР, но в тоже время ставит задачи дальнейшего теоретического и методического решения проблемы.

Библиографический список

1. Вольская О.В., Руснак, А.А. Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4 С. 139-144.

2. Вольфовская А.Д. Сравнительный анализ развития лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Специальное образование. Материалы XII Международной научной конференции. Том 2. 2016. С. 31-35.

3. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №4. С. 68-69.

4. КостенковаЮ.А., ТригерР.Д.. Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. М.: Школьная Пресса, 2004. 64 с.

5. Кроссенс - игра для эрудитов // Наука и жизнь. 2012. №2. С. 50-51.

6. ЛевченкоЕ.В., КарелинаН.А. Роль художественной литературы в развитии речи детей // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №7. С. 9-12.

7. Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 723-725.

8. Поспелова Т.А., Мосеева Н.М. Квест как новая форма взаимодействия между субъектами образования // Дошкольная педагогика. 2017. №7 (132). С. 18-21.

9. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

10. Фуреева Е.П. Исследования речевых нарушений у детей с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии : материалы международной научно-практической конференции 3-4 июня 2013 года. Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». 2013. 111 с. С. 62-66.

11. Чаркина Н.В. Возможности использования занятий по чтению при составлении программ коррекционно-развивающей области, адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №2 (75). С. 370-372.

References

1. Volskaya O.V., Rusnak A.A. Development of language ability in preschool children with mental retardation // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social Sciences. 2015. no. 4 Pp. 139-144.

2. VolfovskayaA.D. Comparative analysis of vocabulary development in children with General speech underdevelopment and delayed mental development / / Special education. Materials of the XII International scientific conference. Volume 2. 2016. Pp. 31-35.

3. Kiselok U.N. Quest-a game as a form of direct educational activity with children of preschool age: // Questions of preschool pedagogy. 2017. №4. Pp. 68-69.

4. Kostenkova J.A., Triger R.D.. Shevchenko S.G. Children with mental retardation: characteristics of speech, writing, reading. Moscow: School Press, 2004. 64 p.

5. Crossens - a game for scholars // Science and life. 2012. №2. Pp. 50-51.

6. Levchenko E.V., Karelina N.A. the Role of fiction in the development of children's speech // Questions of preschool pedagogy. 2018. №7. Pp. 9-12.

7. LosevaL.Yu., KolesnikovaI.V. Game-quest as a form of educational activity with older preschoolers // Collection of materials of the annual international scientific and practical conference "Education and training of young children". 2016. № 5. Pp. 723-725.

8. Pospelova T.A., Moseeva N.M. Quest as a new form of interaction between subjects of education // Preschool pedagogy. 2017. №7 (132). Pp. 18-21.

9. Ulyenkova U.V., Lebedeva O.V. organization and content of special psychological assistance to children with problems in development: Textbook for students. Higher PED. studies'. Moscow: publishing center "Academy", 2002.

10. Fureeva E.P. Research of speech disorders in children with delayed mental development / / Theoretical and applied issues of special pedagogy and psychology: materials of the international scientific and practical conference 3-4 June 2013. Prague : Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2013. 111 p. Pp. 62-66.

11. Charkina N.V. The Possibility of using reading classes in the preparation of programs of correctional and developmental field, adapted basic General education programs of primary education // Scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2017. №2 (75). Pp. 370-372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.