Научная статья на тему 'Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря'

Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1265
209
Поделиться
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткина З. А.

Статья посвящена проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Представлена диагностическая программа, направленная на изучение сформированности временных представлений старших дошкольников с задержкой психического развития в контексте народного календаря. Обсуждаются особенности формирования временных представлений детей с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Поднимаются вопросы подготовки к школе старших дошкольников с задержкой психического развития: расширение кругозора, формирование широкой ориентировки в окружающем через знакомство с народными традициями, формирование временных представлений с опорой на народный календарь. Затрагивается проблема воспитания детей с задержкой психического развития в социокультурном аспекте.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сироткина З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря»

УДК 372

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ

Статья посвящена проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Представлена диагностическая программа, направленная на изучение сформированности временных представлений старших дошкольников с задержкой психического развития в контексте народного календаря. Обсуждаются особенности формирования временных представлений детей с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Поднимаются вопросы подготовки к школе старших дошкольников с задержкой психического развития: расширение кругозора, формирование широкой ориентировки в окружающем через знакомство с народными традициями, формирование временных представлений с опорой на народный календарь. Затрагивается проблема воспитания детей с задержкой психического развития в социокультурном аспекте.

Ключевые слова: фольклорное наследие, воспитание дошкольника, задержка психического развития, коррекционно-развивающая работа, временные представления, народный календарь.

В последние годы возрос интерес к коррекционной деятельности средствами искусства. Это связано с тем, что искусство имеет специальные функции, с помощью которых человек может научиться рассказывать о своем внутреннем мире, о том, что его волнует, тревожит, радует (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко и др.).

В настоящее время искусство в пространстве образовательного учреждения выступает не только как средство обучения, развития способностей детей, но и как важное средство оптимизации эмоциональных, интеллектуальных, личностных качеств ребёнка с проблемами в, развитии, коррекции различных нарушений и т. д. (И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Н. В. Шутова и др.).

Современное образование направлено на интеграцию знаний с гуманистическими ценностями, где человеку как их носителю дается возможность самореализоваться. Подобная ориентация образования, не может не влиять на содержание специального образования центральной задачей которого является раскрытие потенциальных возможностей ребенка с проблемами развития. Особенно важно формирование его как активного субъекта деятельности и становление в этом процессе основных характеристик субъектности (самостоятельности, активности, инициативности, саморегуляции) на этапе дошкольного детства, так как именно в этот период закладывается фундамент многих психических и личностных качеств.

Многие авторы (Е. Е. Дмитриева, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева, У. В. Ульенкова) считают, что развитие мотивированной активности, внутренней независимости и самостоятельности детей, особенно с негрубыми нарушениями развития, является важнейшим фактором, способствующим их продвижению к уровню возрастной нормы.

Таким образом, со всей очевидностью встает задача поиска таких средств, с помощью которых стало бы возможным использовать активные методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы развития. Одним из эффективных средств в этом плане является музыкальный фольклор. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать потенциал ребенка.

З. А. Сироткина

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова

e-mail:

zzzzoyka@mail.ru

Фольклор дает широкие возможности для использования его в коррекционноразвивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, в частности с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития характеризуется более медленным по сравнению с нормальным темпом развития мышления, речи, личности. У детей с задержкой психического развития замедленный темп развития психики выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, недостаточной познавательной активности, эмоциональной незрелости. В связи с этим дети с ЗПР испытывают большие трудности при подготовке к школе. Не менее значимым направлением в коррекционно-развивающем процессе является формирование у детей с ЗПР представлений об окружающем мире, особенно во временном контексте. Известно, что дети с ЗПР имеют ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостатки в формировании временных представлений. Использование фольклорного наследия в коррекционной работе с данной категорией детей открывает большие возможности в расширении кругозора детей, в развитии представлений о временах года, ведь все народные обряды, обычаи, праздники тесно связаны с календарем.

Мы предприняли попытку изучения сформированности временных представлений детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря. Для этого были разработаны специальные задания, позволяющие оценить представления детей о временах года, их признаках, занятиях людей, играх и забавах детей, повадках животных и птиц, жизни растений в разные календарные периоды, понятия о народных календарных праздниках и обычаях.

Оценка заданий производилась по пятибалльной системе. Критериями оценки служили заинтересованность ребенка в деятельности, целеполагание, возможность удержания цели до конца выполнения задания, понимание инструкции и содержания задания, планирование действий, принятие помощи взрослого и ее использование, возможность словесного отчета о своих действиях.

При обследовании детей необходимо соблюсти следующие условия: Обследование проводится индивидуально. Все задания облачаются в игровую форму. Все используемые картинки должны быть с реалистическими изображениями. Ответы детей должны фиксироваться в протоколе. Каждое задание должно заканчиваться краткой беседой.

Задание 1 направлено на изучение знания детьми названий времен года и их последовательности; задание 2 позволяет оценить сформированность у детей понятий о температурном режиме в разные времена года; задание 3 направлено на изучение сформированности представлений о сезонной одежде; задание 4 позволяет изучить сформированность представлений о жизни растений и животных в разные времена года; задание 5 позволяет оценить сформированность представлений о сезонном труде людей; задание 6 направлено на изучение сформированности представлений о природных явлениях в разные времена года; задание 7 позволяет изучить сформированность представлений об играх и забавах детей в разные времена года; задание 8 направлено на изучение сформированности представлений о народных праздниках и обрядах в разные времена года; задание 9 позволяет оценить понимание пословиц и поговорок о разных временах года; задание 10 направлено на идентификацию различных времен года в русских народных сказках.

При обследовании были получены следующие результаты.

1. Дети с ЗПР в основном знают названия времен года. Но для выполнения задания практически всем детям ( 90 %) нужна наглядная опора в виде картинок. Когда ребенка просят объяснить, по каким признакам он определил время года на картинке, практически все дети опираются только на признак температурного режима (тепло-холодно) или на признак природных явлений (снег-дождь). Последовательность времен года самостоятельно назвать дети с ЗПР не могут, им доступно разло-

жить последовательно картинки с изображением времен года с помощью педагога, а затем их назвать (95 %). Причем дети пятилетнего возраста с трудом дают словесные обозначения временам года и их признакам. Средний балл при выполнении задания 5- летними детьми - 3,2; 6-летними - з,9.Нормально развивающиеся дети, как шести-, так и пятилетнего возраста без затруднений называют времена года и их последовательность. Причем многим (75 %) не нужна наглядная опора;

2. Дети с ЗПР имеют очень приблизительные представления о температурных режимах в разное время года. В основном они могут назвать только две противоположные характеристики «тепло» и «холодно» относительно зимы и лета (85 %). Некоторые дети плохо понимают задание, очень быстро теряют интерес. В основном ответы детей не развернуты, действуют дети с помощью наводящих вопросов. Само задание на классификацию вызывает большие затруднения. Поэтому основная масса детей смогла определить температурные характеристики только по каждому времени года отдельно, когда педагогом было ограничено поле деятельности. Показать на картинках «где тепло, теплее...холодно, холоднее» смогло только 20% детей 6-летнего возраста. Дети 5-летнего возраста смогли к каждому времени года подобрать только по одной картинке, характеризующей температурный режим. Средний балл при выполнении задания 5- летними детьми - 2,8; 6-летними - 3,6. Нормально развивающиеся дети выполняют задание самостоятельно и легко определяют температурные режимы зимой и летом, осенью и весной затрудняются, требуются наводящие вопросы взрослого;

3. Задание на изучение сформированности представлений о сезонной одежде вызвало у детей с ЗПР затруднения. Для них представляло трудность само понятие «сезонная одежда». Сначала требовалось разъяснение педагога о том, что каждый комплект одежды на соответствующий сезон должен включать головной убор, верхнюю одежду и обувь. Пока не было разъяснения, дети начинали раскладывать картинки хаотично. Лучше дети справлялись с идентификацией зимней и летней одежды, так как она имеет более существенные различия. Весеннюю и осеннюю одежду сортировали только с помощью взрослого. Средний балл при выполнении задания 5- летними детьми - 2,6; 6-летними - 3,5. Нормально развивающиеся дети справлялись с заданием самостоятельно, в основном им требовалась небольшая подсказка относительно весенней и осенней одежды;

4. Представления о жизни растений и животных в разные времена года у детей с ЗПР сформированы частично и поверхностно. Наибольшие трудности вызывали задания на выкладывание последовательной серии картинок о жизни животных в разное время года. Лучше дети выполняли аналогичные задания о жизни растений. Это связано, по всей видимости, с тем, что все обследованные дети являются городскими жителями и в повседневной жизни не наблюдают за повадками животных, а кругозор детей с ЗПР ограничен. Жизнь растений дети могут наблюдать непосредственно, однако дети имеют очень формальные представления об этом («летом деревья зеленые - зимой листьев нет», «летом трава есть - зимой нет»). Практически во всех заданиях понадобилась помощь взрослого. Развернутых рассказов по последовательным картинкам о жизни животных, птиц и растений у детей с ЗПР не получилось. После беседы по картинке ребенок только констатирует, что видит на каждой отдельной картинке, не связывая предложения в рассказ («Птицы зимуют. Птицы прилетели с юга. Птицы высиживают птенцов. Птицы улетают»). Многие 5-летние дети с ЗПР вообще не могут составить предложение по картинке, а только односложно отвечают на наводящие вопросы (75 %). Средний балл при выполнении задания 5- летними детьми - 2,5; 6-летними - 3,4. Нормально развивающиеся дети без труда раскладывают картинки. Однако рассказ по последовательным картинкам вызывает некоторые затруднения, особенно у пятилетних детей. Некоторые дети не могут построить связное высказывание без наводящих вопросов (40 %);

5. Задание на сформированность представлений о сезонном труде людей у многих детей с ЗПР (80 %) и нормально развивающихся детей (50 %) вызвало значи-

тельные затруднения. Это связано с тем, что дети, живущие в мегаполисе, не имеют представлений о сельскохозяйственном труде. Часть детей, которых родители вывозят на дачу или в деревню, знают о труде людей в огороде весной, летом и осенью. Зимние виды труда практически не опознаются детьми. Дети с ЗПР раскладывают картинки с изображением труда людей в разное время года, основываясь не на понимании сущности этого труда, а ориентируясь на косвенные признаки (например, если на картинке изображен сбор урожая и деревья с желтыми листьями, то отнесение к осени дети мотивируют желтыми листьями). Нормально развивающиеся дети стараются понять содержание картинки с изображением труда людей, а затем уже соотнести ее со временем года. При выполнении этого задания средний балл у детей с ЗПР 5 -летнего возраста - 2,3, у детей 6-летнего возраста - 3,3;

6. Представления о различных природных явлениях в разные времена года у детей с ЗПР тоже сформированы частично. В основном дети опознают снег, дождь (90 %), некоторые грозу (30 %). Совсем не называют дети такие явления как ледоход, половодье. Листопад связывают с осенью, но назвать не могут. При выполнении этого задания средний балл у детей с ЗПР 5 -летнего возраста - 2,7, у детей 6-летнего возраста - 3,5. Нормально развивающиеся дети практически полностью выполняют задание, правильно соотносят природные явления с временами года, хотя затрудняются в назывании некоторых явлений (половодье, ледоход, листопад).

7. Дети с ЗПР знают некоторые игры и забавы детей в летнее и зимнее время и самостоятельно называют их. Об играх и забавах осенью и весной самостоятельно рассказать не могут. При просмотре картинок вспоминают названия игр частично, однако рассказать о содержании игры и обосновать отнесение игры к данному времени года не могут. Пятилетние дети могут назвать по 2 - 3 игры летом и зимой, по 1 - 2 осенью и весной по картинке. При выполнении этого задания средний балл у детей с ЗПР 5 -летнего возраста - 3,1, у детей 6-летнего возраста - 3,4. Нормально развивающиеся дети называют самостоятельно достаточное количество игр в каждое время года (до 4-6), могут рассказать о содержании игр по картинке;

8. Изучение сформированности представлений о народных праздниках и обрядах в разные времена года показало, что все дети имеют низкую осведомленность в этом вопросе. Часть детей с ЗПР (45 %) смогли опознать на картинке праздник Масленица, некоторые (20 %) узнали и назвали Пасху. С отнесением даже этих двух праздников к календарю возникли трудности. Также дети не представляли, в чем состоит суть данных праздников. Так Масленица у всех детей ассоциировалась с поеданием блинов, но никто не сказал, что это проводы зимы. Все остальные праздники остались не опознанными. Праздник Рождество все дети называли «Новый год» и знали, что он бывает зимой. При выполнении этого задания средний балл у детей с ЗПР 5-летнего возраста - 2,2, у детей 6-летнего возраста - 2,9. Нормально развивающиеся дети почти все (80 %) с помощью картинок назвали праздники Масленица, Пасха, некоторые Рождество (30 %), Праздник урожая (20 %), один ребенок знал Троицу. Все остальные предложенные на картинках праздники оказались не знакомы детям. Все знакомые детям праздники были правильно отнесены к временам года;

9. Задание на понимание детьми пословиц и поговорок о разных временах года выявило серьезные трудности у детей с ЗПР. Данное задание состояло в восприятии пословицы на слух, что было очень трудно для детей с ЗПР. Они с трудом удерживали текст в памяти и часто переспрашивали, о чем была пословица. При соотнесении пословицы со временем года возникали проблемы, так как дети часто не понимали ее смысла. Иногда дети правильно соотносили пословицу со временем года, если в ней содержалось прямое указание на известное природное явление («Береги нос в большой мороз»). Часто дети теряли инструкцию и пытались рассказать о смысле пословицы, вместо того, чтобы относить ее к определенному времени года. При выполнении этого задания средний балл у детей с ЗПР 5 -летнего возраста - 2,2, у детей 6-летнего возраста -2,8. Нормально развивающиеся дети в основном правильно соотнесли пословицы со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

временем года, трудности вызвали пословицы, которые можно отнести к разным временам года («После дождичка будет солнышко»);

10. Задание на идентификацию различных времен года в русской народной сказке «Снегурочка» вызвало наибольший интерес у всех детей. Прежде всего, интерес вызвала форма предъявления задание. Детям был показан мультипликационный фильм на большом экране с помощью мультимедийной установки. При беседе после просмотра сказки дети с ЗПР не смогли четко назвать все времена года, какие они видели в фильме, ни тем более рассказать о том, как они об этом догадались. В основном все назвали зиму, некоторые весну. Вычленить из воспринятого материала сведения о конкретном интересующем вопросе дети с ЗПР не могут, хотя перед просмотром педагог давал четкую установку на запоминание времен года, увиденных в мультфильме и последующий рассказ о них. Только 40 % детей смогли рассказать о действиях старика и старухи зимой и о судьбе Снегурочки летом с помощью наводящих вопросов. Все это свидетельствует о пониженной наблюдательности детей с ЗПР. При выполнении этого задания средний балл у детей с ЗПР 5 -летнего возраста - 2,3, у детей 6-летнего возраста - 3,0. Нормально развивающиеся дети идентифицировали все времена года, увиденные в мультфильме, назвали их признаки. Некоторые трудности вызвало составление связного высказывания по содержанию сказки.

Таким образом, проведенное сравнительное изучение особенностей формирования представлений о временах года в контексте народного календаря у старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников показало, что данные представления сформированы у детей с ЗПР частично, поверхностно и фрагментарно. Названия времен года и их последовательность дети запоминают формально, в основном благодаря постоянному обращению к этому вопросу на занятиях дефектолога. Признаки времен года, жизнь растений и животных, природные явления в разные времена года дети знают лишь очень узком диапазоне и в основном соотносят их с конкретными ситуациями и событиями. Большие затруднения у детей связаны с определением занятий людей в разные времена года, знанием календарных народных праздников и обычаев, пословиц и поговорок о временах года. Это связано с узким кругозором детей, пониженной наблюдательностью, не умением обобщать и связывать воедино различные явления, вычленять главное из множества фактов. По сравнению с детьми с ЗПР, нормально развивающиеся дети старшего дошкольного возраста гораздо лучше понимают временные отношения. У них практически сформированы понятия о временах года, их последовательности, признаках. Однако народный календарь, связанный с фольклорными традициями, также как и детям с ЗПР, им знаком очень поверхностно и в небольшом объеме. По-видимому, это связано с тем, что современный ребенок живет в такое время, когда русская культура, русский язык испытывают очень большое иностранное влияние. Кроме того в семье и детском саду недостаточно уделяется внимания по культурному обогащению детей, знакомству их с историей своего народа, его обычаями, традициями, праздниками. Народные обычаи уходят из повседневной жизни современной семьи. В домах отсутствуют предметы народного быта. Только бабушки в деревнях поют народные песни. Но трудно построить будущее без знания исторических корней, без опоры на опыт предшествующих поколений.

Из всего вышесказанного вытекает вывод о том, что в дошкольном учреждении, где воспитываются дети с ЗПР необходимо создавать специальные условия для знакомства с родной культурой, понимания исторического прошлого своего народа, расширения кругозора, развития представлений об окружающем мире, обогащения личности, возрождения национальной памяти. Специальным образом организованная коррекционно - педагогическая работа с использованием фольклорного наследия научит детей по-новому относиться к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, фольклору, в которых русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Кроме того, познавательный компонент, являю-

щийся важной составной частью традиционной народной культуры в коррекционнопедагогическом процессе, предполагает расширение знаний и представлений детей об окружающем мире, о народных традициях и их месте в жизни человека посредством ознакомления с календарными и семейными народными традициями, духовноисторическим наследием народа. В его содержании раскрываются основные мировоззренческие константы народной культуры: человек и его взаимоотношения с природой, семьей, историей своего народа. Все это является необходимым компонентом для подготовки дошкольника с ЗПР к дальнейшей жизни и непременным условием его успешной социальной адаптации.

Список литературы

1. Дмитриева Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: монография; Нижегор. гос. пед. ун-т. -Н.-Новгород : НГПУ, 2004. - 258 с.

2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедаго-гика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Academia, 2001. - 246 c.

3. Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009 - 269 с.

4. Медведева Е. А. К вопросу о диагностике социокультурного аспекта в развитии личности детей с проблемами психического развития // Дефектология. 2007. - № 3.

5. Шутова Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: Монография. М.: МГГУ; Н. Новгород: НГПУ, 2008. - 225 с.

6. Шутова Н. В. Использование средств музыкального искусства в изучении и развитии детей с ЗПР// Специальная психология. - 2004. - №2. - С. 48 - 51.

7. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко.- М.: Школьная пресса, 2004 - 96 с.

8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 / Под общей ред. С. Г. Шевченко.- М.: Школьная пресса, 2004 - 112 с.

9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.-184 с.

10. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР с шести лет. / Под ред. Лубовско-го В. И, Цыпиной H. A. - М., 1989.

THE STUDY OF FORMATION OF TEMPORARY REPRESENTATIONS OF CHILDREN WITH LEARNING DISABILITIES PRESCHOOL AGE IN THE CONTEXT OF THE FOLK CALENDAR

Z. А. Sirotkina

Sholokhov Moscow State Humanitarian University

e-mail:

zzzzoyka@mail.ru

The article is devoted to the problem of care and education of preschool children with mental retardation. Diagnostic program, aimed at studying the time of formation of the Senior preschoolers with learning disabilities in the context of the national calendar, is presented. The author talks about the specific features of the formation of temporary representations of children with mental retardation, compared with normally developing peers. The issues of preparation for school senior preschool children with mental retardation are raised: expanding horizons, general orientation in the formation surrounding a familiarity with national traditions, formation time concepts, building on folk calendar. The issue of education of children with mental retardation in the socio-cultural aspect is addressed.

Keywords: folk heritage, education preschool, mental retardation, correction and development work, temporary views, folk calendar.