Научная статья на тему 'Интерактивные технологии как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития'

Интерактивные технологии как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внимание / задержка психического развития / интерактивные технологии / attention / mental retardation / interactive technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головач Людмила Александровна

В статье представлена информация об особенностях развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Интерактивные технологии рассматриваются как инновационные вспомогательные средства, используемые при обучении и воспитании детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головач Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPMENT ATTENTION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

The article provides information on the peculiarities of the development of attention in children of senior preschool age with mental retardation. Interactive technologies are considered as innovative aids used in the education and upbringing of children of 6-7 years of age with mental retardation

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

УДК 376

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Головач Людмила Александровна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», студент 4 курса, Lyudmila.golovach.97@mail.ru.

Аннотация. В статье представлена информация об особенностях развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Интерактивные технологии рассматриваются как инновационные вспомогательные средства, используемые при обучении и воспитании детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Ключевые слова: внимание, задержка психического развития, интерактивные технологии.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPMENT ATTENTION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

Golovach Lyudmila Aleksandrovna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, 4th year student, Lyudmila. golovach. 97@mail.ru.

Abstract. The article provides information on the peculiarities of the development of attention in children of senior preschool age with mental retardation. Interactive technologies are considered as innovative aids used in the education and upbringing of children of 6-7 years of age with mental retardation.

Key words: attention, mental retardation, interactive technologies.

На современном этапе развития дошкольного и школьного образования отмечаются отрицательные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Большинство дошкольников с ЗПР не справляются с требованиями программ дошкольного образования и к поступлению в общеобразовательную школу не владеют нужным уровнем подготовки к обучению.

Задержка психического развития характеризуется нарушением нормального темпа психического развития. При этом наблюдается отставание в развитии таких психических функций, как внимание, память, мышление, восприятие и эмоционально-волевой сферы [6].

Рассмотрим разработанную К.С. Лебединской классификацию, которая выделяет 4 типа задержки психического развития:

1. Задержка психического развития конституционного происхождения. Для детей характерны преобладания игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, легкая внушаемость, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и неустойчивости.

2. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип аномального развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы.

3. Задержка психического развития психогенного происхождения. Данный тип обусловлен неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими, длительно действующими и препятствующими правильному формированию личности ребенка.

4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Этот тип обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности [1].

Исследователями доказано, что для детей данной категории нарушений характерно недостаточное развитие высших психических функций, в частности внимания. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова отмечают, что внимание характеризуется направленностью психической деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от других [3]. А.П. Панфилова [5] выделяет следующие нарушенные функции внимания, которые приводят к отставанию в развитии у ребенка с ЗПР: объем, сосредоточенность, переключение, устойчивость, избирательность и распределение. Н.С. Глуханюк [2] представляет характеристику основных свойств внимания:

- объём внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала;

- сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени его концентрированности на одних объектах и в его отвлечении от других;

- переключение проявляется при переводе с одного вида деятельности на другой, от одного объекта к другому. Оно может обуславливаться требованиями деятельности, необходимостью включения в новые виды деятельности в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха;

- устойчивость внимания предполагает способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности;

- избирательность заключается в способности сосредоточения на наиболее важных объектах;

- распределение внимания характеризуется способностью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности, а также означает способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

Все вышеперечисленные свойства внимания у детей с ЗПР нуждаются в развитии и коррекции. У детей с задержкой психического развития коррекционный блок в большинстве случаев включает в себя высокую двигательную активность ребенка в процессе занятий. Средством, повышающим активность и мотивацию, предполагается игровая деятельность, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Необходимо использовать различные специфические методы и приемы в работе, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

В силу развития дошкольного образования и науки в целом целесообразно применять инновационные методы обучения, например, такие как интерактивные технологии. По мнению А.П. Панфиловой, обучение с применением интерактивных технологий - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [5].

Стоит отметить, что применение интерактивных технологий никаким образом не вытесняет традиционные методы и приемы обучения, а наоборот улучшает их, делая предоставляемый материал более интересным и понятным детям.

Применение интерактивных технологий при коррекционно-развивающей работе по развитию свойств внимания с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет положительную тенденцию, и, прежде всего:

- повышает уровень концентрации, объема, устойчивости и переключения внимания;

- пробуждает у обучающихся интерес к продуктивной деятельности;

- поощряет активное участие каждого в учебном процессе;

- обращается к чувствам каждого обучающегося;

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- оказывает многоплановое воздействие на развитие высших психических функций;

- формирует у обучающихся мнения и отношения;

- формирует жизненные навыки;

- способствует изменению поведения [4].

Таким образом, внимание является одним из важнейших факторов успешного обучения детей с задержкой психического развития, отклонения, в становлении которого нуждаются в своевременной и последовательной коррекции с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка. Интерактивные технологии, применяемые в процессе коррекционно-развивающей работы, являются универсальным средством, так как занятия с их применением основываются на личностно-ориентированном подходе и имеют четкую структуру, что значительно повышает продуктивность деятельности.

Библиографический список:

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - С. 23.

2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - С. 102-103.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. -М.: Учебная Литература, 1997. - 478 с.

4. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации / авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина; отв. ред. Е.Н. Анголенко. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. -44 с.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. -192 с.

6. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.