Научная статья на тему 'Коррекция свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития'

Коррекция свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3156
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL RETARDATION / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / REMEDIAL AND DEVELOPMENTAL WORK / A PROPERTY FOCUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кропачева Марина Николаевна, Звонарева Марина Ивановна

Статья посвящена изучению свойств коррекции внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). На основе экспериментального исследования выделены основные особенности развития свойств внимания у старших дошкольников с ЗПР. Получены данные об эффективности разработанной программы коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кропачева Марина Николаевна, Звонарева Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction properties of attention in children under school age with mental retardation

The article is devoted to studying the properties of correction of attention in children older preschool vozrpasta with mental retardation (ANW). Based on the pilot study highlighted the main features of the property development attention at older preschoolers with CRA. Obtained data on the effectiveness of the programme of corrective work.

Текст научной работы на тему «Коррекция свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Подводя итог, следует отметить наличие в немецком языке разнообразных по характеру лексических единиц, обладающих лингвострановедческой спецификой. Их изучение способствует углублению знаний о стране изучаемого языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бинович, Л.Э. Немецко-русский фразеологический словарь / Л.Э. Бинович, Н.Н. Гришин. - М., 1975. -656 с.

2. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 780 с.

3. Верещагин, Е.М. Лингвострановедческая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М. : МГУ, 1971. - 320 с.

4. Верещагин, Е.М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М. : Индрик, 2005. - 1038 с.

5. Виноградов, В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке / В.В. Виноградов // Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977.

6. Зимина, Л.И. Контрастивная фразеография в современной лингвистике / Л.И. Зимняя //Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Том 1. С. 142 - 146.

7. Макарова, Е.А. Основы теории второго иностранного языка (немецкого) / Шадр. гос. пед. ин-т ; сост. Е.А. Макарова. - Шадринск: ШГПИ, 2014. - 120 с.

8. Мальцева, Д.Г. Страноведение через фразеологизмы: пособие по немецкому языку : учеб. пособие / Д.Г. Мальцева. - М. : Высш. шк., 1991. - 173 с.

9. Мокиенко, В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии / В. М. Мокиенко. - СПб. : Фолио-Пресс, 1999. - 464 с.

10. Райхштейн, А. Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии / А.Д. Райхштейн. - М. : Высшая школа, 1980. - 144 с.

11. Сопова, И. В. Фразеологические единицы: связь культуры, языка и мышления / И.В. Сопова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1. - С. 173-178.

12. Стернин, И.А. О понятии коммуникативного поведения / И.А. Стернин // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. - Halle, 1989. - C. 279 - 289.

13. Томахин, Г. Д. Линвострановедение, что это такое? / Г.Д. Томахин // Иностранные языки в школе. -1996. - № 6. - С. 22 - 27.

14. Чернышева, И.И. Фразеология современного немецкого языка / И.И. Чернышева. - М. : Высшая школа, 1970. - 199 с.

УДК 159.922.76

М.Н. Кропачева, М.И. Звонарева, г. Шадринск

Коррекция свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению свойств коррекции внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). На основе экспериментального исследования выделены основные особенности развития свойств внимания у старших дошкольников с ЗПР. Получены данные об эффективности разработанной программы коррекционной работы.

Задержка психического развития, коррекция, свойства внимания, коррекционно-развивающая

работа.

M. N. Kropacheva, M.I.Zvonareva Shadrinsk

Correction properties of attention in children under school age with mental

retardation

The article is devoted to studying the properties of correction of attention in children older preschool vozrpasta with mental retardation (ANW). Based on the pilot study highlighted the main features of the property development attention at older preschoolers with CRA. Obtained data on the effectiveness of the programme of corrective work.

Keywords: Mental retardation, correction, a property focus, remedial and developmental work

Изучение психического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) в настоящее время остается остроактуальным, поскольку составляют самую многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В специальной литературе описаны различные варианты ЗПР (Н.П.Вайзман, Т.А.Власова, Е.С.Иванов, К.С.Лебединская и другие), специфика познавательной деятельности (И.В.Бабкина, Н.Ю.Борякова, С.А.Домишкевич, Т.В.Егорова, Г.И.Жаренкова, И.Г.Лутонян и др. [4,5]).

Ряд ученых описывали специфические особенности развития внимания у детей с ЗПР, которые характеризуются неустойчивостью, слабой концентрацией, сниженным объемом, трудностями переключения, ограничением возможности распределения, повышенной отвлекаемостью.

Из этого следует, что специфика свойств внимания старших дошкольников с ЗПР достаточно описана в специальной литературе, однако актуальными остаются вопросы их коррекции (К.С.Лебединская [3], Л.Н.Блинова [2], И.Л.Баскакова [1] и др.).

Таким образом, своевременное выявление, изучение, а также коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с ЗПР, является необходимым условием для полноценного интеллектуального развития и успешного обучения в школе.

Цель исследования: коррекция свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования: внимание дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: коррекция внимания у детей с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Экспериментально выявить особенности развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития;

3. Разработать и апробировать коррекционно - развивающую программу, направленную на развитие таких свойств внимания как объём, распределение и концентрация у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: мы предполагаем, что под влиянием коррекционно - развивающей работы внимание старших дошкольников с ЗПР будет проходить успешно.

Экспериментальное изучение внимания у старших дошкольников с ЗПР проходило на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Радуга» г. Шадринск, в подготовительной коррекционной группе №11 (ЗПР). В нём приняли участие 10 дошкольников с диагнозом ЗПР.

Для изучения свойств внимания нами использовались следующие методики:

1. Методика «Запомни и расставь точки» позволила нам выявить уровень объёма внимания.

Мы выявили, что низкий уровень продемонстрировали - 4 (40%) человека. Дети в контакт вступали не сразу, им требовалось больше время, чтобы настроится на работу, многократные повторения инструкции для выполнения задания. Интерес к заданию эпизодический, поверхностный, дети часто отвлекались на окружающие предметы и посторонние шумы.

Средний уровень - выявлен у 3 (30%) человек. Дети со средним уровнем развития в контакт вступали хорошо, задавали разные вопросы. Дополнительно повторять инструкцию потребовалось двум детям. Интерес к заданию проявлял только один мальчик.

Высокий уровень продемонстрировали - 2 (20%) человека. Дети с высоким уровнем развития в контакт, вступали хорошо. После прослушивания инструкции сразу приступили к выполнению задания, дети проявляли интерес к этому заданию и охотно его выполняли.

Очень высокий уровень - выявлен у 1 (1%) человека. Ребенок сразу пошел на контакт, проявлял заинтересованность. Прослушав инструкцию, сразу приступил к выполднению задания без дополнительных вопросов.

Таким образом, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР преобладает низкий уровень объёма внимания.

2. Тест «Поппельрейтера» позволил выявить уровень распределения внимания.

Мы выявили, что очень низкий уровень продемонстрировал - 1 (10%) человек.

Ребенку требовалось неоднократное повторение инструкции. Приступив к выполнению задания он смог назвать только семь предметов, уложившись в отведённое время. Однако, он отказался от поиска дополнительных способов решения задачи.

Низкий уровень - выявлен у 3 (30%) человек. Детям с низким уровнем развития требовалось повторение инструкции. Многие дети отвлекались и забывали условие задания, однако, после напоминания он возвращался к его выполнению, но без проявления интереса.

Средний уровень - продемонстрировали 6 (60%) человек. Детям со средним уровнем развития не требовалось повторение инструкции, они сразу охотно приступали к выполнению задания. В отведённое время дети уложились, все спрятанные предметы были найдены.

Детей с высоким уровнем распределения внимания нами не было зарегистрировано.

Таким образом, данная методика показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР преобладает средний уровень распределения внимания.

3. Тест «Тулуз Пьерона» позволил нам выявить уровень концентрации внимания у старших дошкольников с ЗПР.

Нами выявлено, что уровень патологии продемонстрировали - 3 (30%) человека. Детям с данным уровнем развития требовалось повторение инструкции и неоднократное пробное выполнение задания. Приступив к выполнению задания, дети часто отвлекались, но при этом продолжали выполнять задание.

Средний уровень продемонстрировал 1 (10%) человек. Ребенок внимательно прослушал инструкцию к заданию. Приступил к выполнению задания неохотно выполнял его медленно, часто отвлекался. Но после того как ему было сделано замечание, о том что нужно быть внимательнее и работать, продолжил выполнять задание.

Хороший уровень - также продемонстрировал 1 (10%) человек. После того как ребенок прослушал инструкцию, сразу приступил к выполнению задания, был внимательным, не отвлекался.

Высокий уровень - выявлен у 5 (50%) человек. Дети быстро, активно справлялись с заданием без дополнительной помощи и вопросов.

Таким образом, данная методика показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР преобладает высокий уровень концентрации внимания.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Внимание старших дошкольников с ЗПР характеризуется такими особенностями, как: малый объём, трудности распределения и сниженная концентрация.

2. Возможно оптимизировать процесс развития свойств внимания при организации целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

На основе результатов констатирующего эксперимента нами разработана коррекционно-развивающая программа направленная на развитие таких свойств внимания как: объём, распределение и концентрация у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 25 встреч, с частотой 2 раза в неделю. Длительность занятий 20 - 30 минут. Форма работы -подгрупповая.

Направления работы

1. Работа с детьми реализуется через систему коррекционно - развивающих занятий.

2. Работа с родителями осуществляется через:

• Консультирование родителей на тему:

«Подсказки родителям по развитию внимания детей» (раздача буклетов);

• Консультирование по результатам диагностики.

3. Работа с педагогами осуществляется через:

• Консультирование педагогов на тему:

«Рекомендации педагогам по развитию внимания»;

• Консультирование по результатам диагностики.

После проведения формирующего эксперимента мы провели повторную диагностику по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Нами проведен сравнительный анализ полученных результатов до и после коррекционного воздействия. Полученные результаты представлены в рис. 1.

Рис. 1. Сравнительные результаты констатирующего и формирующего эксперимента, %

Сравнивая результаты, мы констатировали, что имеет место положительная динамика развития свойств вниммания у старших дошкольников с ЗПР.

Так, на констатирующем этапе низкий уровень развития свойств внимания было выявлено у 40 % детей, после реализации коррекционно - развивающей программы, количество детей с низким уровнем развития понизился до 20%.

Со средним уровнем развития до коррекции нами было зарегистрировано 40% детей, после проведения коррекционной работы количество детей со средним уровнем развития повысился до 50%.

Высокий уровень развития до коррекции продемонстрировали 20% детей, после коррекции, количество детей с высоким уровнем развития повысился до 30%.

Таким образом, разработанная нами коррекционно - развивающая программа по развитию свойств внимания у старших дошкольников с ЗПР является эффективной, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскакова, И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития : учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - М. : Институт практической психологии, 2002. - 263 с.

2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004. - 136 с.

3. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Альманах. - 2005. - № 9.

4. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов / В.Б. Никишина. - М . : ВЛАДОС, 2003. - 370 с.

5. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 480 с.

УДК 159.922.76

М.Н.Кропачева, В.В.Оганов, Шадринск

Развитие мыслительных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению свойств коррекции мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). На основе экспериментального исследования выделены основные особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников с ЗПР. Обозначены направления коррекционной работы.

Задержка психического развития, коррекция, мыслительные операции, дифференцированное обучение.

M.N.Kropacheva, W. W.Oganov, Shadrinsk

Development of cognitive operations senior preschool children with

mental retardation

The article is devoted to studying the properties of correction of cognitive operations in children under school age with mental retardation (ANW). Based on the pilot study highlighted the main features of the development of cognitive operations at older preschoolers with CRA. Outlines the direction of corrective work.

Keywords: mental retardation, correction, mental operations, differentiated instruction.

Обеспечение дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является важнейшей задачей современной отечественной коррекционной педагогики. Одним из путей ее реализации является выявление индивидуально-психологических особенностей детей и учет их в практике коррекционной работы.

Учитывая большую распространенность такого нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и тенденцию к увеличению количества таких детей, весьма актуальным является изучение особенностей этого нарушения с целью разработки адекватных методов диагностики и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.