политические науки
Ежов Дмитрий Александрович ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ...
УДК 32.019.51; 323
DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0008
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 2019-2024 И ПУТИ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ
© 2020
AuthorID: 317671 SPIN: 4055-3892 ResearcherID: AAP-9722-2020 ORCID: 0000-0002-7103-836X
Ежов Дмитрий Александрович, кандидат политических наук, доцент, доцент Департамента политологии, Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье систематизируются и оцениваются риски, возникающие в процессе реализации национальных проектов 2019-2024 вследствие трансформации объективных условий их осуществления, вызванной внешними обстоятельствами. Автор последовательно характеризует выделяемые им виды рисков. Согласно предлагаемой концепции, выделяются экономические риски, социально-политические риски и информационные (информационно-коммуникативные) риски. Авторские суждения базируются на гипотезе, заключающейся в том, что действенным способом нейтрализации рисков, возникающих в ходе реализации национальных проектов является активизация информационно-разъяснительной работы, в том числе посредством СМИ, в целях формирования позитивного отношения населения к нацпроектам. В ходе исследования автор обращается к обзору подходов к анализу национальных проектов, распространенных в современной научной литературе. Отдельное внимание автором уделено актуальным условиям реализации национальных проектов, выраженных в осуществлении борьбы с последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции, значительно отразившихся на состоянии мировой экономики и политики, а также общественных настроениях. Отмечается объективно выраженная потребность в формировании позитивного имиджа национальных проектов в глазах общественности.
Ключевые слова: национальные проекты, пандемия коронавируса, экономические риски, социально-политические риски, информационные риски, информационная кампания, имидж национальных проектов, национальные цели, стратегическое развитие.
POTENTIAL RISKS OF IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS 2019-2024 AND WAYS OF THEIR NEUTRALIZATION
© 2020
Ezhov Dmitriy Aleksandrovich, candidate of political sciences, associate professor, associate professor of the Political Science Department Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningradsky ave, 49, e-mail: [email protected]) Abstract. The article systematizes and evaluates the risks that arise in the process of implementing national projects 2019-2024 due to the transformation of the objective conditions for their implementation caused by external circumstances. The author consistently characterizes the types of risks allocated to him. According to the proposed concept, economic risks, social and political risks, and information (information and communication) risks are highlighted. The author's judgments are based on the hypothesis that an effective way to neutralize the risks that arise during the implementation of national projects is to activate outreach, including through the media, in order to form a positive attitude of the population towards national projects. In the course of the study, the author turns to a review of approaches to the analysis of national projects, common in the modern scientific literature. The author pays special attention to the current conditions for the implementation of national projects, expressed in the fight against the consequences of the pandemic of the new coronavirus infection, which significantly affected the state of world economy and politics, as well as public moods. An objectively expressed need is noted for the formation of a positive image of national projects in the eyes of the public.
Keywords: national projects, coronavirus pandemic, economic risks, socio-political risks, information risks, information campaign, image of national projects, national goals, strategic development.
ВВЕДЕНИЕ.
Национальные проекты 2019-2024 разработаны по трем основным направлениям («Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост») и утверждены Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [1]. Реализация национальных проектов является основной идеей и стратегической целью президентского срока В.В. Путина, начавшегося в 2018 году. Под влиянием совокупности факторов, вызванных внешними обстоятельствами, динамика и характер осуществления нац-проектов подвержены существенной трансформации ввиду возникающих потенциальных рисков. Это, в свою очередь, обуславливает актуальность исследовательской проблемы, политологическое измерение которой выражено в необходимости выявления проявляющихся в рисковой форме потенциально негативных трендов, сопровождающих ход реализации национальных проектов, в интересах дальнейшего принятия мер, обеспечивающих нейтрализацию рисков. В качестве цели исследования рассматривается систематизация потенциальных рисков
реализации национальных проектов 2019-2024 и выявление путей их нейтрализации. В методологическом отношении автор опирается на методы анализа и прогноза. В своих суждениях автор исходит из гипотезы, сводящейся к предположению, что действенным способом нейтрализации рисков, возникающих в ходе реализации национальных проектов является активизация информационно-разъяснительной работы, в том числе посредством СМИ, в целях формирования позитивного отношения населения к нацпроектам.
Анализ последних исследований и публикаций. С учетом междисциплинарного характера проблематики теоретическую базу исследования составляют труды в области политологии, социологии, экономики, в которых с различных ракурсов рассматриваются национальные проекты. Стоит отметить, что большая часть из имеющихся работ посвящена приоритетным национальным проектам, объявленным в 2005 году, опосредованными преемниками которых являются новые национальные проекты. Так, например, М.В. Вилисов рассматривает национальные проекты в контексте проектного управления как специфики и сущности российской политики,
Ezhov Dmitriy Aleksandrovich political
POTENTIAL RISKS OF IMPLEMENTATION ... sciences
отмечая, что они «оказались более оперативной и гибкой формой реализации изменений в социально-политической сфере по сравнению, например, с попытками системного концептуально-доктринального строительства» [2, с. 118]. В качестве инновационных социальных технологий, призванных стимулировать инициативу в регионах и повысить эффективность социальной политики государства рассматривает национальные проекты Л.П. Канаева [3]. Социальная ориентированность национальных проектов, выраженная в их рассмотрении как механизма повышения качества жизни россиян, подчеркивается в работах А.В. Зозули, П.В. Зозули и А.В. Ереминой [4]. К анализу организационных аспектов реализации национальных проектов, а также выявлению проблем и перспектив их использования в целях решения социально-экономических проблем обращается Л.В. Костарева [5]. Факт синхронизации национальных проектов с целями и задачами социально-экономического развития страны отмечает М.Д. Изгияева [6]. Отдельные исследования посвящены анализу хода конкретных национальных проектов [7,8]. Проблемам отражения реализации национальных проектов в зеркале общественного мнения в региональном измерении посвящено исследование С.В. Одякова, Н.Л. Наумовой и А.А. Лукина [9]. В ходе анализа литературы отмечен явный недостаток интереса к исследованию потенциальных рисков реализации национальных проектов в условиях объективных социально-политических реалий.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В рамках заявленных трех направлений в период с 2019 до 2024 года в Российской Федерации реализуется 13 национальных проектов: Здравоохранение, Образование, Демография, Культура, Безопасные и качественные автомобильные дороги, Жилье и городская среда, Экология, Наука, Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы, Цифровая экономика, Производительность труда и поддержка занятости, Международная кооперация и экспорт, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Отталкиваясь от тезиса, что процесс реализации национальных проектов сопровождает совокупность рисков, влияющих на его течение, полагаем оправданным выделить три вида потенциальных рисков в ходе реализации национальных проектов 2019-2024. Важно отметить, что актуализация отдельных видов риска обусловлена состоянием борьбы с последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, накладывающим серьезный отпечаток на мировую экономику, политику, а также общественные настроения.
Экономические риски. Актуализация экономических рисков представляется очевидной в случае, если реализация национальных проектов будет приостановлена или развернута в недостаточной степени. Так, руководитель направления «Экономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Д. Белоусов в интервью газете «Известия» 4 июня 2020 года заявил, что Россия может войти в новую мировую систему подчиненным игроком, то есть фактически «ресурсным придатком», при условии, что экономика страны не будет модернизирована в ближайшие годы. В то же время, правильная расстановка приоритетов в экономической политике государства с учетом вынужденной коррекцией ее вектора в оперативной перспективе, продиктованной необходимостью адаптации к кризисному сценарию, повлечет за собой исключение указанной угрозы и минимизирует ее потенциальные негативные последствия.
Социально-политические риски. Данный вид рисков обусловлен необходимостью преодоления заметно возросшего уровня напряженности и нестабильности в 42
обществе. В оперативной перспективе указанные тренды будут более явными вследствие длительного периода нерабочих дней и самоизоляции. Так, согласно результатам исследования «Новый спектр политических настроений в обществе в 2020 г.», опубликованным 5 июня 2020 года независимыми социологами из «Группы Белановского», вера россиян в способность властей эффективно справляться со вспышкой коронавируса стремительно падает; преобладающими эмоциями у людей становятся раздражение, тревога и гнев; а тренд на усиление негативного отношения к федеральной власти, который начал формироваться в 2011 году и вновь возник после «крымского перерыва» в 2018 году, был резко усилен пандемией коронавируса [10]. В этой связи, не исключается вероятность социально-политических потрясений в стране, на фоне которых ход реализации национальных проектов может существенно затрудниться. Более того, актуализация данного вида рисков может способствовать нивелированию осознания стратегической значимости национальных проектов в общественном сознании.
Информационные риски. Третий вид рисков в меняющихся условиях приобретает большую актуальность по объективным причинам. Информационную повестку по состоянию на июнь 2020 года заполнили темы борьбы с пандемией коронавируса и проведения Общероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации. Кампания по информированию о ходе реализации национальных проектов осуществляется в этих условиях точечно и недостаточно широко, результатом чего становится недостаточная степень информированности населения о предпринимаемых мерах в части достижения национальных целей и выполнения стратегических задач, что и формирует соответствующую разновидность рисков, практически выраженную в явном недостатке полной и разносторонней информации по проблеме. Полагаем также правомерным квалифицировать данный вид риска как информационно-коммуникативный.
С учетом выявленных нами видов риска предложим возможные пути их нейтрализации. Минимизация экономических рисков коррелируется с вектором экономической политики государства, а социально-политических - с объективно происходящими трансформациями спектра политических настроений. В этой связи, полагаем, что в наибольшей степени технологическим путем имеется возможность нейтрализовать информационно-коммуникативные риски. В частности, представляется целесообразным проведение полноценной кампании в средствах массовой информации, направленной на повышение имиджа национальных проектов в глазах общественности, формирование осознания их стратегической значимости. В практическом выражении это может быть серия запоминающихся роликов в виде социальной рекламы, разъясняющих в доступной форме значение каждого национального проекта. В настоящее время констатируются явные пробелы в информационном освещении проблематики национальных проектов.
ВЫВОДЫ.
В заключение следует отметить, что формирование позитивного отношения к национальным проектам в контексте нейтрализации потенциальных рисков будет выигрышным по ряду параметров. Помимо выполнения своей основной функции предлагаемая кампания буде опосредованно способствовать повышению уровня доверия к власти, конструированию восприятия функционирования государственных институтов как эффективного. Проектирование детального содержания информационной кампании, направленной на формирование позитивного отношения населения к нацпроектам с учетом потенциальных рисков является предметом отдельного исследовательского интереса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О националь-
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)
политические науки
Ежов Дмитрий Александрович ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ...
ных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/71937200/
2. Вилисов М.В. Государственная политика: проектный подход // Политическая наука. 2016. № 5. С. 110-126.
3. Канаева Л.П. Эффективность реализации приоритетных национальных проектов в регионе //Регионология. 2014. № 4. С. 14-19.
4. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки. 2019. Том 11. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/21ECVN119.pdf
5. Костарева Л.В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Общество, экономика, управление. 2018. Том 3. № 1. С. 37-44.
6. Изгияева М.Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2017. № 1 (17). С. 23-30.
7. Батырова О.Т. Приоритетные национальные проекты РФ (на примере проекта «Здоровье» // Скиф. 2017. № 9 (9). С. 162-166.
8. Попова Н.А. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование»//Правоваяреформа. 2016. № 2. С. 73-76.
9. Одяков С.В., Наумова Н.Л., Лукин А.А. Реализация приоритетных национальных проектов в зеркале общественного мнения населения Уральского федерального округа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2017. Т. 17. № 1. С. 68-73. DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ ssh170111
10. Новый спектр политических настроений в российском обществе в 2020 г. // Личный сайт Сергея Белановского [Электронный ресурс] URL: belan.ru/Research-Presentations/NOVYJ-SpEKTR-POLITIChESKIH-NASTROENIJ-V-ROSSIJSKOM-OBShhESTVE-V-2020-g.pdf
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету (2020)
Статья поступила в редакцию 08.06.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020