USMANOVA Zaira Romanovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; ZRUsmanova@fa.ru)
SHASHENKOV Aleksandr Olegovich, postgraduate student of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; AOShashenkov2019@edu.fa.ru)
VOROPANOV Sergei Aleksandrovich, postgraduate student of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; SAVoropanov2019@edu.fa.ru)
RISKS OF REFORMING STATE SOCIAL
AND ECONOMIC POLICIES IN MODERN RUSSIA
Abstract. The article presents the results of a study conducted in the framework of the project «Socio-economic Inequality in Russia: Trends and Adaptation of Successful Foreign Practices to Overcome Poverty» by a group of young scientists. Part of the research is devoted to the problems of reforming the state social and economic policy in Russia, as well as the possibilities of overcoming negative practices. Groups of risk factors proposed in the article are identified and put into a comparative matrix, which allows qualitatively assessing the interconnection and interdependence of social, economic, political, legal, demographic, environmental, information transformations. The scheme compiled by the authors is characterized by analytical synergism and emergence. In conclusion, the authors found out that most risks are in a state of mutual influence and interdependence. In this regard, it is necessary to harmonize and merge socio-economic measures with virtually all areas of government activity.
Keywords: poverty, social exclusion, social policy, economic policy, political reforms, risks
ЕЖОВ Дмитрий Александрович — кандидат политических наук, доцент; доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; president@ lenta.ru)
к ОЦЕНКЕ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУЮ-19
Аннотация. В статье дается оценка рисков реализации национальных проектов 2019-2024 гг. в условиях борьбы с последствиями пандемии коронавирусной инфекции C0VID-19. Автор выделяет три типа рисков: экономические, социально-политические и информационные и делает вывод о необходимости модернизации страны, путем достижения которой является реализация национальных проектов. Ключевые слова: национальные проекты, пандемия коронавируса, стратегия развития России, национальные цели, стратегические задачи, модернизация
Новые национальные проекты утверждены указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. и являются содержательным наполне-
24
ВЛАСТЬ
2 0 2 0' 0 4
нием стратегии развития государства на период до 2024 г. Пандемия COVID- 191 и преодоление ее последствий обусловливают внесение существенных изменений в ход реализации национальных проектов, но в то же время необходимость их осуществления в дальнейшем остается очевидной. В условиях возникших обстоятельств сместились приоритетные акценты, и в процессе реализации национальных проектов появляются дополнительные риски, оценку которых содержит предлагаемая статья.
Национальные проекты 2019-2024 гг. направлены на модернизацию страны в рамках 3 крупных направлений: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». 2 июня 2020 г. президент РФ В.В. Путин на совещании, посвященном плану, заявил, что «экстраординарная ситуация», связанная с коронавирусом, «оказала серьезное влияние на процессы реализации национальных проектов» и призвал «подготовить предложения по их уточнению».
Полагаем, что потенциальные риски в ходе реализации национальных проектов в условиях борьбы с последствиями пандемии C0VID-19 оправданно разделить на экономические, социально-политические и информационные. Ниже рассмотрим их более подробно.
Экономические риски представляются вполне очевидными в том случае, если реализации национальных проектов будет уделено недостаточно внимания и ресурсов или, другими словами, в результате их откровенного провала. Так, руководитель направления «Экономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Д. Белоусов в интервью газете «Известия» от 4 июня 2020 г. заявил, что Россия может войти в новую мировую систему подчиненным игроком, т.е. фактически «ресурсным придатком», если в ближайшие годы экономика страны не будет модернизирована. Фактор пандемии C0VID-19 и необходимость преодоления ее последствий негативно сказываются на мировой экономике. В то же время не исключено, что правильная расстановка приоритетов в экономической политике государства с учетом вынужденной коррекции ее вектора в оперативной перспективе, продиктованной актуализацией кризисного сценария, повлечет за собой нейтрализацию обозначенной выше угрозы.
Социально-политические риски прежде всего обусловлены необходимостью преодоления заметно возросшего уровня напряженности и нестабильности в обществе вследствие длительного периода нерабочих дней и самоизоляции. Согласно результатам исследования «Новый спектр политических настроений в обществе в 2020 г.», опубликованным 5 июня 2020 г. независимыми социологами группы Белановского, вера россиян в способность властей эффективно справляться со вспышкой коронавируса стремительно падает; преобладающими эмоциями у людей становятся раздражение, тревога и гнев; а тренд на усиление негативного отношения к федеральной власти, который начал формироваться в 2011 г. и вновь возник после «крымского перерыва» в 2018 г., был резко усилен пандемией коронавируса. В этой связи не исключается вероятность социально-политических потрясений в стране, на фоне которых ход реализации национальных проектов может существенно затрудниться.
Информационные риски не являются специфическим порождением последствий пандемии COVID-19, однако в меняющихся условиях они приобретают большую актуальность по объективным причинам. Информационную повестку в настоящее время заполняют темы борьбы с пандемией и проведения обще-
1 Пандемия С0У10-19 - пандемия коронавирусной инфекции С0У10-19, вызванная коронавирусом 5АЯ8-СоУ-2.
российского голосования по поправкам к Конституции РФ. Кампания по информированию о ходе реализации национальных проектов осуществляется в этих условиях точечно и недостаточно широко, результатом чего становится недостаточная степень информированности населения о принимаемых мерах в части достижения национальных целей и выполнения стратегических задач.
Рассмотрев экономические, социально-политические и информационные риски в ходе реализации национальных проектов 2019-2024 гг. в условиях пандемии COVID-19 и борьбы с ее последствиями, мы приходим к следующему выводу. В настоящее время пандемия COVID-19 является фактором экстраординарного характера, обусловливающим вынужденную необходимость коррекции проводимого экономического и социально-политического курсов. В то же время на фоне потенциальных рисков оптимальной представляется концентрация органов исполнительной власти на достижении заранее заявленных показателей в части реализации национальных проектов в силу объективной необходимости модернизации страны.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету (2020).
EZHOV Dmitriy Aleksandrovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor; Associate Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993;president@lenta.ru)
TO ASSESS THE RISKS OF IMPLEMENTING NATIONAL PROJECTS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC
Abstract. The article assesses the risks of implementing national projects of2019-2024 in the context of combating the consequences of the COVID-19 coronavirus pandemic. The author identifies three types of risks: economic, socio-political and informational ones and concludes, that there is a need to modernize the country, which is achieving through the implementation of national projects.
Keywords: national projects, coronavirus pandemic, Russia's development strategy, national goals, strategic objectives, modernization