Ezhov Dmitriy Aleksandrovich FEATURES OF PERCEPTION .
political sciences
УДК 32.019.5; 323.2
DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0003
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 2019-2024 В УСЛОВИЯХ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ
© 2020
AuthorlD: 317671 SPIN: 4055-3892 ResearcherlD: AAP-9722-2020 ORCID: 0000-0002-7103-836X
Ежов Дмитрий Александрович, кандидат политических наук, доцент, доцент Департамента политологии Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются особенности восприятия образа национальных проектов 2019-2024 государства в российском массовом сознании в условиях динамики уровня доверия к власти. В своих суждениях автор опирается на политико-коммуникативный подход. Актуальность исследовательской проблемы обусловлена значимостью задачи по нейтрализации социальных рисков, потенциальное возникновение которых не исключается в ходе реализации национальных проектов 2019-2024. В ходе проведенного анализа уделяется внимание анализу подходов к трактовкам понятия «политическое восприятие». В ходе исследования отмечается корреляционная зависимость между уровнем доверия к власти, отношением к национальным проектам и характером их восприятия. Анализируя реконструкцию модели проникновения образа национальных проектов 2019-2024 в массовое сознание с помощью средств массовой коммуникации, автор подчеркивает значение официального дискурса в формировании соответствующей модели. В целом, особенности восприятия образа национальных проектов 2019-2024 интерпретируются наложением фактора доверия к власти и отдельным ее представителям на информационный эффект, формируемый преимущественно в телевизионном новостном пространстве с помощью государственных средств массовой коммуникации.
Ключевые слова: политическое восприятие, восприятие образа, характер восприятия, образ власти, образ, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, массовое сознание, национальные проекты 2019-2024, доверие к власти.
FEATURES OF PERCEPTION OF THE IMAGE OF NATIONAL PROJECTS 2019-2024 IN CONDITIONS OF DYNAMICS OF LEVEL TRUST IN THE GOVERNMENT
© 2020
Ezhov Dmitriy Aleksandrovich, candidate of political sciences, associate professor, associate professor of the Political Science Department Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningradsky ave, 49, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the peculiarities of perception of the image of national projects 2019-2024 of the state in the Russian mass consciousness in the conditions of dynamics of level of trust in the government. In their judgments the author relies on political and communicative approach. The relevance of the research problem due to the importance of the task of managing social risks, the potential occurrence of which is not excluded in implementing the national projects 2019-2024. In the course of the analysis focuses on the analysis of approaches to the interpretations of the concept "political perception". The study noted a correlation between the level of confidence in the government, the national projects and the nature of their perception. Analyzing the reconstruction model of the penetration image of the national projects 2019-2024 into the mass consciousness by means of mass communication, the author emphasizes the importance of the official discourse in the formation of the corresponding model. In General, features in the perception of national projects 2019-2024 interpreted by overlaying a trust factor to the power and its separate representatives on the informational effect that is generated mainly in the television news space with the help of the state mass media.
Keywords: political perception, perception of the image, character of perception, image of power, image, mass communication, mass media, mass consciousness, national projects 2019-2024, trust in the government.
Введение. Образ национальных проектов 2019-2024 в российском массовом сознании обретает актуальность в контексте ее значимости для нейтрализации социальных рисков, прогнозируемых в ходе их реализации. Практическое выражение обозначенной проблемы в исследовательском отношении сводится к необходимости научного осмысления особенностей и прогнозируемых эффектов восприятия образа национальных проектов. В качестве объекта исследования выступает образ национальных проектов 2019-2024, формируемый в массовом сознании посредством средств массовой коммуникации. Непосредственным предметом исследовательского внимания являются особенности восприятия образа национальных проектов 2019-2024 в сознании россиян в условиях динамики уровня доверия к власти. Исследовательская цель заключается в выявлении соответствующих особенностей; она достигается путем выполнения таких задач, как обобщение теоретических подходов к трактовке проблемы восприятия образа и собственно политического восприятия, а также анализ модели восприятия национальных проектов в контексте реконструкции модели проникновения образа национальных проектов 2019-2024 в сознание с помощью
средств массовой коммуникации. Опираясь на методологическую базу, состоящую из политико-коммуникативного подхода, а также методов анализа и прогнозирования, автор в своих суждениях исходит из гипотезы, сводящейся к предположению, что на характере восприятия образа национальных проектов в российском массовом сознании непосредственно сказывается уровень доверия к власти и ее представителям, с которыми ассоциируется ход и реализация соответствующего процесса.
Анализ последних исследований и публикаций. В современной науке находят отражение систематизация современных исследовательских тенденций в области психологии восприятия [1] и обобщение данных перцептивных исследований по таким направлениям, как: методологические и методические аспекты современной психологии восприятия; соотношение типов научной рациональности в современной психологии восприятия; процесс восприятия как особая функция психики [2]. С учетом того, что национальные проекты являются непосредственным продуктом внутриполитической деятельности государства, особый интерес представляет трактовка политического восприятия, интерпретируемого в
политические науки
Ежов Дмитрий Александрович ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ...
качестве восприятия политики как таковой, восприятия политических лидеров, политических групп, политической власти, политической информации и других объектов, имеющих непосредственное отношение к политике, в контексте когнитивных процессов политической психики [3]. Отмечается, что отличительной особенностью политического восприятия является его опосредованный характер; массовое распространение новых каналов политической коммуникации ведет к виртуализации политики и отрыву политических образов от реальных интересов и повседневных практик граждан, что отражается на процессе восприятия, в котором значительную роль играют неосознаваемые компоненты [4]. В исследованиях политического восприятия в современных российских условиях подчеркивается его гомогенный характер [5].
Отдельно в современных исследованиях подчеркиваются ценностные основания в формировании восприятия государства, взаимосвязанные с характером политического поведения граждан [6]. В контексте объектно-предметной области настоящего исследования вызывает интерес изучение политических последствий аберраций социальных реалий, нагнетающих атмосферу в обществе и усиливающих недоверие к действующей власти [7]. С учетом того, что образ национальных проектов жестко коррелируется с образом власти, следует отметить отдельные научные труды, в которых внимание авторов сосредоточено на изучении образа власти, рассматриваемого в качестве феномена массового сознания, повседневных представлений людей [8]. Принимая во внимание тот факт, что одним из основных каналов распространения информации о ходе реализации национальных проектов 2019-2024 являются новостные телевизионные выпуски, следует отметить исследования, посвященные роли телевидения в формировании политических установок населения [9], а также средств массовой информации, в целом, в том числе, их значению в формировании восприятия политических ценностей в молодежной среде [10, 11].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Особенности восприятия национальных проектов обусловлены сформировавшейся моделью проникновения образа национальных проектов 2019-2024 в российское массовое сознание с помощью средств массовой коммуникации. Согласно опубликованным в марте 2020 года данным социологического опроса «Восприятие образа будущего и национальных проектов населением РФ», проведенным Центром социального проектирования «Платформа», национальные проекты находятся на самом предварительном этапе своего позиционирования; для значительной части населения их сущность кажется довольно размытой, неопределенной; и они лишь в незначительной мере компенсируют дефицит картины будущего [12]. Таким образом, дополнительно подтверждается, что восприятие образа национальных проектов как продукта внутриполитической деятельности государства имеет в массовом сознании опосредованный характер, что логически вытекает из специфики политического восприятия как такового.
На восприятие образа национальных проектов 20192024 накладывает серьезный отпечаток фактор доверия к власти и уверенности в будущем [12]. Практически он выражен в эффекте наложения на формируемый в массовом сознании образ нацпроектов характера отношения населения как к представителям власти, ассоциирующимся с процессом их реализации, так и к власти, в целом. Зачастую это отношение имеет негативную коннотацию. Однако, согласно результатам опроса Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), рейтинг доверия отдельным представителям федеральной власти в настоящее время, напротив, имеет положительную динамику [13, 14]. Данное обстоятельство, по нашему убеждению, вызвано ситуацион-
ным фактором, выраженным в виде борьбы с пандемией коронавируса COVID-19 и ее последствиями. Так, за время с февраля по май 2020 года уровень доверия Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину вырос с 5,0% до 10,6% [13]. При этом, согласно данным того же ВЦИОМ, представленным 26 июня 2020 года оценки работы премьер-министра и Правительства РФ в период с 15 по 21 июня 2020 года составили 40,2% и 37% соответственно [14]. На этом фоне следует признать опосредованное позитивное влияние имеющегося тренда на характер восприятия образа национальных проектов в массовом сознании. Дополнительным основанием в подтверждение предложенного тезиса является тот факт, что члены Правительства РФ являются кураторами национальных проектов. Таким образом, можно констатировать, что уровень доверия к власти, отношение к национальным проектам и характер их восприятия находятся в корреляционной зависимости.
В процессе реконструкции модели проникновения образа в массовом сознании нами выявлен характер циркуляции информации об объекте восприятия в новостном пространстве, преимущественно в телевизионном эфире. Следует отметить, что основным источником информации о национальных проектах является новостной контент телеканалов «Россия 1» и «Россия 24», принадлежащих Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Данный факт свидетельствует о продвижении образа национальных проектов в средствах массовой информации в соответствующем с содержательной точки зрения идейно-политическом контексте, что также не может не отражаться на характере его восприятия. Официальный дискурс способствует укоренению в сознании образа национальных проектов, имеющего преимущественно стереотипный характер, что генетически связанно с патерналистской политической культурой российского общества. Таким образом, путем иидоктринации актуальной информационной повестки в массовое сознание средства массовой информации способствуют содержательному наполнению модели восприятия образа национальных проектов 2019-2024.
Выводы. Особенности восприятия образа национальных проектов 2019-2024, в целом, сводятся к наложению на эффект, формируемый официальным дискурсом, фактора доверия к власти, как на персонализированном, так и на деперсонализированном уровнях. Уровень доверия к власти и отношение к ее представителям кор-релируются с характером восприятия инициируемых и реализуемых ее представителями проектов и программ. Таким образом, непосредственное влияние соответствующих показателей на характер восприятия образа национальных проектов 2019-2024 в российском массовом сознании представляется более чем очевидным. Отдельное значение в формировании модели восприятия образа национальных проектов 2019-2024 имеют (преимущественно, государственные) средства массовой информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шукова Г.В. Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия //Вопросы психологии. 2016. Т. 9. № 50. С. 9.
2. Шукова Г.В. Психология восприятия: трансцендентальная перспектива // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3 (96). С. 157166.
3. Бозаджиев В.Л. Когнитивные процессы политической психики //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1 (часть 2). С. 263-266.
4. Шестопал Е.Б. Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 81-90.
5. Zverev A.L., Palitay I.S., Smulkina N.V., Rogozar A.I. Specifics of Political Perception in Contemporary Russia //Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 40-54.
6. Карнаушенко Л.В. Ценностное восприятие государства в контексте проблемы политического поведения граждан //Закон и право. 2019. № 6. С. 15-19.
_7. Гоффе Н.В., Монусова Г.А. Аберрации восприятия социальных
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4(33)
23
Ezhov Dmitriy Aleksandrovich FEATURES OF PERCEPTION ...
political sciences
реалий: политические последствия //Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 8. С. 91—101.
8. Зуева Т.М. Стереотипическое формирование повседневного образа власти // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2016. № 1-2 (19). С. 94-101.
9. Иудин А.А., Привалов И.В. Формы восприятия телезрителями политических новостей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2 (50).
10. Самсонова Т.Н., Наумова Е.С. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 247-264.
11. Ежов Д.А. Достоверность освещения политической ситуации в России современными СМИ в восприятии студенческой молодежи // Власть. 2018. Т. 26. № 9. С. 25-28.
12. Восприятие образа будущего и национальных проектов населением РФ // «Платформа»: Центр социального проектирования [Электронный ресурс] URL: https://pltf.ru/2020/03/05/vosprijatie-obraza-budushhego-i-nacionalnyh-proektov-naseleniem/
13. Доверие политикам // ВЦИОМ [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam/
14. Рейтинги доверия политикам, оценки работы президента и правительства, поддержка политических партий // ВЦИОМ [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=10349
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету (2020)
Статья поступила в редакцию 06.07.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020
С. 74-81.