Научная статья на тему 'Политико-психологический образ современной России в массовом сознании старшего поколения'

Политико-психологический образ современной России в массовом сознании старшего поколения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СТРАНЫ / ОБРАЗ ВЛАСТИ / ОБРАЗ ЛИДЕРА / ОБРАЗ НАРОДА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / IMAGE OF THE COUNTRY / IMAGE OF POWER / IMAGE OF THE LEADER / IMAGE OF THE PEOPLE / POLITICAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кецба Валерий Игоревич, Кецба Бата Игоревич

Цель. Выявление политического образа своей страны в массовом сознании граждан Российской Федерации в возрасте от 56 лет. Процедура и методы. Работа основана на результатах социологических опросов, проведённых кафедрой социологии и психологии политики МГУ имени М. В. Ломоносова (в Москве, Тыве, республике Дагестане, Саратовской, Брянской, Смоленской, Томской и Челябинской областях). Для интерпретации полученных данных использовались качественные и количественные методы исследования (фокусированные полустандартизированные интервью, рисуночный тест и кодировка полученных данных), при помощи которых авторы сумели выявить политический образ России в массовом сознании старшего поколения. Результаты. Исследование показало, что политико-психологический образ России в сознании респондентов содержит в большей степени привлекательные, нежели негативные характеристики. Позитивные компоненты образа российской государственности и народа занимают доминирующее положение в сознании граждан России и практически нивелируют такие негативные ассоциации, как коррупция, плохие дороги и т. д. При этом образ страны не совсем целостный и имеет незначительные отличия на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия. На рациональном уровне политическая власть России в представлении респондентов менее негативна, чем на бессознательном уровне. Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования, описанные в статье, представляет особую практическую ценность для политических психологов и представителей власти, так как любая государственная стратегия малоэффективна, если не учитывает настроения общества и не получает от него поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL IMAGE OF MODERN RUSSIA IN THE MASS CONSCIOUSNESS OF THE GENERATION

Aim. To identify the political image of Russia as it exists in the mass consciousness of its citizens within the age group of 56 and over. Methodology. This study is based on the results of sociological surveys conducted by the Department of Sociology and Psychology of Politics of Moscow State University. The surveys were conducted in Moscow, Tyva, the Republic of Dagestan, Saratov, Bryanskaya, Smolensk, Tomsk and Chelyabinsk regions. Both qualitative and quantitative methods were used to interpret the gathered data (focused semi-standardized interviews, drawing test and coding of the gathered data). Through those methods the author has identified the image of Russia as it exists in the mass consciousness of Russian citizens. Results. This study showed that the political and psychological image of Russia in the minds of respondents contains more attractive than negative characteristics. The positive components of the image of Russian statehood and people occupy the dominant position in the minds of Russian citizens and practically neutralize such negative associations as corruption, bad roads, etc. Moreover, the image of the country is not completely holistic and has slight differences at a rational and unconscious level of perception. At the rational level, the political power of Russia in the opinion of respondents is less negative than at the unconscious level. Research implications. The research results described in this article are of particular practical value for political psychologists and government officials, since any state strategy is ineffective if it does not take into account the mood of society and does not receive support from it.

Текст научной работы на тему «Политико-психологический образ современной России в массовом сознании старшего поколения»

УДК 316.654-053.88 Кецба В. И.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, Российская Федерация

Кецба Б. И.

Российская таможенная академия

140015, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр-т, д. 4, Российская Федерация

ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИчЕСКИй ОБРАЗ современной РОССИИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

Цель. Выявление политического образа своей страны в массовом сознании граждан Российской Федерации в возрасте от 56 лет.

Процедура и методы. Работа основана на результатах социологических опросов, проведённых кафедрой социологии и психологии политики МГУ имени М. В. Ломоносова (в Москве, Тыве, республике Дагестане, Саратовской, Брянской, Смоленской, Томской и Челябинской областях). Для интерпретации полученных данных использовались качественные и количественные методы исследования (фокусированные полустандартизированные интервью, рисуночный тест и кодировка полученных данных), при помощи которых авторы сумели выявить политический образ России в массовом сознании старшего поколения.

Результаты. Исследование показало, что политико-психологический образ России в сознании респондентов содержит в большей степени привлекательные, нежели негативные характеристики. Позитивные компоненты образа российской государственности и народа занимают доминирующее положение в сознании граждан России и практически нивелируют такие негативные ассоциации, как коррупция, плохие дороги и т. д. При этом образ страны не совсем целостный и имеет незначительные отличия на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия. На рациональном уровне политическая власть России в представлении респондентов менее негативна, чем на бессознательном уровне.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования, описанные в статье, представляет особую практическую ценность для политических психологов и представителей власти, так как любая государственная стратегия малоэффективна, если не учитывает настроения общества и не получает от него поддержки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

образ страны, образ власти, образ лидера, образ народа, политическое восприятие

СТРУКТУРА

Введение

Рациональные компоненты политического образа России Неосознаваемые характеристики образа России в массовом сознании граждан от 56 лет.

Заключение

V. Ketsba

LomonosovMoscow State University

27korp. 4 Lomonosovsky pr-t, Moscow 119991, Russian Federation

B. Ketsba

Russian Customs Academy

4 Komsomol'sky pr-t, Lyubertsy 140015, Moscow Region, Russian Federation

POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL IMAGE OF MODERN RUSSIA IN THE MASS CONSCIOUSNESS OF THE GENERATION

ABSTRACT

Aim. To identify the political image of Russia as it exists in the mass consciousness of its citizens within the age group of 56 and over.

Methodology. This study is based on the results of sociological surveys conducted by the Department of Sociology and Psychology of Politics of Moscow State University. The surveys were conducted in Moscow, Tyva, the Republic of Dagestan, Saratov, Bryanskaya, Smolensk, Tomsk and Chelyabinsk regions. Both qualitative and quantitative methods were used to interpret the gathered data (focused semi-standardized interviews, drawing test and coding of the gathered data). Through those methods the author has identified the image of Russia as it exists in the mass consciousness of Russian citizens.

Results. This study showed that the political and psychological image of Russia in the minds of respondents contains more attractive than negative characteristics. The positive components of the image of Russian statehood and people occupy the dominant position in the minds of Russian citizens and practically neutralize such negative associations as corruption, bad roads, etc. Moreover, the image of the country is not completely holistic and has slight differences at a rational and unconscious level of perception. At the rational level, the political power of Russia in the opinion of respondents is less negative than at the unconscious level.

Research implications. The research results described in this article are of particular practical value for political psychologists and government officials, since any state strategy is ineffective if it does not take into account the mood of society and does not receive support from it.

KEYWORDS

image of the country, image of power, image of the leader, image of the people, political perception

ВВЕДЕНИЕ

В современной политической психологии одной из самых интересных и сложных тем является политическое восприятие страны разными возрастными группами. Сложность заключается в том, что страна как объект вмещает в себя множество составных частей, влияющих на процесс восприятия: географические особенности страны, политический контекст и мн. др. Существуют факторы, связанные с субъектом восприятия (респондентами), которые оставляют на нём отпечаток, а именно: уровень образования, гендерная

принадлежность, социальный статус и то, что вызывает определённый научный интерес, - поколенческие (возрастные) особенности восприятия [10, с. 26-44]. То, как воспринимают нынешнюю Россию её граждане в возрасте от 56 лет, заставшие времена Советского Союза, вызывает особый интерес у политических психологов.

Характеристика исследования. Выявить то, как воспринимают свою страну российские граждане от 56 лет, помог социологический опрос, проведённый кафедрой социологии и психологии политики МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках проекта «Образ страны в российском обществе: политико-психологический анализ» [11, с. 51]. В данном опросе приняли участие 139 представителей старшего возраста от 56 лет из Москвы, Тывы, республики Дагестана, Саратовской, Брянской, Смоленской, Томской и Челябинской областей. Данное исследование проводилось в два этапа. Первые опросы были проведены в сентябре 2017 г., а второй этап опросов осуществлялся в декабре 2018 г.

Политический образ страны форматируется на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия [8, с. 109]. Для того чтобы выявить, какой образ России сформирован в сознании граждан на рациональном уровне восприятия, респондентам задавались не вызывающие затруднения вопросы. Чтобы выявить образ России в массовом сознании граждан на неосознаваемом уровне восприятия, использовался рисуночный тест [3, с. 60]. Гражданам представилась возможность нарисовать свой народ и то, как они видят политическую власть Российской Федерации и представляют Россию.

Теоретико-методологическая часть данного исследования опирается на разработки политических психологов, основывающиеся на теории политического восприятия, а также на работы политических географов, в основе которых лежит представление о территории своей страны в сознании граждан [7, с. 108].

Политические географы изучают образ России, опираясь на территориальные особенности страны. По мнению известного российского политического географа Д. Н. Замятина, изучение образа страны невозможно без выявления знаний гражданина о её территории [4, с. 39-40]. Похожей позиции придерживается западный исследователь Г. Троубридж, считая, что географический образ страны в сознании граждан базируется на их представлении о её масштабах и границах [13, с. 88]. В отличие от политического образа власти, образа политического лидера и т. д. в образе территории невозможно выявить неосознаваемые компоненты, а также параметры «привлекательности, силы и активности» [11, с. 53].

Зарубежные и отечественные политические психологи придерживаются той позиции, что политический образ складывается на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия [5, с. 136], включающими в себя параметры «привлекательности, силы и активности». Политические психологи, в том числе известный российский исследователь Е. Б. Шестопал, считают, что

образ страны вмещает в себя:

- образ политической власти;

- образ политического лидера;

- образ народа;

- образ территории [2, с. 42].

рациональные компоненты политического образа россии

Для того чтобы понять отношение респондентов к России, им предоставили возможность раскрыть следующее утверждение: «Россия для меня - это...». Полученные ответы были разделены на вмещающие в себя: «позитивный, негативный, нейтральный и амбивалентный эмоциональный знаки» [6, с. 116]. Из 139 человек на данный вопрос 36% респондентов дали ответы, содержащие в себе эмоционально-положительный знак. Среди ответов, содержащих эмоционально-позитивный знак, были подобные заявления: «Россия для меня является родным домом», «.моей Родиной», «страной, которая дала мне все, что я имею» и т. д. Что касается заявлений, содержащих эмоционально-негативный знак, то их сделали 3,82% респондентов - это малый показатель, свидетельствующий о том, что граждане любят свою Родину. Однако на первом месте находятся ответы, содержащие эмоционально-нейтральный знак (59% заявлений). В качестве примера можно привести следующие ответы граждан: «страна, в которой я живу», «государство» и т. д. Для получения более целостного представления о том, какой образ России находится в массовом сознании граждан, необходимо понять, что именно вызывает чувство гордости и чувство стыда у респондентов. В связи с этим рассмотрим основные компоненты, вызывающие у граждан чувство гордости. В таблице 1 показано распределение наиболее частых ответов.

таблица 1 / Table 1

Что вызывает гордость, когда речь идёт о России / What causes pride when it comes to Russia

Предметы гордости Частота Проценты

История 41 29,3%

Люди и их личностные качества 26 18,8%

Политическая сила 35 25,2%

Ничего, нет ответа 19 13,83%

Территория 8 5,77%

В первую очередь чувство гордости по отношению к своей стране у граждан возникает, если речь идёт об истории России. Например, женщина, 62 года, заявила: «Горжусь Россией из-за её богатой истории и культуры». Полученные ответы респондентов в 25,2% случаев свидетельствуют о том,

ь

что чувство гордости у граждан вызывает политическая сила страны. Представители старшего поколения получают удовлетворение от сознания того, что Российская Федерация является мощным и влиятельным государством.

Полученные результаты свидетельствуют о высоком показателе респондентов (13,83%), которые оставили данный вопрос без ответа. Это может быть связано с тем, что они просто не хотели делиться своим мнением по данному поводу или действительно считают, что в России нечем гордиться.

В связи с этим можно перейти к анализу характеристик России, вызвавших у старшего поколения чувство стыда. Таблица 2 отражает распределение частых ответов.

таблица 2 / Table 2

Что вызывает стыд, когда речь идёт о России / What causes shame when it comes to Russia

Основания для стыда Частота Проценты

Социальные проблемы 55 39,6%

Ни за что, нет ответа 27 19,5%

Коррупция 23 16,5%

Неэффективное управление 18 13,2%

Культурный упадок 16 12,2%

Наибольшее чувство стыда у представителей данной возрастной когорты вызывает социальная сфера. 39,6% ответов из общего числа полученных свидетельствуют, что граждане недовольны общеэкономическим развитием. Мужчина, 67 лет, г. Брянск, заявил: «В век высоких технологий в провинциях основные социальные, бюджетные и иные структуры не развиты. Люди живут без газа, поликлиник, дорог, света, денег и элементарно чистой и горячей воды». Данное высказывание отражает недовольные настроения в обществе. Люди обращают внимание на то, что при большом количестве ресурсов в России пенсионерам в регионах живётся трудно, из-за чего у граждан ухудшается отношение к политической власти страны.

Политический образ власти - это система представлений о власти в обществе, включающая понятия о её сущности, функциях, структуре, а также ожидания от власти определённых социально-политических действий [9, с. 169]. Для того чтобы понять, какой образ политической власти находится в массовом сознании российских граждан старшего возраста, им был задан вопрос: «Как Вы могли бы охарактеризовать власть в современной России?». 43,4% полученных ответов содержали негативный эмоциональный знак. Респонденты часто выражали отношение к власти следующими высказываниями: «Власть в России коррумпированная», «...авторитарная», «...безразлична по отношению к людям». При этом образ власти в представлении граждан

значительно изменился: если обратить внимание на её политический образ в 1990-х гг. и начале 2000-х гг., то заметно, что образ стал менее негативным [1, с. 24-25].

Из 139 респондентов 19,1% граждан считают, что политическая власть Российской Федерации: «сильная, структурированная», «сильная и стабильная». Однако большая часть ответов представляет собой когнитивно бедные формулировки и свидетельствует о том, что у граждан слабое представление о политике и политической власти страны. Кроме того, высок процентный показатель респондентов (20,5%), проявивших нейтрально эмоциональный знак, описывая политическую власть в России.

Образ политического лидера. Чтобы выявить, кто является политическим лидером для граждан, им предлагалось назвать «трёх современных влиятельных российских политических лидеров». Частота упоминания российских политических лидеров респондентами представлена в виде диаграммы (рис. 1).

56Д09Й B.В.Путин ДАМедЕЕдев C.К.Шойгу

53,20% 24%

iiii

Рис. 1 / Fig. 1. Самые влиятельные политические лидеры России в представлении граждан / The most influential political leaders in Russia as seen by citizens

Бесспорным политическим лидером для россиян является Президент В. В. Путин, влиятельность которого не подлежит никакому сомнению. Граждане также упоминали В. В. Зюганова, В. В. Жириновского и т. д., но низкая частота их упоминания (менее 5%) свидетельствует о том, что к влиятельным политическим лидерам страны респонденты их практически не относят.

Интересно, что представления граждан старшего возраста о влиятельности того или иного политика отличаются от уровня доверия к нему. Так, согласно результатам опроса, политическими деятелями, которые россияне в наибольшей степени доверяют являются В. В. Путин (49,5%), С. В. Лавров (18,2%) и С. К. Шойгу (15%). Доверие граждан к политическим лидерам отражает привлекательность образа политика [12, с. 735-737].

Образ своего народа в массовом сознании респондентов позволил выявить задаваемый им вопрос: «Какими качествами обладают граждане России?». Ответы представителей старшего поколения России в 83,6% случаев вмещают в себя привлекательные характеристики. Подавляющее большинство ответов были шаблонными и совпадали по смыслу. Самыми распространёнными качествами, о которых говорили респонденты, являются: «терпение», «сила духа», «трудолюбие» и т. д., - что отражает привлекательность образа народа. Анализ полученных ответов свидетельствует о том, что респонденты в позитивном ключе воспринимают народ России, относясь к нему с любовью и трепетом. Тем не менее некоторые ответы содержали в себе негативные характеристики.

Представители старшего возраста в 2,2% случаев приписывали своему народу негативные качества: «лень», «безответственность», «инфантильность» «культурный упадок» и т. д.). Но подобные ответы встречались очень редко, в связи с чем позитивное отношение к своему народу является явно выраженным.

Образ территории в сознании респондентов на рациональном уровне позволил определить задаваемый им вопрос: «Какими пределами для Вас ограничивается Россия?». Для подавляющего большинства респондентов их страна ограничивается государственными границами Российской Федерации. Респонденты также считают, что её границы в ближайшем будущем не изменятся. Из 139 респондентов один заявил, что не совсем привык к тому, что Крым является территорией России, и поэтому считает крымчан не совсем россиянами. Данный факт является любопытным, поскольку представители старшего поколения России большую часть своей жизни знали, что Крым - территория Украины, и пока не смогли привыкнуть к настолько резким переменам.

неосознаваемые характеристики образа россии В массовом сознании граждан от 56 лет.

Для выявления неосознаваемых характеристик образа России у респондентов им дали возможность нарисовать, как они представляют себе Россию.

Анализ рисунков свидетельствует о том, что представители старшего поколения положительно относятся к своей стране, испытывая гордость за её обширные территории, за то, что Россия является сильным государством, - об этом говорят изображения военной техники, как видно на рисунке 2.

ь

Рис. 2 / Fig. 2. Внешнеполитический образ России (мужчина, 57 лет, высшее образование, Томская область) / Foreign policy image of Russia (male 57 years old, higher education, Tomsk region)

Положительную характеристику содержат в себе 33,9% рисунков, из чего следует, что на неосознаваемом уровне восприятия образ России более позитивный, чем на рациональном. Кроме этого, были рисунки, изображавшие негативные, нейтральные и амбивалентные характеристики. Негативные компоненты России присутствовали в 13,7% случаев, что свидетельствует о том, что на неосознаваемом уровне восприятия образ России привлекательный.

Образ политической власти Российской Федерации в массовом сознании российских граждан от 56 лет выявлен при помощи рисуночного теста. Респондентам представилась возможность нарисовать политическую власть России. Анализ полученных рисунков власти показывает, что отношение к ней на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия практически совпадает. Образ политической власти в сознании респондентов непривлекательный.

Из общего количества респондентов 48,1% граждан наделяют политическую власть России негативными характеристиками, об этом говорят рисунки, отражающие неравенство представителей власти и народа (рис. 3).

Рис. 3 / Fig. 3. Образ российской власти (мужчина, 65 лет, высшее образование, республика Дагестан) / The image of the Russian government (male, 65 years old, higher education, the Republic of Dagestan)

На примере рисунка 3 видно, что в понимании граждан представители власти нацелены на своё обогащение, а интересы народа, по мнению респондентов, не попадают в поле зрения чиновников. Кроме этого, стоит отметить, что образ политической власти Российской Федерации в большинстве случаев лишён субъектности.

Образ политического лидера, в качестве которого выступает В. В. Путин, на неосознаваемом уровне восприятия является позитивным и привлекательным. Представители старшего поколения в 57,8% случаев воспринимают президента страны позитивно. Анализ полученных рисунков свидетельствует о том, что В. В. Путина воспринимают как политического деятеля, заинтересованного в отстаивании интересов Российской Федерации на международной политической арене. Для респондентов Владимир Путин является личностью с волевым характером и человеком, который не боится решать проблемы государства.

Образ своего народа в массовом сознании респондентов на неосознаваемом уровне восприятия является позитивным. В 88,3% случаев на рисунках изображён российский народ, показанный сплочённым и сильным, уважающим и почитающим старшее поколение. Изображения российского народа часто встречаются в виде сильной армии, что свидетельствует об активном и сильном образе своего народа в массовом сознании респондентов. Изображения, показывающие негативные характеристики, при этом составляют колоссальное меньшинство (2%), на них показан культурный упадок общества, проявляющийся в пристрастии к алкоголю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом политический образ России в массовом сознании граждан является позитивным и привлекательным. Представители старшего поколения получают удовлетворение от сознания своей причастности к жизни в великой державе, сильное государство внушает им чувство гордости. Для представителей данной возрастной группы важными также являются территориальные особенности страны, её ресурсы, за счёт которых можно поддерживать уровень сильной державы.

Образ страны в сознании граждан на рациональном и бессознательном уровнях восприятия практически конгруэнтен. Очевидно, что рисунки содержат негативные характеристики, если на них отображены социальные моменты, такие как некачественные автодороги, социальное неравенство и т. д. Позитивные характеристики заложены в тех изображениях, где представлены народ, сильное государство и т. д. Образ России в сознании граждан также содержит и негативные компоненты, в чаще возникающие в представлениях о политической власти страны.

Образ власти в большинстве случаев получил негативную оценку у респондентов в данной возрастной группе. Стоит заметить и то, что по сравнению с предыдущими подобными исследованиями в настоящий момент власть воспринимается менее негативно, чем раньше. При этом становится очевидным, что власть не вызывает доверия у граждан. Образ политической власти на неосознаваемом и на рациональном уровнях восприятия практически совпадает, что проявляется в негативном отношении к ней. Образ политической власти Российской Федерации в массовом сознании старшего поколения является стереотипированным и по большей части лишённым субъектности.

Образ политического лидера, которым является Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступает привлекательным как на рациональном, так и на неосознаваемом уровнях восприятия. Для старшего поколения В. В. Путин является политиком, которому можно доверять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белых Т. В. Особенности восприятия образа власти гражданами в зрелом возрасте // Социум и власть. 2010. № 2 (26). С. 24-25.

2. Джгамадзе К. Б. Теоретико-методологические особенности изучения образа страны в массовом сознании // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63). С. 40-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Евгеньева Т. В. «Свои» и «Чужие»: Образы зарубежных государств в контексте восприятия России ее гражданами // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2018. № 2. С. 57-75.

4. Замятин Д. Н. Политико-географические образы российского пространства // Вестник Евразии. 2003. № 4. С. 34-45.

5. Комбаев А. В., Шиляева А. Н., Табинаева Е. Д. Образы России в массовом сознании граждан Китайской Народной Республики // Вестник Бурятского

государственного университета. 2015. № 6-1. С. 135-140.

6. Музыка Е. В. Гендерные особенности восприятия власти в современной России : дис. ... канд. полит. наук. Москва, 2016. 240 с.

7. Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д. Образ России под углом зрения политических коммуникаций // Полис. Политические исследования. 2010. № 4. С. 107-121.

8. Психология политического восприятия в современной России: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2013. № 6. С. 106-126.

9. Романович Н. А. Образ власти как отражение российской политической культуры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1. С. 169-172.

10. Шестопал Е. Б., Смулькина Н. В. Факторы восприятия постсоветских стран в современном российском обществе //Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 26-44.

11. Шестопал Е. Б., Смулькина Н. В. Какой видят свою страну сегодня российские граждане? // Полития. 2018. № 2 (89). С. 51-68.

12. In the eye of the beholder: Leader images in Canada / S. D. Brown, R. D. Lambert, B. J. Kay, J. E. Curtis // Canadian Journal of Political Science. 1988. Vol. 21. No. 4. Р. 729-755.

13. Trowbridge G. On fundamental methods of orientation and «Imaginary maps» // Science. 1913. Vol. 88. Р. 888-897.

REFERENCES

1. Belykh T. V. [Peculiarities of the image of power as perceived by older citizens]. In: Sotsium i vlast' [Society and Power], 2010, no. 2 (26), pp. 24-25.

2. Dzhgamadze K. B. [Theoretical and Methodological Features of Studying the Country's Image in the Mass Consciousness]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2015, no. 3 (63), pp. 40-44.

3. Evgenieva T. V. ["Friend or Foe": Images of foreign countries in the context of Russia's perception by its citizens]. In: VestnikMoskovskogo universiteta. Seri-ya 12: Politicheskie nauki [Bulletin of Moscow University. Series 12: Political Sciences], 2018, no. 2, pp. 57-75.

4. Zamyatin D. N. [Political and geographical images of Russian space]. In: In: VestnikEvrazii [Bulletin of Eurasia], 2003, no. 4, pp. 34-45.

5. Kombaev A. V., Shilyaeva A. N., Tabinaeva E. D. [Images of Russia in the mass consciousness of citizens of the People's Republic of China]. In: Vestnik Buryatsk-ogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryat State University], 2015, no. 6-1, pp. 135-140.

6. Muzyka E. V. Gendernye osobennosti vospriyatiya vlasti v sovremennoi Rossii: dis.... kand. polit. nauk [Gender characteristics of the perception of power in modern Russia : PhD thesis in Political sciences]. Moscow, 2017. 240 p.

7. Pischeva T. N., Vinogradova N. S., Nedova A. D. [The image of Russia from the perspective of political communications]. In: Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political research], 2010, no. 4, pp. 107-121.

8. Psychology of political perception in modern Russia: materials of the round table. In: VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 12:Politicheskie nauki [Bulletin of Moscow University. Series 12: Political Sciences], 2013, no. 6, pp. 106-126.

9. Romanovich N. A. [The image of power as a reflection of Russian political culture]. In: Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication], 2010, no. 1, pp. 169-172.

10. Shestopal E. B., Smulkina N. V. [Factors impacting the perception of post-Soviet countries in modern Russian society]. In: Polis. Political Studies, 2018, no. 1, pp. 26-44.

11. Shestopal E. B., Smulkina N. V. [How do Russian citizens see their country today?]. In: Politiya [Polity], 2018, no. 2 (89), pp. 51-68.

12. Brown S. D., Lambert R. D., Kay B. J., Curtis J. E. In the eye of the beholder: Leader images in Canada. In: Canadian Journal of Political Science, 1988, vol. 21, no. 4, pp. 729-755.

13. Trowbridge G. On fundamental methods of orientation and «Imaginary maps». In: Science, 1913, vol. 88, pp. 888-897.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 25.05.2020 Статья размещена на сайте: 09.09.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Кецба Валерий Игоревич - аспирант кафедры социологии и психологии политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, e-mail: ketsba17061994@mail.ru

Valery I. Ketsba - Postgraduate Student, Department of Sociology and Psychology of Politics, Lomonosov Moscow State University, e-mail: ketsba17061994@mail.ru

Кецба Бата Игоревич - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений научно-исследовательского института Российской таможенной академии; e-mail: ketsba94@mail.ru

Bata I. Ketsba - Cand. Sci. (Law), Senior Researcher, Department of Research of Problems in Theory and Practice of Customs Control, Commodity Nomenclature, Expertise and Trade Restrictions, Research Institute, Russian Customs Academy; e-mail: ketsba94@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Кецба В. И., Кецба Б. И. Политико-психологический образ современной России в массовом сознании старшего поколения от 56 лет // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru.

Ketsba V. I., Ketsba B. I. Political and psychological image of modern Russia in the mass consciousness of the older generation over 56. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2020, no. 3. Available at: www.evestnik-mgou.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.